Теория раскольникова и ее крушение кратко. Теория раскольникова и ее крушение. Что несет обездоленным теория Раскольникова

Роман «Преступление и наказание» можно назвать и философским, и социальным, и психологическим. Написанный в 1866 году, он отражает российскую жизнь второй половины XIX века, те времена, когда государство испытывало мощные сдвиги и потрясения в социальном плане.

Достоевский в своей книге обличает буржуазное общество, порождающее все виды зла – не только те, что сразу бросаются в глаза, но и те пороки, которые таятся в пучинах человеческого подсознания.

Герой книги – Родион Раскольников, когда – то бывший студентом, а теперь живущий

В страшной нищете. Положение его беспросветно, он не питает никаких надежд на улучшение своей жизни. Но, тем не менее, даже будучи одной из жертв жестокого буржуазного мира, Родион остается человеком; ум, склонность к постоянному анализу своих поступков, любовь к ближним, выдающиеся способности выделяют его из среды «маленьких людей».

Однако вечная нищета, которую невозможно преодолеть, обстановка, в которой ему приходится существовать, мрачный, давящий город, страдания и пороки окружающих его людей – все это подталкивает Раскольникова к созданию некоей теории.

Как человек образованный,

Родион понимает, что изменение своей собственной судьбы, судеб сестры и матери возможно только тогда, когда изменится мир, все его социальное устройство. Конечно, в то время такие изменения были невозможны, и поэтому Раскольников, восставая против несправедливого мироздания, пытается добиться что-то в одиночку, по выработанной им теории.

Долгие раздумья об основах несправедливого общества приводят его к выводу: все человечество можно разделить на два разряда – рядовые личности, которые годны лишь на то, чтобы произвести на свет себе подобных, и такие гении, как Наполеон или Магомет, которые, в силу своей гениальности, избранности имеют право вершить судьбы человечества, жертвуя сотнями «рядовых» жизней, не останавливаясь и перед преступлениями.

Раскольников одержим идеей мирового, всеобщего блага. Чтобы в мире было меньше несправедливости, чтобы доказать себе, что он не является «тварью дрожащей», Родион сам становится преступником, совершая убийство. Своим деянием он не сделал мир лучше – этот жестокий урок преподносит ему жизнь. Нравственные муки, кошмары воспаленного сознания сопровождают его после убийства старушки. Писатель талантливо описывает состояние героя – на основании описаний снов и видений Раскольникова мы видим, что главный герой понимает: убив человека, он, прежде всего, убивает свою бессмертную душу.

Раскольников впадает в отчаяние. Он видит, что зло в виде преступления никому не приносит пользу. Его теория, которую он так стремился проверить, не приносит результатов, целесообразность и оправданность ее вдруг рушится, и Родион разбит морально и физически. В тот момент, когда болезнь то и дело бросает его в беспамятство, он решается во всем раскрыться Сонечке Мармеладовой. Эта девушка тоже преступила нравственный закон, тоже погубила душу. Именно Сонечке предстоит окончательно развенчать теорию Раскольникова своим милосердием, жертвенностью, покорностью судьбе. Смысл теории теперь ускользает от самого Родиона – разве можно стать сверхчеловеком, переступая через боль и страдание других?

Попробовав претворить в жизнь свои мысли, Родион убедился, что его теория несостоятельна – невозможно быть Мессией-спасителем и Наполеоном одновременно, нельзя соединить в одном лице тирана и благодетеля мира. Попытка доказать, что он способен быть выше «серой массы», провалилась. Теперь Родион видит, что суждения его были ошибочны, и покорно принимает наказание за преступление, наказание, ставшее для него долгожданным облегчением от душевных мук.

Именно в этот момент Родион Раскольников, отринув свою античеловеческую, антигуманную теорию, возрождается для новой жизни.

Мы видим, что в романе красной нитью проходит мысль о том, что преступление, даже совершенное с благородной или гуманной целью, просто недопустимо в человеческом социуме. Теория, основанная на уничтожении всего лишь одного человека ради счастья многих, не должна существовать. Не забывайте, что этим «одним человеком» может стать каждый.

(343 слова)

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — хранилище трагических судеб. Читая книгу, не один раз погружаешься в раздумья не только над судьбами героев этой конкретной истории, но и над тем, что испытывают люди, которых ты видишь каждый день. Задумайтесь, кто из героев счастлив? Соня Мармеладова? Дуня? Лужин, Свидригайлов? Или Родион? Последний, наверное, несчастен даже в большей степени, чем все остальные. В этом всеобщем несчастье разрослись корни знаменитой теории Раскольникова, которая не только лишила жизни старуху-процентщицу и ее беременную сестру, но и разрушила личность самого убийцы.

Главная идея теории Раскольникова — люди делятся на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Одни — заурядные и ведомые люди, другие — великие вершители судеб. Родион говорит: «…большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопролитцы». Возможно. Но разве главный герой романа – «благодетель и установитель человечества»? Скорее всего, он всего лишь «тварь дрожащая». К этому выводу он и приходит в конце своих душевных терзаний.

Под тяготами жизни Раскольников прогнулся, пошел на преступление не только по отношению к себе, но и к Лизавете, Алене Ивановне. Но так ли он виноват? По утверждению Дмитрия Ивановича Писарева, известного литературного критика, не идея Раскольникова ведет его к убийству, а стесненные социальные обстоятельства, в которые ставит героя жизнь, лишенная всякого достатка. Социальная несправедливость, стратификация общества, бедность, антисанитарные условия жизни – все это факторы, приведшие Родиона к воплощению теории. Не зря встреча с бедняком Мармеладовым окончательно убеждает героя к своей правоте.

По моему мнению, подобные идеи возникали не только в раздумьях Раскольникова. Абсолютно все герои вынуждены идти на определенные преступления: кто-то пошел против себя и получил желтый билет; кто-то, окончательно разочаровавшийся в жизни, нашел спасение в алкоголе; кто-то, желая помочь брату, соглашается на брак по рачету. Все эти герои – жертвы несправедливого общественного устройства.

В очередной раз поднимая проблему маленького человека в большом мире, Федор Михайлович хочет сказать: «Смотрите! Они несчастны! Кто в этом виноват?». И ответа точного так никто и не нашел, и не найдет никогда. Желтый, болезненный Петербург, серые, мрачные подъезды, шатающиеся, окутанные паутиной лестницы, квартиры – углы, квартиры – клетушки, окна, выходящие на канавы и грязь – вот она, культурная столица. Вот оно, хранилище трагических судеб…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Не раз жизненные тяготы бросали отчаявшихся людей на необдуманные действия. Часто ли они приводили к улучшению качества жизни? Скорее к осознанию краха не столь материального, сколько духовного.

Теория Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского возникла на почве внутреннего бунта. Разделяя людей по двум категориям, молодой студент решается на отчаянный шаг, предполагая, что он может больше, чем жалко существовать. Писатель создал своего героя красивым, стройным молодым человеком. Это подобие многих, в те времена не живших, а существовавших, едва сводя концы с концами, людей. Но они из тех, по мнению Родиона Раскольникова, кто был чем-то низшим. Как он сам воздвигает - «твари дрожащие», которые живут смиренно и тихо. Жить с таким низким статусом он решительно отказывался, превознося себя до тех, кто сильнее, то бишь «право имеющих». Недостаток денег вынуждает его бросить учебу, жить в «клетушке», одеваться в лохмотья… Внутри него закипает «так не должно быть!» Он может больше, поскольку считает себя сильным мира сего и готов переступить эту грань между нищенствованием и процветанием. Во имя своих любимых, по крайней мере.

Действия происходят в Петербурге девятнадцатого века. Автор, в силу событий, наделил город унынием, грязью и скудостью живых красок. Чтобы выбраться из нищеты, ему нужен план, идея. На свою беду, в одном из городских трактиров Родион случайно становится свидетелем разговора студента и офицера о некой старухе-процентщице, жадной и противной бабке, но весьма богатой. «Той самой». Старуха желчная и мелочная, и не жаль ее, дряхлую, было бы убить, а может ограбить, чтоб нажитые ею средства пустить на благо людей, живущих высокой целью… Но сам незнакомец на такое не решится.

Дальше ничего не надо. Раскольников уже уловил идею, которая способна, по его мнению, дать возможность осуществить теорию, сформированную его измученным сознанием. Если тот студентишко не может, то он, сильный, решится на убийство. И план блестящий, и теория движет. Но злой рок, возникший из маленького просчета, перечеркивает всю задачу «улучшить мир» на корню. Очевидцем убийства становится ни в чем не повинная женщина - сестра процентщицы, кроткая Лизавета, которую, поневоле, приходится также уничтожить.

Достоевский показывает душевный кошмар человека, осознающего абсурд своей теории, приведшей к бесчеловечному поступку, якобы во благо высших ценностей. Его мучения, отвращение к миру, к своим родным, к тем деньгам, что он «заработал» таким способом, и… к самому себе. И рад бы раскаяться да жить праведно, но нет больше в том смысла. Его совершенная теория привела существование его души к краху. И он сдается. Он отрекается от всего, и от собственных протестов и принципов, и от финансового благополучия, выбирая путь праведника, путь смирения. Трагическое крушение надежд и замыслов приводит к пониманию, что такое решение должно было опередить его жуткий план, ставший в итоге судьбоносным.

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения. Главный герой романа «Преступление и наказание», бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части. Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорит, что «люди, по закону природы, делятся на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Смысл деления на два разряда - утверждение «права сильного» преступать закон и совершать преступления. Раскольников говорит об одиночках, возвышающихся над толпой: это - «сверхчеловек, живущий по закону, им самим себе данному. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Раскольников берется на деле доказать, что он - необыкновенная личность. Он тщательно обдумывает и приводит в исполнение ужасный замысел: убивает и грабит старую, скупую и ничтожную процентщицу Алену Ивановну. Правда, при этом принимает смерть и ее тихая кроткая сестра Лизавета, никому не причинявшая зла. Раскольников не сумел воспользоваться плодами своего преступления, его замучила совесть. Но сам он верит в свою теорию даже тогда, когда идет признаваться в убийстве, считая, что это он сам не оправдал надежд.

В России переломных шестидесятых многие были склонны считать себя людьми, стоящими над другими. В частности, стремление обогатиться одним ударом было закономерным проявлением духа наживы, обуявшего крупную и мелкую буржуазию (в романе эта стихия именуется Лужиным). Раскольников добивается не богатства и комфорта, он хочет осчастливить человечество. В социалистические идеи и революционную борьбу он не верил. Он хотел стать таким властелином, который употребил бы силу и власть на то, чтобы вывести человечество из унижения в светлый рай. Для него власть - не самоцель, а лишь средство воплощения идеала.

При этом Раскольников сам не замечает, как нарушает собственные правила. Для сильной личности не существует других, а он все время пытается что-то делать для людей (то отдает скудные деньги Мармеладовым, то пытается спасти пьяную девочку на бульваре). В нем слишком сильно развито сострадание. И хотя он доводит замысел до конца, в душе Раскольникова сражаются совесть, протестующая против пролития крови, и разум, оправдывающий убийство. Эта раздвоенность и привела к крушению идеи Раскольникова. Он желал стать Наполеоном и Мессией, Спасителем, в одном лице. Но тиран и добродетель не совмещаются. Идея Раскольникова не оправдала себя именно потому, что задавленный голодом, болезнью, нищетой Родион оказался живым и совестливым человеком, готовым нести ответственность за свои поступки.

Путем «справедливого» распределения благ, зародилась в атмосфере, характерной для того периода. С одной стороны - честные, порядочные люди, превращенные крайней бедностью в «тварей дрожащих», с другой - бесполезная, но очень богатая «вошь», сосущая кровь из тех самых честных людей. Да еще и новые, до конца несформированные, часто лишенные основ морали и духовности идеи подливают масла в огонь.

Чтобы подчеркнуть правоту (кажущуюся) Раскольникова, Достоевский намеренно рассеивает по всему роману картины горя, нищеты, усиливая тем самым тягостное ощущение безысходности. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения и привела к тому, что теория Раскольникова из стадии абстрактных размышлений перешла в стадию практической реализации, стала исповедь Мармеладова и письмо от матери. Наступил момент материализовать идею, долго вынашиваемую героем в его убогой каморке: это кровь по совести, которую избранным лицам (и ему в том числе) позволено проливать.

Теория Раскольникова находилась одновременно в зависимости и в противоречии с популярными тогда позитивистскими теориями Г. Спенсера, Д. С. Милля, Н. Г. Чернышевского. Все они уповали на экономическую выгоду и материальные удобства, достаток.

Достоевский считал, что сознание, постоянно заполненное такими категориями, теряет потребность в добродетелях христианских, в высокой духовности. Его герой пытается соединить обе стороны. Он мечтал, чтобы человек и эгоцентризм проявлял в разумных пределах, и чтобы он не стал рабом современных экономических отношений, не слишком погружался в свои

Теория Раскольникова, реализованная на практике, открыла самому герою парадоксальное соседство в его душе любви к людям и презрения к ним. Он считает себя избранником, который имеет право (и даже должен) убить, чтобы облагодетельствовать не только себя, но и все человечество. И здесь же он вдруг понимает, что его притягивает и власть ради самой власти, желание господствовать над другими.

Чтобы хоть как-то оправдать свои выстраданные идеи, Раскольников приводит в пример некоторых законодателей, которых не останавливала даже кровь. Однако их действия не представляются содержательными и спасительными, наоборот, они поражают бессмысленным разрушением ради лучшего. Подобный ход мыслей Родиона не облагораживает его идеи, как он того хотел, а только разоблачает их и приводит к той же оценке, которую дал всему происходящему Порфирий Петрович. Он определил преступника как индивида, который обожествляет себя, умаляя при этом личности других людей, и посягает на их жизни.

Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал как туманность спасительности и благодетельности новой идеи, ее неопределенность может послужить некой психологической завесой, способной усыпить даже совесть человека, чтобы уничтожить, размыть границы между понятиями добра и зла.

Теория Раскольникова и ее крах имеет и историческую сторону. Она показывает, насколько неоднозначными могут быть те или иные исторические нововведения, насколько благоразумию и благонравию может быть обратно пропорционален закон «Я».

Духовное возрождение главного героя автор не описывает так же подробно, как и его душевные мытарства, однако, контуры намечает. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Он испытывает сильнейшие и готов к покаянию, готов отныне руководствоваться в своей жизни только заповедями Евангелия. По мнению Достоевского, восстановить в герое человеческий облик способна только жертвенная, дающая любовь, причем не абстрактная, ко всему человечеству, а конкретная, к конкретному ближнему. Для Раскольникова таким спасением является сострадательная любовь между ним и



Вверх