Танеев сергей иванович. Выдающийся русский композитор сергей иванович танеев Известные произведения танеева

Человек душевной чистоты, неподдельной доброты, большой сердечности, чуткости, деликатности и удивительной скромности - такими добродетельными качествами наделяли современники Сергея Ивановича Танеева – видного композитора, блестящего пианиста, крупнейшего учёного музыковеда и прирождённого педагога, настоящего профессионала своего дела. Как композитор он оставил потомкам богатое творческое наследие. Как пианист он не только славился своей виртуозностью, но мог до тончайших мелочей передавать задуманное автором. Как ученый-музыковед он написал научные труды, которые и сегодня не потеряли своей актуальности. Как педагог для своих учеников он был «лучом в тёмном царстве» и попасть в его класс считалось большой удачей. Танеев был образцом во всём. Чтобы он не делал, он делал с оптимизмом, громадной волей и методичностью в работе. Большой интеллектуал с глубочайшей осмысленностью высказываний он имел такой авторитет, что многие выдающиеся деятели того времени почитали за честь общаться с ним.

Краткую биографию Сергея Танеева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Танеева

В середине позапрошлого века, а именно 25 ноября 1856 года, в древнейшем и красивом городе России – Владимире, в доме добрейшего души человека, потомка старинного дворянского рода, статского советника, врача и магистра словесности - Ивана Ильича Танеева произошло радостное событие: на свет появился малыш. Мальчик, которого счастливые родители назвали Сергеем, рос в доброжелательной и творческой атмосфере: в семье между собой изъяснялись на трёх языках и могли похвастаться богатейшей домашней библиотекой. Кроме того, глава семейства, будучи весьма образованным человеком и страстно увлекавшийся литературой и музыкальным искусством, часто устраивал в своём гостеприимном доме различные творческие вечера.


Родители очень заботились о всестороннем развитии своих сыновей, которых кроме Сережи было ещё двое: старший Владимир и средний Павел. Однако из троих детей музыкальными способностями был одарён только младшенький. Одарённость Сёрёжи, проявившаяся в раннем возрасте, всячески поддерживалась и уже с пяти лет он начал заниматься на фортепиано со специально приглашёнными преподавателями, которые отмечали великолепный слух, музыкальную память и необычайную серьёзность малыша.

Отрочество и юность в Златоглавой

Биография Танеев гласит, что в середине семидесятых годов семья Танеевых переехала на постоянное место жительство в Москву, где в Обуховском переулке приобрела скромный домик. Сергея определили на обучение в первую классическую гимназию, а 1966 году, после открытия Московской консерватории, записали вольнослушателем и в это учебное заведение, где на протяжении четырех лет он был учеником Э.Л. Лангера по фортепиано и теоретическим дисциплинам. В 1868 году обучение в гимназии всё же пришлось оставить, так как совмещать учёбу сразу в двух заведениях было для мальчика тяжело, тем более в консерватории тоже преподавались общеобразовательные дисциплины. В сентябре 1969 года Сергей Танеев становится действительным учащимся консерватории, кроме того, по теоретическим дисциплинам он сразу был определён в класс П.И. Чайковского , а затем у него же продолжал изучать инструментовку и композицию. Уже с того времени, когда преподаватель и ученик начали профессионально общаться, между ними завязались тёплые дружеские отношения, которые продолжались до самой смерти любимого учителя.


Юноша занимался музыкой очень увлечённо и иногда этим даже пугал своего отца. Иван Ильич стал беспокоиться, что одностороннее образование пагубно отразиться на общем развитии сына и поэтому консерваторское обучение Сергея поставил под вопрос. Спасти будущего композитора от неправильных намерений его родителя смог только директор консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн. Обычно скупой на похвалу, он настолько одобрительно отозвался о талантах молодого музыканта, что все страхи Ивана Ильича насчёт будущего его сына развеялись в один момент. После этого случая Николай Григорьевич взял Сергея в свой класс и обучал его игре на фортепиано до окончания консерватории. Более того не сомневаясь, что у талантливого ученика будет прекрасное творческое будущее как у исполнителя, так и композитора, Рубинштейн приглашал Сергея на музыкальные вечера, которые устраивал в своём доме.


Дебют Танеева – пианиста состоялся в 1874 году в Усадьбе Голицыных в Знаменском переулке. Это было первое публичное выступление молодого музыканта, на котором он блестяще исполнил произведения Листа и Шопена . В классе композиции Сергей также оправдывал все ожидания своего учителя П.И. Чайковского. За годы учёбы он стал автором крупных произведений, среди которых симфония, увертюры и кантата. Консерваторию Танеев закончил в девятнадцать лет просто блестяще: он стал первым учащимся этого учебного заведения, получившим золотую медаль. Перед молодым человеком открывались большие перспективы исполнительской, композиторской и педагогической деятельности, которыми он впоследствии на протяжении всей жизни с успехом занимался, но поначалу юноша решил совершить познавательное турне за пределы отечества. По приглашению своего педагога и наставника Н.Г. Рубинштейна он с образовательными целями посетил Грецию, Италию и Швейцарию, где с интересом изучал культуру и искусство этих стран. Вернувшись на родину, Сергей Танеев начал самостоятельную творческую жизнь. Активно гастролируя по городам России, он успешно выступал в Санкт- Петербурге, Харькове, Нижнем Новгороде, а в ноябре в Москве привёл слушателей в восторг премьерным исполнением концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского .

Французское путешествие


Весной 1876 года Сергей вновь отправляется с концертами по российским городам, а летом, немного отдохнув, вновь покидает Россию и уезжает во Францию, чтобы познакомиться с европейским искусством. В Париже он прилежно продолжает заниматься на фортепиано, просиживая за инструментом по 4-5 часов, регулярно присутствует на репетициях симфонических оркестров под управлением таких известных маэстро как Ж. Э. Падлу и Э. Колонна, посещает лекции в Сарбонне и различные концертные выступления. Ему посчастливилось быть приглашённым на «музыкальные четверги» к знаменитой Полине Виардо, которая в то время своим прекрасным пением радовала только близких друзей. Круг знакомств молодого человека сильно расширился: он сблизился с писателями Тургеневым, Ренаном, Флобером, и Золя, а также композиторами – Форе, Гуно, Сен-Сансом , Дюпарком и д"Энди. Восемь месяцев проведённые в Париже не прошли для Сергея даром, они вдохновили его на новые творческие свершения. Молодой музыкант переоценил свои предыдущие достижения и сделал вывод о недостаточной полноценности своего образования. Он учредил для себя программу, которой неукоснительно следовал всю жизнь.


Творческий взлёт

Возвращение на родину пришлось на июль месяц, но прекрасная летняя погода не соблазнила музыканта. Он поставил перед собой цель отработать ряд интересных программ, которые впоследствии исполнил на концертах в течение текущего года.

В 1878 году в жизни Сергея Танеева произошли кардинальные изменения. Его друг и учитель Пётр Ильич Чайковский, устав от преподавательской работы, а кроме того получив от государства пенсионное материальное обеспечение, решил полностью заняться творчеством. Он уговорил Танеева, которому к тому времени было всего лишь 22 года, взять на себя его консерваторскую педагогическую нагрузку, включающую в себя курс гармонии, полифонии, анализа музыкальных форм и оркестровки. А в 1881 году после кончины Н.Г. Рубинштейна, получив должность профессора, Сергей Иванович прибавил к своей преподавательской нагрузке фортепианный класс своего любимого педагога. В 1884 году по рекомендации Чайковского Танеев занял должность директора консерватории, на которой оставался в течение четырёх лет. Пользуясь большим авторитетом не только профессуры, но и студентов, он не только вернул консерватории прежний престиж, но и ввёл много новшеств, которые улучшили работу учреждения. Однако в 1889 году из-за неудовлетворённости административной работой и сильного влечения к творческой деятельности он оставил руководящий пост и сохранил в консерватории только педагогическую нагрузку.

К сожалению, в это время Танеев всё же мало занимался композиторской деятельностью, его больше интересовала грядущая постановка его оперы «Орестея» намеченная на сентябрь 1895 года в Петербурге. Композитор в это время часто наведывался в столицу, где сблизился с меценатом и владельцем нотного издательства М. Беляевым, а также питерскими композиторами: Римским-Корсаковым и Глазуновым . Серьёзные изменения в жизни Сергея Ивановича произошли в 1905 году. Возмущённый властными методами руководства директора консерватории В. Сафронова, он покинул стены учреждения и туда более не возвращался, а кроме того отказался от положенной ему пенсии. Тем не менее от любимой своей педагогической деятельности Танеев не отказался: он занимался частной практикой, совершенно бесплатно обучая учеников.

Уйдя из консерватории, Сергей Иванович продолжал оставаться значимой персоной в музыкальной жизни Москвы. В 1906 году он был одним из музыкальных деятелей, инициировавших открытие Народной консерватории, первоочередной задачей которой было музыкальное просвещение и приобщение простых людей к классической музыке. Помимо этого Танеев начал работать в ней преподавателем, с удовольствием приобщая широкие массы к искусству. В том же 1906 году Танеев закончил работу над «Подвижным контрапунктом строгого письма» - уникальным трудом, над которым композитор корпел около семнадцати лет. В 1908 году он стал одним из основателей «Музыкально-теоретической библиотеки, а в 1912 году был избран её почётным членом. Последним в жизни композитора стал 1915 год. Потрясённый преждевременной кончиной в апреле месяце Александра Скрябина , он, на похоронах следуя за гробом своего ученика, сильно простудился. Не придавая большого значения своему заболеванию, Танеев продолжал активно работать. С начала мая состояние здоровья композитора резко ухудшилось и его на автомобиле перевезли в семейную усадьбу Дютьково, где 19 июня Сергей Иванович скончался.



Интересные факты о Сергее Танееве

  • Отец Сергея Танеева Иван Ильич по свидетельству современников зарекомендовал себя как очень порядочный и образованный человек. Он проявил себя как поэт, писатель и большой меломан, так как сочинял музыку и умел музицировать на нескольких инструментах (фортепиано, флейта , скрипка , гитара ).
  • Из биографии Танеева мы узнаём, что своё первое публичное выступление он запомнил на всю жизнь. В одиннадцать лет он исполнил на консерваторском концерте первую часть ля минорной сонаты Моцарта и был награждён заслуженными аплодисментами. Однако, тогда ещё не понимая их значение и неправильно расценив, он подумал, что это знак неодобрения, расплакался и убежал со сцены.
  • Имя Сергея Танеева, блестяще закончившего консерваторию и первым из выпускников получившим золотую медаль, сегодня на памятной доске могут прочитать все посещающие Малый зал Московской консерватории.
  • Сергей Иванович Танеев был образованным человеком, кругозор которого был очень широк. Он разбирался в философии, естествознании, истории и математике. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, восхищаясь эрудицией композитора, говорил о нём, что это редкий человек с которым о чём не говори, он всё знает.
  • Танеев был очень дружен с Львом Толстым, и часто навещая писателя в Ясной Поляне, любил играть с ним в шахматы на произведение: если проигрывал композитор, то он играл на рояле, а если терпел поражение литератор - то читал своё сочинение.


  • В1895 году в семье Льва Толстого произошло трагическое событие: от скарлатины умер шестилетний сын Иван. Софье Андреевне – жене писателя очень тяжело переживавшей эту утрату, помогали справиться с этой трудной жизненной ситуацией беседы и музыка Сергея Танеева. Тесное дружеское общение Софьи Андреевны с композитором привело к тому, что Лев Николаевич стал ревновать свою жену.
  • Всю свою жизнь Танеев прожил вместе со своей няней, которую звали Пелагея Васильевна Чижова. У этой аккуратной простой деревенской женщины настолько было всё в порядке, что она без труда могла найти нужные страницы сочинений своего воспитанника. А когда у неё заканчивался лавровый лист, который она добавляла в пищу как приправу, то настойчиво отправляла Сергея Ивановича поиграть на концерте, ведь от благодарных слушателей он получал не только цветы, но и дарственные лавровые венки.
  • Сергей Рахманинов называл своего педагога С.И. Танеева «мировым учителем» и это воистину так. Невероятно требовательный к себе он воспитал также таких ярчайших звёзд отечественной музыкальной культуры, как А. Скрябин, Н. Метнер, К. Игумнов, Р. Глиэр , Н. Жиляев, В. Булычев, Г. Конюс, А. Александров, С. Василенко, Н. Ладухин, К. Сараджев, Б. Яворский, Е. Гнесина, Ю.Энгель, Н. Мазурина, С. Ляпунов, М. Унтилова, И. Сац, А. Корещенко, З. Палиашвили.
  • Композитор был настолько целеустремлённым человеком, что даже овладел международным искусственным языком эсперанто. Он вёл на нём личный дневник, а также сочинял романсы (к большому сожалению, ноты этих произведений утеряны).
  • Имя выдающегося композитора С.И. Танеева в сердцах граждан России будет жить вечно. В память о нём названы: Международный конкурс камерных ансамблей; Всероссийский музыкальный фестиваль классической музыки, проходящий один раз в два года во Владимире. Кроме этого, имя С.И. Танеева по праву присвоено Научно-музыкальной библиотеке Московской консерватории.

Творчество Сергея Танеева


Творческая жизнь Сергея Ивановича была чрезвычайно насыщенной и разносторонней. Причём Танеев - ученый, пианист и педагог неразрывно связан с Танеевым – композитором, которой оставил потомкам сравнительно небольшое, но весьма ценное по содержанию наследие. Будучи рьяным противником различных новомодных музыкальных направлений, он в своём творчестве основывался на народности и убеждённо следовал классическим традициям западноевропейской и русской музыки. Современникам композитора даже казался странным его непомерный интерес к Баху и Моцарту, кроме этого они подвергали его сочинения критике, называя устаревшими и сухими. Да, действительно, произведениям Сергея Ивановича не характерна открытая эмоциональность, но они отличаются мудрой сосредоточенностью и высочайшим мастерством.

Танеев – композитор, синтезируя, как он считал всё лучшее, что было в музыке, целеустремлённо искал собственное направление, свою манеру. Его композиторская техника заключалась в следующем: если он задумал какое-либо произведение, то сначала прорабатывал отдельные мотивы и темы будущего творения, сочиняя бесконечное множество эскизов, и только когда набивал руку в работе над составляющими частями, приступал к целостному выстраиванию произведения. Некоторым друзьям композитора этот метод казался слишком мудрёным, но тем не менее в результате такой кропотливой аналитической работы композитор создавал бесценные творения необыкновенной красоты. Разумеется, применяя такой аналитический способ, Сергей Иванович не мог похвастаться большим количеством своих сочинений, однако среди произведений, которые он писал в различных жанрах характерных для музыкальной культуры того времени, следует отметить оперу «Орестея», четыре симфонии, увертюры, четыре кантаты, концерт для фортепиано с оркестром, камерно - инструментальную музыку, хоры, романсы.

Музыкальная трилогия «Орестея », либретто которой построено на трагедиях Эсхила и, законченная Танеевым в 1895 году, явилась в оперном искусстве новой и интересной страницей, привлекшей внимание не только русских, но и зарубежных музыкантов.


Из симфонических произведений композитора необходимо особо отметить симфонию под номером четыре, по достоинству оценённую современниками выдающегося маэстро, а после смерти ставшей одним из самых популярных его произведений. Важно упомянуть, о взыскательности Танеева к своей работе: он считал, что это единственная из его симфоний достойна не разового исполнения, а полноценной концертной жизни и поэтому в отличие от других она была напечатана ещё при жизни композитора.

Большое внимание в своём творчестве Сергей Иванович уделял хоровой музыке – это важная часть его наследия и может быть очень символично, что весь его композиторский путь проходит как под аркой между двумя лирико – философскими кантатами «Иоанн Дамаскин » и «По прочтении псалма ». Заслуга Танеева, который с большим почитанием относился к хоровым жанрам – это возрождение хоров a cappella: он написал их более сорока. Кроме этого говоря о творческом достоянии композитора нельзя обойти вниманием его вклад в камерно – инструментальную музыку. Написанные им трио, квартеты и квинтеты стоят в ряду лучших образцов русской музыки в этом жанре, а вершинными, отмеченными особой монументальностью являются шестой квартет и фортепианный квинтет.

Танеев и Московская консерватория

С Московской консерваторией у композитора связано почти сорок лет его жизни. Согласно биографии Танеева, он был в числе первых учащихся, кто переступил порог этого замечательного учебного заведения с начала его открытия, затем по убедительной просьбе Петра Ильича Чайковского в 1878 году в стенах родной альма - матер занялся преподавательской деятельностью. И педагогическая работа настолько увлекла Танеева, что он даже всё своё сочинительство он отодвинул на второй план. Через три года вся российская культура понесла тяжёлую утрату: из жизни ушёл Антон Григорьевич Рубинштейн. После его смерти Чайковский в письме Танееву писал о том, что талантливый ученик должен продолжить дело своего учителя везде: в кабинете директора, классе специального фортепиано, а также за пультом дирижёра. Учащихся фортепианного класса Рубинштейна в 1881 году Сергей Иванович взял, а вот от директорской должности наотрез отказался. Однако через четыре года его всё же уговорили занять директорский кабинет, так дела в обезглавленной консерватории пошли очень плохо. Избранный в 1883 году директорский комитет не смог справиться ни с материальными затруднениями, ни с разбродом который возник среди профессорского состава.


Должность директора Танеев занял в сентябре 1885 года и сразу же начал активные преобразования, в результате которых был наведён полный порядок. Он поправил финансовые дела, обновил состав преподавателей, повысил учебную дисциплину, сделал корректировку учебных планов, а также ввел некоторые новшества. Например, по его указанию была организована музыкальная библиотека, а также систематически стали проводиться отчётные концерты учащихся. Должность директора приносила Сергею Ивановичу стабильный доход, но административная деятельность очень сильно его тяготила. Он хотел полностью отдавать себя творческой и научной работе, а времени для этого у него совсем не было. В мае 1889 года он поставил всех в известность, что покидает пост директора и передает обязанности руководителя В. Сафонову. Теперь он вновь с упоением мог заниматься любимыми занятиями, например, преподавать лично им разработанный интереснейший предмет – контрапункт. Позднее все наработки профессора стали основой его теории, которую он описал в фундаментальном научном труде, названным «Подвижным контрапунктом строгого стиля». Помимо этого Танеев в Московской консерватории создал стройную систему теоретического образования музыкантов: он не только разработал программы по соответствующим предметам, но и внёс изменения в методику их преподавания. Следует также отметить, что Сергей Иванович был в числе первых, кому пришла мысль сделать разграничение в профессиональном музыкальном образовании на среднюю и высшую ступени.

Танеев работал в консерватории до 1905 года, пока в стране не начались революционные волнения. Профессор выразил неудовольствие в связи с отчислением неблагонадёжных студентов консерватории, а также выступил за реформу образования, представив при этом свой проект изменений. Такая деятельность профессора вызвала гнев директора учреждения В. Сафонова, который вызвал Танеева на неприятный разговор. После взаимных обвинений Сергей Иванович написал заявление об уходе и, несмотря на уговоры коллег и студентов, его решение осталось твёрдым.

Личная жизнь композитора


К сожалению, о личной жизни Танеева известно очень мало. У него не было семьи, всю жизнь он прожил со своей няней П. Чижовой, которая была для него другом, советчиком и хозяйкой в доме. Поскольку композитор отличался замкнутостью, он никогда про себя никому не рассказывал и лишь одно письмо, найденное случайно спустя несколько лет после его смерти помогло расставить точки в драме всей его жизни. Сергей Иванович в восьмидесятых годах завёл приятное знакомство с пианисткой, женой знаменитого архитектора и живописца Альберта Бенуа – Марией. Возникло обоюдное влечение, но отношения пришлось прервать, так как к тому времени женщина уже была матерью четверых детей, которые при разводе остались бы с отцом. Кроме этого Танеев боялся, что не сможет материально обеспечить свою возлюбленную и дать ей такую жизнь, к которой она привыкла. У композитора теплилась надежда, что он всё же встретит достойную женщину и создаст с ней семью, в которой будут дети. Однако не сложилось, и одиночество преследовало его всю жизнь.

Сергей Иванович и его знаменитые родственники

Древнейший род столбовых дворян Танеевых, начинающего своё летоисчисление с XV века, имел много достойных представителей верой и правдой служивших своему Отечеству. Например, родственник композитора - Сергей Александрович Танеев был высокопоставленным чиновником, действительным тайным советником. Его сын – Александр Сергеевич служил главным управляющим Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Кроме этого Александр Танеев, получив серьёзное музыкальное образование (его домашним учителем по теории композиции был сам Н. А. Римский-Корсаков), был композитором - любителем, произведения которого успешно принимали как в России, так и за рубежом. В его творческом наследии довольно много сочинений, среди которых две симфонии, сюиты, струнные квартеты, романсы и даже опера «Месть Амура». Дочь Александра Сергеевича Танеева - А́нна Александровна Вырубова (в девичестве Танеева) была фрейлиной и ближайшей подругой последней российской императрицы Александры Фёдоровны. Страницы из жизни Анны Танеевой интересно отображены в историческом телевизионном сериале «Григорий Р.» снятом в 2016 году.

Ещё одним представителем Танеевского рода заслуживающим особого внимания является Владимир Иванович - родной старший брат композитора. Это был очень эрудированный человек с весьма обширным кругом интересов. Он занимался адвокатской практикой и экономикой, придерживался прогрессивных взглядов, был лично знаком с Карлом Марксом, являясь убеждённым сторонником его идей.

Активная и очень разнообразная творческая жизнь Сергея Ивановича Танеева для отечественной музыкальной культуры имеет весомое значение. К сожалению, его музыкальные произведения не сразу нашли подлинное признание, но сегодня они воспринимаются как настоящее достояние Серебряного века и слушаются с радостью и вдохновением.

Видео: смотреть фильм о Сергее Танееве

Родился 13 ноября 1856 г. во Владимире, умер 6 июня 1915 г. в Дюдьково, Звенигородского уезда Московской губернии.

Композитор, пианист, педагог, музыкальный ученый, музыкально-общественный деятель.

Директор Московской консерватории (1885-89).

Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV в. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С 5 лет учился игре на фортепиано, сначала у M.А. Миропольской, затем у В.И. Полянской (урожденной Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). Своей сравнительно зрелой и серьезной игрой (среди произведений, сыгранных Танеевым на экзаменационном прослушивании, был ноктюрн Дж.Филда B-dur) 9-летний пианист снискал особое расположение приемной комиссии: «Дитя провинции, полненький от ухаживания за ним отца и матери, одетый по моде того времени, в бархатный казакинчик, в пеструю, клетчатую шелковую рубашечку, перепоясанную наполовину, в напускных шароварах, будущий ученик с первого своего появления привлек симпатии к себе профессоров» (Липаев И.В. С. 3). До 1869 занимался в младших классах у Э.Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-75 продолжил занятия в классе фортепиано Н.Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П.И.Чайковского, контрапункта, фуги и муз. формы Н.А. Губерта. Среди сочинений консерваторских лет - Симфония e moll, отмеченная большим влиянием Чайковского. В 1875 окончил консерваторию с большой золотой медалью; имя Танеева - первое на доске отличия учеников консерватории.
В 1874 впервые выступил публично на музыкальном вечере в доме князя Голицына. После окончания консерватории много играл в концертах как пианист-солист и ансамблист. В январе 1875 в 7-м Симфоническом собрании ИРМО впервые в России исполнил Первый фортепианный концерт И. Брамса (дирижер Рубинштейн). В июне - июле 1875, в 1876-77 и 1880 осуществил поездки (первую из них с Рубинштейном) в Грецию, Италию, Францию, Швейцарию. В Париже общался с И.С. Тургеневым, Г.Флобером, Э. Золя, Ш.Гуно, К. Сен-Сансом и др. В 1876 совершил концертное турне вместе с Л.С. Ауэром по городам Центральной и Южной России (впослед¬ствии играл в ансамбле с Г.Венявским, А.В. Вержбиловичем, с Чешским квартетом, в фортепианных дуэтах с А.И.Зилоти, П.А. Пабстом и др.). Позднее, в 1908 и 1911-12, гастролировал с исполнением своих сочинений в Германии и Австро-Венгрии. Получил известность как первый исполнитель всех крупных произведений для фортепиано Чайковского (исключение - его Первый фортепианный концерт). После смерти Чайковского завершил, оркестровал, отредактировал и исполнил ряд его произведений. Выступал также с исполнением собственных сочинений. Был связан дружескими отношениями с композиторами петербургской школы (с сер. 1890-х гг.). Н.А. Римский-Корсаков, в частности, посвятил Танееву кантату «Свитезянка» (1897). Танеев в свою очередь посвятил Римскому-Корсакову Первый струнный квинтет. А.К. Глазунов посвятил Танееву Пятую симфонию, Танеев - Глазунову - Симфонию c-moll. М.П. Беляев издал многие сочинения Танеева, способствовал их исполнению в Русских симфонических концертах, Русских квартетных вечерах и на собраниях Петербургского общества камерной музыки. Танеев общался с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне (лето 1895 и 1896) и в его московском доме.
Известно особое пристрастие Танеева к творчеству В.А. Моцарта - способность не только великолепно чувствовать, исполнять, но и исследовать его музыку (см.: Der Inhalt des Arbeitsheftes von W.A. Mozarts eingenhändig geschriebenen Übungen mit den Unterweisungen durch seinen Vater im strengen Kontrapunkt und reinen Satz… // Verfasst von S.I. Tanejew. Salzburg. 1914; рус. пер.: Содер¬жание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте // Памяти Сергея Ивановича Танеева… М.-Л., 1947).

В композиторском творчестве Танеева нашли продолжение традиции русских классиков - М.И. Глинки, Чайковского, а также западно-европейских композиторов (И.С. Бах, Л. Ван Бетховен и др.). Одновременно предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX в. Характерным для Танеева являлось тяготение к нравственно-философской проблематике (кантаты «Иоанн Дамаскин», 1884; «По прочтении псалма», 1915; опера-трилогия «Орестея», 1894 и др.). К лучшим образцам камерно-инструментальных сочинений русской музыки относятся трио, квартеты, квинтеты Танеева. В большинстве сочинений воплощен принцип интонационного единства сонатно-симфонического цикла, во многом связанный с монотематизмом (Четвертая симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Автор свыше 40 хоров a cappella, Танеев фактически возродил этот некогда распространенный в отечественной музыке XVII-XVIII вв. жанр. Заметное явление русской музыки - романсы Танеева (55).

Педагогическая деятельность

В 1878-1905 деятельность Танеева неразрывно связана с Московской консерваторией. Сначала преподавал в ней гармонию и инструментовку, в 1881-88 вел класс фортепиано. В 1883, вследствие ухода из консерватории Губерта, Танееву пришлось взять класс свободного сочинения (до 1888). Со временем он оставил ceбе лишь специальный класс контрапункта и фуги (с 1888) и музыкальной формы (с 1897). Тогда же (1883) был избран в состав Комитета профессоров по управлению Московской консерваторией. В 1885-89, благодаря усилиям Чайковского, назначен директором Московской консерватории. За эти годы смог значительно поправить состояние финансовых дел консерватории, обновить преподавательский состав, повысить уровень учебной дисциплины и требований на приемных экзаменах, усовершенствовать учебные планы. Существенно повысил значение хорового и оркестрового классов, что позволило восстановить и продолжить прервавшуюся после смерти Рубинштейна практику постановки силами учеников консерватории оперных спектаклей. Среди особенно известных - постановка оперы «Волшебная флейта» Моцарта (1884), подготовка к которой дополнялась интереснейшими лекциями общетеоретического и эстетического порядка.
Наибольшее значение имело создание Танеевым в Московской консерватории стройной системы музыкально-теоретического образования. Разработал программы курсов гармонии, инструментовки, контрапункта и фуги, формы, свободные сочинения (отличные от программ Петербургской консерватории). В 1902 создал проект учебного плана по общей и специальной теории музыки: 1-й год - контрапункт и инструментовка обязательные (для теоретиков - специальные); 2-й год - фуга, инструментовка специальные; 3-й год - формы; 4-й и 5-й годы - свободное сочинение. Существенно обогатил методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Внес в их преподавание единство учебно-практических и собственно научных компонентов (особенно в курс контрапункта и фуги). Добивался связи теоретического образования с композиторским и исполнительским творчеством. Стимулировал развитие теории исполнительского искусств, в частности создание «Энциклопедии фортепианной техники Я.В. Вейнберга». Автор капитального труда «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909; посв. Г.А. Ларошу; 2-е изд. под ред. С.С.Богатырева. М., 1959), задуманного с учебно-практическими целями. С конца 1990-х гг. работал над книгой «Учение о каноне» (не завершена; издана В.М. Беляевым; М., 1929). В результате, по воспоминаниям А. С.Аренского, уровень даже общих курсов музыкально-теоретических дисциплин был в Московской консерватории настолько высоким, что «любой из плохих учеников [Московской консерватории] мог за пояс заткнуть такого, который считался в ряду успевающих [в Петербургской консерватории]» (Корабельникова Л.З. С. 86). Как педагог был известен чутким и тактичным отношением к индивидуальности учащегося и потому имел огромное количество учеников. В их числе прославленные композиторы, музыковеды, дирижеры, педагоги: А. Александров, В. Булычев, С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Жиляев, Г. Конюс, Н. Ладухин, С. Ляпунов, Н. Метнер, З. Палиашвили, С. Рахманинов, К. Сараджев, И. Сац, А. Скрябин, Ю.Энгель, Б. Яворский и многие другие. Сам прекрасный пианист, в области фортепианной педагогики продолжал традиции Рубинштейна. Среди учеников - Ел. Гнесина, К. Игумнов, А. Корещенко, Н. Мазурина, М. Унтилова.

В 1905, в знак протеста против авторитарных методов руководства консерваторией, Танеев покинул ее и больше туда не возвращался, несмотря на многочисленные просьбы профессоров и учеников. Один из основателей и педагогов Московской Народной консерватории (1906). Продолжал давать уроки частным образом (всегда безвозмездно), оставаясь видной фигурой в музыкальной жизни Москвы. Круг общения Танеева составляли К.А. Тимирязев, А.Г. Столетов, Я.П. Полонский, В.Е. Маковский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, В.Я. Брюсов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.В. Цветаев и мн. др.

Крупный общественный деятель. Работал в составе Этнографического отдела и Музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (с 1901). Большое значение придавал изучению народной музыки. В 1880-е гг. записал от А.А. Гатцука и обработал 27 украинских песен, гармонизовал также целый ряд украинских песен из собрания Н.А. Янчука. Результатом путешествия по Сванетии (1885), во время которого Танееву удалось записать от князя И. Урусбиева песни и инструментальные наигрыши, ста¬ло первое в России историко-теоретическое исследование музыкального фольклора народов Северного Кавказа ([«О музыке горских татар»] // Вестник Европы. Кн. 1. 1886. С. 94-98).

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

С третьей четверти XVIII столетия с. Маринино и Цикуль имели общих владельцев. После кончины отставного майора Танеева большая часть его имений перешла к четырем сыновьям: Сергею, Андрею, Илье и Василию Михайловичам Танеевым. Все четыре брата Танеевы, подобно отцу, служили в гвардии и достигли генеральских чинов, лишь младший Василий дослужился «всего лишь» до полковника.
Каменное здание Преображенской церкви в было построено в 1815 году братьями Танеевыми, среди которых Илья Танеев - дед композитора С.И.Танеева.
В 1830 году Иван Ильич Танеев, будущий отец композитора, прожил в Цикуле несколько недель. Иван Ильич верой и правдой 23 года прослужил во Владимире советником губернской Палаты государственного имущества. Во время разразившейся тогда в губернии эпидемии холеры он был избран на выборную общественную должность «смотрителя для предохранение от холеры» в Меленковском уезде.

Сергей Иванович Танеев

С.И. Танеев родился в 1856 г. в г. Владимире, в дворянской семье. С пяти лет С. И. Танеев обучался игре на фортепиано.


Улица Большая Нижегородская, д. 5. На месте этого здания стоял дом в котором родились и жили до 1864 года братья Танеевы.

Дом приобрел Протопопов П.А., дед братьев по материнской линии, в начале XIX в.
Владимир Иванович признавался, что был нежно привязан к родительскому дому: «Я вспоминаю о нем с самой страстной нежностью». Он всю жизнь помнил до мельчайших подробностей, где что находилось: «Дом стоял на углу небольшой площади и главной владимирской улицы, в отдаленном конце ее. Из окон были видны еще четыре других церкви и семинария. Улица в этом месте была пустынная. На ней обыкновенно не было никакого движения. Только по утрам и после полудня семинаристы толпами шли в класс и из класса».
Но по субботам сонную жизнь обывателей города нарушал звон цепей колодников, которых гнали в Сибирь по печально знаменитой «Владимирке». Эти субботние картины навсегда остались в памяти Танеева-старшего: «Колодники проходили в серых суконных халатах, скованные по двое, бледные, изнуренные. Иногда выдавалась колоссальная фигура, смелая, величественная, с поднятой грловой, с презрением на лице. По сторонам шли жалкие, ничтожные гарнизонные солдаты. На тучном коне красовался штабс-офицер, провожавший партию. Позади несколько телег с женщинами, детьми, больными».
Не потому ли потом, став взрослым, В.И. Танеев посвятил себя защите политических противников царского самодержавия, за что и получил прозвище «адвоката красных». Выступая на политических судебных процессах, он не только защищал обвиняемых, но и громил царский суд. Великий вождь пролетариата К. Маркс лично засвидетельствовал Танееву глубокое уважение, подарив ему свою фотографию в 1871 г.
Дом Танеевых был одноэтажный, довольно живописный: «Перед окнами, которые выходили на площадь, находился палисадник с акациями. К дому примыкал большой вымощенный двор и довольно обширный сад с яблонями, малиной, крыжовником, смородиной. В нем не было больших тенистых аллей, но большая дорожка, хотя и усаженная яблонями, была очень недурна. Вдоль забора стояли старые величественные липы», - с теплом описывал свой дом В.И. Танеев.
Отец братьев Танеевых слыл большим охотником строиться. В доме всегда что-то переделывалось, перекраивалось. «Дом принял почти европейский характер», - с легким юмором вспоминал Владимир Иванович, когда отец, Иван Ильич, приделал у двери звонок, а тяжелую мебель заменил новою, легкою. «Наконец, явилась главная принадлежность каждого цивилизованного жилища - вентиляция, всюду понемногу были устроены форточки».
В начале 1856 г. впервые в доме родителей встретился с молодым, но уже известным писателем . А через несколько лет судьба сведет их вместе. Между ними возникнут довольно близкие, дружеские отношения. Они сойдутся как единомышленники, выступающие против существующих порядков в России. Салтыков-Щедрин боролся против них как писатель, а Танеев - как юрист.
Братья навсегда сохранили светлую память о доме, где родились и провели детство, «во всех моих снах местом действия был непременно наш владимирский дом», - признался Владимир Иванович.
Когда пришла пора учить младшего сына, одаренного музыкальными способностями, родители в 1864 г. продали свой дом и уехали на жительство в Москву. «Я часто думал о нем, страдал при мысли, что его продали, и все мечтал его выкупить, - продолжал вспоминать В.И. Танеев.- Недавно, в сентябре 1874 г. (?), дом сгорел до основания. Только тогда нежность моя к этому дому ослабла».
Дом Танеевых сгорел до основания. На его месте была построена больница для духовной семинарии.


Больница Владимирской семинарии

На месте дома Танеевых в 1871 г. было построено здание , которая была освящена 17-го октября 1871 г. Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.

В 1864 г. семья Танеевых переехала в Москву. Музыкальное образование С.И. Танеев получил в Московской консерватории, которую окончил в 1875 г. с золотой медалью. По классу фортепиано он учился у Н.Г. Рубинштейна, по композиции – у П.И. Чайковского. С 1878 г. С.И. Танеев – преемник Чайковского в Московской консерватории, а с 1881 г., после смерти Н.Г. Рубинштейна, – профессор класса фортепиано.
В 1885 -1889 гг. С.И. Танеев – директор Московской консерватории.
С.И. Танеев воспитал поколение выдающихся музыкантов: А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Р.М. Глиэра, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера и других.
В 1880-е гг. С.И. Танеев был первым исполнителем всех крупных фортепианных сочинений П.И. Чайковского, после смерти которого завершил оставшиеся неоконченные его произведения.
В 1882 г. под управлением Танеева была исполнена в Москве его собственная «Увертюра на русскую тему», а в 1884 г. – кантата «Иоанн Дамаскин» (по поэме А.К. Толского), в 1885 г. – Третья симфония.
В 1887 г. Танеев начал работу над оперой «Орестея» (поставлена в Петербурге в 1895 г.).
В 1898 г. окончил Четвертую симфонию, исполненную в Петербурге.
В 1882, 1889, 1890 гг. Танеев гостил в усадьбе двоюродной тетки Е.Д. Сахаровой Останьино, недалеко от д. Даниловка Владимирской губернии (ныне Собинский район), куда в раннем детстве ездили всей семьей.
В августе 1893 г. и августе 1905 г. побывал в д. Налескино под Мстерой, где находился дом его первой учительницы музыки М.А. Миропольской.

В 1905 г. Танеев оставил Московскую консерваторию из-за несогласия с действиями директора и в 1906 г. принял участие в создании Народной консерватории .
Творческое наследие С.И. Танеева многообразно: 4 симфонии, 20 струнных ансамблей, опера «Орестея», 3 кантаты, 37 хоров, около 10 вокальных ансамблей, романсы.
Во Владимире именем С.И. Танеева названы детская музыкальная школа № 1, концертный зал областной филармонии, одна из улиц. Перед зданием концертного зала Владимирской областной филармонии установлен памятник С.И. Танееву.



Концертный зал имени Танеева


Бюст С.И. Танееву во Владимире

ДЮТЬКОВО

Адрес: Московская область, городской округ Звенигород, микрорайон Дютьково, д. 23а.






Музей Сергея Танеева в Дютькове

В Дютькове Танеев жил со своей няней Пелагеей Васильевной десять лет - с 1906 по 1915 гг., весну, лето и осень. Здесь им написаны увертюра к опере "Орестея", соната для скрипки и фортепиано, симфония "Ре-минор", романсы "Узник", "В годину утраты", "Бьется сердце беспокойное", труды по теории музыки.
О своей жизни в Дютькове он писал: "Живу я здесь в чистой избе, называемой дачей, имею инструмент. Работаю ежедневно в определенные часы, один день провожу, как другой, и прекрасно себя чувствую". Для студентов консерватории композитор устроил в Дютькове бесплатный музыкальный класс.












Концертный "зал" музея Танеева - летом в нём и на полянке перед ним бывают праздники и фестивали.

Осенью Дютьково - просто уютная деревенька, теперь она опять дачная, как и когда то - во времена Танеева. А вот летом, во время музыкальных фестивалей тут слышны звуки рояля, приезжает много приятной публики, что гуляет по знаменитой аллее из Дютьково в Кораллово.

Дом Танеева в Москве

Будет воссоздан интерьер его дома в Москве, на Пречистенке, в Малом Власьевском переулке, где он прожил последние 11 лет жизни. Этот дом – живой свидетель прошлого – был когда-то музыкальным и культурным центром Москвы. Сюда, на знаменитые «танеевские вторники», приходили ученики Сергея Ивановича: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, бывали члены семьи Толстых, М.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, А.С. Аренский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, К.А. Тимирязев, И.В. Цветаев, приезжали знаменитые иностранцы: клавесинистка Ванда Ландовска, дирижёр Артур Никиш, Чешский квартет. Известный своим бескорыстием, именно здесь Танеев занимался совершенно бесплатно со своими учениками; работал над теоретическими трудами «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне», которые впоследствии приобрели мировую известность; сочинял камерно-инструментальную музыку, хоры, известную кантату «По прочтении псалма» на слова А.С. Хомякова.

Сайт музея: http://m-dutkovo.ru/istoria_dutkovo.html

Усадьба Танеевых
с. Маринино, Ковровский р-н, Владимирская обл.

Еще в нач. XVII в. Танеевы обосновались в живописном уголке центра России: основали село Маринино, устроили усадьбу, выстроили храм. До наших дней чудом уцелели остатки старинного парка да одноэтажный деревянный дом Танеевых. В советское время в нем располагалась сельская школа, а после ее закрытия в 80-е гг. - библиотека, клуб и фельдшерско-акушерский пункт.

(1840-1921) - русский философ, адвокат и общественный деятель, старший брат композитора С.И. Танеева.
(февраль/март 1750 - 16.5.1827) - Ковровский уездный предводитель дворянства в 1794 г., Предводитель дворянства Владимирской губернии 1794-1796 гг.
(1888-1914) - русский композитор и пианист. Родился во Владимирской губернии.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С пяти лет учился игре на фортепиано, сначала у M. А. Миропольской, затем у В. И. Полянской (урождённой Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). До 1869 занимался в младших классах у Э. Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-1875 годах продолжил занятия в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П. И. Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы Н. А. Губерта. Был любимым учеником П. И. Чайковского.

В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал на концертах как пианист-солист и в ансамбле. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы. В 1885-1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке (дом 2/18). В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов руководства покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год). Танеев участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (всегда безвозмездно).

На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался.

Был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Научная и педагогическая деятельность

Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар», источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта, изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

« Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения. »
Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

В 1910-1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

Творчество

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - «Орестея» (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.

Память

  • Имя С. И. Танеева носят:
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 «С. Танеев»
  • Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
  • Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
  • Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
  • Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира;
  • Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
  • Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга-Москва);
  • Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
  • Танеевское музыкальное общество;
  • улица во Владимире;
  • улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
  • улица в Красноармейском районе г. Волгограда;
  • улица в Левобережном районе г. Воронежа;
  • Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде;
  • Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
  • самолёт Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
  • Малый Власьевский переулок в Москве с 1960 по 1994 годы был улицей Танеевых.
  • На доме, в котором родился композитор, во Владимире (улица Большая Нижегородская, 5) установлена мемориальная доска с надписью «В доме, стоявшем на этом месте, родился великий русский композитор, пианист, педагог, учёный Сергей Иванович Танеев».

Прижизненные аудиозаписи

Примечательны записи самого Танеева, сделанные в конце XIX века на парафиновые валики.

Сочинения

Опера «Орестея» (1-я постановка - 1895, Петербург)
Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», «Cлавa H. Г. Рубинштейнy», «Я памятник себе воздвиг».
4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
Для фортепиано - Прелюдия и фуга и др.
Хоры a cappella
Хоры без обозначения opus’a: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), "Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
Посмертные издания - хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
55 романсов Надо написать, что это номер 2, а не все двенадцать хоров.
Что надоумило Танеева это писать? Как он выбирал стихотворения? Не знаю.
Для интересующихся размещаю слова всех 12 стихотворений. Все же потратил какое-то время,
не пропадет мой скорбный труд.

1. На могиле

Сто лет пройдёт, сто лет; забытая могила,
Вчера зарытая, травою порастёт,
И плуг пройдёт по ней, и прах, давно остылый.
Могущественный дуб корнями обовьёт -
Он гордо зашумит вершиною густою;
Под тень его любовники придут
И сядут отдыхать вечернею порою,
Посмотрят вдаль, поникнув головою,
И тёмных листьев шум, задумавшись, поймут.

2. ВЕЧЕР
Зари догорающей пламя
Рассыпало по небу искры,
Сквозит лучезарное море;
Затих по дороге прибрежной
Бубенчиков говор нестройный,
Погонщиков звонкая песня
В дремучем лесу затерялась,
В прозрачном тумане мелькнула
И скрылась крикливая чайка.
Качается белая пена
У серого камня, как в люльке
Заснувший ребенок. Как перлы,
Росы освежительной капли
Повисли на листьях каштана,
И в каждой росинке трепещет
Зари догорающей пламя.

3.
Развалину башни, жилище орла,
Седая скала высоко подняла,
И вся наклонилась над бездной морской,
Как старец под ношей ему дорогой.

И долго та башня уныло глядит
В глухое ущелье, где ветер свистит;
И слушает башня - и слышится ей
Веселое ржанье и топот коней.

И смотрит седая скала в глубину,
Где ветер качает и гонит волну,
И видит - в обманчивом блеске волны
Шумят и мелькают трофеи войны.

4.
Посмотри - какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

5. НА КОРАБЛЕ
Стихает. Ночь темна. Свисти, чтоб мы не спали!..
Еще вчерашняя гроза не унялась:
Те ж волны бурные, что с вечера плескали,
Не закачав, еще качают нас.
В безлунном мраке мы дорогу потеряли,
Разбитым фонарем не освещен компас.
Неси огня! звони, свисти, чтоб мы не спали!-
Еще вчерашняя гроза не унялась...
Наш флаг порывисто и беспокойно веет;
Наш капитан впотьмах стоит, раздумья полн...

Заря!.. друзья, заря! Глядите, как яснеет –
И капитан, и мы, и гребни черных волн.
Кто болен, кто устал, кто бодр еще, кто плачет,
Что бурей сломано, разбито, снесено –
Все ясно: божий день, вставая, зла не прячет...
Но - не погибли мы!.. и много спасено...
Мы мачты укрепим, мы паруса подтянем,
Мы нашим топотом встревожим праздных лень –
И дальше в путь пойдем, и дружно песню грянем:
Господь, благослови грядущий день!
1856
6. Молитва
Отче наш! Сына моленью внемли!
Все-проникающую,
Все-созидающую,
Братскую дай нам любовь на земли!
Сыне, Распятый во имя любви!
Ожесточаемое
Оскудеваемое
Сердце Ты в нас освежи, обнови!
Дух Святый! Правды источник живой!
Дай силу страждущему!
Разуму жаждущему
Ты вожделенные тайны открой!
Боже! Спаси Ты от всяких цепей
Душу проснувшуюся
И ужаснувшуюся
Мрака и зла и неправды людей!
Вставших на глас Твой услыши мольбу,
И цепенеющую,
В лени коснеющую
Жизнь разбуди на святую борьбу!
Между 1855 и 1860

7. Из вечности музыка….
(ГИПОТЕЗА)

Из вечности музыка вдруг раздалась
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила,-
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел,- в ком сердце горит.

8. ПРОМЕТЕЙ

Я шел под скалами,
?Мглой ночи одет,
?Я нес темным людям
?Божественный свет -
?Любовь и свободу
?От страха и чар,
?И жажду познанья,
?И творческий дар.

Вдруг, разорвалася
Ночи занавеса,-
Брызнули в пространство
Молнии Зевеса,
И проснулись боги,
И богини с ложа
Поднялись, пугливым
Криком мир встревожа.

И посланный ими,
?В багровом дыму
?Мелькнул черный ворон
?И ринулся в тьму,-
?Он близко… Он ищет
?Меж скал и лесов
?Того, кто похитил
?Огонь у богов…

Я иду - и свет мой
Светит по дороге;
Я уж знаю тайну,
Что не вечны боги…
Мир земной, я знаю,
Пересоздан снова,-
И уста роняют
Пламенное слово.

Не мог утаить я
?Святого огня…-
?И ворон из мрака
?Завидел меня:
?Когтями и клювом
?Он рвет мою грудь,-
?И кровью обрызгав
?Тяжелый мой путь.

Пусть в борьбе паду я!
Пусть в цепях неволи
Буду я метаться
И кричать от боли!-
Ярче будет скорбный
Образ мой светиться,
С криком дальше будет
Мысль моя носиться…

И что тогда, боги!
?Что сделает гром
?С бессмертием духа,
?С небесным огнем?
?Ведь то, что я создал
?Любовью моей,
?Сильнее железных
?Когтей и цепей!!.

9.
Увидал из-за тучи утес,
Как в долину сошла молодая
Дочка Солнца - Весна, и, вздыхая,
Погрузился в туман сладких грёз.

Ему снится: с Весной молодою,
В снежных блестках, идет он к налою,
И венчает его ледяною
Диадемою светлый мороз…

А Весна позабыла вершину
И за тучами льдистый утес,-
По уступам сошла на долину
И забылась в чаду сладких грёз…

Снится ей: на заре, за холмами,
Там, где роща гремит соловьями,
Жаркий Май, с золотыми кудрями,
Ей дарит диадему из роз.
10 Звёзды

Посреди светил ночных,
Далеко мерцающих,
Из туманов млечными
Пятнами блуждающих
И переплывающих
Небеса полярные,
Новые созиждутся
Звёзды светозарные.

Так и вы, туманные
Мысли, тихо носитесь,
И неизъяснимые
В душу глухо проситесь,
Так и вы над нашими
Тёмными могилами
Загоритесь некогда
Яркими светилами.

11.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись - не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром - по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…

________________________________________

В дни, когда над сонным морем
Духота и тишина,
В отуманенном просторе
Еле движется волна.
Если ж вдруг дохнет над бездной
Ветер, грозен и могуч,
Закипит волна грознее
Надвигающихся туч,
И помчится, точно в битву
Разъяренный шпорой конь,
Отражая в брызгах пены
Молний солнечный огонь,
И, рассыпавшись о скалы,
Изомнет у берегов
Раскачавшиеся перья
Прошумевших тростников.



Вверх