Танеев, сергей- слушать онлайн, скачать, ноты. О жизни и творчестве сергея ивановича танеева Сергей танеев биография

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

С третьей четверти XVIII столетия с. Маринино и Цикуль имели общих владельцев. После кончины отставного майора Танеева большая часть его имений перешла к четырем сыновьям: Сергею, Андрею, Илье и Василию Михайловичам Танеевым. Все четыре брата Танеевы, подобно отцу, служили в гвардии и достигли генеральских чинов, лишь младший Василий дослужился «всего лишь» до полковника.
Каменное здание Преображенской церкви в было построено в 1815 году братьями Танеевыми, среди которых Илья Танеев - дед композитора С.И.Танеева.
В 1830 году Иван Ильич Танеев, будущий отец композитора, прожил в Цикуле несколько недель. Иван Ильич верой и правдой 23 года прослужил во Владимире советником губернской Палаты государственного имущества. Во время разразившейся тогда в губернии эпидемии холеры он был избран на выборную общественную должность «смотрителя для предохранение от холеры» в Меленковском уезде.

Сергей Иванович Танеев

С.И. Танеев родился в 1856 г. в г. Владимире, в дворянской семье. С пяти лет С. И. Танеев обучался игре на фортепиано.


Улица Большая Нижегородская, д. 5. На месте этого здания стоял дом в котором родились и жили до 1864 года братья Танеевы.

Дом приобрел Протопопов П.А., дед братьев по материнской линии, в начале XIX в.
Владимир Иванович признавался, что был нежно привязан к родительскому дому: «Я вспоминаю о нем с самой страстной нежностью». Он всю жизнь помнил до мельчайших подробностей, где что находилось: «Дом стоял на углу небольшой площади и главной владимирской улицы, в отдаленном конце ее. Из окон были видны еще четыре других церкви и семинария. Улица в этом месте была пустынная. На ней обыкновенно не было никакого движения. Только по утрам и после полудня семинаристы толпами шли в класс и из класса».
Но по субботам сонную жизнь обывателей города нарушал звон цепей колодников, которых гнали в Сибирь по печально знаменитой «Владимирке». Эти субботние картины навсегда остались в памяти Танеева-старшего: «Колодники проходили в серых суконных халатах, скованные по двое, бледные, изнуренные. Иногда выдавалась колоссальная фигура, смелая, величественная, с поднятой грловой, с презрением на лице. По сторонам шли жалкие, ничтожные гарнизонные солдаты. На тучном коне красовался штабс-офицер, провожавший партию. Позади несколько телег с женщинами, детьми, больными».
Не потому ли потом, став взрослым, В.И. Танеев посвятил себя защите политических противников царского самодержавия, за что и получил прозвище «адвоката красных». Выступая на политических судебных процессах, он не только защищал обвиняемых, но и громил царский суд. Великий вождь пролетариата К. Маркс лично засвидетельствовал Танееву глубокое уважение, подарив ему свою фотографию в 1871 г.
Дом Танеевых был одноэтажный, довольно живописный: «Перед окнами, которые выходили на площадь, находился палисадник с акациями. К дому примыкал большой вымощенный двор и довольно обширный сад с яблонями, малиной, крыжовником, смородиной. В нем не было больших тенистых аллей, но большая дорожка, хотя и усаженная яблонями, была очень недурна. Вдоль забора стояли старые величественные липы», - с теплом описывал свой дом В.И. Танеев.
Отец братьев Танеевых слыл большим охотником строиться. В доме всегда что-то переделывалось, перекраивалось. «Дом принял почти европейский характер», - с легким юмором вспоминал Владимир Иванович, когда отец, Иван Ильич, приделал у двери звонок, а тяжелую мебель заменил новою, легкою. «Наконец, явилась главная принадлежность каждого цивилизованного жилища - вентиляция, всюду понемногу были устроены форточки».
В начале 1856 г. впервые в доме родителей встретился с молодым, но уже известным писателем . А через несколько лет судьба сведет их вместе. Между ними возникнут довольно близкие, дружеские отношения. Они сойдутся как единомышленники, выступающие против существующих порядков в России. Салтыков-Щедрин боролся против них как писатель, а Танеев - как юрист.
Братья навсегда сохранили светлую память о доме, где родились и провели детство, «во всех моих снах местом действия был непременно наш владимирский дом», - признался Владимир Иванович.
Когда пришла пора учить младшего сына, одаренного музыкальными способностями, родители в 1864 г. продали свой дом и уехали на жительство в Москву. «Я часто думал о нем, страдал при мысли, что его продали, и все мечтал его выкупить, - продолжал вспоминать В.И. Танеев.- Недавно, в сентябре 1874 г. (?), дом сгорел до основания. Только тогда нежность моя к этому дому ослабла».
Дом Танеевых сгорел до основания. На его месте была построена больница для духовной семинарии.


Больница Владимирской семинарии

На месте дома Танеевых в 1871 г. было построено здание , которая была освящена 17-го октября 1871 г. Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.

В 1864 г. семья Танеевых переехала в Москву. Музыкальное образование С.И. Танеев получил в Московской консерватории, которую окончил в 1875 г. с золотой медалью. По классу фортепиано он учился у Н.Г. Рубинштейна, по композиции – у П.И. Чайковского. С 1878 г. С.И. Танеев – преемник Чайковского в Московской консерватории, а с 1881 г., после смерти Н.Г. Рубинштейна, – профессор класса фортепиано.
В 1885 -1889 гг. С.И. Танеев – директор Московской консерватории.
С.И. Танеев воспитал поколение выдающихся музыкантов: А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Р.М. Глиэра, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера и других.
В 1880-е гг. С.И. Танеев был первым исполнителем всех крупных фортепианных сочинений П.И. Чайковского, после смерти которого завершил оставшиеся неоконченные его произведения.
В 1882 г. под управлением Танеева была исполнена в Москве его собственная «Увертюра на русскую тему», а в 1884 г. – кантата «Иоанн Дамаскин» (по поэме А.К. Толского), в 1885 г. – Третья симфония.
В 1887 г. Танеев начал работу над оперой «Орестея» (поставлена в Петербурге в 1895 г.).
В 1898 г. окончил Четвертую симфонию, исполненную в Петербурге.
В 1882, 1889, 1890 гг. Танеев гостил в усадьбе двоюродной тетки Е.Д. Сахаровой Останьино, недалеко от д. Даниловка Владимирской губернии (ныне Собинский район), куда в раннем детстве ездили всей семьей.
В августе 1893 г. и августе 1905 г. побывал в д. Налескино под Мстерой, где находился дом его первой учительницы музыки М.А. Миропольской.

В 1905 г. Танеев оставил Московскую консерваторию из-за несогласия с действиями директора и в 1906 г. принял участие в создании Народной консерватории .
Творческое наследие С.И. Танеева многообразно: 4 симфонии, 20 струнных ансамблей, опера «Орестея», 3 кантаты, 37 хоров, около 10 вокальных ансамблей, романсы.
Во Владимире именем С.И. Танеева названы детская музыкальная школа № 1, концертный зал областной филармонии, одна из улиц. Перед зданием концертного зала Владимирской областной филармонии установлен памятник С.И. Танееву.



Концертный зал имени Танеева


Бюст С.И. Танееву во Владимире

ДЮТЬКОВО

Адрес: Московская область, городской округ Звенигород, микрорайон Дютьково, д. 23а.






Музей Сергея Танеева в Дютькове

В Дютькове Танеев жил со своей няней Пелагеей Васильевной десять лет - с 1906 по 1915 гг., весну, лето и осень. Здесь им написаны увертюра к опере "Орестея", соната для скрипки и фортепиано, симфония "Ре-минор", романсы "Узник", "В годину утраты", "Бьется сердце беспокойное", труды по теории музыки.
О своей жизни в Дютькове он писал: "Живу я здесь в чистой избе, называемой дачей, имею инструмент. Работаю ежедневно в определенные часы, один день провожу, как другой, и прекрасно себя чувствую". Для студентов консерватории композитор устроил в Дютькове бесплатный музыкальный класс.












Концертный "зал" музея Танеева - летом в нём и на полянке перед ним бывают праздники и фестивали.

Осенью Дютьково - просто уютная деревенька, теперь она опять дачная, как и когда то - во времена Танеева. А вот летом, во время музыкальных фестивалей тут слышны звуки рояля, приезжает много приятной публики, что гуляет по знаменитой аллее из Дютьково в Кораллово.

Дом Танеева в Москве

Будет воссоздан интерьер его дома в Москве, на Пречистенке, в Малом Власьевском переулке, где он прожил последние 11 лет жизни. Этот дом – живой свидетель прошлого – был когда-то музыкальным и культурным центром Москвы. Сюда, на знаменитые «танеевские вторники», приходили ученики Сергея Ивановича: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, бывали члены семьи Толстых, М.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, А.С. Аренский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, К.А. Тимирязев, И.В. Цветаев, приезжали знаменитые иностранцы: клавесинистка Ванда Ландовска, дирижёр Артур Никиш, Чешский квартет. Известный своим бескорыстием, именно здесь Танеев занимался совершенно бесплатно со своими учениками; работал над теоретическими трудами «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне», которые впоследствии приобрели мировую известность; сочинял камерно-инструментальную музыку, хоры, известную кантату «По прочтении псалма» на слова А.С. Хомякова.

Сайт музея: http://m-dutkovo.ru/istoria_dutkovo.html

Усадьба Танеевых
с. Маринино, Ковровский р-н, Владимирская обл.

Еще в нач. XVII в. Танеевы обосновались в живописном уголке центра России: основали село Маринино, устроили усадьбу, выстроили храм. До наших дней чудом уцелели остатки старинного парка да одноэтажный деревянный дом Танеевых. В советское время в нем располагалась сельская школа, а после ее закрытия в 80-е гг. - библиотека, клуб и фельдшерско-акушерский пункт.

(1840-1921) - русский философ, адвокат и общественный деятель, старший брат композитора С.И. Танеева.
(февраль/март 1750 - 16.5.1827) - Ковровский уездный предводитель дворянства в 1794 г., Предводитель дворянства Владимирской губернии 1794-1796 гг.
(1888-1914) - русский композитор и пианист. Родился во Владимирской губернии.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Серге́й Ива́нович Тане́ев (25 ноября 1856, Владимир - 19 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых. Младший брат писателя В. И. Танеева.

Родился в городе Владимире в 1856 году. Его отец увлекался литературой, писал пьесы, был эрудированным человеком, также являлся магистром словесности и музыкантом-любителем. Мать играла на фортепиано, неплохо рисовала. В семье Танееевых было шестеро детей, трое из которых умерли. Сергей был младших ребенком из тех, что остались. Танеевы жилы скромно, но старались изо всех сил дать детям достойное образование и хорошо их воспитать. К ним нередко захаживали известные деятели искусства.

В 1866 году Танеевы перебрались в Москву. Сергей поступил там в гимназию, а заодно и в Московскую консерваторию. Девять лет Сергей учился в консерватории, где сначала посещал класс фортепиано, изучал теорию музыки у Э. Лангера. Рубинштейн высоко отзывался о юном Танееве. Сергей закончил консерваторию с золотой медалью. После этого он отправился в Париж. 4-5 часов в день он посвящал игре на фортепиано, а всё остальное время гулял по городу. Бывал он часто в гостях у Полины Виардо, там же он познакомился с Тургеневым, с писателем Флобером, композитором Гуно. Был в гостях он и у Сен-Санса, где исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского. Кстати, в Париже Танеев продолжал переписываться с самим Чайковским. Во французской столице юный музыкант провел восемь месяцев.

В 1878 году он начал преподавать в Московской консерватории. Преподавательская деятельность очень увлекла Сергея. Он работал в консерватории вплоть до 1905 года. С 1881 года он стал профессором консерватории, а пост директора этого заведения занял в 1885 году и пробыл на нем до 1889 г. Танеев сдружился со Львом Толстым. Их роднила любовь к шахматам. После смерти же Чайковского Танеев счел возможным завершить его вокальный концерт «Ромео и Джульетта», фортепианный концерт, пьесу «Экспромт» и некоторые другие сочинения.

В 1905 году Танеев ушел из консерватории, протестуя против их методов руководства. Несмотря на то, что студенты и профессора просили его вернуться, он ушел навсегда. Однако Танеев продолжал обучать учеников частным образом. Концерт приносили Танееву неплохие гонорары, а потому он не брал плату с учеников за занятия. Его жена Пелагея вела абсолютно всё хозяйство. И называла она своего супруга «малым дитям».

Танеев являлся одним из основателей и преподавателей «Народной консерватории». Сергея также знали как энтузиаста-фольклориста. Он сделал обработки 27-ми украинских песен, гармонизовал несколько малорусских песен. В 1883 году он путешествовал по Грузии, после чего написал исследование «О музыке горских татар». Танеев развивал много музыкальных теорий, он создал поистине уникальный труд «Подвижный контрапункт строгого письма». Продолжением работы было «Учение о каноне». К концу своей жизни он продолжал интенсивно работать. В 1915 году, после похода на похороны А. Скрябина, Танеев сильно заболел. Болезнь дала осложнение на сердце, поэтому врач порекомендовал Сергею уехать в более спокойное место. Пианист перебрался в деревню Дютьково, где умер 6 июня 1915 года, не оправившись от простуды.

Сергей Иванович Танеев принадлежал к старинному дворянскому роду, внесенному в шестую часть дворянских родословных книг Владимирской, Пензенской, Новгородской, Петербургской и Орловской губерний и ведущему свою историю с XV века. В личном деле С.И. Танеева, хранящемся в фонде Московской консерватории в РГАЛИ, имеется свидетельство 1861 года о внесении Сергея Танеева в VI часть дворянской родословной книги к роду.

Представители рода Танеевых служили стольниками, стряпчими, воеводами, а на воинском поприще достигли генеральских и бригадирских чинов. Танеевы занимали ряд видных должностей по выборам дворянства, в том числе посты уездных и губернских предводителей дворянства.

Наиболее преуспели по службе потомки генерала С.М. Танеева, занимавшие высокие посты при Высочайшем дворе, начиная со времени царствования императора Александра I и до 1917 года. Один из них - Александр Сергеевич Танеев (1850-1918) был главноуправляющим Собственной Его Илшераторского Величества канцелярией, членом Государственного Совета и обер-гофмейстером, а также Почетным членом Академии наук, членом дирекции РМО, композитором. Он учился у Н.А. Римского- Корсакова и иногда брал уроки по контрапункту у своего дальнего родственника, тогда уже известного композитора С.И. Танеева, приходясь последнему троюродным племянником. Издания и рукописи его музыкальных сочинений хранятся в отделе редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки имени С.И. Танеева Московской консерватории и фондах ГЦММК имени М.И. Глинки.

От брака с Н.И. Толстой у него родилось трое детей. Дочь Анна, став фрейлиной, служила при дворе императора Николая II и была близким другом царской семьи. Она более известна по фамилии мужа как Вырубова Анна Александровна.

Ее брат Сергей Александрович Танеев - офицер царской армии, после 1917 года эмигрировал в США. Ему удалось вывезти с собой семейный архив, на основе которого впервые родословие Танеевых было опубликовано 50 лет назад в США, в Нью-Йорке. Дополненный и переработанный его вариант появился в России в 1995 году в Коврове Владимирской области.

Танеевы были связаны родственными узами с различными старинными прославленными фамилиями: Кутузовыми и Загоскиными, Толстыми и Грибоедовыми, Языковыми и Бутурлиными, Маклаковыми и Щелканами.


В центре родового герба, находящегося в седьмой части Общео гербовника ворянских родов Российской империи, изображена римская богиня Минерва (она же греческая Афина Паллада) - покровительница войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Вероятно, греческое миросозерцание было близко композитору С.И. Танееву не случайно. Одной из главных действующих лиц в его опере «Орестея» на древнегреческий сюжет по трагедии Эсхила является богиня Афина Паллада.

Отец композитора, Иван Ильич Танеев, окончил Московский университет, имел ученую степень магистра словесных наук и всю жизнь проявлял интерес к наукам и искусству. Сильнейшей страстью его была музыка, он играл на нескольких музыкальных инструментах, был композитором-любителем, а также заботился о раннем музыкальном воспитании своих детей. Его сочинения бережно хранятся в отделе редких изданий и рукописей научной музыкальной библиотеки имени С.И. Танеева Московской консерватории.

Мать, Варвара Павловна Танеева (урожденная Протопопова), была иного склада ума. По словам ее старшего сына, В.И. Танеева, «она могла быть хорошим судейским адвокатом и внесла в наше семейство свежую неиспорченную кровь грубого русского духовенства». В письме к П.И. Чайковскому от 11 апреля 1889 года С.И. Танеев вспоминает: «Сколько требовалось с ее стороны энергии, рассудительности и любви, чтобы в течение целой жизни так об нас заботиться, как она это делала. Ее не интересовали никакие высшие вопросы науки тили искусства, все ее мысли сосредоточивались на своей семейной жизни». Именно она подала прошение о помещении сына - юного Сергея Танеева в Московскую консерваторию. Этот документ бережно хранится в архиве Музея имени Н.Г. Рубинштейна при консерватории.

Старший брат композитора Владимир Иванович Танеев (1840- 1921) - известный общественный деятель, по своим взглядам - утопический социалист, юрист, философ, историк, библиофил и коллекционер. Его библиотека насчитывала более 20 тысяч книг на различных языках, преимущественно по истории Великой французской революции. Книга В.И. Танеева «Детство. Юность. Мысли о будущем» содержит дневниковые записи и воспоминания, а также историко-теоретические воззрения автора (издание Академии Наук СССР). За долгие годы он собрал уникальные коллекции гравюр и портретов общественных деятелей, театральных актеров XVIII- XIX веков, слепков античной скульптуры, которые размещались в его подмосковной усадьбе Демьяново. Он интересовался и собирал древние документы и материалы, связанные со своей родословной, а также сведения о генеалогическом древе. В круг его общения входили известные ученые, писатели, художники, композиторы, историки. Узы дружбы связывали его с писателем М.Е. Салтыковым-Щедриным, ученым К.А. Тимирязевым, художником А.М. Васнецовым.

Сергей Иванович Танеев был уроженцем Владимира, но девятилетним ребенком вместе с родителями переезжает на постоянное местожительство в Москву и сразу же поступает в только что открывшиеся классы консерватории.

Танеев прожил в Москве около полувека. Его отъезды из города, довольно редкие и сравнительно недолгие, были связаны, главным образом, с концертными гастролями или летним отдыхом. В поездках он часто тосковал, вспоминал детство, думал о приближающейся старости. Когда ему предложили возглавить Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, в своем дневнике он сделал запись 29 декабря 1894 года: «Не хочу покидать Москву». Вероятно, московская жизнь полностью его устраивала. Жил он постоянно в одном районе - на Пречистенке, адреса менял неохотно, только под воздействием веских причин. Все его последующие жилигца похожи одно на другое, при этом обязательными условиями проживания были отсутствие таких удобств, как электрическое освещение, водопровод, канализация и телефон; требовалась также отдаленность от соседей, мешающих занятиям музыкой. Почти всю жизнь он прожил со своей верной няней Пелагеей Васильевной Чижовой, служа честно и преданно своей единственной музе - Музыке. Письма и дневники Сергея Ивановича, воспоминания его современников свидетельствуют о ежедневных перемещениях Танеева в пределах города: чаще всего пешком, на извозчике, на конке, иногда на электротрамвае, очень редко на автомобиле. До настоящего времени сохранились только два дома в Москве, в которых проживал С.И. Танеев - его первый и последний адреса

Первый московский адрес С.И. Танеева: Обухов переулок, дом 7. С 1922 года он получил современное название - Чистый переулок. Дом сохранился, и в настоящее время там находится Детская музыкальная школа № 107 имени СИ. Танеева. В мае 1966 г. на здании установлена мемориальная доска: «В этом доме жили и работали выдающийся русский колшозитор СИ. Танеев, видный ученый и общественный деятель В.И. Танеев». Это собственный дом матери композитора Варвары Павловны Танеевой, приобретенный ею на средства от продажи дома во Владимире, доставшегося от ее отца по наследству.

В этом доме жили три поколения семьи Танеевых: родители композитора, он сам и старший брат с женой и пятью детьми. Приезжал из Петербурга погостить и средний брат колшозитора. Здесь прошли годы учебы сначала в Первой московской гимназии и одновременно в только что открывшихся классах консерватории, а затем только в консерватории. Далее последовали годы преподавательской работы в консерватории и деятельности на посту ее директора.


Из воспоминаний племянника композитора - Павла Танеева мы узнаем о том, что в доме были старинные кирпичные печи, украшенные изразцами; получаем сведения о планировке комнат, их принадлежности, расстановке мебели, а также об образе жизни Сергея Ивановича. В детстве Сережа занимал небольшую комнату на втором этаже с окном, выходящим во двор. В ней размещались кровать, маленький письменный стол и шкаф. Позднее он переехал в большую светлую комнату с высоким потолком, имевшую прекрасный вид из окна на многочисленные сады, окружавшие особняки. Комната была оклеена красивыми синими обоями с цветами, производившими впечатление бархатных. Ее обстановка была также проста: диван, рояль, пишущая машинка, шкаф с книгами, письменный стол, конторка и кресло-качалка, доставшаяся в наследство от Николая Рубинштейна. На стенах - портреты Бетховена, Моцарта, Чайковского и самого Сергея Ивановича.

Портрет Танеева - поясной, в натуральную величину, написанный маслом, в тяжелой золоченой раме - принадлежит кисти художника В.Е. Маковского. Он был написан еще при жизни матери композитора, то есть до 1889 года. В настоящее время местонахождение этого портрета неизвестно, но он достаточно хорошо виден на фотографии, где Танеев запечатлен вместе с няней и племянницей. Известно, что семьи Танеевых и Маковских поддерживали дружеские отношения в течение многих лет. Художник Владимир Егорович Маковский (под шуточным псевдонимом Немврод Плодовитов) сотрудничал вместе с Сергеем Ивановичем (псевдоним Эхидон Невыносимов) в юмористическом рукописном журнале «Захолустье», который выходил в летние месяцы в имении их общих друзей Масловых - Селище, куда композитор и живописец приезжали отдыхать и работать.

Когда Танеев был профессором, а затем директором консерватории, у него в доме устраивались званые обеды, обычно два раза в месяц. Собиралось много народа. Варвара Павловна, матушка, приготовляла «приличествующий случаю» обед. Она очень любила гостей своего сына. У него бывали профессора консерватории, певцы, актеры, художники: П.И. Чайковский, Н.С. Зверев, А.И. Зилоти, А.А. Брандуков, М.Н. Климентова-Муромцева, Н.М. Мазурина, профессора университета А.Г. Столетов, П.В. Преображенский и другие.

По воспоминаниям племянницы - Елены Танеевой, отец композитора был большим любителем музыки, играл на скрипке. Часто, не имея аккомпаниатора для совместного музицирования, он выходил на улицу и прогуливался до тех пор, пока не замечал «девицу или даму идущую с нотами. Он подходил и кротко говорил: «Я играю на скрипке, может быть вы мне согласитесь аккомпанировать?» И очень часто, если девица или дама не торопились, то соглашались аккомпанировать».

Известно, что Танеев был выдающимся пианистом-виртуозом, первым исполнителем многих сочинений Чайковского. Из воспоминаний племянника Павла узнаем, насколько ответственно он подходил к занятиям на фортепиано. Оказывается, между братьями Танеевыми была договоренность о том, что Сергей будет начинать играть на фортепиано не ранее 8 часов утра и заканчивать не позднее 10 часов вечера. Вероятно, это ограничение было одной из причин появления «немой» клавиатуры у Танеева.

Когда он готовился к концертам, то играл целыми днями, делая перерывы лишь для еды. От усиленной игры он иногда разбивал себе о клавиши подушечки пальцев, заклеивал их черным английским пластырем и продолжал упражнения с величайшей настойчивостью.

С домом в Чистом переулке связан интересный эпизод в жизни композитора.

Произошло это в годы его директорства в консерватории. Вспоминает племянница Елена Танеева, которая провела в доме детские и юношеские годы: «Раз, это было зимой. К крыльцу нашего дома подъехали нарядные сани, запряженные прекрасной лошадью, и из них вышла очень нарядная и красивая девушка Я сидела внизу за письменным столом и наблюдала. Девушка позвонила в наш подъезд. Я любовалась красивой лошадью и нарядной девушкой. Войдя, она спросила Сергея Ивановича. Когда она уехала я спросила дядю: “Кто эта красивая девушка?” Он сказал: “Это моя ученица Мазурина, которая приезжала ко мне по делу”. Прошло некоторое время. К крыльцу подъехала опять та же лошадь и тот же кучер, но в санях сидела пожилая женщина в ковровом платке и в шубе. Она спросила, дома ли Сергей Иванович. Ее провели в его комнату. Скоро отворилась дверь, вышла эта женщина с обиженным видом, и Сергей Иванович с громким смехом провожал гостью до двери. Когда женщина уехала, бабушка Варвара Павловна спросила дядю, отчего он так смеется, ведь неудобно по отношению к гостье. Дядя сказал: “Ведь это сваха. Она приезжала меня сватать. Она стала говорить, что есть девица-красавица - очень богатая музыкантша, которой он очень нравится, и не желает ли Сергей Иванович вступить в супружество с этой девицей? Я стал хохотать, а она обиделась. Нет, ты подумай, сваха, меня сватать!”, и дядя опять захохотал. А бабушка приняла это очень серьезно и сказала, что девица, вероятно, из купеческого звания, а там принято так поступать - посылать сваху, когда девица желает выйти замуж за человека, который ей нравится. Прошло некоторое время, и дядя как-то случайно узнал, что эта сваха приезжала от ученицы его Мазуриной. Потом Мазурина вышла замуж за лучшего виолончелиста Москвы - Брандукова».


После смерти матери С.И. Танеев уходит из родительского дома и начинает жить самостоятельно. Единственный сохранившийся до настоящего времени одноэтажный флигель, где он прожил 11 лет, расположен в Малом Власьевском переулке, в доме № 2. Арбатские старожилы до сих пор помнят этот переулок под названием улицы Танеевых. Это последний московский адрес композитора, его последнее жилище.

В начале XX века Малый Власьевский представлял собой тихий, небольшой переулок в районе Пречистенки, замощенный булыжником и освещенный «пушкинскими» фонарями. Во многих дворах раскинулись пышные сады. Сергея Ивановича вполне устраивало такое местонахождение: в нескольких минутах ходьбы от родительского дома, где продолжала жить многочисленная семья старшего брата Владимира Ивановича, и неподалеку от дома Масловых, близких друзей. Тихий патриархальный быт также отвечал его натуре: печное отопление, отсутствие электрического освещения и телефона, возможность в теплое время года работать в саду, а воду покупать у водовоза!

По воспоминаниям З.Ф. Савеловой, ученицы Танеева, впоследствии известного музыковеда-библиографа, работавшего в библиотеке Московской консерватории, когда она впервые побывала в этой квартире Сергея Ивановича, то «была удивлена простотой обстановки. В маленьком белом домике в глубине двора (посредине которого горделиво высился красивый барский дом владельца) все отзывалось стариной: низкие потолки, незатейливая, громоздкая старенькая мебель, высокая конторка с сильно потертым красным сукном, слркившая вместо письменного стола, старенький рояль, фисгармония, простой обеденный стол, книги и ноты без конца - на полках, на столе, на окнах. <...> Меня встретила его няня, известная всем московским музыкантам Пелагея Васильевна Она как-то подходила ко всей этой обстановке - маленькая, сморщенная, двигавшаяся вразвалку, но еще бодрая и живая».

Маленький домик состоял из семи небольших комнат, две из которых предназначались для работы и играли роль кабинета. В одной из них помещались лишь старенький рояль «Беккер» и фортепиано, другая была чуть просторнее. Сергею Ивановичу приходилось иногда извиняться перед дамами, посещавшими его музыкальные собрания. В записке А.Б. Гольденвейзеру от 6 мая 1911 года он пишет по поводу жены Александра Борисовича, что, если она «не побоится некоторых неудобств, происходящих от тесноты квартиры (слушать, например, придется из другой комнаты), то я был бы очень рад видеть ее в числе слушателей».

«К нему на квартиру, в его домик-особняк, стекались самые


разнокалиберные, по своему значению несоединимые, люди: от начинающего ученика до крупных мастеров всея России. И все чувствовали себя тут непринужденно, всем бывало весело, уютно, все были обласканы, все запасались от него какой-то бодростью, свежестью, и всем, сказал бы я, жилось и работалось после посещений “танеевского домика” легче и лучше», - писал ученик С.И. Танеева Сергей Васильевич Рахманинов, который неоднократно бывал в этом доме.






10 июня 1915 года «танеевский домик» был в трауре: вся музыкальная Москва прощалась с Танеевым. В этот же день Модест Ильич Чайковский высказал желание многих: «Оставить домик навсегда в том виде, как он был обитаем покойным».


Но пожеланиям культурной общественности Москвы не суждено было быться.

Пришли другие времена: дом превратился сначала в коммунальную квартиру, а потом и вовсе пришел в негодность. Пережил он и капитально-восстановительный ремонт, и переход в разряд памятника федерального значения, охраняемого государством, как «Дом, в котором жил композитор С.И. Танеев в 1904-15 годах». Но музея композитора Сергея Ивановича Танеева в нем по-прежнему нет.

Видные деятели русской культуры и потомки композитора в разное врелля предпринимали попытки создать в «танеевском домике» музей композитора. Одно из таких обращений публикуется в настоящем издании впервые - это письмо к Заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.М. Молотову. Относится этот докумант, вероятно, к середине 1940-х годов. В нем говорится о том, что в мемориальном доме «должны быть сосредоточены в большинстве сохранившиеся вещи его домашней обстановки, его библиотека и архив. Музей этот должен явиться филиалом Государственного центрального музея музыкальной культуры». Подписи под письмом не нуждаются в комментариях: Б.В. Асафьев, С.С. Прокофьев, В.Я. Шебалин,

К.Н. Игумнов, А.Ф. Гедике, Д.Б. Кабалевский, Н.Г. Райский, Ю.А. Шапорин, Е.Н. Алексеева,

А.В. Оссовский. Многие из них лично знали Танеева, бывали в его доме, учились у него, долгие годы дружили с ним, бережно хранили его наследие. И все же освободить дом «от проживающих в нем всего нескольких граждан» тогда не удалось.

Однако история продолжается. Предприняты новые (пока безуспешные) попытки по освобождению дома С.И. Танеева. И, может быть, в XXI веке нам все-таки посчастливится переступить порог «танеевского домика» как Дома-музея великого русского композитора, пианиста-виртуоза, крупнейшего музыкального ученого, «мирового учителя», «совести музыкальной Москвы», первого «золотого» медалиста Московской консерватории Сергея Ивановича Танеева.

Елена Фетисова

ГЦММК имени М.И. Глинки, заведующая отделом «Дом-музей С.И. Танеева»

Статьи о С.И. Танееве взяты из буклета, изданного к 140-летию Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (Сергей Иванович Танеев (1856-1915) : 150 лет со дня рождения / [Ред. сост. М.Д. Соколова]. - М. : [б. и.], 2006. - 60 c. : фот.)

И стория музыки знает примеры того, как талантливый музыкант по труднообъяснимым причинам оказывается в тени своих современников. Выдающийся русский композитор, пианист, педагог Сергей Иванович Танеев словно затенен двумя яркими фигурами - своего учителя Чайковского и своего ученика Рахманинова. Его творческие поиски шли в противовес общим тенденциям: слушатели хотели бурных романтических всплесков, а он предлагал интеллектуальную красоту. Может быть, это тот случай, когда талант опережает запросы эпохи?..

«Поверил я алгеброй гармонию»

Всем знакомы слова, которые вложил Пушкин в уста Сальери : «Поверил я алгеброй гармонию» . Поскольку изначально симпатии читателя принадлежат Моцарту, а рефлексии его коллеги кажутся морально сомнительными, никто и не задумывается о пользе алгебры для музыканта.

Но вот мы открываем объемный том с загадочным названием «Подвижной контрапункт строгого письма». Автор - Сергей Танеев. Наличие нотных примеров подсказывает нам: это книга о музыке. Вдруг мы замечаем фразу «алгебраическая сумма», путаемся в формулах… Все сомнения разрешает Леонардо да Винчи , чьи слова Танеев сделал эпиграфом к своей книге: «Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения» .

Во многом благодаря «математическим формулам» композитор и ученый Сергей Иванович Танеев смог раскрыть секреты мастерства композиторов прошлых эпох. А также приоткрыл одну из тайн моцартовской гениальности. Но об этом чуть позже. Пока нужно узнать больше о самом Танееве. Для чего профессор Танеев постоянно решал задачи? Почему его называли «музыкальной совестью Москвы»?

Альма-матер

Сергей Иванович Танеев родился в 1856 году во Владимире. Его отец был очень образованным человеком. Настоящей страстью скромного чиновника Ивана Танеева была музыка. В этом его поддерживал младший сын Сережа. Отец радовался музыкальности мальчика, но решение о консерваторском образовании сына далось ему непросто. Сам Николай Рубинштейн, выдающийся пианист, настаивал на том, чтобы девятилетний Сережа Танеев начал занятия в консерватории. Отец сдался.

Педагогами юного музыканта стали Николай Григорьевич Рубинштейн, у которого он занимался как пианист, и Петр Ильич Чайковский , обучавший его композиции («свободному сочинению»). Еще в студенческие годы Танеев-пианист начинает выступать. А Танеев-композитор пробует свои силы в самом сложном жанре: он пишет симфонию.

Танеев Сергей Иванович (1865-1915), композитор, пианист. Фотопортрет в возрасте 10 лет, фас, погрудный, коричневый фон. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Сергей Танеев. Нотное издание. Подвижной контрапункт строгого письма. - Лейпциг. 1909. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Фотография: goskatalog.ru

Танеев, Сергей Иванович (1856-1915), композитор. Портрет 1880-х гг., фас, погрудный. С автографом: «Петру Ильичу Чайковскому от искренне любящего его ученика С. Танеева. Москва 12 марта 86». Фотокопия с фото. Фотография: goskatalog.ru

В 1875 году Сергей Иванович с блеском оканчивает консерваторию и первым в ее истории получает большую золотую медаль. Самостоятельная творческая жизнь музыканта начинается с сольных выступлений и многочасовых занятий за роялем.

И в исполнительстве, и в сочинении музыки Танеев был очень требовательным к себе. Когда хвалили какое-то его произведение, он показывал солидную тетрадь черновиков. С эскизов начинались лучшие его сочинения - лирико-философские кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884) и «По прочтении псалма» (1915), драматическая Симфония до минор (1898), вдохновенный и романтичный фортепианный Квинтет (1911). Работа над некоторыми партитурами затягивалась на годы. Но изредка, из азарта, Танеев мог написать романс минут за двадцать.

Наставник, профессор, директор

Сергей Иванович начал рано преподавать. В 21 год он был приглашен в Московскую консерваторию . Танеев вел теоретические дисциплины (гармонию, полифонию, музыкальные формы), композицию, в также класс фортепиано. Став профессором, Танеев не изменил своей привычке учиться. Он с увлечением погружается в решение хитроумных контрапунктических задач.

Контрапункт (или полифония) - это искусство сочетания нескольких голосов в музыкальном произведении. Причем между этими голосами установлены паритетные отношения: каждый из них выразителен. Танеев искал логические закономерности в подобных сочетаниях. И нашел.

Он изучил множество полифонических партитур XVI–XVIII веков, сам написал огромное количество контрапунктов. Все «секретные коды» исследователь перевел на язык элементарных алгебраических приемов. Пользуясь ими, и студенты, и профессионалы могут получить множество комбинаций исходного варианта сочетания голосов.

Сам Танеев всю жизнь помнил своих учителей. И его ученики были столь же благодарными. Вот лишь некоторые из них: Сергей Рахманинов , Александр Скрябин , Николай Метнер, Константин Игумнов. Это ярчайшие имена отечественной культуры.

В течение четырех лет (1885–1889) Сергей Танеев был директором Московской консерватории. В тот период все студенты стали в какой-то степени его учениками. Он заботился о стипендиях, об удобных аудиториях для занятий.

В сентябре 1905 года из-за конфликта с новым директором Василием Сафоновым Танеев покинул любимую консерваторию. 249 учащихся обратились к нему с просьбой вернуться: Танеев был для них символом консерватории, которую они любили. Но решение Сергея Ивановича было окончательным.

«Привлечь к себе людей…»

Его справедливо называли «музыкальной совестью Москвы». В этом неофициальном звании отражены многие стороны личности Танеева. Это и ответственное отношение к профессиональным обязанностям, и принципиальность в решении сложных вопросов. Танеев заслужил почетное звание умением честно и корректно высказаться о творчестве коллег, готовностью похлопотать о судьбе молодого таланта.

Покинув консерваторию, он не оставил преподавание. О встречах с ним очень тепло вспоминает Сергей Прокофьев . Он пришел к нему впервые в 11 лет и был встречен не только похвалой, добрым советом, но и шоколадкой.

Фотооткрытка. Танеев, Сергей Иванович (1856-1915). Русск. композитор, проф. Моск. Консерв. и директор с 1885-1889 г. Портрет. 3/4 влево, погрудный. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Фотокопия. Танеев Сергей Иванович на даче у своих друзей Масловых - фото группа. С.И. стоит слева второй. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Фотооткрытка. Танеев, Сергей Иванович (1856-1915). Русск. композитор, проф. Моск. Консерв. и директор с 1885-1889 г. Сидит в лесу. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Фотокопия. Танеев Сергей Иванович (1856-1915). Композитор, пианист, портр., 3/4, влево, погрудный. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Композитор Александр Гречанинов, вспоминая о Танееве, говорил, что иногда было достаточно одного его присутствия: «Просто постоишь и порадуешься, что он тут, за делом, и уже довольный и этим уйдешь утешенный и ободренный» .

Людей, утешенных и ободренных Сергеем Ивановичем, было много, но сам он боялся одиночества. После смерти матери Танеев записал в своем дневнике: «Надо побольше и получше писать, чтобы сочинениями своими привлечь к себе людей, которые, может быть, и старость мою сделают менее одинокой» .

Учиться у Моцарта

Конечно, не боязнь одиночества определяла творческую работу музыканта. Он был заражен вирусом творчества. Это заставляло его в каждом труде - будь то сочинение симфонии или исследование фольклора - быть честным, дотошным. Из-за того, что был Танеев человеком исключительно скромным, многие его открытия до сих пор не оценены в полной мере.

В одном из писем к Чайковскому он пишет:

«Без вдохновения нет творчества. Но не надо забывать, что в моменты творчества человеческий мозг не создает нечто совершенно новое, а только комбинирует то, что в нем уже есть, что он приобрел путем привычки. Отсюда необходимость образования как пособия творчеству».

Это и ответ тем, кто не верил в важность образования, и формулировка важной психологической особенности. А еще в этих строках есть ответ на реплику в духе «А как же Моцарт?» Считается, что он сочинял всё махом, в порыве вдохновенья…

В декабре 1911 года Сергей Танеев приезжает в Зальцбург, на родину Моцарта, чтобы изучить его детские нотные тетради. В них - «скучные» упражнения по контрапункту (полифонии), выполненные маленьким Вольфгангом под руководством отца. Из этих ученических заданий и выросли великолепные контрапункты будущих моцартовских шедевров.

Танеев, профессор (пусть и покинувший консерваторию), зрелый композитор, не стеснялся учиться у Моцарта. Он вообще не стеснялся учиться и работать. Только делал он это без «пота и крови», а с радостью, с воодушевлением. И мы слушаем музыку Сергея Танеева, радуясь и вдохновляясь.

Кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» (исполняют хор и оркестр Московской консерватории):

Выпуск программы «Партитуры не горят», посвященный творчеству Сергея Танеева:

Сергей Иванович Танеев (13 ноября 1856, Владимир — 6 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) — русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Младший брат адвоката В. И. Танеева.

В русской музыке рубежа веков С. Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени.

Однако главное дело его жизни, композиторское творчество, далеко не сразу нашло подлинное признание. Причина не в том, что Танеев — новатор-радикал, заметно опередивший свою эпоху. Напротив, многое в его музыке воспринималось современниками как устаревшее, как плод «профессорской учености», сухой кабинетной работы. Странным и несвоевременным казался интерес Танеева к старым мастерам, к И. С. Баху, В. А. Моцарту, удивляла приверженность классическим формам и жанрам. Лишь позднее пришло понимание исторической правоты Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач.
Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств — таким был и Иван Ильич, отец будущего композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 г. он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Танеев становится учеником П. Чайковского и Н. Рубинштейна — двух крупнейших деятелей музыкальной России. Блестящее окончание консерватории в 1875 г. (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. Но прежде Танеев совершает поездку за рубеж.
Пребывание в Париже, соприкосновение с европейской культурной средой оказало сильнейшее воздействие на восприимчивого двадцатилетнего художника. Танеев предпринимает суровую переоценку достигнутого им на родине и приходит к выводу о недостаточности своего образования, как музыкального, так и обще- гуманитарного. Наметив твердый план, он начинает упорную работу над расширением кругозора. Работа эта продолжалась всю жизнь, благодаря чему Танеев смог стать вровень с образованнейшими людьми своего времени.
Та же планомерная целеустремленность присуща и композиторской деятельности Танеева. Он желал практически овладеть сокровищами европейской музыкальной традиции, переосмыслить ее на родной русской почве. Вообще, как полагал молодой композитор, русской музыке недостает исторической укорененности, она должна усвоить опыт классических европейских форм — прежде всего полифонических.

Очень существен вклад Танеева в области камерно-инструментальной музыки. Русский камерный ансамбль обязан ему своим расцветом, во многом обусловившим дальнейшее развитие жанра в советское время в творчестве Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Дарование Танеева как нельзя лучше отвечало строю камерного музицирования, которому присущ, по словам Б. Асафьева, «свой уклон содержания, особенно в сферу возвышенно-интеллектуальную, в область созерцания и размышления». Строгий отбор, экономия выразительных средств, отточенность письма, необходимые в камерных жанрах, всегда оставались идеалом для Танеева. Исключительно мелодическое богатство ансамблей, особенно их медленных частей, гибкость и широта развития тематизма, близкие свободным, текучим формам народной песни.
Высокий интеллектуализм, присущий натуре Танеева, наиболее непосредственно выразился в его музыковедческих трудах, а также в широкой, истинно подвижнической педагогической деятельности. Научные интересы Танеева вытекали из его композиторских представлений. Так, по свидетельству Б. Яворского, он «живо интересовался, каким образом такие мастера, как Бах, Моцарт, Бетховен, добивались своей техники».

Танеев был прирожденным педагогом. Прежде всего потому, что собственный творческий метод он выработал совершенно сознательно и мог научить других тому, чему научился сам. Центром тяжести при этом становилась не индивидуальная стилистика, а общие, универсальные принципы музыкальной композиции. Поэтому столь различен творческий облик композиторов, прошедших через класс Танеева. С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Ан. Александров, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, С. Ляпунов, З. Палиашвили, А. Станчинский и многие другие — каждому из них Танеев сумел дать ту общую основу, на которой расцвела индивидуальность ученика.

"Венеция ночью"



Ученик и последователь Чайковского, Танеев находит свой собственный путь, синтезирующий романтический лиризм и классицистскую строгость выражения. Это сочетание очень существенно для стиля Танеева, начиная с самых ранних опытов композитора. Первой вершиной здесь стало одно из лучших его произведений — кантата «Иоанн Дамаскин» (1884), положившая начало светской разновидности этого жанра в русской музыке. Хоровая музыка — важная часть наследия Танеева. Композитор понимал хоровой жанр как сферу высокого обобщения, эпоса, философского размышления. Отсюда крупный штрих, монументальность его хоровых композиций. Естествен и выбор поэтов: Ф. Тютчев, Я. Полонский, К. Бальмонт, в стихах которых Танеев подчеркивает образы стихийности, грандиозности картины мира. И есть некая символичность в том, что творческий путь Танеева обрамлен двумя кантатами — лирически-проникновенным «Иоанном Дамаскином» по поэме А. К. Толстого и монументальной фреской «По прочтении псалма» на ст. А. Хомякова, итоговым произведением композитора.

"Иоанн Дамаскин"



Сергей Танеев. "Абсолютный слух"



Мелодическое разнообразие свойственно романсам Танеева, многие из которых завоевали широкую популярность. И традиционно-лирический, и картинный, повествовательно-балладный типы романса равно близки индивидуальности композитора. Требовательно относясь к картину поэтического текста, Танеев полагал слово определяющим художественным элементом целого. Примечательно, что он одним из первых начал называть романсы «стихотворениями для голоса и фортепиано».

"В дымке невидимке"



"Люди спят"



"Из вечности музыка вдруг раздалась"

Яков Полонский

"Гипотеза"
Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку божью.
Кто разумом светел, в ком сердце горит.



Сергей Танеев. "Библейский сюжет" Фильм.



Многообразная творческая деятельность Танеева, безвременно прервавшаяся в 1915 г., имела огромное значение для отечественного искусства. По словам Асафьева, «Танеев... был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано...»

С. Савенко. www.belcanto.ru



Вверх