Стравинский Игорь Фёдорович. Игорь федорович стравинский и его многогранная музыка Серийный период в творчестве

Игорь Федорович Стравинский - пожалуй, самая противоречивая и авангардная фигура в музыкальной культуре XX века. Его самобытное творчество не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели, в нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, за что композитора современники прозвали «человеком тысячи одного стиля». Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в жизни, и стремился жить вместе со временем. И все же у его музыки есть свое истинное лицо - русское. Все сочинения Стравинского глубоко проникнуты русским духом - это снискало композитору невероятную популярность за рубежом и искреннюю любовь в Отечестве.

Краткую биографию Игоря Стравинского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Стравинского

Игорь появился на свет в 1882 году в местечке Ораниенбаум в театральной семье. Отец будущего композитора блистал на оперной сцене Мариинского театра, а мать, будучи пианисткой, аккомпанировала мужу во время концертов. В их доме собирался весь артистический и культурный цвет Петербурга - Лядов , Римский-Корсаков, Кюи, Стасов, захаживал Достоевский. Творческая атмосфера, в которой рос будущий композитор, впоследствии сказалась на формировании его художественных вкусов и разноплановости формы и содержания музыкальных сочинений.


В годы его детства и ранней юности трудно было даже заподозрить, что в семье растет гений. В 9 лет Игоря начали учить музыке, однако предпосылок к перспективной музыкальной карьере родители в сыне не разглядели. По их настоянию Стравинский, который учился далеко не блестяще, поступил в университет на факультет юридических наук. Тогда и начал проявляться его глубокий и серьезный интерес к музыке. Правда, знаменитый композитор и близкий друг семьи Римский-Корсаков , у которого юный Стравинский на протяжении всего времени студенчества брал уроки оркестровки и композиции, поступать в консерваторию своему ученику... отсоветовал, считая, что не стоит тратить время на теоретическую подготовку, когда нужно сосредоточиться на практике. Он сумел дать Стравинскому крепкую композиторскую школу, и будущий разрушитель музыкальных стереотипов на всю жизнь сохранил об учителе самые теплые воспоминания.

Слава обрушилась на Игоря Стравинского неожиданно, и этот факт имеет прямую взаимосвязь с именем основателя «Русских сезонов » в Париже Сергея Дягилева. В 1909 году известный антрепренер, планируя пятые по счету «сезоны», был поглощен поисками композитора для нового балетного спектакля «Жар-птица ». Дело это было непростое, поскольку для покорения искушенной французской публики требовалось создать нечто совершенно особенное, дерзкое, оригинальное. Дягилеву посоветовали обратить внимание на 28-летнего Стравинского. Молодой композитор не был известен широкой публике, но скептицизм Дягилева растаял в тот же миг, как только он услышал в исполнении Стравинского одно из его сочинений. Опытный импресарио, обладавший удивительным чутьем на таланты, и здесь не ошибся.


После премьерного показа «Жар-птицы», открывшей в 1910 году очередную грань русского искусства для парижан, Стравинский обрел невероятную популярность и в одночасье стал самым модным русским композитором у европейской публики. Следующие три года доказали, что успех «Жар-птицы» не являлся мимолетной случайностью. За это время Стравинский написал еще два балета - «Петрушка » и «Весна священная». Но если «Жар-птица» и «Петрушка» вызвали у публики неистовый восторг чуть не с первых тактов, то «Весну священную » зрители сначала не приняли до такой степени, что на премьере разыгрался один из самых грандиозных скандалов в истории театра. Музыку Стравинского возмущенные парижане назвали варварской, а его самого - «распоясавшимся русским».

«Весна священная» стала для композитора последним сочинением, которое он написал на Родине. Дальше его ждали долгие и непростые годы вынужденной эмиграции.


Первая мировая война застигла композитора и его близких в швейцарском городке Монтрё. Согласно биографии Стравинского с 1920 года его основным местом жительства стал Париж. В последующие 20 лет композитор много экспериментирует с различными стилями, используя музыкальную эстетику античности, барокко, классицизма, но интерпретирует их в нетрадиционном ключе, намеренно создавая музыкальные мистификации. В 1924 году Игорь Стравинский впервые предстает перед парижской публикой еще и как талантливый исполнитель своих произведений.

В 1934 году он принимает французское подданство и выпускает автобиографический труд под названием «Хроника моей жизни». Конец 30-х годов Стравинский впоследствии назовет самым тяжелым периодом в своей судьбе. Он пережил огромную трагедию - за короткое время композитор потерял трех дорогих ему людей. В 1938 году умерла его дочь, а в 1939 – мать и жена. Глубокий душевный кризис, вызванный личной драмой, еще более усугубился с началом Второй мировой войны. Спасением для него стал новый брак и переезд в США. Знакомство с этой страной состоялось у Стравинского в 1936 году, когда он впервые предпринял заокеанское гастрольное турне. После переезда композитор выбрал своим местом жительства Сан-Франциско, а вскорости перебрался в Лос-Анджелес. Спустя 5 лет после переезда он становится гражданином Соединенных Штатов.


Поздний этап творчества Стравинского характеризуется преобладанием в нем духовной тематики. Кульминацией творчества становится «Реквием» («Заупокойные песнопения») – это квинтэссенция художественных исканий композитора. Свой последний шедевр Стравинский написал в 84-летнем возрасте, когда был уже тяжело болен и предчувствовал свой скорый уход. «Реквиемом», по сути, он подвел итог прожитой жизни.

Композитора не стало 6 апреля 1971 года. По его желанию он похоронен в Венеции рядом со своим давним другом Сергеем Дягилевым .



Интересные факты о Стравинском

  • Стравинский обладал редкостным трудолюбием, он мог без перерыва работать по 18 часов. В 75 лет у него был 10-часовой рабочий день: до обеда он 4-5 часов занимался сочинением музыки, а после обеда 5-6 часов посвящал оркестровке или переложениям.
  • Дочь И. Стравинского Людмила стала женой поэта Юрия Мандельштама.
  • Стравинского и Дягилева связывали не только узы дружбы, но и родства. Они приходились друг другу пятиюродными братьями.
  • Первый музей композитора был создан в 1990 году на Украине, в городе детства Стравинского Устилуг, где находилось их семейное поместье. С 1994 года на Волыни существует традиция проведения фестиваля музыки имени Игоря Стравинского.

  • Композитор всегда тосковал по России. Из биографии Стравинского мы узнаём, что в октябре 1962 года заветная мечта сбылась - после полувекового отсутствия он приехал на Родину, приняв приглашение отметить здесь 80-летний юбилей. Он дал несколько концертов в Москве и родном Ленинграде, встретился с Хрущевым. Но его приезд был омрачен пристальным надзором спецслужб, которые в своем служебном рвении даже отключали телефоны в гостиницах, чтобы ограничить контакты композитора с соотечественниками. Когда после этой поездки одна из родственниц спросила Стравинского, почему бы ему не переселиться на Родину, тот с горькой иронией ответил: «Хорошего понемножку».
  • Стравинского связывали узы дружбы и приятельства со многими известными людьми из мира искусства, литературы, кино - Дебюсси, Равелем, Сати, Прустом, Пикассо, Олдосом Хаксли, Чарли Чаплиным, Коко Шанель, Уолтом Диснеем.
  • Композитор всегда опасался простуд - по этой причине он предпочитал теплую одежду и, бывало, даже спать ложился в берете.
  • Люди, имевшие привычку громко разговаривать, вызывали в Стравинском инстинктивный ужас, зато любой намек на критику в его адрес провоцировал в нем вспышку ярости.
  • Стравинский любил пропустить рюмку-другую и по этому поводу со свойственным ему остроумием шутил, что его фамилию следовало бы писать «Стрависки».
  • Стравинский свободно владел четырьмя языками, а писал на семи языках - французском, немецком, английском, итальянском, латинском, иврите и русском.
  • Однажды таможенники на итальянской границе заинтересовались необычным портретом композитора, написанным его другом Пабло Пикассо в футуристической манере. Изображение, состоявшее из непонятных кружков и линий, было мало похоже на портрет человека, и в результате таможенники изъяли у Стравинского шедевр Пикассо, посчитав его секретным военным планом...
  • На музыку Стравинского в СССР длительное время был наложен запрет, а за интерес к партитурам композитора-эмигранта студентов исключали из музыкальных училищ.
  • Трудные годы безденежья сформировали в характере композитора привычку экономить даже в мелочах: если он видел на полученном письме марку без следов штемпеля, он осторожно отклеивал её, чтобы использовать ещё раз.
  • Стравинский замечательно рисовал, был тонким ценителем живописи. Из 10 000 томов его домашней библиотеки в Лос-Анджелесе две трети книг были посвящены изобразительному искусству.
  • В 1944 году Стравинский в качестве эксперимента сделал аранжировку официального гимна Соединенных Штатов, чем вызвал грандиозный скандал. Полиция сделала композитору предупреждение, что если подобное хулиганство повторится, ему будет выписан штраф.
  • Французская богема была покорена музыкой Стравинского до такой степени, что популярный музыкальный критик Флоран Шмитт назвал принадлежащий ему загородный дом «Виллой Жар-птицы».
  • В 1982 году партитура «Весны священной» была продана на аукционе швейцарскому меценату Паулю Захеру за $ 548 000. Эта сумма стала самой большой, которую давали за автограф какого-либо композитора. Захер был лично знаком со Стравинским и приложил все усилия, чтобы заполучить раритеты, имеющие отношение к великому современнику. Сегодня фонд Захера обладает архивом Стравинского, включающим в себя 166 ящиков его писем и 225 ящиков сохранившихся музыкальных автографов, их общая стоимость составляет $ 5 250 000.


  • Авиалайнеру А-319 компании «Аэрофлот» присвоено имя Стравинского.
  • Главным украшением живописной площади Стравинского в Париже является оригинальный фонтан, который тоже носит его имя.
  • В Кларане можно пройтись по улице «Весны священной» - работу над этим балетом Стравинский закончил именно в этой швейцарской деревне 17 ноября 1912 года.

Биография Стравинского гласит, что свою первую любовь Екатерину Носенко Стравинский встретил, когда ему шел...10-й год. Но чувство взаимной симпатии и доверия, вспыхнувшее между двумя детьми в первые минуты знакомства, они пронесли через всю жизнь. Даже тот факт, что Екатерина приходилась Стравинскому кузиной, не помешал им соединить свои судьбы. В 1906 году они тайно обвенчались, поскольку брачные союзы между близкими родственниками, к которым относились двоюродные братья и сёстры, были запрещены. Екатерина с ранних лет страдала болезнью легких, что не помешало ей родить супругу четверых детей – Федора, Людмилу, Святослава и Милену. Чтобы поддержать слабое здоровье жены, Стравинский увозил семью на зиму в Швейцарию. В 1914 году они, следуя заведенной традиции, выехали в Европу, а вернуться не смогли - сначала помешала Первая мировая война, потом революция. Финансовое положение семьи оказалось плачевным, так как все имущество и сбережения Стравинских остались в России. Добрым гением композитора в этот непростой период жизни оказалась знаменитая Габриэль Шанель, которая пригласила Стравинских пожить на своей вилле. Связывало ли этих двух незаурядных людей нечто большее, чем узы дружбы, неизвестно, хотя догадок по этому поводу и в наши дни существует много. Но то, что Коко Шанель долгие годы поддерживала семью композитора, бесспорный факт.


В 1921 г. в жизни Стравинского произошла еще одна судьбоносная встреча. С актрисой Верой Судейкиной, красавицей и умницей, композитора познакомил Дягилев. Вера была замужем, но вскоре оставила мужа, чтоб посвятить себя Стравинскому. Несмотря на страстную любовь, которая их связала, музыкант не ушел из семьи. Такая двойная жизнь, мучительная для всех, включая детей, которые знали о существовании в жизни отца другой женщины, продолжалась около 20 лет. В 1939 году Екатерина умерла от чахотки, а в 1940 Стравинский женился на Вере и вместе с ней уехал в США. Жизнь доказала, что их любовь была не прихотью, а настоящим, глубоким чувством. Они прожили в браке пятьдесят лет. Вера ушла из жизни в 94 года, пережив своего знаменитого супруга на десять лет. Ее похоронили в Венеции рядом с мужем.

Творчество Стравинского

В творчестве Стравинского условно выделяют три периода. Начальный называют «русским», его временные рамки ограничиваются 1908 - началом 1920-х годов. Именно тогда увидели свет балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», сделавшие Стравинского знаменитым. Все три объединяет использование в партитуре русского фольклора со всем его богатством и разнообразием. Еще одним ярким образцом «русского» стиля стал балет-кантата «Свадебка», в основу которого легли мотивы деревенских свадебных песен. К этому же периоду относятся байка-пантомима на скотном дворе «Ренард » (1916), идея которой была навеяна народными сказками, оперы «Соловей » (1916) и «История солдата » (1918).

В творчестве Стравинского начала 20-х годов прослеживается стремление обратиться к опыту предыдущих эпох, использование принципов неоклассицизма. Тематика его произведений расширяется за счет обращения к библейским сюжетам, античной мифологии. «Первой ласточкой», возвестившей о том, что стилистическая концепция творчества композитора претерпевает глубинные изменения, стал балет с пением «Пульчинелла » (1920), где Стравинский использует музыку композиторов барочной эпохи. Отдавая дань неоклассицизму, композитор создал целый ряд разноплановых по жанру, структуре, стилистике произведений - оперы «Мавра », «Царь Эдип », «Похождения повесы », балеты «Поцелуй феи », «Аполлон Мусагет », «Орфей », «Симфония псалмов » для хора и оркестра, мелодрама «Персефона ». Период неоклассицизма продлился в творческой жизни композитора около 30 лет.


В 1947 году в окружении Стравинского появляется начинающий дирижер Роберт Крафт. Композитор проникся доверием к молодому коллеге настолько, что доверял ему дирижировать на своих концертах и даже согласился на его предложение записывать их беседы о музыке и искусстве.

Тесное общение с Крафтом сподвигло Стравинского к экспериментам с серийной техникой. Ее приверженцами были венские композиторы-новаторы А. Шенберг и А. фон Веберн. Но Стравинский и в этом случае не изменил своему творческому кредо - музыка, при создании которой он руководствовался принципами серийной техники, все равно сохраняет неповторимую авторскую манеру. Яркими иллюстрациями использования серийной техники являются балет «Агон », библейская опера «Потоп», оратории на библейские темы «Проповедь, притча и молитва » и «Плач пророка Иеремии ».

Музыка Стравинского, используемая в кинематографе


Фрагменты из произведений

Фильмы

«Жар-птица»

«Хранители снов» (2012), «Ледяные замки» (2010), «Льюис» (2008), «Туннель Хайку» (2001)

«Весна священная»

«Магия лунного света» (2014), «Балерины» (2012), «Человек в Бате» (2010), «Последний танцор Мао» (2009), «Пропавший без вести» (2009), «Клуб неудачниц» (2001), «Воскрешая мертвецов» (1999), «Зимние каникулы» (1998)

Реквием

«Ганнибал» (2014)

Эбони-концерт

«Чико и Рита» (2010)

«Аполлон Мусагет»

«Круче не бывает» (2006)

Концерт для струнного оркестра ре мажор

«Мелинда и Мелинда» (2004)

«Агон»

«Очаровательная проказница» (1991)

«Похождения повесы»

«Монастырь» (1995)

«История солдата»

«Балкон» (1963)

Фильмы об Игоре Стравинском


  • Стравинский в Голливуде. (Франция, Германия, 2014) Документальный, биографический.
  • «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (Франция, Япония, Швейцария, 2009) Худ.фильм. Реж. Ян Кунен. Фильм снят по мотивам романа К. Гринхолфа «Coco and Igor». Премьерная демонстрация фильма состоялась в 2009 году на закрытии 62-го кинофестиваля в Каннах.
  • Гении и злодеи. Игорь Стравинский. Долгая дорога к себе (2012) Документальный.
  • Игорь Стравинский: композитор. / Igor Stravinsky: Composer. (Германия, Швеция, 2001), музыкальный, биографический. Реж. Янош Дарваш. В фильме можно услышать рассуждения Стравинского о жизни и музыке, воспоминания о Нижинском и рассказ об истории рождения балета «Жар-птица».
  • Игорь Стравинский: из цикла передач «Гении». К 125-летию И.Ф. Стравинского. 2007. Документальный. Реж. Андрей Кончаловский.
  • Однажды на границе... (Once, at a Border...) Великобритания, 1982. Документальный. Реж. Тони Палмер. Фильм был снят к 100-летнему юбилею композитора.

Творческое наследие Стравинского насчитывает более 7,5 тысяч страниц нотных партитур. В них заключен тернистый, но яркий творческий путь крупнейшего композитора ХХ века, справедливо называвшего себя «человеком мира», отражены идеи поиска гармонии и смысла бытия, воплощены все мыслимые стили и веяния мировой музыкальной культуры – от классики до джаза. Его музыка, которую современники зачастую не понимали, ругали, освистывали, сегодня признана эталоном авангардного искусства.

Видео: смотреть фильм о Стравинском

Игорь Стравинский - легендарная фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки. Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа. Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистическая модель преображалась им в исключительно индивидуальное творение. Стравинский утверждал, что его музыка словно развивается сама по себе, но все же и в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.

Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, однако подчинённой в каждый творческий период своей стержневой тенденции. В русский период (1908-начала 20-х гг.), вершинными произведениями которого являются балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», хореографические сцены «Свадебка» (1917, окончательный вариант 1923), Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагану, лубку. В эти годы формируются принципы музыкальной эстетики Стравинского, связанные с «театром представления», закладываются основные элементы музыкального языка «попевочный» тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие и т.д.

В следующий, т. н. неоклассицистский, период (до начала 1950-х гг.) на смену русской тематике пришла античная мифология, существенное место заняли библейские тексты. Стравинский обращался к различным стилевым моделям, осваивая приёмы и средства европейской музыки барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), технику старинного полифонии («Симфония псалмов» для хора и оркестра, 1930) и др. Названные сочинения, а также балет с пением «Пульчинелла» (на темы Дж. Б. Перголези, 1920), балеты «Поцелуй феи» (1928), «Орфей» (1947), 2-я и 3-я симф. (1940, 1945), опера «Похождения повесы» (1951) - не столько высокие образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произведения (используя различные историко-стилистические модели, композитор в соответствии со своими индивидуальными качествами создаёт современные по звучанию произведения).

Поздний период творчества (с середины 1950-х гг.) характеризуется преобладанием религиозной тематики («Священное песнопение», 1956; «Заупокойные песнопения», 1966, и др.), усилением роли вокального начала (слова), свободным использованием додекафонной техники (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). При всей стилистической контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет. Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов 20 века. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (напр., джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 века.



Один из крупнейших композиторов XX столетия, Игорь Федорович Стравинский оставил наследие, поразительное по ширине замыслов, по разнообразию жанров, по многогранности интересов. Огромное количество произведений создано им на протяжении более чем 65-летнего творческого пути. Оперы и балеты, симфонии и концерты, пьесы вокальные и инструментальные, своеобразные синтетические формы...

Сочинения, в которых воссоздается древняя Русь, основанные на глубоко самобытном претворении национального фольклора, и музыка, являющаяся данью восхищения композиторами прошлого... Сочинения, вдохновленные античными мифами и библейскими текстами, народными сказками - и гравюрами XVIII века... Сочинения, продолжающие традиции Римского-Корсакова, и «варварски-скифские», неоклассические и додекафонные...

Весь чрезвычайно продолжительный творческий путь Стравинского принято разделять на три периода.

Первый из них - «русский». Он ознаменован безраздельным господством русской тематики - будь то народная сказка, языческая обрядовость, городские бытовые сцены или пушкинская поэма. Именно в этот период создаются «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная», «История солдата», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», «Мавра», «Свадебка». Мир русской ярмарки с ее озорными плясками, балаганами, уличными наигрышами шарманки и гармоники нашел свое яркое отражение в "Петрушке"; на фоне праздничного разгула толпы представлены трагические смятения кукольного героя Петрушки, обманутого ветреной Балериной. Впечатление оглушительного взрыва произвела музыка "Весны священной" - балета, рисующего картины языческой Руси. "Весна священная" ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки. Стремясь передать "варварский" дух далекой древности, автор применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски. В ряде его сочинений использованы необычные ритмы, оригинальные инструментальные эффекты.



Второй период, начало которого падает на 20-е годы, известен как «неоклассический». Охватывающий более 30 лет, он особенно характерен многообразием манер и «истоков»: Стравинский как бы внутренне перерабатывает музыку Баха и Люлли, Пепрголези и Гайдна, Моцарта и Вебера, Бетховена и Чайковского, создавая по их «моделям» музыку самобытную и современную - Симфонию До мажор и Симфонию в трех частях, балет «Апполон Мусагет» и мелодраму «Персефона», Скрипичный концерт и концерт «Думбартон Окс», оперу-ораторию «Царь Эдип» и оперу «Похищение повесы».

Третий период творчества Стравинского, который подготовлялся исподволь, внутри второго, наступает в начале 50-х годов. Дважды посетив Европу в течении 1951-1952 годов (в это время композитор постоянно живет в Америке), он осваивает додекафонную технику. На основе этой техники, своеобразно претворенной индивидуальностью великого музыканта, и создаются его последние произведения - балет «Агон», кантата «Трени», опера-балет «Потоп», «Три песни из Уильяма Шекспира», «Траурная музыка» памяти поэта Дилана Томаса и другие.

Три произведения являются главными в творчестве Стравинского последнего пятнадцатилетия. Это "Священное песнопение", (1955-1956), "Плач пророка Иеремии", (1957-1958), "Заупокойные песнопения" (1965-1966).

Высшее достижение Стравинского - Реквием ("Заупокойные песнопения"). В 84 года Стравинский создал произведение, отличающееся истинными художественными прозрениями. Музыкальная речь стала более ясной и одновременно образной, эмоционально контрастной. Реквием - итоговое сочинение Стравинского, и не только потому, что это его последняя крупная вещь, но и потому, что она вобрала в себя, синтезировала, обобщила многое из предшествующего художественного опыта композитора.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР РАВЕЛЯ (ИСПАНСКИЙ ЧАС, ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО)

Значение Равеля определяется яркой оригинальностью его музыки, исключительным совершенством композиторского мастерства. Музыка Равеля характеризуется сжатыми формами, четким и непринужденным построением мелодических фраз, большой динамичностью. Большое место в творчестве Равеля занимает хореография, народный танец.

Его одноактный балет "Дафнис и Хлоя" явился новаторским произведением в этом жанре. В балете использована звучность хора (без слов), музыка отличается подлинно симфоническим характером, живостью ритмов и яркостью оркестровых красок. Второй одноактный балет - "Моя матушка гусыня" (по мотивам французских сказок, переделан из фортепианной сюиты, пост. 1915, Париж) проникнут глубоко народным складом музыки, в нем проявилось богатейшее дарование Равеля-мелодиста. Все хореографические произведения Равеля вошли в симфонический репертуар оркестров многих стран.

Первая опера Равеля "Испанский час" (1907, пост. 1911, Париж) обновляет жанр лирической музыкальной комедии; она отмечена тонким юмором, блеском вокального и оркестрового стиля. Вторая его одноактная опера "Дитя и волшебство" названа автором "лирической фантазией"; в ней оживает фантастический мир игрушек, зверей, даже предметов домашнего обихода - часы, кушетка и т. д. Опера овеяна поэзией детства. В то же время в ней проявилась и тонкая ирония Равеля.

"Естественные истории" подготовили меня к сочинению "Испанского часа", музыкальной комедии на текст г-на Франк-Ноэна, которая является не чем иным, как своего рода музыкальным разговором. Основной замысел этого произведения - возрождение жанра оперы-буфф.

Совсем иного плана "Дитя и волшебства", лирическая фантазия в двух действиях, в которой преследуются, однако, те же цели. Мелодическое начало, господствующее в ней, опирается на сюжет, который мне хотелось трактовать в духе американской опер етты. Либретто г-жи Колетт позволяло подобную вольность в музыкальной феерии. Тут господствует пение. Оркестр, хотя и не лишенный виртуозности, остается на втором плане.

«ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО» . В опере, которую сам автор назвал «лирической фантазией» оживает мир игрушек, зверей и предметов домашнего обихода. Среди действующих лиц – старое кресло, разбитая чашка, деревья, звери, птицы и даже… учебник арифметики – всё овеяно поэзией детства. Ее герой – шестилетний мальчик, наказанный матерью за непослушание. Он срывает своё недовольство, пытаясь «назло» всё сломать и испортить. В его сне мир неузнаваемо преображается, и мальчик начинает постигать, что всё вокруг него полно жизни. Тяжело вздыхает раненное его ножом дерево, белка жалуется, что мальчик мучает её подружку. Он пытается подружиться с животными и растениями, но они его боятся из-за тех обид, что он им причинил, когда они ещё были неодушевленными…

Во время Второй мировой войны директор Парижской оперы Жак Руше попросил известную французскую писательницу Сидони-Габриель Колетт подготовить текст для сказочного балета. В оригинале история называлась «Дивертисменты для моей дочки». После того, как Колетт выбрала Равеля, ему в 1916 году был прислан на фронт текст, но письмо потерялось. В 1917 году Равель, наконец, получил копию текста и согласился написать партитуру. Работа длилась долго, и Колетт уже потеряла надежду на то что она когда-нибудь завершится, но, 21 марта 1925 года опера была поставлена в Монте Карло с хореографией Жоржа Баланчина. Равель сравнивал её со своей предыдущей работой («Испанский час») «Больше, чем когда-либо я за мелодию. Да, мелодия, бельканто, вокализы, вокальная виртуозность – это главное. Здесь лирическая фантазия зовет мелодию и ничего, кроме мелодии... Партитура «Дитя и Волшебства» это смесь стилей и эпох, от Баха до... Равеля».

Опера «Дитя и волшебство» – является признанным шедевром Мориса Равеля. Музыкальный язык сочинения свидетельствует об активных экспериментах композитора в области гармонии, ритма, лада, оркестровки. Это проявляется в обращении к бытовым жанрам (вальс, марш, городской шансон), ритмам новых для того времени танцев (фокстрота, канкана, регтайма), использование не «музыкальных» звуков (шумов, скрипа, треcка). Музыка отдельных сцен, таких как марш-скерцо Часов, фокстрот Чашки и Чайника, сцена Задачника, дуэт Кота и Кошки содержит джазово-блюзовые звучания, характерные для эстетики мюзикла, мюзик-холла.

Игорь Фёдорович Стравинский (1882 – 1971), русский композитор, дирижёр и пианист.

«Человек тысяча одного стиля», «Композитор-хамелеон», «Законодатель музыкальных мод» Игорь Фёдорович Стравинский - крупнейший композитор ХХ века.

Его наследие сегодня относится к классике современности. Именно ему удалось отразить важнейшие черты эпохи, ее конфликтность, динамизм. Разнообразие тем, сюжетов, подвижность творческой манеры – приметы его универсального стиля, сумевшего с энциклопедической широтой охватить и воплотить духовные процессы современности.

Игорь Фёдорович Стравинский родился 5 (17) июня 1882 года в Ораниенбауме в семье известного певца, солиста Мариинского театра Фёдора Игнатьевича Стравинского. Мать композитора Анна Кирилловна Холодовская была неплохой пианисткой.

С девяти лет Игорь обучался музыке, но, как вспоминает он сам, уже «с трёх лет осознал себя как музыкант». Во время летнего отдыха в деревне он слушал и подражал пению крестьянских девушек, из детства всплывает и воспоминание о впечатлении от военно-духовой музыки, доносившейся из казарм, расположенных неподалёку от петербургской квартиры Стравинских у Крюкова канала.

Как вспоминает композитор в «Хронике моей жизни», одним из незабываемых впечатлений стал 1892 год, когда на юбилейном спектакле «Руслана и Людмилы» ему посчастливилось увидеть Петра Ильича Чайковского - предмет его особой любви: юный музыкант уже тогда успел оценить в его сочинениях «Силу инструментальной изобразительности». Позднее фотография Чайковского с дарственной подписью Фёдору Игнатьевичу хранилась в доме будущего композитора как семейная реликвия.

Надо сказать, что отец Игоря не желал сыну карьеры музыканта-профессионала и определил его на юридический факультет Петербургского университета. Занятия по юриспруденции юношу не увлекали и параллельна занятия музыкой все же продолжались. С 1902 года Стравинский сближается с семьёй Н. А. Римского-Корсакова , который признал его композиторское дарование, но посоветовал развивать гармонический слух, а также разрешил периодически обращаться за консультацией. В течение следующих пяти лет общение между ними стало более тесным и выходило за рамки музыкальных занятий.

Войдя в круг живого музыкального процесса, молодой Стравинский бывал на музыкальных «средах», где собирались виднейшие музыканты, в том числе В. В. Стасов. Там же случались и премьеры сочинений самого Стравинского (сонаты fis-moll и вокализа «Пастораль», который исполнила дочь Николая Андреевича, Надежда). Под чутким руководством Н. А. Римского-Корсакова Стравинский пишет свою Первую симфонию с посвящением «дорогому учителю». Стоит отметить, что обучение у Римского-Корсакова стало единственной композиторской школой Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской профессией.

Примерно 1903-1904 годах он входит в кружок «Вечеров современной музыки», по началу втайне от своего учителя, и лишь спустя время Римский-Корсаков узнает, что его ученик «изменяет» своей школе. «Игорь Фёдорович излишне ударился в модернизм»,- с сожалением говорил Николай Андреевич. - Вся эта декадентская лирика полна мглы и тумана». «Фейерверк», «Фантастическое скерцо» (по Метерлинку), опера «Соловей», (по одноименной сказке Андерсена) - все это влияние импрессионизма и символизма.

В 1905 году Стравинский заканчивает университет, годом позже женится на своей кузине Екатерине Носенко. Отказавшись от юридической карьеры, он решает полностью посвятить себя музыке.

На премьере «Фейерверка» (1908) присутствовал Сергей Дягилев , на тот момент известный меценат и основатель журнала «Мир искусства», задававшего тон всему «новому» искусству того времени. Именно этому человеку суждено было сыграть особую роль в дальнейшей судьбе Стравинского.

Высоко оценив талант молодого композитора, Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. Это предприятие, особенно на первых порах, знакомило европейскую публику с блестящими образцами современного русского искусства. Именно благодаря Дягилеву Париж услышал целиком оперы Мусоргского, увидел русский балет. Мысль о русском сказочном балете уже давно преследовала Дягилева. Как вспоминает балетмейстер М. Фокин, «самым фантастическим созданием народной сказки и вместе с тем наиболее подходящим для танцевального воплощения является Жар-птица!».

Спустя несколько месяцев после начала работы композитор А. Лядов возвратил ему присланное либретто балета, и Дягилев окончательно решил остановить свой выбор на Стравинском. К 1910 году партитура была готова, ярко тембровая, импрессионистская по духу. Этот балет-сенсацию постепенно готовили балетмейстер М. Фокин, будущие исполнители главных ролей - Т. Карсавина , В. Нижинский , художник А. Головин, а также постоянные консультанты Дягилева - А. Бенуа, и Л. Бакст. Стравинский и Фокин подолгу сидели за роялем в поисках синхронности движения и музыки. «Я для него мимировал сцены, - вспоминает балетмейстер. - Он по моей просьбе разбивал свои или народные темы на короткие фразы, соответственно моментам сцены, жестам. Стравинский следил за мной и вторил мне отрывками мелодии Царевича на фоне таинственного трепета, изображающего сад злого Кащея».

Несколько лет спустя Стравинский сделал из музыки балета новую оркестровую пьесу, перередактировав её текст и исключив все тембровые излишества. В новом варианте сюита из «Жар-птицы» завоевала всемирную популярность.

В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский создаёт ещё два балета, принёсших ему мировую известность, среди них «Петрушка» и «Весна священная». Первый из них – «потешные сцены», авторами которых стали сам Стравинский, Бенуа и Дягилев (1911). После премьеры балета в Париже с восторгом о музыке «Петрушки» отзывается Дебюсси, называя автора «гением колорита и ритма».

Балет «Весна священная» - «картины языческой Руси» на либретто Рериха. После проигрывания в четыре руки только что законченной партитуры «Весны» Лалуа воспоминает: «Мы были немы, сражены до глубины души, как после урагана, пришедшего из глубин веков и пустившего корни в нашу жизнь» (1913).

Вскоре после премьеры Стравинский, находясь в Швейцарии, заболел брюшным тифом и одно время был почти при смерти. Больного навещали Дебюсси , М. де Фалья, А. Казелла, Равель. Заслуживает упоминания единственная встреча Стравинского со Скрябиным . Оба музыканта в сдержанной форме проявили взаимный интерес. Стравинский попросил автора «Поэмы экстаза» прислать ему его последние фортепианные сонаты. Здесь же он познакомился с экспрессионизмом, «Лунным Пьеро» А. Шенберга.

«Швейцарский» период сыграл особую роль в жизни и творчестве Стравинского. В нем чувствовался интерес к русским национальным образам, к русской экзотике, к сказке, фольклору. Об этом говорит хотя бы перечень произведений, созданных в те годы: «Прибаутки», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», «История солдата».

В июле 1914 года Стравинский начал работать над «Свадебкой», изначально планировавшейся как балетный дивертисмент. Композитор отправился в Киев, надеясь разыскать поэтический сборник русских народных песен П. Киреевского и ещё кое-какие материалы. Заехав затем в Устилуг, своё фамильное поместье, он намеревался той же осенью вернуться в Киев за материалами. Но жизнь нарушила его планы: через несколько дней после возвращения в Швейцарию началась война. Стравинский решил не возвращаться ни в Париж, ни на родину, а остаться в нейтральной Швейцарии. Он обосновался в Кларане. И за последующие семь лет исколесил почти всю часть французской Швейцарии - Кларан, Сальван, Морж.

В 1917 году Стравинский посетил Рим и Неаполь. Там он познакомился с Пабло Пикассо, с которым у него завязалась тесная дружба. В Швейцарии же он дебютировал в качестве дирижёра собственной музыки, завязалась тесная дружба с поэтом Ш. Рамюзом и дирижёром Эрнестом Ансерме.

В 1919 году Стравинский выехал в Париж. Вокруг него образовался кружок близких друзей, с которыми устанавливались все более тесные отношения, это были молодые модернисты: «моднейшие парижане», Жан Кокто, Пабло Пикассо, Равель, Бенуа, Нижинский, художники Матисс, Гончарова, Ларионов. В салоне меценатки Э. Полиньяк, особо благоволившей к Стравинскому, он сблизился с Мануэлем де Фальей, Габриелем Форе, Эриком Сати. Молодая французская «Шестёрка» (Ж. Орик, Ф. Пуленк, Д. Мийо и другие) тоже видела в Стравинском своего вдохновителя. Позднее Стравинский много общался с писателем Андре Жидом, Чарли Чаплином.

В первые годы после возвращения во Францию композитор был по-прежнему тесно связан с Дягилевым. В Европе с успехом шли его балеты, особенно «Петрушка». В 1921 году он отправился на гастроли в Испанию, Бельгию, Голландию, Германию. 22 мая 1924 года состоялся концертный дебют Стравинского как пианиста. С оркестром С. Кусевицкого он исполнил свой Концерт для фортепиано.

В 1925 году он впервые отправился в поездку в США. Последующие Американские турне 1937, 1939 годы все более укрепляли его творческие связи с этой страной. К середине 1920-х годов относится очередное увлечение Стравинского интерес к механическому фортепиано, сконструированному французской фирмой «Плейель». Композитора увлекла возможность создания документальной авторской записи, которая могла бы служить своего рода эталоном. Он специально изучал акустические принципы записей и обусловливаемые ими особенности гармонии, голосоведения, приспосабливал к роялю оркестровые партитуры и даже создал новую оркестровку « Свадебки» , специально рассчитанную на использование механических роялей и электрогармониума.

Стравинский фактически жил в доме главы фирмы «Плейель». И, кстати, именно там произошла его встреча с В. Маяковским, приехавшим в 1923 году в Париж. Увлечение пианолами прошло столь же скоро, как и многие другие преходящие увлечения. Так, например, в Швейцарии он увлекался велосипедным спортом, во Франции стал страстным автомобилистом. Быстро научившись вождению, он изъездил на своём «Рено-Гочкисе» весь Лазурный берег.

В 1939 году во Франции умерла жена композитора Е. Носенко. Несколько раньше он потерял мать и старшую дочь. Кончину близких композитор переживал очень остро, тогда впервые возникло желание переехать в другую страну. Но помимо этого были и другие причины. В 1936 году друзья сыграли со Стравинским злую шутку: они уговорили его выставить свою кандидатуру в число «бессмертных» - во Французскую академию изящных искусств. На выборах, однако, он был скандально провален, и вместо него был выбран довольно средний французский композитор Флоран Шмидт. Этот инцидент не был случайностью. Уже и до того многие французы, особенно же французская музыкальная молодёжь, стали изменять своему былому кумиру: все чаще раздавались голоса, требующие свергнуть с пьедестала иностранного «мэтра».

Все это проходило не бесследно для самочувствия Стравинского, тогда уже гражданина Франции. В то же время поездки в США укрепляли его связи с американскими фирмами, оркестрами, меценатами. По их заказам он написал ряд сочинений. В 1939 году по приглашению Гарвардского университета он прочёл курс лекций о своей музыкальной эстетике.

Разразившаяся Вторая мировая война послужила последним и непосредственным толчком к окончательному решению: пароход «Mauntbatten» доставил композитора к берегам его «третьей родины». Стравинский жил во Франции с 1920 по 1940 год. В Париже состоялись премьеры его оперы «Мавра» (1922), «Свадебки» (1923) - итогового произведения русского периода, а также оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), знаменовавшей собой начало периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим».

В начале сороковых годов открылся новый период творческой биографии Стравинского, который можно назвать «американским». В декабре 1939 года он по приглашению уезжает на Западный берег США - в Сан-Франциско и Лос-Анжелес. Города Калифорнийского побережья напоминали композитору Лазурный берег Франции. Было решено обосноваться именно здесь, в Калифорнии, в Голливуде. В те годы на побережье Тихого океана поселилось немало крупных писателей и музыкантов, эмигрировавших из объятой пламенем войны с фашизмом Европы: Томас Манн, Лион Фейхтвангер, Арнольд Шенберг и многие другие.

Живя в центре американской кинопромышленности, Стравинский неизменно отвергал любые предложения работать для кино, утверждая, что его не удовлетворяет принцип случайности, определяющий сочинение киномузыки. Находясь в самом эпицентре джаза, композитор не обходит стороной и это направление. Для негритянского оркестра Вуди Германа он пишет в 1945 году «Чёрный концерт», с типично джазовыми эффектами, виртуозными соло кларнета и «цветовой партитурой» (выступления его сопровождались световыми эффектами при помощи разноцветных прожекторов).

Постепенно музыкальный язык Стравинского становится более аскетичным. На смену динамизму приходит сдержанность. Композитор обращается к серийной технике, и отныне она станет доминирующим в организации музыкальной ткани его сочинений. Первое серийное сочинение – Септет (1953). Полностью серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, как таковой, стал Threni (Плач пророка Иеремии; 1958 г.). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, - это «Движения» для фортепиано с оркестром (1959). Итоговое музыкальное произведение серийного периода - Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра.

В 1947 году состоялось знакомство Стравинского с Робертом Крафтом, молодым дирижёром. Вскоре он стал постоянным музыкальным ассистентом и сотрудником Стравинского, интерпретатором его сочинений. Регулярное многолетнее общение Крафта со Стравинским послужило основой для публикации их «Диалогов».

Значительную группу представляют сочинения, являющиеся данью памяти ушедшим друзьям и близким. Окружение Стравинского редеет, и к концу жизни он все сильнее ощущает своё одиночество: «Сегодня у меня нет собеседников, которые смотрели бы на мир моими глазами».

К мемориальным опусам относятся – «Траурные каноны и песнь памяти Дилана Томаса» (l954), «Эпитафия» (l959), «Элегия Джону Кеннеди» (1964), вариации памяти Олдоса Хаксли (l964), Introitus памяти Томаса Элиота, и, наконец, последнее, крупное сочинение - Requiem Canticles для контральто и баса соло, хора и оркестра (l966). «Заупокойные песнопения» завершили всю мою творческую картину», «Реквием в моем возрасте слишком задевает за живое», «сочиняю шедевр своих последних лет» - признается И. Стравинский.

И все же интенсивность композиторской и исполнительской деятельности не утихала и в глубокой старости, до 85-летнего возраста сохранялся строгий рабочий распорядок: полгода - каждодневная творческая работа, полгода – концертные турне. В 1962 году Стравинский посетил Москву и Ленинград. Поездка на родину, по словам самого композитора, его очень воодушевила.

Одно из последних, завершённых его произведений – обработка для камерного оркестра двух духовных песен Гуго Вольфа (1968), но он ещё успеет задумать и начать оркестровку четырёх прелюдий и фуг из ХТК И. С. Баха (1968-1970).

Но на этом творческая деятельность мастера обрывается. 6 апреля 1971 года, за 2 месяца до своего 89-летия Игорь Фёдорович Стравинский скончался. Он похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), в так называемой «русской» его части, вместе со своей женой Верой, недалеко от могилы Сергея Дягилева.

Путь Стравинского изобилует частыми модуляциями: от Юношеской симфонии, отмеченной влиянием Глазунова и Брамса , к русскому импрессионизму «Жар-птицы» и «Соловья», далее к неопримитивизму «Весны священной». Октет духовых возвестил поворот к неоклассицизму, в котором за тридцать лет также наметилось несколько параллельных течений.

И, наконец, Септет 1952 года открыл ещё одну главу в творческой биографии Стравинского - период сериализма. Его художественные симпатии простираются от Баха до Булеза, от свадебного русского чина до французского модерна, от строгих метров античного стиха до острых джазовых ритмов - таков круг его художественных симпатий. Почти каждая новая глава в биографии Стравинского - это глава в истории западноевропейской музыки ХХ века.

Творчество Стравинского, в сущности, далеко от событий реальной действительности. Композитор сравнивает эстетическое чувство слушателя музыки с ощущением, которое испытываешь, созерцая «игру архитектурных форм» . Поэтому он бежит современности, отворачивается от ее героев, и лишь иногда мощный ветер жизненных бурь врывается в его музыкальный мир.

В музыке Стравинский больше всего боится «произвола» исполнителя, все равно - пианиста, дирижёра, актёра. Искусство представления - точное выполнение авторских намерений - вот его идеал! Герои должны быть лишены «романтических» переживаний. Поэтому такое большое значение приобретает нонперсонификация, обезличивание главных героев (Невеста в «Свадебке», Избранница в «Весне священной», в «Байке» главные герои - мимические фигуры, а поют за них другие артисты, спрятанные в оркестре, либо целый хор).

Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая прежде всего отношения между «человеком и временем». Особенности характера композитора накладывали отпечаток на его творчество, например, профессиональные качества точности, пунктуальности, предусмотрительности, хронометрической интуиции. Неслучайно Стравинского называли композитором-хронометром, композитором-инженером, а его друг Ж. Кокто уверял, что рабочее место этого композитора напоминает «хорошо организованный операционный стол хирурга».

Творчество Стравинского до сих пор чрезвычайно актуально. Именно ему удалось пройти практически через весь ХХ век, при этом, надевая разные маски стилей, остаться верным себе. Композитор и сам, заканчивая «Хронику», пишет: «Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я - в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует лишь истина сегодняшнего дня. Этой истине я призван служить и служу ей с полным сознанием».

Игорь Федорович Стравинский краткая биография расскажет Вам о жизни и творчестве русского композитора и дирижера. «Стравинский Игорь» доклад можно дополнить интересными фактами.

Игорь Стравинский краткая биография

Стравинский Игорь Федорович появился на свет в Ораниембауме 17 июня (5 июня) 1882 года в семье оперного певца и пианистки. Род семьи происходит от польских землевладельцев и вначале фамилия звучала так — Сулима-Стравинские. В 9 лет стал обучаться игре на фортепиано.

Стравинский в 1905 году посещал курс лекций юридического факультета, однако выпускных экзаменов не стал сдавать. Через год он получает свидетельство о прослушанных курсах. Стоить отметить, что музыкой в профессиональном плане Игорь Федорович увлекся после обучения в Петербургском университете. Тогда он 5 лет занимался с Николаем Римским-Корсаковым композицией, параллельно пополняя знания во всех сферах музыкального искусства.

Будущий композитор сближается с Сергеем Дягилевым, посещает «Вечера современной музыки», концерты новой музыки пианиста и дирижера Александра Зилоти. Первая музыка Игоря Стравинского была написана для фортепиано. В ней прослеживалось влияние французских импрессионистов и школы Римского Корсакова.

Начиная с 1910 года, композитор проживал то в Париже во Франции, то в России, то в Швейцарии. В период 1914-1920 годов он проживал в Швейцарии. Творчество Игоря Стравинского обратилось к русскому фольклору, который Стравинский умело соединял с модернизмом. Его музыку заказал Дягилев для балетов «Русские сезоны». Первый балет автора «Жар-птица» показали в Париже на сцене «Гранд-Опера» 25 июня 1910 года. Так начался его путь к славе.

В 1920 году Игорь Федорович переезжает во Францию и через 14 лет принял гражданство. Парижский период был очень плодотворным. Он написал оперу-буфф «Мавра», балеты «Поцелуй феи», «Аполлон Мусагет», «Орфей» и «Игра в карты». Также его перу принадлежат опера «Похождения повесы», опера-оратория «Царь Эдип», «Симфония псалмов», мелодрама «Персефона», концерт для скрипки с оркестром и октет для духовых.

Жизнь Игоря Стравинского изменилась в 1939 году: композитор переезжает в США и начинает читать лекции «Музыкальная поэтика» в Гарвардском университете. В 1945 году принимает американское подданство. В 1950 –тых годах он обращается к библейским сюжетам в своем творчестве. Самые значительные произведения «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400 летию», «Агон», «Потоп», «Священное песнопение в честь апостола Марка». Его стиль стал конструктивно нейтральным и более аскетичным.

В 1962 году Министерство культуры СССР пригласило автора известных произведений дать несколько концертов в Ленинграде и Москве. В 1966 году он серьезно заболел. В этот период Игорь Стравинский пишет «Заупокойные песнопения» для камерного оркестра, хора и солистов.

Кроме музыки Игорь Федорович занимался литературоведеньем. Он является автором таких автобиографичных книг как «Диалоги» и «Хроника моей жизни», сборника «Музыкальная поэтика». Свое последнее произведение написал на немецком языке.

Игорь Стравинский музыкальные произведения : соната для фортепиано, симфония ми-бемоль мажор, сюита «Фавн и пастушка», «Фейерверк», «Фантастическое скерцо», балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», оперы «Соловей», «Истории солдата», «Байке про Лису, Петуха, Кота да Барана», хореографические сцены «Свадебки», «Пульчинелла».

Игорь Стравинский личная жизнь

Был женат дважды . В 1906 году композитор венчается с Екатериной Носенко, своей двоюродной сестрой. В браке родилось 4 детей – Федор, Людмила, Святослав и Милена. Жена и дочь Людмила умерли от туберкулеза. Стравинский также заразился туберкулезом, но сумел справиться с болезнью. В 1940 году он женился во второй раз на Вере де Боссе, художнице и актрисе.

  • Он был самым образованным композитором столетия, обладал живым, быстрым умом. Также Игорь Федорович характеризовал огромным трудолюбием. Без перерыва он мог работать 18 часов. В возрасте 75-ти лет его рабочий день составлял 10 часов – до обеда Стравинский занимался 4-5 часов сочинением музыки, после обеда посвящал 5-6 часов переложениям или оркестровке.
  • В Украине создан музей в городе Устилуг, посвященный композитору.
  • Он водил дружбу с такими известными людьми как Дебюсси, Равель, Пруст, Пикассо, Чарли Чаплин, Коко Шанель, Сати, Олдос Хаксли, Уолтом Диснеем.
  • Панически боялся простуд. Поэтому всегда носил теплую одежду и иногда ложился спать в берете.
  • Сводно говорил на 4 языках, а писал на 7-ми: немецком, английском, французском, итальянском, иврите, латинском и русском.
  • Любил выпивать и часто шутил, что его фамилию нужно писать как «Стрависки».
  • Его пугали люди, которые громко разговаривали, а критика в его адрес провоцировала ярость.

Igor Stravinsky

Родился 5 (17) июня 1882 года в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга.
Вырос в музыкальной семье - отец его был оперным певцом. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишь в двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова. В 1905 году опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым - прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже. По его заказу Стравинский написал одну из самых блестящих своих партитур - балет по русской сказке Жар-птица (1910). В следующем году был завершен ещё один балет - Петрушка, где в живых и достоверных образах воссозданы картины русской масленицы. Музыкальный язык Жар-птицы и Петрушки ещё сохраняет связь с прежней традицией, но уже в третьем балете - Весна священная (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Премьера Весны священной, поставленной «Русским балетом» Дягилева в Париже 29 мая 1913 года, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке.
Перед началом Первой мировой войны композитор покинул Россию. До 1939 года жил во Франции, затем поселился в США. Добровольное изгнание стало причиной постепенного исчезновения из музыки Стравинского элементов русского фольклора. Русские темы еще присутствуют в партитуре Истории солдата (L"Histoire du soldat) для семи инструментов, созданной в годы Первой мировой войны, а также в кантате Свадебка (Les Noces, 1920) - стилизации деревенского свадебного гулянья - для солистов, 4 роялей и 17 ударных. Но в более поздних сочинениях уже прослеживается поворот к классицизму и религиозной тематике. Сюда относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет Аполлон Мусагет (Apollon Musagete, 1927) и в особенности кантата Симфония псалмов (A Symphony of Psalms, 1930). В этот же период композитор создает балеты Пульчинелла (Pulcinella, 1920, на темы Перголези) и Поцелуй феи (Le Baiser de la fée, 1928, на темы Чайковского). Его Симфония в трех частях (Symphony in Three Movements, 1945) - синтез неоклассицистской манеры и революционного стиля Весны священной.

Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в Царе Эдипе (Oedipus Rex, 1927), опере-оратории на латинский текст; скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма. В 1951 году Стравинский написал оперу Похождения повесы (The Rake"s Progress, по серии нравоучительных гравюр Уильяма Хогарта) - сочинение, которое знаменует ещё одну стилистическую линию его творчества: элементы комедии, моралите и мелодрамы сливаются в шутливо-назидательное целое.

Возможно, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского (уже перешагнувшего 70-летний рубеж) стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. В этом стиле созданы балет Агон (Agon, 1957) для 12 танцовщиков и духовная кантата на библейский текст Плач пророка Иеремии (Threni, 1958) для солистов, хора и оркестра. Неповторимая манера Стравинского отчетливо проявилась в ритмике, полифонии и тембровой палитре этих додекафонных сочинений.

Умер Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971 года. Его влияние на музыку 20 века огромно. Такие шедевры, как Весна священная, вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира.



Вверх