Способ организации интерактивного обучения. Интерактивный урок: технология обучения

В современной педагогике все чаще говорят о необходимости применения новых технологий в обучении. Сегодня школа должна не только давать определенные знания по русскому языку, математике и физике, биологии и химии, географии, но и учить детей адаптироваться к различным обстоятельствам, переменам, развивать творческий потенциал ребенка и его коммуникативные навыки. Помочь с решением перечисленных выше проблем поможет интерактивный урок.

Три модели обучения

В педагогике сегодня выделяют три основные модели обучения:

  • Пассивная модель, которая предполагает, что ученики получают информацию по предмету, беседуя с учителем или же читая учебник. Школьники не получают творческих заданий, не работают в группах или парах, обсуждая тему урока или определенный вопрос. Наиболее простой моделью такого занятия можно считать урок-лекцию.
  • Активная модель предполагает стимулирование самостоятельно познавательной деятельности ребенка. Ученики получают индивидуальные творческие задания, общаются по теме урока с учителем. Но в ходе учебного процесса общение между учениками не происходит.
  • Интерактивная модель стремится к созданию комфортных условий обучения, при которых дети взаимодействуют не только с учителем, но и с другими учениками. При таком обучении происходит моделирование жизненных ситуаций, используются ролевые игры, групповая работа. Структура такого урока значительно отличается от структуры обычного.

Структура урока

В первую очередь педагогу стоит помнить, что интерактивный урок имеет несколько иную структуру, нежели обычный. Это связано с тем, что перед началом работы учеников следует мотивировать на получение результата, дать им стимул для дальнейшей работы.

Предлагается построение урока по следующей схеме:

  • Первый этап - мотивация. Он занимает до 5 % от общего времени занятия. Педагог должен заинтриговать учеников, подвести их к теме урока с помощью вопросов, цитат, притч, видеофрагментов и так далее.
  • Второй этап - представление темы, обозначение ожидаемых результатов. Занимает до 5% времени. Ученик должны понять, что им предстоит выучить, разобрать на уроке.
  • Третий этап - подача основной информации. Занимает он около 10% времени. На данном этапе учитель читает мини-лекцию, раздает краткие схемы или таблицы по теме урока. Как вариант, это может быть проверка домашнего задания или же презентация учениками мини-проектов, заданных заранее на дом.
  • Четвертый этап считается основным и занимает 60% всего времени интерактивного урока. Это практическая часть занятия, в ходе которой происходит практическое усвоение основного материала. Учитель заранее подбирает одну или две технологии для работы на уроке, подготавливает небольшой вводный инструктаж и ограничивает время на выполнение задания.

Последний этап - рефлексия и оценивание. Оно может занимать до 20% времени. Важно сравнить полученные результаты с ожидаемыми, озвученными в начале урока. Следует узнать, что дети узнали нового, как именно они работали, что им понравилось в работе.

Методы

Краткий список интерактивных методов урока (технологий) выглядит следующим образом:

  1. Мозговой штурм.
  2. Круглый стол (дискуссия или дебаты)
  3. Кейсы (анализ конкретных ситуаций).
  4. Деловые игры
  5. Ролевые игры.
  6. Мастер-классы.
  7. Работа в группах.
  8. Работа в парах.
  9. Метод карусели
  10. Лекция с проблемным изложением.
  11. Эвристическая беседа.
  12. Урок-семинар.
  13. Конференция.
  14. Метод проектов.
  15. Метод «ПРЕСС».
  16. Микрофон.

Также в качестве одной из новейших методов обучения выделяют урок с интерактивной доской. Но таким оборудованием до сих пор могут похвастаться лишь избранные учебные заведения.

Микрофон

Наиболее простой метод, применяемый как на обычном уроке, так и на интерактивном. Суть его проста. Учитель задает вопрос или просит высказаться по определенной теме и передает «микрофон» ученикам. Каждый ребенок берет его в руки и отвечает. В качестве микрофона может выступать что угодно - линейка, карандаш, ручка, пенал.

Интерактивные уроки в начальной школе могут вполне начинаться с этого метода или же заканчиваться им. С помощью «микрофона» учитель может подготовить детей к более серьезным интерактивным методам, таким как работа в группах.

Работа в малых группах

Еще один простой метод, который можно применять как в начальных классах, так и в старшей школе. В группу могут входить от 2 до 4 человек. Применяется метод для усвоения и закрепления знаний, проверки усвоенного. Каждая группа получает задание - оно может быть как одинаковым для всех учеников, так и отличаться. В ходе работы дети пытаются совместно решить поставленную задачу, вместе ищут ответ на поставленный вопрос, делятся своими идеями. Задания могут быть следующего плана: обсудить ситуацию, взять интервью, проанализировать проблему, протестировать соседа по парте.

Интерактивная игра

Одна из наиболее интересных и продуктивных технологий - игровая. Она позволяет создать максимальные условия для самореализации учеников. Такого рода интерактивные уроки в школе проводятся редко, так как они требуют высокого уровня подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Цель интерактивной игры - улучшение моделей поведения и их осознанное усвоение.

Игра должна иметь определенное содержание, соответствующее учебным планам; сюжет, развивающийся параллельно основному содержанию обучения; персонажей - активных участников процесса.

В зависимости от правил игры, ученики могут как перемещаться по классу, так и сидеть за своими столами.

Основные требования к игре:

Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи.

Интерактивные уроки русского языкаи литературыможно проводить в виде деловой игры - суда. Ученики могут как провести суд на героем литературного произведения, так и осудить те или иные речевые ошибки, грамотность, правила. Тот же принцип можно использовать и на уроках истории.

Метод проектов

Интерактивные технологии на уроке технологии могут базироваться на методе проектов. В зависимости от темы, ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты, работая над дизайном помещения, создавая оригинальный подарок, моделируя одежду для последующего пошива.

После выполнения задания группа или ученик должны представить папку для защиты проекта, в котором поэтапно будет расписана выполненная работа, презентация.

Использование метода научит детей мыслить творчески, нестандартно, создавать что-то свое.

Интерактивная доска

Использование интерактивной доски на уроках - один из новейших методов, которым сегодня владеют далеко не все педагоги. Если в больших городах практически каждая школа имеет в своем распоряжении хотя бы несколько таких досок, то в маленьких городках и поселках о таком чуде техники в лучшем случае только читали в журналах и интернете.

Главная цель интерактивной доски - демонстрация во время урока текстовых и графических файлов, видео, разработка электронного протокола занятия.

Выделяют несколько видов досок:

- Активная - которая подключается к источнику питания и компьютеру. Работа с документами осуществляется с помощью стилуса.

- Электромагнитная , работающая с помощью специальных маркеров.

Интерактивная доска на базе технологии инфракрасного сканирования - это дисплей, оборудованный инфракрасными датчиками. Им можно управлять как при помощи стилуса, так и пальцами.

С помощью специального ПО учитель может добавлять пометки поверх изображения на экране, использовать шаблоны уроков, работать с графикой.

Другие методы

Другие интерактивные методы обучения на уроках, о которых стоит знать:

Преимущества интерактивного урока следующие:


Как добиться максимального эффекта

Использование новых методик и технологий обучения - залог успешного учебного процесса, более глубокого усвоения новых знаний, всестороннего развития личности ребенка. Для достижения целей учитель может провести урок с интерактивной доской, деловую или интерактивную игру, использовать метод проектов или ряд других, не менее интересных и действенных методик.

Активные методы обучения - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

· вынужденная активность обучения;

· самостоятельной выработкой решений обучаемым;

· высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

· преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

· постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечиваюти направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Наравне с активными методами обучения в образовательном процессе применяются интерактивные методы. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов

В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.

При использовании интерактивных форм учитель перестаёт быть основным доносчиком информации, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации и формулирует темы или вопросы для обсуждения в группах, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, готовит заранее необходимые задания. Если у кого-то из обучающихся имеется хоть небольшой опыт работы с решаемой задачей, он делится своими знаниями с остальными, при этом происходит и взаимосвязь всех учащихся друг с другом. Они начинают совместно решать поставленные задачи, преодолевать все конфликты, уступать, находить что-то общее.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

§ обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологичес-кое преподнесение учебного материала;

§ исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

§ способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дебаты, дискуссия) - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.

· Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

· Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.

· Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе. К ним относят тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Благодаря интерактивному обучению:

ü ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;

ü повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;

ü растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;

ü меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Игра как метод

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2. Участники Конкурса– команды численностью 4 человека.

3. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Игры, которые обычно используют на уроках математики:

· «Морской бой» - излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

· «Своя игра». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

· «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

· Математический брейн-ринг. Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

· пробуждение у обучающихся интереса;

· эффективное усвоение учебного материала;

· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

· установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

· формирование у обучающихся мнения и отношения;

· формирование жизненных и профессиональных навыков;

· выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.


Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дискуссия, дебаты)

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

· Деловые и ролевые игры

· Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

· Мастер класс

В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие - не лекция, а общая работа.

· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

· все сказанное на занятии - не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

· возраст участников, их интересы, будущая специальность.

· временные рамки проведения занятия.

· проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

· заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

· должна быть четко определена цель занятия.

· подготовлены раздаточные материалы.

· обеспечено техническое оборудование.

· обозначены участники.

· определены основные вопросы, их последовательность.

· подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

· уточнение проблем, которые предстоит решить.

· обозначение перспективы реализации полученных знаний.

· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

· программа занятия.

· раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

· материал должен быть структурирован.

· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия .

Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

При необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

· быть активным.

· уважать мнение участников.

· быть доброжелательным.

· быть пунктуальным, ответственным.

· не перебивать.

· быть открытым для взаимодействия.

· быть заинтересованным.

· стремится найти истину.

· придерживаться регламента.

· креативность.

· уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем - организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования :

1) выяснение набора позиций аудитории,

2) осмысление общего для этих позиций содержания,

3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,

4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия - оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

· что произвело на вас наибольшее впечатление?

· что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

· есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

· чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

· как вы оцениваете свои действия и действия группы?

· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.

«Интерактивные методы и приемы обучения»

В нас Раздел № 1

«Актуальность выбранной темы»

Кто не хочет знать английский язык? Я думаю, не найдется человека, отрицательно отвечающего на этот вопрос. Без знания английского языка невозможно путешествовать, познавать культуру других народов, иметь престижную работу...

Но при изучении иностранного языка возникает множество проблем.

Одна из них, по моему мнению, проблема в обучении говорению. Практика показывает, что очень часто ученик испытывает так называемый «языковой барьер».

Как показывает собственный опыт преподавания, не всегда удается добиться результатов в говорении, используя традиционные методы и формы работы. Необходимо взаимодействие всех участников процесса. Интерактивные методы и приемы отвечают этим требованиям. Практика показывает что внедрение таких методов позволяет за достаточно короткий промежуток времени передавать достаточно большой объем знаний. С помощью этих методов создаются возможности для раскрытия личного потенциала каждого ученика. Они позволяют научить школьника практически использовать знания иностранного языка.

Так же данные методы помогают разнообразить учебную деятельность, и способствуют повышению мотивации к обучению.

Но чтобы добиться всех этих результатов, учителю необходимо организовать учебный процесс с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося.

Раздел №2

« Виды методов и приемов и их применение на практике»

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик», «ученик = ученик», «ученик = класс», «группа = группа». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя

друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения:

* научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

* научить работать в команде, уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

* научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Классификация методов обучения и их практическое применение.

Методы классифицируют по разным признакам:

по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;

по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;

по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;

по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

В рамках ФГОС предполагается использование следующих интерактивных методов:

* Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

* Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

* Кейс-метод». Ученикам предлагается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения и выбрать лучшие из возможных решений.

* Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

* Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками.

* Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

В процессе обучения педагог может выбирать как один метод (или прием), и/или использовать комбинацию нескольких. Каждый метод обучения содержит в себе набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Существует множество приемов обучения , применяемых на современном уроке. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. «Мозговой штурм»

Хороший прием для поиска новых идей. Повышает активность школьников на уроке, так как в работу включаются все ученики. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Этот прием хорош тем, что его можно применять на многих этапах урока. «Мозгового штурма» достаточно много разновидностей: обратный, теневой, индивидуальный, на доске, челночный, комбинированный, визуальный, в стиле «соло» и.т.д

« Обратный » мозговой штурм» используется чаще в ходе выполнения работы по систематизации материала или в работе над ошибками. Главные задачи «обратного мозгового штурма»: найти ошибки и попытаться их устранить.

« Комбинированный мозговой штурм » это сочетание прямого и обратного. Хорошо применять для анализа какой-нибудь выполненной работы, выявления ее недостатков..

«Индивидуальный мозговой штурм» можно применять в качестве домашнего задания, когда ученику предлагается самостоятельно дома (можно в течение нескольких дней) продумать варианты ответа (выхода из какой-нибудь ситуации) и предложить свои идеи на уроке.

«Мозговой штурм на доске» лучше всего подходит для начального этапа урока в качестве целеполагания. Здесь есть возможность высказаться каждому ученику, а учитель может все зафиксировать на доске и в ходе урока, для закрепления материала можно работать с этими идеями.

«Соло» применяется в ходе всей работы над какой-нибудь темой (проблемой), когда ученики собирают свои идеи, фиксируют их в тетради или специальных карточках. Начать работать с этим видом «штурма» можно с самого начала темы, а в конце темы обсудить результаты.

Эти приемы можно использовать в разных формах работе, и как показывает практика,

учащимся интересно работать, применяя эти приемы на практике.

2. «Снежный ком»

Данный прием можно использовать для формирования навыков устной речи и для формирования и активизации лексико-грамматического материалов. «Нарастание снежного кома может проходить по двум линиям» - с наращиванием лексики и/ или грамматики. Этот прием хорош тем, что с ним сочетается очень много тем (книги, характер, внешность, отношения и.т.д)

Например, при изучении темы «М ass media” ( books) можно использовать такой вариант: I like reading books ~ I like reading electronic books~ I like reading e-books because they are easy to use ~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable , which is really important to me....

3. « Кластер »-

Это графическая форма организации информации когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Также можно изобразить это прием в виде «грозди». Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. Этот прием хорошо использовать для решения какой-то проблемы на этапе закрепления материала при систематизации (повторения), при работе с текстом, при повторении в начале урока, при введении в тему, при контроле.

Рассмотрим несколько тем, где можно воспользоваться этим приемом. В 9 классе изучается тема «Страны. Великобритания, США и Россия». Для активизации ЛЕ и систематизации материала можно воспользоваться этим «кластером».

В 7 классе много времени отводится изучению темы « Teens problems”. Основные пункты этой темы для обсуждения тоже можно оформить в виде кластера, затем используя еще и другие приемы, обсудить проблемы и способы их решения.


Этот прием помогает учителю отслеживать уровень владения материалом, способствует получению опыта работы в группе, помогает найти связи между понятиями. Следует отметить, что это прием хорош еще тем, что неверные предположения можно исправлять, заполнять ячейки новой информацией (добавляя ее по мере изучения темы).

4. « Фишбоун »

Этот прием может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-нибудь ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего его применять во время урока обобщения и систематизации знаний. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Целесообразно в конце урока представить результат работы в виде презентации. Чем еще хорош этот прием? Он позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально «кость» может располагаться как горизонтально, так и вертикально. В «голове» лежит проблема, которую необходимо решить. Затем по бокам причины и факты и в конце в «хвосте» - вывод.


Учащимся можно предложить какой-нибудь текст проблемного содержания (Это может быть видеофильм). Например « Ecology. Environment. Problems. We can protect the environment”. Эти темы актуальны и изучаются во многих классах. Учащимся необходимо выяснить причины проблем в окружающей среде: пожары, браконьерство, неумелое использование природных ресурсов, выхлопные газы и.т.д. Затем предлагается подумать о фактах: проблемы со здоровьем, исчезновение многих видов растений, животных, птиц, загрязнение ресурсов и.т.д. В конце необходимо сделать вывод: бережное отношение к природе, строительство специальных очистительных систем, переход на менее токсические виды топлива, вторичная переработка сырья и.т.д.

Этот прием можно использовать в абсолютно любой теме и в любом режиме работы.

Как показывает практика, используя этот метод учащиеся успешнее справляются с задачами и целями урока, лучше усваивают ЛЕ, пытаются строить логические высказывания и более развернутые предложения. У многих пропадает «языковой барьер».

5. «ПОПС-формула»

Является эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися по всем гуманитарным дисциплинам. Этот прием помогает закрепить пройденный материал и выявить «пробелы».

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Я с успехом применяю этот прием в старших классах для написания ОГЭ (ЕГЭ). Его можно использовать при подготовке как устной, так и письменной части.

6 «Лови ошибку»

У этого приема нет недостатков, если все организовано правильно. Этот прием можно использовать на всех этапах урока (в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала а так же на этапе рефлексии с целью подведения итогов). Учащимся предлагается материал (текст), в котором допущены ошибки. Это могут быть ошибки как в лексике так и в грамматике. Им необходимо их найти. Работу можно проводить индивидуально, в парах, в группах.

В этом тексте объединены несколько тем. Текст содержит 20 ошибок.


7. «Восстанови рассказ»

Хороший прием при обобщении и закреплении материала. А так же для контроля пройденного материала (ЛЕ, грамматики..) Проводить его можно несколькими способами:

Первый способ: Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке и восстановить логическую последовательность всего текста. Работу можно проводить в парах или индивидуально. Затем учащимся можно предложить рассказать полученный вариант рассказа.

Второй способ: Можно дать текст, где пропущены слова (или слова заменены картинками). Восстановить текст, вставляя слова или заменяя картинки словами. После выполнения задания можно устроить взаимоконтроль в парах. Этот прием очень нравится детям младшего и среднего звена, т.к детям нравится работать с картинками, кроссвордами и другими похожими заданиями.

8. «Знаю, хочу, умею»

Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

Заполнение таблицы ЗХУ

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Но сначала надо поставить «проблему» и на этапе перехода к работе с информацией, можно заполнить первую графу. Здесь может быть и ЛЕ и ответы на вопросы, ассоциации и.т.д

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

Например, в начальной школе в 4 классе изучается тема « А nimals”. Учащиеся уже знают из предыдущих классов названия многих животных и птиц, их цвета, что они умеют делать. Мы заполняем графу «знаю», вспоминая ЛЕ по этой теме и отвечаем на вопросы учителя.

На следующем этапе урока задаем вопрос «что бы мы хотели еще узнать про животных?» Например, где живут? что едят? какую пользу приносят людям? На этапе «рефлексии» подводим итог: можем мы ответить на эти вопросы?

Я часто использую этот прием на этапе урока «целеполагание» и «рефлексия».

Рассмотрим, как можно практически применить несколько приемов на одном-двух уроках (на примере темы « The root of all evil” в 10 классе учебник “ New Millennium English” ).

Подтема урока: « Fighting for life” . Учащимся предлагается обсудить и проанализировать причины и следствия бедности и найти способы решения проблем бедности (бедных) в стране. На начальном этапе урока для активизации лексики учитель может использовать прием « мозговой штурм ».

Учащиеся вспоминают слова, связанные с этой темой. Это можно сделать фронтально, в парах, группах. Слова можно записать на листочках или на доске.

Данный прием можно заменить на « ассоциативный ряд » или «ряд ассоциаций», который преследует такие же цели и задачи, как и «мозговой штурм».

Слова (выражения) можно представить в виде схемы, таблицы (кластера). Конечно, в ходе выполнения этого задания будет появляться новая лексика. Учителю необходимо помогать учащимся в работе и фиксировать необходимую новую лексику на доске.


Затем, на следующем этапе учащимся необходимо подумать о причинах и следствиях бедности. Это задание можно сделать в виде «кластера» или использовать прием «фишбоун». Это задание лучше выполнять в небольших группах.


Для проверки и обсуждения этого задания учитель заранее готовит ответы (можно представить в виде презентации), обсуждает и анализирует с учащими полученные варианты.

Далее учащимся можно предложить заполнить таблицу ЗХУ. На этом этапе урока уже можно подвести предварительные итоги: что знают ученики по этой теме и что хотели бы узнать (How to solve this problem? ). Перед учениками ставится речевая задача: Как можно решить данную проблему?

Здесь можно использовать « проблемный метод » и такие приемы как ПОПС-формула , « кластер » или « фишбоун ». Ученики работают в группах. Каждая группа работает над этой проблемой и разрабатывает способы ее решения в виде «кластера».

Затем представляют свои результаты в классе, сравнивая и анализируя результаты.

Но перед тем как ответить на этот вопрос, учащимся необходимо доказать , что бедность это действительно большая проблема . Для решения этой задачи учащимся предлагается прослушать первую часть текста и ответить на вопросы по заданию.


Затем учащимся предлагается выполнить задания по чтению. Учащиеся активизируют ЛЕ и выбирают необходимую информацию для дальнейшей работы по теме. Новая ЛЕ, которая появляется в ходе чтения, так же фиксируется в тетради.



Для подведения итогов можно воспользоваться приемом «ПОПС-формула». Этот прием помогает учащимся выразить свое собственное мнение, объяснить свою позицию и сделать выводы по сказанному.

В ходе выполнения данных заданий учащиеся активизируют ЛЕ. Для активизации и контроля ЛЕ по этой теме можно использовать приемы «снежный ком », « лови ошибку » или « восстанови рассказ ».

В конце занятия заполняется последняя часть таблицы ЗХУ . Что мы хотели узнать? Что мы знаем в результате? Смогли мы ответить на основные вопросы, поставленные в начале урока?

Таким образом, можно сделать вывод, что на одном-двух уроках можно применять сразу несколько методов и приемов работы с материалом.

В конце изучения темы “ The root of all evil” учащиеся готовили урок в виде деловой игры по сценарию, предложенному в учебнике.

Вывод:

Применение интерактивных методов и приемов способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности уроков. Интерактивные приемы и методы обучения обеспечивают прочность знаний, творчество и фантазию, командный дух, свободу самовыражения и взаимоуважение ко всем участникам учебного процесса.

Классификация методов обучения по уровню активности обучающихся включает следующие группы:

– пассивные;

– активные;

– интерактивные.

В процессе применения пассивных методов обучения обучающийся выступает в роли объекта обучения , он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем  источником знаний. Такие методики называют репродуктивными. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к обучающемуся), чтении, демонстрации. Обучающиеся при этом не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных заданий.

При применении активных методов обучения обучающийся становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Обучающийся устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы. Такие методики занимают сегодня основное место на семинарских занятиях и в процессе выполнения самостоятельной работы.

С изменением социально-экономических условий трансформируется трудовая деятельность человека, что актуализирует проблему поиска новых подходов к совершенствованию системы образования. Человек должен обладать соответствующими способностями, знаниями и умениями, чтобы осваивать технологические новшества. Современный специалист должен уметь работать в команде, принимать как самостоятельные решения так и согласованные с командой. В связи с этим, для современных методов обучения характерно то, что обучающиеся работают индивидуально и в команде.

Традиционные методы обучения обеспечивают подготовку обучающегося к выполнению тех или иных функций на основе известных алгоритмов (норм) выполнения деятельности. Но для продуктивного выполнения сложных функций в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях человеку необходимо применять творческий подход для решения проблем. Поэтому обучающиеся должны не только присваивать знания и умения, но и приобретать опыт творческой деятельности и необходимые качества личности, такие как самостоятельность, коллективизм, ответственность, мобильность, креативность. Важно формирование у обучающихся критического отношения к информации, умений принимать оптимальные решения, воспитание чувств солидарности, общности, сопричастности к общему делу. Для реализации таких целей необходимо выбирать методы, которые основаны на конструктивных, партнерских взаимоотношениях, а формирование знаний и умений происходит в процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися как субъектами педагогического процесса.

Вышеперечисленным требованиям удовлетворяют интерактивные методы обучения, которые строятся на организации творческого общения между участниками педагогического процесса.

Особенностью интерактивных методов обучения является то, что общение организуется не только между педагогом и обучающимися, что характерно для традиционных методов обучения, но и между всеми обучающимися.

Основным понятием, которое определяет главную особенность интерактивных методов обучения, является понятие «интерактивный » (от английского interact – взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга).

Однако взаимодействие, являясь основополагающим элементом любой образовательной деятельности, в большей или меньшей степени присутствует при использовании практически любого из методов обучения. Тогда в чем заключается особенность интерактивных методов обучения? Для четкого определения данного понятия необходимо обратиться к идеям интеракционизма – теоретико-методологического направления в зарубежной социологии и социальной психологии.

Американский социолог и социальный психолог Джордж Мид, являющийся основоположником интеракционизма, рассматривал развитие общества и социального индивида (социальное «я») в неразрывном единстве. Он считал, что происхождение «я» целиком социально, а главная его характеристика – это способность становиться объектом самонаблюдения, саморефлексии и самоконтроля. Представители более позднего интеракционизма (М. Кун, Т. Шибутани), исследуя природу социальных процессов, видели в их основе выработку и изменение социальных значений, постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками.

Под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Вывод. К интерактивным методам могут быть отнесены только те методы обучения, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса.

Интерактивные методы предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве), то есть обучающиеся и преподаватель являются субъектами обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение. Обучающиеся погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества. Это позволяет увеличить процент усвоения материала.

К основным преимуществам интерактивных методов обучения относят: высокий уровень усвоения информации через эмоционально-ценностное отношение к деятельности; формирование умений слушать и слышать; обучение через взаимообмен опытом; активизация мышления; личностный рост; формирование умений работы в команде, повышение активности каждого; постановка новых проблем; создание ситуаций неизвестности для участников и др.

К недостаткам относят следующее: есть риск столкновения личных амбиций; требуется высокая компетентность педагога (тренера); большая продолжительность времени и др.

Для интерактивных методов обучения характерны некоторые особенности, связанные с деятельностью педагога и обучающихся.

Самоопределение обучающихся на основе внутренней мотивации. В деятельности внутренняя мотивация определяет целенаправленный характер действий обучающихся и выступает как активный стимул развития и достижения успеха.

Выстраивание стратегии собственной учебной деятельности. Стратегия – это образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для осуществления самостоятельной деятельности. В процессе обучения обучающийся выступает как полноценный субъект деятельности и при этом он осуществляет разработку стратегии своей деятельности: прогнозирование, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач и пути их достижения.

Достижение успеха. Важно организовывать позитивный психологический климат, который обеспечивает радость познания в процессе выполнения творческой самостоятельной и коллективной деятельности. Желание обучающихся достичь успеха является важным стимулом к самосовершенствованию и саморазвитию. Известно, что педагогическая ситуация - составная часть процесса обучения, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе обучения и, как правило, разрешаются тут же. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности человека. Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремится личность в своей деятельности, совпал с ее ожиданиями. Успех может быть кратковременным, частым, длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным. Ситуации успеха проектируются заранее педагогом или могут создаваться в процессе обучения.

Творческое общение. Творческое общение между обучающимися направлено на создание коллективного продукта (интеллектуального, материального). Творческое общение – это сложный процесс установления и развития контактов между субъектами педагогического процесса, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В рамках диалога происходит выражение индивидуального мнения по конкретному вопросу и выработка коллективного решения.

Создание проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, спорами, дискуссиями, столкновением различных мнений. Решение проблемных ситуаций возможно, если имеет место опора на индивидуальные особенности обучающихся, их интуицию, фантазию, свободу аргументации. В процессе обсуждения и обоснования выбора решения проблемы обучающиеся приходят к «инсайту».

Организация коллективного и индивидуального самоуправления . Распределение управленческих функций между всеми субъектами процесса обучения. В процессе обучения педагог делегирует некоторые управленческие функции обучающимся, при этом осуществляется коллективное и индивидуальное самоуправление. Создаются эффективные команды, определяется алгоритм их работы, распределяются роли и функции, происходит выбор способов взаимодействия субъектов деятельности.

Осуществление самоконтроля . Осуществление обучающимися самоконтроля в процессе учебной деятельности связано с проявлением активности и самостоятельности. В основе самоконтроля лежит система обратных связей, дающих возможность оценивать и регулировать деятельность. В ходе самоконтроля обучающиеся совершают умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы.

Позитивное оценивание. Позитивность оценивания – это отсутствие отрицательных оценок. Обучающиеся выявляют и оценивают собственные достижения при выполнении учебных заданий.

Рефлексивное отношение к деятельности. Как отмечают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, именно рефлексия является «центральным феноменом человеческой субъектности» . Осуществляя рефлексию деятельности, обучающийся выявляет собственные резервы, возможности, движущие силы и противоречия. Обучающийся осмысливает замысел и последствия необходимости изменения действий.

Можно сделать вывод, что особенностью интерактивных методов обучения является то, что усвоение субъектом новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной деятельности, основанной на самоорганизации и самоуправлении.

– выявления, удовлетворения и развития личностно, социально и профессионально значимых потребностей и интересов обучающихся;

– развития способностей обучающихся, их критического мышления, креативности и мобильности;

– позитивного воздействия на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности;

– реализации культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов в образовательном процессе;

– формирования гностических, проектно-конструктивных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений у обучающихся;

– организации творческого общения, так как коммуникация порождает процесс экстериоризации, в котором мысль объективизируется и становится доступной для рефлексии и критики;

– формирования и развития субъектной позиции;

– воспитания ответственного отношения к собственной деятельности на основе рефлексии.

Классификация интерактивных методов обучения

Выделяют следующие группы интерактивных методов обучения:

– неимитационные;

– имитационные (игровые и неигровые имитационные методы обучения).

К н еимитационным методам обучения относят следующие: проблемный семинар, тематическая дискуссия, «мозговой штурм», круглый стол и др.

При применении имитационных методов обучения создается нереальная обстановка или ситуация, что помогает обучающимся адаптироваться к реальной профессиональной среде.

К неигровым имитационным методам обучения относят следующие: решение производственных и ситуационных задач и упражнений, метод кейсов, метод микроситуаций, метод инцидента, игровое проектирование, информационный лабиринт, групповые дискуссии, просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением, моделирование конкретных проблем и др.

К игровым имитационным методам обучения относят следующие: «разыгрывание» ситуации в ролях, игры-симуляции, ролевые, деловые, организационно-деятельностные, инновационные, поисково-апробационные, проблемно-деловые игры, креативные интерактивные методы (метод синектики, метод ассоциаций, метод Дельфи), компьютерные игровые имитационные методы и др.

Необходимость применения интерактивных методов обучения можно объяснить тем, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, при дискуссионном обучении – 75 %, а при проведении, например, деловой игры усваивается около 90 % информации.

Модели взаимодействия между участниками

педагогического процесса

Обучение рассматривается как совместная деятельность педагога и обучающихся, то есть обучение как процесс усложняется по сравнению с учением за счет включения деятельности педагога, который осуществляет управление деятельностью учащихся. Управление как процесс информационного воздействия субъекта на объект, направленный на достижение целей субъекта. Субъект управления должен знать состояние объекта, чтобы можно было корректировать управленческое воздействие. В идеальном случае цели субъекта и объекта могут совпадать.

С учетом того, что разные методы обучения основаны на применении разных управленческих моделей взаимодействия педагога и обучающихся, можно рассматривать м етод обучения как систему методических приемов и правил эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса на основе определения их ответственности и усилий по достижению дидактических целей и задач.

Например, модель управления в рамках традиционных методов обучения строится на основе субъект-объектного взаимодействия (рисунок 1).

Рисунок 1 – Типовой контур педагогического управления

в рамках традиционных методов обучения

Такую модель управления можно назвать директивной . Управляет один человек – педагог. Он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность обучающихся. Но при этом качество обучения будет в основном зависеть от информации, которой обладает педагог, от его способности принимать оптимальные решения в различных педагогических ситуациях. С одной стороны, такая модель управления проста и оперативна, но, с другой – приводит к снижению уровня мотивации и активности обучающихся.

Директивная модель педагогического управления не достаточно эффективна еще и потому, что объектом управления является обучающийся, его учебная деятельность, а это сложный объект, который может находиться в нескольких устойчивых состояниях и переходить из одного состояния в другое.

В процессе обучения обучающийся присваивает новые знания, умения, потребности, нормы, ценности, развивает свои способности. Процесс познания, который лежит в основе учения, относится к процессам с внутренней детерминацией. Поэтому на современном этапе все чаще применяются интерактивные методы обучения, которые позволяют учесть личностно, социально и профессионально значимые потребности и интересы обучающихся, их собственный опыт и творческий потенциал.

Модели управления в рамках интерактивных методов обучения основаны на организации индивидуального и коллективного самоуправления, так как распределение функций управления осуществляется между всеми участниками педагогического процесса. Такую модель управления мы называем кооперативной .

Индивидуальное самоуправление предполагает, что обучающиеся становятся полноценными субъектами учебной деятельности. В процессе самоуправления они осуществляют следующие виды деятельности: прогнозирование результатов своей деятельности; целеполагание (сознательного самоизменения: Я узнаю, Я пойму, Я решу); планирование; самоорганизацию и саморегулирование собственной деятельности; анализ результатов своей деятельности и самоконтроль; оценивание результатов своей деятельности; рефлексию. Необходимо учитывать, что обучающийся станет субъектом учебной деятельности только при наличии внутренних личностно, социально и профессиогнально значимых мотивов и только в том случае, если для него станет ценностью саморазвитие и самовоспитание на основе рефлексивного отношения к своей деятельности. Не вызывает сомнения, что при этом моральное состояние учащихся и степень их удовлетворенности значительно выше, чем в рамках директивной модели управления.

Кроме индивидуального самоуправления, целесообразно выделить также уровень коллективного самоуправления, когда происходит активный обмен информацией и решения принимаются коллегиально. Появляется возможность для всех участия в обсуждении проблем, свободного выражения индивидуального мнения, отражения своей позиции в рамках диалога.

Диалог – (греч. dialogos – беседа) – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание .

Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственнымиусилиями каждого.

Управленческим ресурсом в рамках интерактивных методов обучения является интеллектуальный потенциал обучающихся, их потребности и интересы.

Типовой контур педагогического управления в рамках интерактивных методов обучения представлен на рисунке 2.

педагога

Определение

проблемного

Интеллектуальный

ресурс обучающихся,

их профессионально, социально и личностно значимые

потребности и цели

Выработка

общей цели

Организация,

мотивация

деятельности

обучающихся,

педагогическое

наблюдение

Поисково-познавательная

деятельность

(формирование

индивидуальных

творческих

продуктов )

– самоопределение обучающихся, их видение проблемы;

– сбор информации;

– поиск решений, «мозговой штурм»;

– принятие решения

Презентация отчетов

Экспертиза

и рефлексия

Принятие

коллективного

решения

Коллективный интеллектуальный (материальный) продукт,

новые профессионально, социально и личностно значимые

потребности обучающихся и цели

Рисунок 2 – Типовой контур управления в рамках интерактивных

методов обучения

Проблема управления педагогическим процессом определяется тем, что ученический коллектив – это сложная иерархия групп и личностей с присущими им интересами и целями. Цели обучающихся часто противоречат друг другу и являются неустойчивыми. При разрешении проблем в группе возникает дифференциация, обусловленная индивидуальными особенностями каждого члена группы. Одни из них обладают «широкими» знаниями и способны находить аналогии из других проблемных сфер. Другие выполняют определенные роли, например, «критиков», «генераторов идей». Оптимальное решение проблемы, удовлетворяющиее всех членов группы, достигается через конфликт.

В этом случае, целями педагогического управления являются следующие: вовлечение всех обучающихся во внутренне мотивированную целенаправленную учебно-познавательную деятельность и увеличение коммуникативных отношений между обучаемыми, что приведет к возникновению различных мнений и идей, флуктуаций (отклонение от нормы) и повышению эффективности процесса учения.

Основой этой модели является управление процессом усвоения обучающимся культуры, в ходе которого развиваются внутренние потребности, способности, сознание каждого. Цели, содержание, способы деятельности определяются педагогом и обучающимися совместно, с учётом их интересов и способностей. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений.

Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу и творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.



Вверх