Соотношения понятий этика, мораль, нравственность. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность

Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» про­исходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), озна­чавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первона­чально, еще во времена Гомера, этос - жилище, посто­янное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса - этосный ( ethicos - относящийся к нраву, темпераменту) и этика - наука, изучающая добродетели человеческого ха­рактера (мужество, умеренность, мудрость, справедли­вость). И поныне термином «этос» пользуются, когда не­обходимо выделить общечеловеческие нравственные ус­тои, которые проявляются в исторических ситуациях, уг­рожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.

В древнеримской культуре словом «мораль» обозна­чался широкий круг явлений и свойств человеческой жиз­ни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписа­ние моды и т. д. Впоследствии от этого слова было обра­зовано другое - moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содер­жанию древнегреческое ethica и латинское moralitas со­впадают.

В настоящее время слово «этика», сохранив свой пер­воначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойст­ва человека, которые изучаются этой наукой.

Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравст­венность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии. - И. К.), содержащая наставления, прави­ла, руководствующие к добродетельной жизни, к обузда­нию страстей и к выполнению обязанностей и должнос­тей человека».

Среди множества определений морали следует выде­лить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадле­жит миру культуры, входит в природу человека (измен­чивую, самосозидаемую) и является общественным (не­природным) отношением между индивидами.

Итак, этика есть наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль социально - исторически обусловле­на, то следует говорить об исторических изменениях пред­мета этики. Сама этика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Сле­довательно, этические знания являлись не продуктом че­ловеческой цивилизации, а порождением еще более древ­них, первобытнообщинных отношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а не этика как философская наука. В рассматриваемый период мо­раль стала обособляться в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Ин­дивидуальное моральное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древ­негреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм, приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр), «Мера - это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следует ту­шить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т. д. Этика зарож­дается по мере того, как конкретно-историческим цен­ностным установкам (применительно к той или иной ис­торической эпохе) придается абстрактная, всеобщая фор­ма, которая выражает потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

Следует отметить, что мораль изучает не только эти­ка, но и педагогика, психология, социология, ряд других наук. Однако лишь для этики мораль оказывается един­ственным объектом исследования, придавая ей мировоз­зренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, в чем заключается источник морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики вопрос: как и ради чего жить, к чему стремиться, что делать?

В истории этики эволюция объекта исследования про­слеживается следующим образом. Античная этика харак­теризуется как учение о добродетелях, добродетельной (со­вершенной) личности. Здесь добродетель идентифициру­ется с каким-либо конкретным ее носителем (тем же ге­роем мифов) и связывается прежде всего с такими нрав­ственными качествами, как мужество, умеренность, муд­рость, справедливость, щедрость и т. д.

Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, в которой были объединены тра­диции античной и средневековой культуры, - доброде­телью человеколюбия. К. Салютати (1331-1406) назвал эту добродетель humanitas; в ней сочетается идущее от Цицерона и Авла Геллия толкование humanitas как обра­зованности, наставления в благородных искусствах и от­ношение к humanitas как к совокупности природных свойств человека в средние века. Humanitas, по Салюта­ти, - это та добродетель, «которую также имеется обык­новение называть благожелательностью». Глава Флорен­тийской академии М. Фичино (1433-1499) определял humanitas в качестве главного морального свойства. Под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия, по­лагал он, людям становится присуще стремление к един­ству. Чем больше человек любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он чело­век. И наоборот, если человек жесток, если он отстраня­ется от сущности рода и от общения с себе подобными, то он человек только по названию.

Существует три функции этики:

¾ она описывает мораль

¾ объясня­ет мораль

¾ учит морали.

Соответственно этим трем функ­циям этика делится на: эмпирически-историческую (описатель­ную), философски-теоретическую и нормативную этику. Каждой из них должна соответ­ствовать своя модель: абстрактная система понятий, проблем, структур, функций.

Какова (в общих чертах) модель нормативной тики, то есть чем она занимается, каковы ее функции, понятия, какие проблемы она ставит, на каких методологических предпосылках строится?

Нормативная этика - это моральная рефлексия, рационализированное моральное сознание. Рацио­нализация, в чем бы она ни выражалась, не име т здесь самостоятельного значения, она всегда подчинена нормативности.

Нормативная этика - и это ее определяющий признак - всегда что-то «оценивает» (с моральных - в широком смысле слова - позиций) или что-то «предписывает» (в том же моральном смысле), - причем эти оценки и предписания совершаются как в явной форме, так и (очень часто) имплицитно. В этом последнем случае она выглядит вполн научно, как объективно-бесстрастное рассуждение о морали, и только тщательный анализ может показать скрытую норматив­ность таких рассуждений (например, философ классифицирует добродете ли, выполняя, казалось бы, научно-систематизаторскую задачу од ако само отн с ни каких-либо челов ч

1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность».

2. Предмет этики и ее основные проблемы.

3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, нрав, характер. Отталкиваясь от слова «этос», древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н.э. образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств – справедливость, мужество, честность, умеренность, мудрость и др., названных им этическими добродетелями. Философское учение, науку об этических добродетелях, Аристотель назвал этикой.

Для точного перевода аристотелевского понятия «этический»

с греческого языка на латинский древнеримский философ Цицерон (106-43 до н.э) сконструировал термин «moralis» (моральный) Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное. число) – латинского аналога греческого «этос». Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба эти слова входят в новоевропейские языки. Наряду с ними

в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». В русском языке возникает понятие «нравственность». От слова «нрав» образуется прилагательное «нравственный » и от него - новое существительное - «нравственный» .

В первоначальном значении разные слова: «этика», «мораль»,

«нравственность» - имели одно и тоже содержание. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой понимается соответствующая ветвь знания, учения, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. В повседневном словоупотреблении эту разницу в значении не всегда учитывают. В частности, говоря об этике учителя, врача, инженера, экономиста и т.д., имеют в виду специфику их морали. Одной из причин этого - психологическая склонность людей отождествлять то, что представлено в их сознании, с реальным, а не представленное - с несуществующим. Но философия утверждает, что познаваемое (в данном случае - мораль) принципиально отличается от знания о нем (этика) по способу бытия. Познаваемое существует объективно, а знание о нем - субъективно, то есть в сознании. Кроме того, познаваемое имеет бесконечное количество свойств, а его теоретическая модель отражает только некоторые из них, в лучшем случае - общие и существенные. Вместе с тем самое совершенное знание о морали, то есть самая глубокая этическая теория не может заменить человеку саму мораль.

Иллюзия тождества морали и этики возникает также и в связи с тем, что этика использует те же понятия, что и мораль. Но если в суждениях морали понятия, например, «добро», «зло» выполняют роль логических предикатов, то есть известного, то в этике они являются логическими субъектами, то есть неизвестным. Пример моральных суждений: «Правда есть добро», «Обман есть зло». Пример этических суждений: «Добро - категория этики, которая…», «Зло - категория этики, которая…». Таким образом, суждения этики часто есть суждениями-определениями. То, что в системе морали считают известным и благодаря чему любой поступок человека приобретает определенность, в системе этики рассматривается как неизвестное, что требует соответствующего исследования.

Мораль и нравственность определяют значения этического в единичном и особенном. Это сфера психологического, чувственно – эмоционального восприятия этических норм, область свободного нравственного выбора, практических поступков людей.

Этика область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их духовно-практической деятельности.

Предметом этики является мораль. Мораль - это совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.

Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявления ее общего, сущностного значения, выраженного в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Она формирует идеальные представления о нравственно должном. Мораль говорит не о том, что есть, а, основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть.

Мораль замкнута на человека. Она – атрибут его существования, показатель его социальности. Она связывает людей воедино во всех их прочих связях. Это единственно возможное условие взаимного существования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия.

Мораль выступает особым способом нормативной регуляции общественных отношений. В этих значениях мораль представлена в системе нравственных кодексов, моральных заповедях, научных и литературных произведениях, в обычаях и традициях людей. Она вплетена в живую ткань духовного бытия человечества и каждого отдельного человека. Наряду с наукой, политикой, правом, религией, искусством, философией – мораль определяет целостность исторических процессов, их преемственность, развитие духовной культуры человечества, служит необходимым условием воспроизводства общественной жизни. Духовная заданность морали не сводима к традиционно понимаемым формам общественного сознания. Это связано с тем, что:

Во-первых, все известные формы духовной жизни возникают во времени как результат исторического развития. Политические, правовые, религиозные, эстетические отношения формируются с необходимостью на основе объективных факторов - усложнения структуры потребностей, разделения труда, необходимости упорядочивания социальных связей, творческого отражения действительности и самовыражения личности. Мораль по своей сущности как бы предназначена человеку в качестве единственно возможного универсального способа личностной и общественной самоорганизации и развития.

Во-вторых, все виды духовной деятельности взаимосвязаны, но каждый из них имеет четко выраженные параметры своей социальной значимости. Существуют государства, научные учреждения, религиозные организации, олицетворяющие собой определенные сферы духовно-практической деятельности людей. Мораль не имеет таких границ и своих институтов. Она органично входит в систему духовной культуры человечества, составляя ее ядро, характеризуя наиболее существенное в идеальном бытии. Высшие побудительные мотивы общественного развития всегда содержат в себе нравственное значение, так как целью его является достижение общественного, группового, или индивидуального блага. В силу своих общечеловеческих ориентаций, мораль определяет перспективы исторического процесса.

В-третьих, все имеют определенное представление о политике. То же можно сказать и по поводу права, искусства, религии, науки. Мораль в этом ряду - исключение. Никому и никогда еще не удавалось дать содержательно полное определение любви, счастья, справедливости и других нравственных ценностей. Эти значения определяются по-разному в различных этических теориях. Приделы моральной истины ничем не ограничены в значениях самих моральных ценностей.

Мораль - уникальное социально-культурное и историческое явление, не имеющее аналогов ни в одной из сфер человеческой духовной деятельности. Любой элемент духовной жизни со стороны ее идеальных форм, предметно-деятельностного воплощения, социальных носителей, опосредован моралью и подчинен ей. В системе взаимодействия морали с другими формами духовно-практической жизни нравственные ценности доминируют. Наиболее полно эта тенденция прослеживается в области политических, правовых и религиозных отношений. Они, включая в себя мораль, выполняют роль наиболее важных социальных регуляторов жизни людей, служат необходимым фактором организации и упорядочения общественных отношений.

Этика возникает в лоне философии, поэтому она органически связана со всеми основными ее разделами: онтологией (учением о бытии), гносеологией (теорией познания), аксиологией (учением о ценностях), праксеологией (учением о бытийной практике человека). Выясняя смысл жизни, этика должна выйти на основополагающие проблемы бытия человека как личности. Этику как науку нормативную, определяющую поведение человека в тех или иных ситуациях, интересует, прежде всего, потенциальное бытие, мир должного. Однако, она учитывает и реальные моральные отношения людей, то есть их моральность.

Связь этики с гносеологией обусловлена необходимостью осмысления природы, сущности, структуры и функций морали, возвышения моральных представлений обыденного сознания до уровня их рационально-теоретического понимания. С аксиологией этику роднит анализ природы и сущности абсолютных, безусловных ценностей, к которым принадлежит в первую очередь добро. Рассматривает этика и праксеологические проблемы, в частности, создает образцовые практические модели человеческих отношений и способы их реализации, дает определенные рекомендации на основе философского решения проблем возможностей, способов и границ практической деятельности людей в условиях диалектической взаимосвязи свободы и необходимости. Этику интересует прежде всего реализация человеком свободы своей воли, то есть деятельности, в которой человек руководствуется не практически-утилитарными, политическими и другими локальными мотивами, а мотивами, ориентированными на безусловные, абсолютные общечеловеческие ценности, которые осмысливаются и переживаются как «добро».

Именно эта деятельность и процесс интериоризации личностью морального требования в самотребование (моральный долг), который предшествует этой деятельности, и составляет эпицентр этических учений. Этот сложный, противоречивый, длительный и нередко болезненный процесс можно описать только при помощи системы категорий этики.

Структура предмета этики включает в себя две основные части. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, а также с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая – охватывает спектр проблем, составляющих содержание этики как общей теории морали. Это систематизированное понятие морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества.

Представляя собой определенную нравственную позицию и обосновывая соответствующие ей ценности и требования, этика должна ответить на целый ряд вопросов, образующих круг ее проблем. Таких как: вопросы о происхождении и природе морали; об источнике и содержании нравственного долженствования; о содержании и критерии добра и зла, долга и других нравственных ценностей; о природе и сущности человеческих добродетелей; о моральной свободе в мире всеобщего детерминизма и господства причинно-следственных связей и отношений; о моральном выборе, его эффективности и целесообразности, соотношения в нем целей, средств и результатов; о критериях и факторах моральной оценки явлений человеческой жизни; о сущности моральных конфликтов и способов их разрешения и предупреждения.

Первые исторически известные этические учения формируются в рамках древневосточных философских традиций и в эпоху Античности. Они носят характер практических нравоучений, философских дискуссий о благе и добродетели, о сравнительной ценности слов и дел, намерений и поступков, природе добра и зла. Целью этики, по словам Аристотеля, являются не знания вообще, а содержание и оценка поступков.

Этика как философское учение призвана решать триединую задачу: описать мораль, объяснить мораль, научить морали. Моральные явления несколько расплывчаты, неуловимы, не всегда легко фиксированные. Поэтому задача этики, вычленить моральную составляющую из разнообразия человеческой деятельности, определить и описать реальные привычки, нравы, мотивы поведения людей. Описание морали - сложная исследовательская задача, так как мораль не есть результатом человеческого своеволия, она объективно детерминирована и выступает необходимым условием самоорганизации общественных индивидов, моральное поведение которых имеет свою четкую логику. Задача этики в том, чтобы изучить реальные моральные процессы, ввести в исследовательский процесс факты, требующие объяснения, дать им теоретическую интерпретацию. Описательная функция этики реализуется в основном в разделе об этапах исторического развития морали или об исторической типологии морали.

Философско-мировоззренческие ориентации этики не есть морально нейтральными, они имеют ценностное значение, характеризуются моральной определенностью. Этика обобщает моральные процессы и задает ценностные нормативные перспективы. Она не создает новых форм морали, а дает им законченные формулировки, ориентируя на то, что должно быть. Это сложная аналитическая работа. Для того, чтобы из существующего многообразия моральных ценностей выделить те, которые наиболее точно выражают глубинные интересы общества и имеют историческое будущее, их необходимо подвергнуть научному анализу. Такая исследовательская задача имеет важное ориентационное значение для практики нравственного воспитания.

Этика призвана производить этические знания, связанные в первую очередь с объяснением происхождения и сущности морали, обоснованием моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, оценок конкретно-исторического типа общества. Этика создает научные знания о морали, преобразуя эмпирические моральные факты на рационально-теоретические системы.

Этика, объясняя основания и устройство морального мира, имеет дело с объектом, хорошо знакомым всем. Апеллируя к очевидностям жизненного опыта, этика «учит» человека, предлагая ему определенные нормативные установки. Любое этическое учение стремится выразить не отвлеченное, а практическое знание, специфика которого в том, что оно побуждает к действию. Близость к жизни, обращенность к практике человеческих отношений настолько очевидны, что этика получила у Аристотеля название «практической философии».

На примерах Сократа, Конфуция, Эпикура можно увидеть, что их «практическая философия» - это жизненная миссия, где главным доказательством служат поступки, а не теоретические схемы.

Задача этики и в том, чтобы обосновать нравственные идеалы, образцовых моделей человеческих отношений и способов их реализации. Формализованные значения этих идеалов в виде системы нравственных норм, принципов, заповедей, традиций, моральных кодексов служат условием и инструментом нравственного воспитания, нормативной основой моральной регуляции отношений людей в обществе, оценки их поступков.

Задача этики также в том, чтобы сформировать сознательное отношение к жизни, передать моральные ценности, выработанные человечеством, новым поколениям. Выработать новой тип морали, соответствующий постиндустриальному обществу, дать критический анализ имеющихся этических систем, обосновать современную мораль как идеала нравственного поведения людей.

Этические знания являются важным фактором формирования духовной культуры общества и нравственного миропонимания личности. Без этических знаний нравственная позиция личности оказывается либо несовершенной, либо уязвимой.

Осмысление начал этики, рефлексия над природой морального закона, укорененного в человеческом бытии как части мироздания, очень важно в становлении человеческой личности. Ни один человек не стремится совершать зло ради самого зла. Обычно каждый добивается получения некоего блага, которое может в действительности оказаться фиктивным (искаженным) добром, а попытки его достижения ведут к отрицательным последствиям. Задача этики не в том, чтобы обосновать превосходство добра над злом, блага над отсутствием блага. Ее задача состоит в том, чтобы помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к его достижению.

Этика изучает не происходящее, а должное. Она устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в том или ином случае. Она формулирует общие принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации, служащие ориентирами поступков, нравственных оценок, с помощью которых проверяются на соответствие высшим нравственным ценностям, нравственно-идеальному порядку, отношения и поведение людей. Этика фактически исследует логику действий человека в мире, где существуют ценности, и в том числе ценности абсолютные, не зависящие от конкретных обстоятельств, то есть моральные.

Мораль можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к другу, социальной группе, обществу. При этом важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. С помощью нравственных оценок эти отношения и поведение людей как бы проверяются на их соответствие высшим нравственным ценностям, нравственному идеальному порядку.

К сфере морали относят отношения и нормы поведения людей, получившие устойчивый общеобязательный характер и образующие общественные нравы. Не менее важно для морали и наличие у человека качеств и склонностей, делающих его способным к нравственной жизни - «добродетелей». Это такие устойчивые черты характера и ценностные установки, которые отражают наличие у человека потребностей в духовных ценностях, внутреннее уважение им нравственного миропорядка, умения вести себя культурно и ответственно; способности жить по совести.

Можно сказать, что к сфере морали относятся: правила и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей. Перед этикой, которая не ограничивается описанием и изложением правил поведения и нравственного миропорядка, а стремится обосновать его, встает проблема нахождения общего основания всего многообразия проявления морали, выявления сущности нравственного освоения действительности.

Что есть «добро», «человечность», «жизненная правда», в чем состоит назначение человека и его нравственный долг, что делает жизнь человека осмысленной и счастливой? В зависимости от того, как решаются эти важнейшие вопросы человеческого бытия, люди строят свою жизнь в других сферах жизни – в политике, экономике, повседневном быту.

Оставаясь в рамках собственного морального сознания, невозможно ответить на вопросы о том, откуда возникают представления людей о добре и зле, чести и совести, откуда берутся нормы, принципы, идеалы, что определяет их содержание? От чего так трудно взаимопонимание в сфере моральных оценок? Чем определяется различие и даже противоречивость нравственных позиций людей и имеется ли надежный критерий для их сравнения и оценки? На что должны опираться моральные оценки, чтобы быть справедливыми?

Ответы на эти и многие другие вопросы из области практической нравственности вытекают из общего понимания природы морали, ее специфики, места и роли в процессе исторического развития общества и человека. Поэтому здесь необходимы научные знания о нравственности, которые призвана давать этика.

Кризисные явления, связанные с развитием существующей цивилизации, глобальные проблемы, во весь голос заявившие о себе человечеству (экологические, демографические, проблемы войны и мира, голода, культуры и т.д.) могут быть решены людьми с гуманистическими ориентирами, которые бы стремились строить мир на общечеловеческих моральных ценностях. При таких условиях возрастает роль морального фактора во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. В прошлом, да и сегодня существовало и существует немало факторов, ограничивающих действие морали, это, в частности, сферы политики, права, экономики. Данное явление не обошло и Украину. Украинское общество, которое постепенно трансформируется, должно морально возродиться. Поэтому сегодня этические знания становятся важным условием развития духовной культуры общества и морального миропонимания личности, а к этике предъявляются новые требования.

Сегодня интерес к изучению морали проявляют социологи, политологи, правоведы, что порождает необходимость дальнейшего развития этикой философско-мировоззренческих основ изучения морали. Этические теории, выполняя методологическую роль по отношению к социальным и гуманитарным наукам в их изучении современной морали, вместе с тем призваны координировать эти исследования. На данном этапе главной задачей этики есть обоснование и понимание морали как явления общечеловеческого в противоположность классовому, национальному, корпоративному, как общеродовой базисной основы всех форм жизни.

Итак, мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики. Этика же является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Мораль», «Этика».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Моральна свідомість», «Моральний вібір», «Етика».

Этимологический анализ слова «этика» говорит о том, что термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», что означало «обычай», «темперамент», «характер». Древнегреческий философ Аристотель (384--322 гг. до н.э.) от термина «этос» образовал прилагательное «ethicos» -- этический. Он выделил два типа добродетелей: этических и интеллектуальных. К этическим добродетелям Аристотель отнес такие положительные качества характера человека как мужество, умеренность, щедрость и др. Этикой он назвал науку, которая изучает эти добродетели. Позднее за этикой закрепилось обозначение ею содержания науки о морали. Таким образом, термин «этика» возник в IV веке до н.э.

Термин «мораль» произошел в условиях Древнего Рима, где в латинском языке было слово, аналогичное древнегреческому «этос» и этим словом является «mos», означающее «нрав», «обычай», то есть почти то же, что и древнегреческое слово «этос». Римские философы и среди них Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) образовали от термина «mos» прилагательное «moralis», а от него затем возникает термин «moralitas» -- мораль. По этимологическому происхождению древнегреческий термин «этика» и латинский «мораль» совпадают.

Термин «нравственность» происходит из древнеславянского языка, где он происходит от термина «нравы», обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. В России слово «нравственность» по своему употреблению в печати определяется в «Словаре Академии Российской», вышедшем в 1793 году.

В чем различие между этикой и моралью?

Хорошо известно, что слова "этика" и "мораль" близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы (как, например, в канцелярско-идеологическом словосочетании "морально-этический"); во всяком случае, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении. Другое дело - специализированный философский и научный контекст: надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена здесь не только общей установкой теоретического сознания на придание ключевым терминам по возможности более точного и индивидуального (не пересекающегося с другими терминами) значения, но еще и тем, что размытость смысловых границ между этими терминами скрывает за собой ряд нерешенных (а иногда и просто не выявленных) методологических проблем, накладывающих в конечном счете печать на всю конкретную проблематику соответствующей области исследований. Поэтому в данном случае уточнение терминов, т.е. некоторое упорядочение исследовательского инструментария, сопряжено также с формулированием и обоснованием определенного подхода к решению проблем более общего плана (знание - ценность, структура этики, специфика морали и др.).

Безусловно, сохраняющаяся и в обычном употреблении, и в теории широкая синонимия этики и морали не случайна, она имеет свои исторические причины: у этих терминов - единые или, вернее, тесно переплетенные греко-латинские корни: латинское слово moralis является калькой с греческого прилагательного "этический". Тем не менее за формальной идентичностью рассматриваемых терминов уже с самого начала можно заметить некоторое - весьма существенное - различие в содержании и способе употребления рассматриваемых терминов. Это различие выражалось в том, что "этика" и "мораль" фактически использовались для отображения разных сторон той широкой и многоплановой области человеческого бытия, которая у греков и латинян именовалась соответственно "ethos" и "mos" ("mores") и которая в русском языке ближе всего передается словами "нравы", "обычаи", "характеры" и т.п. Под "этикой" с момента ее появления (если брать за точку отсчета Аристотелевы "Этики") понималась особая специализированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри (и по поводу) наличного "этоса", причем деятельность не просто познавательная (т.е. описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, - или ценностно-ориентированная, если использовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные дихотомии типа "хорошее - дурное", "добродетельное - порочное", "справедливое - несправедливое" и пр. Собственно, и "мораль" изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для "морали" эти специфические нормы, идеалы и пр., сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то "этика" сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом жизненных программ.

Таким образом, первое (по времени и по существу) размежевание понятий этики и морали было связано с различением, с одной стороны, доктринально и (или) дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой - совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и (или) стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (т.е. всего того, что чаще всего и обозначается словом "мораль").

Таким образом, говоря о соотношении этики и морали, мы должны предварительно уточнить понятие этики, ибо одна часть того конгломерата, который принято называть этим словом, входит в состав самой морали, другая же составляющая есть знание (или наука) о феномене морали. То обстоятельство, что исторически сложившаяся этика включает в себя указанные две части, находит выражение в современных определениях этики, фиксирующих ее двойственный статус в качестве "практической философии" и "науки о морали" (3). Такие определения, на мой взгляд, носит "аддитивный" характер, т.е. здесь суммируются несовместимые признаки, относящиеся по сути к разным дисциплинам, лишь внешним образом - в силу давней традиции - объединенным общим именем этики, но фактически поделившим ее наследство. "Практическая философия" и "наука о морали" - это не разные разделы, или стороны, или функции одной и той же "этики"; граница между ними определяется теми критериями, по которым производится демаркация двух форм сознания - соответственно ценностного и познавательного.

Имеются и другие теоретические ракурсы, в которых могут быть сопоставлены этика и мораль. Так, в англо-американской однотомной энциклопедии по этике в специальной статье, посвященной рассматриваемому вопросу, различие между этикой и моралью усматривается в том, что первая включает в себя всеобщие, фундаментальные, неизменные принципы, выражающие важнейшие ценности и убеждения личности и общества, тогда как вторая содержит более специфические и изменчивые правила, через которые реализуются эти общие принципы(4). Но если трактовка морали как выражения "высших ценностей" в социальных нормах и человеческих поступках действительно является одним из принятых способов дефинирования этого понятия, то увязывание этики именно и только с этими высшими ценностями выглядит достаточно произвольным. Очевидно, автор статьи "Ethics/morality distinction" имел в виду то обстоятельство, что классическая этика всегда отправлялась от того или иного высшего принципа, на основе которого выстраивалось соответствующее жизнеучение; однако из этого факта вовсе не следует, будто этика тождественна самим этим исходным принципам, а мораль представляет собою лишь их конкретизацию.

Более глубокая трактовка соотношения этики и морали дана в другой англоязычной энциклопедии, где также помещена статья на эту тему (6). В статье утверждается, что "этика является более широким понятием" по сравнению с моралью и "включает многое из того, чего нет в морали". В этом смысле "этика (особенно античная) образует альтернативу по отношению к морали: у нее отсутствуют характерные узкие признаки морали, хотя она все же затрагивает моральную проблематику, а именно - как мы должны жить и что должны делать".

Рациональный смысл приведенного утверждения состоит, на мой взгляд, в констатации того факта, что исторические пути этики и морали со временем разошлись: под "этикой" (если оставить в стороне ее упомянутые выше дополнительные функции описания и объяснения морального феномена) по-прежнему понимается практическая философия, жизнеучение, т.е. проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами "добро", "долг", "счастье", "любовь" и пр.; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все "доброе" и "должное" имеет статус морально доброго и должного. Благодаря Канту было осознано отличие специфически морального "категорического" императива от императивов "гипотетических", внеморальных, которыми полна традиционная этика от античности до нашего времени. Иными словами, то или иное этическое учение по своей ценностной направленности может и не быть моральным, в нем могут быть декларированы какие-либо внеморальные ценности, в том числе и те, которые противоречат общепринятым моральным нормам. Другое дело, что такая возможность никогда не реализовалась в чистом виде, и даже гедонико-эвдемонистические жизненные программы и ницшеанские инвективы в адрес общечеловеческой морали сопровождались явно выраженными или - чаще - неявными обоснованиями и оправданиями с позиций все тех же универсальных моральных ценностей.

Безусловно, уже античные мыслители, как явствует из дошедших до нас текстов, замечали особое положение тех ценностей, которые мы сейчас называем "моральными", среди прочих ценностных установок, однако этот особый статус не был концептуально и терминологически оформлен, границы между собственно моральными (в более позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).

Сохранившаяся в современном языке философии и науки чрезмерная содержательная близость понятий "этика" и "мораль", проявляющаяся, в частности, в том, что "этика" почти всегда определяется через "мораль", приводит, с одной стороны, к неоправданному сужению предмета этики, а с другой - к столь же неоправданной расширительной трактовке морали, к размыванию ее специфики.

Мораль (от лат. тога lis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства .

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном И т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции . Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность .

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии или неприязни, любви или ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения» .

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену.

В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем И т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали . О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т. е. присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированные в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Кант характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

  • Среди многих источников по этому вопросу см., в частности: Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985; Этика / Под ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М., 1999; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2000; Разин А. В. Этика: история и теория: Учебное пособие для вузов. М., 2002.
  • См.: Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974. С. 37-46.
  • См.: Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1964. Т. 3. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387-388.
  • Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.
  • См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100; Анисимов С. Ф. Указ. соч.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет бизнеса

Кафедра экономики сервиса

Реферат по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»

Выполнила студентка

Голубова А. В.

группа Ст-63

Проверила доцент

Загорская Л. М.

Новосибирск, 2008 г.


Введение

1. Возникновение этики.

2. Что есть мораль?

3. Понятие нравственности.

4. Мораль и нравственность.

5. Этика и мораль.

6. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Заключение

Список использованной литературы

Дополнительные источники информации


Введение

Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.

Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля.

Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».

Целью моего реферата является установление соотношения понятий «этика», «мораль» и «нравственность».

Я ставила перед собой следующие задачи :

1. определить точное объяснение данных терминов в отдельности;

2. соотнести эти понятия и выявить их сущность во взаимодействии между собой.


1. Возникновение этики

О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук, она обусловливается самим фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений. В этом смысле мораль предшествует познанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей. При этом моральная телеология неизбежно приводит к философской онтологии: «должное» выясняется при помощи философского познания «сущего». Несмотря на этот приоритет морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые исторически известные попытки научной этики возникают сравнительно поздно, уже на почве вполне ясно обозначившейся философской космологии. Если мораль, как житейскую мудрость общественных законодателей, следует признать существовавшей в самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию, можно констатировать только после Сократа.

2. Что есть мораль?

Мора́ль (лат. moralis - касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Существует точка зрения о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. Однако данное мнение далеко не бесспорно и практически безосновательно.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая "общественная мораль" - мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени - в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.

Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.


3. Понятие нравственности.

Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.

Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.

Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.

Нравственности эгоистической быть не может. Поэтому можно снять упрёк либерального (эгоистического) толка о том, что Иисус Христос принёс человечеству коммунистическую идеологию: любое духовно-нравственное учение, в том числе и возникшие до Иисуса Христа, заставляет, прежде всего, расставлять оценки с вершины общества. И СССР развалился совсем не потому, что коммунистическая идеология нежизненна, наоборот, ей не хватило именно духовной высоты, такой, какая наличествует, например, в конфуцианстве и даосизме.

Однако, эгрегоры, как и ведомые ими личности и общества, могут быть разной высоты по уровню духовного потенциала, и потому разными по качеству, силе, заряду (позитив-негатив), широте охвата и так далее. И потому представление о Боге одного человека не совпадает с представлением о Нём другого, личный Бог одного человека никогда не будет совпадать с личным Богом другого. И хотя духовная высота эгрегора каждого человека оценивается, «измеряется», с высоты общих нравов нравственностью, тем не менее, понимание нравственности у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина.

Проблемы нравственности изучаются этикой. Однако, говоря о разных видах корпоративной этики, прежде всего, следует говорить о нравственности не как о морали. Потому что мораль - это либо исторически изменяемый, либо профессиональный свод правил и норм поведения людей, сформулированный ими на основе их опыта, духовного и опыта отношений. Нравственность же выступает как некоторый абсолютный закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант), а просто этика становится уже духовной этикой.

4. Мораль и нравственность.

В русском языке существуют два родственных понятия – мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют.

Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».

1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.



Вверх