Сообщение катерина луч света в темном царстве. Почему добролюбов назвал катерину лучом света в темном царстве. Сочинение на тему Катерина - Луч света в темном царстве

[ 2 ]

царства?» - спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга «Гроза».

Написанная в 1860 году, она и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.

В произведении много действующих лиц. Главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее «лучом света в темном царстве». Чем же так отличается Катерина от других «жителей этого царства»?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.

В доме родителей Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Катерина в религии - «поэт» (по выражению одного горьковского героя), наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятия полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок «геенны огненной», нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и жующая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу». Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с «темным царством». Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено «темное царство», что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одна, но и раздвоена внутренним сознанием своего «греха».

Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над «темным царством», сковывающим ее и других свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, - непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда». А последними ее словами были: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее трагическое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был действительно «страшным вызовом самодурной силе». Значит, в «темном царстве» способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это «царство».


Страница: [ 2 ]

    Основным конфликтом в пьесе Островского *« Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной...

    Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание? Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая...

    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...

    В атмосфере «темного царства», под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться. ...

» является Катерина. Это добрая, религиозная, свободолюбивая девушка. Тя-жело ей живется в доме у Кабановой. Муж Катерины - слабоволь-ный человек, ни в чем не смеет перечить своей матери, которая заправляет всем в доме. Он и сам мечтает хоть иногда вырваться из дома. А когда ему это удается, то уходит в загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но отказывается взять ее с собой в Москву: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Дома ее постоянно - день за днем, за дело и без дела - поедом ест свекровь, пилит несчастную девушку. Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Это подтвержда-ет и Варвара, сестра Тихона, говоря, что на обмане у них «весь дом держится». И ее позиция такова: «А по-моему делай что хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!» - так рассуждали многие. Но не такая Катерина. Она очень честный, религиозный человек. Девушка искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу.

Катерина, со своей чистой душой, не смогла приспособиться к этому миру, не смогла носить тяжелые кандалы, которые ско-вывали ее тело, душу, мысли. Слишком дорога ей свобода. Не случайно в произведении «Гроза» Катерина часто сравнивает себя с птицей, хочет взмыть в небо и полететь. Ведь птица в народной поэзии - это символ свободы.

Свою жизнь в родительском доме Катерина вспоминает как прекрасный рай именно потому, что у матери она жила «точно птичка на воле», а в доме Кабановой вроде все то же, да не так: и молятся здесь лицемерно, и добро делают будто «из-под неволи». Катерина привыкла к другому - открытое™, доброте, уважению к человеку. Она не может выдержать унизительные упреки свек-рови, смириться с такой жизнью. В разговоре с Варварой девушка говорит, что та не знает ее характера. И если случится так, что ей окончательно надоест жить у Кабановой, то никто не сможет ее удержать. Катерина будет готова выброситься в окно, кинуться в Волгу, но жить против воли она не станет. В этих словах девушка выражает свой протест всему происходящему. В какой-то мере ее любовь к Борису тоже своеобразный протест, попытка вырваться из «темного царства». Она любит Бориса не так, как принято лю-бить в «темном царстве», она хочет открытости, свободы. Вместе с этим Катерина понимает, что не сможет быть с ним вечно. Ее сковывают узы брака с нелюбимым Тихоном. «Ведь мне с мужем жить до гробовой доски», - говорит она. Поэтому свою измену мужу девушка воспринимает как трагическую, неискупимую вину. А будучи человеком религиозным, она мучается еще больше. Катерина, как натура сильная, не боится осуждения народа. Во время грозы девушка при всех кается перед Тихоном в своем гре-хе. Гораздо больнее ей осознавать свою вину, свой грех. И она знает, что этот страшный грех ей никогда не удастся замолить, он камнем ляжет ей на душу. Для нее единственным выходом являет-ся смерть. И Катерина решается на самоубийство.

В основу пьесы А. Н. Островского «Гроза» положен конфликт «темного царства» и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза - это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и в то же время - воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.

В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью,

Ханжеством, властью богатых и «старших». «Темное царство» - это зловещая среда

Бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых порядков. Так, Кабанова тщетно пытается внушить Катерине «основу домашнего благополучия»: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим, а главное - никогда не сметь «свое суждение иметь». Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, проповедуемые

Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры, этому миру враждебна. «Лучом света в темном царстве»назвал Катерину Н. А. .

Катерина -одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из «темного царства» в сказочный мир, существующий в ее снах.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то

Есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины - честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» - так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить - не для нее. Жить - это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность - это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и «нравоучения»

Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно

Находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство,

Игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: «Что домой, что в могилу

Все равно… В могиле лучше…» Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина - человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно

Христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно

Совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть - вызов «темной

Силе», желание жить в «светлом царстве» любви, радости и счастья.

Н. А. Добролюбов дал высокую оценку героине: «Решительный, цельный русский характер… сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды,

Исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны…Вот истинная сила характера!»

«В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть по-нашему, фон пьесы, указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

Катерина - луч света в темном царстве - сочинение.

План

1. Драма А.Островского «Гроза ». Актуальность конфликта.

2. Катерина Кабанова - главная героиня пьесы:

А) отношения с Кабанихой;

б) отношения с Тихоном;

В) отношения с Борисом.

3. «Отчего люди не летают…»

А.Островский в своей пьесе «Гроза» представил социально-бытовую драму XIX века на примере семейства Кабановых. Автор предлагает читателю острый конфликт двух «миров». Старый мир представлен суровыми устоями дома Кабановых. Его обитатели воспитаны «Домостроем». А новый мир - чистой и честной Катериной, которая не смогла смириться с «кабановскими» правилами. Много критики и замечаний выдержала драма А.Н.Островского. Но она изменила в корне отношение литературы к драматическому произведению.

Один из критиков того времени - Николай Добролюбов - написал по пьесе «Гроза» статью «Луч света в темном царстве». В ней он описывает характер Катерины и нарекает ее «лучом света», борющимся с «темными силами». Катерина - честная девушка. Она скромна, чиста и религиозна. В «темном царстве» Кабановых ей душно. Все в этом доме держится на лжи, об этом говорит и сама Кабаниха.

Свекровь донимает Катерину, не дает ей проходу. Она учит ее, как нужно вести себя в мужнином доме. Кабанова очень властная женщина. Все в доме ей подчиняются - и муж, и сын, и дочь, и невестка. Она держит под контролем все, что происходит в семье. Тиранство - ее главная черта. Катерина не перечит свекрови, живет в послушании, но Кабаниха постоянно ее обижает. Тихон тоже живет под гнетом. Он уезжает из дома с удовольствием, чтобы только не видеть и не слышать собственной матери.

Тихон оставляет Катерину одну, не думая о том, каково ей будет в доме свекрови-тирана. Молчаливый, послушный, равнодушный Тихон не спасает жену от грубости матери. Это приводит Катерину к полному безверию в семейную жизнь.

Борис - единственная надежда Катерины. Он отличается от других жителей Калинина. Но тоже находится в зависимости родственника Кабановых - Дикого. Богатство и состоянии привлекают его больше. Испытывая искренние чувства любви, Катерина в отсутствие мужа проводит время с Борисом. Она почти счастлива. Но надежды не оправдались - Борис уезжает и не зовет Катерину с собой. Что делать бедной девушке, когда рядом не оказывается ни опоры, ни поддержки? Ни одной родной души? Катерина решается на очень серьезный шаг - самоубийство. Был ли у неё другой выход из сложившейся ситуации? После того как Катерина признается мужу и Кабанихе в с своем грехе, жизнь становится невыносимой. Осознавая все больше свой тяжкий «проступок», Катерина выбирает «не жизнь» жизни в неволе. Казалось бы, религиозность героини не позволяет поступать именно так. Но что является большим грехом? Жизнь в душном, несправедливом мире или все-таки смерть?

Гибель Катерины - это вызов «темному царству», не способному дать человеку любовь и надежду. Вызов миру, не умеющему мечтать. Монолог героини «Отчего люди не летают так, как птицы?..» раскрывает ее душу. Катерина мечтает быть свободной. Она с радостью вспоминает свои годы до замужества. И там - в том девичьем мире - ей было хорошо. В доме же Кабановых девушка погибает. Она не смиряется с грубостью и нечестностью, она не становится Кабановой. Она находит покой в церкви. Она остается «лучом света в темном царстве». Смерть Катерины - это победа над темными силами, которые не смогли сломить чистой души.

А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их "пьесами жизни". В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал "Темное царство". Он выложил мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление существовать достойно. Не продолжительно будет он покорен.

"Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?" - спрашивал Добролюбов. Ответом на тот самый вопрос послужила новая пьеса драматурга "Гроза".
Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и ослепительный образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее "лучом света в темном царстве". Чем же так отличается Катерина от других обитателей этого царства?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но существовать по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она "жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле". Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.

В доме Катерины вечно было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, от всего сердца верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грешок. Но Катерина в религии - "поэт" (по выражению горьковского героя). Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во час грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок "геенны огненной", ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Ее религиозность более того как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь порой позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: "Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!" Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с "темным царством". Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, более того не задумывается об этом. Но так устроено "темное царство", что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грешок, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего "греха".

Гибель такой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над "темным царством", сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непро-щаемый грешок. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда". А последними ее словами были: "Друг мой! Радость моя! Прощай!"

Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла более того таких людей> как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был реально "страшным вызовом самодурной силе". Значит, в "темном царстве" могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это "царство".

Перед вами отличное сочинение по произведению «Гроза» А.Н. Островского. Это сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве».

Текст сочинения

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве » Диких и Кабановых.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании:

«Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле ». Ласки матери, которая в ней «души не чаяла », уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много », вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям.

«…B солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре.

Катерина обладает пылкой и страстной душой.

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!…»

Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает и обстановку «темного царства ». Естественно, что конфликт между «темным царством » и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? » — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего греха. Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный, протест против «темного царства ».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина «.



Вверх