Сочинение Островский А.Н

Вот красота-то куда ведет

(показывает на Волгу).

Вот, вот, в самый омут.

А.Н. Островский. «Гроза»

Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.

В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».

Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» - европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин - судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Но за внешним лоском этих хозяев жизни - тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - замечает Кнуров.

Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото».

Золото - тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

В этом «темном царстве» красота - проклятие, красота - гибель, или физическая, или духовная.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 6 похожих сочинений.

Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии, цинизма и лжи, защищая свое человеческое достоинство. Наряду с образом протестующей Катерины из пьесы "Гроза" Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это, в первую очередь, Лариса Огудалова из драмы "Бесприданница". Она богато одаренная натура, талантливая, умная, трезво оценивающая жизнь, ясно понимающая безвыходность своего положения, обладающая чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за "широту души", Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что он - "идеал мужчины". Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова. Да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать "героем ее романа".

Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.

Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов того мира, в котором живут.

Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из "Доходного места", учитель Иванов из "В чужом пиру похмелье".

Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: "Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?" Oil не хочет жить среди всей грязи, царящей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. "Мы с вами начнем жить честно, по-новому... - говорит он своей невесте, - вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом". Но все, что может противопоставить жестокому обществу герой, - свою честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: "Я не герой, я обыкновенный, слабый человек".

Мелузов из пьесы "Таланты и поклонники" - человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: "Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу".

Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы "Лес", Наров из "Талантов и поклонников", Кручинина и Незнамов из "Без вины виноватых". Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

Вот красота-то куда ведет

(показывает на Волгу).

Вот, вот, в самый омут.

А.Н. Островский. «Гроза»

Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.

В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».

Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» - европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин - судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Но за внешним лоском этих хозяев жизни - тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - замечает Кнуров.

Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото».

Золото - тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

В этом «темном царстве» красота - проклятие, красота - гибель, или физическая, или духов


И Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского "Гроза".) б) Паратов и Карандышев. (По драме А.Н. Островского "Бесприданница".) 76. а).Смысл названия драмы А.Н.Островского "Гроза". б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского "Бесприданница". 77. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".) б) Знакомство...

XIX века.) 214. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия» (Н. А. Некрасов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.) Темы сочинений по литературе ХХ века 215. Стихотворение И. А. Бунина «Ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение И. А. Бунина «Летняя ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.) 216. Стихотворение И. А. Бунина « ...

на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает...

Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не...

«Гроза» была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления от этой поездки отразились в пьесе – в передаче быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров.

Конфликт пьесы воспринимается в начале как столкновение противоположных сил внутри «темного царства»: конфликт между безответным персонажем – Катериной и своевольными, деспотичными людьми, как Кабаниха. Внешне вся пьеса показывает нам эти столкновения. Однако очень скоро конфликт между ними перерастает в конфликт между чувством и долгом в душе главной героини пьесы.

На первый план в произведении выведены переживания героини, связанные с тем, что она чувствует себя греховной и желает освободиться от своего греха. Такая причина конфликта позволила талантливому критику Добролюбову истолковать смерть Катерины только как протест против кабановских понятий о нравственности, что главная героиня избирает смерть как средство в борьбе против окружающей действительности. Но притягательная сила, бессмертная значимость «Грозы» состоит еще и в том, как драматург изображает внутреннюю борьбу девушки со своей греховностью.

Катерина – женщина гордая, волевая, отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, жестоких законов, полюбила несамостоятельного Бориса. Полюбив его, молодая женщина, воспитанная в строгих правилах, сразу же посчитала это чувство невероятным грехом: ведь она была замужем. Любовь к Борису для нее большая беда, она считает себя виноватой: «Грех, что я другого люблю. Я от тоски что-нибудь сделаю над собой».

Из этого нарастающего ощущения своей беды случилось все остальное. Доводы рассудка оказались бессильными перед напором страсти. Все время, пока муж был в отъезде, Катерина провела с Борисом. После возвращения Тихона героиня с его стороны не испытывала никаких притеснений, в ней просто заговорила совесть – глубокое осознание своей личной вины. Удар грома заставляет Катерину упасть на колени и признаться: «Не могу я больше терпеть. Матушка, Тихон, грешна я перед вами и перед Богом…». Не выдержав сознания собственного греха и давления со стороны «темного царства», Катерина бросается с обрыва. Для нее лучше встать сразу пред Богом, и он все сам рассудит. Последние слова в пьесе, слова Кулигина, это подтверждают: «Вот вам Катерина, делайте с ней, что хотите. Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Как бы мы не осуждали этот поступок Катерины, но мы проявляем к ней большое сочувствие, так как она есть жертва черствости, косности и жестокости «темного царства».


Вв едение
А.Н.Островский начал свой творческий путь в 40-ые годы XIX века, когда русский театр переживал острый кризис, и создал самобытную национальную драматургию. Он стал драматургом, с именем которого связано появление подлинно национального демократического театра. В качестве излюбленного жанра писатель выбрал именно пьесу, потому что, как он сам отмечал, «драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа… Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать» (Островский 1941: 64).
В произведениях Островского представлены люди разных сословий и характеров в самых разнообразных жизненных проявлениях. Драматургии Александра Николаевича присущ разноплановый подход: за сатирой мы можем увидеть глубокий психологизм, а за повседневным бытом – лиризм и романтику.
А.Н.Островский заботился о том, чтоб его герои выглядели правдиво, и действительно, в его пьесах мы видим реальных людей, взятых из истории или из газетных заметок, а не абстрактные образы. Драматург не рассказывает о характерах своих героев, а показывает их в действии. Главной точкой опоры в произведениях Островского является конфликт. Наличие конфликта делает произведение более интересным, потому что там происходят столкновения убеждений и характеров, через которые открываются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование конфликта можно постичь мотив, стоящий за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. В центре пьес Островского стоят конфликты разного характера: это и социальные конфликты, и столкновения поколений, и даже борьба с самим собой, когда конфликт развивается не вокруг героя, а в нем самом (такое мы можем встретить в психологических драмах).
В качестве главного противника «темного царства» А.Н.Островский выбрал женщину, угнетенную, униженную, но наделенную стойкостью характера и горячим сердцем: это нежная и беззащитная Катерина («Гроза»), отчаянная Аксюша («Лес»), дерзкая Параша («Горячее сердце»), наконец, безрассудная Лариса Огудалова («Бесприданница»). Героини пьес А.Н.Островского отличаются по складу характера от всех тех, кто окружает их: они честны, искренни, принципиальны и неспособны на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царит лицемерие, обман и фальшь, их жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается иногда трагично. Происходит это потому, что горячее сердце героинь Островского не подвластно рассудительному уму. Эти женщины подчиняются только закону собственной совести и способны, по словам Гончарова, «думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами» (Гончаров 1955: 177).
Жертвы хищников в пьесах А.Н.Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. Естественно, все симпатии драматурга были на стороне тех, кто восстает против деспотизма и лжи и попрания человеческого достоинства.
Все героини пьес Островского находятся в разных общественных положениях: Катерина – жена богатого купца, Аксюша – бедная девушка, живущая в доме своей богатой тети, Параша – дочь богатого помещика, а Лариса вообще принадлежит к новой буржуазии. Однако, несмотря на принадлежность к разным социальным классам, у них много общего. Прежде всего, это желание быть свободной от оков «темного царства», иметь право на собственный выбор и счастье с любимым человеком.
В своем творчестве А.Н.Островский рассматривает проблемы, касающиеся разных сторон жизни. В данной работе мы будем рассматривать проблему женской доли, места женщины в русской действительности XIX века, ориентируясь на пьесы А.Н.Островского, а также проблемы нравственности и любви как одной из составляющих протеста «горячего сердца» против «темного царства».
Объектом исследования нашей работы является драматургия А.Н.Островского, его произведения, общим лейтмотивом которых является конфликт между женщиной с «горячим сердцем» и обществом, где нет места свободной мысли и права личности, где царят насилие и произвол.
Цель исследования – проанализировать действия героев пьес А.Н.Островского, дать оценку их поступкам и определить предпосылки, явившиеся причиной конфликта между главными героями и окружающим их миром, а так же определить характер конфликта, при этом мы прибегаем к сравнительному анализу характеров героев пьес.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка использованной литературы.
Во введении рассматривается общая характеристика пьес А.Н. Островского, в которых наблюдается конфликт «горячего сердца» с окружающим миром, ставится проблема и цель работы, определяется объект исследования.
В первой главе мы обратились к анализу образа главной героини вершинного произведения Островского «Гроза».
В трех последующих, меньших по объему главах мы рассмотрели развитие образа героини с «горячим сердцем», соответственно, в пьесах «Лес», «Горячее сердце», «Бесприданница».
В заключении представлены основные выводы, сделанные на основании проведенного исследования .

Гл ава вторая
Хозяева и жертвы «темного царства»
Нетрудно отметить, что в целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой. Такая ситуация характерна, как для драмы «Гроза», так и для комедии «Лес». «Интересно, что в центре комедий Островского, посвященных помещичьему быту, всегда не помещик, а женщина-помещица. Помещица – существо более взбалмошное, непрактичное, живущее чувствами. В ее поведении меньше логики, сильнее элемент комического» (Штейн 1973: 73). Таковой является богатая помещица Раиса Павловна Гурмыжская. Она предстает перед читателем в образе благодетельницы, тратящей свое состояние на помощь бедным родственникам и всем нуждающимся. Но на самом деле это жадная, скупая и безнравственная женщина. Гурмыжская – характерный тип героини представляющей собой дворянский вариант «самодурного» начала, так полно раскрытого Островским в «Грозе».
«Лес» по праву называют «театром в театре», где у каждого заранее отведенная роль. ««Лес» – «театр в театре», потому что основные участники интриги стремятся достичь своих целей, задумывая и ставя каждый свой спектакль» (Журавлева, Макеев 2001). «Играешь – играешь роль, ну и заиграешься», – признается Гурмыжская (Островский 1974: 3; 299).
Будучи очень хитрой по своей натуре, Гурмыжская замышляет план, распуская слух, что хочет выдать замуж Аксюшу, свою бедную родственницу, за Буланова, гимназиста – недоучку, который живет в доме Раисы Павловны. Однако эта затея не вызывает доверия у хорошо знающей ее прислуги: «и Карп, и Улита предвидят, что роль, отведенная Буланову переменится» (Журавлева, Макеев 2001). «Я ведь не выйду за него, так к чему же эта комедия?» – спрашивает Аксюша. «Комедия? – подхватывает ее благодетельница, – как ты смеешь? Да хоть бы и комедия, я тебя кормлю, одеваю и заставлю играть комедию» (Островский 1974: 3; 265). Потом Гурмыжская разрушает несуществующую помолвку племянницы и Буланова и с радостью принимается за новую роль мученицы, которая якобы выходит замуж лишь для того, чтобы сохранит усадьбу. На самом же деле она просто потакает своей прихоти.
Сопоставляя двух представителей «темного царства» в пьесах Островского, Раису Павловну Гурмыжскую и Марфу Игнатьевну Кабанову, можно сказать, что Гурмыжская страшнее, поскольку дворянская свобода позволила развиться в помещице порокам, чуждым калиновцам. Раиса Павловна прекрасно понимает преступность своей страсти к Буланову и сознательно прячется за показной добродетелью, в то время как Кабанова свято верила в праведность защиты старых устоев.
Комедия «Лес» – одно из самых совершенных и самых сложных произведений Островского. Это отразилось в конструкции пьесы. «Эта пьеса вобрала в себя черты трех типов комедий А.Н.Островского – народной, сатирической и комедии с высоким героем» (Журавлева, Макеев 2001). Любовная линия Аксюши и Петра не выдвигается здесь на первый план, хотя развитие действия и драматическая борьба сосредоточены именно на судьбе этих героев. Можно сказать, что участь Аксюши становится поводом для развертывания другой линии действия – борьбы между сатирически обрисованным миром помещичьей усадьбы, центром которой является Гурмыжская, и Несчастливцевым, племянником Раисы Павловны, который стал бродячим артистом. А.Л.Штейн вывел основные сюжетные линии пьесы, которые, переплетаясь, составляют единое целое: первая линия – Гурмыжская хочет сделать гимназиста своим любовником, а пока держит его при себе под видом жениха Аксюши; вторая линия – Аксюша и Петр любят друг друга. Их счастью мешает прижимистость Восьмибратова и намерение Гурмыжской выдать Аксюшу за Буланова; третья линия – «Пешие путешественники» Несчастливцев и Счастливцев ищут трагическую актрису (Штейн 1973: 69). Мастерство Островского здесь проявилось в том, что он органически сочетал эти три сюжетные линии и включил одну в другую.
Молодые влюбленные в «Лесе», Аксюша и Петр, стремятся соединиться и преодолеть препятствия, стоящие на их пути. Своим порывом к свободе, к любви Аксюша напоминает нам Катерину. Вообще в пьесах «Гроза» и «Лес» явно прослеживаются параллели: Аксюша так же, как и Катерина живет под покровительством властной, деспотичной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого), наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимости. Однако Аксюша – это образ более упрощенный, лишенный глубокого психологического самоанализа, свойственного Островскому в «Грозе». Аксюша уступает Катерине в духовном богатстве. Об этом свидетельствует ee признание: «Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца» (Островский 1974: 3; 308). Аксюша и Петр любят друг друга, но Аксюша более решительна в своих действиях: Она готова на все лишь бы быть с любимым, быть свободной. Она даже просит деньги у человека, которого видит впервые в жизни, этот поступок дается ей с трудом, но все же ради любимого, она идет и на это, а Петр, боясь отца, не может принять собственного решения, всю ответственность взваливая на хрупкие плечи Аксюши. «Петр – личность заурядная, и только любовь к Аксюше возвышает его и делает на какое-то время интересным персонажем» (Штейн 1973: 77).
У Островского именно женщина играет ведущую роль в отношениях, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в «Грозе», так и в «Лесе». Любовь героинь к своим возлюбленным является частью протеста против нарастающего гнета «темного царства», кратковременным утешением. Не найдя понимания и поддержки в возлюбленных и окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, они обе ощущают необходимость освобождения и, будучи в душе идеалистками, видят его только в смерти, и только по счастливой случайности Несчастливцев спасает Аксюшу. Он предлагает ей стать драматической актрисой, рассмотрев в ней натуру с «горячим сердцем». «Ты знаешь больше других; ты знаешь бури, знаешь страсти – и довольно! Здесь на твои рыдания, на твои стоны нет ответа; а там за одну слезу твою заплачет тысяча глаз», – говорит Несчастливцев Аксюше, и она только от безысходности соглашается на предложение актера (Островский 1974: 3; 313). Именно женщина, пережившая большую душевную трагедию и способная чувствовать сильно, может стать трагической актрисой, но в жизни ее страдания могут не находить отклика, а на сцене на страдания актера откликаются тысячи зрителей.
Несчастливцев разыгрывает отставного офицера, Гурмыжская притворяется благодетельницей, Аркашка Счастливцев играет роль слуги, Буланов разыгрывает страстного любовника – все герои пьесы играют какую-то роль, и лишь Аксюша настоящая, чувства ее неподдельные, «страдания ее – не бумажные, не театральные, это подлинные человеческие страдания» (Штейн 1973: 85). Островский видел, что идеальные порывы Несчастливцева не могут удовлетворить обыкновенную, земную женщину, такую, как Аксюша. И в самый последний момент Аксюша отказывается от романтических скитаний с Несчастливцевым, ради замужества.
Несчастливцев. А что ж в актрисы то, дитя мое? С твоими чувствами…
Аксюша. Братец… чувство… оно мне дома нужно (Островский 1974: 3; 329).
Жизнь сильнее романтики, а реальная страсть для Аксюши сильнее выдуманной, театральной, ее идеал – идеал обыкновенной женщины: муж, дети.
«Аксюша не посягает на существующий порядок, но в рамках этого порядка имеет намерения чистые, справедливые, естественные» (Штейн 1973: 77). У Аксюши есть только два пути – или подчиниться законам поместья «Пеньки», что противоречит ее взглядам на жизнь, или броситься в омут, утопиться от несчастной любви. «В этом поступке тоже протест, в нем тоже проявляется сила характера. Но сила, выражающаяся не в борьбе с этой жизнью, а в уклонении от нее», – считает Штейн (Штейн 1973: 77).
Островский с мастерством раскрывает тему угнетенной, униженной женщины, и не только женщины, а всех тех, кто вынужден находиться под гнетом власть имущих, кто находится в плену «темного царства». Человек, обладающий деньгами, имеет власть, и от того, каков этот человек, зависит судьба окружающих. В пьесе «Лес» Иван Восьмибратов и Раиса Павловна препятствуют счастью Петра и Аксюши.
В отличие от «Грозы», которая по своему жанру является драмой, «Лес» – комедия, следовательно, развязкой в пьесе должно быть торжество добра над злом, но Островский не наказывает своих героев: Раиса Гурмыжская воплощает в жизнь свое задуманное, она выходит замуж за Буланова, Восьмибратов получает приданое за Аксюшу, а влюбленным ничто не мешает быть счастливыми. Здесь можно было бы поставить точку, если бы Островский не преследовал иной цели. Писатель не ставит задачи наказать героев, а желает показать нравственное торжество над «темным царством».
и т.д.................



Вверх