Сочинение Островский А.Н. Патриархальный быт в пьесе гроза

Урок по теме: « Быт и нравы "тёмного царства" по драме Островского «Гроза».

Цели:

1) образовательная – более глубокое знакомство с творчеством А.Н.Островского на примере пьесы «Гроза»; познакомиться с г.Калиновым и его жителями, их нравами, обычаями;

2) развивающая – совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;

3) воспитательная – заставить учащихся задуматься над жизненными принципами, которые определяют поведение и поступки героев.

Вид урока – урок усвоения нового материала

Тип урока – урок – анализ

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Слово учителя.

С первых страниц пьесы мы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга.

Обратимся к картине Левитана «Вечер. Золотой плес». Оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие драмы, мы бы увидели с вами следующую картину: над рекой поднимается туман. Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды. Церковь. Тишина и покой…

Роль пейзажа :

    Наслаждение пейзажем может смягчить нравы жителей города Калинова (по мысли Кулигина);

    На контрасте показать жестокие нравы;

    Через отношение к природе показать разное мировосприятие жителей города. (Д. I явл. 1; Д. III явл. 3, монологи Кулигина).

    Давайте теперь обратимся к тексту драмы.

Жестокие нравы города Калинова.

Характеристика Дикого (Д. I.явл. 2,3; Д. III явл. 2; Д. IV явл. 2).

Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: « Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет ».

Порой Дикой и сам не рад своему характеру: обругав однажды во время великого поста мужика, который пришел к нему за деньгами, он после на коленях просит у него прощения. Примечательно, что Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по натуре он малодушен и труслив. « А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами », - справедливо говорит Кабаниха. Именно к Дикому из всех героев пьесы больше всего подходит определение «самодур».

Характеристика Кабановой (Д.I явл. 3,5; Д. II явл 3,5)

Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: « Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить », - говорит она своим детям.

Кабаниха чувствует, что ее время уходит, и всеми силами старается отдалить конец, заставляя близких формально соблюдать «правила приличия». « Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем », - говорит о ней Кулигин Борису.

Тем не менее в конце пьесы Кабаниха теряет свою власть: Варвара убегает из дома, Катерина кончает жизнь самоубийством, а Тихон прилюдно обвиняет ее в смерти жены.

Анализ монологов Кулигина,

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. -- это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.

Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д 2, явл. 1; д. 3, явл. )

1). Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина .

2). Какую роль играет этот образ? Каковы жители, обитающие здесь?

(Несёт тьму и невежество, её рассказы внушают страх и искажение представлений о мире. Впервые в её монологах звучит мысль о близком конце этого времени. Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

Обратимся к образу Кудряша. (Д. I, явл. 1). Что можно сказать о нем?

Зеркальное отражение Дикого.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой . Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой

Кабаниха

О нем:

"ругатель"; "как с цепи сорвался"

О ней:

"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"

Он сам:

"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

Она сама:

"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод . Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод . Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой -- ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей воле.

В человеческом обществе, в отличие от мира природы, действует произвол, грубость, грабёж, стяжательство, деспотизм, семейный деспотизм, самодурство.

На чём же основано самодурство диких?

На власти;

Материальной зависимости;

На домостроевских, освещённых церковью и стариной, патриархальными традициями семейных законах;

На традиционной покорности и невежестве людей.

Есть ли силы, противостоящие самодурной силе хозяев жизни?

Кулигин, характеристика:

Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума .

Советует «угождать как-нибудь» самодурам.

Он несёт в народ культуру и просвещение, демонстрирует развитость и самостоятельность мышления. Но он мечтатель, а не борец: его проекты неосуществимы. Характерно, что он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя.

Варвара, характеристика:

И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон, характеристика:

Любит Катерину, но является орудием в руках матери, безвольный, бесхарактерный, не может защитить жену.

«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Борис, характеристика:

«Уж ведь совсем убитый хожу… загнан, забит, а тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал».

«Не по своей воле еду: дядя посылает».

«Не застали бы нас здесь…время мне, Катя».

«Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

Итог урока:

Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся. Это чувствуют даже его «сторонники»:

Кабанова. И хуже этого, милая будет.

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова. Может, и доживем

Д/з:

Д/з: Характеристика образа Катерины.

1). Эпизоды для анализа: Д II, явл. 2, 3, 4, 5; Д. II, явл. 10, Д. III, явл.6-8; Д.IV, явл. 3, 4, 5; Д. V, явл. 2, 4.

2). Один из монологов Катерины наизусть.

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.
Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.
Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”.
“Вид необычный! Красота! Душа радуется”, - восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы - вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.
Островский показывает нам типичных представителей этого общества - Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, - власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса - своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”.
Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил”.
У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.
Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.
Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.
Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”.
“Вид необычный! Красота! Душа радуется”, - восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы - вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.
Островский показывает нам типичных представителей этого общества - Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, - власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса - своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”.
Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил... Согрешил-таки я: изругал, так изругал... чуть не прибил”.
У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.
Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.

Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.

Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”.

“Вид необычный! Красота! Душа радуется”, - восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы - вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.

Островский показывает нам типичных представителей этого общества - Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, - власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса - своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил”.

У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.

Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

Поразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но и поводом задуматься о том, что может случиться, если всё оставить как есть. Безусловно, наиболее удачными в этом отношении можно считать жанр драмы: во-первых, из-за небольшого объёма реакция на события была практически молниеносной, а во-вторых, впечатление усиливалось благодаря зрительному восприятию. Автору важно было показать крайнюю степень отчаяния и безысходности, перенести действие в бытовую плоскость. Так, описанные быт и нравы в пьесе «Гроза» Островского могут по-настоящему ужаснуть. Этот вопрос заслуживает особого внимания.

Действие драмы разворачивается в некоем городе Калинове на берегу Волги. Маленький провинциальный городок, в котором, как принято, все друг друга знают. С самых первых явлений пьесы подчёркивается ограниченность города. Здесь построили множество заборов, чтобы отгородиться от внешнего мира, сохранить свои секреты. О быте и нравах Калинова в «Грозе» читателям рассказывает Кулигин. Знакомство с этим персонажем происходит уже в первом действии. Из его диалогов с несколькими людьми рисуется исчерпывающая картина жизни в этом городе. Начать следует анализом разговора с Кудряшом: мужчины говорят о природе - Кулигин восхищается, а Кудряш равнодушен к пейзажу. «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» - глядя на Волгу, Кулигин невольно вспоминает слова песни. Казалось бы, сколько возможностей для отдыха и различных видов досуга. Но жители Калинова заперлись, забаррикадировались в своих домах, самоизолировавшись от внешнего мира. Возникает ощущение, что Калинов похож на закрытую банку: люди дышат воздухом, из которого постепенно исчезает кислород. Недовольство растёт, но энергии некуда выйти, ведь пространство ограничено стеклом. В Калинове ситуация аналогичная. Люди боятся даже безобидной грозы, спасаясь от проявления стихии. Это первобытные, языческие страхи.

Далее разговор перетекает в другое русло: Кулигин с Кудряшом говорят о Кабанихе и Диком, в чьих образах раскрываются быт и нравы купечества в драме «Гроза». Стоит отметить, что во второй половине XIX века в народном сознании и фольклоре возросло значение сатирического жанра. Сатира была направлена против купцов и мелких чиновников. Высмеивались взяточничество, жадность, корысть. Дикой предстаёт перед нами грубым и невоспитанным человеком. От него слышна только ругань: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!

Ни за что человека оборвёт» (мнение мещанина Шапкина о Диком). Савл Прокофьевич купец, один из самых богатых людей в городе, поэтому многие часто приходят к нему просить деньги в долг. Характер Дикого и его высказывания по поводу работы дают основание полагать, что своё состояние купец нажил нечестным трудом. Дикой пьёт и проклинает всех на чём свет стоит, как говорится. Примечательны два эпизода. Первый - разговор Дикого с городничим. Оказывается, на Дикого регулярно жалуются простые работяги, ведь купец их обманывает, забирая большую часть суммы себе. Савл Прокофьевич подтверждает обвинения, добавляя «оправдательное» предложение о том, что купцы также друг и дурга воруют, и ничего страшного в таких действиях нет. Второй - небольшой рассказ о том, как Дикого обругал гусар на переправе - «вот смеху-то было». Дикой предстаёт как кошмар, который развеивается, если над ним посмеяться.

Большую опасность представляет Марфа Кабанова. Никто из семьи не смеет её ослушаться. Семья Кабановых представляется миниатюрной копией города. Например, очевидны параллели с замками и ограждениями: в одной из сцен Варвара подменяет замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно гулять по вечерам. Ведь Марфа Игнатьевна плотно закрывает засов и просит служанку Глашу следить за запертой дверью. Менее заметна параллель Тихона и Кулигина. Тихон говорит, что своего мнения у него нет, мыслей своих нет и быть не может. У Кулигина мысли, разумеется, есть, вот только выразить он их не может: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается».

Часто появляется мотив «съедения заживо». За запертыми дверями люди едят друг друга, то есть оскорбляют, всячески унижают и издеваются. И, если ситуация с купечеством и городничим похожа на замкнутый круг, то в этом случае люди просто не хотят менять свои привычки. Они привыкли жить в постоянной лжи, поэтому теперь считают такую жизнь нормой.

Добролюбов был прав, когда назвал город Калинов тёмным царством. Царством ограниченных самодуров и безынициативных рабов. Изображённые в «Грозе» быт и нравы тёмного царства невозможны для нового мира, где каждый человек должен быть свободен и честен перед собой.

Тест по произведению



Вверх