Сочинение: описание картины В. Перова "Тройка". Ученики-мастеровые везут воду. Сочинение-описание по картине В. Г. Перова "Тройка" Картина «Тройка»: описание

Сочинение по картине: В. Г. Перова "Тройка".
Как трагична картина В. Г. Перова "Тройка"! Она является отражением, слепком жестокого и страшного времени, где царил звериный закон: выживает сильнейший. Времени, где дети были лишены самого ценного своего богатства - детства.
Изможденные лица детей, волокущих по снегу огромную бочку с водой, - лица маленьких мучеников. Эти ребята - "тройка". Горькая ирония звучит в названии картины. На узкие, по-детски неразвитые плечи детей взвалена взрослая, неподъемная ответственность: они должны дотащить эту бочку домой, чтобы не умереть от голода и жажды. Вода из бочки выплескивается и сразу же замерзает длинными тонкими сосульками. Ледяная корка делает бочку еще тяжелее, кажется, даже взрослым не под силу сдвинуть ее с места. Но ребятишки, с застывшими на их лицах страданием и безысходностью, изо всех сил продолжают неблизкий путь. Холодный морозный ветер насквозь продувает их бедную худую одежонку, мальчикам даже нечем прикрыть шею. Милосердное сердце прохожего, видимо, тоже дрогнуло при виде этой картины, и он помогает уставшим детям, подталкивая бочку сзади.
Рядом с ребятами со звонким радостным лаем бежит лохматый пес. У него густая шерсть, которая надежно защищает и от ветра, и от мороза, и он видимо, воспринимает поход за водой как веселую занимательную прогулку. Бодрое настроение собаки сильно контрастирует с измученными лицами детей. Кажется, что если бы ребятам удалось сбросить с себя непомерно тяжелую ношу и недетские заботы и хоть немного отдохнуть, они тоже с удовольствием бы бегали по свежему искрящемуся снегу, катались на санках, лепили снежки. Но их судьба - работать. Со щемящей тоской понимаешь, что болезни и тяжелый труд надорвут силы детей, даже не дав им повзрослеть. В душе поднимается протест против такой несправедливости и желание хоть чем-нибудь помочь и защитить этих маленьких мучеников.
Мрачная высокая стена монастыря, вдоль которой движется "тройка", делает картину, и без того написанную в темных, серо-коричневых тонах, еще более безрадостной. Она говорит о том, что в жестоком, несправедливом мире нет никакого просвета, нет выхода, неоткуда ждать помощи. И по упорству детей в их нелегком труде мы видим, что они привыкли во всем полагаться только на себя. В мире, где они живут, нет маленьких и взрослых, нет мужчин и женщин, а есть бедные и богатые, рабочие и работодатели. А это очень страшно.
Картина Перова "Тройка" волнует самые глубокие, интимные струны души. Она напоминает, что в любом мире в любое время найдутся обездоленные люди, которым требуется помощь. Несмотря на жестокость и трагичность выбранного сюжета, картина призывает нас стать добрее, терпимее, внимательнее к людям, быть сострадательным, ведь самое главное качество любого человека - это человечность.

Описание картины В.Г. Перова "Тройка".
На уроке литературы учительница как-то раз рассказывала нам и показывала картину Перова "Тройка". Потом мы ходили в Третьяковскую галерею, и я долго стоял перед поразившей меня картиной Перова. Двоякое чувство охватило меня: с одной стороны, наслаждаешься мастерством художника, его умением передать бытовую сценку. С другой стороны, я рассматривал картину как зеркало, отразившее свое время - страшное, жестокое, немилосердное даже к детям...
Сумерки. Трое ребятишек тянут тяжелую бочку с водой. Холодно. Бочка обледенела, стала еще тяжелее. Резкий ветер дует в лица детей. Худая одежонка не спасает от жестокого мороза. Тяжелая работа не согревает. Невольно возникает мысль: каким должно быть безжалостным сердце хозяина, пославшего этих заморенных детей на речку с тяжелой бочкой. Посторонний прохожий, такой же убогий, как эти дети, старается им помочь, упираясь плечом, толкает их непомерно тяжелый груз. Дети напоминают изработавшуюся тройку лошадей. А когда они успели изработаться? Они так малы. Невольно поднимается протест в душе против такой жизни, в которой существует такая несправедливость. Под ногами детей валяется одинокая веточка, такая же бесприютная, как они. Она оторвалась от родного дерева, как они от отчего дома. Картина выдержана в коричнево-серых тонах. Мрачность ее подчеркивает глухая монастырская стена, вдоль
которой лежит путь детей. Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность. Особенность классики заключается в том, что она и через сто лет так же трогает душу, как и в то далекое время. Эта картина, безусловно, наша художественная классика.
Бывая в Третьяковской галерее, подолгу стою перед картиной Перова "Тройка". И каждый раз двоякое чувство охватывает меня: с одной стороны, наслаждаюсь мастерством художника, его умением передать бытовую сценку. С другой стороны, я рассматриваю картину как зеркало, отразившее свое время - страшное, жестокое, немилосердное даже к детям...
Сумерки. Трое ребятишек тянут тяжелую бочку с водой. Холодно. Бочка обледенела, стала еще тяжелее. Резкий ветер дует в лица детей. Худая одежонка не спасает от жестокого мороза. Тяжелая работа не согревает. Невольно возникает мысль: каким должно быть безжалостным сердце хозяина, пославшего этих заморенных детей на речку с тяжелой бочкой. Посторонний прохожий, такой же убогий, как эти дети, старается им помочь, упираясь плечом, толкает их непомерно тяжелый груз. Дети напоминают изработавшуюся тройку лошадей. А когда они успели изработаться? Они так малы. Невольно поднимается протест в душе против такой жизни, в которой существует такая несправедливость. Под ногами детей валяется одинокая веточка, такая же бесприютная, как они. Она оторвалась от родного дерева, как они от отчего дома.
Картина выдержана в коричнево-серых тонах. Мрачность ее подчеркивает глухая монастырская стена, вдоль которой лежит путь детей. Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность.
Особенность классики заключается в том, что она и через сто лет так же трогает душу, как и в то далекое время. Эта картина, безусловно, наша художественная классика.

Сочинение по картине В. Г. Перова "Тройка".
В. Г. Перов изобразил на своей картине трех крестьянских детей, которым приходится выполнять нелегкую и совсем не детскую работу.
У ребятишек измученные лица. Выбиваясь из сил, они тянут за собой по зимней дороге тяжелые санки, на которых стоит огромная обледенелая бочка с водой. Наклоненные фигуры детей передают напряжение от непосильного труда. Главная тяжесть падает на старшего - он идет в середине. Лицо его напряжено, рот приоткрыт, даже виден выбитый зуб. О бедной жизни говорит одежда: старый, обтрепанный полушубок, помятый, со сломанным козырьком картуз, что- то вроде платка на шее вместо шарфа. Так же бедно и плохо одеты младший мальчик и девочка. Они еле держатся на ногах, очень замерзли. Лица у них очень грустные. Холодный ветер развевает их рваную одежду. Случайный прохожий, увидев детей, не выдержав, пожалел их. Он толкает плечом тяжелую бочку.
Картина написана черными, коричневыми, серыми красками. Только платье у девочки красноватого цвета. Все вокруг безрадостно. Художник показывает несчастную жизнь детишек, у которых нет детства - только непосильный труд, голод и усталость.

Урок №11

Тема: Сочинение-описание по картине В.Г.Перова "Тройка"

Цель: составить текст описание по картине; развивать письменную речь учащихся; совершенствовать орфографическую зоркость.

Ход работы:

I . Организационная часть.

II . Сообщение темы.

III . Рассказ учителя о картине.

Что изображено на картине?

Опишите обстановку, в которой происходит действие.

Кто заставил детей в пургу везти тяжелую бочку? (Рассказ о жизни детей до революции.)

Как показал художник, что бочка с водой очень тяжелая? Рассмотрите детей.

Что вы можете сказать о девочке? Сколько лет? Как она одета?

Расскажите о старшем мальчике? Куда он смотрит?

Что можно сказать о мальчике, который идет справа? Какое у него лицо?

Почему все дети так плохо одеты?

Какими красками художник писал картину?

Сочувствует ли художник детям?

IV . Составление плана сочинения.


I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Описание дороги, погоды.

2. Описание детей.

3. Описание собаки Жучки.

4. Заключение.

III. Какие чувства вызывает картина.

V . Составление устного рассказа по картине.
Примерный рассказ.

На картине изображены трое измученных детей, которые тянут сани с огромной обледенелой бочкой. Дорога идет в гору мимо каменной монастырской стены. Веревки врезаются в отмороженные руки и холод пронизывает насквозь, рвет одежду, треплет волосы. Тяжелые сани раскачиваются на ухабах. Вода из бочки выплескивается через край и замерзает.

С большим художественным мастерством переданы страдания и муки детей. Выбивается из сил девочка лет девяти, в изношенном ватном пальтишке. Из-под полы виднеется ситцевое платье. На голове старый, ветхий платок. Волосы растрепаны и откинуты ветром назад. Лицо бледное , измученное .

Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик с изможденным лицом. Он мал и задыхается, рот его открыт. Жалкая с чужого плеча одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик постарше; его рваный зипун и старенький картуз совсем не греют. На его лице тоже усталость и страдание.

Эти дети отданы в ученики к мастеровому, который заставляет их выполнять самую тяжелую работу.

Картина Перова глубоко драматична. Она написана в мрачных, серых тонах. Небо покрыто мглой. Монастырская стена угрюма, покрыта плесенью.

Все говорит о тяжелой доле детей. Лишь кромешная доля радости досталась им – это Жучка, единственный друг, готовый защитить их.

Безысходное, щемящее чувство охватывает нас при виде этой картины.

VI . Орфографическая подготовка.

изображены измученных

тянут обледенелой


врезаются каменной

пронизывает насквозь монастырской

рвет отмороженные

треплет


раскачиваются на ухабах тяжелые

выплескивается через

выбивается возвышенном

виднеется ситцевое

откинуты растрепаны

измученное

передвигает нагнувшись

задыхается с изможденным

открыт


не греет исхудавшие

рваный зипун

не греет старенький картуз

старание


отданы к мастеровому

заставляет

выполнять

написанное в мрачных, серых

говорит о тяжелой доле

доставляет единственный друг

охватывает безысходное, щемящее чувство

Поставить ударение, обозначить орфограммы

Самостоятельная работа.

VII . Запись текста сочинения.

VIII . Редактирование текста.

Исправление ошибок.

«Тройка» - первая у Некрасова обобщенная картина крестьянской женской «доли» и первый эскиз народного женского образа. Это произведение стало русской песней, вошло в фольклор, что свидетельствует о его глубокой народности. Однако за исключением одной этнографической детали («алая лента… в волосах») и одного фразеологического клише («сырая могила») в стихотворении нет предметных и словесных примет устной народной поэзии. Соответствия фольклорным канонам обнаруживаются скорее в сюжетно-композиционном рисунке «Тройки», основой которого стало противопоставление девичества и замужества.

В поисках способов изображения народной жизни Некрасов не мог, и тем более поначалу, не опираться на ее фольклорные образы и в данном случае использовал устно-поэтический мотив в качестве одного из средств типизации своей картины. Фольклорные истоки сюжетно-композиционного плана «Тройки» подчеркивались и традиционно-народными образами «веселых подруг» героини (здесь характерно уже произошедшее отделение героини от своего девического круга), а затем нелюбимого мужа и злой свекрови.

Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням. О стереотипности поэтического образа тройки Некрасов хорошо знал. Между тем поэт вновь обратился к уже исчерпанному, казалось бы, мотиву, рассчитывая на заложенные в нем национально-демократические оттенки, а также на возможности его обновления социальной темой: близость традиционной поэтичности способствовала поэтическому освоению таких областей действительности, которые раньше поэтизации не подда^ вались и были лирике недоступны. Образно-стилистический ряд стихотворения позволяет воспринимать его как песенно-романсовое произведение; однако романсом стала лишь "первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и ее сердечной «тревоги». Романтические мотивы народной лирики переплетались здесь с любовной темой, также решенной Некрасовым в традициях романтизма, но только сложившихся на поздних этапах его литературной истории, во второй половине 1830-х гг.

В центре первой - романсовой - части стихотворения - портретное описание героини:

… Вьется алая лента игриво ^ В волосах твоих, черных, как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь.,.

Данный фрагмент всецело воспроизводит стилевую атмосферу позднеромантической лирики. Экзотичность образа, его яркая» «жгучая» цветовая живописность, своеобразный максимализм словесных приемов - все эти художественные черты выдавали в авторе «Тройки» поэта, прошедшего школу романтизма 1830-х гг.; в дальнейшем они были чужды главным тенденциям его поэтики и даже уже чужды поэтике второй части самой «Тройки».

Стихотворение «Тройка» монологично, и все романтические элементы его стиля принадлежат одному голосу автора. Задумав создать женский народный образ, Некрасов еще не знал иных возможностей его поэтического оформления, кроме приемов любовной лирики, а это повлекло за собой и всю ее новейшую поэтику. Поэтика приведенных нами строк стихотворения - это романтическое наследство, воспринятое Некрасовым в годы его вступления в литературу* с одной стороны, патетическое - «Взгляд один чернобровой дикарки, / Полный чар, зажигающих кровь»; с Другой - почти «галантерейное»: «Вьется алая лента игриво» и «Смотрит бойко лукавый глазок».

Романтическая литература создала устойчивую и повторяющуюся у разных авторов типологию женских характеров и обликов: различались два типа идеальной красавицы: восточная женщина с черными глазами и прекрасная христианка, голубоглазая и светловолосая. Оба этих образа осуществляли видение безусловной красоты и женственности. В высокой литературной культуре раннего романтизма восточный и европейский женские типы выступали зачастую равноправно, отражая трагическую неразрешимость романтического философского конфликта, сохраняя в себе, как Зарема и Мария в «Бахчисарайском фонтане» Пушкина, все большое содержание этого конфликта.

Женский образ «Тройки» был обязан своим поэтическим оформлением именно этой позднеромантической ориенталистике.

Черные, «как ночь», волосы, черные брови, смуглее лицо - все это характерные черты романтического портрета восточной красавицы, и добавление в этот экзотический облик «алой ленты» также не противоречит литературным обычаям романтизма: поэзия 1820-1830-х гг. не раз использовала наружные приметы восточного женского типа в качестве портретных характеристик русских или украинских героинь (Мария в пушкинской «Полтаве»). В поэтическом описании некрасовской крестьянки мелькнул даже отголосок философского контекста, окружавшего некогда у романтиков образ восточной женщины и со временем утраченного: «дикарка».

Формирование некрасовской поэтики в 1840-е гг. сопровождалось, как и становление творческого метода многих других писателей этой эпохи, резким отказом от романтизма.

После «Тройки» мы не найдем у Некрасова романтического женского образа, выступающего в функции образа народного.

Судьба романтического женского типа в некрасовской поэзии отражает один из значительных процессов ее эволюции: из универсальной системы средств художественного освоения жизни романтическая поэтика постепенно превращается у Некрасова в частный прием с ограниченной сферой применения. Эта эволюционная линия, прослеживаемая на протяжении всего творческого пути поэта, в известной мере была задана уже его лирикой, созданной в 1840-е гг., и стихотворение «Тройка» помимо того что давало представление о последних вспышках некрасовского романтизма, предсказывало также и пути его преобразования в позднейшей поэтической работе Некрасова. Уже здесь замысел поэта не уместился в рамки романтического образа, и этот последний был продолжен, как бы надстроен образом иного литературного родства:

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть…

Этот второй сюжет.стихотворения, развертывающий перспективу жизни крестьянской девушки, резко контрастирует с первым, что сразу и отражается на стиле. ^

Говоря о столкновении романтической и натуралистической поэтики в стихотворении «Тройка», следует, однако, подчеркнуть, что этим мы вовсе не ставим под сомнение цельность я единство созданного в нем народного образа. Складываясь из художественных элементов разной природы,.образ некрасовской героини при этом един, и единство это обусловливается характером авторского взгляда на нее, взгляда, уже увидевшего в народе первооснову национального бытия, но пока еще стороннего, не проникнутого органикой народного миросозерцания, в известном смысле меряющего народную жизнь ценностями социально чуждого ей сознания.

Натуралистическую характерность социального плана «Тройки» обнаруживает такой стилистический признак, как прозаизмы. Будучи лексикой с ослабленным, а в отдельных случаях и исключенным эстетическим значением, прозаизмы не определили всего стилистического качества «Тройки», но образовали в ее тексте Натуралистический отрезок, отличающийся прежде всего недиффиренцированностыо, неопосредованностью, первичностью жизненного материала. Здесь сказалось, конечно, не намерение поэта нарисовать отталкивающие образы народной жизни; скорее слышны отзвуки долго державшихся в литературе понятий, согласно которым народный быт не обладал эстетическим потенциалом. Некрасов боролся с "этими представлениями, и уже в «Тройке» ставилась задача их преодоления, однако практически творческое ее решение давалось не вдруг.

Подойдя к огромной и лишь первоначально затронутой предшественниками проблеме поэтического изображения народной жизни во всей ее целостности, Некрасов сразу начал искать возможностей эстетического освещения своего предмета. Поэт располагал эстетическими фондами фольклора, с одной стороны, и романтической литературой - с другой. И пользовался ими. Вместе с тем он не мог не сознавать и невозможности распространения этих методов на весь новый материал; оставалась еще реальная действительность, сквозь которую не пробивался свет готовых традиций и художественное освоение которой возможно было поначалу лишь средствами прямого натуралистического слепка. Стихотворение «Тройка» и отразило драматизм данной творческой ситуации поэта, уже нашедшего свое содержание, но еще не создавшего единого метода художественного воплощения разных его сторон. Эстетическое преображение народной жизни предстало в «Тройке» как соединение нагой «натуры» с той эстетикой, которую можно было почерпнуть из запаса художественных традиций, однако в этом соединении сохранялся заметный стык, проза и поэзия стояли рядом, но друг друга еще не ассимилировали, соседствовали, но не давали синтеза. Весь дальнейший поэтический путь Некрасова стал путем к органическому единству этих найденных в «Тройке» граней образа народного мира. Зрелый Некрасов изображает уже не поэзию и не прозу народной жизни, но поэзию ее прозы, открывая высокое в том, что до него представлялось низким.

Все сказанное менее всего означает, что «Тройка» -- не достигнувший своей цели эксперимент начинавшего свой творческий путь поэта. Без «Тройки» было бы невозможно появление некрасовского эпоса. Романтические стороны женского образа «Тройки», обособившись, отошли к дворянским героиням поэта, принцип сочетания идеальных и бытовых характеристик, впервые примененный Некрасовым в «Тройке», лег в основу его будущих женских народных образов, образов крестьянок со «взглядом цариц». Видимой границы I между идеальным и бытовым обликом крестьянской женщины здесь уже нет, идеал естественно растет из быта и не противопоставляется ему, но для того, чтобы это поэтическое открытие состоялось, необходима была первоначальная антитеза «Тройки», уместившаяся, однако, в объем одного образа.

О героине «Тройки» можно сказать и большее. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в ро-мансовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.

Это наверно самая удивительная и потрясающая по своей простоте картина. Перов долго искал натуру для этих трёх персонажей, которые с огромным усилием тянут на своих детских плечах большую бочку воды. Перов достаточно быстро определился с боковыми персонажами, а вот центрального парня он никак не мог найти. Да и мало кто соглашался тогда идти в мастерскую позировать.

Художник много рисовал этюдных набросков, ища лицо ребёнка, но не мог никак уловить лицо страдания. Уже была найдена композиция, уже составлена тройка – но не было лица центрового. И вот однажды он обнаружил такое лицо среди нищенской детворы. Нашёл родителей этого парня – простых крестьян и стал уговаривать их разрешить нарисовать парня на полотне. Долго не соглашалась мать. Народ тогда был тёмный и верил во всякие суеверия. Одно из суеверий: нарисованный однажды человек вскоре умрёт. Вот это то и пугало бедную женщину. И всё же она согласилась.

Полотно было готово. Его ждало триумфальное будущее. На выставке все были потрясены трагизмом полотна, его печальной безысходностью. Но однажды сам Третьяков заметил, что уже несколько дней подряд одна и та же женщина подходит к полотну и подолгу стоит перед ним плача. А потом выяснил, что это мать того самого «центрового». Вскоре он рассказал про её визиты художнику и тот встретился с нею у полотна. Как выяснилось, мальчик умер от тифа и поэтому она приходит к полотну, потому что на ней он как живой и ещё здоровый. Таким образом, косвенно подтвердилось то самое суеверие.

«Тройка» и сейчас поражает воображение. Но посмотрите, как по-разному хотел создать своё полотно художник. На эскизе совсем другие лица и даже композиция совсем другая. Поворот голов, уходящий прохожий на заднем фоне, стены огромного дома… Всё зарисовано на эскизе иначе, а само готовое полотно пополнилось деталями и немного изменило пропорции подачи. Но от этого творение не стало хуже.

Многие критики считают эту картину одной из самых печальных, среди русской живописи. По историческим данным изображение нарисовано в 1866 году, и автор посвятил ее детскому труду. Эта картина имеет еще одно название- «ученики мастеровые везут воду».

Меня заинтересовала эта картина своей трагичностью, и я узнал, что в то время народ бедствовал очень сильно, семьи голодали и детям порой приходилось работать наравне со своими родителями. Но даже работая, семьям порой не хватало ни еды, ни одежды. Большой удачей считалось отдать ребенка мастеровому, в таком случае, у ребенка появлялась возможность научиться чему-то полезному, что после смогло приносить ему доход.

На картине изображено утро, по городу распластался густой туман, дети катят на санках бочонок с водой. Порой мастеровые давали непосильную работу для детей, но выбора не было, и детям приходилось работать наравне со взрослыми. Видно, что художник старался передать нам весь трагизм того времени. Кажется, день только-только начался, а лица детей уже выглядят изнеможенными. Один ребенок практически падает, у него нет сил, а их одежда не защищает их маленькие тела от холода и пронизывающего ветра.



Вверх