Сочинение на тему Чацкий и Фамусовское общество (9 класс). Чацкий против фамусовского общества по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Чацкий в поединке с фамусовским обществом

    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение,...

    Что возмущает Чацкого в эпизоде с «французиком из Бордо»? Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до этого гневного и обличительного выступления Чацкого. Итак,...

    Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения,...

    В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? А. С. Пушкин Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и...

    В те годы, когда А.С.Грибоедов создает свою комедию, в русском обществе уже четко наметился разрыв между образованной частью общества, думающей и ищущей, стремя щейся к коренным изменениям в русской жизни, и властью. Война 1812 года, вызвавшая общий...

В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии. Первая связана с развитием отношений в любовном треугольнике Чацкий-Софья-Молчалин. Вторая, более глубокая – общественно-политическая – заключается в столкновении нравов и порядков «века нынешнего» и «века минувшего».

Так, олицетворением «века нынешнего» в комедии практически единолично выступает вернувшийся в Москву Александр Андреевич Чацкий. Но одиночество Чацкого в фамусовском обществе лишь кажущееся. Кроме него, есть еще ряд внесценических героев: племянник княгини Тугоуховской Федор, изучающий химию и биологию, двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и уехавший в деревню читать книги, а также друзья Чацкого, о которых тот вскользь упоминает. Зато представителями «века минувшего» пьеса действительно изобилует. Литературоведы, как правило, объединяют их под общим названием «фамусовское общество». Это персонажи с «говорящими» именами и фамилиями – в первую очередь, сам Фамусов, а также Софья, Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских, Горичи, Хрюмины. Они зависимы от мнения окружающих и страдают галломанией – преклонением перед всем французским и вообще иностранным. Выразители взглядов «века минувшего» не видят никакого прока в просвещении, зато гонятся за чинами и знают, как их достичь.

Словно смерч, врывается Чацкий в монотонную жизнь дома Фамусова. Герой сразу замечает, что пока он получал новые знания и впечатления во время своего путешествия, в сонной Москве жизнь текла по-старому:

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Монологи Чацкого в комедии «Горе от ума» характеризуются большой долей публицистичности: в них выражается мнение определенной группы прогрессивно мыслящих людей, а также содержится много риторических вопросов и восклицаний, нередко встречаются архаизмы. «Говорит, как пишет», – отмечает Фамусов. Чацкий решительно выступает против всего, что уже должно отжить, забыться, кануть в Лету – против тех пороков фамусовского общества, которые мешают новому поколению начать свою жизнь, жизнь без крепостничества, безграмотности, лицемерия, низкопоклонства.

Фамусов, как главный антипод главного героя в комедии, не хочет понимать и принимать прогрессивные взгляды на жизнь. Поэтому и принцип «служить бы рад, прислуживаться тошно» звучит для фамусовского общества дико. Правда «дома новы, но предрассудки стары» воспринимается как гнусная ложь, «гоненье на Москву». В финале произведения мы видим, что ни Фамусов, ни его окружение так и не поняли нравственных уроков Чацкого.

К сожалению, для него, Чацкий слишком поздно понимает, что эту «толпу мучителей» не переубедить. По мнению Александра Сергеевича Пушкина, главный герой вовсе не так умен, раз не распознает в своих собеседниках людей недостойных, а продолжает метать бисер «перед Репетиловым и тому подобными». Однако за четыре действия комедии он все же успевает своими смелыми фразами вселить в читателя полное отвращение к порокам «века минувшего». Конфликт Чацкого с фамусовским обществом все же принес свои просветительские плоды.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Две самые яркие личности в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" - совершенно противоположные Герои - Чацкий и Фамусов. Столкновение Чацкого, борца за справедливость, с Фамусовым, защитником старых порядков, было неизбежно.

Александр Андреевич Чацкий- сторонник свободы и справедливости. Фамусов, в отличие от него, рьяный защитник старых укладов жизни.

Он рассматривает службу как источник личной выгоды и доходов. Чацкий же желает служить делу, а не лицам. Поэтому он разрывает все связи и уходит со службы. "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - говорит он. Он защищает право служить науке, просвещению и Не лакействовать перед начальством. Главная цель службы - это защита Родины, а сторонники фамусовского общества главной целью ставят получение высокого звания, причём любым путём. Для Фамусова просвещение - это опасность, угрожающая распадом привычных устоев жизни. Он с ненавистью восклицает:

Ученье - вот чума, ученость -вот причина,

Кто нынче пуще, чем когда

Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Для сторонников взглядов Фамусова важны связи, мнение света: "Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!" В человеке он прежде рассматривает его чин, статус и положение в обществе, а не внутреннее достоинство. А Чацкий ценит в человеке ум, образованность, его моральные и духовные качества. Идеал Чацкого - независимая, свободная личность, отчуждающая раболепие. Идеалом человека для Фамусова можно назвать дядю Максима Петровича: тот, не обладая умом и проницательностью, смог добиться расположения Императрицы Екатерины II. Фамусов советует брать с него пример. Получается, не прилагая особых усилий, просто развеселив императрицу, Максим Петрович получает почет и высокое звание. Главная цель достигнута, при этом пути ее достижения не волнуют сторонников Фамусова. Для него важен результат, он стремится добиться его как можно быстрее. К тому же чинопочитание Фамусов считает мудростью, ведь так жили все в его времена. А тех, кто отказывался прислуживаться, считали потенциально опасным человеком. Таким он называет и Чацкого.

Но даже получив высокое звание, Фамусов будет относиться к службе безответственно. Можно привести пример расписания Фамусова:

На листе черкни на записанном,

Противу будущей недели...

Казалось бы, Фамусов - важный и занятой человек, но, с другой стороны, у него нет ни одного серьезного дела. Целыми днями он тратит время на пустые разговоры, приемы, встречи и хвастается этим. Скорее всего, он будет так же несерьезно относиться к службе и государственным делам.

Разногласия Чацкого и Фамусова проявляются в отношении укладу жизни и передовым людям. Если Фамусов - защитник старого века, времён крепостничества, то Чацкий - это либерально настроенный человек. Он считает, что нужно искоренять все пережитки прошлого. В своем монологе "А судьи кто?" он дает критику передовым людям, находившимся на вершине дворянского общества:

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...

А. С. Грибоедов образом Александра Чацкого обличает чиновников в нечестности, взяточничестве и чванливости. Взгляды Фамусова на этот счёт довольно консервативны. Он не хочет никаких перемен, а Чацкого считает бунтовщиком. Идеальным женихом для Фамусова является полковник Сергей Сергеевич Скалозуб. Он воплощение всех надежд и желаний Павла Афанасьевича; многообещающая личность, добился уважительного положения в обществе:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Однако Софья не желает выходить за Скалозуба. Он кажется ей глупым, косноязычным. Не нужен ей и Чацкий, выпытывающий тайну ее любви. Наверно, любой девушке не понравилось бы это, и она старалась бы избавиться от любопытного. Это произошло с Чацким. В итоге София выставила его сумасшедшим и вынудила уехать из города.

В комедии "Горе от ума" фамусовское общество резко противопоставляется представителям "века нынешнего". Сущность этих конфликтов заключается в разном отношении к укладу жизни, службе и передовым людям своего времени.

В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ №1794 г. Москвы

А.С.Грибоедов. Готовимся к ЕГЭ по литературе.

1. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный конфликт состоит в столкновении людей, надеющихся на изменение общества с закостенелыми взглядами и устоями, с теми, кто отвергает всяческие изменения и новые идеи. Противоборствуют «век нынешний» и «век минувший» в лице Чацкого и фамусовского общества. 2. Каковы особенности данного конфликта?

Конфликт – это противоречие, борьба, на которой построено развитие сюжета в художественном произведении.

2.1. Своеобразием конфликта является то, что он складывается еще за пределами действия комедии. И у Чацкого, и у фамусовского общества к моменту их столкновения уже сформированы убеждения и взгляды. В независимости от того, будет ли у них встреча, или нет – потенциальный конфликт уже существует.

Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди.

Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

2.2. Своеобразие конфликта и в том, что он развивается на почве любви Чацкого к Софье.

Вам людям молодым, другого нету дела,

Как замечать девичьи красоты:

Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал

2.3. Противоречия Чацкого и Фамусова, как ярчайших представителей своего общества, – это противостояние не только двух людей, но и двух мировоззрений, двух общественных позиций, двух социальных сторон.

А судьи кто?

Вот то-то, все вы гордецы, спросили бы, как делали отцы, учились бы, на старших глядя…

2.4. Как своеобразие можно отметить и то, что в пьесе отношения этих героев выяснены до конца, но с общечеловеческой точки зрения мирного разрешения этого конфликта нет. 3. Вывод. А.С. Грибоедов сумел гениально показать жизненные и социальные противоречия в русском обществе 20-х годов XIX века. Рассмотренный Грибоедовым конфликт двух мировоззрений остается актуальным по сегодняшний день, и в этом тоже его своеобразие. Список используемых источников

  • http://ilibrary.ru/text/5/p.1/index.html
  • http://litena.ru/literaturovedenie/
  • http://www.literaturus.ru/2015/08/illjustracii-gore-ot-uma-griboedov.html
  • http://malena33.livejournal.com/15916.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/4168247/post211096218/
  • http://literatura5.narod.ru/kardovsky.html
  • http://hallenna.narod.ru/griboedov_portrety.html
  • https://yandex.ru/images/search?text=вид%20москвы%20времён%20грибоедова&stype
  • https://yandex.ru/images/search?text=памятники%20%20грибоедову

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которых можно сравнить с фамусовским обществом. Они подлые, глупые и бездарные. Что же такое ум для них? И что он означает на самом деле? Эти вопросы решаются в великом произведении русской литературы А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Это горе было главному герою комедии Александру Андреевичу Чацкому - умному, благородному, честному и смелому человеку. Он ненавидит и презирает фамусовское общество, в котором главной темой в жизни является чинопоклонство. Его можно сравнить с героем-одиночкой, который сражается с целым полком. Но его превосходство было в том, что он был необычно умен. Чацкий хотел честно служить своей Родине, но он не желал прислуживать вышестоящим чинам: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Эти его слова свидетельствуют о том, что перед нами гордый, остроумный и красноречивый человек. В этом произведении А.С. Грибоедов показывает конфликт между двумя противоположными сторонами - Чацким и фамусовским обществом. Александр Андреевич - жертва своего остроумия.

Люди, которыми он был окружен, не понимали его и даже не стремились к этому. Они привыкли жить в вечном "рабстве", понятие свободы для них чуждо. Мне кажется, что Чацкий - не единственный положительный герой в этой комедии, есть такие персонажи, о которых Грибоедов только упоминает в своем произведении. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и уехал в деревню, племянник княгини Тугоуховской князь Федор - химик и ботаник. Их можно считать союзниками Чацкого. Главному герою просто невыносимо находиться в обществе таких людей, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин. Они считали себя очень умными, заслужив свое положение подхалимством. Вот и Фамусов подтверждает это своими словами: "Хоть честный, хоть нет, для нас ровнёхонько, про всех готов обед". А еще, рассказывая о своем покойном дядюшке, который знал, когда надо подслужиться, он был горд за то, что именно его родственник был так "умен". Люди из фамусовского общества не замечали, как глупы были их нравы. Эти люди жили выдуманной жизнью, не размышляя над главным - над ее смыслом. Чацкий очень любил Софию и признался ей в этом при первой же их встрече после долгой разлуки, а она ответила ему: "Зачем вы мне?". Главный герой начинает думать, что и она стала такой же, как ее отец и его окружение. Чацкий покидает Москву, понимая, что ему нет места там. Но нельзя считать победителем фамусовское общество, так как Чацкий не проиграл эту битву, он не стал подобен этим людям, не опустился до их уровня. Мне кажется, что этот человек родился немного раньше того времени, в котором ему было бы легче жить. Я считаю, что комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" - это великое произведение русской литературы, которое бессмертно.



Вверх