Сказочно былинный жанр презентация. Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. (7 класс). « Витязь на распутье»

—Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926 Сказочно – былинный жанр в живописи

Автопортрет

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок.

Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картине «Царь Иван Васильевич Грозный»

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности.

После побоища Игоря Святославича с половцами

В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине.

Витязь на распутье

Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь

Богатыри

В картине «Богатыри»любимые народом герои русских былин предстают как защитники своего народа. В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей.

Аленушка

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина « Аленушка » - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.

Любовь к фольклору, к русской народной сказке Васнецов пронес через всю жизнь. Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» (1880). Силуэт ковра, распростертого, как диковинная птица, и пустынные степи далеко внизу, и удачливый Иванушка - все это волнует воображение зрителя, вызывая в нем любимые с детства образы.

Ковер- самолет

Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства», «Спящая царевна», «Снегурочка» и другие.

Иван-Царевич на Сером Волке

Снегурочка - персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

Снегурочка

Картина « Спящая царевна » переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов - все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание - заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья - все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

Спящая царевна

Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех царевен: золота, драгоценных камней и каменного угля - таинственных земных недр. Она написана на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство недр Земли.

Три царевны подземного царства

БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в "Слове о полку Игореве. Баян запечатлен художником во время «магического процесса» - исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его лице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль... Окружившие его воины олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию.

Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.


> родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка у Билибина сохранились на всю жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” <Рисунок 2 >, “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин всецело примкнул к объединению “Мир искусства”. Первый шумный успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Результаты поездки сказались довольно скоро. В 1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют выезд дружины Вольги, фантастическое индийское царство, недра моря, птиц и сказочных животных. Все в издании этой былины отличалось вкусом и изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке” <Рисунок 3 >. Но не одни сказки и былины интересовали Билибина, его привлекали и другие стороны народного творчества: поговорки и загадки. В рисунках к загадкам есть также юмор, облеченный в привлекательную и декоративную форму. Декоративные качества работ Билибина, его фантазия и глубокое знание стилей привлекли его к театральной работе.

Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость.


Сказочно-былинный жанр. (мифологический жанр) (Урок- рассуждение) Цели: 1.Сформировать представления о сказочно былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, М. Врубеля. 2.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству. 3 Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания. План урока 1Беседа об особенностях сказочно- былинного жанра. 2.Рассказ – сообщение о жизни и творчестве И.Билибина, В.Васнецова, М.Врубеля. 3. Выполнение теста –задания. 4. Подведение итогов и анализ задания.


От греческого (my thos) – предание. Жанр изобразительного искусства, посвящённый событиям и героям, о которых рассказывают мифы,легенды, предания. Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, Джорджоне, фресок Рафаэля.


Васнецов Виктор Михайлович (г.) (г.)Богатыри «Преданья старины глубокой»












Билибин Иван Яковлевич (г.) Является ярким представителем «модерна» в русской графике, создал орнаментально – декоративный графически выразительный « билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народного лубка, вышивок, резьбы по дереву.






Врубель Михаил Александрович (г.) …За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А.С. Пушкин




Тестовое задание 1. вариант Кто из братьев Васнецовых создал картину «Богатыри»: Виктор или Аполлинарий? По проекту какого русского художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи? Сидящий, летящий, поверженный…И всё один и тот же персонаж одного и того же художника, только картины разные. Назовите художника и персонаж. 2. вариант Кто из братьев Васнецовых написал картины «Московский Кремль при Иване Калите» и «Московский Кремль при Дмитрии Донском»: Виктор или Аполлинарий? В 1896 г. Павлу Михайловичу Третьякову присвоили высокое звание «Почётный гражданин Москвы». Какой художник расписывал эту грамоту? Назовите российского художника,автора картины «Царевна Лебедь».





Урок ИЗО в 7 классе по программе Б.М. Неменского в разделе "Великие темы жизни" отведен на изучение сказочно-былинного жанра. Для эффективного усвоения знаний обучающимся предлогается просмотреть презентацию в которой представлены работы В.М. Васнецова и И.Я. Билибина выполненные в сказочно-былинном жанре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сказочно- былинный жанр «Волшебный мир сказки»

Цель урока: Изучить художественные работы В.Васнецова, обеспечивающие неисчерпаемый источник вдохновения. Изучить художественные работы И. Билибина.

Задачи урока: Приобщить к наследию отечественного искусства. Развивать эстетическое восприятие явлений окружающей действительности, формирование понимания ее красоты и гармонии цветового богатства. Развитие цветоощущения, фантазии.

Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926

Кощей Бессмертный

Ковер - самолет

Аленушка

Богатыри

Иван-царевич на Сером волке

Иван Яковлевич Билибин 1876 - 1942

Баба Яга иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

«Тут я бросилась бежать, дед за мной, за косу хвать!» Иллюстрация к « Сказке о деревянном царевиче»

«Тут с веселою душою попрощался он с Ягою» иллюстрация к «Сказке о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне»

Практическое задание: сделать иллюстрацию к своей любимой сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Урок-путешествие в сказку по теме:«Движение и силы»7класс. Посадил дедка репку. Пока росла репка дедка и вся его семья с Жучкой, Кошкой и М...

Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил, 7класс

Тест состоит из 29 вопросов и проверяет как фактологическое знание произведения, так и знание литературоведческих понятий....

Савина Галина Владимировна

Учитель ИЗО

«Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ»

« Организация художественно-эстетической деятельности школьников на уроках эстетического цикла »

Рабочая программа по ИЗО 7 класс к УМК А. С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Урок изобразительного искусства "Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки". 7-й класс

Цель урока:

Образовательная – сформировать представление о сказочно - былинном жанре на примере изображения иллюстраций к сказкам В.М. Васнецова

Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, нравственно эстетическое и художественно-эстетическое отношение к миру, любви детей к творчеству художников детской книги и интереса к искусству.

Развивающая – развивать общий кругозор, память, речь, творческое отношение к выполнению задания.

Задачи :

1.Образовательная - сформировать представление о сказочно-былинном жанре.

2.Воспитательная - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.

3.Развивающая - развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

Оборудование и материалы:

1. Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

2. Репродукции работ ВМ.Васнецова, по сказкам, а так же книги с иллюстрациями.

3. Художественные материалы: акварельные и гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, баночки для воды, палитра.

4. На стендах, стенах, шкафах – иллюстрации к русским народным сказкам: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке»
5. На доске слова «Сказки! Кто не любил их на Руси!»

Структура урока усвоения новых знаний:

Этапы урока

Действие учителя

Действие учеников

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Проверьте готовность рабочего места. На столах у вас должны лежать: акварельные и гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, баночки для воды, палитра.

Приветствует учителя!

1 мин

Повторение изученного.

Мы продолжаем рассматривать жанры живописи. Вспомним все жанры, которые вы знаете.

Учитель записывает на доске название жанров или крепит на доску готовые напечатанные, если дети затрудняются - помогает.

Учащиеся называют жанры.

- Мифологический жанр

Батальный жанр

Бытовой жанр

Пейзаж

Исторический жанр

Натюрморт

Анималистический жанр

Портрет

- Сказочно-былинный жанр

Создание проблемной ситуации.

А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю выполнить небольшое задание. На карточках даны определения к жанрам, которые мы написали на доске. Ваша задача к каждому подобрать правильное определение. Для этого берем по одному заданию, и на доске совмещаем определение к соответствующему жанру.

Учитель раздает карточки учащимся.

(1лист)- Мифологический жанр

(2лист)- Батальный жанр

(3лист)- Бытовой жанр

(4лист)- Пейзаж

(5лист)- Исторический жанр

(6лист)- Натюрморт

(7лист)- Анималистический жанр

(8лист)- Портрет

С заданием справились, но один жанр пропустили , назовите его.

Подумайте, какова же тема нашего урока?

Правильно. Молодцы! И последнее наше определение.

(9лист)- Сказочно - былинный жанр (прикрепляет определение)

1 иллюстрация мифов и преданий разных народов.

2 изображение битв, военных подвигов, боевых действий

3 изображение сцен повседневной, личной жизни человека

4 изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности и т.д.

5 изображение исторических событий и персонажей

6 изображение неодушевлённых предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, и т. д.)

7 изображение животных.

8 изображение внешнего и внутреннего облика человека или группы людей

Дети называют.

Формулируют тему урока.

Сказочно - былинный жанр.

9 описание сказок и былин

Постановка цели урока.

Представьте себе, если вы попали в незнакомое общество и для того, чтобы как-то обращаться к присутствующим, что вы сделаете?

Правильно. И так запишем, что у нас есть для того, чтобы определить цель нашего урока.

Учитель делает записи на доске - « сказочно-былинный жанр», «В.М.Васнецов», «Познакомиться».

Давайте попытаемся на основании этого сформулировать цель нашего урока (в случае необходимости учитель помогает).

Записывает тему урокам на доске. Просит одного из учащегося зачитать.

Познакомимся.

Учащиеся формулируют цель урока.

Познакомиться со сказочно-былинным жанром в живописи на примере творчества В.М. Васнецова.

Актуализация знаний

Слайд 1. – портрет художника В.М.Васнецова.

У вас на партах лежат книги. Прочитайте сведения о художнике В.М. Васнецове.

(Один ученик читает вслух, остальные следят по книге).

Слайд 2.

Обращаясь к теме урока, ответьте, какие два ключевых понятия здесь прописаны?

Давайте вспомним, что такое сказка, что такое былина?

Учитель выводит на слайде определения понятий «Сказка» и «Былина». Просит детей зачитать.

Слайд 3.

Слайд 4.

Один из учеников зачитывает вслух, остальные следят по тексту.

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнейцова был священником, также как и его дед и прадед. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.
Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Виктор Васнецов умер 23 июля 1926 года.

Высказывают предположительные ответы.

Сказка, былина.

Дети читают.

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!

Былины – это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков

Физкультминутка

Сейчас мы посетим музей, где полюбуемся иллюстрациями к сказкам. Для этого пройдем к картинам, которые находятся в нашей импровизированной галерее.

- Посмотрите на данную картину. На ней изображены три знаменитых героя русских сказаний и былин – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Переходим к следующей репродукции. Здесь мы видим Аленушку, являющейся иллюстрацией к сказке «Сестрица Аленушка и братец ее Иванушка».

Следующая картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» является, пожалуй, одним из самых фольклорных произведений русского изобразительного искусства.

Наша экскурсия закончена. Пройдите на свои места.

Дети встают и подходят к картинам.

Учащиеся слушают.

Учащиеся занимают свои места.

Закрепление полученных знаний.

Сегодня на уроке вы будете художниками-иллюстраторами и раскрасите книжки - самоделки к детским сказкам и былинам. Вспомним их название.

Молодцы!

Сейчас раздам раскраски к сказкам. Вы их сложите пополам, и у вас получатся книжки – самоделки, (показывает наглядно)

которые вы сможете подарить своим младшим сестренкам и братишкам.

По желанию можете подписать текст к иллюстрациям.

Учитель консультирует детей при необходимости.

Слайд 5.

Былин – «Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Алеша Попович»

Сказки - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван царевич и серый волк»

Дети приступают к выполнению работы.

Домашнее задание

Запишите задание на дом. Закончить работу в цвете, которая будет оценена на следующем уроке.

А сейчас возьмите в руки тот смайлик, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.

(Смайлики лежат на портах заранее)

Записывают задания в дневник.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

В заключение урока вспомним, с какой темой познакомились на сегодняшнем уроке.

Правильно, молодцы!

И давайте вернемся к цели нашего урока.

Достигли ли вы цели урока?

Что нового вы для себя узнали?

В чем заключалась ваша практическая работа!

Всем спасибо за урок, до свидания!

Слайд 6.

(Каждый убирает свое рабочее место).

Сказочно - былинный жанр.

- Познакомиться со сказочно-былинным жанром в живописи на примере творчества

В.М. Васнецова.

Учащиеся отвечают.

Раскрасить иллюстрации и выполнить книжки-самоделки для малышей.

Дополнительный материал к уроку:

1. Эпиграф.

«Сказки! Кто не любил их на Руси!»

2.Жанры.

Мифологический жанр

Батальный жанр

Бытовой жанр

Пейзаж

3. Мало что понял, необходимо еще поработать



Вверх