Симфония Моцарта соль минор. Шедевры классики. Симфония Моцарта соль минор Произведения моцарта симфония 40 описание кратко

Создал в июле 1788 г. Многое роднит ее с , созданной в июне того же года: оба произведения принадлежат к числу лучших моцартовских симфоний, обе они создавались для большого авторского концерта (т.н. «академии») по подписке, относительно обеих симфоний нет данных, когда и где они впервые были исполнены, поскольку объявленная «академия» не смогла состояться по причине отсутствия денег… Однако симфонии, созданные в сжатые сроки одна за другой и при сходных обстоятельствах, глубоко различны, если не сказать – противоположны по образному содержанию: радостная, исполненная света – и трепетная 40-я.

По форме своей Симфония № 40 вполне традиционна для эпохи, в которую она создавалась. Произведение состоит из четырех частей: первая – сонатное аллегро, вторая – медленная, третья – менуэт, четвертая – финал. И все-таки одна не вполне обычная черта у этой симфонии имеется: в те времена было принято начинать первую часть медленным вступлением, но в соль-минорной симфонии таковое отсутствует, и в первой части композитор сразу же «знакомит» слушателя с главной партией. Это одна из наиболее известных мелодий, созданных композитором, которую многие вспоминают в первую очередь, когда речь заходит о . Она удивительно напоминает другую моцартовскую мелодию – арию «Рассказать, объяснить не могу я». В опере « » эта ария вложена в уста Керубино – наивного юноши, готового объять своей любовью весь мир… музыковед Михаил Казиник назвал этого персонажа «автопортретом» (не потому ли связанная с его образом мелодия возвращается несколько лет спустя в самой проникновенной симфонии ?). Но здесь мы видим минорный вариант мелодии – не бьющая через край радость бытия, а трепет душевной беззащитности. Главная партия уже в экспозиции получает широкое развитие. Побочная партия не вносит особого контраста – она столь же лирична и проникновенна, но отличается большей изысканностью и томностью. Мажорный лад придает ей чуть более светлый – в сравнении с главной – характер. В разработке партии экспозиции драматизируются в секвенционном развитии, и даже реприза не приносит успокоения. Побочная партия еще более сближается по образному строю с главной – она звучит теперь в минорном ладу.

Вторая – медленная – часть тоже написана в сонатной форме, но это не противоречит ее созерцательному спокойствию. Мерная поступь и изысканные хроматические ходы главной партии идеально гармонируют с благородным тембром альтов, затем в проведение темы включаются скрипки, а деревянные духовые «украшают» ее изящными мелодическими «завитками». Такая же изысканность присуща побочной партии. Некоторую неустойчивость и тревожность вносит разработка, но ненадолго – в репризе вновь воцаряется идиллическое спокойствие.

Третья часть – это менуэт, имеющий мало общего и с галантностью изящного придворного танца, и с грубоватым юмором деревенского менуэта: суровая мелодия, начинающаяся с решительного квартового хода, по своей ритмической природе граничит с маршем, а ведущие мелодию скрипки и флейты в октаву поддерживаются всеми остальными инструментами оркестра. Контрастом этой неумолимой поступи звучит трио с его мягкими очертаниями мелодии и прозрачной оркестровкой – с перекличками струнных и духовых.

В отличие от многих других симфоний , в финале 40-й симфонии нет ощущения праздника. Четвертая часть исполнена драматизма, зерно которого заложено уже в главной партии: страстному мелодическому «взлету» скрипок, завершающемуся «стонущим» секундовым задержанием, отвечает троекратное грозное «утверждение» тоники с предшествующим вводным тоном. Побочная партия своим лиризмом близка темам первой части, но не она играет здесь определяющую роль – ее сметает «вихрь» разработки, драматичность которой распространяется и на репризу.

Среди симфоний 40-я особенно любима публикой. Она занимает важное место не только в творчестве этого композитора, но и в истории жанра в целом, «открывая путь» романтическому симфонизму.

Музыкальные Сезоны

Симфония соль минор принадлежит к наиболее популярным произведениям Моцарта. Среди всех моцартовских симфоний соль-минорная наиболее непосредственно-эмоциональна, лирически-задушевна. Ее можно назвать лирико-драматической симфонией.

Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью, напоминая по типу движения, темпу и ритму арию Керубино (>) из >:

Связующая партия тематически самостоятельна, отличается волевой активностью и получает широкое развитие в репризе. Побочная партия, отделенная от главной и связующей паузой, более спокойна, изящна, несколько изысканна благодаря хроматическим интонациям:

Новая ладовая окраска этой темы (параллельный мажор), иная фактура, иной тип мелодии (в первой теме после секундовой > восходящее движение на сексту, здесь же вся тема движется поступенно или хроматически в более узком диапазоне) -- все это придает ей контрастный характер.

Заключительная партия строится на вычлененном первом секундовом отрезке темы главной партии и утверждает тональность побочной партии (си-бемоль мажор ). Таким образом, заключительная партия обобщает особенности главной и побочной. Такова экспозиция первой части симфонии.

В начале разработки происходит резкий тональный сдвиг, уменьшенный септаккорд и последующее нисходящее движение терций сразу же переводит музыку в очень отдаленную тональность (фа-диез минор в соль-минорной симфонии!), в которой начинается развитие темы главной партии. Этот тональный сдвиг через > уменьшенный септаккорд создает напряженность развития, интенсивное стремление вернуться к исходной тональности, а отсюда непрерывное и частое модулирование.

Такая тональная неустойчивость разработки, а также применение приемов полифонии и мотивного вычленения служат средством драматизации и динамизации музыкальной ткани. В разработке использована только тема главной партии, в своем развитии проходящая через обширный круг тональностей (фа-диез минор, ми минор, ре минор, до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор ). Тональная неустойчивость разработки усугубляется еще тем, что в самой теме при окончании каждой фразы происходит ее хроматическое изменение:

Тема звучит поочередно в верхнем и нижнем регистре, сопровождаемая выразительным контрапунктом.

Переход к репризе осуществляется путем вычленения первого секундового отрезка темы и установления в процессе его развития доминанты основной тональности соль минор. Так подготовляется тема главной партии в репризе. Существенное отличие репризы от экспозиции заключается в более широком развитии связующей партии, приобретающей здесь самостоятельное значение. Другое отличие заключено в побочной партии, которая в репризе изложена в основной (даже не в одноименной) тональности. Минорное звучание побочной партии придает ей несколько меланхолический оттенок (в отличие от светлого мажора этой же темы в экспозиции).

Вторая часть симфонии (Andante) контрастирует с первой частью: ее сфера -- светлая, ясная, спокойная лирика. Написана эта часть в сонатной форме. Темы главной и побочной партий мало контрастны по характеру:

В первой теме обращает на себя внимание типично моцартовская интонация, заключающая в себе восходящее задержание, придающее музыке особую нежность и ласковость (такты 5--6) (Такую же интонацию можно услышать в арии Тамино из оперы >, что указывает на родство моцартовских тем независимо от музыкального жанра.).

Все темы этой части (главная, связующая и побочная партии) объединяются характерной фигурой из тридцатьвторых, получающей интенсивное драматическое развитие в разработке.

Третья часть. В соответствии с содержанием всей симфонии третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру, насыщенную пафосом и страстностью выражения, но на жанровой основе обычного менуэта. Вот основная тема менуэта:

Лишь контрастная мажорная середина (весь менуэт написан в сложной трехчастной форме) вносит элемент танцевальности:

Эта середина оттеняет драматизм крайних частей менуэта с их интенсивным и напряженным развитием (путем мотивного членения, применения имитационно-полифонических приемов, хроматизации средних голосов в заключительных тактах).

Следовательно, здесь произошло перерождение традиционного менуэта в такую часть симфонического цикла, которая по своему образному содержанию органически включается в драматургию всего произведения.

Финал по своим художественным качествам не уступает предыдущим частям, а в конструктивном отношении имеет много общего с первой частью, от которой как бы перекидывается > к финалу. Такой финал делает всю драматургию симфонии законченной и целостной как в образно-смысловом отношении, так и по форме.

Финал написан в сонатной форме (из четырех частей цикла три части написаны в сонатной форме). Главная партия состоит из двух контрастных элементов; первый исполняется одними струнными piano , второй -- всем оркестром forte:

Этот второй элемент с кадансовой концовкой тождествен заключительной партии первой части симфонии. Сходство между крайними частями цикла заключается в характере противопоставления главных и побочных партий, а также в самих побочных партиях. Как и в первой части, побочная партия экспозиции финала написана в параллельном мажоре и отличается изяществом и изысканностью благодаря хроматическим ходам:

Так же, как и в первой части, эта тема в репризе звучит не в одноименном мажоре, а в основной тональности (соль минор ), приобретая тем самым меланхолический оттенок. Аналогично и начало разработки: унисонные ходы дают ту же уменьшенную гармонию, что и в начале разработки первой части. Как и там, нисходящий ход терциями подводит к появлению темы главной партии в новой тональности.

Частое модулирование и тональная неустойчивость с применением полифонических приемов развития динамизируют музыкальную ткань. Реприза в финале утверждает основную тональность, уравновешивая тонально неустойчивую разработку. Так создается единство цикла, все части которого участвуют в воплощении и развитии единой лирико-драматической концепции.

Состав оркестра: флейта, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, струнные.

История создания

Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. Как и предшествующая , Сороковая симфония была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от пред­шествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль-минорная симфония - трепетная, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством - гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с Неоконченной симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного состава оркестра. В ней - ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.

Музыка

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия - главная партия сонатного аллегро - родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию - главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема - порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема - снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это - лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Третья часть - менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала - напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.

Это произведение настолько всем хорошо известно, что если просто написать "парарам парарам парарарам", то каждый, наверное, догадается о чем пойдет речь и какая музыка будет звучать...

В симфоническом наследии Моцарта есть своя вершина. Это знаменитая триада 1788 г. В предельно краткий срок великий художник создает грандиозный цикл, достойно венчающий его симфонический путь. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 25 июня; через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония и, наконец, 10 августа были дописаны последние такты гениального „Юпитера".
В созвездии трех симфоний соль-минорная занимает особое место. Слегка подернутая дымкой меланхолии, она по своему романтическому настроению стоит особняком в творчестве Моцарта.

Начало первой части симфонии № 40 соль-минор, растиражированное во всевозможных эстрадных обработках и в звонках мобильных телефонов, давно и прочно стало визитной карточкой Моцарта.

Как и другие его инструментальные произведения, симфония № 40 тесно соприкасается с эстетикой театра. Темы симфонии словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.

Michel-Barthelemy Ollivier. MOZART GIVING A CONCERT IN THE "SALON DES QUATRE-GLACES AU PALAIS DUTEMPLE" IN THE COURT OF THE PRINCE DE CONTI


Моцарт. Симфония № 40, соль минор, К. 550

The Chamber Orchestra of Europe
Conductor - Nicolaus Harnoncourt

Symphony No. 40 in G minor, K. 550

I. Molto allegro

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.


Гравюра XVIII века


II. Andante

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Альты с их своеобразным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Моцарт в своей венской квартире


III. Menuetto. Allegretto - Trio

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Инструментальный ансамбль. По репродукции акварели Л.Кармонтелли.


IV. Finale: Allegro assai

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.


Л. Михеева

Шедевры классики. Симфония Моцарта соль минор

Это произведение настолько всем хорошо известно, что если просто написать "парарам парарам парарарам", то каждый, наверное, догадается о чем пойдет речь и какая музыка будет звучать...

В симфоническом наследии Моцарта есть своя вершина. Это знаменитая триада 1788 г. В предельно краткий срок великий художник создает грандиозный цикл, достойно венчающий его симфонический путь. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 25 июня; через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония и, наконец, 10 августа были дописаны последние такты гениального „Юпитера".

В созвездии трех симфоний соль-минорная занимает особое место. Слегка подернутая дымкой меланхолии, она по своему романтическому настроению стоит особняком в творчестве Моцарта.

Начало первой части симфонии № 40 соль-минор, растиражированное во всевозможных эстрадных обработках и в звонках мобильных телефонов, давно и прочно стало визитной карточкой Моцарта.

Как и другие его инструментальные произведения, симфония № 40 тесно соприкасается с эстетикой театра. Темы симфонии словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.

Michel-Barthelemy Ollivier. MOZART GIVING A CONCERT IN THE "SALON DES QUATRE-GLACES AU PALAIS DUTEMPLE" IN THE COURT OF THE PRINCE DE CONTI

Моцарт. Симфония № 40, соль минор, К. 550

Symphony No. 40 in G minor, K. 550

I. Molto allegro

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Гравюра XVIII века

II. Andante

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Альты с их своеобразным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Моцарт в своей венской квартире

III. Menuetto. Allegretto - Trio

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Инструментальный ансамбль. По репродукции акварели Л.Кармонтелли.

IV. Finale: Allegro assai

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.

Л. Михеева

Исполняет Чикагский симфонический оркестр. Дирижер - Фриц Райнер



Вверх