Съемки кандагара что не вошло в фильм. Реальные события в основе фильма «Кандагар. И долго вы так летали

Памяти Андрея Панина.

Фильм основан на реальных событиях

1995 год. Афганистан. Российский грузовой самолет принудительно посажен на аэродроме в столице исламского терроризма - городе Кандагаре. Пятеро российских летчиков захвачены в плен фанатиками-талибами. Им предстоит прожить 378 дней в аду.

Как не предать Родину, если за это тебе обещают свободу? Как не отказаться от своей веры, если за это тебе гарантируют жизнь? Как остаться собой - если за это тебе грозит смерть? Ответ один - бежать.

На аэродроме их ждет самолет. На взлетной полосе - минное поле, истребители - в воздухе, стингеры - на земле. Но у них нет другого шанса вернуться домой…

Новый фильм "Кандагар" ставит перед зрителями нелегкие вопросы и сталкивает их с настоящей, опаляющей душу драмой. Драматическая коллизия картины строится на классическом сочетании саспенса и экшна, она завладевает вниманием зрителя с самого начала и удерживает его до финала, обрушивающегося на публику каскадом ошеломляющих событий. "Кандагар" – это масштабный фильм, смонтированный с применением новейшей компьютерной графики, это потрясающее кинозрелище, созданное командой блестящих профессионалов.

Для справки

14 июля 1995 года российский самолет Ил-76 авиакомпании "Аэростан" совершал коммерческий рейс из Албании (в фильме – из Стамбула) в Кабул. Экипаж самолета состоял из семи (в фильме - пяти) человек: командира Владимира Шарпатова (в фильме его играет Александр Балуев), второго пилота Газинура Хайруллина (Владимир Машков), штурмана Александра Здора (Андрей Панин), бортинженера Асхата Аббязова (Богдан Бенюк ), радиста Юрия Вшивцева (Александр Голубев), инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова. На борту самолета находились патроны, предназначенные для правительства Афганистана - груз, нормами международного права признанный гуманитарным.

В небе над Кандагаром наш самолет неожиданно атаковал МИГ-21 - истребитель повстанческого движения Талибан. Экипажу ИЛ-76 было приказано немедленно совершить посадку под угрозой ракетного огня на поражение. Так российские летчики стали пленниками афганских талибов.

Андрей Кавун (режиссер): "Интересно, что до того момента, когда талибы взяли в заложники наш экипаж, их никто всерьез не принимал. Мало ли в Афганистане группировок? Подумаешь, бегают какие-то босые люди с автоматами, стреляют друг в друга, ну и пусть стреляют… Захват заложников сразу привлек к талибам внимание, с ними начали вести переговоры, к ним начали ездить международные делегации, журналисты и телегруппы. Конечно, они бы наших не отпустили ни за какой выкуп, это бы выглядело несерьезно".

Илья Неретин (продюсер): "Наш фильм – это история друзей, которые сначала думают, что они команда, потом решают, что оказались вместе совершенно случайно, и наконец понимают: для того чтобы спастись, им нужно снова стать друзьями, снова стать командой. Если выходить на некий глобальный метафорический уровень, то это очень похоже на историю нашей страны 90-х годов, когда сначала мы все думали, как нам всем вместе хорошо, потом обнаружили, что друг без друга нам еще лучше, потом объявили, что отныне каждый пойдет своим путем, а в результате поняли: для того чтобы куда-то прийти, сначала нужно решить, куда идти. И для решения этого вопроса нужно, скажем прямо, без интеллигентских обиняков, стать единой страной".

Режиссер: Андрей Кавун
Режиссер монтажа: Габриэлла Кристиани
Продюсеры: Валерий Тодоровский, Илья Неретин
В ролях: Александр Балуев, Владимир Машков, Андрей Панин, Александр Голубев, Богдан Бенюк, Юрий Беляев

Фотографий с голыми женщинами в кино быть не должно
«Комсомолка» посмотрела картину вместе с ветеранами-афганцами
Сергей ДМИТРЕНКО - 06.02.2010
В минувший четверг по всей стране начали показывать новый российский боевик «Кандагар». Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о том, как в августе 1995 года экипаж самолёта «Ил-76» попал в плен талибов. Спустя год, в августе 1996, летчики смогли бежать, покинув Афганистан на своем же самолете.

Когда в главных московских кинотеатрах по красной дорожке неторопливо дефилировали звездные гости, в это же самое время в Краснодаре на вечерний сеанс фильма шли реальные герои - ветераны Афгана. Они в 70-80-х отдавали свои жизни и здоровье в незнакомой стране. Они не были в плену, но то, о чем ведется речь в фильме, им хорошо знакомо. Мужчины с удовольствием откликнулись на предложение краевых властей бесплатно посмотреть картину, а после поделились своими впечатлениями с корреспондентами «КП».

Кандагарский пейзаж

Это не Кандагар, - первое, что с улыбкой сказали нам бывшие служивые, когда мы осторожно спросили их про ляпы. - Фильм, как известно, снимался в Марокко, и это не могло сказаться на фактуре. Да, показанные в кино хребты окружают этот второй по величине город Афганистана. Но все-таки сама провинция более равнинная и более зеленая. И улочки там уже, чем те, что мы увидели в кино. Сцена, в которой идет ливень (кстати, одна из самых лиричных в картине, - Прим.авт.) оправдана лишь тем, что на дворе стоял февраль. А вообще в этих местах дождя дожидаются по полгода.

Летчики и самолет

На самом деле летчиков было семь, а не пять. Летели они не из Стамбула, а из Албании. Еще один сомнительный эпизод - попытка летчиков сбежать. В какой-то момент командир отказывается взлетать без одного члена экипажа, который остался на земле. На скорости 200 км/час он врубает реверс и нажимает тормоз. Самолет резко встает. По мнению летчиков, колеса просто обязаны были порваться.

В одной из сцен в тюрьме, летчики пьют спирт, вспоминая старое. Сцена очень добрая и трогательная. Коллеги пьют третью рюмку, как и все остальные. Но, как известно, у летчиков принято пить «третью» стоя и молча, не чокаясь.

Отношение местных

В фильме очень хорошо показана неуправляемая сила толпы афганцев, - продолжают ветераны. - Когда они собираются в массы, то слышен неприятный гул.

Я бы не стал кидать камни в людей, вооруженных автоматами, как это делал герой Машкова, – говорит Сергей Нуреев, ныне полковник запаса. - Хотя сами мужчины не делали это. Камни в строй обычно кидали почтенные старики или дети. Они знали, что солдат не ответит. Женщины в фильме все в парандже, а мне в 1984 году, правда в Кабуле, встречались представительницы слабого пола в свободной одежде.

Эпизод с альбомом

Пожалуй, самая сильная сцена – передача командиру экипажа семейного альбома, где один из талибов рвет фотографии.

В их строгом мире нельзя иметь изображения женщин с оголенными ногами, или даже руками или головой, - наперебой поясняют ветераны. - И такие фотки могли только рассердить талибов.

Кстати, несмотря на некоторые ляпы в «Кандагаре», кино бывшим воинам понравилось.

Побольше бы таких фильмов! - Напоследок сказали мужчины. - Мы не должны забывать наших героев.

вчера с мужем сходили в кино, посмотрели этот фильм. насколько я знаю, фильм снимался 4 года. натура в Марокко. осветители с фирмы мужа. снято материала гораздо больше чем показано.
ляпы в кино необходимы, они сглаживают углы. романтики придают...а по поводу 5 а не семь...а знаете, что с момента возвращения в Москву экипаж не общается...сложные отношения...говорят, они так и не стали учить талибов летать. просто самолет обслуживали. ездили по три-четыре человека. а еще, командира экипажа, на премьеру не позвали. хотя он изначально консультировал и отдал свой дневник который вел в плену...и еще, его быстренько списали с работы после возвращения. он умничка, вернулся домой и там летал...

Но самое сильное, они отказались от встречи с Ельциным...с президентом, который не мог вытащить своих из плена около года...

Вот и первый скандал Украинская премьера фильма «Кандагар» оборачивается политическим скандалом
04.02.2010 13:48:10

Сегодняшняя премьера нового российского фильма «Кандагар» оборачивается политическим скандалом на Украине: партия «Русский блок» распространила заявление, в котором выражает протест против того, что в ленте одну из главных ролей отдали актеру Богдану Бенюку, активному деятелю украинской националистической партии «Свобода».

«На экраны скоро выходит новый фильм режиссера Андрея Кавуна «Кандагар», в котором по непонятным соображениям был задействован посредственный украинский актер Богдан Бенюк, который является одним из лидеров профашистской организации украинских националистов «Свобода». Данная организация и ее руководитель Олег Тягнибок систематически выступают за вытеснение русского языка из всех сфер жизни общества и государства Украины. Боевики«Свободы» не раз участвовали в различных антироссийских провокациях, нападениях на ветеранов, угрожали своим политическим и этническим противникам физической расправой», – говорится в заявлении, распространенном «Русским блоком».
«Организация Тягнибока-Бенюка участвует в захватах Православных храмов... «Свобода» активно выступает за вытеснение Черноморского Флота России из Севастополя, поддерживает антироссийские и антирусские настроения.

Богдан Бенюк является одной из ключевых фигур «Свободы» – однозначной антироссийской и русофобской организации. Однако он приглашается в Россию не только на заработки, для участия в российских фильмах», – выражает протест «Русский блок».

«Мы обращаемся к представителям российской культуры и шоу-бизнеса: необходимо быть более внимательными и прекратить практику приглашения на работу откровенных националистов и врагов России!» – призывают авторы документа.

Что было в натуре

3 августа 1995 г. информационные агентства сообщили, что «российский самолет «Ил-76» с семью членами экипажа, совершавший коммерческий рейс Тирана-Шарджа-Кабул был принужден совершить посадку в районе города Кандагар».
Этот самолет, принадлежавший казанской авиакомпании «Аэростан» арендовала фирма «Трансавиа» перевозил ранее грузы из Арабских Эмиратов. Возили всякое: от секонд-хенда до крупных сумм денег. Экипаж самолёта состоял из 7 человек: командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова.
Неожиданно им предложили слетать в Афины заправить там баки и взять в Тиране груз до афганского Баграма. Груз был специфическим – патроны. Но экипаж уже не раз возил оружие и боеприпасы, потому содержимое ящиков подозрения не вызвало.
Два рейса прошли без приключений. Но в третий раз к самолету неожиданно пристроился афганский истребитель и потребовал в эфире на русском языке совершить посадку «для досмотра багажа». Попытка инженера Бутузова потянуть время не получилась – с земли обещали поднять еще один самолет и открыть огонь.
Самолет приземлили под Кандагаром, который контролировали моджахеды движения «Талибан». Уже потом выяснилось, что патроны везли Ахмад-Шаху Масуду, но разведка талибов перехватила информацию, и самолет задержали.
Причиной ареста наших летчиков стал один ящик с крупнокалиберными снарядами, который как-то оказался в самолете. Провоз снарядов был запрещен, и экипаж попал в плен к исламским фундаменталистам.
Потянулись долгие месяцы плена. Летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной.
Их держали на голодном пайке из недоваренного и неочищенного риса, изредка кидали арбузы или дыни. Двор дувала, где содержались пленники, часто окружали местные аборигены, которые глазели на наших, как на диковинных зверей. Были и такие, что требовали расправы над чужаками.
Первоначально в качестве условия освобождения заложников лидеры «Талибана» потребовали освободить пленных моджахедов, якобы интернированных на территории бывшего СССР, но это было лишь предлогом. Талибы не знали точно, как использовать пленников.
Несколько раз на экипаж оказывали давление, чтобы вынудить их принять ислам, но они отказывались. Потом у летчиков начались приступы лихорадки, других болезней. В своем дневнике командир экипажа Владимир Шарпатов напишет: «Не дай Бог в моем возрасте попадать в подобные переделки... нас бросили все. МИД и Россия. А уж президенту вообще наплевать. Он в одной Чечне теряет ежедневно больше людей, чем наш экипаж. Все привыкли к потерям...»
МИД ельциновской России в лице Андрей Козырева совершал вялые телодвижения. Попытки содействия осуществлялись с нескольких направлений. Например, Ментимир Шаймиев отправил в Афганистан своего советника Тимура Акулова, который долгое время ездил по стране, пытался вести переговоры.
За освобождение летчиков выступил даже Совет Безопасности ООН, некие действия совершал сенатор США Хэнк Браун, ведь талибы были своеобразным детищем ЦРУ и спецслужб Пакистана.
В ответ «студенты-исламисты» стали выдвигать уже осознанные требования – выдать им бывших министров обороны ДРА и высших чинов ХАДа, которые находились на территории России. Но на это никто не пошел…
Сегодня стало известно, что спецназ ГРУ готовил и силовое освобождение экипажа, однако его отложили. Разрабатывался и план выкупа из плена.
Дни заточения тянулись, вялая надежда на освобождение возникла после начала наступления Масуда, но талибы остановили «панджшерского льва». Внутри коллектива пленников стали возникать разногласия и ссоры. «Все упали духом. Клянут всех и за все. Неужели можно быть такими черствыми, неужели такое большое государство, как наше, не в состоянии организовать и провести переговоры? Но им там, в Кремле, важнее сейчас выборы», - это опять сточки дневника.
Однако через некоторое время к экипажу стали приезжать сотрудники российского посольства и Красного креста, часто захаживал врач-психолог. Директор Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураб Кекеладзе, посетив заложников в Афганистане, нашел их в тяжелейшей депрессии. По словам Кекеладзе: «…Больше всех пострадал Шарпатов… У него ведь ответственность за людей, и она сводит с ума. Не каждый с этим может справиться. Шарпатов справился».
О побеге летчики думали с первого дня и даже разработали маршрут – через Иран, но побег спровоцировали сами талибы, которые решили использовать огромную грузовую машину, но эксплуатировать ее не могли. Раз в три месяца летчикам была дана возможность бывать на самолете. Стали лучше кормить и штурман Александр Здор даже умудрялся варить борщ.
Выяснилось, что топлива в баках осталось достаточно, и все приборы работали нормально. Экипаж стал присматриваться к охране.
Помог случай – на шасси лопнул обод, и летчикам разрешили остаться на аэродроме в пятницу 16 апреля, который у мусульман был выходным. В полдень совершать намаз отправились все охранники. В самолете осталось три талиба.
Двигатели - третий и четвертый - запустили с третьего раза и неожиданно сразу вырули на центральную рулежку. Грузовой трап «рампу» закрыли почти на ходу. Талибы всполошились, на взлетную полосу помчался «Урал», к самолету устремились вооруженные люди. Как удалось взлететь при таком коротком разбеге, до сих пор удивляются многие специалисты, ведь за полосой начиналось минное поле, да и встречные автомобили прошли от крыльев в нескольких метрах.
После взлета, возникла проблема с оставшимися на борту охранниками, которым попытались объяснить, что это пробный полет, но один из моджахедов передернул затвор. Но в это время Шарпатов резко сделал «горку», охранники упали на пол, а летчики отобрали у них оружие и связали.
Лететь пришлось на максимально низкой высоте, чтобы не попасть в зону работы РЛС. Посадку совершили уже в знакомой Шаржде.
Когда выходили из самолета, бородатые и оборванные, их никто не узнал, и даже принимали за моджахедов. За их спиной остались один год и тридцать дней афганского плена.
Страна встречала летчиков как национальных героев. Командир корабля Владимир Шарпатов и второй пилот Зиннур Хайруллин были награждены Звездой Героя России, остальным дали по ордену Мужества, и… выгнали из авиакомпании «Аэростан». Уже потом будут муссировать слухи, что к боеприпасам имели отношение криминальные структуры, которые понесли убытки.
Владимир Шарпатов все же смог остаться за штурвалом. Как-то его спросили: «полетит ли тот еще раз в Афганистан?» Он подумал и ответил: «Обязательно! Только на Ту-160 и с полной боевой загрузкой!»

Советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь». Как главный роман Островского, изображающий становление революционера, так и личность автора (писавшего несмотря на тяжёлое заболевание, паралич и слепоту) в Советском Союзе были окружены не только официальным культом, но и искренними популярностью и почитанием многих читателей. Н.А.Островский родился в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии (сейчас - Острожский район Ровенской области, Украина) в семье рабочего винокуренного завода Алексея Ивановича Островского и кухарки. Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет (1913) с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку. Там Островский с 1916 г. работал по найму: на кухне вокзального ресторана, кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегаром на электростанции. Одновременно учился в двухклассном, потом высшем начальном училище (1917-1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, был связным ревкома. 20 июля 1919 вступил в комсомол, 9 августа ушел на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г.И.Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 г. был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). В 1921 работал помощником электромонтера в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарем комсомольской организации. В 1922 строил железнодорожную ветку для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления - комиссар батальона Всеобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе), был секретарем райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарем окружкома комсомола в Шепетовке (1924). В том же году вступил в ВКП(б). На состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. У него болели суставы. Окончательный диагноз Н.Островского - Прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов. Осенью 1927 года начинает писать автобиографический роман «Повесть о "котовцах"», но спустя полгода рукопись была утеряна при пересылке.


С конца 1930 года он с помощью изобретенного им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи, относительно которой была дана установка партийных органов. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора «Молодой Гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени (писатель Юрий Буйда даже приписывает ей реальное авторство романа). Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». Профессор В.В.Мусатов утверждает, что «сам процесс создания текста романа носил именно коллективный характер». При этом он ссылается на свидетельство М.К.Куприной-Иорданской, передававшей слова литературного критика Генриха Ленобля (умер в 1964), называвшего себя одним из соавторов романа. По ее словам Ленобль говорил, «что роман „Как закалялась сталь“ делали семь человек. Авторский вариант романа был совершенно неудобочитаем». Куприна-Иорданская спросила Ленобля: «Зачем вы пошли на этот обман?», на что тот ответил: «Все равно, если бы не я, кто-нибудь другой это сделал».Это всего лишь фантазия, которая не отвечает действительности. Н.Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников - свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Н.Островского. В апреле 1932 г. журнал «Молодая Гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрел большую популярность.

В 1935 году Островский был награжден орденом Ленина, ему были подарены дом в Сочи и квартира в Москве, присвоено звание бригадного комиссара; последние несколько месяцев он прожил на улице своего имени (ранее Мёртвый переулок), принимая на дому читателей и писателей. Он взял на себя обязательство написать новый роман «Рождённые бурей» (под тем же названием, что и утраченный ранний роман, но на другой сюжет) в трёх частях и успел написать первую часть, но роман был признан слабее предыдущего, в том числе самим Островским. Рукопись романа была в рекордные сроки набрана, отпечатана, и экземпляры книги дарили близким на похоронах писателя. Скончался в Москве 22 декабря 1936 года. В 1940 году был открыт Дом-музей Николая Островского в Сочи и Мемориальный музей в Москве. Его именем названа улица в Железнодорожном округе Курска. Произведения Островского переведены на языки народов СССР и многие иностранные языки. В 1935 Островскому было присвоено воинское звание бригадного комиссара. Награжден орденом Ленина. Лауреат премии Ленинского комсомола (1966). Мемориальные музеи Островского имеются в Москве (с 1940) и в Сочи (с 1937), где Островский жил в 1928-1936 (с перерывами), а также на родине писателя. Сочинения : Сочинения. (Вступительная статья В.Озерова), тома 1-3, Москва, 1968; Сочинения (Вступительная статья С.Трегуба), тома 1-3, Москва, 1969. Литература : Венгеров Н., Николай Островский, 2-е издание, дополненное и исправленное, Москва, 1956; Тимофеев Л.И., О художественных особенностях романа Н.Островского "Как закалялась сталь", 2-е издание, Москва, 1956; Николай Островский, фотографии, документы, иллюстрации, (текст С.Лесневского. Составители Р.Островская, Е.Соколова), Москва, 1964; Трегуб С., Живой Корчагин, 2-е издание, Москва, 1973; Аннинский А., "Как закалялась сталь" Николая Островского, Москва, 1971: Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, том 3, Ленинград, 1964.


Александр Голубев
Богдан Бенюк Оператор Композитор Кинокомпания Длительность Бюджет Сборы Страна

Россия Россия

Год IMDb Выход фильма «Кандагар» К:Фильмы 2010 года

Слоган фильма: «Выжить, чтобы вернуться ».

В международный прокат фильм вышел под названием «Экипаж» (англ. «The Crew» ).

Сюжет

Рецензии

В рецензии на фильм, опубликованной на сайте Киноафиша-ру, фильм назван очередным (вслед за «1612-м » и «Тарасом Бульбой ») «патриотическим опусом».

На этот вывод наводит сравнение сценария фильма и событий, которые легли в его основу. Весьма характерны эксперименты с составом экипажа Ил-76 . Так, фамилия командира экипажа трансформировалась лишь на одну букву и Шарпатов превратился в Карпатова, но второй пилот из Газинура стал «Серегой». Впрочем, сценаристы «Кандагара» вычистили из сюжета имена и фамилии не только будущего гендиректора авиакомпании «Татарстан» Газинура Хайруллина , но и бортинженера Асхата Аббязова: «последний тоже не прошел этнический контроль ».

Помимо прочего, с названными фильмами «Кандагар», по мнению рецензента, связывает претензия на восточно-славянское единство, поскольку по воле сценаристов в экипаж включен вымышленный персонаж украинской национальности, в условиях плена придерживающийся православного вероисповедания (Вакуленко) . Таким образом, героический экипаж предстает в фильме этнически гомогенным славянским коллективом.

Отличия между реальными событиями и фильмом

Критика

Фильм подвергся критике со стороны финно-угров России за искажение реальных событий и за то, что убрали марийца и татарина .

См. также

Напишите отзыв о статье "Кандагар (фильм, 2010)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • «Кандагар» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Светлана Брайловская // «Российская газета »: № 23 (5102) от 4 февраля 2010. - Пермь, 2010. - С. 24 .

Отрывок, характеризующий Кандагар (фильм, 2010)

Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.

ФИЛЬМ ОСНОВАН НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

14 июля 1995 года российский самолет Ил-76 авиакомпании «Аэростан» совершал коммерческий рейс из Албании (в фильме - из Стамбула) в Кабул. Экипаж самолёта состоял из семи (в фильме – пяти) человек: командира Владимира Шарпатова (в фильме его играет ), второго пилота Газинура Хайруллина (), штурмана Александра Здора (), бортинженера Асхата Аббязова (), радиста Юрия Вшивцева (), инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова. На борту самолета находились патроны, предназначенные для правительства Афганистана – груз, нормами международного права признанный гуманитарным.

В небе над Кандагаром наш самолёт неожиданно атаковал МИГ-21 – истребитель повстанческого движения Талибан. ИЛу-76 было приказано немедленно совершить посадку под угрозой ракетного огня на поражение. Так российские лётчики стали пленниками афганских талибов.

Режиссёр о фильме:

«Интересно, что до того момента, когда талибы взяли в заложники наш экипаж, их никто всерьез не принимал. Мало ли в Афганистане группировок? Подумаешь, бегают какие-то босые люди с автоматами, стреляют друг в друга, ну и пусть стреляют… Захват заложников сразу привлёк к талибам внимание, с ними начали вести переговоры, к ним начали ездить международные делегации, журналисты и телегруппы. Конечно, они бы наших не отпустили ни за какой выкуп, это бы выглядело несерьёзно».

Из дневника капитана экипажа Владимира Шарпатова:

«Стены белые, крутые,

А в зените солнца диск.

Здесь законы все иные:

Ходят рядом смерть и риск.

Гул родного самолета

Снится, снится по ночам…

Три месяца как мы из дома и 40 дней как здесь. На обед сегодня один тростник. Осталось только пять ящиков воды. На

таком "топливе" через пару недель, наверное, не сможем передвигаться.

С утра пришел старый проповедник, который хотел выучить нас Корану и сделать из нас мусульман. Взамен обещал походатайствовать о нашем освобождении. Я высказал свое сомнение…»

«Приснилось, что лежу в гробу. Покойница тетя Нюра оббила его темно-синим бархатом. Не заколочена только доска у головы. Мимо проходят какие-то люди, одни с безразличием, другие неодобрительно покачивают головами. Я прикинулся мертвым и думаю: хорошо, что сделал гроб про запас... Проснулся. У нас все беспросветно. Хочется однажды не проснуться...

В 4 ночи стало плохо Саше Здору. Боль в животе. Всего трясет. Я - часовому: «Быстро доктора!» Тот не пошевельнулся. Да и какой тут доктор? Вообще все сильно сдали. У Рязанова – сердце. У меня началась желтуха. Бессонница. Пытаюсь не показывать вида. Но как?»

Из интервью директора Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураба Кекелидзе:

«Конечно, всему экипажу здорово досталось. Были у ребят и разборки, и мысли о суициде, и частичная утрата здоровья. Но больше всех пострадал Шарпатов... По законам развития чрезвычайных ситуаций первым на заклание всегда идет командир, у него ведь ответственность за людей, и она сводит с ума. Не каждый с этим может справиться, только тот, у кого внутри есть стержень. Шарпатов справился. И экипаж справился вместе с ним, благодаря ему».

АНДРЕЙ КАВУН, режиссер фильма: «МЫ И ЕСТЬ РОССИЯ»

– Я задумывал «Кандагар», как хорошую такую историю про пятерых русских парней. Но когда я начал заниматься фильмом всерьёз, в том числе, встретился с капитаном экипажа, я понял, что в жизни всё было намного глубже, тоньше и интереснее.

– Про что же тогда фильм «Кандагар», если не про пятерых бравых парней?

– Фильм «Кандагар» про всех нас, про русских людей. Он про то, как мы ни в чём не можем договориться между собой. (Помните, как герои «Кандагара», попав в плен, сразу переругались друг с другом?) Но пока мы не договоримся, пока не научимся понимать друг друга, пока не осознаем, что все мы разные, и что на эту «разность» каждый из нас имеет право, мы не будем жить так, как хотим. Я считаю, что настоящий подвиг этого экипажа состоял совсем в том, что они всё-таки смогли договориться, смогли друг друга понять и принять. Потому что подвиг – это не когда ты взрываешь сотню врагов и себя вместе с ними. Подвиг – это когда ты спасаешь кого-то, в том числе и себя.

– Даже странно, что с такой установкой вы делали боевик.

– А я не делал боевик. Конечно, сама история, в которой есть истребители, захват заложников, талибы, война, бомбёжки, расстрелы, жизнь в плену под прицелом автоматов, предполагает кино в жанре экшен. Но я изначально понимал, что экшен для меня будет совсем не главным. Главной для меня будет история людей. И это будет не история про то, как кто-то кого-то красиво убил. Это будет история про то, как человек меняется изнутри.



Вверх