Сальвадор дали постоянство памяти описание картины. «Постоянство памяти», Сальвадор Дали: описание картины. «Жираф в огне»: трактовка образов

Вдохновленный теорией относительности Эйнштейна, Сальвадор Дали изобразил эти знаменитые на весь мир тающие часы. Они напоминают о быстротечности нашего бытия и порою дают повод для глубоких размышлений. Не зря картина «Постоянство памяти» и по сей день активно обсуждается в творческих кругах.

Современные дизайнеры воплотили эту идею в жизнь и мы рады Вам представить оригинальный элемент для интерьера – тающие Сальвадора Дали. На основе этой идеи создана также и тающая бутылка в форме часов. У нас Вы можете выбрать любую модель (опция выбора доступна в поле над ценой).

Часы Сальвадора Дали выполнены в необычной форме. Создается впечатление, что они расплываются по поверхности. Кроме того, форма часов позволяет размещать их в самом неожиданном месте – на краю поверхности. Это придает им еще большей реалистичности.

Такое решение для декора обязательно должно всех поклонников искусства и ценителей работ Дали. Также тающие часы станут отличным подарком ко дню рождения или другому памятному событию.

Оригинальный дизайн органично сочетается с современными технологиями. Кварцевый механизм часов – это залог их и долговечности. С этими часами Вы никогда не опоздаете на важную встречу.

Тающие часы могут стать дополнением Вашей спальни или занять почетное место в офисе. Где бы Вы их ни разместили, они непременно привлекут к себе внимание и вызовут восторг у окружающих.

Особенности

  • Идеально сбалансированы и удерживаются на углу любого предмета мебели;
  • Кварцевый механизм;
  • Созданы по мотивам работы Сальвадора Дали.

Характеристики

  • Питание: 1 батарейка типа ААА (в комплект не входит);
  • Размеры часов: 18 х 13 см;
  • Материал: ПВХ.

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Расплавленные часы Дали придумал, размышляя о камамбере

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

Сальвадор Дали

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

Гала: никто не сможет забыть эти мягкие часы, увидев их хотя бы раз

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.


«Дезинтеграция постоянства памяти»

Дали похоронен так, что по его могиле может пройтись любой желающий

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.


Дали на крыше своего дома в Испании

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Картина "Постоянство памяти"1931 год.

Самое известное и самое обсуждаемое в среде художников полотно Сальвадора Дали.Картина находится в Музее современного искусства в Нью- Йорке с 1934года.

На этой картине изображены часы,как символ человеческого переживания времени,памяти.Здесь они показаны в больших искажениях,какими иногда бывают наши воспоминания. Дали не забыл и себя,он так же присутствует в виде спящей головы,которая появляется и в других его картинах. В этот период Дали постоянно отображал образ пустынного берега, этим он выражал пустоту внутри себя.

Эта пустота заполнилась, когда он увидел кусок сыра кемембер. "...Решив написать часы, я написал их мягкими.

Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома.

Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр.

Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом.

На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил.

Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.

Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена.

Картина стала символом современной концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.

В картине художник выразил относительность времени и подчеркнул удивительное свойство человеческой памяти,которая позволяет нам снова переноситься в те дни,которые давно уже остались в прошлом.

СКРЫТЫЕ СИМВОЛЫ

Мягкие часы на столе

Символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее.

Расплывшийся объект с ресницами.

Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности.

Твердые часы,лежат слева циферблатом вниз. Символ объективного времени.

Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями.
Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Олива.
Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

Мыс Креус.
Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)... Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

Яйцо.
Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

«Тот факт, что я сам непосредственно в момент рисования своих картин ничего не знаю об их смысле, вовсе не говорит о том, что указанные образы лишены всякого смысла». Сальвадор Дали

Сальвадор Дали «Постоянство памяти» («Мягкие часы», «Твердость памяти», «Стойкость памяти», «The Persistence of Memory»)

Год создания 1931Холст, масло, 24*33 см Картина находится в Музее современного искусства города Нью-Йорк.

Творчество великого испанца Сальвадора Дали, как и его жизнь, всегда вызывает неподдельный интерес. Его картины, во многом непонятные, привлекают внимание оригинальностью и экстравагантностью. Кто-то навсегда остается зачарованным в поисках «особого смысла», а кто-то с нескрываемым отвращением говорит о душевной болезни художника. Но отрицать гениальность не могут ни те, ни другие.

Сейчас мы с вами находимся в Музее современного искусства города Нью-Йорк перед картиной великого Дали «Постоянство памяти». Давайте рассмотрим ее.

Сюжет картины разворачивается на фоне пустынного сюрреалистического пейзажа. Вдалеке мы видим море, в правом верхнем углу картины граничащее с золотыми горами. Главное внимание зрителя приковывается к карманным часам голубоватого цвета, которые медленно плавятся на солнце. Одни из них стекают по странному существу, которое лежит на безжизненной земле в центре композиции. В этом существе можно признать бесформенную человеческую фигуру, млеющую с закрытыми глазами и высунутым языком. В левом углу картины на переднем плане изображен стол. На этом столе лежат еще двое часов - одни из них стекают с края стола, другие, оранжевого ржавого цвета, сохранившие первоначальную форму, покрыты муравьями. На дальнем крае столе возвышается сухое обломанное дерево, с ветки которого стекают последние голубоватые часы.

Да, картины Дали - это покушение на нормальную психику. Какова история картины? Произведение было создано в 1931 году. Легенда гласит, что, ожидая возвращения домой Галы, жены художника, Дали писал картину с пустынным пляжем и скалами, и образ размягчающего времени родился у него при виде куска сыра камамбер. Цвет голубоватых часов якобы был выбран художником вот как. На фасаде дома в Порт Лигате, где жил Дали, существуют сломанные солнечные часы. Они до сих пор бледно-синего цвета, хотя краска постепенно и исчезает - точно такого же цвета, как и на картине "Постоянство памяти".

Картина была впервые выставлена в Париже, в Галерее Пьер Колле, в 1931 году, где была куплена за 250 долларов. В 1933 году картина была продана Стэнли Резор, которая в 1934 году подарила произведение Музею Современного Искусства в Нью-Йорке.

Давайте попытаемся разобраться, насколько это возможно, есть ли в этом произведении некий скрытый смысл. Неизвестно, что выглядит большей неразберихой - сами сюжеты картин великого Дали или же попытки их интерпретировать. Я предлагаю посмотреть, как толковали картину разные люди.

Выдающийся историк искусства Федерико Дзери (F. Zeri) в своих изысканиях писал, что Сальвадор Дали «на языке аллюзий и символов обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и суетящихся в них муравьев, а бессознательную - в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. «Постоянство памяти» изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна».

Эдмунд Свинглхарст (E. Swinglehurst) в книге «Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное» также пытается анализировать «Постоянство памяти»: «Рядом с мягкими часами Дали изобразил твердые карманные часы, покрытые муравьями, в знак того, что время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев». По мнению Свинглхарста «Постоянство памяти» стало символом современной концепции относительности времени. Еще один исследователь творчества гения Жиль Нере (G. Neret) в книге «Дали» высказался очень лаконично в адрес «Постоянства памяти»: «Знаменитые «мягкие часы» навеяны образом плавящегося на солнце сыра камамбер».

Однако известно, что почти каждая работа Сальвадора Дали имеет ярко выраженную сексуальную окраску. Известный писатель ХХ века Джордж Оруэлл писал, что Сальвадор Дали «оснащен настолько полным и превосходным комплектом извращений, что ему может позавидовать любой». В связи с этим интересные выводы делает наш современник, приверженец классического психоанализа Игорь Поперечный. Неужели только «метафора гибкости времени» была выставлена на всеобщее обозрение? Она насыщена неопределенностью и отсутствием интриги, что крайне несвойственно Дали.

В своей работе «Игры разума Сальвадора Дали» Игорь Поперечный пришел к выводу, что «комплект извращений», о котором говорил Оруэлл, присутствует во всех произведениях великого испанца. В ходе анализа всего творчества Гения были выявлены определенные группы символов, которые при соответствующей расстановке в картине определяют ее смысловое содержание. В «Постоянстве памяти» таких символов несколько. Это растекающиеся часы и «расплющенное» от удовольствия лицо, муравьи и мухи, изображенные на циферблатах, которые показывают строго 6 часов.

Анализируя каждую из групп символов, их месторасположение в картинах, учитывая традиции значений символов исследователь пришел к выводу, что тайна Сальвадора Дали заключается в отрицании смерти матери и инцестуозном стремлении к ней.

Пребывая в искусственно созданной им самим иллюзии, Сальвадор Дали 68 лет после смерти матери жил в ожидании чуда - ее появления в этом мире. Одной из основных идей многочисленных картин гения была мысль о пребывании матери в летаргическом сне. Намеком на летаргический сон стали вездесущие муравьи, которыми в древней марокканской медицине кормили людей, находящихся в этом состоянии. По мнению Игоря Поперечного, во многих полотнах Дали изображает мать символами: в виде домашних животных, птиц, а также горы, скалы или камня. На картине, которую мы сейчас изучаем, поначалу можно не заметить небольшую скалу, на которой растекается бесформенное существо, являющееся своеобразным автопортретом Дали…

Мягкие часы на картине показывают одно и то же время - 6 часов. Судя по ярким краскам пейзажа, - это утро, потому что в Каталонии, родине Дали, в 6 часов не наступает ночь. Что беспокоит мужчину в шесть утра? После каких утренних ощущений Дали просыпался «совершенно разбитым», как упомянул в своей книге «Дневник одного гения» сам Дали? Почему на мягких часах сидит муха, в символике Дали - знак порока и духовного разложения?

Исходя из всего этого, исследователь приходит к выводу, что в картине фиксируется время, когда лицо Дали испытывает порочное удовольствие, предаваясь «моральному разложению».

Таковы некоторые точки зрения на скрытый смысл картины Дали. Вам остается определиться, какая из интерпретаций вам нравится больше.

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» - пожалуй, наиболее известная из произведений художника. Размягченность висящих и стекающих часов -- один из самых необычных образов, применимых когда-либо в живописи. Что же хотел этим сказать Дали? И хотел ли вовсе? Мы можем только догадываться. Приходится лишь признавать победу Дали, одержанную со словами: «Сюрреализм - это я!»

На этом экскурсия подходит к концу. Пожалуйста, задавайте вопросы.

В 1931-ом году написал картину «Постоянство времени» , которую часто сокращенно называют просто «Часы». Картина имеет необычный, странный, диковинный, как и все творчество этого художника, сюжет и во истину является шедевром творчества Сальвадора Дали. Какой смысл вложил художник в «Постоянство времени» и что могут обозначать все эти тающие часы, изображенные на картине?

Смысл картины «Постоянство времени» художника-сюрреалиста Сальвадора Дали понять нелегко. На картине изображены четверо часов, расположенные на видном месте, на фоне пустынного пейзажа. Хоть это немного и странно, но часы не имеют обычных форм, какими мы привыкли их видеть. Тут они не плоские, а изгибаются под формы предметов, на которых они лежат. Возникает ассоциация, будто они тают. Становится понятно, что перед нами картина, выполненная в стиле классического сюрреализма, которая вызывает у зрителя некоторые вопросы, такие как, например: «почему часы тают», «почему часы в пустыне» и «где все люди»?

Картины сюрреалистического жанра, представая перед зрителем в лучшем своем художественном представлении, имеют своей целью донести до него мечтания художника. Бросив взгляд на любую картину этого жанра, может показаться, что ее автор шизофреник, который соединил в ней несоединимое, где места, люди, предметы, пейзажи переплетаются между собой в неподдающихся логике комбинациях и сочетаниях. Рассуждая над смыслом картины «Постоянство времени», в первую очередь на ум приходит мысль, что Дали запечатлел на ней свой сон.

Если «Постоянство времени» изображает сон, то плавящиеся, часы, потерявшие свои формы, обозначают неуловимость времени, проводимого во сне. Ведь мы, проснувшись, не удивляемся, что легли спать вечером, а уже утро и не удивляемся, что сейчас уже не вечер. Когда мы бодрствуем, то мы чувствуем ход времени, а когда спим, то это время относим уже к другой действительности. Существует много интерпретаций картины «Постоянство памяти». Если мы посмотрим на искусство через призму сна, то искаженные часы не имеют никакой власти в мире грез, поэтому и тают.

В картине «Постоянство времени» автор хочет сказать как бесполезно, бессмысленно и произвольно наше восприятие времени в состоянии сна. Во время бодрствования мы постоянно переживаем, нервничаем, спешим и суетимся, пытаясь сделать как можно больше дел. Многие искусствоведы спорят по поводу того какие это часы: настенные или карманные, которые были очень модным аксессуаром в 20 — 30-ые годы, эпоху сюрреализма, пик их творчества. Сюрреалисты высмеивали многие вещи, предметы, принадлежащие среднему классу, представители которого придавали им слишком большое значение, относились к ним слишком серьезно. В нашем случае это часы – вещь, которая всего-навсего показывает который час.

Многие искусствоведы считают, что Дали написал эту картину на тему теории вероятности Альберта Эйнштейна, которая горячо и с возбуждением обсуждалась в тридцатые годы. Эйнштейн выдвинул теорию, которая поколебала уверенность в том, что время – величина неизменяемая. Этими тающими часами Дали показывает нам, что часы, как настенные, так и карманные, стали примитивным, устаревшим и не имеющим большого значения теперь атрибутом.

В любом случае картина «Постоянство времени» — одно из известнейших произведений искусства Сальвадора Дали, которая, по истине, стала иконой сюрреализма ХХ-ого столетия. Мы гадаем, интерпретируем, анализируем, предполагаем какой же смысл мог вложить в эту картину сам автор? У каждого простого зрителя или профессионала-искусствоведа свое восприятие этой картины. Сколько их – столько и предположений. Истинного смысла картины «Постоянство времени» нам уже не узнать. Дали говорил, что его картины несут в себе различные смысловые темы: социальные, художественные, исторические и автобиографические. Можно предположить, что «Постоянство времени» — это комбинация из них.



Вверх