Русский реализм в литературе стиль. В России (Художественные системы в литературе). Реализм в литературе. Характерные черты и представители направления Развитие реализма

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

№ ПЕРИОД СОБЫТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 1. КОНЕЦ 1790-х – 1800-егг Карамзинскийпериод. Журнал «ВестникЕвропы» Карамзина. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзиикарамзинистов(«поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.) 2. 1810-егг Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакциейВ.А.Жуковского. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. «Психологический романтизм»В.А.Жуковского, «мечтательный романтизм» К.Н. Батюшкова. 3. 1820 -1830-егг Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов.А.С.Грибоедов. Поэты пушкинского круга.М.Ю.Лермонтов.Н.В.Гоголь.

3 слайд

Описание слайда:

Итак, писатель…русский писатель-кто он?? (напиши ответ в тетрадь) Первым профессиональным писателем был А.С.Пушкин. В середине 19в каждый большой поэт выясняет свое отношение к пушкинской традиции, т.к. нельзя было появляться в печати, не выяснив для себя и для других вслух или намеком отношение к пушкинским традициям. ПОЧЕМУ? Конспект в тетради смотри..

4 слайд

Описание слайда:

ПОЭЗИЯ I треть 19 в ПРОЗА II пол 19 в Уступает место ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ?? Поэзия быстрее реагирует на изменения, происходящие в обществе(чисто практически стихи пишутся быстрее), для написания романа требуется иногда более 10 лет

5 слайд

Описание слайда:

В 1848г Николай I еще более ужесточил цензуру, до 1855г наступает мрачное 7-летие. При Николае I нельзя было открывать новые журналы. Журналы состояли из нескольких отделов: Словесность Собственно художественное произведение Критика Библиографическая хроника Современная хроника России Литература не имела права заниматься политикой. Журналы полемизировали друг с другом. Это время демократизации литературы, появляется все больше грамотных людей, эти новые читатели диктуют свои вкусы. К этим вкусам прислушиваются, под них подстраиваются. Для кого писать? На кого рассчитывать? С этой проблемой столкнулись практически все писатели, начиная с Пушкина. Демократизация литературы означала и появление новых читателей и приток в литературу новых литературных сил.

6 слайд

Описание слайда:

Реализм как литературное направление Реализм, как художественный метод, и роман, как жанр, возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые происходили в России, и на Западе в конце 18в – первой четверти 19в. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод – реализм. Его основа – принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А.С.Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России. Русский реализм II половины 19в выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования.

7 слайд

Описание слайда:

1800г 1850г 1870-е г 1825-е г Социальное положение Образование Материальное положение Развитие естественных наук 1900-е гг

8 слайд

Описание слайда:

Основные признаки реализма Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним. 1. Типизация образов. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален. 2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма. 3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения. 4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов. 5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека. 6. Историзм. Литература XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения. 7. Психологизм - это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей: ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Каким образом художник раскрывает внутренний мир своего героя? В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский не ограничивается изложением его мыслей и высказываний. Автор показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла. Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные. У Сони – кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. Не оттого, что автор забыл дать описание внешности этого героя. Скорее дело все в том, что, по мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.

9 слайд

Описание слайда:

Учение В.Белинского о реалистическом характере: 1. Художник не должен копировать жизнь, дагеротип –признак документальной прозы. Признаком настоящего худож.произведения является создание типов. (Типическое-это общее выражается через индивидуальное) 2. Герои реализма-многоплановы, противоречивы – что значит происходит преодоление однолинейности, статичности

10 слайд

Описание слайда:

Развитие журналистики в начале века Все большую роль умного информатора и собеседника начинают играть "толстые" журналы, а имена их издателей делаются не менее популярными, чем имена модных литераторов. Разные по направлениям, взглядам издателей, они знакомили читающую публику с новостями европейской жизни, новинками в научных областях и прикладных занятиях, с произведениями зарубежных и отечественных поэтов и прозаиков. Наиболее популярными у читателей были "Вестник Европы" Карамзина, "Сын Отечества" Греча, "Северная пчела" Булгарина, "Телескоп" Надеждина, "Библиотека для чтения" Сенковского, "Отечественные записки" Краевского. В 1832 г. в России издавалось 67 журналов и газет. Изданий на русском языке среди них насчитывалось 32, в основном это были ведомственные журналы. Литературных общедоступных журналов выходило всего 8. В 1840-50-е гг. писателей, издателей, властвовавших над умами и душами читателей, заслоняет собой литературный критик. Читательская аудитория начинает нуждаться в опытном наставнике, способном научить ее ценить подлинное искусство. Роль своеобразных клубов, где происходил обмен литературными, политическими, философскими мнениями, где узнавали новости российской и зарубежной жизни, играли в начале столетия литературные салоны. Наиболее известными из них были салоны Оленина, Елагиной, Ростопчиной, Волконской. Ту же роль выполняли вечера: субботы Жуковского, Аксакова, четверги Греча, пятницы Воейкова..

11 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание Историческая обстановка на рубеже 18-19 в Русская литература начала 19 в Реализм как литературное направление Творчество Г.Р.Державина Поэзия К.Н.Батюшкова

Как известно, реализм в России был непосредственно подготовлен басенным творчеством Крылова, комедией Грибоедова «Горе от ума». Реализм зарождается в период господства романтизма, и в 1830-е годы романтизм и реализм сосуществуют, обогащая друг друга. Но в начале 1840-х годов, а затем в 1850-е годы реализм выдвинулся на первый план в литературном развитии. Переход к реализму совершился в творчестве Пушкина и связан с принципом историзма, ярко проявившимся сначала в трагедии «Борис Годунов», в поэме «Граф Нулин», а затем в «Евгении Онегине». В дальнейшем принципы реализма укрепились в творчестве Лермонтова 1837-1841 годов и Гоголя. Реализм Пушкина, Лермонтова и Гоголя тесно связан с романтизмом и находился с ним в сложных отношениях притяжения-отталкивания.

Усваивая достижения романтиков, писатели-реалисты первоначально стремятся противопоставить романтизму новые принципы и сделать романтизм темой своих сочинений, предметом художественного анализа и теоретико-критических размышлений. Такие важные черты и приметы романтического метода и стиля, как романтический герой, романтическое отчуждение, романтический конфликт, решительно переосмысляются. Способом переосмысления выступает, как правило, ирония. Романтический герой, например Ленский, поставленный в условия антиромантической действительности, теряет свой мечтательно-идеальный ореол, а на арену жизни выходит новый - Онегин. К нему также применяются различные маски романтической литературы, но он не удовлетворяет ни одной из них.

Переосмысление типа романтика происходит в романах Гончарова «Обыкновенная история» и Герцена «Кто виноват?». Исследователи замечают, что между героями - романтиком и неромантиком - устанавливается равенство перед лицом действительности. Это ведет к диалогу между ними и конфликту.

Ирония распространяется не только на романтического персонажа, но и на совсем не романтического героя, а также на автора. Это способствует отделению автора от героя, о чем извещали читателей Пушкин и Лермонтов. Сознательное отделение автора от героя в противовес романтизму, стремившемуся эмоционально сблизить автора и героя,- путь к созданию характеров и типов. Наряду с историческим и социальным детерминизмом это обстоятельство является несомненным признаком реализма. В отличие от романтиков, у которых душевная жизнь личности не приобретала обычно строго и точно очерченного характера, реализм стремится сообщить психологическим движениям, их оттенкам и противоречиям ясную и точную форму

Существенно и то, что создание характеров и типов, а также отделение автора от героя происходили в реализме одновременно с изменением предмета изображения. Ироническое отношение к романтическим героям не привело к предпочтению «низких» героев «высоким». Главным героем реализма стал «средний», обыкновенный человек, герой будней и повседневности. Его изображение не требовало эстетически напряженных и крайних оценок и красок - грозного негодования или непомерного восхваления. Отношение к нему автора предполагало уравновешенность, выверенную дозировку светлого и темного тонов, поскольку он не был ни отъявленным злодеем, ни благородным рыцарем без страха и упрека. В нем были достоинства, но имелись и пороки. Точно так же природная среда представала в художественных произведениях русских реалистов равнинной степью средней полосы, со скромной растительностью и медленно текущими реками. Достаточно вспомнить романтические пейзажи Пушкина в южных поэмах и его же стихотворения 1830-х годов, ранние романтические стихотворения Лермонтова и его «Родину», живые зарисовки Фета и Некрасова.

В процессе развития реализма его основные принципы оставались неизменными, но затем акценты расставлялись по-иному и содержательный смысл принципов обогащался новыми гранями. Большую роль стало играть индивидуальное писательское применение общих для реализма «законов». Так, на первом этапе писателям было важно утвердить принцип исторического и социального детерминизма, осмыслить зависимость человека от формирующей его среды. Человек ставился лицом к лицу с действительностью и вступал с ней в «игру», носившую трагический, драматический или комический характер. На втором и последующих этапах интерес писателей переместился от действительности к внутренним стимулам поведения человека, к его душевной жизни, к «внутреннему человеку». Зависимость от «среды» стала само собой разумеющимся фактом, но автоматически не определяющим поведение личности. Стало быть, главная задача осталась прежней - изображение и выражение душевной жизни человека во всей ее сложности и тонкости.

Наконец, русский реализм во второй половине XIX века обозначил первенство прозы, а из прозаических жанров сначала выдвинулись очерк и повесть, затем роман и в конце столетия - малые жанры: рассказ и новелла.

Свое конкретное воплощение - общее и индивидуально-авторское - принципы реализма получили в творчестве великих русских писателей.

Вопросы и задания

  1. Как развивался русский реализм в XIX веке? Чьи произведения подготовили почву для формирования и становления русского реализма? Какие черты реализма характерны для басен Крылова и комедии Грибоедова «Горе от ума»?
  2. Сравните особенности романтизма и особенности реализма на примерах творчества Пушкина или Лермонтова. Какие признаки реализм заимствовал у романтизма и развил, а какие отбросил и переосмыслил?
  3. Какую роль для формирования реализма в русской литературе сыграли Пушкин, Лермонтов и Гоголь? Какие принципы реализма закрепились в их произведениях? Чем обогатили реалистическое искусство слова эти писатели? Какой вклад внес каждый из них в искусство реализма?
  4. В чем заключается значение «физиологического очерка» и «натуральной школы» для развития русского реализма? Каковы художественные принципы «натуральной школы»?
  5. Какие пути и способы избрали русские писатели для переосмысления романтизма и утверждения принципов реализма? Приведите примеры.
  6. Как реализм решал соотношение между человеком и «средой», исторической и социальной действительностью? Поясните термин «исторический и социальный детерминизм».
  7. Как вы думаете, почему в реализме на первое место выдвигаются прозаические жанры? Почему самым распространенным жанром во второй половине XIX века стал роман? Почему в конце века писатели стали отдавать предпочтение рассказу и новелле?

Реализм

Реализм (- вещественный, действительный) - художественное направление в искусстве и литературе, которое утверждается в первой трети XIX века. У истоков реализма в России стояли И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин (в западной литературе реализм возникает несколько позднее, первыми его представителями были Стендаль и О. де Бальзак).

Черты реализма. Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, - основной критерий художественности.

Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм - основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития.

Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные явления действительности, сосредоточиваются на обличении существующих порядков. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы - патриотизм, сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека, мечта о светлом будущем России (например, «Мертвые души»). Вот почему в современном литературоведении вместо понятия «критический реализм», которое впервые было введено Н. Г. Чернышевским, чаще всего говорят о «классическом реализме». Типические характеры в типических обстоятельствах, то есть характеры изображались в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях.

Взаимоотношения личности и общества - ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Как правило, в центре внимания реалистических произведений оказываются личности незаурядные, неудовлетворенные жизнью, «выламывающиеся» из своего окружения, люди, способные встать выше общества и бросить ему вызов. Их поведение и поступки становятся для писателей-реалистов предметом пристального внимания и исследования.

Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики.

Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами живой, разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного русского языка.

Разнообразие жанров (эпических, лирических, драматических, лироэпических, сатирических), в которых находит выражение все богатство содержания реалистической литературы.

Отражение реальной действительности не исключает вымысел и фантастику (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобы- лин), хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.

Типология русского реализма. Вопрос о типологии реализма связан с раскрытием известных закономерностей, определяющих доминанту тех или иных типов реализма и их смену.

Во многих литературоведческих работах присутствуют попытки установить типовые разновидности (течения) реализма: ренессансный, просветительский (или дидактический), романтический, социологический, критический, натуралистический, революционно-демократический, социалистический, типический, эмпирический, синкретичный, философско-психологи- ческий, интеллектуальный, спиралевидный, универсальный, монументальный... Поскольку все эти термины довольно условные (терминологическая неурядица) и между ними нет четких границ, предлагаем использовать понятие «этапы развития реализма». Проследим эти этапы, каждый из которых складывается в условиях своего времени и художественно оправдан в своей неповторимости. Сложность проблемы типологии реализма в том, что типологически своеобразные разновидности реализма не просто сменяют друг друга, но и сосуществуют, развиваются одновременно. Следовательно, понятие «этап» отнюдь не означает, что в тех же хронологических рамках не может быть другого рода течения, более раннего или более позднего. Вот почему необходимо соотносить творчество того или иного писателя-реалиста с творчеством других художников-реалистов, выявляя при этом индивидуальное своеобразие каждого из них, обнаруживая близость между группами писателей.

Первая треть XIX века. В реалистических баснях Крылова отразились реальные отношения людей в обществе, нарисованы живые сцены, содержание которых разнообразно - они могли быть бытовыми, социальными, философско-историческими.

Грибоедов создал «высокую комедию» («Горе от ума»), то есть комедию, близкую к драме, отразив в ней идеи, которыми жило образованное общество первой четверти века. Чацкий в борьбе с крепостниками и консерваторами отстаивает общенациональные интересы с позиций здравого смысла и народной морали. В пьесе даны типические характеры и обстоятельства.

В творчестве Пушкина уже намечены проблематика, методология реализма. В романе «Евгений Онегин» поэт воссоздал «русский дух», дал новый, объективный принцип изображения героя, первым показал «лишнего человека», а в повести «Станционный смотритель» - «маленького человека». В народе Пушкин увидел тот нравственный потенциал, который обусловливает национальный характер. В романе «Капитанская дочка» проявился историзм мышления писателя - и в верном отражении действительности, и в точности социального анализа, и в понимании исторической закономерности явлений, и в умении передать типические особенности характера человека, показать его как порождение определенной общественной среды.

30-е годы XIX века. В эту эпоху «безвременья», общественного бездействия слышны были лишь смелые голоса А. С. Пушкина, В. Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова. Критик увидел в Лермонтове достойного преемника Пушкина. Человек в его творчестве несет в себе драматические черты времени. В судьбе

Печорина писатель отразил судьбу своего поколения, свой «век» («Герой нашего времени»). Но если Пушкин главное внимание отводит описанию поступков, действий персонажа, дает «очертания характера», то Лермонтов сосредоточивается на внутреннем мире героя, на углубленном психологическом анализе его действий и переживаний, на «истории души человеческой».

40-е годы XIX века. В указанный период реалисты получили наименование «натуральная школа» (Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Д. В. Григорович, Н. А. Некрасов). Произведениям этих писателей свойствен обличительный пафос, неприятие социальной действительности, усиленное внимание к будничности, повседневности. Гоголь не находил в окружающем его мире воплощения своих возвышенных идеалов, а потому был убежден, что в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно выразить только через отрицание безобразной действительности. Сатирик исследует вещественную, материально-бытовую основу жизни, ее «невидимые» черты и возникающие из нее духовно убогие характеры, крепко уверенные в своем достоинстве и праве.

Вторая половина XIX века. Творчество писателей этого времени (И. А. Гончаров, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. Г. Короленко, А. П. Чехов) отличает качественно новый этап в развитии реализма: они не только критически осмысливают действительность, но и активно ищут способы ее преобразования, обнаруживают пристальное внимание к духовной жизни человека, проникают в «диалектику души», создают мир, населенный сложными, противоречивыми характерами, насыщенный драматическими конфликтами. Произведениям писателей свойственны тонкий психологизм и большие философские обобщения.

Рубеж XIX-XX веков. Особенности эпохи наиболее ярко выразились в произведениях А. И. Куприна, И. А. Бунина. Они чутко улавливали общую духовно-социальную атмосферу в стране, глубоко и верно отражали неповторимые картины быта самых разных слоев населения, создавали цельную и правдивую картину России. Для них характерны такие темы и проблемы, как преемственность поколений, наследие веков, корневые связи человека с прошлым, русский характер и особенности национальной истории, гармоничный мир природы и мир общественных отношений (лишенный поэтичности и гармонии, олицетворяющий жестокость и насилие), любовь и смерть, недолговечность и зыбкость человеческого счастья, загадки русской души, одиночество и трагическая предопределенность человеческого существования, пути освобождения от духовного гнета. Оригинальное и самобытное творчество писателей органически продолжает лучшие традиции русской реалистической литературы, и прежде всего глубокое проникновение в суть изображаемой жизни, раскрытие отношений между средой и личностью, внимание к социально-бытовому фону, выражение идей гуманизма.

Дооктябрьское десятилетие. Новое видение мира в связи с происходящими в России процессами во всех областях жизни определило новое лицо реализма, существенно отличавшегося от классического реализма своей «модерностью». Выдвинулись новые фигуры - представители особого течения внутри реалистического направления - неореализма («обновленный» реализм): И. С. Шмелев, Л. Н. Андреев, М. М. Пришвин, Е. И. Замятин, С. Н. Сергеев-Ценский, А. Н. Толстой, А. М. Ремизов, Б. К. Зайцев и др. Для них характерны отход от социологического осмысления действительности; освоение сферы «земного», углубление конкретно-чувственного восприятия мира, художественное изучение тонких движений души, природа и человек, вступающие в соприкосновение, что избавляет от отчуждения и приближает к изначальному, неизменному естеству бытия; возврат к скрытым ценностям народно-деревенской стихии, способным обновить жизнь в духе «вечных» идеалов (языческий, мистический колорит изображаемого); сопоставление буржуазного городского и сельского уклада; мысль о несовместимости природной силы жизни, бытийного добра с социальным злом; соединение исторического и метафизического (рядом с чертами бытовой или конкретно-исторической реальности присутствует «сверхреальный» фон, мифологический подтекст); мотив очистительной любви как некий символический знак всечеловеческого естественного бессознательного начала, несущего просветленный покой.

Советский период. Отличительными чертами возникшего в эту пору социалистического реализма стали партийность, народность, изображение действительности в ее «революционном развитии», пропаганда героики и романтики социалистического строительства. В произведениях М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Л. М. Леонова, В. В. Маяковского, К. А. Федина, Н. А. Островского, А. Н. Толстого, А. Т. Твардовского и др. утверждались иная реальность, иной человек, иные идеалы, иная эстетика, принципы, положенные в основу морального кодекса борца за коммунизм. Пропагандировался новый метод в искусстве, который был политизирован: имел ярко выраженную социальную направленность, выражал государственную идеологию. В центре произведений обычно находился положительный герой, неразрывно связанный с коллективом, который постоянно оказывал на личность благотворное влияние. Основная сфера приложения сил такого героя - созидательный труд. Не случайно одним из распространенных жанров стал производственный роман.

20-30-е годы XX века. Немало писателей, вынужденных жить при диктаторском режиме, в условиях жестокой цензуры, сумели сохранить внутреннюю свободу, проявляли способность умалчивать, быть осторожным в оценках, переходить на иносказательный язык, - они были преданы истине, подлинному искусству реализма. Родился жанр антиутопии, в которой давалась суровая критика тоталитарного общества, основанного на подавлении личности, индивидуальной свободы. Трагично сложились судьбы А. П. Платонова, М. А. Булгакова, Е. И. Замятина, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, их надолго лишили возможности печататься в Советском Союзе.

Период «оттепели» (середина 50-х - первая половина 60-х годов). В это историческое время громко и уверенно заявили о себе молодые поэты-шестидесятники (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский, Б. Ш. Окуджава и др.), ставшие «властителями дум» своего поколения вместе с представителями «третьей волны» эмиграции (В. П. Аксенов, А. В. Кузнецов, А. Т. Гладилин, Г. Н. Владимов,

A. И. Солженицын, Н. М. Коржавин, С. Д. Довлатов, В. Е. Максимов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и др.), произведениям которых были свойственны острокритическое осмысление современной действительности, сохранение человеческой души в условиях командно-административной системы и внутреннее противостояние ей, исповедальность, нравственные искания героев, их высвобождение, раскрепощенность, романтизм и самоирония, новаторство в области художественного языка и стиля, жанровое многообразие.

Последние десятилетия XXвека. Новое поколение писателей, жившее уже в несколько смягченных политических условиях внутри страны, выступило с лирической, городской и деревенской поэзией и прозой, не укладывавшимися в жесткие рамки социалистического реализма (Н. М. Рубцов, А. В. Жигулин,

B. Н. Соколов, Ю. В. Трифонов, Ч. Т. Айтматов, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В. М. Шукшин, Ф. А. Искандер). Ведущими темами их творчества становятся возрождение традиционной нравственности и взаимоотношения человека и природы, в чем проявилась близость писателей к традициям русского классического реализма. Произведения этой поры пронизаны чувством привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит, ощущением невосполнимости духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека. Художники осмысливают перелом в сфере моральных ценностей, сдвиги в обществе, в которых вынуждена выживать человеческая душа, размышляют о катастрофических последствиях для тех, кто утрачивает историческую память, опыт поколений.

Новейшая русская литература. В литературном процессе последних лет литературоведы фиксируют два течения: постмодернизм (размытость границ реализма, сознание иллюзорности происходящего, смешение разных художественных методов, стилевое разнообразие, усиление влияния авангардизма - А. Г. Битов, Саша Соколов, В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая, Т. Ю. Киби- ров, Д. А. Пригов) и постреализм (традиционное для реализма внимание к судьбе частного человека, трагически одинокого, всуете унижающей его повседневности утрачивающего нравственные ориентиры, пытающегося самоопределиться, - В. С. Ма- канин, Л. С. Петрушевская).

Итак, реализм как литературно-художественная система обладает мощным потенциалом непрерывного обновления, что проявляется в ту или иную переходную для русской литературы эпоху. В творчестве писателей, продолжающих традиции реализма, наблюдаются поиски новых тем, героев, сюжетов, жанров, поэтических средств, новой манеры разговора с читателем.

В конечном итоге все эти заметные сдвиги в литературном процессе - смена романтизма критическим реализмом или, по меньшей мере, выдвижение критического реализма на роль направления, представляющего основную линию литературы,- определялись вступлением буржуазно-капиталистической Европы в новую фазу своего развития.

Важнейшим новым моментом, характеризующим теперь расстановку классовых сил, был выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно-политической борьбы, освобождение пролетариата от организационной и идеологической опеки левого крыла буржуазии.

Июльская революция, свергнувшая с трона Карла X - последнего короля старшей ветви Бурбонов,- положила конец режиму Реставрации, сломила господство Священного союза в Европе и оказала существенное влияние на политический климат Европы (революция в Бельгии, восстание в Польше).

Европейские революции 1848-1849 гг., охватившие почти все страны континента, стали важнейшей вехой общественно-политического процесса XIX в. События конца 40-х годов знаменовали окончательное размежевание классовых интересов буржуазии и пролетариата. Помимо непосредственных откликов на революции середины века в творчестве ряда революционных поэтов, общая идеологическая атмосфера после поражения революции отразилась и на дальнейшем развитии критического реализма (Диккенс, Теккерей, Флобер, Гейне), и на ряде других явлений, в частности на формировании натурализма в европейских литературах.

Литературный процесс второй половины века при всех осложняющих обстоятельствах послереволюционного периода обогащается новыми достижениями. Закрепляются позиции критического реализма в славянских странах. Начинают свою творческую деятельность такие великие реалисты, как Толстой и Достоевский. Критический реализм формируется в литературах Бельгии, Голландии, Венгрии, Румынии.

Общая характеристика реализма 19 века

Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Ведущие принципы реализма 19-20 вв.:

1. воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);

2. Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;

3. предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);

4. преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно -- к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. -- Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Итак, применительно к литературе XIX в. реалистическим следует считать только то произведение, которое отображает сущность данного социально-исторического явления, когда персонажи произведения несут в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, являются не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи.

Впервые характеристика критического реализма была сформулирована Энгельсом в апреле 1888 г. в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс в связи с ее романом «Городская девушка». Высказывая ряд дружеских пожеланий относительно этого произведения, Энгельс призывает свою корреспондентку к правдивому, реалистичному изображе-нию жизни. Суждения Энгельса содержат в себе основополагающие поло-жения теории реализма и поныне сохраняют свою научную актуальность.

«На мой взгляд,- говорит Энгельс в письме писательнице,- реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах». [Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М., 1948. С. 405.]

Типизация в искусстве не была открытием критического реализма. Искусству всякой эпохи на основе эстетических норм своего времени в соответствующих художественных формах дано было отразить характерные или, как иначе стали говорить, типичные черты современности, присущие персонажам художественных произведений, в тех условиях, в которых эти персонажи действовали.

Типизация же у критических реалистов представляет более высокую степень этого принципа художественного познания и отражения действительности, нежели у их предшественников. Она выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоятельств. В богатейшем арсенале средств реалистической типизации отнюдь не последнее место занимает психологизм, т. е. раскрытие сложного духовного мира - мира мыслей и чувств персонажа. Но духовный мир героев критических реалистов социально детерминирован. Такой принцип построения характеров и определил более глубокую степень историзма у критических реалистов по сравнению с романтиками. Однако характеры у критических реалистов менее всего походили на социологические схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа - портрет, костюм, сколько его психологический облик (здесь непревзойденным мастером был Стендаль) воссоздает образ глубоко индивидуализированный.

Именно так строил Бальзак свое учение о художественной типизации, утверждая, что наряду с основными чертами, присущими многим людям, представляющим тот или иной класс, ту или иную социальную прослойку, художник воплощает неповторимые индивидуальные черты отдельной конкретной личности как в его внешнем облике, в индивидуализированном речевом портрете, особенностях одежды, походки, в манерах, жестах, так и в облике внутреннем, духовном.

Реалисты XIX в. при создании художественных образов показывали героя в развитии, изображали эволюцию характера, которая определялась сложным взаимодействием личности и общества. Этим они резко отличались от просветителей и романтиков.

Искусство критического реализма ставило своей задачей объективное художественное воспроизведение действительности. Писатель-реалист основывал свои художественные открытия на глубоком научном изучении фактов и явлений жизни. Поэтому произведения критических реалистов являются богатейшим источником сведений об описываемой ими эпохе.

Реалистические мастера этого времени всецело опирались в своем творчестве на прочные традиции своих предшественников, таких, как и Констебль, Домье или Э. , Александр Иванов, Федотов или Перов.

Но они решали теперь уже новые задачи своей эпохи и поэтому непрестанно обогащали реалистический метод новыми художественными открытиями.

Прогрессивно-демократические и революционные идеи прямо или косвенно пронизывали собой творчество многих выдающихся художников. Разные страны и народы находились тогда на различных исторических этапах, но общей для всех закономерностью стало то, что именно высший подъем реализма раскрывал наибольшее национальное своеобразие их искусства.

Так, румынская школа живописи стала значительным художественным явлением с конца XIX в., когда развернулось творчество Николая Григореску - лирического мастера, создателя тонких и привлекательных образов румынских крестьян.

В Норвегии одновременно с выдающимися драматургами Ибсеном и Бьёрнсоном выступили замечательные живописцы Кристиан Крог и Эрик Вереншёлль, глубоко и правдиво изображавшие жизнь народа в своих жанровых картинах и портретах.

В Чехии борьба за национальную демократическую культуру создала почву, на которой выросли великолепные реалистические мастера Антонин Славичек и Ян Штурса. То, как Славичек передавал в живописи неповторимую красоту старой Праги и чешской природы, а Штурса выражал в своей скульптуре душевную силу лучших людей Чехии, являлось не только большим успехом национального чешского искусства, но и важным звеном в формировании большого реалистического стиля в мировом искусстве этого времени.

Свою долю в развитие реализма в тех странах, где только в конце XIX - начале XX в. наступил расцвет национального искусства, внесли и швед Лидере Цорн, и финн Альберт Эдельфельт, и венгр Михай Мункачи, и поляк Александр Герымский и многие другие мастера.

Далеко не всегда творчество художников-реалистов обладало одинаково сильной социальной и критической направленностью; в нем можно найти всевозможные градации умонастроений - от резкой и открытой политической заостренности Крога и до безмятежно радостного утверждения полнокровной народной жизни у Цорна.

Но даже при непоследовательностях, колебаниях, срывах, неизжитых иллюзиях и неоправданных надеждах большое реалистическое искусство решительно противостояло хилому буржуазному эстетству и вульгарной салонной пошлости.

Разнообразие путей реалистического искусства этого времени и их трудности особенно ясно видны при сравнении немецкого, американского и русского реализма конца XIX-начала XX в.

В Германии, вступившей после франко-прусской войны в полосу быстрого капиталистического развития и колониальной экспансии, многие художники подпадали под влияние империалистической демагогии, соблазнов благополучного буржуазного существования или усваивали ницшеанские человеконенавистнические теории.

Даже крупнейшие реалистические мастера несли в своем творчестве противоречивость и раздвоенность. Адольф Менцель, точный и трезвый наблюдатель, интересовавшийся общественной жизнью и зорко подмечавший разнообразные особенности человеческих характеров, в то же время питал иллюзии относительно монархического прошлого и настоящего Германской империи, идеализировал Фридриха II и Вильгельма I; его большой вклад в немецкое искусство основывается главным образом на пейзажах и на таких картинах, как «Воспоминание о театре Шимназ» или «Железопрокатный завод», которые явились результатом внимательного наблюдения жизни и отразили его симпатии к простым людям.

Другой выдающийся художник - Вильгельм Лейбль был превосходным портретистом, обладал тайнами светлого, сияющего, пропитанного солнцем колорита, но, придя к идеализации самых патриархальных и косных сторон крестьянской жизни, он растерял присущую лучшим его работам искренность и душевную тонкость.

Меншиков в Березове. В.И. Суриков. 1881 — 1883 гг.

Судьба американского реализма сложилась иначе. Он развивался в атмосфере подъема прогрессивных идей после победы северных штатов над рабовладельцами южанами. Гуманистические, демократические принципы Авраама Линкольна и его последователей нашли широкий отзвук и в искусстве.

Среди реалистических живописцев Соединенных Штатов конца XIX в. выделяются три крупнейших мастера: Уинслоу Хомер, Томас Икинс и Джемс Мак-Нейл Уистлер.

Буржуазному корыстолюбию, хищничеству, эгоизму и самодовольству они резко и бескомпромиссно противопоставляли мир трудовой жизни народа среди суровой и прекрасной природы (Хомер) или высокий гуманизм передовой американской интеллигенции (Икинс и Уистлер).

Рядом с ними стоит и имя скульптора Огастеса Сент-Годенса, автора лучшего из памятников Линкольну - в Чикаго. Творчество этих талантливых художников заложило прочную основу для дальнейшего развития реалистического искусства в Америке.

В первые десятилетия XX в. на них опиралась в своей деятельности группа художников, возглавлявшаяся Робертом Генри и включавшая также других больших мастеров, таких, как Джон Слоун, Джордж Лаке, Джордж Беллоуз. Перепуганная буржуазная критика называла эту группу «революционной бандой».

Столкновения передового искусства с реакционным носили тогда в Соединенных Штатах такой же напряженный характер, как это было во Франции во времена Домье, и Дега.

Особое место в мировом искусстве этого периода занимает русский реализм. Реалистическое направление приобрело в русской живописи в противоположность Западу господствующее положение.

Ни царское самодержавие, ни вырождавшаяся дворянская знать, ни проникнутая самыми консервативными настроениями крупная буржуазия не были способны противопоставить что-либо значительное передовым художественным силам.

Революционно-демократические идеи оказывали огромное влияние на лучших русских художников, и это мощное воздействие все более возрастало по мере перемещения центра мирового революционного движения в Россию.

В 70-90-х годах XIX в. произведения реалистической живописи почти безраздельно овладели вкусами и воображением широких масс зрителей. Немощным академическим выставкам противостояли широко популярные, имевшие большое, общественное значение выставки «Товарищества передвижных выставок».

Возникнув в 1870 г., оно объединило большую часть лучших и крупнейших художников-реалистов, начиная с Репина и Сурикова.

Близкими к передвижникам были и другие мастера, такие, например, как Верещагин и Павел Ковалевский, правдиво раскрывавшие человеконенавистническую сущность войны, или Петр Соколов, замечательный иллюстратор классической литературы и изобразитель деревенской жизни.

На рубеже XIX и XX вв. начался новый этап в развитии русского реализма. Новое поколение художников, среди которых самым выдающимся был Серов, обогатило русский реализм яркостью и остротой композиционных и колористических решений и психологической характеристики человеческих образов.

Русские реалистические художники, возглавляемые величайшими мастерами русского искусства И. Е. Репиным, В. И. Суриковым, В. А. Серовым, внесли много нового в самые различные жанры живописи. Они дали широкую картину современной им русской жизни, проникнутую резкой критикой общественного строя, нашли поэтические и глубокие образы русской природы и истории.

В руках Репина, Крамского, Ге получил глубокую разработку психологический портрет, равно правдивый в изображении самых различных общественных типов России, таких, как крестьянин Мина Моисеев у Крамского или члены Государственного Совета в замечательных этюдах Репина.

Позднее Серов придал портрету особенную тонкость, с вдохновенной зоркостью передавая градации душевных состояний и характеров, от нежнейшей лирики «Девочки с персиками» до гротескной причудливости и острой социальной характерности портретов Гиршмана или Орловой.

Бытовой жанр,в котором важную роль играли повествовательные элементы, стал основным, определяющим содержанием живописи Савицкого, В. Маковского и Ярошенко, С. Иванова, Касаткина, Архипова и других художников, воплотивших многообразные сцены народной жизни, то спокойные и светлые, то трагические и мрачные. В

русском бытовом жанре получили наибольшее распространение непосредственные изображения революционной борьбы, взволнованные и напряженные, почти не имеющие параллелей в искусстве других стран мира («Пересыльная тюрьма» Ярошенко; «У стены коммунаров», «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди» Репина; Похороны Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки...» Серова и т. д.).

Глубоко и многообразно разрабатывались в русском реалистическом искусстве пейзаж и историческая живопись. «Грачи прилетели» Саврасова, «Озеро» крупнейшего мастера русской пейзажной живописи Левитана, «Октябрь» Серова - таковы нежнейшие вехи на пути роста и расцвета русского пейзажа конца XIX в.

Историческая живопись, раскрывающая поэтический и драматический смысл больших народных движений, была с огромной силой разработана в картинах Сурикова («Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Ермак»), завершившего радикальную реалистическую реформу исторического жанра, начатую еще Делакруа. Русские живописцы новаторски смело вторгались в сферы, до тех пор составлявшие исключительную компетенцию ученых-историков или писателей («Каменный век» В. Васнецова, исторические картины Серова и др.).

В эти годы выдвинулись также крупные мастера, связанные с художественной культурой народов России и много сделавшие для утверждения в ней реалистических принципов, такие, как Васильковский и Светославский на Украине, Феддерс в Прибалтике, Габашвили и Агаджанян в Закавказье, и др.



Вверх