Русский характер. Сочинение ЕГЭ. Как изображается русский характер в рассказе "Русский характер"? Какая проблема поднимается в рассказе русский характер

Русский характер? Что в нём особенного? Когда он раскрывается в полную силу? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста А.Н.Толстого.

Автор поднимает в своём тексте проблему русского характера. Какой он? Чтобы ответить на этот вопрос, он рассказывает нам о молодом лейтенанте-танкисте Егоре Дрёмове. Описывает не подвиги, которых было немало, а о ранении бойца. Танк был подбит и загорелся. Водитель вытащил горящего лейтенанта. Но тот сильно обгорел, особенно лицо.

Восемь месяцев в госпитале, операция за операцией. «Восстанавливали всё: и нос, и губы, и веки, и уши». Когда Егор впервые «взглянул на своё и теперь не своё лицо», он сказал: «Бывает хуже, а с этим жить можно». Больше зеркальца он не просил, только ощупывал лицо, привыкая к нему. Известие о том, что его признали негодным к строевой службе, его не обрадовало. Он пошёл к генералу с просьбой отправить его на фронт. На возражения он ответил: «…Я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!». Вот он русский характер! «Великая сила – красота человеческая».

Позиция автора мне понятна. Русский характер в силе духа, в способности преодолеть любые трудности, в способности думать о других, а не о себе. Егор не раскисает, не жалеет себя, он видит себя не уродом, а человеком, способным воевать, служить Родине. И это самый правильный выбор. Он замечает и слёзы медсестры, и взгляд генерала, который при разговоре пытался не смотреть на него, но не обращает на это внимание. Он остался прежним Егором Дрёмовым, и ничто этого не изменит.

Я согласна с позицией автора. Война раскрывает в человеке «ядро», красоту человеческую. И мы видим поступок героя, который раскрывает нам настоящий русский характер. В художественной литературе мы встречаем обычных людей, которые в минуты опасности становятся героями, забывая о себе, не страшась смерти.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов после неудачной попытки убить Наполеона отправляется на фронт. Грузный, неуклюжий Пьер в белом фраке и белой шляпе участвует в Бородинском сражении, оказавшись в самом пекле. Другой бы испугался, спрятался в штабе, а он подаёт снаряды, пытается разобраться, что происходит, помочь. Желание послужить Родине начисто лишает его страха смерти. Благородно и отважно он ведёт себя и в плену. Ожидал ли от себя такой храбрости Пьер? Думаю, нет. Но русский характер даёт себя знать.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв не получает помощи в Оренбурге и отправляется в Белогорскую крепость один спасать любимую девушку Марию Миронову, которая оказалась в руках подлого Швабрина. За ним увязался преданный ему Савельич. Крепость захвачена врагами. За доброту (заячий тулупчик) Пугачёв отпустил Гринёва. Один раз повезло. Повезёт ли другой? Гринёв об этом не думает. Он должен спасти Машу. Чувство долга выше страха смерти. И в этом тоже русский характер.

Так в чём же особенность русского характера? В силе духа, в стойкости, в чувстве долга, в стремлении думать о других, а не о себе. А в минуты опасности быть готовым всё это проявить. Конечно, все эти черты, думаю, есть и у людей других национальностей. Каждая нация имеет своих героев. Но мы говорим о русском характере. Давайте гордиться своими героями! Нам есть с кого брать пример

А если это так, то что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.А.Заболоцкий

«Русский характер» — последнее (7 мая 1944 года) значительное произведение А.Н. Толстого — входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева». Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых одной темой (изображение Великой Отечественной войны), одной идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком (бывалый кавалерист Иван Сударев). В каждом рассказе свои главные герои: бойцы Красной армии, оказавшиеся в немецком тылу и создавшие партизанский отряд («Как это начиналось»); репрессированный кулак, который согласился стать бургомистром при немцах и сообщал важнейшие сведения об оккупантах партизанам («Странная история»), и т.д.

В каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты истории: «русский человек — хитро задуманный человек, и не плоскому немецкому ограниченному уму тягаться с трезвым, вдохновенным, не знающим часто даже краёв возможностей своих, острым русским умом» («Странная история»). Кузнец Гусар, до войны числившийся кустарём-одиночкой и лодырем, в примитивной сельской кузнице сделал отличные инструменты для ремонта танков, а на удивление танкистов ядовито отреагировал: «Антиресно ваше мнение о русском человеке... Кустарь-одиночка, пропойца... Нет, товарищи, поторопились вы судить русского человека» («Семеро чумазых»). Директор школы Василий Васильевич рассуждает о русской культуре, которую, отступая, русские позволяют разрушать фашистам: «Все мы виноваты, что мало её холили, мало берегли... Русский характер расточителен... Ничего... Россия — велика, тяжела, вынослива...» («Как это начиналось»). Своё мнение о русских высказывает и аккуратный эсэсовец, получивший приказ установить немецкий «порядок» на оккупированной территории: «русские не умеют работать; мы, немцы, этого не любим, - человек должен работать от утра и до ночи, всю жизнь, иначе его ждёт смерть...» («Странная история»). Этот фашист никак не может понять, почему голодные русские даже за хлеб не хотят старательно гнуть спину на оккупантов.

Рассказ «Русский характер» завершает цикл «Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Тема «Русского характера» обозначена автором в самом начале: «мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере». Идея рассказа проясняется благодаря кольцевой композиции: и в начале, и в конце произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера, которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дрёмова, его родителей, невесты, водителя танка Чувилёва, рассказчика Ивана Сударева.

Хотя время действия рассказа — военная весна 1944 года, это история не столько о войне, сколько о любви. Рассказ состоит из двух главных и двух-трёх побочных эпизодов, в нём участвует минимальное число героев. Так Толстой избежал дробности сюжета и достиг сильного драматического эффекта.

В экспозиции приводятся скупые сведения о Егоре Дрёмове (его семье и боевых подвигах), даётся его портрет и указываются такие черты его характера, как сдержанность и скромность. Хотя Иван Сударев узнал Егора уже после ранения и пластических операций, он ни разу не упоминает о физическом уродстве товарища, а наоборот, восхищается красотой главного героя: «Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и неприменно улыбнётся от душевной приязни». Завязка сюжета — ранение Егора в бою под Курской дугой. Кульминационной сценой является его приезд домой после госпиталя. Понятно, что после тяжёлого ранения и нескольких пластических операций, которые спасли ему жизнь, но до неузнаваемости изуродовали лицо и голос, Егор поехал домой к самым близким людям. Но жалость и настоящая сыновняя любовь к старым родителям не позволила ему сразу открыться: «Егор Дрёмов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно её испугать. Нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо». Кроме того, он надеялся, что отец и мать без объяснения догадаются, что к ним приехал сын. Поведение матери за ужином вроде бы подтверждает ожидания Егора. Замечая мельчайшие детали, Мария Поликарпов-на как будто начинает подозревать правду: гость без приглашения сел как раз на то место, где всю жизнь сидел сын, и его движения во время еды были вроде бы знакомы: «И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо её болезненно задрожало».

Не осмелился Егор признаться и невесте Кате: «Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась». Этот испуг девушки (Егор подумал, что её ужаснуло его страшное лицо-маска) стал последней каплей; герой твердо решил не открываться и уехать как можно скорей. Уйдя из родного дома, Егор испытывал обиду (даже мать не почувствовала правду), отчаяние (Катя сказала, что ждёт его день и ночь, а сама не узнала жениха в изуродованном старшем лейтенанте) и горькое одиночество (он пожертвовал своими чувствами, чтобы не пугать родных, и невольно отгородился от них). В конце концов герой решил так: «Пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати — эту занозу он из сердца вырвет».

Жертвенная любовь, столь ценимая русскими, свойственна не только Егору Дрёмову, но и его родственникам, которые своими поступками развязывают запутанную житейскую ситуацию. Мать всё-таки догадывается, что приезжий офицер был её сыном. Отец считает, что раны, полученные на поле боя за свободу Родины, только украшают солдата. Катя Малышева вместе с Марией Поликарповной приезжает в полк навестить Егора и этим поступком доказывает без лишних слов свою любовь и верность жениху. Такая счастливая развязка сюжета утверждает идею о первостепенности внутренней, а не внешней красоты человека.

Подводя итог, можно вспомнить известный афоризм А.П.Чехова: в человеке всё должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли. С приведённым утверждением никто не будет спорить, но если надо выбирать, то русский выберет скорее внутреннюю красоту (душу и мысли), именно так и поступает Иван Сударев и сам автор. Они оба одобряют поступок Егора Дрёмова, его великодушие по отношению к родственникам. Сердце лейтенанта Дрёмова не очерствело на войне, поэтому он боится своим внешним видом разволновать родных. В этой душевной тонкости, чуткости рассказчик и автор видят красоту характера главного героя.

Красота человеческого (в том числе и русского) характера проявляется прежде всего не в физической привлекательности, а в душевной щедрости. Егор с изуродованным ожогами лицом не вызывает отвращения ни у родственников, ни у боевых товарищей, которые обращают внимание не на лицо Дрёмова, а на его улыбку, что светится душевной приязнью. Иными словами, сквозь мертвенно страшное лицо просвечивает человеческая красота героя, покоряющая окружающих.

Развязка в рассказе «Русский характер» счастливая, жизнеутверждающая — она показывает замечательные характеры советских людей. Родственники разгадали невольный обман Егора и простили ему, что он сомневался в их любви; друзья с радостью встретили ею в полку. Красота души изувеченного солдата, готового жертвовать собой во имя близких, не противопоставляется, а согласуется с душевной красотой окружающих его людей, прежде всего женщин, полных самоотверженной любви к герою.

Обратите внимание на мудрые мысли.

Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа. (Писатель, историк Н.М. Карамзин)
Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.(Французский литератор и философ К.А.Гельвеций.

Русский характер -… название многозначительное.
Рассказчик Иван Сударев рассуждает о жизни людей на фронте:

Иван Сударев знакомит читателя с участником Великой Отечественной войны – танкистом Егором Дрёмовым. Во время Курской битвы его танк был подбит снарядом и от второго снаряда загорелся. В госпитале ему сделали несколько пластических операций. Он взглянул на своё лицо и не узнал себя.

Дрёмов решил вернуться в полк.

Перед возвращением в полк он получил отпуск и поехал домой. Когда он увидел мать, понял, что невозможно её испугать, и представился лейтенантом Громовым. Мать не узнала его голоса. Он стал рассказывать про её сына. Так ему хотелось сказать: да признайте же вы меня, урода. Ему было и хорошо за родительским столом и обидно.

За ужином Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Когда прибежала его невеста и взглянула на него, «её будто слегка ударили в грудь, она … откинулась, испугалась».
Егор решил так – «пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати, - эту занозу он из сердца вырвет».
Вскоре от матери пришло письмо, в котором она призналась, что ей показалось, будто приезжал сын. Спустя некоторое время в часть приехали две женщины.

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) – русский писатель и общественный деятель. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
Романы:
Гиперболоид инженера Гарина
Хождение по мукам
Пётр Первый
и др.
Повести и рассказы:
Граф Калиостро
Детство Никиты
Аэлита
Русский характер
и др.
Сказки:
Русалочьи сказки
Золотой ключик, или Приключения Буратино
и др.

Перед читателем история жизни этого мужчины.
Свою жизнь он называет обыкновенной. В Гражданскую войну был в Красной Армии. Родители и сестра умерли от голода. Работал на заводе слесарем, женился, был счастлив. Трое детей учились на «отлично». Старший был гордостью отца - оказался способным к математике.
Началась Великая Отечественная война. Когда прощались, Андрей Соколов оттолкнул жену, которая предчувствовала, что они больше не встретятся.

Соколов два раза был ранен. Возил снаряды. Попал в плен. Необходимо было доставить на батарею снаряды. В пути он попал под бомбёжку и его контузило. В колонне пленных он шёл из последних сил. В Германии работал в каменном карьере.

После дождя пленным даже обсушиться было негде, и вечером еды не полагалось.

Кто-то из своих донёс эти слова коменданту лагеря Мюллеру, который вызвал Андрея Соколова. Не стал Андрей пить за победу немецкого оружия, а за свою погибель выпил, не закусывая даже после второго стакана.

Комендант Мюллер назвал Соколова настоящим русским солдатом, храбрым солдатом и выразил уважение к достойному противнику. Неожиданно подал ему буханку хлеба и кусок сала. Мало досталось каждому, «однако поделили без обиды».
Потом пришлось Андрею Соколову возить немца-инженера. Однажды решил он бежать и прихватил с собой немца.

В госпитале получил он письмо о гибели жены и дочек. Бомбили авиазавод. От их дома и следа не осталось, только глубокая яма…

Съездил он домой, в Воронеж.

Нашёлся сын Анатолий, который был на фронте. Но 9 мая, в День Победы, убил его сына немецкий снайпер.

После войны работал Андрей Соколов шофёром. Однажды он увидел около чайной мальчишку-беспризорника.

Отец мальчика погиб на войне, мать – во время бомбёжки. Остался Ванюша сиротой.

Однажды Андрей Соколов спросил мальчика, кто он такой, и сказал, что он его отец.

Однажды в ноябре в грязь машину занесло, и Андрей случайно сбил корову. Хотя корова осталась жива, шоферскую книжку у него отобрали. Потом его пригласил один сослуживец. Вот отец с сыном и идут в эту местность.

Заканчивает свой рассказ Андрей Соколов опасениями по поводу разболевшегося сердца. Он боится, что когда-нибудь во сне помрёт инапугает своего сынишку. Ночью его мучают кошмары. Он видит своих родных, а себя – за колючей проволокой. Днём он всегда крепко себя держит, а ночью проснётся, и «вся подушка мокрая от слёз».

Михаил Александрович Шо́лохов (1905-1984) — советский писатель и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 г.) - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Классик русской литературы.
Произведения:
«Донские рассказы»
«Тихий Дон»
«Поднятая целина»
«Они сражались за Родину»
«Судьба человека»
и др.

Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Надеемся на продолжение встреч!

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ».

Сочинение по тексту:

Тайна русской души — предмет философских рассуждений большинства отечественных деятелей культуры и искусства, да и общества в целом. Споры об этой загадочной самобытности характера не утихают на протяжении многих веков российской истории, и, конечно же, разговор о национальном характере не может вестись в отрыве от природы и тех богатств, которыми наше страна одарила проживающих на её огромной территории. Так и философ Иван Ильин в своём тексте затрагивает проблему русского национального характера.

Автор говорит о неисчерпаемых природных богатствах, которыми одарила нас Россия, и положительных качествах русского человека, сумевших развиться на этой щедрой земле: он «благодушен, лёгок и даровит». Моральные устои, не навязанные нам извне, а естественным образом присутствующие в психике русского человека, неразрывно связаны с историей России и православной верой. Ильин приводит в пример монастырские трапезы, во время которых каждый «славит Бога», молитвы, с которыми мы берёмся за дело. Он подчёркивает, что жизнь по Божьим законам воспитала в нашем народе щедрость и милосердие, любовь к бедным и всепрощение. Однако перечисление этих душевных качеств сопряжено у Ильина с горькими размышлениями о том, что мы не умеем правильно распоряжаться тем благом, которым одарила нас жизнь: «не ценит русский человек своего дара». Обманчивая лёгкость, с которой нам удаётся творить и работать, ведёт к лености и праздности — ещё одним неотъемлемым чертам национального характера: русский «ищет лёгкости и не любит напряжения». К сожалению, как замечает Ильин, «беспечное дитя вдохновения» не осознает, что «талант без труда — соблазн и опасность», в нашем характере — упование на Бога и нежелание действовать самому. От этого и происходят многие беды: безрассудство и непонимание угрозы ведёт к непоследовательности и растранжириванию таланта русской души («чтобы срубить одно дерево, погубит пять», «не справляется он хозяйственно с бременем природной щедрости»).

Философ и писатель не даёт чёткого ответа, как русскому человеку перебороть эти пагубные черты характера, но в его словах читается наставление каждому из нас: мы должны задуматься и наконец-то понять, что «соблазн бесхозяйственности, беспечности и лени» может привести страну к краху, ведь природные богатства не даются легко, их необходимо разумно и терпеливо добывать «из-под спуда». Этому мешает ложная уверенность в беспредельности русской природы и своей врождённой одарённости, из-за которой мы совершаем бездумные поступки и не реализовываем до конца заложенный в нас потенциал. По мнению Ильина, каждый должен работать над собой и преодолевать в себе слабохарактерность. Дисциплина и воля — те черты, которым только предстоит научиться русскому человеку.

Я не могу не согласиться с позицией автора. Русскому человеку выпала большая удача родиться на этой земле и без малейших усилий получить в своё распоряжение как простор русской территории и её щедрые дары, так и бескрайние душевные силы, особый, противоречивый склад психики, не имеющий аналогов в других уголках планеты. Но это же наложило на нас бремя ответственности, с которым мы зачастую не справляемся.

Наиболее полно и вдумчиво проблема двойственности русского характера рассматривалась в классической литературе, например, в романе И.А. Гончарова «Обломов». В этом произведении создаётся образ русского человека с его многогранным характером, в котором столкнулись самые пагубные и самые благородные черты, не позволяющие герою реализовать свой потенциал. В Обломове странным образом соединились щедрость и доброта, глубина мыслей и при этом — лень, бездеятельность, бесцельная мечтательность. «Обломовщина» состояние общества, которое вследствие патриархального уклада и воспитания в атмосфере покоя и безмятежности потеряло способность к действию и самостоятельной жизни. Но в русском характере при этом не пропадает стремление к познанию, духовному совершенствованию и жизни на благо других.

Другим примером может послужить поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», в которой одной из главных тем является особый русский путь и национальный характер, которому ещё предстоит реализоваться полностью. По мнению писателя, живая русская душа не умерла в крестьянах, хотя они, находясь под гнётом крепостничества, не способны в полной мере проявлять свои душевные силы, их благие порывы постепенно затухают. Воспевая широту и щедрость русской души, меткость русского слова, талантливость мастеров из народа, Гоголь не идеализирует крестьян. Он указывает на пороки, присущие русским людям: неспособность доводить дело до конца («цель будет прекрасна, а при всём том ничего не выйдет»), праздное глубокомыслие, безалаберность. Прекрасные порывы народного характера превращаются в свою противоположность в условиях неволи и нищенской жизни.

Таким образом, Иван Ильин убеждает нас в том, что русскому человеку многое дано свыше, но, чтобы воспользоваться этим благом и распорядиться им правильно, нужно приложить усилия, воспитать в себе волю и перебороть внутреннюю склонность к лени и праздности.

Текст И.Л. Ильина:

(1)Россия одарила нас огромными природными богатствами, и внешними, и внутренними; они неисчерпаемы. (2)Правда, они далеко не всегда даны нам в готовом виде: многое таится под спудом; многое надо добывать из-под этого спуда. (3)Но знаем мы все, слишком хорошо знаем, что глубины наши, — и внешние, и внутренние, — обильны и щедры. (4)Мы родимся в этой уверенности, мы дышим ею, мы так и живём с этим чувством, что «и нас-то много, и у нас всего много», что «на всех хватит, да ещё и останется»; и часто не замечаем ни благостности этого ощущения, ни сопряжённых с ним опасностей...

(5)От этого чувства в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. (6)Русская душа легка, текуча и певуча, щедра и нищелюбива, — «всем хватит и ещё Господь пошлёт»... (7)Вот они — наши монастырские трапезы, где каждый приходит, пьёт и ест, и славит Бога. (8)Вот оно наше широкое гостеприимство. (9)Вот и эта дивная молитва при посеве, в которой сеятель молится за своего будущего вора: «Боже! Устрой, и умножь, и возрасти на всякую долю человека голодного и сирого, хотящего, просящего и произволяющего, благословляющего и неблагодарного»... (10)И если в простых сердцах так обстоит, то что же думать о сердце царя, где «всей Руси было место» и где был источник любви, справедливости и милости для всех «сирот» без изъятия?...

(11)Да, благодушен, лёгок и даровит русский человек: из ничего создаст чудесное; грубым топором — тонкий узор избяного украшения; из одной струны извлечёт и грусть, и удаль. (12)И не он сделает; а как-то «само выйдет», неожиданно и без напряжения; а потом вдруг бросится и забудется. (13)Не ценит русский человек своего дара; не умеет извлекать его из-под спуда, беспечное дитя вдохновения; не понимает, что талант без труда — соблазн и опасность. (14)Проживает свои дары, проматывает своё достояние, пропивает добро, катится вниз по линии наименьшего сопротивления. (15)Ищет лёгкости и не любит напряжения: развлечётся и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. (16)И земля у него «Божия», и лес у него «Божий»; а «Божье» — значит «ничье»; и потому чужое ему не запретно. (17)Не справляется он хозяйственно с бременем природной щедрости. (18)И как нам быть в будущем с этим соблазном бесхозяйственности, беспечности и лени — об этом должны быть теперь все наши помыслы...

(По И.Л. Ильину)

Эта проблема раскрывается автором на примере героических поступков лейтенанта Егора Дрёмова. Он танкинст, который знает свою работу и умело ее выполняет: герой ловко обводит немецкий танк так, что из того начинает валить дым. О своей военной жизни, подчеркивает автор, герой не любил рассказывать, что говорит о нем как о скромном человеке. Алексей Толстой обращает наше внимание на трепетное, уважительное отношение Дрёмова к родителям, а это значит, что он человек порядочный, совестливый и почитающий завет отца. Русский характер лейтенанта особенно проявляется во время битвы на Курской дуге и на лечении в госпитале. Автор останавливается на описании страшного боя, когда танк Дрёмова был подбит снарядом. Двое товарищей погибли, а сам Дрёмов, отмечает автор, выжил чудом. В этом сражении проявились мужество, отвага героя. И даже после этой битвы, пройдя через физическую боль госпитальных операций на лице, Дрёмов внутренне преодолевает своё горе – внешнее уродство (ведь "лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости") – и считает важным продолжить военную службу. Идет война, и надо защищать свою Родину.

Автор убеждает читателя в том, что "русский характер" включает в себя такие черты, как любовь и уважение к семье, мужество, стойкость, умение сделать истинно правильный нравственный выбор, внутренняя сила и готовность защищать своё Отечество.

Рассуждая над данной проблемой, я сразу вспоминаю капитана Тушина, героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». На первый взгляд персонаж кажется совершенно не героическим и даже комическим: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». Однако во время Шенграбенского сражения именно этот «маленький» капитан проявляет по-настоящему русский характер. На поле боя герой не теряется среди солдат и офицеров, он выбегает под самый огонь и отдает приказы своим бойцам. Неорганизованный и рассеянный в обычной жизни, в бою капитан Тушин демонстрирует пример мужества, доблести и героизма. Этот герой, такой простой и незаметный снаружи, заключает внутри себя великую силу - готовность всеми силами защищать Родину.

Говоря о проблеме русского характера, невозможно не упомянуть Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов - рядовой солдат, который проявляет настоящий русский характер, проходя через тяжелые военные испытания. Находясь в плену у фашистов, герой не роняет своего человеческого достоинства. Измученный, истощенный и обессиленный, он готов с мужеством встретить смерть от пули коменданта концлагеря, который хочет унизить русского солдата. Андрей Соколов без закуски выпивает три стакана шнапса и даже немца поражает своей стойкостью и внутренней силой. Получив от фашиста батон хлеба и кусок сала, герой честно делится едой с остальными военнопленными. Андрей Соколов в любой ситуации остается человеком с истинными моральными ценностями, которые и заключаются в понятии «русский характер».

Таким образом, русский характер заключает в себе мужество, героизм, сострадание и милосердие, возможность преодолеть жизненные трудности и оставаться человеком в любой ситуации.



Вверх