Романтичные пейзажи. Специфика романтического пейзажа в русской литературе xix века. Романтизм в русской литературе

    - (франц. paysage, от pays страна, местность) изображение картин природы. Функции пейзажа в художественном произведении определяются его методом, жанрово родовой принадлежностью, стилем. Рубрика: композиция и сюжет Вид: лирический пейзаж,… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Пейзаж - изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки… … Литературная энциклопедия

    Пейзаж в творчестве Л. - Пейзаж в творчестве Л. ПЕЙЗАЖ в творчестве Л. В ранний период Л. мало заботился о конкретности худож. изображения, его П. обычно тяготел к условно романтич. символичности. Выделяются неск. видов символич. П. Во первых, аллегорич. П., наследующий… … Лермонтовская энциклопедия

    Пейзаж - А. К. Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 год Пейзаж (фр. Paysage, от pays страна, местность) жа … Википедия

    Романтизм - (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 1 й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века Романсы… … Большая советская энциклопедия

    Памяти учителя (выставка) - Памяти учителя. Выставка петербургских художников учеников мастерской А. А. Осмеркина … Википедия

    Антипова, Евгения Петровна - Евгения Петровна Антипова Дата рождения … Википедия

    Испано-американская литература - ИСПАНО АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Понятие испано американской лит ры охватывает собою литературную продукцию (на испанском языке) на территории центральных и южно американских республик, составлявшей в прошлом область колониальных владений Испании… … Литературная энциклопедия

    Короленко Владимир Галактионович - Короленко, Владимир Галактионович выдающийся писатель. Родился 15 июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне,… … Биографический словарь

    Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения,… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Пертская красавица , Вальтер Скотт. "Пертская красавица" относится к "шотландскому" циклу исторических романов, которым начинается творчество Вальтера Скотта-прозаика (" Уэверли", "Пуритане", "Легенда оМонтрозе"). Написанная… Купить за 290 руб
  • По Карелии. Фотоальбом , . Камень - вода - лес. Сочетаясь друг с другом, эти три стихии создают карельский пейзаж. Сколь же своеобразны и гармоничны их сочетания! Сколь торжественны в своем эпическом звучании...…

«Пейзаж в искусстве» - Жанр пейзажа встречается в таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, художественная фотография. Пейзаж. Живописный пейзаж. Презентация по изобразительному искусству. Исторический пейзаж изображает, как выглядели города, парки, селения в прошлом. Найди лишнюю картину. Пейзаж может иметь различную тематику: городской пейзаж, сельский, морской и т.д.

«Живопись пейзажи» - А вот небесным краскам – не очень. Ну, вот и мы принялись за работу. Вечерний пейзаж. После первой работы расходиться не стали, захотели еще написать пейзаж. Лесной пейзаж. Живопись – дело простое. Живопись акварелью по-сырому. «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ». Зимний пейзаж в акварельной живописи (техника по – сырому).

«Русский пейзаж» - Венецианов. Утро в сосновом лесу. Венецианов и его ученики. Берег моря ночью. Первый снег. Март. Пейзаж с рекой и рыбаком Над вечным покоем. Просёлок. Искусство Саврасова вдохновило на творческие поиски целый ряд пейзажистов конца XIX – начала XXв. Природу должно искать во всей ее простоте – рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы.

«Пушкин пейзаж» - Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето,осень,зима, весна. Где ты, гроза – символ свободы? С небес уже скатилась ночи тень. Особенности: Пейзажная лирика А.С. Пушикина! Веселым треском Трещит затопленная печь. 1-Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж.

«Пейзажи Шишкина» - Где Родился И. И. Шишкин? И. Айвазовский «Восход луны». Картина «Лесные дали». Ответ правильный! Где учился И. И. Шишкин? Рисуем пейзаж. Вопросы. На переднем плане можно изобразить дерево и дорожку. Что же любит изображать И. И. Шишкин? Городской пейзаж. Сельский пейзаж. Федор Алексеев «Соборная площадь в Московском Кремле».

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, основным объектом которого является изображение природы как в первозданном, так и в измененном человеком виде. В литературе же автор использует изображение природы в качестве образного выражения собственного замысла. Чтобы лучше разобраться в особенностях романтического пейзажа в литературе, необходимо понять философию такого направления, как романтизм.

Романтизм

Романтизм - это идейное и художественное направление в культуре конца XVIII - начала XIX века. Данное направление характеризуется утверждением особой ценности духовной и творческой жизни личности, изображении сильных и своевольных персонажей, одухотворяющей и целительной силы природы. В восемнадцатом веке романтическим называли все, что нельзя объяснить, живописное и способное существовать только на страницах книг. В девятнадцатом веке романтизм воплотился в новое направление, которое стало полной противоположностью классицизма.

Романтизм приходит на смену эпохе Просвещения и совпадает с началом промышленной революции (изобретение паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и так далее). Если предыдущий период культуры характеризовался культом разума, то новая эра утвердила противоположный - культ чувства, всего естественного человека. Романтизм, стремившийся восстановить связь человека с природой, стал толчком к появлению и развитию туризма, альпинизма, пикников.

Романтизм в зарубежной литературе

Романтизм зародился в Германии благодаря кругу писателей и философов йенской школы (группе деятелей романтического движения). Философия этого направления была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем немецкий романтизм отличается особым интересом к мифологическим, сказочным мотивам. Это получило особое выражение в творчестве братьев Гримм, Гофмана и в ранних произведениях Гейне.

Английский романтизм многое перенял от немецкого. Первыми английскими представителями романтизма принято считать поэтов "Озерной школы" Вордсворта и Кольриджа, которые установили теоретические основы направления, вдохновившись трудами и философией первых романтиков. Английский романтизм характеризуется особым интересом к проблемам общества: противопоставление буржуазного общества старым отношениям, воспевание природы и простых чувств. Ярким представителем английского романтизма считается Байрон, чье творчество проникнуто темой борьбы и протеста современному миру, восхваление свободы и индивидуальности. К английскому романтизму также относится творчество Шелли, Джона Китса и Уильяма Блейка.

Романтизм в русской литературе

Принято считать, что в русской литературе романтизм впервые появляется в творчестве В. А. Жуковского. Русский романтизм отличается свободой от условностей классицизма, созданием баллад и романтической драмы. Произведения этого направления утверждают новое представление сущности и значения поэтов, их творчества, признается не только самостоятельность, но и средство выражения высших целей, стремлений человека.

К русским поэтам-романтикам относятся К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, ранний А. С. Пушкин. Вершиной романтизма в литературе считается творчество М. Ю. Лермонтова.

Особенности романтического пейзажа

Пейзаж в литературе романтизма служит не только средством создания мира, противоположного реальности, но и соответствует характеру главного героя, полного страданий, меланхолии, надежд и бунта. Более того, изображение природы в литературных произведениях начала девятнадцатого века служит средством выражения центральной темы идейно-художественного направления - борьба мечты и реальности. Также является символом душевного потрясения и в некоторой степени оттеняет внутреннее состояние персонажа.

Ярким примером использования романтического пейзажа как средства выразительности может послужить поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри".

Главный герой убегает из монастыря во время грозы - свидетельство вольнолюбивых устремлений персонажа. Природа Кавказа служит отражением мира героя, его характера, она также необузданна, непоколебима, вольна.

Использование грозы в описании пейзажа в литературе эпохи романтизма является символом свободы и непреклонности.

Побег для главного героя поэмы является не только избавлением от монастырского плена, но и началом воплощения его целей - возвращения домой, обретения душевного спокойствия. Хоть ему и не удается вернуться домой, но юноша впервые за всю свою жизнь познал свободу. Израненный барсом и находящийся на смертном одре главный герой не жалеет о своей участи, ведь он смог вырваться из серых стен своей клетки, познать красоту окружающего его мира, природы, минутной, но все-таки независимости.

В литературе создано множество работ по русскому романтизму и специфике романтического пейзажа. Не исчерпала ли это тема себя в 21 веке?

Цель данной статьи – осветить специфику русского романтического пейзажа в русской литературе 19 века. Поскольку в связи с этим выделяются по преимуществу теоретические аспекты, то в поле зрения вошли, прежде всего, обобщающие литературоведческие труды, в которых русский романтизм представлен комплексно. Исследования об индивидуальных живописных мирах романтиков привлекаются лишь с целью выяснения каких-либо общетеоретических аспектов.

Неугасающий интерес к теме "Романтизм" и ее недостаточная разработанность представляет актуальность данной работы. Обзор вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Художественные произведения поэтов романтиков исследовались литературоведами. Изучением романтизма занимались: А.Н. Веселовский, Г.А. Гуковский, И.И. Замотин, В.А. Никольский, А.Н. Соколов, В.Ю. Троцкий, М.Н. Эпштейн. Книга А.Н. Веселовского о Жуковском 1904 года «Поэзия чувства и «сердечного воображения»» представляет собой собственно поэтическое изучение русского романтизма в целом. Цикл монографий Г.А. Гуковского «Пушкин и русские романтики» 1946 года, «Пушкин и проблемы реалистического стиля», «Реализм Гоголя» 1959 года - описывает движение литературы в сторону реализма. И.И.Замотин в книге «Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе» охватывает все русское романтическое движение 20-х годов 19 века в двух томах. В монографии В.А. Никольского «Природа и человек в русской литературе 19 века» 1973 года содержатся важные сведения о видах пейзажа и формах его существования в произведении. Современные исследования в области романтизма стремятся к системности. В этом смысле характерна итоговая работа А.Н. Соколова «К спорам о романтизме». Статьи В.Ю. Троицкого "Романтический пейзаж в русской прозе и живописи 20-30-х годов XIX века" 1988 года рассматривают толкование темы в рамках художественного направления. М.Н. Эпштейном была предпринята полезная попытка систематизации образов природы, видов пейзажей в русской поэзии и художественных средств их создания в книге «Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии» 1990 года.

Прежде, чем говорить о специфике романтического пейзажа в русской литературе XIX века, дадим характеристику этому термину. Отечественные и зарубежные исследователи выработали более трех десятков определений понятия романтизм. По определению из литературоведческого словаря под редакцией Л.И. Тимофеева, романтизм - (нем. Romantik) творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в., который получил широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы. Основу романтического метода составляют общие принципы:

Субъективная позиция писателя относительно изображаемого;

Устремленность к реконструкции реального мира, что достигается в произведениях романтизма с помощью фантастики, гротеска, символики и условности;

Главным героем становится личность исключительная, одинокая, бунтующая против установленного миропорядка, обладающая непоколебимым стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу, вместе с тем понимающая несовершенства окружающего мира;

Личность и индивидуальность человека провозглашается ценностью.

Романтизму свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (например, в поэмах Дж. Байрона и А.С. Пушкина действия разворачиваются в южных и восточных странах, в балладах В.А. Жуковского - в мире фантастическом, вымышленном, почти всегда поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое).

Ведущая черта романтизма - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой понимает все несовершенства мира и людей и одновременно хочет быть понятым и принятым ими.

Распространяется романтизм в Европе в конце XVIII- начале XIX в. Яркие представители: Дж. Байрон, В. Гюго и Э. Т. А. Гофман.

Расцвет романтизма в России приходится на 10-30-е гг. XIX в. И представляет романтизм баллады В.А. Жуковского, лирика и поэмы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева.

Что касается пейзажа, то по определению Е. Аксеновой, пейзаж (франц. Paysage) – это изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя.

Различают три ключевые функции пейзажа:

1) природа выступает в качестве объективного отражения действительности и в то же время служит фоном повествования;

2) пейзаж выполняет роль специфического средства в раскрытии характера действующих лиц;

3) природа может изображаться главным героем литературного произведения.

В расположении поэта-романтика к теме природы нашли выражение существенные социальные процессы, происходившие в XIX веке: стремительное расширение и углубление естественнонаучных знаний и натурфилософии, глубокая неудовлетворенность социальной обстановкой в Западной Европе и России, очень неясное представление о социальных и нравственных идеалах, общественный скептицизм, вызванный реакцией 30-х годов и поиски идеального в мире природы.

М.Н. Эпштейн предлагает классификацию пейзажей в работе, которая посвящена системе пейзажных образов в русской поэзии. Исследователь выделяет бурный, унылый и идеальный пейзажи. Бурный, или грозный, пейзаж отличается динамикой и выражением непреодолимого могущества сил природы. Унылый, или мрачный, пейзаж ориентирован на показ грустно-мечтательных мотивов, составляющих жанровую особенность элегии. Идеальный пейзаж формируется в античной литературе и в следствии постоянно развивается и трансформируется. Неотъемлемыми составляющими идеального пейзажа являются ветерок, источник воды, цветы, деревья и птицы, вместе образующие некое приятное место.

Наряду с эстетическими разновидностями пейзажа М.Н. Эпштейн выделяет национальный и экзотический пейзажи, а также зимний и летний пейзажи. Фантастические пейзажи передают наибольшую степень эмоциональной насыщенности.

Значимым достижением романтизма является формирование лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая призвана подчеркнуть эмоциональную напряженность действия. В изображении природы отмечалась ее «духовность», ее соотношение с роком и с судьбой человека.

Специфика темы произведений романтизма поспособствовала использованию своеобразного лексического выражения: многообразию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы было ветер и море; счастье олицетворяло солнце; любовь олицетворяли розы и огонь; вообще розовый цвет представлял любовные чувства, а черный цвет означал печаль. Ночь символизировала вражду, зло, преступления и войну. Символом нескончаемой изменчивости была волна морская, символом бесчувственности- камень; образы куклы или маскарада означали ложь, лицемерие, неискренность.

Ю.В. Манн сравнивал литературу с огромным морем, которое прибывает с каждым годом. А исследования социальных, гносеологических и эстетических основ романтизма, развитие романтических форм в литературе можно сравнить с живописью, музыкой и другими видами искусства.

Подводя итоги, обобщим все вышесказанное, что романтический пейзаж обладает своими отличительными чертами: служит средством создания удивительного, в некоторых случаях, фантастического мира, противопоставляемого подлинной действительности, причём множество красок делает пейзаж эмоциональным отсюда исключительность его деталей и образов, нередко выдуманных романтиком. Такого рода пейзаж традиционно соответствует натуре романтического героя - человеку, который страдает, мечтает, бунтует, борется; он отражает одну из основных тем романтизма - разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет эмоциональное состояние героев.

Список литературы:

  1. Вайнштейн О.Б. «Язык романтической мысли». – М., 1994. – С. 7.
  2. Воронин Р. А. «Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф». М.: Буки-Веди, 2017. - С. 1-4.
  3. Григорьян К.Н. «К изучению романтизма» // «Русская литература» – 1967. – № 3. – С. 136 – 137.
  4. Липич В.В. «Методологические особенности изучения романтизма». Москва. 2008. – с. 472.
  5. Манн Ю.В. «Динамика русского романтизма». - M.: Аспект Пресс, 1995. - 384 с.
  6. Михайлов А.В. «Диалектика литературной эпохи. Переход от романтизма к реализму в литературах Европы». – АДД. – М., 1989. – С. 34.
  7. Пушкин А.С. «Полн. собр. соч.: В 17 т. М.: Воскресенье», 1996. – Т. XIII. – С. 184
  8. Сахаров В.И. «Романтизм в России: эпоха, школы, стили». – М., 2004.
  9. Тимофеев, Л.И. «Краткий словарь литературоведческих терминов» / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.- Издание второе, доработанное. – М., Просвещение, 1985 – С. 64.
  10. Федоров Ф.П. «Романтический художественный мир: пространство и время». – Рига, 1998.
  11. Ходанен Л.А. Миф в творчестве русских романтиков. – Томск, 2000.
  12. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии» - М., «Высшая школа» 1990. – С.303.
  13. Юхансон Ч. «Лицо Гоголя». – М., 1993.

Романтизм за пределами Франции - наша последняя "европейская" тема в этом году. На ней мы завершаем разговор об искусстве первой половины 19 века и начинаем наше виртуальное "кругосветное путешествие".
Главных героев нынче два - немецкий романтик Каспар Давид Фридрих и английский гений пейзажа Уильям Тернер.

Тернер для меня - из разряда непостижимых мастеров, глядя на подлинники которых, думаешь: как, ну как он это делал? Как ему удавалось текучую, порой лишь слегка подсвеченную акварелью воду превращать в скалы, озера и радуги? Как из мешанины масляных красок, которые он, по воспоминаниям современников, хаотично размазывал мастихином по холсту, рождалось пламя пожаров, ослепительное сияние рассветно-закатных солнц, огненное свечение лавы вулкана или влажный струящийся свет над рекой?

Тернер (как впрочем и Фридрих) никогда не изображал ясный летний день или мирную идиллическую ночь. Шторма, снежные бури, мерцающее марево дождя, слепящий закат одновременно с восходящей луной... Волнение, беспокойство, напряжение, а порой и бедствие - суть тернеровского пейзажа, и это, собственно, и отличает романтиков. Их картины не могут быть беспристрастным отражением мира, они всегда отражают некое состояние души - героя ли, автора или заказчика, но никого не оставляют равнодушным.

Вот такой сложный, "настроенческий" пейзаж мы с детьми и пытались нарисовать. К тому же акварелью, что еще усложняло задачу. До Тернера нам, как до Китая, но "тернеровское" все же зазвучало во многих рисунках - и не только в красках рассветного неба.

Младшие - 6-8 лет
Бухонова Настя

Тарасова Варя

Пирютко Варя

Газарова Ева

Шульпекова Женя

Тугушева Соня

Пальшина Аня

Старшие - 9-11
Быкова Василиса

Акчурина Марина

Иванова Настя

Качьян Ира

Дикун Маша

Шуман Жора

Воробьева Маша

Бухарова Настя

Ниязматова Адель

А тут не иначе, как еще и влияние Жерико. Тоже романтизм, да.
Каютин Артем

Конечно, показывая детям Фридриха, я была избирательна и самое депрессивное - кладбища, кресты и могилы, по которым этого автора больше всего знают, почти не показывала. Но и без них весь ранний период его творчества щемяще печален: человек почти всегда одинок и среди величественных гор или дремучего леса, в снежной мгле или на берегу сумрачного моря...

Интонация меняется после женитьбы: теперь на фоне по-прежнему беспредельной и непостижимо прекрасной природы - супружеская пара или даже семья с детьми, все гораздо лиричнее, но и больше раздумий о смысле жизни.

Фридрих очень узнаваем именно по этим развернутым спиной к нам фигуркам в пейзаже, которые всегда любуются тем же видом, что и зритель.

И писать по его мотивам - легко и приятно. И интерпретировать можно всяко.
Младшие, 6-8 лет
Степанова Настя

Пономарева Олеся

Акаемов Серафим

Цветкова Марина

Мухина Лиза

Старшие, 9-11
Александрова Вика

Чернопятова Алина



Вверх