Реакционная политика Николая I. Аракчеевщина

Введение

Царствование императора Николая I (1825-1855) справедливо расценивается как "апогей самодержавия". Оно началось с расправы над декабристами и завершилось в трагические дни обороны Севастополя во время неудачной Крымской войны 1853-1856гг.

Главной целью внутренней политики императора было укрепление и сохранение существующего строя. Программа его деятельности определялась фразой, произнесенной им при вступлении на престол: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохраниться дыхание жизни".

Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок "духу времени".

В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

Целью данной работы является изучения внутренней политики самодержавия при Николае I, а в частности вопросы бюрократизации административного аппарата и общественно-политические движения.

Глава 1. Усиление реакции при Николае I.

1.1.Усиление реакции при Николае I. Царская канцелярия.

При восшествии на престол и после расправы над декабристами новый император Николай I опубликовал Манифест (июль 1826 г.); в котором намечались пути развития русской государственности и ряд идей которого был определенно заимствован из программ и проектов самих декабристов и сформулирован под влиянием П. М. Карамзина (его записка «О древней и новой России» была представлена еще Александру I в 1811 г.) .

Актуальные проблемы государственного переустройства были изложены в особой записке: необходимо даровать «ясные законы» , сформулировать систему скорого судопроизводства, укрепить финансовое положение дворянства, развивать торговлю и промышленность на основе устойчивого законодательства, улучшить положение земледельцев, упразднить торговлю людьми, развивать флот и морскую торговлю и т. д. Декабристские требования указывали императору на наиболее явные и назревшие нужды в государстве, консервативные идеи Карамзина - на наиболее приемлемыепути их решения.

Тем не менее, в первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая оказался ряд крупных государственных деятелей. Это, прежде всего М.М. Сперанский, П.Д. Киселев и Е.Ф. Канкрин. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.

Со времени Соборного уложения 1649 г. накопились тысячи манифестов, указов и «положений», которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность правительства, создавало почву для злоупотреблений чиновников.

По распоряжению Николая работы по составлению Свода законов были поручены группе специалистов под руководством Сперанского. Прежде всего, были выявлены в архивах и расположены по хронологии все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в 51 томе «Полного собрания законов Российской империи».

Затем началась более сложная часть работы: были отобраны, расположены по определенной схеме и отредактированы все действующие законы. Иногда действующих законов не хватало для заполнения схемы, и Сперанскому с помощниками приходилось «дописывать» закон, на основании норм зарубежного права. К концу 1832 года закончилась подготовка всех 15 томов «Свода законов Российской империи». «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный, - гласила статья 1 «Свода законов». - Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам БОГ повелевает». Кодификация законов играла огромную роль в становлении внутренней политики Николая.

В первые годы своего царствования Николай не уделял особое внимание крестьянскому вопросу. Постепенно к нему стали приходить мысли что крепостной вопрос таит в себе угрозу новой пугачевщины.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым Шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 году было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев.

Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Помещики были недовольны реформой Киселева, их недовольство и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реакционная политика Николая больше всего проявилась в области просвещения и печати, ибо здесь, как он предполагал, таилась главная опасность «вольнодумства». Вместе с тем, просвещение и печать, использовались как важнейшие средства идеологического воздействия. Один за другим сыпались запреты на издание журналов. В 1837 году устанавливается проверка произведений, уже прошедших цензуру. В сфере образования, усилился контроль, за частными учебными заведениями, в которых ранее обучались многие декабристы.


  1. Попытки укрепить империю.

  1. Общественная жизнь.

1. 1825-1855 годы - правление Николая I. Царствование Николая I - период наивысшего расцвета абсолютной монархии в ее военно-бюрократической форме. В первые годы царствования Николая I его занимала мысль об освобождении крепостных крестьян, хотя, правда, новый император указом 12 мая 1826 года гласно заявил еще в начале царствования, что никаких изменений в судьбе крепостных людей не будет сделано.

Правление Николая 1 началось с суда и расправы над декабристами: 5 было казнено (Рылеев, Бестужев- Рюмин, Муравьёв- Апостол, Пестель, Каховский), 121декабрист отправлен в ссылку.


Правительство приняло ряд мер по укреплению полиции. В 1826 году было создано 3-е отделение его собственной императорского величества канцелярии – для политического сыска. Прерогативы этого отделения были огромны - оно собирало информацию о настроениях различных слоев общества, осуществляло тайный надзор за неблагонадежными лицами и печатью и пр. - это был орган личного осведомления царя обо всех происшествиях в Российской империи. Был создан отдельный корпус жандармов во главе с бароном Бенкендорфом. Преследовались малейшие проявления свободомыслия. Усиливается цензура: в 1826 году был принят новый устав о цензуре, прозванный за свою жёсткость «чугунным». Был проведен ряд реакционных мер в области просвещения и печати, ибо здесь таилась главная опасность вольнодумства. В основу системы народного просвещения был положен принцип строгой сословности. В 1828 г. был издан школьный устав, согласно которому начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословий (крестьянство) предназначались одноклассные приходские училища; 2) для средних сословий (мещан и купцов) трехклассные уездные училища; 3) для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии.

Царское правительство стремилось разработать свою официальную идеологию и внедрить ее в систему просвещения. Главным идеологом царизма стал граф Уваров, министр просвещения. Он разработал «теорию официальной народности», с главным лозунгом «самодержавие, православие, народность». По его мнению, русский народ остается верным существующим в России порядкам. Русский народ противопоставлялся революционной интеллигенции.

Главной опорой царизма были армия и чиновники. Происходит разрастание бюрократического аппарата, появляются новые министерства и ведомства. За 50 лет (с 1800 по 1850 гг.) количество чиновников увеличилось в 4 раза (до 85 тысяч). Бюрократизм в России отличался волокитой, неразберихой в делах, обычным делом были взятки.

2.

Николай I и его администрация пытались укрепить власть, чтобы исключить проникновение буржуазных идей в Россию. Назрела необходимость создания нового кодекса законов, так как последний кодекс был издан в 1649 году. За это дело взялся М.М.Сперанский. В 1832 году была закончена работа над 15 томами «Свода законов Российской империи». Глава 1 гласила: –« монархия в России - самодержавная и

неограниченная». В знак признательности за проделанную работу Николай I наградил Сперанского высшим орденом Российской империи - орденом Андрея Первозванного.

Необходимо было решать вопрос о государственных крестьянах и устройстве государственной деревни. Под руководством П.Д. Киселева началось проведение реформы управления государственной деревней (1837 год).

Киселев выступал за постепенную отмену крепостного права для крепостных крестьян. В государственных деревнях начали открываться школы, больницы, началось переселение малоземельных крестьян на новые территории – Сибирь и Урал. Широко внедрялись агротехника и посадки картофеля. Реформа Киселева была половинчатой и не устраивала ни крестьян, ни помещиков. Крестьяне мечтали получить новые земли, крепостные крестьяне - свободу, а помещики хотели оставить всё как есть. Реформа не удовлетворила никого, и была свёрнута. Деятельность многочисленных секретных комитетов и реформа П. Д. Киселева свидетельствовали о том, что перемены назрели. Но проекты реформы крепостных отношений отвергались при обсуждении в Государственном совете. Николай 1 считал, что условия для освобождения помещичьих крестьян еще не созрели. Главным средством достижения политической стабильности в его царствование оставалось укрепление военно-бюрократического аппарата в центре и на местах.

Необходимо было навести порядок в денежном обращении: рубль обесценивался, Россия была должна другим государствам 102 миллиона рублей.

Денежную реформу проводил министр финансов Е.Ф. Канкрин. В 1839 году основой денежного обращения становится серебряный рубль, уменьшилось количество бумажных денег, а инфляция снизилась. Однако результаты реформы были сведены на нет неразумной денежной политикой правительства: огромными тратами на царский двор и военными расходами. К концу правления Николая I долг России увеличился до

Е.Ф. Канкрин 280 миллионов рублей.
3.
Несмотря на преследования царских ведомств, демократическое буржуазное движение развивалось дальше. По прежнему создавались кружки, в которые входила в основном молодежь. Во 2-ой половине 20-ых годов был популярен кружок во главе с Веневитиновым (поэт и философ). Веневитинов был арестован и погиб в тюрьме. В это время начали свою деятельность Герцен и Белинский, поступив в 1829 году в Московский университет. В 1836 году в журнале « Телескоп» было опубликовано « Философское письмо» П.Я.Чаадаева. В письме он критиковал существующие в стране порядки, говорил о том, что Россия топчется на месте, а не развивается. Власть объявила Чаадаева душевно больным.

О путях развития России спорили западники (Герцен, Белинский, Грановский, Соловьев), и славянофилы (Хомяков, Киреевский, Аксаков). Западники считали, что Россия идёт по тому же пути развития, что и Европа. Они высоко оценивали личность Петра I, так как именно он начал преобразования в России по европейскому образцу. Славянофилы говорили о том, что у России свой, особый путь развития. Главные особенности России они усматривали в крестьянской общине и православной вере. Критически относясь к современному церковному устройству, они вместе с тем считали, что православие принесло в Россию тот дух братского общения и человеческой теплоты, которым отличались первые христиане. Благодаря православию и общинности, доказывали члены кружка, в России нет внутренней борьбы, все социальные группы и сословия мирно уживаются друг с другом. Преобразования Петра I оценивались критически. Считалось, что они отклонили Россию с естественного пути развития, оторвали высшие слои общества от народа, но не изменили внутренний строй страны и не уничтожили возможность возврата на прежний путь, который отвечает духовному складу всех славянских народов. Славянофилы выдвинули формулу “сила власти - царю, сила мнения-народу” (К.С.Аксаков). Это означало, что самодержавный государь должен править, согласуя свои действия с мнением народа, под которым славянофилы понимали, прежде всего, крестьянство, противопоставляя его “публике” - европеизированным верхам общества. Они выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу.

В 40-ые годы наиболее организованным был кружок М.В. Буташевича- Петрашевского. В этом кружке говорили о необходимости отмены крепостного права, введении демократических свобод. У некоторых членов кружка возникла идея организации вооружённого восстания. Активный участник кружка П.Н.Филиппов написал прокламацию « Десять заповедей», которая призывала крестьян к бунту против помещиков. В 1849 году многие участники кружка были схвачены и отправлены на каторгу. « Петрашевцев» историки называют первыми социалистами в России.

Введение

1.2 Крестьянский вопрос

2.1 Формирование революционно-демократического направления
2.2 Деятельность Белинского и Герцена в 40-е годы
2.3 Славянофилы и их противники
2.4 Общественное движение в России и революция 1848 г.
Заключение

Введение

Вступление на престол Николая I было омрачено выступлением декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Подавив это выступление, Николай I, тем не менее, сделал для себя важный вывод о необходимости решения крестьянского вопроса. Сам Николай считал реформы, в том числе и крестьянскую, назревшим делом, которую желало общество. Следует отметить, что в период 1837-1842 гг. под руководством П.Д.Киселева было проведена реформа Государственных крестьян. Однако Николай так и не решился отменить крепостное право.

Второй важный вывод состоял в том, дворянство перестало быть опорой режима. Еще Павел I и Александр I выступали против дворянского преобладания, созданного в русском обществе в XVIII веке. Отсюда стремление Николая I опереться на бюрократию, чиновничество. Годы правления Николая I ознаменовались усилением самодержавия, усложнением всех звеньев государственного аппарата, дальнейшим численным ростом и укреплением позиций бюрократии. В этой связи следует отметить губернскую реформу, проводившуюся в 30-е годы XIX века, которая сильно ограничила власть дворянства на местах. После ее проведения «дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства». Чиновник превратился в главную фигуру в провинции, оттеснив на второй план сословную знать. Перекладывание исполнительной власти на плечи чиновничества привело к его резкому количественному росту. Особое место в системе власти играла Собственная Его Императорского Величества канцелярия, В ней имелось несколькоотделений. Среди них важное место занимало III Отделение, при котором находился корпус жандармов.

Основная мысль николаевского царствования сводилась к следующему: «ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое». В этой связи можно указать на ужесточение цензурного режима и ряд мер в сфере образования и просвещения, например, ликвидация автономии университетов. В период правления Николая I Россия вела войны с Турцией и Ираном, продолжались военные действияна Северном Кавказе против горцев. В 1853 г. Россия ввязалась в Крымскую войну (1853-1856 гг.), которая имела для страны далеко идущие последствия.

1. Режим Николая I: политическая реакция и реформы. Начало кризиса николаевской империи.

После смерти Александра I, междуцарствия и жестокой расправы над восставшими декабристами на российский престол вступил брат Александра Николай I.

Николая специально не готовили к управлению такой огромной империей, как Россия. В молодости он не получил достаточного серьезного образования. Его интересовало, прежде всего, военное дело. Однако нужно отметить, что его природный ум, железная воля, любовь к дисциплине давали ему возможность достаточно эффективно управлять государством.

Правление Николая I справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории. Он прославился бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими движениями не только в России, но и в Европе.

Вступление на престол Николая I было омрачено выступлением декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

Дело декабристов имело для молодого государя, как и для всего госу­дарства, громадное значение. Оно оказало огромное влияние на всю правительственную деятельность императора Николая и очень отразилось на общественном настроении его. Император Николай I во все свое царствование помнил "своих друзей 14-го декабря" (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам, участвуя в допросах и следствии, Николай имел воз­можность вдуматься в обстоятельства дела.

Из своего знакомства с делом декабристов он вынес заключение о неблагонадежном настроении дворянства. Очень большое количество людей, участвовавших в тайных обществах, было из дворянства. Ни­колай I был склонен считать заговор 14 декабря 1825 г. сословным дворянским движением, охватившим все круги и слои дворянства. Подозревая дворян в стремлении к политическому господству в госу­дарстве, Николай постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деятелей. При Николае I была очень уси­лена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения обратились в простые исполнительные органы для мини­стерств.

Знакомясь с делами декабристов, император Николай I убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, на что жаловались декабристы, было действительным злом русской жизни. Покарав декабристов, им­ператор Николай I пришел к выводу, что правительство само должно было произвести исправление и законным путем начать реформы.

С целью успокоения общественного мнения был создан первый секретный комитет (Комитет 6 декабря 1826 г.). Перед комитетом Николай I поставил задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы "обозреть настоящее положение всех частей управления" и определить, "что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить". Комитет возглавил председатель Государственного совета, опытный и осторожный администратор В. П. Кочубей, а одним из активных его членов стал М. М. Сперанский, конституционные "мечтания" ко­торого давно исчезли, а его знания, работоспособность, вера в форму и законодательную деятельность, правительства привлекли симпатии царя.

Комитет 6 декабря регулярно работал 4 года. Его предложения о реформе центральных органов власти исходили из идеи "разделения властей", однако не для ограничения самодержавия, а для его упрочения путем более четкого размежевания функций между различными ведомствами. Проекты реформы местной администрации свелись к усилению контроля над ней как со стороны смежных ве­домств, так и со стороны центральных органов власти.

Разработанный комитетом проект закона "о состояниях" носил откровенно продворянский характер: предлагалось упразднить поло­жение петровской "Табели о рангах" о получении дворянского звания по выслуге. Для того чтобы удовлетворить другие сословия, предла­галось ограничить продажу крепостных без земли. Начавшаяся в 1830 г. революция во Франции и Бельгии, восстание в Польше напу­гали правительство и заставили его отказаться от таких умеренных реформ.

Чтобы руководить важными делами, император считал необходи­мым иметь собственную канцелярию. Началось превращение Собст­венной его императорского величества канцелярии в важнейший орган государственной власти (I отделение).

Во II-ом отделении велись все законодательные работы и через него испрашивались и получались отступления от законов или изме­нения в них по разным поводам "в порядке верховного управления".

В непосредственное заведование своей канцелярии взял Николай и высшую полицию и учредил для этого знаменитое III отделение во главе с генералом Бенкендорфом. В связи с III Отделением был уч­режден отдельный корпус жандармов с разделением всей страны на пять (а затем до восьми) жандармских округов. Новые учреждения эти выставлялись как благодетельные для "благонамеренных" обыва­телей и рассчитывали на их поддержку.

Инструкция IV отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями. В 1836 г. возникло еще и V отделение для управления государственными имуществами и казенными крестьянами (затем было учреждено особое министерство).

Составление законодательного кодекса было поручено М. М. Сперанскому. Первоначально Сперанский поставил перед собой весьмасерьезную задачу: собрать все законы и на этой основе создать новое действующее законодательство. Однако Николай 1 усложнил задачу: собрать все известные законы, издать их в хронологическомпорядке и выбрать из них действующие законы.

Сперанский провел огромную работу по выявлению, сбору и публикации всех законов. В 1830-1832 гг. было издано 45 томов "Полного собрания законов Российской империи", в которое вошло все законодательство, начиная с "Соборного уложения" 1649 г. до 1825 года, и 6 томов законов, принятых при Николае I (с 1825 по 1830 г.). Затем ежегодно публиковались тома принятых законов. Из этой массы законодательных актов Сперанский произвел отбор и классификацию действующих законов. В 1833 г. было опубликовано 15 томов "Свода законов", в котором законы были расположены по тематико-хронологическому принципу.

Принято считать, что попытка Николая усовершенствования государственного управления потерпела неудачу. Сверхцентрализация обернулась тем, что высшие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и потеряли реальный контроль за ходом дел на местах.
1.2 Крестьянский вопрос

Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Несколько раз Николай I учреждал секретные ("негласные") комитеты по крестьянскому делу. Они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалосьлежать "под сукном",ибо сам НиколайI не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка. При обсуждении в Государственном Совете законопроекта об "обязанных крестьянах" (в 1842 г.) император Николай I заявил: "Нет сомнения, что крепостноеправо в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь - было бы злом, конечно, еще более гибельным"

Указ об "обязательных крестьянах" от 2 апреля 1842 г. не отме­нял указ 1803г. "о вольных хлебопашцах", но владельцам разрешалось "заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы... помещики сохраняли принадлежащее полное право вотчинной собственности на землю... а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности". Указ 1842 г. носил толь­ко рекомендательный характер, нормы надела и повинности крестьян всецело завысили от помещика, который сохранял и полную власть над "освобожденным", "обязательным" крестьянином. Практическое значение этого указа было невелико - до реформы 1861 г. было осво­бождено несколько более 27 тысяч крестьян.

В 1837-1838 гг. для управления "государственными имуществами" (включая казенных крестьян) было учреждено особое Мини­стерство государственных имуществ; министром был назначен гуманный генерал граф П. Д. Киселев. Он настойчиво стремился к всестороннему улучшению их положения.

Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Министерство графа П. Д. Киселева заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд кресть­ян: производило размежевание земель, отводило дополнительные на­делы для малоземельных, устраивало ссудо-сберегательные кассы, школы и больницы. Реформа государственной деревни, проведенная П. Д. Киселевым, новая форма организации казенных крестьян (в том числе введение самоуправления) послужила образцом для уст­ройства помещичьих крестьян по освобождении их от крепостной за­висимости.

Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует упомянуть финансовую реформу графа Е. Ф. Канкрина, который возглавлял министерство финансов с 1824 по 1844 гг. В 1839-1843 гг. граф Е. Ф. Канкрин произвел формальную девальвацию (официальное уменьшение золотого содержания денежной единицы или понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, сереб­ру...) ассигнаций (бумажные деньги), установив, что 350 рублей ассигнациями равняются 100 рублям серебром, а затем выпустил новые бумажные деньги - "кредитные билеты", ценность которых обеспечи­валась собранным министром финансов металлическим разменным фондом.

Экономическое развитие страны заставляло правительство покровительствовать промышленности, торговле и, в конечном счете, способствовать развитию капиталистических отношений. Насажде­ние промышленности, учреждение банков, строительство железных дорог, основание технических учебных заведений, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок - все эти меры поощрения экономического развития проводились с учетом интересов помещике» и нужд самодержавия.

Военные расходы и затраты на растущий аппарат управления требовали увеличения денежных поступлений. Отсюда и принятие поощрительных мер для предпринимателей, издание покровитель­ственных тарифов. Консервативная по своим истокам политика тормозила, конечно, развитие новых процессов в экономике. Но они, тем не менее, медленно, но верно пробивали себе дорогу, углубляя кризис всей социально-экономической системы.


Министерство Образования Российской Федерации

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Кафедра Математики и естественных наук

по специальности "080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит "

Реферат

По дисциплине:

История Отечества

на тему:

" Политическая реакция и реформы Николая I "

                Выполнила: студентка Тищенко Марина Павловна
                Руководитель: Щеглова Г. Б.
Волгоград, 2011
    Введение………………………………………………………… 3
    Николай I ……………………………………………………….. 5
    Основная часть ………………………………………………… 8
    Внутренняя политика ………………………………………….. 8
    Сперанский М.М. Кодификация законов…………………... 10
    Крестьянский вопрос …………………………………………. 11
    Законодательство о крестьянах…………………………….. 12
    Деятельность Е.Ф. Канкрина ………………………………… 13
    Внешняя политика. Крымская война. ………………………. 14
    Заключение ……………………………………………… 19
    Список литературы …………………………………….. 20

Введение

XIX столетие занимает особое место в истории России. С его началом страна вступила в новый этап развития. Предшествующие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда неумолимый ход исторического процесса подверг его существование суровым испытаниям и сделал неизбежным близкое крушение всей прежней феодально-крепостнической системы.
Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ и, наконец, восстание 14 декабря 1826 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом и социально-экономическом строе России. Вторая четверть XIX столетия характеризуется нарастанием кризиса крепостнической системы, которая тормозила развитие производственных сил. В то же время уже более определенно обозначились процессы распада старых форм хозяйствования. По мере складывания внешнего рынка и расширения внешней торговли в экономике возрастал удельный вес промышленности. Мануфактура перерастала в капиталистическую фабрику.
В промышленности капиталистическая мануфактура вытесняла вотчинные и посессионные предприятия. Продукция предприятий, применявших подневольный труд, уже не могла конкурировать с изделиями заведений, основанных на вольнонаемном труде, и вследствие худшего качества и по стоимости их производства.
Самой передовой отраслью обрабатывающей промышленности становится хлопчатобумажная, которая к 1850 г. сосредоточила уже более половины всех рабочих, занятых в текстильной промышленности, причем это были большинство вольнонаемные рабочие.
Предприятия легкой промышленности превратились в фабрики, оборудованные машинами и станками. С середины 3О-х годов промышленный переворот постепенно распространяется на все отрасли текстильной промышленности. Тот же процесс наблюдается и в новых отраслях промышленности - свеклосахарной, химической, писчебумажной. Ввоз машин из-за границы за 40-ые годы возрос в 2,5 раза. Поднимается отечественное машиностроение, центром которого к середине века становится Петербург, имевший в своих пределах полтора десятка машиностроительных заводов. Началась техническая перестройка горной промышленности. Характерную эволюцию переживала мелкая промышленность. Охватывая лишь крестьян и горожан - самостоятельных товаропроизводителей, она являлась питательной средой для развития капиталистического организационного производства. Однако постепенно мелкие производители теряли свою самостоятельность, попадая под власть скупщиков и превращаясь во владельцев рассеянной мануфактуры. Другая часть крестьян, разбогатев, пополнила ряды купечества и промышленников.
В сельских хозяйствах крепостные формы так же переживали кризис. Помещичье хозяйство становилось во всевозрастающей степени товарным. В 40-50 гг. в России из среднего сбора 250 млн. четвертей на внешний рынок поступало до 50 млн. четвертей, т.е. 20% всего производимого хлеба. Из этого товарного хлеба 90% приходилось на помещичье хозяйство.
На пути подъема промышленности и сельского хозяйства стояли главные препятствия: общая экономическая отсталость страны, узость внешнего рынка вследствие низкой покупательной способности разоряющегося крестьянства, недостаток наемных рабочих, т.к. вольнонаемные рабочие на фабриках и заводах были, как правило, помещичьими или государственными крестьянами. Медленно развивалась транспортная связь, хотя на транспорте уже чувствовалось влияние новых экономических запросов. Особенно это стало заметным на водном транспорте. К середине XIX века на Волге плавало более 300 пароходов, действовали пароходные общества "Меркурий", "Самолет". Появились пароходы и на других реках. Было положено начало железнодорожному транспорту: в 1851 г. открылось движение по дороге 600 км Петербург - Москва. Началось строительство Петербург варшавской железной дороги. Усилилось строительство шоссейных дорог.
Население Российской империи к 1856 г. составляло около 72 млн. человек. Показателем неблагополучия в экономическом положении народных масс было понижение прироста населения вследствие повышения коэффициента смертности.
Основные общественные классы феодального общества переживают ускорявшийся процесс внутренней перегруппировки, которая указывала на начало распада. Многие из дворян - по паспорту становились разночинцами, мелкими чиновниками или офицерами, живущими на жалованье, учеными и техниками в промышленности.
Процесс дифференциации усиливается и в крепостной среде. Помимо того, что основная масса крестьянства в результате непомерного усиления крепостнической эксплуатации разорялась, а очень незначительная богатела торговлей, промыслами и имела возможность даже выкупаться на волю, в крестьянской среде происходили и другие изменения.
Обострение классовой борьбы во второй четверти XIX в. выражалось в антифеодальных массовых выступлений крестьянства, "бунтах" рабочих людей, военных поселян, солдат и матросов. Больше всего волнений крестьян было в барщинных имениях, т.к. в них крепостнический гнет был особенно тяжел. На протяжении всей четверти столетия крестьянское движение показывало нарастающую активность борьбы крестьян с расширением географической сферы борьбы - от центра к периферии. Наибольшего размаха оно достигает в 50-е гг.
III отделение, ведавшее "внутренними" делами при Николае 1, отмечало: "Год от году распространяется и усиливается между помещичьими крестьянами мысль о вольности" . Уничтожение крепостной зависимости становилось общим требованием бунтующего крестьянства. Николай 1 являлся выразителем интересов подавляющего большинства дворянства, которое было встревожено событиями декабрьских дней 1925 года, и боялось непрекращающихся крестьянских волнений. Николаевское царствование, начавшееся в 1825 г. кровавой расправой над декабристами на Сенатской площади в Петербурге и закончившееся в 1855 г. в трагические дни обороны Севастополя, явилось тридцатилетним периодом тяжелой борьбы прогрессивных сил страны с реакцией, борьбы с большими жертвами и лишениями, с безвременной гибелью многих выдающихся людей (Пушкина, Лермонтова, Полетаева, Белинского и многих других).
Эпоха реакции, наступившая после разгрома декабристов, была неразрывно связана с личностью нового императора.

Николай I

Будущий император Николай 1 родился в Царском Селе 25 июня (б июля) 1796 г. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Крещение новорожденного было совершено 6 (17)июля, и он был наречен Николаем - именем, которого не бывало прежде в русском императорском доме.
В роли самодержавного правителя России его никто себе не представлял, так как при двух старших братьях вступление на престол было маловероятном. Николая Павловича готовили к военной службе. И в апреле 1799 года великий князь впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка. Словом, военный обиход окружал будущего русского императора с самых первых шагов.
28 мая 1800 г. Николай был назначен шефом лейб-гвардии Измайловского полка и с тех пор носил исключительно измайловские мундиры.
Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца, убитого II марта 1801 г. в результате заговора. Вскоре после этого воспитание Николая переходит из женских рук в мужские, а с 1803 года его наставниками становятся исключительно мужчины. Главный надзор за его воспитанием был поручен генералу М. И. Ламздорфу. Вряд ли можно было сделать более неудачный выбор. По мнению современников, он не обладал не только ни одною из способностей, необходимых для воспитания особы царственного дома, призванной иметь влияние на судьбы своих соотечественников и на историю своего народа, но даже был чужд и всего того, что нужно для человека, посвящающего себя воспитанию частного лица.
Все сыновья Павла 1 унаследовали от отца страсть к внешней стороне военного дела: разводам, парадам, смотрам. Но особенно отличался Николай, испытывавший к этому чрезвычайную, иногда просто непреодолимую тягу Едва он вставал с постели, как тут же принимался братом Михаилом за военные игры. У них были оловянные и фарфоровые солдатики, ружья, алебарды, гренадерские шапочки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики. Страсть к фрунту, преувеличенное внимание к внешней стороне армейской жизни, а не к ее сути, сохранились у Николая на всю жизнь.
Как отличался в этом плане Николай от своего старого брата Александра, очаровавшего в свое время интеллектуальную европейскую элиту именно умением вести философскую беседу, поддержать самый тонкий и изощренный разговор! Николай впоследствии также обрел популярность в Европе, но благодаря совсем иным чертам: восхищались великолепием и царственностью манер, достоинством внешнего облика всевластного монарха. Восхищались придворные, а не интеллектуалы. Стремление заземлить все проблемы, сделать их более примитивными, чем они есть на самом деле, а значит, и более понятными для себя и своего окружения проявилось у Николая 1 с особенной силой в годы его правления. Недаром ему сразу так понравилась своей простотой и навсегда осталась близкой знаменитая уваровская триада - православие, самодержавие, народность.
В 1817 году он женился на дочери прусского короля Шарлотте, получившей в России имя Александры Федоровны. Период ученичества для Николая был окончен. Бракосочетание состоялось в день рождения Александры Федоровны 1 (13) июля 1817 г. Впоследствии она так вспоминала об этом событии: «Я чувствовала себя очень, очень счастливой, когда наши руки соединились; с полным доверием отдавала я свою жизнь в руки моего Николая, и он никогда не обманул этой надежды».
Сразу после женитьбы, 3(15) июля 1817 г. Николай Павлович был назначен генерал-инспектором по инженерной части. Николай имел характер жестокий и деспотичный, не любил никаких теорий и питал недоверие к научному знанию вообще.
После смерти Александра I Россия почти месяц жила без императора. По праву престолонаследия после Александра I, не оставившего потомства, Российским государем должен был стать брат покойного императора Константин Павлович. Однако в 1922 году Константин отрекся от престола в пользу младшего брата Николая, и свое отречение оформил официальным письмом к Александру I. Александр принял отречение брата, но не предал его огласке. После смерти императора Александра I великий князь Николай Павлович тотчас присягнул Константину и повелел привести к присяге все полки. Сенат также разослал указ о приведении всех чинов к присяге на верность новому императору. Тем временем в Государственном совете вскрыли пакет с отречением Константина. Принесение присяги новому императору Николаю I было назначено на понедельник 14 декабря. накануне же вечером предполагалось заседание Государственного совета, в котором император Николай желал лично изъяснить обстоятельства своего воцарения в присутствии младшего брата Михаила, "личного свидетеля и вестника от цесаревича Константина". Дело немного затягивали потому, что Михаил Павлович находился тогда на пути из Варшавы в Петербург и мог вернуться в Петербург только вечером 13 декабря. Но так как он опоздал, то заседание Государственного совета состоялось без него, в полночь с 13-го на 14-е декабря, а утром 14-го, также еще до приезда Михаила, принесена была присяга начальниками гвардейских войск, и затем эти начальники отправились в свои части приводить к присяге солдат. В церквах в то же время читался народу манифест о вступлении на престол императора Николая.
Новый государь не с полным спокойствием ждал конца присяги. Еще 12 декабря узнал он по донесению, присланному из Таганрога, о существовании заговора, или заговоров, а 13-го у него уже могли быть сведения и о том, что в самом Петербурге готовится движение против него. Петербургский военный генерал-губернатор граф Милорадович на все вопросы по этому делу отвечал успокоительно: но он не имел о заговоре правильного понятия и не считал нужным принять принудительные меры, несмотря на то что 13-го обнаружились кое-какие признаки агитации в полках. Первый беспорядок 14 декабря произошел в конной артиллерии, где офицеры и солдаты желали видеть у присяги великого князя Михаила Павловича. В городе знали, что он не присягал до того дня никому, и удивлялось его отсутствию в такую важную минуту. В это время Михаил уже приехал в Петербург; не медля он явился в артиллерийские казармы и успокоил смутившихся. Но затем пришла во дворец весть, что части гвардейских Московского и Гренадерского полков не присягнули и, увлеченные некоторыми офицерами, после насилий над начальниками, вышли из казарм и сгруппировались в две толпы на Сенатской площади близ памятника Петру Великому. К ним пристали матросы гвардейского экипажа и уличная публика. Среди собравшихся раздавалось "ура Константину Павловичу!". Против возмутившихся были поставлен всех сторон гвардейские войска, и сам император Ни) приехал на Сенатскую площадь. Попытки мирным путем ликвидировать выступления ни к чему не привели. Так популярный среди солдат герой войны 1812 года генерал – губернатор Петербурга М. А. Милорадович пытался убедить рядовых участников выступления в том, что их обманывают. Однако он был смертельно ранен Каховским выстрелом из пистолета. Натиск мятежников конной гвардии не удался: толпа устояла против скользивших по гололедице лошадей и стрельб ружей отбила атаку. Тогда Царь приказал стрелять из пушек. Под градом картечи восставшие побежали, и вскоре все было кончено.
Восстание было подавлено. Под арест взято 316 человек, начала работу следственная комиссия.
Николай лично допрашивал многих декабристов. Одних он пытался склонить к откровенным показаниям мягким обращением, на других кричал. Угодливые царедворцы, назначенные судьями, вынесли очень жестокий приговор. Пятеро декабристов (К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г Каховский) были приговорены к четвертованию. Николай заменил его на повешенье. Казнь совершилась рано утром 13 июля в Петропавловской крепости.
Николай, стремясь обнаружить все корни крамолы, углублял дело расследования до чрезвычайности. Он хотел добиться всех причин недовольства, доискаться скрытых пружин, и благодаря этому перед ним мало - помалу развернулась картина тех непорядков русской общественной и государственной жизни того времени, размеров и значения которых он и не подозревал раньше. В конце концов Николай понял, что эти не порядки значительны и что недовольство многих имело основание, и уже в первые месяцы царствования он заявлял многим лицам – в том числе и представителям иностранных дворов, - что он сознаёт необходимость серьёзных преобразований в России. «я отличал и всегда буду отличать, - сказал он французскому посланнику графу де Сан При, - тез, кто хочет справедливых преобразований и желает, чтобы они исходили от законной власти, от тех, кто сам бы хотел предпринять их и Бог знает какими средствами».

Основная часть

Внутренняя политика

Несмотря на разгром дело декабристов имело для молодого государя, как и для всего государства, громадное значение. Оно оказало огромное влияние на всю правительственную деятельность императора Николая и очень отразилось на общественном настроении его времени (поэтому-то дело декабристов пользовалось всегда большою известностью, несмотря на то, что все его подробности составляли государственную тайну). Император Николай I во все свое царствование помнил "своих друзей 14-го декабря" (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам участвуя в допросах и следствии, Николай имел возможность вдуматься в обстоятельства дела.
Из своего знакомства с делом декабристов он вынес заключение о неблагонадежном настроении дворянства. Очень большое количество людей, участвовавших в тайных обществах, было из дворянства. Николай I был склонен считать заговор 14 декабря 1825 года. сословным дворянским движением, охватившим все круги и слои дворянства. Подозревая дворян в стремлении к политическому господству в государстве, Николай постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деятелей. При Николае I была очень усилена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения обратились в простые исполнительные органы для министерств.
Знакомясь с делами декабристов, император Николай I убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, на что жаловались декабристы, было действительным злом русской жизни. Покарав декабристов, император Николай I прекрасно понимал необходимость и неизбежность реформ.
Большинство современников видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли, ослепленного самовластием деспота. Так считали видные общественные деятели Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и другие. По мнению А. Е. Преснякова, Николай Павлович "считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на все его приказы только одним словом "слушаюсь". Другие историки отмечают, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по-своему радел о благе России.
С целью успокоения общественного мнения был создан первый секретный комитет (Комитет 6 декабря 1826 г.). Перед комитетом Николай I поставил задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы "обозреть настоящее положение всех частей управления" и определить, "что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить". Комитет возглавил председатель Государственного совета, опытный и осторожный администратор В. П. Кочубей, а одним из активных его членов стал М. М. Сперанский, конституционные "мечтания" которого давно исчезли, а его знания, работоспособность, вера в форму и законодательную деятельность, правительства привлекли симпатии царя.
Комитет 6 декабря регулярно работал 4 года. Его предложения о реформе центральных органов власти исходили из идеи "разделения властей", однако не для ограничения самодержавия, а для его упрочения путем более четкого размежевания функций между различными ведомствами. Проекты реформы местной администрации свелись к усилению контроля над ней как со стороны смежных ведомств, так и со стороны центральных органов власти.
Разработанный комитетом проект закона "о состояниях" носил откровенно продворянский характер: предлагалось упразднить положение петровской "Табели о рангах" о получении дворянского звания по выслуге. Для того чтобы удовлетворить другие сословия, предлагалось ограничить продажу крепостных без земли. Начавшаяся в 1830 г. революция во Франции и Бельгии, восстание в Польше напугали правительство и заставили его отказаться от таких умеренных реформ.
Личную волю Николая I стала проводить в жизнь специально созданная Собственная его императорского величества канцелярия, разделённая на шесть отделений.
Император
Сенат Государственный совет
Прежние министерства

Три первых отделения были учреждены в 1826, а четвертая – в 1828 г. Первое отделение ведало непосредственные распоряжения государя и рассматривало прошения, подаваемые на его имя. Второе отделение – заменило прежнюю Комиссию составления законов и занималась приведением в порядок действующих законов. Этим отделением приготовлены были Полное Собрание Законов, Свод Законов и Уложение 1845 года. Третье отделение представляло высшую полицию; круг его ведомства: секты и расколы; фальшивомонетчики; лица подозрительные в политическом отношении; периодическая печать; кроме того, оно ведало театральную цензуру, дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами. Четвертое отделение ведало учреждения, находившиеся под управлением императрицы (ныне Ведомство императрицы Марии): женские учебные заведения, воспитательные дома, дома трудолюбия, опекунский совет. Пятое и шестое отделения (управление казенными крестьянами и Закавказским краем) учреждены были одновременно и вскоре закрыты.

Сперанский М.М. Кодификация законов

Практически сразу же после вступления на престол по распоряжению Николая I было сформировано 2-е отделение царской канцелярии для систематизации и публикации законов Российской империи. Руководителем кодификационных работ царь назначил М. М. Сперанского.
Оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу не возможно решить без четко составленных законов. Со времени Соборного уложения 1649 года накопились тысячи манифестов, указов и «положений», которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Разобраться в них мог только очень опытный юрист. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность правительства, создавало почву для злоупотреблений чиновников.
Сперанским был составлен план работ не только по кодификации прежнего законодательства, но и по частичному его улучшению и обновлению. Работы, согласно плану Сперанского, должны были пройти в три этапа:
собрание и издание всех законов с 1649 года в хронологическом порядке;
издание Свода действующих законов в предметно-систематическом порядке без исправлений;
составление Уложений действующих законов с изменениями, дополнениями, улучшениями в соответствии с практикой законодательства.
Обширная архивная работа была проделана Сперанским за 6лет. Впервые все обилие законов, начиная с Соборного уложения 1649 года, было собрано по архивам, переписано современным языком, разбито по разделам и отраслям права. Редактирование заключалось в устранении противоречий между ними. Иногда действующих законов не хватало для заполнения схемы, и Сперанскому со своими помощниками приходилось «дописывать» закон на основании норм зарубежного права. Результатом этой работы явилось издание 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода законов Российской империи». В первый том «Свода» были включены законы, касающиеся высших, центральных и местных органов власти. «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный, - гласила статья «Свода законов». – Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает».
Все действующие законы были сведены в две основные группы: законы государственные и законы гражданские. Первые определяли положение верховной власти (основные законы), государственных установлений (правительственные учреждения, центральные и областные), действия государственной власти и её органов; отношение к ним населения. К этой же группе принадлежали законы о состояниях (сословия), о благочинии (полиция), об уголовных преступлениях (нарушения установленного порядка). Другая группа определяла гражданские права российских подданных и охранение этих прав: семейное право (отношения между членами семьи; завещания, наследование), права имущественные, частный кредит (вексельное право, долговые обязательства), торговлю, промышленность, взыскания по нарушению принятых на себя обязательств и прочее.
19 января 1833 года «Свод законов» был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. Этот «Свод» немедленно вступил в действие, затронул жизнь миллионов людей и облегчил ее, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. По мысли Сперанского, «Собрание» и « Свод законов» должны были стать основой для создания нового уложения. По ряду причин замысел Сперанского не был осуществлен, третьему этапу суждено было долго оставаться не реализованным.
Однако проделанный Сперанским грандиозный труд в дальнейшем послужил основой для последующих реформаторов.

Крестьянский вопрос

Важнейший результат деятельности комитетов, составленных для устройства крестьянского населения, состоял в учреждении особого управления государственных крестьян. Чтобы приготовить развязку крепостного вопроса, правительство Николая задумало облегчить ее косвенным средством, дать казенным крестьянам такое устройство, которое, подняв их благосостояние, вместе с тем служило бы и образцом для будущего устройства крепостных крестьян. Казенных крестьян, сказал я, считалось тогда миллионов 17 - 16, если исключить из них дворцовых. Кроме земель, которыми пользовались эти крестьяне, в непосредственном обладании казны было еще множество ненаселенных земель и лесов; такой считалось около 90 млн десятин, а казенного леса - около 119 млн десятин. Прежде казенные крестьяне, как и земли с лесами, ведались в особом департаменте министерства финансов; теперь решено было выделить этот громадный государственный капитал в особое управление. Министерство финансов, занятое другими делами и преследовавшее одну цель - извлечение из всех статей наибольшего дохода, не могло надлежавшим образом следить за бытом казенных крестьян, вот почему они оставались без защиты в руках дворянской администрации, которая эксплуатировала их в пользу помещичьих крестьян. Самые тяжелые натуральные повинности складывали на крестьян казенных, щадя помещиков. Благодаря всему этому быт казенных крестьян расстроился; они обеднели и стали тяжелым бременем на плечах правительства. Каждый неурожай заставлял казну выдавать огромные суммы на пропитание этих крестьян и на обсеменение полей.
Итак, казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов - 1843 г. и следующие - не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Законодательство о крестьянах.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т.д.
Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля 1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика воспользовались этим законом.
По крестьянскому вопросу издан был ряд других законов, которые частью выработаны были комитетами. Я могу только перечислить важнейшие из них; не определяя размера работ крестьян на землевладельцев, закон не определял размера обязательного участка земли, какой должен помещик давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда происходили печальные недоразумения. В 1827 г. кой должен помещик давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда происходили печальные недоразумения. В 1827 г. брать в казенное управление или же предоставлять таким крепостным крестьянам право перечисляться в свободные городские состояния. Это был первый важный закон, которым правительство наложило руку на дворянское право душевладения. В 40-х годах издано было частью по внушению Киселева еще несколько узаконений, и некоторые из них столь важны, как закон 1827 г. Так, например, в 1841 г. запрещено было продавать крестьян в розницу; в 1843 г. запрещено было приобретать крестьян дворянам безземельным; таким образом, безземельные дворяне лишались права покупать и продавать крестьян без земли; в 1847 г. было предоставлено министру государственных имуществ приобретать на счет казны население дворянских имений. Киселев еще тогда представил проект выкупа в продолжение 10 лет всех однодворческих крестьян, т. е. крепостных, принадлежащих однодворцам, известному классу в южных губерниях, которые соединили в себе некоторые права дворян с обязанностями крестьян. (Платя подушную подать, однодворцы как потомки бывших служилых людей сохранили право владеть крепостными.) Этих однодворческих крепостных Киселев и выкупал по 1/10 доле в год. В том же 1847 г. издано было еще более важное постановление, предоставлявшее крестьянам имений, продававшихся в долг, выкупиться с землею на волю. Наконец, 3 марта 1848 г. издан был закон, предоставлявший крестьянам право

Деятельность Е.Ф. Канкрина

В 1825 году внешний долг России достигал 102 миллионов рублей серебром. Страна была наводнена бумажными ассигнациями, которые правительство, пытаясь покрыть военные расходы и платежи по внешнему долгу. стоимость бумажных денег неуклонно падала.
Не задолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого экономиста Егора Францевича Канкрина. Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах. Но он трезво оценивал возможности экономики крепостной России и считал, что правительство должно исходить именно из этих возможностей. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию товары. Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.
Как раз на кануне назначения министром Канкрина был отменен либеральный таможенный тариф 1819 г., и правительство на этот раз надолго возвратилось к протекционизму. Новый тариф 1822 г. выработан был при содействии Канкрина. И во все времена его правления министерством протекционная система
и т.д.................

30-летнее царствование (1825-1855) брата Александра I, императора Николая Павловича, или Николая I, явилось апофеозом самодержавной России, высшей ступенью традиционного общества в его поздней, относительно цивилизованной и притом военно-полицейскобюрократической форме. Сам император Николай Павлович представляет наиболее сильную и колоритную личность из поздних русских императоров (со времен смерти его бабушки Екатерины Великой и до революции), с железной волей, царственным обаянием и блестящими манерами, олицетворявшими (наряду с ослеплявшим иностранцев своим великолепием императорским двором) внешний блеск великой империи, превосходный актер, умевший надевать множество масок, притом педантично точный, суровый солдафон, фанатик идеи легитимного самодержавия.

Основное содержание внутренней политики Николая I сводится к следующему:

Несомненные позитивы:

1. Кодификация законов (представлявших ранее бесформенное нагромождение), выполненная М.М. Сперанским, и упорядочение работы государственного аппарата.

2. Развитие технического образования, основание первых в России технических вузов.

3. Денежная реформа министра финансов Е. Канкрина с переходом на серебряный стандарт рубля, укрепившая его стабильность.

4. Облегчение положения государственных крестьян (реформа П. Киселева).

5. Покровительство национальной культуре (Пушкину, Глинке и др.).

«Обнуленный» позитив - 6. Неоднократные попытки приступить к отмене крепостного права посредством созывавшихся 7 раз секретных комитетов, нереализованные из-за сопротивления дворянства и косности высшей бюрократии.

Противоречивые черты:

7. Политическая реакция после подавления восстания декабристов, с которого началось царствование Николая, и усмирения Польского восстания 1831 г. Реакция выразилась в первую очередь в подавлении любого инакомыслия, ужесточении цензуры и политических репрессий. Возобновилось применение смертной казни, ранее не применявшейся 50 лет (со времен Пугачевского бунта и до путча декабристов). Когда же «крамола» не подпадала под уголовную статью, изобретались иные меры воздействия, яркий пример - дело П. Чаадаева. Западник, друг Пушкина, разошедшийся с ним политически, т. к. Пушкин стоял на патриотических позициях, Чаадаев в 1836 г. опубликовал по недосмотру цензора статью с огульной критикой российской истории, культуры, религии и традиций; вместе с тем она не содержала формулировок, которые прямо подводили бы автора под суд. Тогда Чаадаев был объявлен психически больным. Так Николай I выступил «новатором» в методике репрессий и намного предвосхитил в этом поздних советских лидеров, отправлявших в психбольницы диссидентов.



Особенно усилилась реакция в последние годы царствования Николая, после революционных событий 1848 г. в странах Европы. В частности, был резко ограничен прежде свободный выезд за границу (в основном только для дипломатов) - по сути дела, впервые воздвигнут «железный занавес» между Россией и Европой, так что и в этом Николай далеко опередил руководителей СССР.

8. Создание тайной политической полиции - Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и подчиненного ему корпуса жандармов (1826, первый шеф - генерал граф А.Х. Бенкендорф), прозванных «голубыми мундирами», для борьбы с революционным и иным оппозиционным движением. Она имела огромные полномочия (вплоть до проверки личных писем) и была подчинена лично императору и следила за всеми подданными империи.



9. Поворот от петровской идеологии «учиться у Европы» к националистическому курсу, выраженному в девизе «Православие, самодержавие и народность» (формула, изобретенная министром просвещения графом С. Уваровым) и охранявшему консервативные устои русской жизни. Причиной такого поворота, как и «железного занавеса», послужило опасное для монархии влияние революционных и либеральных тенденций Запада, начавшееся со времен Французской революции. С одной стороны, эта идеология была отчасти предвосхищена Отечественной войной с Наполеоном и направлена на возрождение патриотического самосознания, во многом утраченного верхними слоями общества в результате повального и некритического увлечения всем западным и особенно французским со времен Петра. (В частности, Николай обязал дворян говорить при дворе по-русски, т. к. многие из них уже забыли родной язык). С другой стороны, отгораживание от Европы «железным занавесом» хотя и не достигало такой степени конфронтации, как во времена «Москвы - Третьего Рима», поскольку диктовалось уже не религиозным фанатизмом, а вполне прагматическими мотивами (в частности, сохранились научно-технические и деловые контакты с Западом, обучение молодежи иностранным языкам), но все же способствовало частичной консервации страны.

В общем и целом большинство историков сходятся в признании николаевской эпохи временем упущенных возможностей по модернизации страны - и не только по причине личного консерватизма императора, но и косности правящей бюрократии и дворянства, - ведь это они в итоге «спустили на тормозах» все инициативы царя по вопросу об отмене крепостного права. Отвергая ложный однозначно негативный стереотип в отношении Николая I, созданный либеральной и революционной историографией (начиная с А. Герцена) и закрепившийся в советскую эпоху, следует признать и другое. При всех незаурядных личных качествах Николая - безусловно самого крупного и колоритного из русских императоров после Петра и Екатерины, и при всех позитивных новациях они все же имели частный характер. За покорявшим людей царственным имиджем Николая и внешним блеском его империи, начиная с ослепительного придворного великолепия и кончая армией, вымуштрованной палочной дисциплиной до акробатического искусства на парадах, и за внешне идеальным бюрократическим механизмом крылись изжившие себя сословно-крепостнические пережитки, а главное - растущее экономическое, техническое и военное отставание от Европы, в которой уже произошел промышленный переворот, господствовали машинное производство, железные дороги, паровой флот и нарезное оружие, тогда как у нас все эти процессы находились еще в начальной и крайне замедленной стадии, поскольку тормозились нехваткой свободных рабочих рук в условиях крепостного права. Все это дало повод упоминавшемуся революционному публицисту А. Герцену, при всей его тенденциозности, весьма удачно назвать николаевскую Россию «империей фасадов».

Основными направлениями внешней политики Николая I стали:

1) экспансия на Восток и Юг;

2) борьба с революционным движением в Европе, результатом которой стало превращение России в «жандарма Европы» (образное выражение К. Маркса), что еще более усилило враждебность со стороны передового европейского общественного мнения и ее международную изоляцию, приведшую к драматической развязке в Крымской войне.

Хроника основных событий внешней политики такова:

1828-1829 - присоединение Восточной Армении и Северного Азербайджана в результате победоносных войн с Турцией и Персией (Ираном).

1831 - Польское национально-освободительное восстание и его подавление.

1834-1859 - истребительная война за покорение Северного Кавказа (во многом аналогичная недавней войне в Чечне) с племенами горцев во главе с Шамилем (закончилась победой уже после смерти Николая).

1849 - военная интервенция в Венгрию и подавление революции в ней, спасшее от развала и гибели Австрийскую монархию, что обернулось позднее против самой России.

Печальным итогом царствования Николая явилась Крымская война (1853-1855), ставшая результатом его стремления к окончательному сокрушению и разделу некогда грозной для Европы, а к тому времени одряхлевшей мусульманской Османской (или Оттоманской) империи (Турции). Вопреки расчетам Николая, на ее защиту выступили Англия и Франция (и даже спасенная им от развала Австрия заняла враждебную позицию). В этом проявилась международная изоляция России, внешнеполитические амбиции которой давно вызывали общее недовольство. Несмотря на победы над турками (в частности, разгром турецкого флота при Синопе) и длившуюся почти год героическую оборону Севастополя от англичан и французов под руководством адмирала П.С. Нахимова, война закончилась поражением и (уже после смерти Николая, по условиям мирного договора 1856 г.) потерей Россией Черноморского флота.

Крымская война наглядно и беспощадно обнажила экономическую и военно-техническую отсталость России от ведущих стран Европы. По выражению А. Тютчевой, «вся великолепная фантасмагория царствования Николая развеялась как дым», что стало причиной его преждевременной смерти (еще до окончания войны). Ореол непобедимости самодержавно-крепостнической России рассеялся. В результате поражение в Крымской войне стало решающим толчком к Великим реформам следующего царствования.



Вверх