Развивался слух. Музыкальный слух: мифы и реальность. От чего зависит чистота пения

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление ис­ключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учереждение дополнительного образования

Муниципального образования город Ирбит

«Ирбитская музыкальная школа»

Методическое сообщение на тему:

Музыкальный слух –

направления и методы его развития

Разработчик: Головкина В.А.,

преподаватель фортепиано

Ирбит 2016

Музыкальный слух –

направления и методы его развития.

«Антислуховая» педагогика – это движения по наименьшему сопротивлению, используя память рук и глаз».

Б.Теплов

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха. Хорошо развитый слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможность чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки (при пении или при игре на инструменте). Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития практически безграничны. Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.
Успешное развитие слуха зависит от многих факторов, но особенно - от своевременного, как можно более раннего, погружения в мир музыки. Создатель всемирной фирмы «Sony» Масара Ибука в своей книге «После трёх уже поздно» говорит о необходимости правильного воспитания с самого раннего детства. Он предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что, то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи.

Опыт педагога-теоретика из Тамбова М.В. Кушнира также подтверждает опыт японского исследователя. Своего ребёнка он начал учить музыкальному языку с грудного возраста. С первых дней его сын имел возможность слушать классическую музыку, через тактильные ощущения воспринимал ритм. Через несколько лет он мог спеть ту музыку, которую слышал в грудном возрасте. М.В. Кушнир убеждён, что у каждого ребёнка музыкальный багаж должен накапливаться с самого раннего детства, как это было в любой дворянской семье (пение колыбельных, музицирование). М.В. Кушнир создал в своём классе музыкальный багаж искусственно.

Свойства и виды музыкального слуха.

Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Различают 2 разновидности музыкального слуха:

  1. Способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух;
  2. Способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки - внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление.

Деление музыкального слуха на внешний (как восприятие) и внутренний (как представление музыкального материала) соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно - восприятию явлений и предметов и представление их.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов:

  • звуковысотный,
  • мелодический,
  • полифонический,
  • гармонический,
  • тембро -динамический.
  • внутренний (музыкально-слуховые представления).

Безусловно, если один из видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу почувствовать. Мелодический, гармонический, темброво-динамический слух надо воспитывать и развивать. Существует ещё и вокальный слух, то есть способность правильно интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом.

Звуковысотный слух

По словам Теплова, «не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты».

Звуковысотный слух развивается в процессе занятий, работы над произведением. В значительной степени влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. При правильном подходе к начальному обучению можно воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства.

Условия развития:

  • Настроенный инструмент даёт чувство стройности.
  • Вокал даёт чувство высоты (действенное средство). Подпевание - форма проявления слуховых представлений. Как метод самонаблюдения при выраженном сопении, гудении.

Методы:

  • унисон с инструментом;
  • дублирование голосом играемой мелодии во время игры (Щапов);
  • пропевание одного из 2-х, 3-х, 4-х голосов (Бах). Профессор Санкети развил свой слух до абсолютного;
  • небыстрое чтение с листа с одновременным определением на слух

интервалов, аккордов;

  • чередование пения и игры по фразам (Нейгауз);
  • пропевание целиком основных тем и мотивов до непосредственного воплощения на клавиатуре.

Мелодический слух.

Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Хотя чистота интонирования, точность воспроизведения и восприятия звуковысоты музыкальной мысли необходима.

  1. Интонация - это осмысление звучания. Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов).
  2. «Интервал - наименьший интонационный комплекс» (Б.В. Асафьев). Мелодический интервал - это та или иная степень напряжения.
  3. Мелодический рисунок должен быть пережит. Он воспринимается через ощущение его и упругости, сопротивляемости, психологической весомости.

а) близкий или далёкий;

б) консонанс или диссонанс;

в) в пределах лада или «вне его» (Савшинский).

Слышание продольных (горизонтальных) интонационно-интервальных строений, т.е. «музыкальных слов» (мотивов) - один из важных аспектов развития мелодического слуха

  1. Восприятие мелодического целого.

Фортепиано требует сильного, яркого, воссоздающего слухового воображения. Поэтому мыслить и действовать надо так, «чтобы малое вбиралось большим, большее – еще более значимым, чтобы частные задачи подчинялись центральным» (Баренбойм). «Продольное слышание – горизонтальное мышление» (К.Игумнов).

Вот как рассказывает Майкапар об игре А.Рубинштейна: «Огромное построение фраз, при всей ясности входящих в его состав мотивов, мелодий, частей, объединялись у него в одно неразрывное целое, как одна фраза колоссального объема».

Л.Оборин ценил в игре «напряжение от звука к звуку, рельеф контура мотива, искренность, но не вседозволенность».

Творческое начало – одно из национальных черт русской фортепианной школы. Я.Флиер рекомендовал петь не только мелодию, но и другие детали фактуры, приближая их к звучанию человеческого голоса.

Методы и приёмы:

а) Проигрывание мелодии без сопровождения.

б) Восприятие мелодии на более простом сопровождении (Гольденвейзер).

в) Исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии, желательно «про себя».

г) Рельефное, укрупненное по звуку проигрывание мелодии на РР в аккомпанементе (Н. Метнер).

Д.Асафьев требовал от слуха ежеминутного осознания логики развертывания звучащего потока, через интонацию, смысл, живую речь.

Полифонический слух.

Лишь тогда, когда каждый голо, в своих повышениях понижениях, поет самостоятельно, самостоятельно делает свои акценты, самостоятельно декламирует музыкальную мысль – лишь «тогда начинает светиться душа рояля» (Мартинсен).

Полифоническое ухо необходимо всюду, т. к. умение воспринимать и оперировать несколькими музыкальными линиями требуется в любой форме или жанре. Важен объём слухового внимания, его устойчивость и распределяемость.

Одни из главных заповедей:

  1. Умение оттенить, высветить отдельные элементы звуковых конструкций.
  2. Не дать «слипнуться», спутаться нитям музыкальной ткани.

«Звуковая перспектива» по Флиеру и Игумнову, как у художников: передний план, фон, линия горизонта не только в полифонии, но и в гомофонии.

Методы и приёмы:

г) Исполнение вокальным ансамблем полифонических произведений.

Все фуги пелись в классе Н. Метнера.

д) Проигрывание целиком с показом насыщенно одного из голосов, другие затушёвывая.

Гармонический слух.

Музыкальное развитие детей, их слуховая готовность требует тактильных ощущений, т.е. практического погружения в мир гармонии. Наступает момент, когда необходимо перейти от образно-теоретического освоения гармонии к практическому, иначе гармония окажется лишь теоретическим предметом, а это может затормозить музыкальное развитие ученика. Требуется обратная связь, которая рождается лишь при игре на инструменте: «слышу - осязаю».

Гармонический слух - это проявление слуха к созвучиям: комплексам различной высоты в их одновременном сочетании. Сюда входят: умение отличить консонирующие от диссонирующих созвучий; слуховое «небезразличие» к ладовым функциям аккордов и их тяготениям; разборчивость на части правильных и фальшивых аккомпанементов. Всё это требует работы по формированию таких умений и навыков.

Механизм формирования гармонического слуха:

а) Восприятие ладовых функций аккордов;

б) Восприятие самого характера звучания вертикали. Аккордовая вертикаль. Повторение, освоение ведёт к образованию представлений. Через оседание и закрепление в слуховом сознании аккордовых формул и формируется гармонический слух.

Пристальное «всматривание» в ладогармонические связи, соединенные последования в процессе длительных контактов «просвещают» и окультуривают гармоническое ухо.

«Знание законов тональностей и интервалов, угадывание аккордов и голосоведения – дают музыкальный талант» (Н. Римский-Корсаков).

Приёмы и метода развития:

  1. Проигрывание в медленном темпе с вслушиванием до понимания склада композиции, её модуляционного плана, мелодического и гармонического содержания, выводя из этого фразировку, оттенки, педаль и т.д.
  2. Извлечение их произведений «спрессованных» гармоний и последовательное, «цепочечное» проигрывание их на клавиатуре (Оборин, Нейгауз).
  3. Арпеджированное исполнение новых или сложных аккордовых образований. Метод дробления, упрощения.
  4. Варьирование, видоизменение фактуры при сохранении гармонической основы.
  5. Подбор гармонического сопровождения к мелодиям, игра с листа цифрованного баса.

Так как методик по развитию гармонического слуха мало, каждый продвигается как может. Это и цветные ступени гамм, затем на такого же цвета карточках картинки для интервалов, аккордов.

Придумываются всевозможные игры (слуховые, зрительные, образные), примерно в следующей последовательности:

  1. Интервалы.
  2. Трезвучия (TDT, TST). Играть секвенционно, по диатоническим и хроматическим ступеням гаммы.
  3. Гармонические последовательности, осуществляя соединения по общему звуку.
  4. Разные виды фактурной фигурации в жанрах марша, вальса, польки и

т. д. Аккорды двумя или одной рукой, разбивая их.

  1. D и его обращения с разрешениями на слух, называя ноты, по секундам секвенционно.
  2. Подбор мелодии, с аккомпанементом или с использованием готовых мелодий в песенниках и подбором к ним сопровождений.

Тембро-динамический слух.

Это высшая форма функционирования музыкального слуха. Для тем- бро-динамики имеются значительные возможности в исполнительстве. Этот вид важен во всех видах музыкальной практики, начиная со слушания музыки, но особенно в исполнительстве. Важно, чтобы ученик слышал музыку темброво: звук тёплым - холодным, мягким - острым, светлым - тёмным, ярким - матовым и т. д.

Определить, конкретизировать художественные требования к звуку - главная задача педагога. Метафора, ассоциация образа, меткое сравнение способствуют развитию слухового воображения. Если сталкиваешься со слабо развитым тембро-динамическим слухом ученика - следует проигрывать пьесу с утрированием нюансировки. Больше играть с оттенками, искать тончайшие нюансы, слухом вытягивать желаемое звучание.

Внутренний слух.

Это музыкально-слуховые представления. Развитие этого вида слуха - одна из главных и очень важных задач:

  1. «Способность к мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента или голоса». (Римский- Корсаков).
  2. Способность произвольного, не скованного обязательной опорой на внешнее звучание, оперирования слуховыми представлениями.
  3. Исполнительский внутрислуховой образ - это новообразование, а не простая копия звучания. Поэтому важно с первых шагов уделять внимание подбору: вижу-слышу, слышу - представляю движение. Играть мысленно - значит думать. (А.Рубинштейн). Также уместна игра без инструмента.

Приёмы развития:

  1. Подбор по слуху, транспонирование.
  2. Исполнение в замедленном темпе с установкой на предслышание последующего материала.
  3. Проигрывание способом «пунктира»- фраза вслух, фраза « про себя» и при этом сохранять слитность движения.
  4. Беззвучная игра на клавиатуре - пальцы слегка дотрагиваются до клавиш.
  5. Прослушивание малоизвестных сочинений с прочитыванием текста одновременно.
  6. Освоение музыкального материала «про себя».
  7. Выучивание пьесы или его отдельного куска глазами наизусть, а лишь затем его осваивать на клавиатуре.

Экскурс в историю.

Если слегка углубиться в историю музыкального воспитания, то необходимо отметить, что придворные, служившие при дворах вельмож и королей, были обязаны иметь музыкальное образование, т. к. им постоянно приходилось петь с листа и играть на различных инструментах. В исполнителях же ценилось прежде всего умение импровизировать. В России музыкальное воспитание вводиться как обязательная дисциплина в учебных заведениях с конца XVIII - начала XIX века. Появляются частные учителя. В Петербурге - Рангоф; Гнесины - в Москве; Майкапар - в Твери.

Музыкальная школа старого типа не разграничивала подготовку любителей и будущих профессионалов. Постепенно положение меняется.

Отходят в сторону музыканты умеющие почти всё. Приходит время специалистов узкого профиля. Сейчас мы опять возвращаемся к дифференцированному подходу воспитания детей. Но слуховым навыкам внимание уделяется в разных местах по-разному. Развитие же слуха, по словам Р.Шумана, самое важное.

Развитие навыков с развитием слуха и есть обучение. От слухового воображения зависит все. Творческая работа труднее механической, тренировать ухо труднее, чем тренировать пальцы (Игумнов).

«Ученик окажет себе очень хорошую услугу, если он не устремится к клавиатуре до тех пор, пока не осознает каждой ноты, секвенции, ритма, гармонии и всех указаний, имеющихся в нотах». (И.Гофман).

Литература:

  1. Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978г.
  2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.
  3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002г.
  4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984г.
  5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.

Как часто мы слышим от взрослых, состоявшихся людей, что у них совершенно нет слуха или что им медведь на ухо наступил. Но действительно ли музыкальный слух является исключительно врождённым качеством или его всё-таки можно развить даже не в самом юном возрасте?

Музыкальный слух – исключительно человеческая способность воспринимать, воспроизводить и сочинять музыкальные композиции. Многие люди считают, что если они не умеют правильно петь или не могут научиться играть на музыкальных инструментах, значит, у них нет музыкального слуха. Действительно ли это так? Давайте разберемся.

Можно ли вообще развить музыкальный слух, если врожденного таланта у человека нет?

Оказывается, музыкальный слух, как и любая другая способность человека, подвергается развитию и тренировке. Работа слуха заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой. То есть «наличие» музыкального слуха это применение определенных знаний на практике плюс развитая слуховая память.

Отсутствие же музыкального слуха в подавляющем большинстве случаев говорит лишь о том, что у человека нет знаний об основных аспектах музыкального образования. В любом возрасте можно научиться петь и играть на музыкальном инструменте. Возрастные особенности развития слуха лишь в том, что в более раннем возрасте развить в себе музыкальные способности гораздо легче, чем в более зрелом. В принципе, это касается не только музыкального образования и развития музыкального слуха, как мы все знаем, быстрее учатся любому интересному занятию дети, будь то катание на коньках или езда на велосипеде, чем взрослые. Но развить музыкальный слух можно в любом возрасте, все зависит от вашего трудолюбия, желания и терпения.

Методика развития музыкального слуха включает в себя совершенствование несколько видов слуха. Для того чтобы развить музыкальный слух, научиться красиво петь и слышать структуру музыкальных мелодий следует развивать такие виды слуха как ритмический, мелодический и внутренний.

  1. Ощущение ритма и темпа мелодии является слухом ритмическим. Для развития ритмического слуха читайте стихи по слогам под музыку, танцуйте и пойте под хорошо знакомую простую мелодию.
  2. Мелодический слух это восприятие и понимание структуры мелодии, ее организации, это осознание движения музыки.
  3. Внутренний слух - это способность представлять в сознании, в мыслях музыкальные композиции, слышать их внутренне и воспроизводить по памяти. Для развития мелодического и внутреннего слуха следует заняться такой учебной дисциплиной как сольфеджио. Запись к музыкальному педагогу в этом случае необходима. Сольфеджио включает в себя пение мелодий, интервалов, ладов, гамм и аккордов. Также вы научитесь запоминать звучание мелодий, определять на слух интервалы и ритмические композиции, и писать ноты на слух – преподаватель играет мелодию, а вы стараетесь разобрать ее по нотам.

Если у вас нет возможности записаться к профессиональному педагогу музыкального образования, то для развития музыкального слуха можно использовать специализированные интернет-сайты, например, muz-urok или earmaster, или программы для развития музыкального слуха – Noteris, Ухогрыз и т.п.

И главное, так как развить музыкальный слух не получится за один-два дня, вам следует систематически (каждый день!) этим заниматься в течение, по крайней мере, одного года. Слушайте красивые качественные мелодии, старайтесь повторять те же музыкальные ноты за профессиональными исполнителями, слушайте, запоминайте и воспроизводите музыку. Любой слух подвергается совершенствованию и развитию. Умение слышать и воспроизводить музыкальные композиции зависит только от вашего желания и работоспособности.

Природа музыкального слуха

Разновидности музыкального слуха

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:

Развитие музыкального слуха

Самым непосредственным образом развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина - сольфеджио . Однако, наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать в том числе и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца .

Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев, большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях - предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.

В настоящее время уже создано несколько компьютерных программ («Ear Master Pro», «Музыкальный Экзаменатор», комплект «Музыкальные Аркады», «Ухогрыз» и др.), которые предназначены для самостоятельных занятий по развитию музыкального слуха. Но программы эти, конечно, следует рассматривать лишь только в качестве дополнительного пособия к занятиям по развитию музыкального слуха, которые проводятся под наблюдением опытных и квалифицированных преподавателей.

См. также

Примечания

Литература

  • Майкапар С. М. , Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития, М., 1900, П.,. 1915.
  • Мальцева Е. , Основные элементы слуховых ощущений, в кн.: Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып. 1, М., 1925.
  • Теплов Б. , Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947.
  • Hазайкинский Е. , О психологии музыкального восприятия, М., 1972.
  • Гарбузов Н. , Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948.
  • Карасёва, М. В. «Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха». М., 1999 (2-е изд. 2002).
  • Старчеус М. С. Слух музыканта. - М.: Моск. гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003.
  • Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. - М.: Таланты-XXI век, 2004.
  • Stumpf С. , Die Anfänge der Musik, 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927).
  • Штумпф К. , Tonpsychologie, 1883, Bd. 1, 1890, Bd. 2 («Психология музыкальных восприятий»).
  • Meyer M. F. , Contributions to a psychological theory of music (1901).
  • Мейер М. , The Musician"s Arithmetic (1929).
  • Мейер М. , How we hear: How tones make music (1950).

Ссылки

  • «Виды музыкального слуха» на сайте «Музыканты о классической музыке и джазе»
  • «MusTeacH - бесплатная онлаин программа для развития музыкальных способностей»

Категории:

  • Музыкальные термины
  • Музыкальное образование
  • Акустика
  • Способности
  • Музыковедение
  • Психология восприятия
  • Музыкальная эстетика
  • Эстетика
  • Культурология

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Аллюр
  • Басс, Анетта Яковлевна

Смотреть что такое "Музыкальный слух" в других словарях:

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ - (англ. music hearing) звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая …

    слух музыкальный - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды музыкального слуха: абсолютный способность определять абсолютного высоту музыкальных звуков; относительный определение… … Энциклопедический словарь

    слух - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? слуха и слуху, чему? слуху, (вижу) что? слух, чем? слухом, о чём? о слухе; мн. что? слухи, (нет) чего? слухов, чему? слухам, (вижу) что? слухи, чем? слухами, о чём? о слухах восприятие органами… … Толковый словарь Дмитриева

    слух - слуха, м. 1. только ед. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки, способность слышать. Ухо – орган слуха. Острый слух. «До слуха его долетел хриплый крик.» Тургенев. «Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен … Толковый словарь Ушакова

    слух - способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… … Большая психологическая энциклопедия

    СЛУХ - Быть может, вы знаете, что великий Бетховен страдал болезнью органов слуха, и к концу жизни совершенно ничего не слышал. Не мог он слышать и исполнения своих последних сочинений. Как же так, спросите вы. Ведь всем известно, что слух главное для… … Музыкальный словарь

    Слух - I (auditus) функция, обеспечивающая восприятие человеком и животными звуковых сигналов. Механизм слухового ощущения обусловливается деятельностью слухового анализатора. Периферическая часть анализатора включает наружное, среднее и внутреннее ухо … Медицинская энциклопедия

    Слух музыкальный - способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности. С. м. основа муз. мышления и муз. оценочной деятельности. Типология С. м. полностью ещё не сложилась. Можно… … Музыкальная энциклопедия

    музыкальный - прил., употр. сравн. часто Морфология: музыкален, музыкальна, музыкально, музыкальны; музыкальнее; нар. музыкально 1. Музыкальным является то, что имеет отношение к музыке. Музыкальная школа. | Музыкальный вечер. | На телевидении есть множество… … Толковый словарь Дмитриева

    Музыкальный диктант - практикуется при изучении музыкальной дисциплины сольфеджио. Музыкальный диктант представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего… … Википедия

Книги

  • Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития. Выпуск № 24 , Майкапар С.М. , Вниманию читателей предлагается книга известного советского пианиста, композитора и педагога С. М. Майкапара (1867-1938). Автор исследует феномен музыкального слуха, его природу и… Серия:

31.08.2013 14:51

Музыкальный слух – понятие многослойное и достаточно сложное. Это совокупность способностей человека, которые позволяют ему полноценно воспринимать музыку и объективно её оценивать. Музыкальный слух является очень важным качеством, необходимым для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства.

Музыкальный слух связан с восприимчивостью к музыкальным образам, возникающим впечатлениям, ассоциациям и психологическим переживаниям.

Таким образом, люди с музыкальным слухом чувствительны и эмоционально отзывчивы:

К характеристикам и качествам музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру и т.д.);
- к функциональным связям между отдельными звуками в контексте музыкального произведения целиком.

По этим критериям можно выделить различные виды музыкального слуха :

1. Внутренний слух

Это способность мысленно точно представить музыкальное произведение, мелодию и отдельные звуки, "услышать" их в голове.

Вспомните гениального Бетховена, который, потеряв слух в конце жизни, продолжил писать музыкальные произведения, воспринимая их звучание только внутренним слухом.

2. Абсолютный слух

Это умение определить любую музыкальную ноту, не сравнивая ее с другими звуками, высота которых заранее известна. При наличии абсолютного слуха человек обладает особенной памятью на точную высоту музыкального тона (частоту колебаний звуковой волны).

Считается, что этот вид слуха является врожденным, хотя исследования в этом направлении продолжаются. Однако наличие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ не дает. :)

3. Относительный или интервальный слух

Это способность определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными.

Уровень развития относительного слуха может быть настолько высок, что он становится похож на абсолютный. Большинство успешных музыкантов обладают только хорошо развитым интервальным слухом. Есть мнение, что иметь относительный слух лучше и удобнее, чем абсолютный. Поэтому, дерзайте и упражняйтесь!

4. Звуковысотный слух

Это способность слышать отличаются звуки по высоте или нет, даже при малейшей разнице. В интернете можно легко найти тесты, где нужно определить, выше или ниже второй звук, и, таким образом, узнать, насколько у вас развит звуковысотный слух.

Для начала следует научиться слышать разницу между двумя соседними полутонами . На клавиатуре фортепиано половина тона – это соседние клавиши. А потом можно совершенствоваться и дальше.

5. Мелодический слух

Это умение слышать движение мелодии, то есть, как изменяется высота звуков по мере звучания мелодии. Такой слух обеспечивает целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.

Мелодия может "стоять на месте", "двигаться вверх или вниз", как говорят музыканты, по ступеням . Она может "прыгать" большими и небольшими скачками. Занимаясь сольфеджио , можно выучить названия и научиться слышать ВСЕ существующие "скачки-расстояния" между звуками – интервалы .

Звуковысотный и мелодический слухи объединяют в интонационный слух – способность чувствовать выразительность музыки, ее экспрессию, интонацию.

6. Метроритмический слух

Это способность различать длительность звучания звуков в их последовательности (ритм ), их силу и слабость (метр ), а также чувствовать изменения скорости звучания музыки (темп ). Также это способность активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

7. Гармонический слух

Это способность расслышать гармонические созвучия – два и более звуков, звучащих одновременно и умение различать последовательности таких созвучий.

Его можно разделить на интервальный (звучание 2 звуков) и аккордовый (звучание 3 или более звуков). Обладать таким слухом, значит, слышать, сколько звуков звучит одновременно, какие конкретно это звуки и на каком расстоянии друг от друга эти звуки находятся.

На практике гармонический слух полезен при подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии. Этот слух должен быть хорошо развит у хоровых дирижеров . Отметим, что гармонический слух бывает тесно связан с ладовым слухом.

8. Ладовый слух

Это умение слышать и чувствовать взаимоотношения между звуками – модально-тональные функции – в контексте той или иной музыкальной композиции. Они характеризуются такими понятиями, как: устойчивость и неустойчивость , напряжение и разрешение , тяготение , разрядка каждой отдельной ноты.

Мажор и минор – главные лады, основа европейской музыки. Но есть множество и иных построений звукорядов, в которых действует другая организация мелодий.

9. Полифонический слух

Это способность слышать и представлять в уме движение двух и более мелодий-голосов внутри общей звуковой ткани музыкального произведения.

Эти голоса могут двигаться не синхронно, вступать и исчезать в разное время, догонять друг друга или опаздывать со вступлением (например, канон, подголоски, фуга). Но звучат они одновременно. Именно поэтому полифонический слух – один из сложнейших видов музыкального слуха.

Помните известную историю? Моцарт, когда ему было 14 лет, услышал исполнение Miserere в Сикстинской капелле. Он на слух запомнил целиком эту сложную полифонию и в точности записал его по памяти, хотя ноты произведения хранились в строжайшей тайне. Вот вам и музыкальный "хакер"!

10. Тембральный слух

Это умение колористически различать тембральную окраску звучания голосов и инструментов, отдельных звуков и различных звукосочетаний. Такой слух обычно хорошо развит у оркестровых дирижеров и звукорежиссеров . :)

По тембрам отличают друг от друга звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте, но разными приемами игры. При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации, сравнимые с ощущениями от предметов и явлений. Тембр звука бывает ярким, мягким, тёплым, холодным, глубоким, резким, насыщенным, металлическим и т.д. Применяются и чисто слуховые определения: например, звонкий, глухой, гнусавый.

11. Динамический слух

Это способность определять громкость звучания и ее изменения. Она очень зависит от уровня восприятия вашего слуха в целом.

В звуковой последовательности каждый последующий звук может быть громче или тише предыдущего, придавая произведению эмоциональную окраску. Динамический слух помогает определить, где музыка "нарастает" (крещендо ), "затихает" (диминуэндо ), "движется волнами", делает резкий акцент и так далее.

12. Фактурный слух

Это навык восприятия манеры технической и художественной обработки музыкального произведения – его фактуры .

Например, фактура аккомпанемента тоже бывает разной: от простого "ум-ца, ум-ца" (чередование баса и аккорда) до красивых переливов арпеджио – разложенных аккордов. Еще пример, блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры, а также выбор инструментов, у них разный. Фактурный слух должен быть хорошо развит у композиторов и аранжировщиков .

13. Архитектонический слух

Это чувство формы музыкального произведения, способность определять различные закономерности ее строения на всех уровнях. С помощью архитектонического слуха можно улавливать, как мотивы, фразы, предложения складываются в одну форму, как здание складывается из кирпичей, плит и блоков.

Все эти виды музыкального слуха есть у каждого человека, но не все развиты одинаково хорошо. Конечно, полностью отрицать уровень природных данных в вопросе развития разновидностей музыкального слуха нельзя. НО любой человек может добиться высочайших результатов в этом направлении при регулярных целенаправленных занятиях по развитию слуха.

Развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-теоретическая дисциплина – сольфеджио или теория музыки. Однако, наиболее эффективно все виды музыкального слуха развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца.

В следующей статье мы разберем, что же имеют в виду, когда говорят, "есть ли у меня музыкальный слух?".

Если вы хотите глубже и основательнее изучить явление музыкального слуха, а также узнать о ваших слуховых способностях, тогда вам прямая дорога на регулярные занятия или консультацию ! Удобнее всего – сразу из дома на онлайн урок:)

Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это нечто уникальное, дар, данный человеку от рождения. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;

Относительный слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;

Интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному

Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух

Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек

Неверно. Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык - не тональный.

У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален - с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь

Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству

Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха

Не совсем так. Они просто слышат музыку иначе. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30.000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50.000 до 100.000 колебаний, то есть улавливают даже ультразвук.

Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух - это дар от рождения и его невозможно развить

Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут.

Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А всему остальному научить можно. В том числе развить музыкальный слух. Было бы желание.

Музыкальный слух - редкость

Ошибается тот, кто так утверждает. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?

Высшая стадия развития музыкального слуха - абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.

Низший уровень развития слуха - внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь

Это действительно так, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения.

Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.

На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях.



Вверх