Разработка урока "начало второй мировой войны. Конспект урока "начало второй мировой войны" Тема урока вторая мировая война

Урок изучения нового материала по истории.Тема урока "Вторая мировая война".

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории по теме "Вторая мировая война".»

Открытый урок

по истории в 9 классе

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и уроки».

Провел учитель истории-

Мещеряков А.И.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

III. Наш край в годы ВОВ.

IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

    Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

    Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

    Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

    Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Дайте название логическим рядам.

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

    План «Тайфун»

    «Барбаросса»

    «Цитадель»

    «Багратион»

15. Когда состоялась?

    Крымская конференция.

    Ялтинская конференция,

    Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

    Англия - У.Черчилль

    США – Ф.Рузвельт

    СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о после -военном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

    Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III. Наш край в годы ВОВ.

1. Сообщение учителя. Запись основных сведений в тетради.

В годы ВОВ из Мордовии на фронт ушли 240 тыс. человек. Более половины из них погибли. Из Ковылкинского р-на –призвано 24289 чел., погибли - 10009 чел., наших односельчан погибло - 241чел.

104 – стали Героями Советского союза, 25 - кавалерами ордена Славы 3-х степеней. Земля ковылкинская дала 8 кавалеров Золотой Звезды Героя.

Это: Н.А.Пшеничников – Ковылкино, Г.М.Головин и В.А.Андронов из Покровска, М.А.Гуреев- Курнино, А.А. Абдершин - Старого Аллагулова, К.Е.Чекиров - Нового Пшенева, А.Г. Котов - Троицка.

Полководцы М.А.Пуркаев, С.К.Горюнов, И.В. Болдин были родом из Мордовии.

Всему миру известен подвиг Героя Советского Союза - М.П. Девятаева.

2. Сообщение ученика о М.П.Девятаеве.

IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ.

Продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы ПМВ.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным., получило толчок к развитию национально-освободительное движение в странах Азии и Африки, вслед за этим окончательно рухнули колониальные империи, была создана ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V. Домашнее задание. Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VI. Подведение итогов урока.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43»

Открытый урок

по истории в 9а классе

на тему:

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и последствия».

Провела: Магомеднурова Х.М., учитель истории,

зам. директора по УВР

Махачкала, 2016г

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I . Организационный момент.

III . Наш край в годы ВОВ.

IV .Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V . Домашнее задание.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II . Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

    Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

    Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

    Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

    Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Групповая работа .

Дайте название логическим рядам.

I - ряд

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

II - ряд

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

    План «Тайфун»

    «Барбаросса»

    «Ост»

    «Цитадель»

    «Багратион»

15. Когда состоялась?

    Крымская конференция.

    Ялтинская конференция,

    Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

    Англия - У.Черчилль

    США – Ф.Рузвельт

    СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о после -военном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

    Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III . Наш край в годы ВОВ.

1. Сообщение на тему «Дагестанцы-Герои Советского Союза».

2. Сообщение ученика на тему «Дагестан в годы ВОВ».

IV . Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ .

Вторая мировая война продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы первой мировой войны.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным., был получен толчок к развитию национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, следствием этого стало окончательное крушение колониальных империй, создание ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V . Домашнее задание . Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VI . Рефлексия

Теориялық сабақ жоспары/План теоретического урока

Өткізу уақыты/ Дата проведения: 28.10.2015

Курс: первый

Маман/ Специальность: Фермерское хозяйство

Квалификация: Тракторист-машинист с/х производства

Пән/ Предмет: Всемирная история

Мұғалім/ Преподаватель: Осьмакова М.А,

Тақырып/ Тема урока: Вторая мировая война. Начало войны

1.Білімділік/ Образовательная: ознакомить студентов с началом Второй мировой войны, определить причину и ход войны до июня 1941 года

2.Дамушылык / Развивающая: развивать умение делать чёткий анализ событий, на основе этого делать выводы. Совершенствовать навыки обучения по интерактивному методу

3.Тәрбиелік/ Воспитательная: воспитывать у студентов уважение к историческому прошлому, патриотизм

Сабақтың типі/ Тип урока: комбинированный

Сабақтың әдісі/ Методы урока: технология ИКТ; приемы критического мышления: «ЗХУ», «Мозговой штурм»; активный (самостоятельная работа), интерактивный метод (работа в группах), оценочный лист.

Құрал жабуықтар/ Оснащение урока: карточка для самостоятельной работы студентов в группе, «ЗХУ», оценочный лист, учебник «Всемирная история» А. Чупеков, LCD панель, презентация Microsoft Office Power Point, видео-ролик «Начало Второй мировой войны», карты военных действий, опорный конспект

Сабақ Әтаптары/Этапы урока:

I . кезең. Мотивациялық-мақсаттық/ Мотивационно-целевой: 5 минут

Приветствие. Проверка наличия и готовности студентов к уроку.

Психологический настрой на урок.

Образование двух групп, выбор спикера . Спикеры заполняют оценочный лист.

II . кезең. Танымдық/ Операционно-познавательный: 60 минут

Актуализация знаний: «Мозговой штурм»

Какое влияние на международную обстановку оказал мировой экономический

кризис 1929-1933 гг.?

Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Назовите цели и действия Японии, Германии на кануне второй мировой войны.

- Кто являлся участниками Мюнхенского сговора, цель сговора (дата)?

- В чем суть Англо-франко-советских переговоров?

- Советско-германские переговоры, когда они состоялись, результат переговоров.

- «+» и «-» заключения договора между СССР и Германией?

Выход на тему: Сейчас мы будем смотреть рисунки. Вам необходимо подумать какая сегодня у нас будет тема занятия (Слайд №1,2 Актуальность темы: 70-летие Победы).

Тему записать в конспект. Обратить внимание на эпиграф (на доске).

«Войну начитают не военные. Войну начинают политики» У. Уэстморленд

Постановка проблемного вопроса: Была ли альтернатива войне? (Слайд №3)

В конце урока необходимо дать ответ на проблемный вопрос .
Заполнение таблицы: Знаю, хочу узнать, узнал о Второй мировой войне (обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение), студенты в начале урока заполняют первые две колонки (знаю, хочу узнать) Слайд №4

Введение новых знаний:

Студенты должны попытаться самостоятельно определить причины войны на основе предыдущей темы «Международные отношения между 2 мировыми войнами». Ответы записывают коллективно в карту (1 задание). Совещаются в группе, отвечают. Ответы студентов сверяются с правильными причинами (Слайд 5) . Записывают в тетрадь

Работа в группе. Заполнить таблицу и сравнить с военно–политическими блоками в I Мировой Войне (Слайд №6,7) .

Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Ответы заносятся в карту (2 задание).

Знакомятся с масштабами Второй мировой войны (Слайд №8). Запись конспекта в тетрадь.

Работа в тетради - записываем, запоминаем, основные хронологические данные, они вам пригодятся, при закреплении мы будим составлять вопросы и отвечать на них сами.
(Слайд №9).

Итак, причины войны мы выяснили и даже сравнили ее с первой мировой войной, скажите мне когда, с какого события началась Вторая мировая война?

Рассказ учителя о начале Второй мировой войны (Провокация Германии, соотношение сил, захват Польши, военные действия против Финляндии) Слайд №10,11,13,14, 15

В истории Второй мировой войны есть понятие «странная война». Самостоятельная работа студентов в группах с учебником. Группы работают с темой «Положение на Западном фронте» стр 95-96, подготавливают 2 вопроса, от каждой группы выступает один студент. После выступления задает противоположной группе вопросы. Спикер своей группе ставит оценки за работу по данному заданию. Ответивший на вопрос зарабатывает дополнительный балл (3 задание) Слайд №16,17,18

Просмотр видеоролика «Начало второй мировой войны». Обсуждение

III . кезең. Рефлексия-бағалау/ Рефлексивно-оценочный: 15 мин

Заполнение последней колонки таблицы: узнал о Второй мировой войне (обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока (обсуждение в группе

спикер озвучивает общее решение ). Слайд №19

Подведение итога урока. Оценка работы обучающихся.

Задание на дом: Записать в тетради конспект с раздаточного материала. Слайд №20


«раздаточный студентам»

Сравнительная таблица военно-политических блоков в I и во II Мировой Войне

Войны

Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Масштабы Второй мировой войны

Продолжительность дней

Число стран участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили боевые действия

Численность населения стран-участниц войны

1700 млн. чел.

(80% населения Земли)

Число мобилизованных

119 млн. человек

Число погибших в войне

Более 60 млн.

Число погибших граждан СССР

Более 27 млн.

Периодизация Второй Мировой войны

Основное содержание периода

Первый период

От нападения на Польшу до начала Великой Отечественной войны

Второй период

Третий период

Коренной перелом в ходе войны

Четвертый период

Разгром фашистской Германии, окончание Великой Отечественной войны

Пятый период

Исторический календарь

30 ноября 1939г. - 12 марта 1940г. - советско-финляндский конфликт - «Зимняя война»

10 июня 1940г. - Италия объявляет войну Великобритании и Франции. Появление африканского театра военных действий

октябрь 1940 г. - нападение Италии на Грецию

Просмотр содержимого документа
«ЗХУ»

Стратегия «ЗХУ»

Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист»

Оценочный лист

Имя студента

Какую оценку хотели бы получить

Задание

Оценка за урок

Мозговой штурм

Задание 1.

Участие в обсуждении причин 2 мировой войны

Задание 2.

Сравнение 1-ой и 2-ой мировой войны

Задание 3

Проблемный вопрос

Дополнительно

ФИО спикера ____________________________________

Просмотр содержимого документа
«инструкционная карта»

Карточка для самостоятельной работы студентов

Тема: Вторая мировая война


Проблемный вопрос: Была ли альтернатива войне?

1 задание. Заполните таблицу.

Причины возникновения войны


2 задание. Заполните таблицу.

Войны

Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Тема урока: Вторая мировая война 1939-1945 гг.


Проблема


Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали


  • Территориальные споры и претензии, возникшие после Первой мировой войны. Страны, потерявшие свои территории - хотели их вернуть, а страны, получившие эти территории - хотели их сохранить.
  • Приход к власти в Германии и Италии фашизма.
  • Соперничество великих держав друг с другом
  • Конфликты и противоречия капиталистического мира с Советским Союзом.
  • «Политика умиротворения» и её последствия.

Причины Войны:


Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Заполните таблицу и сравните с военно-политическими блоками в I Мировой Войне

Противники Германии

I мировая война

Союзники Германии

Антанта (Россия, Англия, Франция)

Италия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария

II Мировая война

Польша, Франция, Великобритания. В 1941 г. в войну были втянуты СССР, США, Китай. Далее к коалиции присоединились Австралия, Норвегия, Канада, Непал, Югославия, Нидерланды, Чехословакия, Греция, Бельгия, Новая Зеландия, Дания, Люксембург, Албания, Южно-Африканский Союз, Сан-Марино, Турция. Союзниками по коалиции стали Гватемала, Перу, Коста-Рика, Колумбия, Доминиканская республика, Бразилия, Панама, Мексика, Аргентина, Гондурас, Чили, Парагвай, Куба, Эквадор, Венесуэла, Уругвай, Никарагуа, Гаити, Сальвадор, Боливия. К ним примкнули и Саудовская Аравия, Эфиопия, Ливан, Либерия, Монголия. За годы войны к антигитлеровской коалиции присоединились еще те государства, которые перестали быть союзниками Германии. Это Иран (с 1941 г.), Ирак и Италия (с 1943 г.), Болгария и Румыния (с 1944 г.), Финляндия и Венгрия (с 1945 г.). -

Япония, Словакия, Хорватия, Ирак и Иран (до 1941 г.), Финляндия, Болгария, Румыния (до 1944 г.), Италия (до 1943 г.), Венгрия (до 1945 г.), Таиланд (Сиам), Маньчжоу-Го.


Масштабы Второй мировой войны

Продолжительность дней

Число стран участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили боевые действия

Численность населения стран-участниц войны

1700 млн. чел.

Число мобилизованных

(80% населения Земли)

119 млн. человек

Число погибших в войне

Более 60 млн.

Число погибших граждан СССР

Более 27 млн.


Периодизация Второй Мировой войны

Период и хронологические рамки

Первый период

Основное содержание периода

От нападения на Польшу до начала ВОВ

Второй период

Оборонительные сражения Красной Армии, поражение немцев под Москвой, провал плана "молниеносной войны"

Третий период

Коренной перелом в ходе войны

Четвертый период

(ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.)

Разгром фашистской Германии, окончание ВОВ

Пятый период

Капитуляция Японии, окончание войны



Без объявления войны Германия напала на Польшу.

-потеря суверенитета

-эмиграция правительства в Лондон


ЗАХВАТ

ПОЛЬШИ


СООТНОШЕНИЕ СИЛ

Германия

Дивизий – 65

Военно-пехотных дивизий – 36

Моторно-танковых дивизий - 11

Моторных бригад – 2

Кавалерийских бригад – 11

Военно-пехотных дивизий - 41

Танков – 280

Легких танков – 82

Самолетов – 2000

Самолетов – 420

Военных кораблей - 100

Военных кораблей -12


Зимняя война 30.11 1939-12.03.1940гг

30 ноября 1939 г. Советский Союз, в одностороннем порядке прекратив переговоры о переносе советско-финской границы, начал боевые действия против Финляндии. Началась советско-финская война.

12 марта 1940 г. между СССР и Финляндией был подписан мирный договор, по условиям которого Финляндия уступала ряд районов Советскому Союзу. Советско-финская граница была отодвинута от Ленинграда, Мурманска и Мурманской железной дороги в глубь финской

территории.



«Странная война»

Противостояние 115 дивизий Франции и Англии 23 немецким.

Французы укрепляли «линию Мажино»

Весной 1940г. Гитлер отдал приказ о реализации планов по захвату Европейских стран




Была ли альтернатива Второй мировой войне?


Домашнее задание:

Записать в тетради конспект с раздаточного материала

Разделы: История и обществознание

Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории на тему: «Вторая мировая война»

Цель урока:

  • Обобщить пройденный материал по II-мировой войне, закрепить знания конкретных событий, дат, дополнительного информативного материала с помощью разных познавательных заданий.
  • Вовлекать учащихся в активный творческий познавательный процесс через самостоятельность суждений, развитие интереса, обострение процессов внимания, активного включения памяти.
  • Развивать у учащихся чувство патриотизма, гордость за героическое прошлое в борьбе за свободу и независимость всего мирового сообщества, уважение мужества и смелости как качества героев Второй мировой, любовь к Отечеству.

План проведения урока:

1. Оргмомент.
2. Обоснование плана.
3. Опрос домашнего творческого задания.
4. Работа по опорным схемам: «Международные отношения в 20-е годы», «Международные отношения до 1.09.1939г».
5. Исторический диктант.
6.
«Перечислите и покажите на карте».
7. «Соотнесите даты и события». Работа у доски (2 уч-ся), одновременно, устно индивидуально с остальными учащимися по карточкам.
8. Устные ответы учащихся по исторической цепочке «Встречи в верхах»:

А) Мюнхенское соглашение;
Б) Советско-германский договор о ненападении;
В) Тегеранская конференция;
Г) Ялтинская конференция;
Д) Потсдамская конференция;
Е) Нюрнбергский процесс.

9. «Соотнесите понятия и определения». Письменно на листочках, часть заданий выполняется у доски.
10. «Что их объединяет?». Работа по карточкам. Ответы устные.
11. «Исторические личности».
12. «Планы воюющих сторон, военные операции их кодовые наименования»
13. Вопросы для устных кратких ответов. (50 вопросов).
14. «Назовите побольше событий связанных со следующими датами»
15. Работа со сравнительной таблицей: «I и II мировые войны». Людские потери во Второй мировой войне по странам.
16. «Озаглавьте и дополните схемы»:

а.«Холодная война»
б.Послевоенное устройство Германии

17. Решение головоломки.
18. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание

М/н отношения в 20-е годы

План Дауэса 1924 г . Американский банкир. Стратегический план восстановления м/н кредитно-финансовых и торговых отношений.

Суть плана : восстановление с помощью кредитов экономики Германии. Это позволило ей выплачивать репарации Англии, Франции и другим странам, которые в свою очередь возвращали долги, репарации в первые годы по
1млрд марок, затем их повысили до 3-х млрд ежегодно.

План Юнга – принят в августе 1929 г . на м/н конференции в Гааге. (Юнг американский представитель) . Платежи Германии ограничены 2 млрд.марок ежегодно и общая сумма должна быть сокращена.

1931г. - выплата репараций прекращена в связи мировым экономическим кризисом

Пакт Бриана – Келлога – Бриан (министр иностранных дел 1928 г . Франции)
Келлог (госсекретарь США) подписали еще 10 государств.«Об отказе от войны в качестве орудия национальной политики»

М/н конференция в Генуе 1922г. (по вопросам экономического восстановления Европы)

Рапалльский договор апрель 1922г .(СССР и Германия об отказе от взаимных претензий друг к другу).

1924 г . – год признания сов.России Западно-европейскими гос-вами.
1933 г . – год признания советской России США.

Рейнский гарантийный пакт – с гарантией границ в Локарно 1925 г . Бельгии и Нидерландов. Трудности взаимоотношений со странами Запада (опасение экспорта революции со стороны советской России и коммунистического Интернационала.

Какие кодовые наименования носили следующие военные операции во II мировой войне.

(Или наоборот - какие военные операции носили следующие кодовые наименования?)

  1. Немецко-фашисткий план молниеносной войны против СССР? – «Барбаросса».
  2. Немецко-фашисткий план захвата Чехословакии? – «Грюн».
  3. Немецко-фашисткий план покорения народов Восточной Европы? – «Ост».
  4. Немецко-фашисткий план захвата Москвы? – «Тайфун».
  5. Немецко-фашисткий план окружения советских войск под Курском? – «Цитадель».
  6. Немецко-фашисткий план вторжения в Великобританию морским путем?– «Морской лев».
  7. План освобождения Белоруссии от фашистских оккупантов?– «Багратион».
  8. План высадки союзников в Нормандии открытие II фронта в Европе? – «Оверлорд».
  9. План окружения немцев между Волгой и Доном (под Сталинградом)? – «Уран».
  10. План окружения немцев на Курской дуге (продолжение «Урана)? – «Кольцо».
  11. Операция в Северной Африке (десант союзных войск под командованием Д.Эйзенхауэра)?– « Факел».
  12. Орловская стратегическая наступательная операция 1943 г.? (Западный, Центральный, Брянские фронты) – операция «Кутузов».
  13. Наступление на Белгородско– Харьковском направлении? (Воронежский, Степной фронты) – Операция «Полководец Румянцев».
  14. Смоленская стратегическая наступательная операция 1943 г.? – Операция «Суворов».
  15. План военных действий фашистов против Польши? - «Вейс»
  16. Немецко-фашистский план войны против Франции? - «Желтый» план.
  17. Немецко- фашистский план операции под Сталинградом? - «Брауншвейг» .
  18. Немецко-фашистский план вторжения на Британские острова.? (он не состоялся) - «Зеелёве»
  19. Немецко-фашистский план нападения на Грецию?- «Марита»
  20. Немецко- фашистский план по захвату Дании и Норвегии?- «Везерюбунг»
  21. План нападения Японии на СССР (не состоялся), особые маневры квантунской армии предусматривал применение бактериологического оружия – «Канн-Току-Эн»

Перечислите и покажите на карте.

а) Государства, которые были захвачены фашистской Германией до нападения на Советский союз: (12 государств.
Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Греция, Югославия, Чехословакия, Австрия, Польша, Франция, Великобритания, Испания).

б) Государства, объявившие о своем нейтралитете в начале II мировой войны: Швейцария, Швеция, Ирландия, Турция.

в) Сателлиты фашистской Германии:
Венгрия, Румыния, Болгария, Финляндия.

г) Территории, которые вошли в состав СССР до начала Великой Отечественной войны:

Территории запад. Украины и запад. Белоруссии (от Польши)
- Карельский перешеек (от Финляндии)
- Бессарабия и северная Буковина (от Румынии)
- Прибалтийские государства: Латвия, Литва, Эстония.

д) Территориальные приращения СССР после II мировой войны:
(Калининградская область, Южный Сахалин, Курильские острова, порт Артур, ж/д)

е) Крупнейшие концлагеря фашистов:
(Флоссенбург, Дахау, Освенцим, Бухенвальд, Ораниенбург, Майданек, Треблинка, Заксенхаузен, Маутхаузен, Равенсбрюк (уничтожено – 6 млн. евреев; 10 млн. украинцев русских,поляков- славян.)

«Что их объединяет»? («Что общего»?)

Что объединяет следующие даты, понятия, имена, события?

Вопросы для устных кратких ответов.

  1. В каком году в Германии фашисты пришли к власти? – (январь 1933г .)
  2. Как звали президента Германии? – (Пауль Гинденбург .)
  3. Где возник I очаг Мировой войны? – (1931г. Захват Японией Манчжурии )
  4. В каких годах происходила итало-эфиопская война? – (1935-1936 гг.)
  5. В каком году немцы вступили в Рейнскую демилитаризованную зону?– (1936 г).
  6. Кто такой Пу И.? – (Свергнутый в 1911г. Китайский император, глава Манчжоу-го.)
  7. Как называлось марионеточное государство, созданное в Китае? – Манчжоу-го.
  8. Как звали генерала, который поднял мятеж в Испании в июле 1936 г.?
  9. Чем закончилась гражданская война в Испании в марте 1939 г? (Падением республики, установлением фашистского режима)
  10. Какие три государства образовали агрессивный блок в 1937 г?.
  11. Что такое Аншлюс?. Какая страна подверглась Аншлюсу?.
  12. В каком году СССР вступил в Лигу наций? (1934 г.)
  13. За что СССР был исключен из Лиги наций?
  14. Удалось ли создать систему коллективной безопасности Европы в результате советско- французских переговоров в 1934 г? (нет)
  15. Кто представлял Францию на Мюнхенской конференции? (Э. Даладье)
  16. Кто представлял Англию? (Н. Чемберлен)
  17. Как звали фашистского диктатора из Италии? (Б. Муссолини).
  18. Судьбу какого государства решали на Мюнхенской конференции? (Чехословакии)
  19. Дата начала II мировой войны? (1 сентябрь 1939 г.)
  20. Когда был подписан советско-германский пакт о ненападении?
  21. Какие два государства в ноябре 1936 г. подписали «Антикоминтерновский пакт»?
  22. Какое крупное событие с участием России произошло с 30 ноября 1939 – 12 март 1940 гг?
  23. Какое название получила война на западном фронте?(«Странная, сидячая»)
  24. Кто возглавил правительство в не оккупированной фашистами части Франции? (Маршал Петэн)
  25. Кто организовал движение «Свободная Франция», эмигрировав из страны? (Генерал де Голь)
  26. Как называлось патриотическое, антифашистское и интернациональное движение Европе? («Движение Сопротивления).
  27. Какое количество польских солдат и офицеров оказались в советском плену по условиям секретного прокола советско-германского договора 1939 г?(200тыс.чел)
  28. Из них, сколько человек был тайно расстрелян органами НКВД?(20 т)
  29. Как называлась союзная республика в составе СССР, созданная после войны с Финляндией? (Карело-финская ССР)
  30. Какие государства в августе 1940 г. вошли в состав СССР в качестве союзных республик? (Литва, Латвия, Эстония)
  31. Какая еще новая союзная республика было образована путем ультимативных решений территориальных проблем с Румынией? (Молдавская ССР)
  32. Кто возглавил английское правительство в мае 1940 г? – (Уинстон Черчилль)
  33. Как назывался немецкий план вторжения с моря на Великобританию ? («Морской лев»)
  34. Как назывался закон, по которому предоставлялись займы воюющим западным странам, который принял конгресс США по предложению Ф.Рузвельта? (Ленд-лиз)
  35. Как называется фашистский план нападения на СССР? (план «Барбаросса»)
  36. Какую позицию занимали Венгрия и Румыния по отношению ко второй мировой войне?
  37. Какие два балканских государства были оккупированы фашистами 6 апреля 1941 г? (Греция, Югославия )
  38. Что такое Холокост ? (Еврейский вопрос )
  39. Что называли фабриками смерти ?(концлагеря)
  40. Назовите концентрационные лагеря фашистов.
  41. Назовите дату нападения фашисткой Германии на СССР.
  42. Какое количество дивизий было сосредоточено на границе с СССР в начале войны? (190 дивизий – из них 153 дивизий немецких(80% – вооруженных сил Германии )
  43. Дата вступления США во II мировую войны? (7 декабря 1941).
  44. С каким событием связано ее вступление в войну? (Бомбардировка Японией в/м базы США в Перл – Харборе.)
  45. Назовите министров иностранных дел СССР и Германии, подготовившие почву советско-германского договора о ненападении 1939 г. (В. Молотов и Риббентроп )
  46. Где было заключено франко-германское перемирие, фактически означавшее капитуляцию Франции 22 июня 1940г? (в Компьенском лесу, в вагоне маршала Фоша).
  47. Как называется документ, подписанный Рузвельтом и Черчиллем в августе 1941 г? (Атлантическая хартия).
  48. Результатом антифашистской коалиции стал образование военно-политического союза каких трех великих держав? (СССР, Великобритания, США)
  49. Назовите дату открытия II фронта в Европе? (6 июнь 1944 г.)
  50. Назовите дату окончания II мировой войны ? (2 сентябрь 1945 г.)
  51. Как называется английская разведслужба, которая раскрыла тайну немецкой шифровальной машины «Энигма»? (Интелидженсервис)

«Исторический диктант»

  1. Летчики, которые стали символом самопожертвования (японские летчики- смертники во II мировой войне)? (Камикадзе)
  2. Где был подписан (когда и кем) акт о безоговорочной капитуляции, положивший конец II мировой войне? (2 сентября 1945 г. на борту линкора «Миссури».)
  3. Во время II мировой войны иностранные войска не побывали только в трех европейских столицах воевавших держав. Одна из этих столиц - Москва назовите две остальные (Лондон и Хельсинки)
  4. Имя какого американского генерала получил план восстановления и развития Европы, принятый 5 июля 1947 г? (Маршалла).
  5. Треть территории этой страны гитлеровцы объявили своим генерал – губернаторством?(Польша).
  6. Норвежец Трюгве Ли был первым генеральным секретарем этой организации? (ООН)
  7. Этот американский город стал символом начала и окончания «Холодной войны»? (Фултон)
  8. Как называются лица, сотрудничавшие с фашистскими захватчиками в странах, оккупированных фашистами в годы II мировой войны? (Коллаборационисты)
  9. Кто и когда принял акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии?
  10. Какому военачальнику крупное поражение на советско-германском фронте принесло повышение по службе?
  11. Устав ООН разрабатывали в 1944 г. четыре государства: СССР, США, Великобритании и (назовите четвертое) (Китай).
  12. Он был первым президентом США, посетившим СССР? (Ф.Д.Рузвельт)
  13. Этот глашатай «холодной войны» был 33 президентом США. (Гарри Трумэн)
  14. На какой реке встретились в 1945г. советские и американские солдаты? (р. Эльба).
  15. Кто является автором-основателем « политики умиротворения»? (Н.Чемберлен).

Назовите события соответствующие следующим датам:

  1. январь 1933 г . – приход фашистов к власти в Германии
  2. ноябрь 1936г. 1937 г . – антикоминтерновский пакт (Германия, Япония 1937г Италия)
  3. 3 сентябрь 1939 г . – объявление войны Англией и Францией Германии.
  4. 15 март 1939 г . – захват Германией Чехословакии
  5. 23 августа 1939 г. – подписание советско-германского пакта о ненападении
  6. 22 июня 1941 г. – начало Великой отечественной войны Советского Союза.
  7. 22 июня 1940 г. – капитуляция Франции.
  8. 7 декабрь 1941 г . – вступление США в войну.
  9. 25 апреля 1945 г . – учредительная конференция ООН в Сан-Франциско.
  10. 5 март 1946 г. – выступление Черчилля в Фултоне.

Укажите даты следующих событий:

  1. Начало 2 мировой войны – 1 сентябрь 1939 г.
  2. Открытые 2 фронта в Европе – 6июнь 1944 г.
  3. Парад Победы на красной площади – 24 июня 1945 г.
  4. «Аншлюс» Австрии – март 1938 г.
  5. Вступление СССР в лигу наций – 1934 г.
  6. Захват Японией Манчжурии – 1931 г.
  7. Мюнхенская конференция – 29 сентябрь 1938 г.
  8. Окончание 2 мировой войны – 2 сентябрь 1945 г.
  9. Капитуляция Германии – 8 май 1945 г.
  10. Вступление СССР в войну против Японии – 8 августа 1945 г.

Дайте определения следующим понятиям: (соотнесите понятия и определения)

«Антикоминтерновский пакт»

«Политика умиротворения»

«Странная война»

«Линия Мажино»

«Линия Маннергейма»

«Ленд - Лиз»

«Аншлюс»

Движение «Сопротивления»

«Оккупационный режим»

«Репатриация»

«Антигитлеровская коалиция»

«Рельсовая война»

«Манхетенский проект»

«Гетто»

«Гестапо»

«Вермахт»

«Фюрер, дуче»

«Рейх»

«Холокост»

«Рейхсканцлер»

А) договор 1936/37 гг. Германии, Японии, Италии.

Б) политика Британии, рассчитанная на сохранение мира в Европе путем уступок агрессору – фашисткой Германии.

В) антифашистское национально-освободительное движение в оккупированных фашистами странах.

Г) возвращение на родину лиц, оказавшихся на территории других государств.

Д) режим террора и насилия установленная фашистами на захваченных территориях с целю порабощения людей и ограбления оккупированных земель.

Е) главная линия укреплений в Финляндии на Карельском перешейке (финляндская оборон. линия).

Ж) оборонительная линия вдоль границы Франции и Германии.

З) план предоставления США взаймы оружия и снаряжения воющим странах.

И) крупные военные операции партизан по разрушению железнодорожных сообщений в тылу врага.

К) проект создания атомной бомбы в США.

Л) военно-политический союз государств и народов, борющихся в годы II мировой войны против фашистской Германии и ее сателлитов.

М) война на западе. Со слов современников «война идет, выстрелов не слышно».

Н) включение Австрии в состав рейха.

О) вождь

П)глава правительства Германии

Р) высшее командование Германии

С) спецкварталы для евреев в годы II мировой войны.

Т) еврейский вопрос

У) тайная полиция Германии

Ф) государство, империя

Назовите побольше событий связанных со следующими датами:

1939 год: _________________________________________

__________________________________________________
1940 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
1941 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
1942 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
1943 год:__________________________________________
__________________________________________________
1944 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
1945 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

9а класс 11, 16.10.2017 год ур.№12-13

Тема урока: Вторая Мировая Война.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о переломном моменте Вторая Мировой войны. Рассказать об основных сражениях на фронтах 1943-1945г. Продемонстрировать наглядно все тяготы боевых действий. Осветить деятельность антигитлеровской коалиции.

Проследить вклад СССР в победу над странами оси, тем самым способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Продолжить формирование у учащихся умений пересказывать текст, выделять главное, работать с текстом.

Основные понятия и термины: антигитлеровская коалиция, коренной перелом, “Второй фронт”, капитуляция.

Ход урока:

1)Организационный момент.

2)Актуализация знаний учащихся по теме:

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и. Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Все с этим мнением согласны?

Отв.: Нет. В результате зимней войны, СССР обнаружил неподготовленность армии к ведению боевых действий и уничтожения командного состава в результате репрессий 1937г, необходимость перевооружения. Именно эти причины заставили СССР пойти на сближение с Германией и подписание пакта.

9. Только ли вопрос о ненападении был решен пактом, подписанным Германией и СССР?

К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разделе стран Восточной Европы на сферы немецких и советских интересов на случай «территориально-политического переустройства» этих стран. Этим протоколом предусматривалась возможность включения Латвии, Эстонии, Восточной Польши, Финляндии и Бессарабии в сферу интересов СССР.

10. Когда началась Вторая мировая война?

11. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

4)Новая тема:

1)Коренной перелом

3)Антигитлеровская коалиция

4)Завершающий этап второй мировой

6)итоги второй мировой.

5)оценивание учащихся.

Изложение текста сопровождается показом презентации «Основные сражения Второй мировой 1943-1945».

1)Коренной перелом

19 ноября 1942 года Красная Армия переходит в контрнаступление под Сталинградом , в результате которого удаётся окружить и разгромить две немецкие, две румынские и одну итальянскую армии.

В июле 1943 года немецкое командование в последний раз пытается вернуть себе стратегическую инициативу в битве под Курском , однако она заканчивается серьёзным поражением немецких войск. Начинается отступление немецких войск по всей линии фронта - им приходится оставить Орёл , Белгород , Новороссийск . Начинаются бои за Белоруссию и Украину . В битве за Днепр Красная Армия наносит Германии очередное поражение, освободив Левобережную Украину и Крым .

2)Военные действия на других театрах войны.

Вопрос учащимся

На каких театрах союзники в основном вели боевые действия?

Отв.: Тихоокеанский с Японией и Северная Африка с Германией и Италией

8 ноября 1942 года в Марокко высаживается крупный англо-американский десант преодолев 900 км, вступают в Тунис , куда к этому времени немцы перебросили часть своих войск из Западной Европы .

Тем временем английская армия переходит в наступление в Ливии . Находившиеся здесь итало-немецкие войска не смогли удержаться у Эль-Аламейна и к февралю 1943 года, понеся большие потери, отступают в Тунис . 20 марта объединённые англо-американские войска переходят в наступление вглубь территории Туниса . Итало-немецкое командование пытается эвакуировать свои войска в Италию , однако к тому времени британский флот полностью владел Средиземноморьем и перерезает все пути к отступлению. 13 мая итало-немецкие войска капитулируют.

10 июля 1943 года союзники высаживаются в Сицилии . Находящиеся здесь итальянские войска сдаются почти без боя, В сентябре 1943 года англо-американские войска высаживаются на юге Апеннинского полуострова. Бадольо подписывает с ними перемирие и объявляет о выходе Италии из войны. Однако, воспользовавшись замешательством союзников, Гитлер освобождает Муссолини, и на севере страны создаётся марионеточное государство Республика Сало .

Войска США и Великобритании довольно медленно продвигаются на север. В начале 1944 года они предпринимают три безуспешные попытки прорвать оборону противника на реке Гарильяно и войти в Рим . Лишь 4 июня союзным армиям удаётся прорвать оборону итальянской столицы , которую держали немецкие войска.]

С августа 1942 года по февраль 1943 года японские и американские войска сражаются за контроль над островом Гуадалканал в составе архипелага Соломоновы острова . В этой битве на истощение в конце концов верх одерживают Соединённые Штаты . В ноябре 1943 года союзникам удаётся овладеть японским островом Тарава .

3)Антигитлеровская коалиция

Антиги́тлеровская коали́ция - объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 гг. против блока Стран Оси : Германии , Италии , Японии и их сателлитов . Антигитлеровская коалиция не была формальным объединением, а вклад её участников в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Так воинские соединения некоторых стран - Польши, Чехословакии, особенно Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других - принимали участие в военных действиях. Отдельные государства антигитлеровской коалиции (например, Мексика ) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось; к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находилось 53 государства мира.

Предтеча Антигитлеровской коалиции, коалиция «Западных Союзников » возникла после вторжения Нацистской Германии в Польшу в 1939 г., когда связанные с последней и между собой союзными соглашениями о взаимопомощи вступили в войну Великобритания , Франция и некоторые другие страны.

До нападения Германии в 1941 г., СССР не был среди Антигитлеровской коалиции.

Широкая Антигитлеровская коалиция сложилась сначала по духу после заявлений правительств США и Великобритания о поддержке Советского Союза после нападения на него Германии, а затем и по дву- и многостронним документам в результате длительных переговоров правительств трёх держав о взаимной поддержке и совместных действиях.

Вопрос учащимся:Сыграла ли роль помощь Антигитлеровской коалиции СССР?

Отв: Да, нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этопе Великой отечественной войны именно помощью Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

Наиболее значимые события в ходе действия коалиции: Московское совещание (1941), Атлантическая хартия (август 1941), Вашингтонская Декларация двадцати шести (Декларация объединённых наций, январь 1942), Тегеранская конференция (1943), Бреттон-Вудская конференция (1944), Ялтинская конференция (март 1945).

Помощь, полученная Советским Союзом от участия в Антигитлеровской коалиции, в отличие от таковой для других стран, может оцениваться различными источниками как значительная и как незначительная - см. ленд-лиз .

Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана ООН

4)Завершающий этап Второй мировой.

6 июня 1944 года союзные силы США , Великобритании и Канады после двух месяцев отвлекающих манёвров проводят крупную десантную операцию и высаживаются в Нормандии , тем самым открыв второй фронт .

В августе выброшены десанты на юге Франции , освобождены города Тулон и Марсель . 25 августа союзники входят в Париж , который к тому времени уже почти полностью контролировали отряды французского сопротивления.

В сентябре начинается союзное наступление на территорию Бельгии . К концу 1944 года немцам с большим трудом удаётся стабилизировать линию фронта на западе. 16 декабря немцы переходят в контрнаступление в Арденнах , которое становится полной неожиданностью для союзников. Немцам удаётся продвинуться на 100 км вглубь Бельгии , однако к концу января 1945 года они останавливаются, а потом и вовсе перебрасывают войска на Восточный фронт, где Советская армия начинает Висло-одерскую операцию. С февраля 1945 года боевые действия переводятся на территорию Германии. Германия к тому времени начала перебрасывать свои основные силы на защиту Берлина , и поэтому серьёзной обороны на западе у немцев не было.

В Италии наступление союзников продвигалось очень медленно. Несмотря на все попытки, им так и не удалось в конце 1944 года прорвать линию фронта и форсировать реку По .28 апреля 1945 года итальянские партизаны захватывают и казнят Муссолини . Полностью Северная Италия была очищена от немцев лишь в мае 1945 года.

Советское наступление

Вопрос учащимся: в каком году из войны вышла Финляндия?

Отв в 1944

Летом 1944 года начинается наступление Красной Армии по всей линии фронта. К осени от немецких войск очищена почти вся Белоруссия , Украина , Прибалтика . Лишь на западе Латвии окружённая группировка немецких войск смогла продержаться до окончания войны.

В результате наступления советских войск на севере Финляндия объявила о своём выходе из войны. Однако немецкие войска отказываются покинуть территорию Финляндии. В результате бывшие «братья по оружию» вынуждены сражаться друг против друга. В августе в результате наступления Красной Армии выходит из войны Румыния , в сентябре - Болгария . Немцы начинают эвакуацию войск с территории Югославии и Греции , где власть в свои руки берут народно-освободительные движения.

В феврале 1945 года проводится Будапештская операция , после которой последний европейский союзник Германии - Венгрия - вынуждена капитулировать. Начинается наступление в Польше , Красная Армия занимает Восточную Пруссию .

В конце апреля 1945 года начинается битва за Берлин . Осознавая своё полное поражение, Гитлер и Геббельс покончили с собой. 8 мая после упорных двухнедельных боёв за германскую столицу немецкое командование подписывает акт о безоговорочной капитуляции. Германия разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую.

14-15 мая в северной Словении состоялась последнее сражение Второй мировой войны в Европе , в ходе которого Народно-Освободительная армия Югославии нанесла поражение немецким войскам и многочисленным силам коллаборационистов.

Тихоокеанский театр военных действий

На Тихом океане боевые действия складывались также довольно успешно для союзников. В июне 1944 года американцы овладели Марианскими островами . В октябре В марте 1945 года начались упорные сражения за южные японские острова Иводзима и Окинава .

После окончания войны в Европе последним противником стран антифашистской коалиции осталась Япония . К тому времени войну Японии объявили около 60 стран. Однако, несмотря на сложившуюся обстановку, японцы не собирались капитулировать и объявили о ведении войны до победного конца. В июне 1945 года японцы потеряли Индонезию , вынуждены были оставить Индокитай. 26 июля 1945 года США, Великобритания и Китай предъявили японцам ультиматум, однако он был отвергнут. 6 августа на Хиросиму , а через три дня на Нагасаки были сброшены атомные бомбы , и в результате два города оказались почти стёрты с лица земли. 8 августа СССР объявил войну Японии, а 9 августа начал наступление и в течение 2 недель нанёс сокрушительное поражение японской Квантунской армии в Маньчжурии . 2 сентября был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии . Крупнейшая война в истории человечества завершилась.

5)Итоги войны

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 62 государства (80 % населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50-55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн чел. Наибольшие людские потери понесли СССР, Китай, Германия, Япония и Польша.

Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР , США , Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн пулемётов (без Германии), 53 млн винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В Восточной Европе , занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций , на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

Европа капиталистический ) и восточный (социалистический Холодная война .

Итог урока:

Итак, сегодня мы рассмотрели перелом период в ходе Второй мировой войны. Мы проследили вклад стран антифашистского союза в победу над Германией и Японией, основные сражения и договоры. Однако самым удивительным в истории войны является то что наша страна находясь в катастрофических условиях в 1941г, смогло остановить германские войска и перейдти в наступление, освобождая свои города от захватчиков, под обстрелом врага солдаты добивались успехов, а население давало фронту своевременно обмундирование, провиант, разрабатывало в кратчайшие сроки оружие, аналогов которому просто не существовало.

Как говориться кто с мечем к нам придет от меча и погибнет.

Закрепление урока:

Сегодня мы с вами рассмотрели перелом и окончание Второй мировой войны.

1. Какое событие считается началом перелома в ходе Второй Мировой Войны?

Проигрыш Германии в битве за Курскую дугу. Однако многие склонны считать что основа была заложена в С талинградской битве.

2. Какую помощь оказала Антигитлеровская коалиция СССР?

нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этопе Великой отечественной войны именно помощью Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

3. Что стало итогом войны?

Разделение Берлина между СССР, Британией, США, Францией. Европа оказалась разделена на два лагеря: западный (капиталистический ) и восточный (социалистический ). Отношения между двумя блоками резко ухудшились уже через пару лет после окончания войны. Началась Холодная война .

6)Оценивание учащихся

Домашнее задание:

§20. Стр.141-146.Составить проспект «основные события Второй мировой»



Вверх