Разбитая чашка. Разбитая чашка Спасибо что правду сказал автор и произведение

История с разбитой чашкой является одним из самых популярных нравоучительных сюжетов, рассчитанных на детский возраст.

Кто вчера разбил мячом

Чашку на буфете?

Петя был тут ни при чем,

А попало Пете.

Помните этот небольшой фрагмент из стихотворения С.Я. Маршака? Оно было публиковано в 1954 году сначала в журнале «Огонек», а затем – в формате отдельной книжки.

В середине XX века этот инцидент постоянно изображался на картинках

А задолго до этого – в 1869 году – на ту же тему короткий рассказ написал Л.Н.Толстой. Настолько короткий, что его несложно привести целиком:

«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришел и спросил: «Кто разбил?»
Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».
Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал».

Меня в этом рассказе всегда настораживали отношения отца с ребенком: почему мальчик «затрясся от страха»? Откуда у него этот страх, если не из ужасного опыта?

В первом номере журнала «Пионер» в 1936 году был опубликован рассказ А.П.Гайдара «Голубая чашка». Впрочем, последовавшие рецензии рассказ раскритиковали как за «бессюжетную» форму, так и излишнюю психологизацию.

Одним словом, сюжет популярный, и со временем поправки в него вносились несущественные: в советский период чашка перестала называться «дорогой» - стала «папиной» (а папа умер) или «маминой любимой» (мама жива).

Происшествию, из которого ребенок должен был извлечь жизненный урок (необходимость сознаваться в своих проступках), посвящена серия последовательных картинок.

Этот рассказ в картинках в целом повторяет сюжет рассказа В. А. Осеевой «Почему?», опубликованный в конце 1940-х. Написан рассказ был в 1930-е годы и начинается он со слов: «Мы были одни в столовой – я и Бум». У Осеевой сидящий за столом мальчик, играя с собачкой, потерял равновесие и ухватился за скатерть со всеми вытекающими последствиями. На истории в картинках драма имеет несколько иную завязку.

В любом случае, для советского ребенка эта доступная детскому пониманию история была уроком честности и мерилом нравственности.

Вариацией на ту же тему был диафильм «Кто разбил чашку?» (автор - Юрий Хазанов). Внушая маленькому зрителю ту же мораль, Юрий Хазанов превратил Бума в Капа, папину чашку – в «красивую оранжевую» (что, безусловно, уменьшило драматизм события).

Немного отступлю от темы. В диафильме есть кадр с такой подписью: «Есть, наверно, такие люди, которые своим собакам разрешают на тахте валяться… Но Вовина мама – никогда».

Утверждаю со всей ответственностью: не наверно, а точно – такие люди есть!

В 1980-е годы к разбитой посуде стали относится спокойнее. И вечный нравоучительный сюжет приобрел несколько иное содержание. Сюжетные картинки стали называться «Нечаянная оплошность», а вместо обучения честности на этом материале детей стали учить утешать другого человека (мальчика, разбившего чашку) и оказывать взаимопомощь. Интересная инверсия! Теперь мальчика не обвиняют и наказывают – теперь его утешают, помогая устранить последствия. Это говорит о том, что теперь за провинившимся стали оставлять право на эмоции.

Когда взрослый разбивает чашку, даже дорогую папину, в утешение виновнику говорят «на счастье!». А если чашку разбивает ребенок?

Видимо, раньше чашки все время стояли на столах, а дети играли в тех же помещениях с мячом. Вот жизнь была!

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс.

Ответы к стр. 35 – 36

1. Соедини линиями имена авторов с названиями произведений.

“Котёнок” ⇒ Л.Н. Толстой
“Сказка о рыбаке и рыбке” ⇒ А.С. Пушкин
“Стрекоза и Муравей” ⇒ И.А. Крылов
“Старый дед и внучек” ⇒ Л.Н. Толстой
“Лебедь, Рак и Щука” ⇒ И.А. Крылов
“Сказка о золотом петушке” ⇒ А.С. Пушкин

2. Найди в баснях И.А. Крылова выражения, которые стали крылатыми, и выпиши одно из них.

Попрыгунья стрекоза.
Ты всё пела, это дело: так поди же, попляши.
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом.

3. Из каких произведений эти строки? Запиши автора и название.

Спасибо, что правду сказал .
(Л.Н. Толстой “Правда всего дороже”).

И вместе трое все в него впряглись.
(И.А. Крылов “Лебедь, Рак и Щука”).

А пред нею разбитое корыто.
(А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)

Там русский дух… Там Русью пахнет!
(А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”).

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал и закрыл его от собак.
(Л.Н. Толстой “Котёнок”).

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали; им стало стыдно, что они так обижали старика…
(Л.Н. Толстой “Старый дед и внучек”).

И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
(И.А. Крылов “Стрекоза и Муравей”).

Учитель засмеялся и сказал: “Ты погоди хвалиться, а поучись”.
(Л.Н. Толстой “Филипок”)

Тест № 3 «Русские писатели» 2 класс Вариант 1.

1.Подчеркни жанр и тему произведения Л. Толстого «Котёнок».

1) рассказ о животных 2) сказка о животных

3) рассказ о природе 4) сказка о природе

2.Знаешь ли ты имя и отечество Крылова? Подчеркни ответ.

1) Ф. Тютчев 2) И. Крылов 3) С. Есенин 4) И. Токмакова

4. Закончи предложение. Подчеркни ответ.

Лебедь, Щука и Рак – герои …

1) русских народных сказок 2) стихотворения И. Токмаковой

3) рассказа Л. Толстого 4) басни И. Крылова

А. С. Пушкин «Лебедь, рак и щука»

И. А. Крылов «Котёнок»

Л. Н. Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Спасибо, что правду сказал»

«Там русский дух, там Русью пахнет…»

__________________________________________________________

«И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный…»

__________________________________________________________

Подчеркни ответ.


Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.


1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение

Тест № 3 «Русские писатели» 2 класс Вариант 2.

Ф. И. ______________________________________________________

1. Подчеркни заголовок стихотворения.

1) «Осеннее утро» 2) «Опустел скворечник …»

3) «Стрекоза и Муравей» 4) «Старый дед и внучек»

2.Знаешь ли ты имя и отечество Толстого? Подчеркни ответ.

1) Александр Сергеевич 2) Лев Николаевич

3) Иван Андреевич 4) Михаил Михайлович

3. Определи значение выражения. Подчеркни ответ.

Остаться у разбитого корыта.

1) Остаться ни с чем. 2) Остаться со старыми друзьями.

3) Остаться с чудом . 4) Остаться при своих интересах.

4. Закончи предложение. Подчеркни ответ.

Рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек» учит …

1) любить детей 2) уважать старших

3) говорить правду 4) быть трудолюбивым

И. А. Крылов «Старый дед и внучек»

А. С. Пушкин «Стрекоза и муравей»

Л. Н. Толстой «У лукоморья дуб зелёный…»

6. Из каких произведений эти строки? Запиши название и автора.

«Учитель засмеялся и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись»

«Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке…»

____________________________________________________________

«…А щука тянет в воду»

___________________________________________________________

7. К какому жанру относится это произведение. Подчеркни ответ.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение

Фамилия, имя_______________________________________Вариант 1

А. С. Пушкин «Лебедь, рак и щука»

И. А. Крылов «Котёнок»

Л. Н. Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»

* «Спасибо, что правду сказал»._________________________________________________________

* «Там русский дух, там Русью пахнет…»__________________________________________________

*«И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный…»_____________________________________

3.Прочитай. Определи, к какому жанру относится это произведение.


Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
 рассказ  басня  сказка  стихотворение
4. Собери пословицу. Соедини стрелочкой начало пословицы и её конец.
Много захочешь - а потехе час.

Делу – время, а врозь хоть брось.

Дружно - негрузно, кто уменьем ума набирает.

Счастье тот добывает, последнее потеряешь.

Проверочная работа по теме «Русские писатели».

Фамилия, имя________________________________________Вариант 2

И. А. Крылов «Старый дед и внучек»

А. С. Пушкин «Стрекоза и муравей»

Л. Н. Толстой «У лукоморья дуб зелёный…»

2.Из каких произведений эти строки? Запиши название и автора.

* «Учитель засмеялся и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись.».____________________________

____________________________________________________________________________________

* «Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке…»_________________________________

*«…А щука тянет в воду»_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3 .Прочитай. Определи, к какому жанру относится это произведение.

Поставь галочку напротив выбранного ответа.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
 рассказ  басня сказка стихотворение

4.. Собери пословицу. Соедини стрелочкой начало пословицы и её конец.
Много желать - а все за одного.

Кто родителей почитает, всегда пригодится.

Грамоте учиться добра не видать.

Один за всех, тот вовек не погибает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по литературному чтению за 3 четверть в 1 классе (ПНШ)

Цель работы:- проверить усвоение темы "Устное народное творчество";- понимание учащимися как устроена загадка, законы докучной сказки, в чём трудности скороговорок, как и когда люди обращаются к приро...

Проверочные работы по литературному чтению 2 класс. "Родная речь" Л.Ф.Климанова и др. УМК "Школа России"

Материал предназначен для контроля знаний учащихся после прохождения тематических разделов учебника "Родная речь" 2 класс. Л.Ф.Климанова и др....

Проверочные работы по литературному чтению по программе РО Л. В. Занкова. (3-4 классы)

По программе литературного чтения системы РО Л.В.Занкова не предусмотрены проверочные работы после завершения каждого раздела. Чтобы проверить глубину усвоения изученных произведений, знание худ...



Вверх