Рассуждение проблема гуманизма аргументы по рассказу Юшка (Платонов А П). Сочинение на тему «Доброта и жестокость Юшка аргумент егэ

Что такое духовность? Как она проявляется? Именно эти вопросы мы решили рассмотреть в рамках написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку и подобрать такие проблемы и соответствующие им литературные аргументы, которые наиболее точно смогли бы раскрыть это понятие. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в финале статьи.

  1. Фёдор Достоевский - «Преступление и наказание». На протяжении всего романа автор показывает духовную трансформацию главного героя — Родиона Раскольникова. От порочных мыслей об убийстве бабушки, которое в итоге реализуется, до раскаяния перед всем народом. Многие события, которые происходят в жизни персонажа и преобразуют его внутренний мир, тесно взаимосвязаны с судьбами некоторых героев. Так, например, значительное влияние на духовное развитие Раскольникова оказала Соня Мармеладова, ставшая дня него огнем надежды и направившая его на путь нравственного совершенствования. В произведении можно выделить три знаковые встречи с Сонечкой, которые «готовят и удобряют» почву души для будущих изменений. От встречи до встречи герой погружается в мысли, удивительным образом производящие духовное преображение. В эпилоге мы видим совершенно нового Раскольникова, непохожего на того, каким он был представлен нам в начале романа.
  2. Дэниел Киз — «Цветы для Элджернона». С первых страниц читатель не понимает, почему автор ведет повествование довольно странным образом: слова пишутся неправильно, отсутствуют запятые, а главному герою, страдающему слабоумием, вначале романа свойственны совсем примитивные категории мышления. Но все это неотъемлемая часть образа персонажа, которая на протяжении романа претерпевает глобальные изменения. Всего одна операция в корне меняет жизнь героя, полностью переворачивая его мировосприятие и сознание. Умственно и духовно развиваясь, Чарли сумел открыть новые истины, пусть и не всегда приятные. Он понял, что многие окружающие считали его глупым и потешались над ним, что в мире много несправедливости и непонимания. Жизнь после операции явила герою жестокие реалии мира, с которыми ему тяжело было свыкнуться. Роман заканчивается тем, что из-за ошибки в расчетах умственная деятельность подопытного регрессирует, возвращая его к слабоумию. Так, словно яркая вспышка кометы, промчалась перед глазами читателя невероятная жизнь Чарли Гордона.

Духовность на войне

  1. Вячеслав Кондратьев -«Сашка». Наверняка каждый хоть раз слышал фразу «главное — не падать духом». И если рассматривать ее в контексте повести, можно смело заявить, что фраза была девизом главного героя. Так, сцена с пленением немца показывает, как сильно духовно развит Сашка. Ведя немца в штаб, герой заявляет, что бояться нечего, потому что всем пленным гарантирована жизнь и возвращение на родину по окончании войны, но никак не ожидал солдат, что отдадут ему приказ иностранца «в расход пускать». Принятие этого факта представлялось для него чем-то невозможным, противоречащим его принципам. Герой настойчиво пытается отговорить своего командира от принятого решения, но тот остается непоколебим. И вот стоят лицом к лицу два воина и в то же время два врага, смотрят друг на друга: один смерти ждет, а другой верит, что приказ будет отменен. К счастью, неожиданно приходит комбат и снимает приказ, говоря, что немца надо в штаб вести. Вот что значит быть до конца верным своим обещаниям и принципам, быть сильной духовной личностью, которую нельзя сломить даже угрозами. Повесть еще раз подтверждает, что благодаря тысячам солдат, которые смогли сохранить человечность перед лицом жестокости, мы живем с мирным небом над головой.
  2. Виталий Закруткин – «Матерь человеческая». Нет ничего ужаснее и страшнее войны. Эта безумная машина человеческой порочности крушила и ломала все, что было на ее пути: от материальных воплощений человеческих рук до миллионов судеб людей, чья жизнь уже никогда не могла быть прежней. В повести писатель рассказывает о некогда счастливой семье, в дом которой пришла война. Отняв у Марии, главной героини повести, сына и мужа, она все больше проверяла ее на стойкость, сострадание и милосердие. Все дальнейшие события описывают мужество героини, великолепие и чистоту души, не очерствевшей в жутких условиях войны. Мария помогла измученной девочке Сане, которая стала ей как родная. Она же спасла раненного молодого немца, несмотря на свою ненависть к фашистам, лишившим жизни ее родных. Также героиня восстанавливала разоренное хозяйство, осознавая, что это нужно делать не только во благо себе, но и тем, кто хранит в себе надежду на возвращение домой. Мария становится матерью для всех заблудших и потерянных, для тех, кто отчаялся найти луч светлой души на темной тропе войны.
  3. Проблема бездуховности

    1. Иван Бунин — «Господин из Сан-Франциско». Господин из Сан-Франциско — главный герой рассказа. Безымянность подсказывает читателю, что он — собирательный образ всего эгоистичного, пустого и глупого проявления в человеческой натуре. Господин видел счастье в материальных благах, его счастье измерялось в красоте костюма, внимании людей к его персоне, нет, даже не к персоне, а к деньгам, которые у него были. Ничто не могло помешать приличному ходу светской жизни. Ничто, кроме… смерти. В один из однообразных, но таких роскошных вечеров герой умирает. Никто и подумать не мог, что прекрасный вечер может омрачить такое событие, о котором многие очень быстро забывают, продолжая танцы и развлечения. А тем временем тело господина выносят из гостиницы и погружают на теплоход с символичным названием «Атлантида». Совсем не похожим на Господина является герой Лоренцо — старик-лодочник. Пусть о персонаже сказано совсем немного, но мы понимаем, что он видел счастье в простых мелочах повседневной жизни и природы с ее изумительными скалами, голубой синевой и ярким солнцем. Герой был духовно развит и понимал, в чем заключается настоящее счастье жизни, которое для него никак не могло основываться на материальных ценностях.
    2. Максим Горький — «Старуха Изергиль». В произведении автор показывает читателю множество различных коротких историй. Среди них я бы хотела выделить историю Данко, который во имя великой любви к людям вырвал свое сердце и освятил им путь, чтобы вывести обреченных на смерть людей. Данко сделал это, потому что осознавал, что без него, без его поступка люди умрут. В тот момент герой поставил чужие интересы выше своих и даже «его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их». Так, народ был спасен, а Данко безжизненно упал и навсегда умер в памяти тех, кому он подарил жизнь. В противовес этой истории автор повествует о Ларре, возгордившемся сыне орла. Герой считал себя неповторимым и даже со старейшинами беседовал свысока. Люди не могли терпеть такого отношения к себе и решили наказать его муками одиночества. Ларра долго скитался один и желал обрести вечный покой, но не мог умереть. Так, герой был наказан за бездуховность, выражающуюся в эгоизме и высокомерии.
    3. Духовность как ответственность

      1. Александр Пушкин — «Капитанская дочка». Петруша Гринев — центральный герой повести Пушкина, раскрывающийся на панораме происходящих событий, как сильная личность с невероятным чувством ответственности за тех, кто ему дорог. Автор постоянно ставит героя в различные жизненные ситуации, из которых он достойно выходит. Сцены встреч Гринева с Пугачевым, отношение к Маше Мироновой, ссора с Швабриным и поединок, который между ними происходит, рисуют читателю образ героя, который способен оценить честь выше жизни, смело принимать трудные решения и оставаться верным себе даже в тех моментах, когда от его упрямства может зависеть жизнь. При этом Петруша Гринев ощущает ответственность за свои действия и старается сделать так, чтобы никому не навредить. В конце повести герой получает в награду помилование от царицы, свободу и любимую девушку, ради которой, в большинстве своем, он совершал некоторые описанные поступки. Стоит отметить, что он был таким не всегда. Именно решение отца отправить Петрушу в армию «пороху понюхать» сыграло важнейшую роль в становлении Гринева как сильной и ответственной личности с наряженной духовной жизнью.
      2. Андрей Платонов — «Юшка». Ефим, по прозвищу Юшка, работает помощником кузнеца. Герою всего 40 лет, но из-за многолетней болезни он выглядит гораздо старше своих лет. Жизнь его ограничивалась походом на работу и обратно домой, заработанные деньги Юшка никогда не тратил, а «питался» он пустой водой. Многие жители города не принимали этого человека, а дети постоянно издавались над ним, бросая в него песок или камни. Юшка никогда не отвечал на эти действия и считал, что так они проявляют свою любовь. Каждое лето герой всегда куда-то уезжал, но однажды он остался дома из-за чахотки, отнимающей все его силы. В один из дней, возвращаясь из кузницы, Ефим сталкивается с прохожим, который толкает его в грудь, от чего он падает и умирает. Платонов заключает всю суть рассказа в конце, когда после смерти главного героя в город приезжает незнакомка и ищет Ефима Дмитриевича. Она оказывается сиротой, которую Юшка опекал, кормил и содержал. Каждое лето он приезжал к ней и отдавал все заработанные деньги. Сирота выучилась на врача и желала помочь Ефиму, но она опоздала. В рассказе Платонов показал великодушие и духовную силу Юшки, которая была сокрыта от непонимающих человеческих глаз. А жертвенная жизнь героя доказала, что всякий труд дает плоды.

«Жестокость как всякое зло не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод» (Дж. Элиот)

Жестокость - это свойство характера человека, проявляющееся в агрессии, бесчеловечном, грубом отношении к окружающим, миру, природе. Люди, наделенные этим качеством, способны причинить боль другим, доставить им страдания, посягнуть на саму жизнь. При этом другие чувства - сочувствие, сострадание, великодушие - словно атрофируются в их душе. Жестокость разрушает натуру человека.

Эта тема развивается в рассказе А. Платонова «Юшка». Главным героем произведения является помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, которого все звали Юшкой. Жизнь его была проста, неприхотлива, с утра до ночи он работал, носил старую одежду. Худой и слабый, он был болен чахоткой и поэтому выглядел совсем стариком. И дети, и взрослые часто нападали на него, считали «блажным», издевались, били. Однако Юшка безропотно терпел все обиды и унижения, считая, что народ любит его, просто «сердце в людях бывает слепое».

Но почему люди мучили его? Потому что он был не похож на них: Юшка был добрый, терпеливый, кроткий. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай!» - требовали от Юшки окружающие. Его считали юродивым, не понимали, зачем он живет на свете. И вот однажды напал на него прохожий, толкнул старика, и тот больше уже не поднялся. А через некоторое время в городе появилась молодая девушка, разыскивающая Ефима Дмитриевича. Оказалось, что это его воспитанница, судьбу которой он устроил. Девушка выучилась на врача и приехала, чтобы лечить Юшку. Узнав о его смерти, она осталась в городе и стала работать врачом, бескорыстно помогая всем нуждающимся и больным. И все считали ее дочерью Юшки.

Что же хотел сказать Платонов своим рассказом? Жестокость, эгоизм царят в отношениях людей. Причем эта жестокость беспричинна, для проявления ее нет никакой мотивации. Именно поэтому в жизни нет необходимой гармонии.

Другой пример - роман Ч. Айтматова «Плаха». В романе связаны воедино три сюжетные линии - линия Авдия Каллистратова, линия волков Акбары и Ташчайнара, линия чабана Бостона. Произведение начинается описанием волчьей семьи, мирно живущей в Моюнкумской саванне. У них появляются первые волчата. Но это благополучие заканчивается, когда в жизнь саванны вторгается человек. Исконной добычей волков всегда были сайгаки, теперь же люди уничтожают сайгаков, чтобы выполнить план по мясопоставкам. В ходе этой операции погибают волчата Акбары и Ташчайнара. Потом у них снова появляются волчата, но люди начинают строить дорогу к горнорудной разработке, поджигают камыши - детеныши погибают. И в третий раз волкам не удается сохранить свое потомство. В финале мы видим поистине трагическую историю. Коварный, жестокий, безнравственный человек Базарбай, случайно наткнувшись на волчье логово, крадет всех волчат Акбары и Ташчайнара лишь для того, чтобы потом выгодно продать их. По дороге он заходит в гости к чабану Бостону, а затем уезжает со своей добычей. И волки начинают кружить вокруг жилища Бостона. Желая отомстить человеку, Акбара забирает его детеныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибают волки, маленький ребенок, сын Бостона (пытаясь спасти сына, Бостон стреляет в несущую ребенка Акбару), а также Базарбай, похитивший волчат (Бостон в отчаянии убивает его, считая его виновником своего несчастья). Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстает против уничтожающего ее человека.

Другая сюжетная линия романа - линия Авдия Каллистратова, «еретика-новомысленника», изгнанного из духовной семинарии за свои идеи. Этот герой пытается спасти мир от жестокости, насилия, зла. Он встает на путь борьбы с наркоманами, пытаясь их наставить на истинный путь, хочет помочь им раскаяться, понять их заблуждения. Для этого он вместе с «гонцами» отправляется в азиатские степи за анашой, потом ему приходится участвовать в истреблении сайгаков. Однако путь этот оборачивается гибелью Авдия - сначала его жестоко избивают, сбрасывают с поезда, а потом и вовсе решают от него избавиться - распинают на корявом саксауле. Но смерть героя у Айтматова - это самопожертвование, последние слова Авдия - о «спасении душ людских». И этот образ, конечно, у Айтматова глубоко трагический, потому что герой несет в своей душе ответственность за все человеческое зло, пытается отыскать истину. Поэтому он обречен на гибель.

Образ Авдия в повести напоминает нам образ Христа, распятого за любовь, веру, добро. Таким образом, основная идея повести заключается в том, что в основе всех нравственных, общественных, социальных катаклизмов лежит греховность человека. Именно об этом у Айтматова идет речь во вставной легенде, передающей историю Христа и Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. «Итак, знай, правителю римский, конец мира не от меня, не от стихийных бедствий, а от враждебности людей придет. От той враждебности и тех побед, которые ты прославляешь в увлеченности государственной…» - говорит Христос прокуратору перед смертной казнью.

Авторская позиция в романе выражена очень отчетливо, мы остро ощущаем чувство тревоги писателя за погибающую природу, погибающее поколение, за мир, утопающий в пороках. Ч. Айтматов говорит о том, что общество, в основе жизни которого греховность, достижение материальных благ, обесценивание понятий «добро» и «зло» - такое общество обречено на гибель.

Таким образом, жестокость порождает в человеке низменные инстинкты, неизменно ведет к греху и преступлениям.

Здесь искали:

  • в чем заключается сила смирения сочинение юшка
  • где проявляется зло в произведении платоного юшка
  • примеры к сочинению дрбро из рассказа Юшка

А.С.Пушкин «Пущину»

Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.

Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.

«Снежная королева» Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.

В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.

Вспомним другого литературного героя - Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.

В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе - прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.

Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина - В.А.Жуковского , который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.

А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе. В одном из произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах - Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них - Люся - всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.

Взаимоотношения главных героев романа А. Дюма « Три мушкетёра » - классический пример настоящей дружбы. Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.

Главным героем рассказа «Юшка» является бедный подручный кузнеца, Ефим. В народе все его зовут просто Юшкой. Этот нестарый еще мужчина из-за чахотки рано превратился в старика. Он был очень худой, слабый руками, почти слепой, но трудился изо всех сил. Ранним утром Юшка уже был в кузнице, раздувал мехом горн, носил воду и песок. И так целый день, до самого вечера. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду. Одет он был всегда он в старые
штаны и блузу, насквозь прожженные искрами. Родители часто говорили про него нерадивым ученикам: «Вот ты будешь такой же, как Юшка. Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках». Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик не обижался, спокойно шел мимо. Дети не понимали, почему им не удается вывести Юшку из себя. Они толкали старика, смеялись над ним, и радовались, что он ничего не может поделать с обидчиками. Юшка же тоже радовался. Он думал, что дети пристают к нему, потому что любят. Они не могут иначе выразить свою любовь, потому и терзают несчастного старика.
Взрослые не сильно отличались от детей. Они обзывали Юшку «блажным», «животным». От кротости Юшки они приходили еще в большее ожесточение, часто били его. Однажды после очередного избиения дочь кузнеца Даша в сердцах спросила, зачем вообще Юшка живет на свете. На что тот ответил, что народ его любит, он нужен народу. Даша возразила, что люди избивают Юшку до крови, какая же это любовь. А старик ответил, что народ его любит «без понятия», что «сердце в людях бывает слепое». И вот как-то раз вечером к Юшке прицепился на улице прохожий да толкнул старика так, что тот упал навзничь. Больше Юшка уже не поднялся: кровь пошла у него горлом и он умер.
А через некоторое время появилась молодая девушка, она разыскивала старика. Оказалось, что ее, сироту, Юшка поместил в Москве в семью, потом обучал в школе. Он собирал свое скудное жалованье, отказывая себе даже в чае, лишь бы поднять на ноги сироту. И вот девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить Юшку от его болезни. Но не успела. Прошло много времени. Девушка осталась в городе, где жил Юшка, работала врачом в больнице, всегда всем помогала и никогда не брала денег за лечение. И все называли ее дочерью доброго Юшки.

Так в свое время люди не смогли оценить красоту души этого человека, сердце их было слепым. Они считали Юшку бесполезным человеком, которому нет места на земле. Понять, что старик прожил жизнь не зря, они смогли, лишь узнав о его воспитаннице. Юшка помогал чужому человеку, сироте. Многие ли способны на такой благородный бескорыстный поступок? А Юшка копил свои гроши, чтобы девочка выросла, выучилась, использовала свой шанс в жизни. Пелена с глаз людей спала лишь после его смерти. И вот они уже говорят о нем, как о «добром» Юшке.
Автор призывает нас не черстветь, не ожесточаться сердцем. Пусть наше сердце «видит» необходимость каждого человека на земле. Ведь все люди имеют право на жизнь, а Юшка еще и доказал, что прожил ее не зря.

Дата публикации: 09.09.2018

Аргумент для итогового сочинения по направлению "Доброта и жестокость"

Возможные тезисы:

Люди часто жестоки по отношению к тем, кто безобиден

Люди нередко проявляют жестокость без причин

Истинная доброта проявляется в действии и бескорыстности

Аргумент:


Рассказ Платонова «Юшка» - это маленькое произведение о человеке с большим сердцем. Главный герой, Ефим Дмитриевич, никогда и никому не делал ничего плохого, однако окружающие были жестоки по отношению к нему. Все норовили обидеть слабого от болезни мужчину, зная, что он не навредит в ответ. Дети бросали в него ветки и камни, взрослые желали ему смерти, грубили, а иногда даже качели. Юшка сносил все издевательства молча. Он терпел не потому что боялся перечить, а потому что был простодушен и добр. Сложно поверить, но даже в глубине души этот мужчина не таил злобы на обидчиков. В философии Ефима Дмитриевича не существовало такого понятия. Герой был уверен, что нужен людям, что они по-своему его любят и не знают, как это выразить.


Кроме того, пока окружающие свято верили, что Юшка «зря топчет землю», он был единственным лучиком света для маленькой сиротки. Получая ничтожную зарплату за тяжкий труд, этот Ефим Дмитриевич во всем себе отказывал. Мужчина откладывал деньги и раз в год относил их совершенно чужой девочке, у которой больше никого не было. Благодаря Юшкиной доброте, она нашла свое место в жизни. Но, к сожалению, люди узнали об этом лишь после смерти человека, которого считали «ничтожеством».



Вверх