Рак чего был у валентины толкуновой. Как складывалась личная жизнь всенародной любимицы валентины толкуновой и что стало причиной ее смерти. Идеальная русская женщина

Содержимое

Любимица миллионов, талантливая и трогательная Валентина Васильевна Толкунова умерла 22 марта 2010 года. Это стало шоком и потрясением для ее многомиллионной армии поклонников, привыкшей и полюбившей талантливую и скромную певицу с неизменными жемчугами в шикарной косе. Сколько лет было Толкуновой? Всего 64

Детство и юность

Родилась Валечка в послевоенное время — 12 июля 1946 года в Армавире, что в Краснодарском крае. Василий Андреевич, отец девочки, был кадровым военным, а мама сотрудником железной дороги родом из Бурят-Монгольской АССР. Дед по маминой линии был репрессированным и 18 лет провел в лагерном заключении. В 1949 году в семье родился сын Сережа, ставший впоследствии певцом. Сейчас он является президентом благотворительного фонда имени сестры.

Сначала Толкуновы проживали в станице Белореченской, которую Василий Андреевич должен был восстанавливать. В 1950 году они перебрались в столицу. В доме всегда любили музыку и ценили исполнительское искусство — Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов — их голоса всегда звучали в семье. Валентина решила поступать в Московский институт культуры на дирижерско-хоровое отделение. В 1966 году талантливая выпускница прошла конкурс и стала солисткой вокально-инструментального оркестра (ВИО-66), которым руководил Юрий Саульский.

“Я не могу иначе”


В 1971 году Толкунова окончила Музыкальное училище имени Гнесиных и сразу записала песни к фильму «День за днём». В 1972 году по приглашению поэта-фронтовика Льва Ошанина выступила на сцене Колонного зала Дома Союзов. Там в это время проходил юбилейный концерт. В ее исполнении прозвучала песня композитора Владимира Шаинского «Ах, Наташа». Для выступления ей сшили платье расшитое жемчугом. Чтобы создать композицию образа, Валентина вплела в волосы нить жемчуга. Это навсегда стало частью ее образа.

С 1973 года Валентина Васильевна начала работать в объединении «Москонцерт». С 1989 года была руководителем театра музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ». В театре ставили музыкальные спектакли, которые с успехом проходили. В 2004 году Толкунова купила небольшой домик вблизи Дивеевского монастыря. Бывая там, она посещала службы, молилась, причащалась. С этого момента народная любимица начала заниматься благотворительностью. Часть гонораров отдавала на восстановление храмов, устраивала благотворительные концерты в помощь многодетным семьям.

Ее манера исполнения и она сама всегда оставалась простой — без спеси и заносчивости, с непреодолимым желанием помочь, согреть. Она была образцом русской женщины — красивой, гармоничной, мудрой, терпеливой, нежной и верной. Ответом на все ее благие дела стала строчка из песни — “я не могу иначе”. Под “носики-курносики” выросло целое поколение. Ее коллега по сцене и товарищ по жизни Лев Лещенко всегда говорил, что Валя была настоящей. Им приписывали брак, роман. В это никогда не верили те, кто знал Толкунову. Просто зрителям хотелось создать идеальную пару из своих любимцев.

“Буду любить тебя всегда — я не могу иначе”: личная жизнь Толкуновой

На самом деле в жизни певицы было два замужества. Первый раз она вышла замуж за руководителя их оркестра Юрия Саульского, который был значительно старше Вали. Через пять лет брак распался, а Юрий ушел в Валентине Аслановой. Второй раз Толкунова вышла замуж в 1974 году за журналиста-международника Юрия Папорова. Он также был старше жены, много путешествовал и писал книг. В браке в 1977 году родился единственный сын Николай. Повзрослев он работал в Московском театре музыкальной драмы и песни художником по свету.

Но и этот брак оказался странным — Папоров в начале 80-ых уехал работать в Мексику. Толкунова не оставила своих поклонников и не поехала с мужем. А тот на многие годы забыл о существовании сына — ни денег, ни воспитания, ни участия с его стороны Коленька не видел. Но когда после автокатастрофы Юрий вернулся в Москву, у него начало стремительно падать зрение. Валентина Васильевна забрала его к себе и организовала покой и уход. Он умер через 1,5 месяца после смерти Толкуновой. О сыне известно, что тот был замешан в скандале — задержан с героином. И только связи матери и любовь к ней тогда помогли ему избежать наказания.

Болезнь и смерть Валентины Толкуновой

В 1992 году случился первый удар — рак молочной железы. Был курс химиотерапии и операция. В 2009 году следующий удар — рак головного мозга, который и стал причиной смерти. Так получилось, что Толкунова гастролировала и после одного из концертов в Могилеве ее госпитализировали — она попала сначала в реанимационное отделение местной больницы, а потом — Боткинскую. В 6 часов утра 22 марта 2010 года Валентина Толкунова умерла: впала в кому и больше не проснулась. Ее успели соборовать прямо в больничной палате. Прощались с народной любимицей в Театре Эстрады. Могила находится на Троекуровском кладбище. В конце августа 2011 года там открыли памятник. Рядом покоится второй муж Юрий Папоров.


Умерла Валентина Толкунова - одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы - детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой - вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы - дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора . Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй - с журналистом Юрием Папоровым — стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада - дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло - именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает - в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый по сценарию с гениальным Грибовым и молодым, не толстым еще Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи - «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны - устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим - на рубеже 70-80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм - никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады - кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни - «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей - пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.

Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.

Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души».

Вообще, достоинство — это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянка сборная», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом - никогда не жаловалась и ни о чем не жалела:

«Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».

Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным - рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

Сегодня утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет - «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады», время прощания уточняется.

Умерла Валентина Толкунова.

Народная артистка РСФСР Валентина Толкунова скончалась в Москве на 64-м году жизни после продолжительной болезни. Известной певицы не стало сегодня утром, около 08:00, в реанимации Боткинской больницы.

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразил свои соболезнования родным и близким легенды советской эстрады.

Толкунова находилась в Боткинской больнице с конца февраля. В ночь с пятницы на субботу она была переведена в реанимацию из-за резкого ухудшения самочувствия. Как сообщает LifeNews.ru, после этого певица попросила привести священника для соборования. Обряд был совершен прямо в больничной палате.

В больницу артистка попала после концерта в белорусском Могилеве. Первоначально сообщалось, что у нее повышенное давление, причиной которого стало переутомление. В Москву Толкунову отправили в реанимобиле.

Валентина Толкунова – одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь Валентины Васильевны при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы – детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой – вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы – дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора Юрия Саульского. Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй – с журналистом Юрием Папоровым – стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада – дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло – именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает – в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый Всеволодом Шиловским по сценарию Михаила Анчарова с гениальным Грибовым и молодым Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи – «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва Ошанина Владимир Шаинский отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор Владимир Мигуля пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны – устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим – на рубеже 70–80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм – никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады – кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни – «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей – пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.


Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.


Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд. Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души.

Вообще, достоинство – это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянках сборных», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом – никогда не жаловалась и ни о чем не жалела: «Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».


Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным – рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

В понедельник утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет – «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Валентина Толкунова дважды была замужем. Ее первым супругом был композитор, дирижер вокально-инструментального оркестра Юрий Саульский, а вторым - журналист-международник, автор книги "Хемингуэй на Кубе" Юрий Папоров. Сын певицы - Николай - работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

Народная и заслуженная артистка РСФСР, заслуженная артистка Калмыкии награждена орденами Почета, Дружбы народов, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, Петра Великого, почетным знаком ФАПСИ, медалью "В память 850-летия Москвы". Она также кавалер ордена "Меценаты столетия", лауреат премии Ленинского комсомола и премии МВД России, "Почетный железнодорожник России", "Заслуженный энергетик России", "Почетный артековец", "Почетный бамовец", "Почетный пограничник и академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка".

Правительство Украины вручило ей Международный орден Чести и орден Святителя Николая. Митрополит Киевский Владимир наградил Толкунову орденом Святой Варвары. Также певице были вручены почетные грамоты правительств Казахстана, Украины, Туркменистана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Эстонии.

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады»,

Год назад ушла из жизни самая душевная советская певица

Валентину Толкунову называли душой русской песни. Ее тихий, проникновенный голос, напевавший «Носики-курносики», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе» стал частью истории советской эстрады. Как и сама певица. Красавица-шатенка с длинной косой практически сразу стала знаменитой. Толкунову обожали слушатели и почитало высокое руководство. Ни один концерт не обходился без ее участия.

Так было в Советском Союзе и продолжалось после его распада. Последние годы Толкунова, правда, выступала все реже и реже. В 2006-м у нее обнаружили рак молочной железы, а в 2009-м уже была злокачественная опухоль мозга . Валентина Васильевна уходила из жизни медленно и мучительно. Ей стало очень плохо 16 февраля после концерта в Могилеве. Там ее доставили в больницу, а затем перевезли в Москву, в Боткинскую больницу. Оттуда она уже не вышла. Через месяц состояние певицы резко ухудшилось, Валентина Васильевна впала в кому и 22 марта ушла из жизни…

Не многие знают, что в юности Валентина Васильевна часто гостила в Полтаве у своей тети и двоюродной сестры Людмилы. После неожиданной смерти Людмилы Валентина Васильевна взяла на себя все заботы по воспитанию ее дочери Светланы (на снимке). Она стала ей второй матерью…

«Приезжая в Киев, Валентина Васильевна первое время всегда останавливалась у меня»

- Светлана Васильевна, вы родились, наверное, когда слава вашей тети уже набирала обороты?

Когда Валентина Толкунова стала популярной на весь Советский Союз, я пошла в первый класс. Страшно гордилась тем, что красивая, стройная певица с длинной косой, которую часто показывали по телевизору, моя тетя. Валентина Васильевна приезжала к нам в Киев, а потом мы вместе с мамой ехали в Полтаву. Там жила родная тетя Валечки Софья Николаевна. К сожалению, ее уже нет в живых. Валентина Васильевна, бывало, гостила в Полтаве вместе со своим сыном Колей и братом Сережей. Мы с мамой наведывались лишь на время. У мамы было много работы. Она закончила Киевскую консерваторию, став достаточно известной певицей. К сожалению, мама рано ушла из жизни. Ей было всего 37 лет…

- Валентина Васильевна не хотела забрать вас в Москву?

— Это было очень сложно, ведь она все время гастролировала. Поэтому я жила в Киеве с бабушкой и дедушкой. Но Валентина Васильевна постоянно следила за тем, как проходит моя жизнь. Если выпадало свободное время, приезжала в Киев. Кстати, обожала этот город. По окончании школы я поступила в московский вуз и жила у Валентины Васильевны. Правда, в Москве так и не осталась. Получив высшее образование, вернулась домой, в Киев.

Помню, когда телефонные разговоры еще не были так доступны, Валечка писала мне письма. Даже находясь на гастролях. Позже звонили друг другу чуть ли не каждый день. Особенно в последнее время, когда тетя была уже больна… Она все сокрушалась, что не может, как прежде, баловать своих близких подарками.

- Любила одаривать?

— Что вы! Без подарков никогда не приезжала. Всегда привозила огромные чемоданы. Причем не только для родственников, но и для друзей. А в Киеве у нее их было огромное количество. К нам на чай обязательно приходили Юрий Рыбчинский, Александр Злотник. Кстати, когда Валентина Толкунова только начинала свою карьеру, в ее репертуаре было много украинских народных песен… Первые годы, приезжая на гастроли в Киев, тетя останавливалась у меня. Позже ее, конечно, принимали как настоящую звезду — в роскошных номерах центральных гостиниц. Правда, при этом она обязательно заглядывала ко мне на чай и говорила, что только здесь по-настоящему отдыхает.

Рассказывали, что во время гастролей к Валентине Толкуновой выстраивалась очередь ее поклонников, которые могли и на жизнь пожаловаться.

— Бывало такое. Валентина Васильевна была очень мягким, заботливым человеком. У нее и голос такой был — ласковый, певучий, никогда ни на кого не накричит. Близкие знали, что она в помощи никому не отказывала. К ней обращались и с материальными проблемами, и Валюша без долгих раздумий давала деньги. Помню, как-то одна поклонница написала ей письмо, в котором рассказала, что бедствует, ей нечего носить. Что вы думаете?! На следующий же день тетя собрала ей посылку, упаковав солидную часть своего гардероба.

«Даже находясь в Боткинской больнице, Валюша еще готовила концерт к 9 Мая»

А ведь платья Валентины Толкуновой были знамениты на весь Советский Союз. Она их специально в Архангельске заказывала.

— Да, ездила туда по нескольку раз в год. У нее там была любимая портниха, которая прекрасно знала вкусы своей знаменитой клиентки. Кстати, красивое кремовое платье, в котором Валентину Васильевну и похоронили, тоже было сшито ею. Писали, Толкунова завещала, чтобы именно в нем ее проводили в последний путь, но это неправда. Валюша до конца не верила в то, что ее болезнь смертельна. Даже врачи решили не говорить ей, что болезнь неизлечима. Об истинном положении знали лишь мы, близкие родственники. Маме Валентины Васильевны тоже решили не говорить.

- Говорят, Толкунова сражалась со страшным недугом до последнего.

— Она до последних дней верила, что победит болезнь, поднимется и еще выйдет на сцену. Даже находясь в больнице, готовила концерт к 9 Мая. Позвонила из клиники Александре Пахмутовой и попросила специально для нее написать песню. Толкунова НЕ готовилась к смерти и никакого завещания, как об этом многие говорили, не писала. Тетя так хотела жить… Где-то за пару дней до смерти в палату к ней пришел директор Льва Лещенко. Валентина Васильевна сразу стала говорить ему, как бы скорее подняться, вновь выйти на сцену.

- Это несмотря на то, что Валентина Васильевна уже лечилась от рака.

— Да, в 2006 году у нее обнаружили страшную болезнь, тетя прошла курс химиотерапии. К сожалению, из-за постоянных концертов, гастролей, не уделяла себе должного внимания. Как мы не уговаривали ее «остановиться», все время отвечала: «Главное для меня — сцена… » Она часто повторяла, что хочет оставить как можно больше своих песен. Одним из последних записала диск духовных песен.

- Помните, последний разговор с Валентиной Васильевной?

— Это было за несколько дней до ее смерти. Она еще была в сознании. Валечка расспрашивала о моих делах, работе, что-то советовала. Говорила: «Я так хочу, Светочка, чтобы у тебя все было благополучно». Знаете, ведь она мне как мама была… Но тогда, во время нашего последнего разговора, у меня не было ощущения, что Валюша прощается. Голос был, правда, необычно тихим. Когда ее увозили в реанимацию, рядом находилась лишь ее мама. Она говорила, что Валюша произнесла: «Мамуля, не переживай, все будет хорошо… » Это страшно, когда переживаешь своих детей…

- Муж Валентины Васильевны журналист Юрий Папоров ушел из жизни практически вслед за ней.

— Да, он давно болел. Валюша забрала его из больницы домой, уже будучи сама нездоровой. Но она решила, что должна его досматривать. Он ушел из жизни буквально через два месяца после ее смерти. Конечно, горе совсем надломило его здоровье. Без Вали он жить не мог.

- Толкунова была счастливой женщиной?

— Думаю, что да, хотя мы никогда не говорили с ней на какие-то уж очень интимные темы. Валентина Васильевна была дважды замужем. Ее первый супруг — знаменитый композитор и дирижер Юрий Саульский, но прожили они недолго. Второй муж стал ей опорой. У них родился сын Коля. Конечно, в жизни разное случалось. Но Валя по натуре была оптимисткой, верила только в хорошее.

- Вы называли ее тетя Валя?

— Просто Валей, Валюшей, так я привыкла с детства.

«Без жемчужной нити Валя никогда не выходила на сцену»

- Роскошные волосы — это ваше фамильное богатство?

— Наверное (смеется). У моей мамы тоже были очень красивые волосы. Достались они по наследству и мне. Сколько помню Валю, у нее всегда была роскошная длинная коса. Моя мама волосы периодически то стригла, то отращивала. А вот Валя говорила, что никогда не изменит своей прическе.

Валентина Васильевна сама признавалась, что времени на хозяйство и обустройство быта у нее практически не оставалось.

- Но что у нее всегда было отменным, так это машины. Валя обожала авто и с молодости была отличным водителем. Последним у нее был огромный серебристый джип, который она водила с удивительной легкостью. Всю жизнь тетя прожила в доме, находящемся в самом центре Москвы. Честно говоря, квартира у Толкуновой была простая, не такая, как положено звезде. Все необходимое было, но шикарной обстановку не назовешь. Сейчас там живет сын Валюши. В гостиной так и остался стоять рояль — большой, на полкомнаты. Именно за ним Валя и разучивала все свои песни.

(На снимке) В детстве Валя и ее мама Евгения Николаевна (крайние справа) часто приезжали в Полтаву к своей родне

Часто приходила Александра Пахмутова, садилась к инструменту и наигрывала новые мелодии. В доме Толкуновой побывали все знаменитые авторы советских эстрадных песен. Если кто-то приходил, тут же накрывали стол, ставили чайник с крепкой заваркой.

- Толкунова любила готовить?

— Ее дом был очень гостеприимным, но готовила в основном мама Валентины Васильевны, которая всегда жила с ней. Гости знали, что, не покушав и не попив чая, из дома Толкуновой уйти невозможно. Валя и сама неплохо готовила. Особенно вкусно у нее получался борщ, в который она непременно клала фасоль. А ее фирменным блюдом считались сырники.

- Валентина Васильевна придерживалась диет?

— Не позволяла себе сладкого и мучного. На эти продукты в ее доме было табу. Любила салатики, которые готовила с потрясающим умением, и фрукты. Могла целый день просидеть на одних яблоках.

Сценические наряды Толкуновой были предметом зависти ее коллег. А в повседневной жизни была переборчива в гардеробе?

— Валюша могла зайти в совершенно рядовой магазин и купить первую попавшуюся вещь. Для тети было совершенно не важно, кто модельер. Иногда покупала вещи, а потом дарила их мне. Фактически до конца своих дней она меня почти полностью одевала. Бывало, звонила, интересовалась: «Светочка, что тебе нужно?» Для нее никогда вещи не были культом. Считала их скорее необходимостью, как, скажем, еду. Даже к бриллиантам относилась очень спокойно. И косметику не любила. Красилась в основном только для сцены. Помню, как ее возмутила одна артистка, сделавшая пластическую операцию. «Зачем? — говорила Валя. — Это совершенно ни к чему. Если уж возраст подошел, никуда от него не денешься… »

- Знаменитые бусинки, вплетенные в косу Толкуновой, были настоящими жемчужинами?

— Конечно. Это была жемчужная нить, которую Валя носила еще с молодости. Для нее это был талисман, без нити она не выходила на сцену. С ней ее и похоронили…

Отказалась от химиотерапии. Певица утверждала, что чувствует себя неплохо и идет на поправку. Однако болезнь оказалась сильнее. "Это случилось сегодня утром. Валентина Васильевна и, к сожалению, мы психологически были к этому готовы", - сказал собеседник ИТАР-ТАСС. Сейчас решается вопрос о месте и времени похорон.

Валентина Толкунова была госпитализирована в реанимационно-анестезиологическое отделение Могилевской областной больницы вечером 16 февраля, сразу после концерта в городском Дворце культуры. Врачи объяснили это недомогание серьезным переутомлением певицы. Затем ее перевезли в Москву и она проходила лечение в Боткинской больнице.

Свои соболезнования родным и близким певицы выразил Дмитрий Медведев, сообщила пресс-служба президента РФ.

Народный артист России Лев Лещенко считает Валентину Толкунову великой певицей и великим патриотом. Об этом певец сказал сегодня ИТАР-ТАСС, узнав о кончине Валентины Васильевны.

"Сказать, что я скорблю, это ничего не сказать, - признался он. - Я просто в трансе. Ее смерть - это огромная,
грандиозная потеря для нашей культуры и для всех нас, артистов".

Лещенко выразил соболезнование семье Толкуновой.

Певица Тамара Гвердцители считает, что "без жемчужного легкого, светлого голоса Толкуновой наша эстрада осиротеет". "Очень сложно говорить о Валентине Васильевне в прошедшем времени", - призналась Гвердцители. По словам певицы, Толкунова была настоящей артисткой. "Уже будучи очень больной, она все равно выходила на сцену и никто из нас даже не предполагал, что у нее очень серьезный недуг", - заметила она.

"Толкунова была хрупкой, нежной, она воплощала образ настоящей русской женщины", - считает певица. Она заметила, что ей будет очень недоставать общения с Валентиной Васильевной. "Мы очень много с ней разговаривали в гримерках, Валентина Васильевна всегда по-доброму относилась к людям, тактично давала советы и старалась передать свой опыт", - рассказала Гвердцители.

"Валентина Толкунова была для меня как сестра на эстраде", - признался Иосиф Кобзон. По словам певца, он занимался концертной деятельностью начинающей певицы, пригласив ее в Москонцерт. "Это была молодая, робкая исполнительница, - рассказал Кобзон, - но мы соединили ее с замечательным концертмейстером Давидом Ашкенази, и у них сложился великолепный творческий союз".

По словам Иосифа Кобзона, Валентина Толкунова была для всех не только прекрасной певицей, но и родным человеком. "Все ее песни: и про носики-курносики, и про серебряные свадьбы, и "Поговори со мною, мама" были понятны и доходили до сердца слушателей, - уверен Иосиф Кобзон. - Не думаю, что ее нишу кто-нибудь займет. Она была одна".

Кобзон сказал, что знал о серьезном заболевании Валентины Толкуновой. Но, как всегда, смерть наступила неожиданно. "Сейчас занимаемся тем, чтобы достойно проводить нашу дорогую, любимую Валечку", - сказал Кобзон. Он убежден, что прощаться с замечательной певицей нужно в Государственном театре эстрады.

Валентине Толкуновой было 63 года. В 1966 году она пришла в биг-бэнд под управлением Юрия Саульского, пела джазовую музыку. Среди наиболее известных исполненных ею песен - "Стою на полустаночке", "Я не могу иначе", "Носики-курносики" и "Во всем мне хочется дойти до самой сути".

Толкунова - Заслуженная артистка РСФСР (1979), народная артистка России (1984), напоминает "Интерфакс". Она гастролировала в Финляндии, Японии, Индии, Германии, Люксембурге, США, Канаде, Греции, Австралии, Вьетнаме, Сингапуре, Израиле. Певицей издано 12 пластинок и компакт-дисков. Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях ею исполнено более 300 песен. Толкунова 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса "Песня года".



Вверх