Презентация к уроку литературы война и мир. Презентация на тему "война и мир". Бородинское сражение «Война и мир»

Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.

  • Я старался писать историю народа…
  • Л. Н. Толстой
  • История создания
  • работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
  • Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
  • Затем - Петр Кириллович Безухов,
  • 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
  • 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
  • Количество действующих лиц: более 600
  • Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
  • События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
  • «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
  • История создания
  • Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
  • Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Смысл названия
  • В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
  • Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
  • МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
  • МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
  • МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
  • МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
  • ВОЙНА:
  • Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
  • Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
  • В современном русском языке:
  • Смысл названия
  • Понимание - непонимание
  • Любовь - неприязнь
  • Доброта - холодность
  • Искренность - лживость
  • Жизнь - смерть
  • Разрушение - созидание
  • Гармония - диссонанс
  • Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
  • Жизнь народа без войны, общность, единение людей
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Проблематика романа
  • Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
  • Два основных конфликта:
  • борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
  • борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
  • «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
  • Л. Н. Толстой
  • Жанр и
  • композиция романа
  • В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
  • Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
  • Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
  • («Тихий Дон» М. Шолохова,
  • «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
  • «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
  • совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
  • описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
  • имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
  • в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
  • совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман построен по принципу «сцеплений»:
  • сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
  • Историческая основа романа
  • В романе описываются три этапа войны России с Францией.
  • В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
  • Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
  • Третий и четвертый тома
  • посвящены Отечественной
  • войне 1812 г. в России.
  • В эпилоге действие происходит
  • в 1820 г.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
  • Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
  • Отношение к Родине и родному народу.
  • Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Важнейшие художественные приемы в романе:
  • основной прием – антитеза;
  • приемы «отстранения», авторской характеристики;
  • диалоги, монологи, внутренние монологи;
  • художественная деталь, образы-символы
  • Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе
краткое содержание презентаций

«Война и мир» книга

Слайдов: 84 Слов: 8070 Звуков: 0 Эффектов: 0

Лев Толстой «Война и мир». Отечественная война 1812 года. Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму. Философские взгляды Толстого. Философия войны в романе. Толстой показывает войну двояко. Народный характер войны. От Немана до Смоленска. Описание переправы. Единство. Мысль народная. Патриотизм жителей Смоленска. Начало народной войны. Сражение за Смоленск. Патриотизм Болконских. Бунт богучаровских крестьян. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою». Оставление Москвы. Патриотизм Ростовых. «Все едут, вот и мы должны ехать». Можно понять графиню, когда она не желает дать подводы для раненых. - «Война и мир» книга.ppt

Лев Толстой «Война и мир»

Слайдов: 74 Слов: 13485 Звуков: 0 Эффектов: 149

Лев Николаевич Толстой. Толстой Лев Николаевич. Самоценность жизни. Вход в Ясную Поляну. Духовные искания. Жизненный путь князя Андрея. Наташа Ростова. Семья Ростовых. Духовные искания Пьера Безухова. Молодой человек. Речь Каратаева. Образ Марии Болконской. Старый князь Болконский. Исторические лица в романе. Наполеон I Бонапарт. Наполеон Буонапарте. Барклай-де-Толли. Время Отчественной войны. Голенищев-Кутузов. Кутузов закончил разработку плана окружения. Александр I. Бракосочетание пятнадцатилетней Луизы. Битвы. Шёнграбенский бой. Бородинское сражение. Сражение. Наполеон – кумир эпохи. - Лев Толстой «Война и мир».ppt

Книга Толстого «Война и мир»

Слайдов: 31 Слов: 2206 Звуков: 0 Эффектов: 16

12 июня силы Западной Европы перешли границы России. Войско одержало победу. В 1812-м году французами одержана победа под Москвой. Нравственная сила русского национального характера как причина победы. Толстой рисует следующие события Отечественной войны. Образ Кутузова в идейной направленности романа. 26 августа. Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение. Книга Толстого «Война и мир». Панорама Бородинского сражения. Штурм батареи Раевского. Великое историческое событие. Историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. - Книга Толстого «Война и мир».ppt

Война 1812 года «Война и мир»

Слайдов: 16 Слов: 670 Звуков: 0 Эффектов: 14

Война 1812 года в судьбах героев. Философия истории в романе «Война и мир». Ход истории. Мысль народная. Пьер. Переправа польских уланов. Война 1812 года «Война и мир». Бородинское сражение. Война 1812 года «Война и мир». Описание сражения. Настроение во французском лагере. Раненый князь Андрей. Композиционный центр романа. Князь Андрей. Отъезд Ростовых их Москвы. Домашнее задание. - Война 1812 года «Война и мир».ppt

Бородинское сражение «Война и мир»

Слайдов: 11 Слов: 491 Звуков: 0 Эффектов: 20

Бородинское сражение в истории. Историческое значение Бородинской битвы. Устремление на истребление французской армии. Победа под Бородином. Бородинское сражение. Бородинское сражение «Война и мир». Взгляд Льва Николаевича Толстого. Панорама народного сражения. Взгляд писателя. Бегство Наполеона. Сопоставительный анализ. - Бородинское сражение «Война и мир».ppt

История создания «Войны и мира»

Слайдов: 19 Слов: 636 Звуков: 0 Эффектов: 34

История создания романа «Война и мир». Работа над романом. Повесть. Современность глазами декабриста. Три поры. Миръ. Вселенная. Отсутствие войны. Художественные особенности романа. Произведение. Эпопея. Картины истории. Сцены семейные и исторические. Хронология романа. Исторический факт. Своеобразие художественных приемов. Принцип сопоставления и противопоставления. Принцип семейственности. Диалектика души. - История создания «Войны и мира».ppt

Патриотизм в «Войне и мире»

Слайдов: 15 Слов: 1256 Звуков: 0 Эффектов: 2

"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Лев Николаевич Толстой. Что такое патриотизм. Что такое патриотизм по мнению писателя. Величие и простота жизни. Мысль народная. Патриотизм в «Войне и мире». Платон Каратаев. Истинная мудрость. Крепостничество. Патриотизм в «Войне и мире». Партизанские отряды. Лжепатриотизм. Философия Толстого о народе. Люди из народа. - Патриотизм в «Войне и мире».ppt

Шенграбенское сражение

Слайдов: 38 Слов: 1972 Звуков: 0 Эффектов: 15

Шенграбенское сражение. Анализ эпизода. Война и мир. Русские победили при Шенграбене. Что думают о войне 1805 герои романа. Почему идёт на войну князь Болконский. Что думает о войне Пьер. Война. Известие о войне. Изображение войны 1805 года. Первая картина войны. Итоги смотра. Участники. Сцепление эпизодов. Разговор солдат. Итог анализа эпизода. Размышляем. Князь Андрей. Важная в стратегическом отношении победа. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Расскажите о плане Кутузова. Жерков. Обратимся к тексту. О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью. - Шенграбенское сражение.ppt

Персонажи «Войны и мира»

Слайдов: 15 Слов: 1576 Звуков: 0 Эффектов: 0

Исторические и вымышленные персонажи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Ф.М. Достоевский. Сложна жанровая структура толстовской книги. Атака русских кирасир под Бородиным. Фрагмент панорамы Бородинского сражения. Исторические персонажи. Вымышленные персонажи Наташа Ростова Андрей Болконский Пьер Безухов. Бородинское сражение. Оборона Смоленска. Но и русская армия потеряла убитыми и раненными 44 тысячи (в том числе 23 генерала). Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Военный совет в Филях, 1(13) сентября 1812 г. Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия». - Персонажи «Войны и мира».ppsx

Кутузов в «Войне и мире»

Слайдов: 15 Слов: 317 Звуков: 1 Эффектов: 3

Образ Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Война и мир. Кутузов. Наполеон Бонапарт. Александр I. Черты характера. Кутузов был гениальным полководцем. Проницательный ум. Князь Андрей. Количество пушек. Кутузов в «Войне и мире». Толстой о смерти Кутузова. Кутузов в «Войне и мире». Гениальный полководец. Спасибо за внимание. - Кутузов в «Войне и мире».pptx

Тема семьи «Война и мир»

Слайдов: 28 Слов: 962 Звуков: 1 Эффектов: 30

Война и мир. Мысль семейная. Тема урока. Индуктор. Что нужно для счастья. Семья. Что такое семья. Семь - я. Разрыв. Семья Ростовых. Болконские. Курагины. Жизненные принципы семьи Ростовых. Ростовы. Жизненные принципы семьи Болконских. Болконские. Жизненные принципы семьи Курагиных. Курагины. Социоконструкция. Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. « Война и мир» глазами художников. Дементий Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Рефлексия. - Тема семьи «Война и мир».ppt

Семья Ростовых

Слайдов: 22 Слов: 968 Звуков: 1 Эффектов: 1

Мир Наташи Ростовой

Слайдов: 18 Слов: 1412 Звуков: 0 Эффектов: 0

Любимая героиня Л.Н.Толстого. Аналитическая беседа. Предварительное домашнее задание. Творческое предварительное задание. Поиски автором портрета героини. Внутренний мир Наташи. Встреча с Наташей. Ночь в Отрадном. Чтение эпизода «У дядюшки». Падения и взлёты Наташи Ростовой. Мужчины в жизни Наташи. Наташа и Элен. Наташа и раненый князь Андрей. Наташа Ростова. Русский характер Наташи Ростовой. Женские образы романа. Образ Наташи в эпилоге. Выводы по образу героини. - Мир Наташи Ростовой.ppt

Семья Болконских

Слайдов: 9 Слов: 849 Звуков: 0 Эффектов: 0

Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Семья Болконских. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Николай Андреевич. Андрей Болконский. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. В армии князя Андрея настигает разочарование. Марья Болконская. Николенька. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. - Семья Болконских.pptx

Болконский «Война и мир»

Слайдов: 19 Слов: 541 Звуков: 2 Эффектов: 51

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. Цели. Проанализировать эпизод. Болконский участвовал в войне. Болконский «Война и мир». Небо Аустерлица. Болконский «Война и мир». Выводы. «Встреча» с Наполеоном после ранения на поле боя. Раньше князь боялся гения Наполеона. Вторая «встреча» с Наполеоном в госпитале. Вывод. Эпитеты, характеризующие Наполеона. Герой – мелочен. Представление князя Андрея о смысле человеческой жизни. Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь. Роль эпизода в развитии действия романа. Представление о пространственно- временной организации. Благодарю за внимание. - Болконский «Война и мир».ppt

Пьер Безухов и Андрей Болконский

Слайдов: 19 Слов: 2751 Звуков: 0 Эффектов: 0

Жизненные пути. Пьер Безухов. В салоне Анны Павловны Шерер. Дуэль с Долоховым. Состояние дуэлянтов перед поединком. Дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется. Встреча с Баздеевым. Решает облегчить участь крепостных. Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Уничтожилась вера и в благоустройство мира. В финале романа мы видим счастливого человека. Андрей Болконский. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения. Занятия Андрея Болконского. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. Наполеон вступил в пределы России. - Пьер Безухов и Андрей Болконский.ppt

Фильм «Война и мир»

Слайдов: 11 Слов: 813 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характеристика персонажей первого и второго плана романа «Война и мир». Война и мир. Людмила Савельева. Вячеслав Тихонов. Сергей Бондарчук. Николай Гринько. Олег Табаков. Ирина Губанова. Анастасия Вертинская. Борис Смирнов. Антонина Шуранова. -

Cлайд 1

Выполнила ученица 10 «А» класса Бородина Алина Лев Николаевич Толстой. “Война и мир”

Cлайд 2

Толстой начал публиковать роман «Война и мир» еще до завершении работы над ним. 1866г. в журнале «Русский вестник» появился вариант I тома заглавием «1805 год».

Cлайд 3

История создания романа. Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы 6 лет. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставлять в чернильнице кусочек себя». Все автографы романа дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более 5 тыс. листов заполненных с обеих сторон. Творческая история “Войны и мира”

Cлайд 4

В 50е годы начали возвращаться декабристы из ссылки. Толстой увидел в этом историческое событие и задумал написать повесть по этой теме. В 1856 г. – амнистия декабристов, приказ Александра II «В 1956г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

Cлайд 5

2. Невольно от настоящего героя Толстой перешел к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». 3. 1812 год – война. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.» (время детства и юности декабристов)

Cлайд 6

4. Но так как Отечественная война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.г Толстой решил начать роман с этого времени. 1805-1807 г. – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Cлайд 7

Таким образом накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г. и героем романа стал русский народ. 1857 1825 1812 1805 Возвращение восстание отечественная война с Наполеоном в Декабристов декабристов война союзе с Австрией

Cлайд 8

2. Поиск названия романа. повесть «Декабрист» 1. Первоначальное название «Три поры» (1856,1825, 1812), но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты. 2. Три первые главы романа опубликованные в журнал «Русский вестник» - под заглавием «1805 год» 3. В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». 4. В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».

Cлайд 9

1. Мир Во времена Толстого это слово писалось по разному: 1. Мир – отсутствие войны 2. Мир – человечество, община, согласие и единство. Мир – это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которой стремятся люди. Мир – это весь народ, без различия сословий - это весь свет, Вселенная - это жизнь. Смысл названия:

Cлайд 10

2. Война – это не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Это вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. (Война существует не только на войне, а обыденной, повседневной жизни людей, над которыми социальный барьер, конфликт, непонимание).

Cлайд 11

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России и Франции: I том. – 1805г. – борьба с Францией на территории Австрии (союз Франции и Росси против Французов) II том – 1806 – 1811г.г. русские войска в Пруссии. III том – 1812г. – Отечественная война на территории России. IV том – 1812-1813г. Отечественная войн, территория России Эпилог – 1820г. – Россия Таким образом, действие романа охватывает 15 лет. 3. Историческая основа.

Cлайд 12

Толстой провел огромную работу над историческим материалом. 1) Изучил в Румянцевском музее архивы 2) Масонские книги, акты, рукописи 3) Читал мемуары современников 4) Частная переписка эпохи Отечественной войны 1812г. 5) Осмотр Бородинского поля, составил карту расположения Русских и Французский войск. Источники, которые легли в основу романа.
  • определить отношение автора к нормам жизни высшего света;
  • отметить приёмы, помогающие Л.Н. Толстому при характеристике героев;
  • показать срывание «масок» с представителей великосветского общества;
  • проанализировать речь лиц, приближённых к царскому двору;
  • определить значение 1 главы в композиции романа.

  • С какими героями, в какой последовательности знакомит автор читателя в первых главах романа?
  • Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
  • Герои, «не вписывающиеся» в гостиную А.П. Шерер?
  • Соотношение французского и русского языка во время приёма. Роль «анекдота» князя Ипполита в конце вечера.

  • Почему С. Бондарчук пропускает в своём фильме фрагмент разговора А.П. Шерер с князем Василием?
  • На чём режиссёр фокусирует зрительское внимание?
  • Важна ли для понимания авторского замысла 1 глава, пропущенная в фильме?
  • Какова её роль?

  • Естественность первого знакомства с героем через описание внешности.
  • Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.
  • Выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица кн. Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный, робкий взгляд Пьера…).


  • Как относится Л.Н. Толстой к нормам жизни светского общества?
  • Ко всем ли представителям высшего общества автор испытывает одинаковые чувства?
  • Какие художественные приёмы помогли нам осознать, что хотел сказать Л.Н. Толстой?

Проанализировать эпизод «Семья Ростовых. Именины». (Ч.1. гл. 7-11; 14-17).

  • Связь эпизода «Именины» с предыдущим («Салон Шерер»).
  • Приём хозяевами гостей. Характер, темы бесед.
  • Появление молодёжи. Интересы и поведение.
  • Значение подарка графини-матери Анне Друбецкой.
  • Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
  • Развлечения и обычаи у Ростовых.


Разобраться в характере военной кампании 1805 – 1807гг.;

Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.;

Выявить отношение к войне Л.Н. Толстого.


  • Историческая конкретность в изображении Толстым войны.
  • Многогранность изображения войны.
  • Показ автором ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау, ч.2, гл.2 ) Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

  • Отношение Толстого к войне. Утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Сюжетная линия Н. Ростова, её роль (ч. 2 гл.4,8, 15)
  • Сложность построения фразы у Толстого (ч.2, гл 9)
  • Как должен себя вести в описываемых условиях опытный стратег? (ч.2, гл. 2, 14)

а) изображение трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. 2, гл. 20-21);

б) Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3,12, 20-21)


  • а) кем и как оно было задумано, ироническое отношение автора к «диспозициям» (гл. 12);
  • б)влияние природы на ход сражения (ч.3, гл. 14);
  • в) Кутузов и император Александр; бегство русских (гл.15-16);
  • г) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч.3,гл.16,19);

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость её целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – всё это было причиной поражения русских.

«Эпоха наших неудач и нашего срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Cлайд 1

Cлайд 2

1.История создания Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда, роман создавался с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». «В 1956г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

Cлайд 3

Невольно, Толстой перешел от реальности, к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Потом к 1812 году – к войне. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой». (время детства и юности декабристов) Но так как война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.г Толстой решил начать роман с этого времени.

Cлайд 4

2.Поиск названия Первоначальное название «Три поры», но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты. Три первые главы романа опубликованные в журнале «Русский вестник» - под заглавием «1805 год» В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».

Cлайд 5

3.Художественные особенности Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн. ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания

Cлайд 6

Основной художественный прием – антитеза. Антитеза (противопоставление) - этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).

Cлайд 7

Мир Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Весь мир, Вселенная. Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий. Ближайшее окружение человека. Мировоззрение, круг идей героев романа. Это жизнь. Война Важнейшие действия враждующих армий. Воинственная враждебность людей, разделенных социальными и нравственными барьерами. Зло, насилие, кровопролитие. Эгоизм. Конфликт человека с самим собой. Все, что разрушает гармонию. Это смерть.

Вверх