Практика использования камертона-вилочки. Виды музыкальных строев. Камертон На что ориентируется настройщик камертон или моветон

Камертон - (diapason, Stimmgabel, tuning fork) служит для полученияпростого тона постоянной и определенной высоты. Опять ударь камертон о колено. КАМЕРТОН - (от лат. camera, и tonus тон). Стальной инструмент, в виде двузубой вилки, посредством которого дают тон певческой капелле.


Камерто́н (нем.Kammerton - «комнатный звук») - инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука, которая также называется словом «камертон». Современный настроечный инструмент камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов.

Смотреть что такое «КАМЕРТОН» в других словарях:

В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном. В оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку в его конструкции температура не влияет на музыкальный строй и его нота ЛЯ всегда устойчива.

Камертон онлайн - нота Ля (440 Гц)

Сегодня камертон можно приобрести в специализированных музыкальных магазинах. Чтобы усилить звучание камертона, его устанавливают на резонаторе - открытом с одной стороны деревянном ящике. Длина его берётся равной 1/4 длины звуковой волны, испускаемой камертоном.

Однако имеются камертоны, настроенные и на другие звуки. Зная совершенно точно, как звучит одна нота, можно правильно настроить и все остальные. От удара дает определенный звук, служит дня настройки музыкальных инструментов и для задавания тона певчим. Все это можно сделать с помощью специального прибора, который называется камертон! Итак, что это такое и как он выглядит? У такого камертона есть своя рукоятка, то есть ручка, за которую его держат.

Аккорды, ноты и уроки игры на гитаре в стиле рок и смежных жанрах музыки

Это маленькая трубочка, которая издает звук, если в неё подуть. Такой вид считается, как бы не классическим. Именно поэтому камертоны так необходимы многим людям, которые занимаются музыкой. Кстати, без камертона никак не обойтись если вы прошлись с инструментом, например со скрипкой или гитарой по улице или если у вас была перевозка пианино. И в таком случае камертон и ваш утонченный музыкальный слух — вам в помощь!

Все музыкальные инструменты - гитара, фортепиано, скрипка, виолончель и т. д. - для того, чтобы играть в ансамбли, должны быть настроены под единый эталон звучания. В силу этого обстоятельства под звук этой ноты вы можете настраивать любой музыкальный инструмент.

Эталоном звучания могут стать и открытые струны шестиструнной гитары. Натягивайте или ослабляйте натяжение струны, пока она не будет звучать в точности так, как звучит в приведенном камертоне онлайн для гитары. В комментариях можете писать отзывы, пожелания и советы по настройке гитары. Камертон — это металлическая конструкция, по форме напоминающая вилку; которая колеблется в постоянном темпе. Ученые говорят — колеблется с определенной частотой.

Наполни чашку водой. Ударь камертон о колено, осторожно поднеси к чашке и коснись поверхности воды. Что ты видишь? Многие увлажнители воздуха в жилых помещениях основаны на такой же принципе. Какие свойства поверхности помогают усилить звук? Какие свойства только приглушают звук камертона? Колеблющийся камертон передает свою энергию частицам воздуха. Вилка камертона маленькая, и поэтому она может передать напрямую колебания только небольшому числу частиц воздуха.

Встречаются механические, акустические и электронные камертоны. Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.

Для того, чтобы камертон зазвучал, надо его тихонько ударить специальным металлическим обитым тканью молоточком

России принят к., дающий 440 колебаний в секунду. Каким образом можно проверить, насколько правильно настроен инструмент: фортепиано, скрипка, гитара, виолончель? В первом случае, перепад температуры сыграет злую шутку, инструмент расстроится.

Толковый словарь является некоммерческим онлайн проектом и поддерживается специалистами по русскому языку, культуре речи и филологии. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями.

Не обязательно это должна быть гитара. Гитару не обязательно настраивать по пятому ладу первой струны. Извлеките звук с любой неприжатой струны гитары. Сравните ее звучание со звучанием этой же струны (струна E, 6 струна) в приложении. Повторите эти нехитрые действие с каждой гитарной струной. Все! Гитара настроена. Авторы публикаций могут предоставлять свои наработки по подбору композиций, в том числе для бесплатного скачивания нот, таб и табулатур.

Музыкантам всегда нужно играть в унисон. В домашних условиях можно использовать любой твердый предмет с мягкой поверхностью. Слышишь звук? Ударь еще раз. Звук тот же, или его высота изменилась? Вода из специального резервуара попадает в испарительную камеру. Нижняя часть камеры колеблется с очень высокой частотой, которую человеческое ухо не может зафиксировать (поэтому такая частота называется ультразвуковой).

В этом заключается еговажное значение и в физике, и в музыке. В этом очень помогает камертон. Поэтому звук от одного камертона не такой уж и громкий. Эта «вилочка» была названа камертоном. Так звучит стандарт высоты тона для ноты Ля первой октавы 440 Гц. Именно такая частота сейчас считается международным стандартов в настройке музыкальных инструментов. Камертон - эталон звука для настройки музыкальных инструментов.

Камертон-вилочка (tuning fork) был изобретен в 1711 году английским придворным трубачем Джоном Шором (John Shore) (1662-1752). Это был выдающийся музыкант своего времени, большая часть английской музыки для трубы того времени - композиторы Джордж Гендель и Генри Перселл - была написана специально для него.

Звук камертона характеризуется обедненным обертонами звучанием - остается только основная частота. Камертон может быть настроен на любую высоту. В настоящее время наиболее популярен камертон ЛЯ (А) 440Hz (колебаний в секунду), есть также камертоны Ми (Е) 329.6Hz и До (С) 523.3Hz.

Техника использования.
Я держу камертон правой рукой и "запускаю" его ударом по второй фаланге указательного пальца левой руки. Если в левой руке я одновременно держу лист или книгу - то по второй фаланге большого пальца левой руки.
Камертон звучит недолго, так что, чем раньше он окажется около уха - тем лучше. Правая рука располагается относительно тела таким образом, что движется, практически, только кисть. Локоть и предплечье остаются неподвижными.

Звук от камертона расходится равномерно во все стороны, так что не принципиально важно, каким боком подносить его к уху.

В некоторых ситуациях приходиться слушать камертон во время какого-либо внешнего звучания: фразы дьякона или священника, пение второго хора или народа, колокольный звон, сильный шум на улице во время крестного хода и т.п. В этом случае может помочь знание того, что звук может попадать в среднее ухо не только через ушную раковину, но и через кости черепа.
На этом основан следующий прием: держа, как обычно, камертон большим и указательным пальцами, "заводим" его. Подушечкой (под мизинцем) ладони закрываем плотно ухо, а рукоятку звучащего камертона прикладываем к голове за ухом - в районе затылка. Таким образом, ухо не слышит внешних звуков, а слышит только звук камертона. Весь этот трюк делается одной рукой, даже тренироваться не придется.

Что делать не надо.
Приходилось видеть, как хоровые дирижеры, прежде чем поднести камертон к уху, ударяют его несколько раз подряд - надеются, наверное, что звук будет сильнее... Этого не случится, т.к. каждый следующий удар гасит колебания предыдущего.

Иногда видел, как бьют камертоном по ноге или по тряпочной спинке стула - совершенно неэффективно.

Также, не нужно бить по деревянным или металлическим поверхностям. Во-первых, раздается резкий звук от удара, а во-вторых, поверхность камертона повреждается.

Поиск тональности.
Сам процесс задавания тональности сводится к слушанию эталонной высоты камертона и построению от нее нужной тональности - обычно, в виде трезвучия.
На практике, чтобы пользоваться камертоном, достаточно научиться строить мажорное и минорное трезвучие от любой ноты вверх и вниз. Также, нужно научиться строить малую и большую секунду от Ля вверх и вниз.

В дальнейших примерах речь пойдет об использовании камертона Ля.

1. Самыми простыми будут тональности, в которых Ля входит в тоническое трезвучие верхней или нижней нотой. Как тоника в ля мажоре-миноре и как квинтовый тон в ре мажоре-миноре.
Слушаем Ля и строим от нее соответствующее трезвучие вверх или вниз.

Здесь и далее нотные примеры даны в виде схемы. На практике, в зависимости от диапазона голоса регента, высоты тональности, а также от половой принадлежности теноров (см. о тоновом напряжении в статье Е. Кустовского " "), тон может задаваться по разному.

2.Тональности, которые строятся на основе большой секунды от Ля.

Для ми мажора-минора строим большую секунду вверх, а затем, восприняв этот звук как квинтовый тон, трезвучие вниз.
Для си мажора-минора строим большую секунду вверх, а затем, восприняв этот звук как тонику, тоническое трезвучие вниз.
Для до мажора-минора строим большую секунду вниз от Ля - нота Соль, и от нее вниз трезвучие.
Для соль мажора-минора, опять же, большая секунда вниз, а затем трезвучие вверх.

Собственно, все эти комбинации можно просто запомнить в виде некой попевки.

3. Тональности, которые строятся на основе малой секунды от Ля.

Назвав Соль диез Ля бемолем, мы получим тональности реb мажор-минор и ляb мажор-минор.
Из приведенных в этом разделе примеров, в церковной практике используются лишь сиb мажор и - реже - миb мажор и ляb мажор.

4. Отдельно от этой стройной системы стоит сверхпопулярная тональность фа мажор.
Ее можно построить или через большую терцию вниз от Ля, или через малую терцию вверх от Ля. Кому как удобнее.

Построение фа мажора-минора можно, также, просто запомнить - выучить, как попевку.
Если придется столкнуться с фа# мажором-минором: можно или строить малую терцию вниз или большую вверх от Ля (далее, по аналогии с фа мажором), или, просто, найти Соль, сдвинуть на пол-тона вниз и построить нужное трезвучие.
Некоторые из описанных выше тональностей - си мажор, до-диез мажор и другие - в нотах церковной музыки практически не встречаются вовсе. Но приходится иногда сталкиваться с ними при транспонировании.

Во время службы камертон используется периодически, в остальное время, если держать его в пальцах, он мешает листать ноты, двигать книги, и т.п. В то же время он должен быть всегда под рукой и мгновенно доступен.
Я нахожу неудобным класть его на подставку для нот или в карман. На подставке он будет либо мешать переворачивать страницы книг или нотных сборников, либо окажется под ними. Из кармана брюк или рубашки камертон-вилочку очень неудобно доставать: обычно он застревает поперек кармана.
Для меня оказалось удобным вешать камертон на брючный ремень.

Звучание камертона можно сделать достаточно громким и слышимым для певчих, если приложить его рукояткой к большой резонирующей поверхности: столешнице, дверце шкафа, оконному стеклу. Этот прием может пригодиться на репетициях для проверки детонации (съезжания).

Музыкальный камертон - это инструмент, предназначенный для воспроизведения и фиксации высоты звука. Он создает звук «ля» 1-ой октавы с частотой 440 Гц и используется для настройки разнообразных музыкальных инструментов. Устройство камертона бывает разным, поэтому их разделяют на:

  • электронные;
  • акустические;
  • механические.

Для чего нужен камертон

Изобрел камертон английский трубач Джон Шор в 1711 году. Его устройство было похоже на металлическую вилку с 2-мя зубцами. Тогда высота настройки звука «ля» 1-ой октавы была равна 119,9 Гц. Как нам рассказали на www.svetomuz.ru , начиная с тех времен, постепенно высота настройки камертона поднималась, иногда доходя до 453 Гц, что вызывало протесты многих вокалистов. В далеком 1885 году установили новый международный эталон главного тона, согласно которому «ля» 1-ой октавы была равна 435 Гц. Такой эталон просуществовал до 30-х годов прошлого века, после чего появился новый эталон основного тона, составляющий 440 Гц, который действует до нашего времени.

При ударе по такому предмету его концы колеблются и создается звук, который является эталоном в процессе настройки музыкальных инструментов. Если взять струнные музыкальные инструменты, то при изменениях температуры изменяется натяжение струн, из-за чего часто приходится подтягивать струны при помощи камертона.

Стоит отметить, что симфонические оркестры сейчас практически не пользуются камертоном, так как его роль выполняет духовой инструмент гобой, у которого нота «ля» всегда является устойчивой. Когда в оркестре играет рояль, тогда каждый из музыкальных инструментов настраивается по роялю. Но сам рояль настраивают именно по камертону.

Как настраивается камертон

Точно настроить такое устройство можно лишь в условиях акустической лаборатории, которая оснащается необходимыми измерительными приборами. Есть духовые камертоны, которые имеют вид свистка, при помощи специального приспособления они могут издавать каждый из 12 звуков хроматической системы. Самыми точными являются именно металлические камертоны, которые не подвергаются влиянию посторонних факторов. В последнее время популярными стали измерительные устройства, в которых источником звука является электрический генератор.

Для усиления звучания камертона, его закрепляют на резонаторе, который представляет собой деревянный ящик, он является открытым с одной стороны. Длина такого ящика равняется 1/4 длины звуковой волны, которую издает камертон. Во время звучания устройства, стержень давит на крышку ящика с определенной частотой, при этом она совпадает с частотой колебания воздуха в ящике. Таким образом осуществляется резонансное усиление звука, который выходит из ящика. В таком процессе важную роль играет то, что габариты ящика совпадают с длиной звуковой волны, которую создает камертон.

Купить камертон можно , хороший выбор и низкие цены гарантированы.

Аппарат Камертон – это новое поколение приборов, посредством которых производится радиоволновая терапия Манигат. Основное предназначение аппарата – лечение хронических и острых заболеваний внутренних органов, стимулирование кровоснабжения систем и процессов регенерации клеток и тканей. Данный прибор допускается к использованию медицинскими работниками в независимости от профиля их работы, а также пригоден к домашнему применению.

Принцип действия и лечебный эффект Камертона

Организм человека – это сложная система с непрерывными функциями. В организме на клеточном уровне регулярно происходит обмен информации посредством волн электромагнитного типа. Клетки занимаются генерацией электрических и акустических сигналов. АЭС провоцируют электромагнитные колебания и запускают компоненты управления биосистемой организма. Исходя из законов квантовой теории поля, ей подчиняются все физиологические и биохимические процессы, при этом каждая клетка выступает в роли как передатчика, так и приемника.

Камертоном создается специальный сигнал, который похож на импульс полностью здоровой клетки, и целенаправленно передается направленным потоком.

Им оказывают воздействие на акупунктурные точки, рецепторы и рефлекторные зоны всех органов.

Эффективность аппарата направлена на лечение детских болезней, гинекологических заболеваний, мочеполовых органов, кожи, полости рта и зубов, глаз и их придаточных аппаратов, костно-мышечной системы, органов дыхания и ЛОР-органов, органов пищеварения, обмена веществ, эндокринной системы, психоэмоциональных расстройств нервной системы, сердечно-сосудистой системы. Среди основных эффектов прибора стоит отметить:

  • лечебный;
  • противоболевой;
  • укрепляющий;
  • восстанавливающий и т.д.

Данный аппарат находится в производстве с 2007 года и активно используется во многих медицинских учреждениях.

Аппарат в большей степени безопасный и может использоваться даже для лечения детей. Но все же он обладает определенными противопоказаниями, среди которых наличие встроенных имплантатов и стимуляторов, серьезные нарушения функционирования ЦНС и сердечно-сосудистой системы, эпилепсия. Следовательно, к терапии посредством применения аппарата Камертон рекомендуется приступать только после консультации у доктора и получения его рекомендаций.

Технические характеристики прибора

Среди технических характеристик прибора для физиотерапии стоит отметить:

  • продолжительность работы составляет порядка пяти лет;
  • до полной выработки мощности нужно 2 тысячи часов;
  • обладает способностью беспрерывно работать восемь часов;
  • время выхода в рабочий режим – двадцать минут;
  • питающая сеть – 220 В, 50 Гц;
  • излучение на максимальной яркости – от 11 до 13 секунд;
  • излучение на минимальной яркости – от 20 до 22 секунд;
  • яркость излучения не менее сто кд/м2;
  • видимый, инфракрасный, миллиметровый диапазон излучаемых частот.

Показания к применению и эффекты

Аппарат Камертон показан к применению при необходимости первичной профилактики для устранения разнообразных факторов риска, для реабилитации пациентов с хроническим течением болезни, для лечения заболеваний всех систем и органов в независимости от их формы и локализации.

Физиотерапия аппаратом Камертон для детей

Аппарат активно используют в педиатрии, так как он считается максимально безопасным, и не вызывает у детей никаких побочных эффектов. Врачи назначают использование прибора для лечения эндокринных патологий, кожных заболеваний, ЛОР-заболеваний, а также для снижения утомляемости, улучшения памяти и нормализации обмена веществ. Стоит отметить, что Камертон демонстрирует великолепные показатели в процессе лечения заболеваний ЖКТ и печени. Он оказывает стимулирующее воздействие на клетки, запуская его регенерацию, следовательно, его можно активно использовать для лечения мышц при вывихах и растяжениях, а также для восстановления костей и тканей при переломах.

Так как у прибора нет противопоказаний для использования в детском возрасте, его можно применять для лечения беременных женщин и новорожденных детей с первого дня их жизни. В качестве комплексной терапии Камертон используют при лечении злокачественных новообразований, инфекционных тяжелых заболеваний.

Аппарат не заменяет медикаментозную терапию, а является его вспомогательным средством наряду комплексным лечением.

Основные составляющие технологии оздоровления с применением Камертона являются: экология среды обитания, физкультура, активное оздоровление, здоровая психология, нелекарственная коррекция состояния организма, скрининговая диагностика организма.

Длительность процедуры составляет от двадцати до двадцати пяти минут. Если манипуляция проводится в послеоперационный период, то в первые три-четыре дня она выполняется до шести раз в сутки, а в последующие семь-десять дней – до трех раз в сутки. После, необходимо делать процедуру на протяжении десяти дней один раз в сутки с длительностью до пяти минут.

Если применяется прибор для снятия болевых ощущений, нужно использовать его каждый день 2 раза в сутки по 5 минут на протяжении одной недели. Пользование возможно не при прямом контакте с кожей, а через антисептическую повязку. Если выполнять процедуру вместе со специальными лекарственными средствами, процесс восстановления пройдет в разы быстрее.

Более острые заболевания лечатся сложнее и продолжительнее, важно правильно подобрать лекарственный комплекс. Стоит отметить, что при выборе терапии посредством применения аппарата Камертон нужно найти надежную клинику с опытными и профессиональными специалистами.

Музыкальный мир построен на гармонии и приятном звучании. Это значит, что все инструменты и голоса должны иметь одинаковый строй. Достичь этого оказалось непросто, нужен был определенный стандарт, на который настройщики и музыканты могли бы опираться. Посредством проб и ошибок мир все-таки узнал, что такое камертон.

Настройка не терпит отлагательств!

Именно такой позиции придерживался Джон Шур, маэстро трубы при дворе великой королевы Англии - Елизаветы. Он много слушал и запоминал, обладая абсолютным слухом. В 1711 году трубач изобрел странный предмет - металлическую вилку, от удара по которой чем-либо раздавался тонкий звук.

Как ни странно, этот звук был чистым и достаточно приятным. Было принято решение настраивать инструменты по нему, вплоть до органов и хоровых ансамблей в храмах. Высоту звука присвоили ноте ля первой октавы.

Как выглядит настоящий камертон?

Музыкальный девайс внешне сильно напоминает вилку для фруктов в высшем обществе. По аналогии со столовым прибором, он имеет два абсолютно равных зубца, соединенных точно в центре отходящей рукояткой.

Слыша вопрос о том, что такое камертон, зачастую англоговорящие настройщики так и говорят - tuner-fork, что буквально означает «вилка для настройки».

Интересный факт, что звук камертона сам по себе очень тихий, поэтому ему необходим резонатор. Чаще всего в его роли выступает деревянный ящичек, расположенный под прибором. Чтобы колебания резонировали и звучание нарастало, эта коробочка в длину изготавливается равной ¼ звуковой волны.

Немного теории о частотах

Если, что такое камертон, уже известно, то интересно узнать, что за эталон он символизирует и как определяется. Изначально высота составляла 420 Гц, но по мере совершенствования в изготовлении повышалась. В Венском и других театрах европейских столиц вокалисты негодовали - настройка была неточной. Итак, 1885 году в Австрии был определен стандарт музыкальной настройки, где частота колебания камертона для ноты ля первой октавы составляла 435 Гц.

В начале 20 века идеальный звук снова претерпел изменения, остановившись на отметке 440 герц. Главная причина тому - ансамблевая форма. Инструменты оркестра, от духовых до струнных, настраиваются на максимально удобной частоте, от 440 до 442 Гц. Выяснили, что разница в 2 герца не определима человеческим ухом, но разные инструменты могут требовать ее для полноты звука. Повышенный эталон придал звуку яркость и большую выразительность.

Температурный режим

Частота колебаний, как известно, зависит от температуры. Поэтому настройка камертона должна происходить при точно заданной температуре, и дальнейшая сверка звука с инструментом - при максимально к ней приближенной. Чем это обусловлено?

Французский мастер акустического оборудования Koenig выяснил, что с повышением температуры на 1 градус Цельсия число колебаний уменьшается на 1 к каждым 10000. Поэтому изготовители стараются настраивать камертоны на 20 градусов, что является стандартной комнатной температурой.

Достижение нужного звучания

При ударе по камертону можно сначала услышать более высокие тона, которые почти моментально угасают и оставляют только основной. Чтобы добиться максимальной точности и громкости, как уже было сказано, прикрепляется резонатор - деревянный ящик, а иногда другие конструкции цилиндрической или шарообразной формы из стекла или металла.

В резонаторах образуются стоячие волны, которые вызваны вибрациями воздуха от удара. Таким образом звук усиливается, но быстрее прекращается. Самым оптимальным является камертон из стали, так как ему нужно меньше резонанса, а звук получается чистым и без сильной амплитуды. При незначительных колебаниях температуры именно стальная «вилка» считается эталоном высоты звука.

Применение в физике и других науках

Широкое распространение камертоны получили среди исследователей акустики в общем. Они добиваются наиболее длительного звучания при помощи электромагнитного камертона, удерживая колебания на одинаковом уровне неограниченное количество времени (точнее, ограниченное исключительно поступлением тока).

Электрический ток пропускается через катушку магнита, исходя из гальванического элемента (источника тока). Так как любой заряженный предмет является магнитом, «рога» вилки притягиваются друг к другу. Перекрытие тока заставляют их вернуться на исходные позиции. Рукоятка в этом случае выступает прерывателем цепи. Изобретение устройства присвоено Меркадье.

На практике прибор используется в способе Шейблера и Лиссажу, чтобы определить точное число колебаний за промежуток времени. Также микроскоп Гельмгольца перенял принцип. Струнные вибрации с его помощью изучать намного эффективнее. Камертоны с резонаторами помогают образовать стоячие волны в различных приспособлениях, а также применяются в хронографах.

Секреты качественной настройки

Непосредственно перед выступлением на клавишном инструменте ни в коем случае нельзя перестраивать рояль на те самые 2 Гц для «яркости», с 440 на 442. Строй моментально начнет ползти, что уже станет заметно не только абсолютнику, но и рядовому слушателю.

Фортепиано конца 19 и начала 20 веков могут быть не адаптированы к принятым позже 440 Гц, поэтому настраиваются по Венскому стандарту - 435 Гц при желательной температуре 15 градусов Цельсия. Попытки настроить выше могут привести к растяжению и разрыву струн, а заменить на подобном инструменте их уже невозможно.

Современные модифицированные инструменты в оркестре, как правило, могут подчиняться единому стандарту. Поэтому экспериментировать с высотой не стоит. Все проверяется простыми электронными клавишными - всегда в 440 Гц, без малейшего отклонения. Удобно для сверки строя в больших ансамблях.

Несмотря на обилие современных гаджетов для настройки, вроде тюнеров, самым надежным и любимым остается нехитрый стальной девайс. Каждый настройщик знает, что такое камертон - эталонное звучание, принятое во всем мире и установленное вековыми исследованиями.



Вверх