Племя Чудь. Чудь Белоглазая. Чудь белоглазая - древние жители Архангельского края Чудь белоглазая — древние жители Архангельского края

В народе существует мнение, будто бы первых христианских монахов Русского Севера обучали волхвы некой прежней цивилизации. Таинственную историю возможного местонахождения древних знаний согласился рассказать писатель, известный этнограф Карелии Алексей ПОПОВ .

— Алексей, неужели когда-то в Карелии так называемые языческие волхвы не только радушно приняли первых христиан, но и передали им свои сокровенные знания?

— Получается, именно так! Но давайте обо всем по порядку. Меня, как и многих отечественных историков, всегда удивлял факт относительно бескровного крещения Руси. Еще больше поражало, каким образом на одной территории столетиями могло существовать фактически двоеверие. Ответ на свои вопросы я получил этой осенью самым неожиданным образом после закрытия проходившей в Карелии конференции по изучению феномена великанов, действительно когда-то живших на Земле. К сожалению, я не смог присутствовать на конференции, поэтому после ее окончания один из организаторов мероприятия, человек, представившийся как священник отец Михаил, сам приехал ко мне, чтобы поговорить об одной из глав моей книги «Таинственный мир Карелии», в которой я описываю народ великанов, когда-то живший на территории республики.

— Как могут быть связаны священник и великаны?

— Я тоже сначала удивился, но отец Михаил объяснил мне, что духовный сан не мешает ему изучать историю родного края, а все существа, в том числе и те, что считаются мифологическими — это творения божьи. Затем отец Михаил рассказал мне одну удивительную историю. Оказывается, в свое время он имел доступ к библиотеке Соловецкого монастыря. Однажды, работая с фондами библиотеки, он обнаружил странный документ, о существовании которого прежде ходили лишь легенды. Это был дневник, уникальность которого состояла в том, что его непрерывно вели много столетий подряд! Оказывается, среди первых монахов, когда-то пришедших на берег Белого моря, был специальный, говоря современным языком, журналист-хроникер. В его обязанности входило неотступно следовать за монахами-миссионерами и беспристрастно фиксировать все, что с ними происходит в пути. Монах-хроникер не должен был ни днем, ни ночью расставаться с этим дневником, а для сохранности драгоценной летописи к нему были приставлены два охранника.

— Неужели в дневнике говорилось о встрече с великанами?

— Намного интереснее — с прямыми потомками гиперборейцев! Как утверждает отец Михаил, дневник начинался с выбора места для основания Соловецкого монастыря. Передвигаясь между островами Белого моря, монахи пристали к архипелагу, на котором в будущем появилась эта уникальная обитель. На суше монахов встретили агрессивно настроенные местные жители небольшого роста, внешне больше напоминавшие гномов, с пронзительными белыми глазами.

Это была та самая знаменитая чудь белоглазая , или, по местному, сиртя . В случае стычки монахам пришлось бы туго, но в самый последний момент, когда вооруженного столкновения, казалось, было уже не избежать, к острову причалила лодка, в которой находился высокий седовласый старец. Он что-то строго сказал маленьким существам, и они, не тронув монахов, удалились.

Старец объяснил, что он представляет жреческую касту древнего народа, обладающего уникальными знаниями. Волхв помог монахам обустроиться на острове и однажды даже сводил их к горе, оказавшейся пирамидой. Внутри горы монахи обнаружили на стенах, освещенных факелами, письмена на славянской руннице и нескольких других неизвестных им языках. Там же, как говорилось в дневнике, было множество уникальных артефактов.

— Звучит фантастически. Наличие дневника-хроники монахи, разумеется, будут отрицать. В то же время, если рассказанная вам история правдива, то в монастырском документе должно было быть точно указано место расположения каменной пирамиды...


— Совершенно справедливо! И оно известно — это гора Секирная. В 2002 году ученые изучали эту гору и пришли к достаточно сенсационным выводам. Ими было установлено, что основание горы состоит из ледниковых отложений, а ее верхняя часть, внешне напоминающая пирамиду, четко ориентированную по сторонам света, действительно может состоять из насыпей искусственного происхождения.


— Обычно разгадка тайны тех или иных природных объектов кроется в их названии. Известно откуда произошло название этой горы?

— С именем этой горы связан целый пласт удивительных легенд. Современное название Секирная произошло от слова «сечь». Существует легенда, согласно которой когда-то в незапамятные времена два монаха высекли злую жену помора, который ловил на Соловецких островах рыбу и косил сено, но запрещал это делать монахам. Правда, отдельные этнографы трактуют слово «Секирная» не от слова «сечь», а от слова «секира», что, в общем, довольно логично. В этом случае выходит, что монахи не высекли жену помора, а засекли насмерть секирами. Второе, вышедшее из широкого употребления название горы, еще более удивительное — Чудова гора.

Это название говорит само за себя и обозначает либо место, где произошло чудо, либо местность, где обитала легендарная чудь белоглазая. Косвенным подтверждением этой версии могут служить исследования ученых, проведенные в 30-е годы XX века. Они никак не могли понять, откуда на плоском, отполированном ледником Большом Соловецком острове взялась гора высотой около ста метров. В итоге они признали ее пирамидой из валунов, сложенной неким древним народом, обитавшим в этих местах.

— То есть это действительно не гора, а дом чуди?

— В определенном смысле, да. Вы знаете, археологи достаточно точно установили, что Соловецкий архипелаг был заселен людьми за несколько тысяч лет до прихода на него монахов. Новгородцы называли этих людей чудью, а местные материковые народы, в том числе ненцы, — сиртя (скиртя). Упоминание об этом племени есть даже в «Повести временных лет».

Думаю, что второе название более верное, поскольку в переводе с древних языков «скрд» — это искусственная насыпь вытянутой формы. Вспомните, та же скирда — это искусственно насыпанная гора сена вытянутой формы. Однако нужно учитывать, что «скрды» — это насыпные, искусственные жилища, которые могли быть из сена, веток, мха или камня. В этом свете становится логичным утверждение древних новгородцев, что «чудь ушла под землю и сама себя похоронила».


Картина Н.К.Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год

Ученые вполне точно установили, что древнее население Соловецкого архипелага обитало в пещерах. Кстати, еще в XIX веке академик Лепехин писал: «Вся самоедская земля в нынешнем Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некоего народа. Находят оные во многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделаны в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями подобным зверем. В сих пещерах находят печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки».

«Еще недавно на Новой Земле наши рыбаки видели чудь. Увидят эти чудны люди рыбаков, да и скроются. Выглядят и одеты они как лопаришки. Ружья у них не было, только копьишко да стрелы» — повествуют «Северные предания». «Народная память заселяет этим древним населением почти все пространство Архангельской губернии. По рассказам поморов из г. Кемь, «чудь имела красный цвет кожи и скрылась от новгородцев на Новую Землю и ныне там пребывает в недоступных местах»,— писал российский этнограф Петр Ефименко в 1869 году.

В поверьях и преданиях эти полулегендарные первопоселенцы севера России наделяются необычными чертами и сверхъестественными способностями. Чудины выступают и как богатыри, и как чародеи, колдуны. В Архангельской губернии некоторые из живших в XIX веке семейств считали их своими предками и утверждали, что один из чудинов был так силен, что, чихая, убил барана, а «члены его поколения могли разговаривать между собою на шестиверстном расстоянии». Не только в русском фольклоре, но и у коми, саамов и других северных жителей чудью белоглазой назывались мифологические персонажи, близкие к европейским гномам. Согласно преданиям, они умели добывать золото и серебро в рудниках. До сих пор в Сибири старые, заброшенные рудники называют чудскими копями. В приполярном Урале находят чудские могилы и следы поселений. Там же распространены сказы о том, что у чуди были шаманы, жрецы или вожди, которые назывались панами. Можно их назвать и волшебниками", так как они владели тайными знаниями, благодаря которым держали в повиновении свои народ. Жили паны в укрепленных домах-крепостях и владели драгоценностями, которые добывались в рудниках. Сокровища свои они прятали в священных местах в лесах, под камнями.

Этот рисунок в 1996 году разместил на своих страницах журнал «Наука и Религия». Рисунок изображал «чудского рудокопа» и был выполнен с бронзовой статуэтки, найденной 200 лет назад в Сибири и вылитой, предположительно, в первых веках нашей эры где-то на Урале. Где находится сама статуэтка - неизвестно.

Паны могли повелевать ветром, дождем, бураном. Безлунными ночами они уходили в глухие леса, где страшным, трубным голосом созывали лесных духов, а те рассказывали панам о прошлом и будущем и тайнах мироздания.

У русского населения Заволочья сохранилась память о народе чудь, прежде жившем в этих местах. Среди легенд в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и распространению христианства. В частности, местом обитания чуди называется лес, жилищем — землянки.

В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что «тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам». С остервенением защищались они из земляных крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах. Лишь немногие остались на прежних местах жительства и обрусели после крещения, как это стало со многими соседними угро-финскими племенами.

До сих пор на севере много таких курганов. Иногда в абсолютно темные, беззвездные ночи над ними вьется синее пламя, из-под земли слышатся стоны и причитания на непонятном языке. Эти курганы называют на севере могилами панов, или панками. Если ударить по такому кургану железным прутом, то слышится гул.

Говорят, чудь иногда выходит из-под земли, чтобы глотнуть воздуха и напиться родниковой воды. Происходит это раз в году. Зверье в лесах всегда предчувствует выход чуди и убегает из лесов на открытые места, жмется к человеческому жилью. Это делают даже волки, поскольку очень боятся подземных обитателей. За волками чудь всегда охотится, так как мясо волка считается у них деликатесом, а чудские женщины делают себе украшения из волчьих зубов. Издавна находились смельчаки, пытавшиеся разрыть холмы, под которыми якобы скрывается чудь. Эти люди бесследно исчезали. Возможно, их забрали к себе под землю паны в вечное услужение. Там, где раньше жили чудь и паны, осталось множество их кладов. Находятся клады в тайных местах — в лесах, на дне озер и болот. Часто места схронов обозначены большими камнями-валунами с выбитыми на них знаками. Иногда рядом валяются ожерелья из волчьих зубов. Все эти клады заговорены. Чтобы взять их, нужно произнести священную формулу — заклинание на языке чуди. Существует множество легенд об этих кладах, и даже указываются конкретные места. Например, в Вологодской области течет небольшая речка Вьюжка. На ней есть гранитный утес, издалека напоминающий голову бородача. На дне Вьюжки под утесом якобы лежит панский клад. Находились смельчаки, которые ныряли в быстрые воды Вьюжки. Одни из ныряльщиков ничего не нашли, объясняя все тем, что клад заговоренный, другие утонули. На Вологодчине есть озеро Красное — небольшое, идеально круглое, словно какой-то гигант очертил его берега циркулем. Озеро очень глубокое, а вода в нем ледяная даже жарким летом. По легенде, в озере есть лестница, которая уходит под дно. Там паны оставили свой золотой клад и «самоцветных каменьев россыпи неоглядные». В Красном периодически тонут даже хорошие пловцы.


В Приполярном Урале есть порожистая река Мерзавка. На ее берегу стоит заброшенное селение Перевозное. На этом месте еще до того, как туда пришли русские, жила когда-то чудь. Предводителем этой общины был злой и могущественный пан Сахдияр. Он умел добывать из земли золото и серебро. В окрестностях Перевозного до сих пор находят большие камни с вырезанными на них непонятными знаками.

Камням, возможно, тысячи лет. Однако знаки есть и на стволах деревьев: иногда исчезают, иногда появляются вновь. Кто их вырезает, неизвестно.

В 1975 году на берега Мерзавки приехали молодые кладоискатели, студенты-историки из столицы. Они копали землю под валунами, отмеченными знаками. Более того, они даже знали заклинание, с помощью которого надеялись открыть клад. Заклинание это историки обнаружили в каком-то архиве в древней рукописи, относящейся к XV веку. Однако они ничего не нашли, кроме двух серебряных медальонов, по-видимому, очень древних с непонятными знаками. А одного из студентов, двадцатидвухлетнего парня, насмерть задрал медведь. Местные жители говорили, что это месть панов, которые наказали людей за то, что те попытались взять их клады. С тех пор никто не пытался искать сокровища под Перевозным. В 2000 году там пропал местный охотник Олег Коноваленко. Думали, что он утонул в болоте, так как трупа не нашли. В село вернулся только его пес, помесь овчарки с лайкой, по кличке Верный. Однако нрав пса с тех пор изменился: раньше он играл с ребятней в деревне. Теперь же не подпускал к себе никого, набрасывался на людей. Говорили, что Верного напугал пан, который загубил его хозяина. Сохранились летописи, согласно которым Стефан Пермский, миссионер-просветитель в землях коми, около 1379 года общался с неким Паном (Пам, Пама), жрецом языческой религии, которую исповедовали местные жители. По одному из источников чтобы поколебать у своих подопечных уверенность в словах Стефана, главный зырянский жрец Пама предложил тому пройти через огонь. Дескать, если прославляемый Стефаном Бог существует, то он защитит его от огня. Стефан помолился и решил пройти сквозь огонь. Только не в одиночку, а вместе с Памой, чтобы и его Боги показали свою силу и защитили жреца от огня. Пама испугался такого испытания и признал свое поражение. Иногда кладоискатели, на протяжении вот уже нескольких веков ищущие чудские клады, кое-что находят. Чаще всего это скелеты и черепа в курганах-могилах, иногда медные и серебряные монеты, ножи, топоры, сбруя, глиняная посуда. Однако золота и каменьев никто так и не нашел. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют древние клады:

«Слуда и Шудякор — чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: “Мимо этого городища поздно вечером не ходите — кони затопчут!”»

В тексте другой старинной записи в селе Зуйкаре Вятской губернии написано о «чудском кладе» в Чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растет громаднейшая, немного кривая сосна, а поодаль от нее, метрах в трех, стоит трухлявый пень до 2 м в диаметре. Клад этот пытались найти много раз, но, когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены оставить свое предприятие. Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид «чудаков» был столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли прийти в себя всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в чудских могилах на кости «огарков» — заживо погребенных «чудаков». Паны оставили их охранять свои богатства, и огарки внезапно оживают, как только кто-нибудь приближается к сокровищам...

Фатьяновский топор 2 тысячелетия до нашей эры, масса бусин от янтаря до горного хрусталя, кресты, серебряные цепочки и даже сберегательная книжка царских времен с внушительными купюрами... Все это лишь небольшая часть коллекции 61-летнего жителя деревеньки Вёски Лихославльского района Тверской области Виктора Булкина , которая сегодня хранится в небольшом закутке местной деревенской библиотеки. Бывший чернобылец, военный химик, после ликвидации аварии принял решение восстанавливать силы именно на селе, тем более и супруга после института по распределению попала в деревню под Лихославлем. Возделывая грядки под картошку, в лопату вместе с землей легла небольшая каменная фигурка. Очистив от грязи, Виктор Васильевич вздрогнул, прямо на него смотрел самый настоящий гномик, правда «травмированный» - без одного бедра и ступни. И надо ж такому случиться, что спустя 20 лет, в итоге многолетних огородных раскопок, нога гномика была найдена по кусочкам. С тех пор скульптурка эта занимает почетное место в коллекции среди замшелых кусков болотной руды, из которой некогда добывали первое железо и среди еще более древних морских окаменелостей. Ведь, как показали раскопки пытливого селянина - на месте Вёсок давным-давно плескался океан, в котором жили древние пресмыкающиеся. - Я не знаю датировку этой фигурки, откуда она, - пожимает плечами Виктор Булкин. - Но даже если она совершенно не ценная с археологической точки зрения, она ценная для меня. Этот гномик словно сказал мне: «Будь внимательнее в земле, на которой ты живешь». Я лишь послушался. Заметил как-то Виктор Васильевич, что на второй части участка особо ничего не растет. Поднял дерн, а под ним какая-то каменная кладка круглая. Даже траве трудно пробиться. А в 1997 году вновь словно почувствовал, что его зовут. Взял лопату, воткнул среди берез и достал черный, тщательно отполированный кусок камня с аккуратным отверстием посередине. Тверские археологи, которые бывали у него всего раз, датировали находку как фатьяновский топор 2 тысячелетия до нашей эры, кстати одной из самых, если не загадочных, то однозначно любопытных культур.- Бывало, как настигнет меня Чернобыль (ухудшается здоровье), я сажусь телевизор смотреть и топор этот в руку беру. И буквально через некоторое время он становится таким горячим, что даже держать трудно.В такие моменты сижу я и думаю, сколько же сил надо было вложить некогда в этот камень, чтобы он так отзывался на руку человеку. Наверное, это и есть для меня чудо, - делится Виктор Булкин.

А что касается каменных насыпных гор, таких как Секирная, то это уже не дома из торфа и мха для живых людей, а дома мертвых, пирамиды, сложенные из камней.

— В других местах Русского Севера существуют аналогичные каменные пирамиды — жилища чуди-скиртя?

— Разумеется. В устье реки Коротаихи расположена гора Сихиртеся, в переводе с ненецкого на русский — «гора народа скиртя». На острове Вайгач существует мыс Сииртесале, в переводе — «мыс скиртя». Причем и там, и там эти места считаются священными. На острове археологами были также обнаружены фигурки крылатых людей, которые они отнесли к эпохе древнего народа, населявшего побережье Северного Ледовитого океана.

— Все сходится! Правда, в этом случае монахи, которые официально основали монастырь, должны были бы быть первооткрывателями и Секирной горы...

— Так и есть. Ведь именно у этой горы в начале XV века впервые высадились на Соловки монахи Герман и Савватий, будущие основатели монастыря. На горе иноки выстроили скит, а уже затем на берегу бухты Благополучия был заложен сам монастырь. По преданию, именно со склонов горы монахи брали сосну и ель для своего строительства. В этом свете название «Секирная гора» может обозначать, выражаясь современным языком, «лесозаготовительная». Кстати, именно из-за Германа с Савватием двое ангелов (белых юношей) высекли жену поселившегося здесь же рыбака-помора, утверждая, что эту землю Господь определил для обители.

— Неужели никто до сих пор так и не нашел вход во внутреннюю часть Секирной горы и не обнаружил удивительные артефакты предыдущей цивилизации Земли?

— Понимаете, если дневник хроникера отражает реальную историю, то в прошлом монахи тщательно оберегали эту гору от посторонних глаз. В советские годы, во времена существования на Соловецком архипелаге концлагеря, на горе находился штрафной изолятор. Существовала даже поговорка: «Вся Россия боится Соловков, а все Соловки боятся Секирной горы!»

Если заключенные что-то и нашли, то их знания были погребены здесь же, вместе с ними. Сегодня тайну Соловков снова берегут монахи, поэтому не могу даже предположить, когда исследователи наконец-то получат возможность раскрыть тайны Секирной горы, если таковые, конечно, в самом деле существуют.

Беседовал Дмитрий СИВИЦКИЙ

Справка:

В августе 2002 года геолого-геоморфологические исследования российских ученых подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы. Хотя само возвышение (основа пирамиды) образовано ледниковыми отложениями, есть основания говорить, что сверху это природное образование действительно было дополнено насыпями искусственного происхождения, тысячи лет назад придававшими ему форму абсолютно правильной пирамиды. В 2002 году в очертаниях рельефа Секирки исследователями выявлены геометрически правильные формы, причем строго ориентированные по сторонам света.

Чудь (чудь белоглазая, чудаки, чуцкие) — персонаж русского фольклора, древний народ, аборигены местности. Не стоит путать с историческим наименованием реальных финно-угорских народов. Этот мифологический персонаж близок по значению к европейским эльфам и гномам, встречается не только в русском фольклоре, но и у коми и саамов. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя. В народной памяти сохранялись сведения о чудском прошлом остатков земляных крепостей, могильников и поселений. Они имели названия, снабженные прилагательным «чудской», — например, урочище, где прежде стояла крепость, могли называть Чудской городок.

Еще до революции из уст в уста передавалась древняя легенда о том, как погибла чудь. Не в силах защитить свои земли от вторжения новгородцев, это загадочное племя похоронило себя живьем. Согласно легенде, на рассвете весь чудской народ собрался в священной роще и принялся копать ямы. Когда солнце взошло над лесом, страшное пристанище для изгнанников было готово. По краям ям стояли многочисленные столбики, над которыми настелили хлипкое подобие крыши из досок, и сверху засыпали эти доски камнями. А затем народ чудь забрался в ямы со всем своим имуществом и, подрубив столбцы, завалил сам себя. Теперь уже никто не знает, зачем и почему именно таким способом они приняли смерть. О белоглазой чуди сегодня не известно почти ничего: что за народ, во что верил, какими магическими способностями обладал, поддержкой каких сил природы пользовался, а самое главное, почему избрал для себя такую страшную, мучительную смерть — погребение заживо. Часть 1 -
Часть 43 -
Часть 44 -

Чудовин м . чудовка ж . и чудак, чудачка ж . человек странный, своеобычный, делающий все не по-людски, а по-своему, вопреки общему мнению и обыка. Чудаки не глядят на то, что-де люди скажут, а делают, что чтут полезным. Чудак покойник: умер во вторник, в среду хоронить - а он в окошко глядит (а он поехал боронить)!

|| Чудакú и чудáки, сиб . чудь (т. е. странный и чужой) ж. собират. народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли.

|| Чудь вообще чудское, финское племя, особенно восточное (чужаки), и нередко говорится бранно. Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла. Чудь живьем закопалась, чудь под землей пропала.

из словаря Даля

Легенда о чуди

На Урале говорят, что старее курганных берез ничего нет. А история их будто бы такова.

Жили испокон веков на Урале старые люди - их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. Раньше слышали про таких людей, живущих там, где солнце садится. А березы на черный лес все наступают и наступают... «Уходить надо», - говорили молодые чуди.

«Умрем, где умирали наши отцы и деды», - возражали старые и пожилые.

И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.

Александр Лазарев

Легендарные «бои за веру» с чудью

«Первые, легендарные «бои за веру» с чудью, с Дыем/Дивом, описаны в «Книге Коляды». Ну не пришёлся Дый/Див по сердцу родному брату Сварогу (богу духовного вроде бы неба). И тогда небесное воинство, ведомое Сварогом, сразилось с войском Дыя – «дивьими людьми» и чудью. Сварог одержал победу, заточив «дивьих людей» под Уральскими горами. Сам же Дый был обращён в Великого Полоза, владыку золота Уральских гор. С тех самых пор ушло царство Дыя вместе со всеми дворцами и храмами под землю. И только иногда можно слышать, как под землёй звонят их колокола. Длится плен сей 27 уже тысяч лет»...

... «Говорят, бывает раз в столетие ночь, когда неподалёку от горы Таганай открывается земля и является город «дивьих людей». В эту ночь «дивьи люди» устраивают большой праздник, и в эту же ночь от них можно услышать предсказания будущего, ибо они великие астрологи и многое им дано предугадать».

О.Р.Гофман «Русская Атланта. Россия - колыбель цивилизаций?»

Чудь белоглазая

Историки и фольклористы давно спорят по поводу необычного и таинственного народа, т.н. «Чуди белоглазой», представители которой по преданиям и сказам отличались особой красотой, статью, владели йогическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о природе. Этот народ, связанный таинственными узами с русским народом, загадочно исчезает, и следы его теряются в горах Алтая.

Ниже приводится попытка проникнуть в тайну этого удивительного народа Известный русский художник, ученый и писатель Н.К. Рерих в книге «Сердце Азии» рассказывает о легенде, распространенной на Алтае. Легенда повествует, что жил некогда в хвойных лесах Алтая народ с темным цветом кожи. Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытия, вырвали стойки и камнями засыпались.

Этот совершенно непонятный этнографический инцидент добровольного уничтожения одного народа перед приходом другого несколько проясняется другим вариантом легенды, приводимой в той же книге. Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями в неведомую страну «только не навсегда ушла Чудь, когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет Чудь со всеми добытыми сокровищами».

В легенде, - пишет исследователь творчества Н.К.Рериха художник Л. Р. Цесюлевич, - есть намек на существование доныне где-то, возможно, в скрытом месте, народа с высокой культурой и знаниями. В этом отношении легенда о Чуди перекликается с легендой о скрытой стране Беловодье и с легендой о подземном городе народа Агарти, распространенной в Индии.

Очень широко распространены подобные легенды и на Урале, который является как бы связующим звеном между северо-западной частью нашей страны и Алтаем, где также бытовали предания о Чуди.

Можно заметить, что легенды, связанные с чудскими местами - курганами и городищами, подземными пещерами и ходами - возникнув на северо-западе Руси, продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал, главным образом через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области.

В разных вариациях легенда о чуди на Урале рассказывает, что жил здесь какой-то темнокожий народ, знакомый с «тайной силой». Но вот стала в здешних местах расти белая береза, тогда вырыла Чудь пещеры, крышу утвердила на столбах, насыпала сверху земли и камней. Собралась вся в этих жилищах с имуществом и, подрубив столбы, заживо погребла себя под землей.

Некоторые легенды рассказывают даже о реальных контактах ранних переселенцев с «посланцами» Чуди - «Чудо-девицами». В них говорится, что перед уходом под землю Чудь оставила для наблюдения «девку», чтобы она охраняла клады и драгоценности, но она показала белым людям все, и тогда «старые люди» все золото и металлы спрятали.

Эта легенда удивительно перекликается с легендой, приводимой Н.К.Рерихом в книге «Сердце Азии»: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, лицом строгая и темнее наших. Ходила по народу - помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из святой страны».

Взаимодействие «посланцев» Чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами наяву, легендой зафиксированы и совершенно необычные контакты и влияния через сны. Так, свердловский исследователь А.Малахов в одной из своих статей, помещенной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди ее сверкали золотые украшения. «Слушай, - сказала женщина Татищеву, - ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы.» И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были только вершины курганов…

Наряду с данными о контактах Чуди с переселенцами легенды содержат довольно четкие и ясные характеристики внешнего вида и духовного облика «чудаков», так что перед нами проступают черты реального народа.

В одном из первых рассказов П.П. Бажова «Дорогое имечко» - Чудь или «старые люди» - это высокий красивый народ, живущий в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор, живущий почти незаметно для других. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, «закрыв гору».

Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками - вскрышами, а открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками, что наводит на мысль об определенной культурной миссии Чуди на Урале.

Эту мысль подкрепляет еще одно наблюдение. Люди, приходя на новые места, попадают, как правило, в своего рода невесомость - отсутствие ориентированного жизненного пространства. С переселенцами на Урале так не случалось. Кто-то дал горам, рекам, озерам, урочищам, курганам поразительно точные названия. В них был заложен как бы духовный вектор, который в дальнейшем блестяще материализовался. И не даром древнегреческий математик и философ Пифагор считал, что «образовывать имена не сможет всякий, кому вздумается, но кто видит ум и сущность вещей». Более того, сами чудские места стали своеобразными «магнитами». На чудских курганах стоит город Екатеринбург, Челябинск, рядом с огромным курганом возник город Курган. И как точно и как бы не случайно стоят города и селения, там, где надо: в узлах коммуникаций, вблизи залежей полезных ископаемых в окружении прекрасной природы. Вот Оренбургу вначале несколько не повезло. Его ставили в местах, указанных немцами, пришлось переставлять несколько раз.

Сколько столетий назад обитала Чудь на Урале и куда ушла в свои подземные города - неизвестно. Возможно, что они жили здесь еще во времена древних греков. Так, известный древнегреческий миф повествует о гиперборейцах, которые жили где-то за Рифейскими (Уральскими) горами. Народ этот жил счастливой жизнью: он не знал раздоров и болезней, смерть к людям приходила только от пресыщения жизнью. Вот что рассказывает древнегреческий писатель Лукиан, скептически относившийся ко всему необычному, о встрече с одним из гиперборейцев: «Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара, - он называл себя гиперборейцем, - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что в самом деле оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь»?

Куда же ушла Чудь? Не в те ли подземные города, с которыми Н.К. Рерих связывает жизнь мудрых и прекрасных обитателей Агарты и о которых рассказывали челябинской писательнице С.К.Власовой уральские рабочие: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло - торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо - то ли человеке, чудю незнаемая, то ли нечистая сила… Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался...»

В Пермской области существуют подобные же предания о чудских богатырях, которые спят в подземных пещерах под Уральскими горами до назначенного часа. Также и Пара-богатырь стережет чудские богатства. Много еще неразгаданных чудских тайн хранит уральская земля, но как предсказывал Бажов П.П., настанет время, когда эти тайны раскроются, и, одаренные скрываемыми до поры сокровищами, люди заживут светлой счастливой жизнью: «Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет «дорогое имечко», и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими».

В.В.Соболев

Таинственная Россия. "Челябинская область. «Гости» из подземелья"

Чудь заволочская - это древнее дославянское население Заволочья, являющееся до наших дней в некотором роде исторической загадкой. Термин этот пущен в обиход летописцем XI века Нестором в «Повести временных лет». Перечисляя в своем произведении народы Восточной Европы, он назвал эту народность в ряду других финно-угорских племен того времени: «…в Афетове же части седят Русь, Чудь и вси языцы: Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочская Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра»


Карта проживания Чуди Заволочской .

Историки утверждают, что она была народностью бесписьменной и не оставила после себя ни летописи, ни иных каких-либо документов.

Они не сохранились как народ, не оставили до наших дней ни обычаев своих, ни языка, чудь растворилась бесследно среди русских пришельцев и соседних народов. О чудских племенах напоминают только легенды и названия, данные когда-то рекам и озерам, среди которых они жили.

Мы знаем, что народ, названный новгородцами чудью заволоцкой обитал в бассейнах рек Мезени и северной Двины, по берегам Лузы, Юга, Пушмы. По языку и культуре чудь принадлежала к финно-угорским народам. Когда-то финно-угры заселяли весь северо-восток Европы, Урал и часть Азии.

Говорили они на языке, близком к языку современных вепсов и карелов.

Все сведения о быте, одежде и внешнем облике чудских племен известны только по результатам археологических раскопок. Археологи ищут обычно в местности с каким-нибудь «чудским» названием. Находят либо следы селения, либо городище, либо чудской могильник - древнее кладбище. По находкам можно определить, была ли это чудь, или другое финно-угорское племя, или пришедшие на эту землю позже скандинавы и славяне.

Чудь и других финнов можно с уверенностью отличить от прочих по двум видам находок: по остаткам их глиняной посуды и по украшениям. Глиняная посуда слеплена обычно без гончарного круга, вручную, с толстыми стенками, часто она имеет не плоское, а круглое дно, потому что еду в ней готовили не в печках, а в очагах, на открытом огне. Снаружи такая посуда украшена орнаментом, выдавленным по сырой глине с помощью палочек и специальных штампов; такой орнамент называется ямочно-гребенчатым и встречается только у финно-угорских народов.

Это были люди среднего и выше среднего роста, предположительно светловолосые и со светлыми глазами, по облику более всего напоминавшие современных карелов и финнов.

Из-за внешнего облика, бытует еще одно название этого народа - Чудь белоглазая.
Чудские племена владели гончарным кузнечным ремеслом, умели ткать, обрабатывать дерево и кость. С металлом они были знакомы не так уж давно: на поселениях находят много орудий из кости и кремня.

Жили, занимаясь охотой и рыболовством. Занимались и земледелием, выращивали неприхотливые северные культуры: овес, рожь, ячмень, лен. Держали домашних животных, - хотя при раскопках поселений в Заволочье находят больше костей диких животных, чем домашних. Охотились не только для добывания мяса, промышляли и пушного зверя. Пушнина в те времена была в ходу наравне с деньгами, Была и просто товаром, ею торговали и с Новгородом, и со Скандинавией, и с Волжской Булгарией.

В связи с развитием торговли в Заволочье возникли древние волоковые пути. Вероятней всего, что они были проложены не русскими пришельцами, а местным населением, и уже потом ими пользовались новгородцы и устюжане.

Чудь исчезла с приходом христианства. Их собственная религия была языческой.

Все легенды о чуди гласят примерно следующее. Чудь жила в лесу, в землянках, имела свою веру. Когда им предложили перейти в христианство, они отказались. А когда их хотели окрестить насильно, они выкопали большую яму и сделали земляную кровлю на столбах, а потом все зашли туда, подрубили столбы, и их засыпало землей. Так древняя чудь ушла под землю.

На самом деле чудь заволоцкая разделила судьбу финских племен, растворившихся среди русских пришельцев и соседних народов: муромы, мери, наровы, мещеры, веси. Они все когда-то упоминались в русских летописях рядом с чудью. Часть их, сопротивлявшаяся вторжению русских, была, по-видимому, истреблена; часть приняла христианскую веру и слилась с русским населением, постепенно утратив свой язык и почти все обычаи; и немалая часть соединилась с соседними, во многом родственными народами.


Есть в северных краях предания о том, что когда-то обитал здесь необычный народец – «чудь белоглазая». Жили будто бы богато, много сокровищ имели… Но потом по неведомым причинам ушли под землю. Правда, бытует поверье, что когда вернется счастливое время, придут люди из Беловодья, а из земли вернется чудь со своими сокровищами и люди получат «большую науку».

Обитатели «печищ»

В документах середины XVII века, связанных с Заонежьем, сообщается: «Сыскались, государь, на речке на Анданге, на суземе, на черном лесу чудские печища, и лесом, государь, те чудские печища поросли большим, обойма дерево по полутора, и по два, и больше». В то время печищем называли однодворную деревню, где проживала большая семья; впоследствии так стали называть любую деревню в Заонежье и . Однако заброшенные в северных дремучих лесах старинные избушки, якобы принадлежавшие «чуди белоглазой», называли черными печищами.

Посторонним старались не рассказывать об этих странных жилищах; большой грех был показать к ним тропку. Ведь, согласно преданиям, северные карлики-чародеи, бывало, возвращались в свои избушки, покинутые много лет назад. А встретив там человека, могли ему сделать недоброе.

До сих пор в отдаленных лесах Карелии, а также Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей люди тайком посещают эти загадочные черные печища. Но даже отшельники-робинзоны не рискуют оставаться в них на ночлег. Крохотные полусгнившие бревенчатые избушки мало располагают для постоя. Лучше разбить палатку невдалеке.

http://www.panoramio.com


Поверхностный осмотр показывает, что этим нежилым строениям уже, пожалуй, больше двух веков. Но и следы «северных карликов» нигде не обнаруживаются. По размерам домики напоминают сказочные избушки на детских игровых площадках. Взрослому человеку не разогнуться в них в полный рост.

В горных местностях до недавнего времени люди, веря в существование карликов, выставляли в особых местах для них горшочки с едой…


Чудь «действительная» и «загадочная»

Сказания о распространены повсеместно в Беломорье, Приладожье и даже в Приуралье. Там вам могут указать места, где расположены крепости, городища, захоронения загадочного народца. Хотя иногда чудью называют финские племена, жившие в этих местах до прихода русских, однако тщательные исследования давно установили, что чудь – это общее понятие для всех инородческих аборигенов различного этнического происхождения. В одних преданиях чудь олицетворяет племена сильные и богатырские, в других – слабые и мало приспособленные к жизни. В рассказах местных русских жителей Карелии о силе и могуществе древних обитателей Севера угадываются отголоски древнейших чудско-финских верований и преданий.

Г. Куликовский в «Словаре областного Онежского наречия» пишет о «действительной чуди» и «чуди загадочной». В соответствии с легендами, последние пришли откуда-то с севера. Но когда началась русская колонизация, «чудь в землю ушла, под землей пропала». А происходило это, по рассказам очевидцев, следующим образом. Выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над углублением крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы со всем своим имуществом и ценными вещами и, подрубив подставки, погибали.

Но никаких сокровищ или материальных свидетельств в раскопанных ямах не обнаруживалось. Возможно, навес просто защищал укрывшихся людей от непогоды и делал невидимым вход в сооружаемое подземелье. А завалив крышу, чудь уходила в подземные лабиринты со всеми своими сокровищами.

Между тем, в Карелии имеются курганы, которые связывают с чудью. Вблизи них нередко наблюдаются загадочные явления. В ночи они порой светятся синим пламенем, из-под земли доносится странный гул, вопли и завывания…

В некоторых сказаниях говорится о том, что чудь ушла под землю через ходы в песчаном грунте, когда стало распространяться христианство: «они убоялись и убежали в непроходимые леса». В любом случае, так в фольклоре отразилась борьба православия с .

А отчего, интересно, чудь звалась «белоглазой»? Может, у представителей этого народца были слишком большие белки глаз; или у них не было зрачков; или в подземном мире без солнечного света исчезает разноцветье и все обретает белесый оттенок?

Правда, одна из поморских легенд повествует о чуди как о «народе краснокожем», перебравшемся «за Дышащее море», где и живет до сих пор, оставаясь невидимым.

Маленькие человечки якобы живут не только под землей, но и в скалах. Людей они избегают, стараясь при приближении человека «уходить в камень» или превращаться в зверя. Хотя иногда могут прийти на помощь, дав человеку мудрый совет или совершив некое волшебство… Так, в русских народных сказках старичок-лесовичок дает Ивану-царевичу волшебный клубок, помогающий отыскать дорогу к похищенной Кощеем Бессмертным красавице, дарит ему шапку-невидимку и тут же исчезает под землей…

«Паны» и «гиперборейцы»

Корни преданий о карельской чуди восходят к той эпохе, когда первые поселившиеся здесь славянские племена встретили людей иной веры. Именно дославянское население этого региона обычно подразумевают под чудью русские фольклорные источники. А вот в вепсско-карельской и мерянской культурах бытует другое название – «паны». И «чудь», и «паны» - это обозначение древних аборигенов, инородцев. Вероятно, воспоминания о чуди смешались с историческими преданиями о польских «панах» Смутного времени; нередко их образы совпадают и олицетворяют недобрых людишек и даже разбойников. По легендам, «паны» ушли под землю вместе с чудью…

В некоторых источниках таинственную северную страну Гиперборею населяли мифические карлики-пигмеи. Около восьми тысячелетий назад

Для затравки, однако.

Как внешне выглядела чудь?

— По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей — белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.

— Вы сказали, что чудь ушла под землю…

— Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда.

— А еще известны места, в которых чудь ушла под землю?

— Точных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор, как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.

Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями…» Однако, как утверждал в своей книге Н. К. Рерих, чудь должна вернуться на землю, когда придут некие учителя из Беловодья и принесут великую науку для человечества. Якобы тогда чудь выйдет из подземелий вместе со всеми своими сокровищами. Великий путешественник даже посвятил этой легенде картину «Чудь под землю ушла».

— А может быть, под чудью понимали какой-либо иной народ, потомки которого и сейчас благополучно проживают в России?

— Существует и такая версия. Действительно, предания о чуди наиболее популярны как раз в местах расселения финно-угорских народов, к которым относятся и коми-пермяки. Но! Тут есть одна нестыковка: сами потомки финно-угров всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе.

— Легенды, одни легенды… А есть настоящие памятники, оставленные чудью, которые можно руками потрогать?

— Конечно, есть! Это, например, хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге. Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта — и больших гор здесь попросту не может быть! Так что 100-метровая Чудова гора смотрится на этой глади, как явно рукотворный объект некой древней цивилизации. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично, искусственное — крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.

— И что же, создание этой горы приписывают как раз чуди?

— Археологи давно уже установили, что Соловецкий архипелаг за столетия до прихода сюда монахов принадлежал местным жителям. В Новгороде их как раз звали чудью, соседи называли «сикиртя». Слово любопытное, потому что в переводе с древних местных наречий «схрт» — это название крупной длинной насыпи вытянутой формы. Так, стог сена вытянутой формы прямо называется «скирда». Очевидно, что и древний народ соседи называли сикиртя за их жизнь в «насыпных холмах» — домах, построенных из подручных средств: мха, веток, камней. Подтверждают эту версию и древние новгородцы — в своих летописях они отмечают, что сикиртя живут в пещерах и не знают железа....
........................................ ........................................ ........................................ .......................................
А теперича просто картинки, к изображению на которых у меня всегда был интерес.












Чо-та мне кажется, что там где-то должны быть потайные дверцы в эти бугорки.)))
Ну ведь даже прыщик просто так не вскочит на ровном пустом месте?
А тут целые инженерные сооружения на берегу. И нет на них ни кустика, ни деревца даже...
Вот в этом и вопрос, однако... Думаем!

Пока всё.
Михалыч озадачил.



Вверх