Патриарший собор в Пицунде – визитная карточка православной Абхазии. Абхазия

Расположен вблизи городища Пицунды. Его купол и гладкие стены бело жёлтого цвета, хорошо просматриваются между зелеными пирамидальными кипарисами. Храм является крупнейшим ранне-средневековым храмом Абхазии и относится к типу трехапсидных, крестовокупольных, трехнефных.

В плане имеет размеры: 43,3 метра на 22,7 метров. Стены имеют толщину в 1.5 метра, а высота его вместе с куполом 29 м. Храм возведен из двух материалов - кирпича и камня, распределение которых имеют свой определенный порядок

Вниз стены Пицундского храма - цоколь, выложен каменными блоками, выше в кладке присутствуют оба материала - кладка приобретает смешанный характер: присутствуют как ряды камня так и кирпича. Чем выше стена, тем прослойки из камня становятся тоньше, кирпичные же наоборот толще.

Барабан и лежащий на нем купол, а также верхняя часть стен, внутренние столбы - полностью сложены из кирпича разного размера. В арках он тоньше. В устоях стены и в несущих частях - он гораздо толще.

В верхних частях западной и южной стены можно видеть декоративные вставки из кирпичей выложенных поперёк, причём в одних рядах - одиночных, в других рядах - парных.
Толстым кирпичём выложены кресты. Их можно видеть между окнами, снаружи на центральной алтарной апсиде. А вот северная стена, снаружи вовсе не имеет декоративных элементов.

На западной стене видны следы заложенной в древности двери, на уровне хор, через неё женщины, допускавшиеся к богослужению и входили только через такие хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая. Пицундский храм просто наполнен воздухом и светом, его стены гладко оштукатуренные и некогда украшенные фресками, теперь сохранили лишь пояс медальонов в алтаре. Каждый вошедший сюда ощущает, что храм создан для праздничных, торжественных богослужений.

В XVI веке внутри собора в западном помещении была возведена усыпальница, в которой находится гробница. Гробница устроена для Андрея Первозванного и Симона Кананита, на это указывают расположенные под куполом фресковые изображения апостолов. Их насчитывается в количестве десяти. Потолок и стены храма, были богато расписаны, предположительно, мастерами из Старого Афона. Среди сюжетов росписи более значимы сцены "Несения креста", "Распятия" и "Плача".

Пицундский собор во второй половине XVI века был обновлен, вокруг него были возведены оборонительные сооружения.
Об этом говорит сохранившаяся греческая надпись: "Помяни, Господи, раба своего Пароскева Зографа (живописца), который создал это святилище и сей турлеон (башню) во время владычества тирана и католикоса Евдемона. Ты, господи, ведаешь все и исполни их милостью своею".

В результате угрозы нападения со стороны турок и междоусобиц, резиденция абхазских католикосов в XVII веке, размещавшаяся до этого в Пицунде, переместилась в Гелати. Собор оказался заброшенным, но продолжал привлекать к себе как местное население, так и чужеземцев. Они приходили к его стенам - давать клятвы.

Упадок времен Османской империи. Возрождение Пицундского храма.

Пицундский храм построенный в честь апостола Андрея Первозванного был известен далеко за пределами Кавказа. В храм приезжал монах-театинец Кастелли Кристофоро, который в своих рисунках отразил всю его красоту.

После появления Османской империи на Кавказском побережье, Пицунда стала постепенно приходить в упадок. Могущественный Пицундский храм запустел, его разграбили и частично разрушили. Стены храма поросли кустарником и травой.

В 40-х годах XIX века под руководством академика Норова В. С. приступили к восстановлению Пицундского храма. Реставрацию завершили только к 1869 году, Ещё через один год в Пицундском соборе был учрежден мужской монастырь

Чем еще привлекает храм в Пицунде, так это своей контрастностью. Внешне сооружение отличается некоторой массивностью, характерной для многих религиозных строений средневековья. Но если Вы зайдете внутрь Пицундского храма, то будете просто поражены его «воздушностью».

Непроизвольно создается ощущение, будто храм состоит исключительно из света и воздуха. От давящей массивности не остается и следа! Назвать храм скромным вряд ли получится, поскольку сохранившиеся настенные фрески и надписи придают ему скорее торжественный и роскошный вид.

К сожалению, сегодня в Пицундском музее туристы могут наблюдать лишь копии орнаментов мозаики и некоторые уцелевшие памятники, связанные с историей этого города. Почему? Все дело в том, что советские годы негативно отразились на культурном наследии Абхазии, оригиналы которого были вывезены в Грузию и на сегодняшний день представлены в тбилисском музее.

В настоящее время попав в Пицундский храм, можно полюбоваться фресками и послушать божественные звуки органа, выступления хоровых капелл и оперных певцов.

Органная музыка в Пицундском храме.

Акустические свойства Пицундскского храма - удивительны. Благодаря им несколько голосов звучат как будто поёт целый хор. После реставрационных работ, в 1975 году, храм используется как концертный зал и основной достопримечательность его является орган. Он был изготовлен потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В соборе ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии.

Величественный Пицундский храм Святого апостола Андрея Первозванного, сохранивший свои царственные архитектурные формы тысячелетней давности, - один из наиболее важных памятников Абхазии. Он имеет огромнейшую историческую, художественную и религиозную ценность для всего Кавказа и мировой культуры.

Храм в городе Пицунде известен не только благодаря своей интереснейшей истории, но и органу, послушать который приезжают как туристы, так и местные жители со всей округи. В этой публикации мы расскажем о достопримечательностях этого города, которые удивят каждого путешественника.

История города

История города Питиунта, который ранее стоял там, где сейчас находится современная Пицунда, начинается с основания купцами греческого происхождения. Еще во II столетии нашей эры римлянами здесь было построено оборонительное сооружение с помощью наиболее современных в тот период технологий. Уже в IV столетии территория была дополнена древнехристианским храмом - базиликой.

Пицундский храм

В конце V - начале VI столетия храм-базилику украшали с помощью великолепной расписной мозаики, которая состояла из узоров и рисунков с различными замысловатыми сюжетами. Юстиниану Первому, который властвовал в то время над Пицундой (VI век), хотелось придать Питиусу статус важной со стратегической точки зрения крепости кавказского черноморского побережья. В VI столетии на территории сооружения там, где стоял уже в тот период обветшалый храм, согласно его приказам возвели здание нового еще более величественного храма. 541 год был отмечен первым в истории крещением абхазов, и именно на этом месте была расположена епископская кафедра. Остатки некоторых средневековых церквей в Пицундском комплексе обнаружили археологи в середине прошлого столетия. Когда уже Абхазское царство достигло эпохи своего расцвета, в IX-X вв. соорудили новую церковь, которая была построена с использованием кирпичей.

В XVI столетии Пицундский храм был обновлен, а на территории западного крыла возвели усыпальницу с богато расписанными стенами и узорчатым потолком. Уже в XVII веке во время угрозы турецкой атаки, абхазские католикосы перенесли свою кафедру в грузинский город Гелати. Здание собора оказалось заброшенным, однако, как и прежде, местные и иностранцы приходили давать клятвенные обеты в Пицундский храм. История его на этом не закончилась. На его территории останавливалось запорожское войско на пути к турецким землям. В XIX веке храм снова освятили и реконструировали. Здание часовни, которое находилось неподалеку от него, было построено новоафонскими монахами с помощью остатков, которые хорошо сохранились. На сегодняшний день уже 25 лет на ее территории проходят службы. Новоафонские священнослужители проводят литургию, а также крестят местных.

Орган в Пицундском храме

В 1975 году в церкви установили орган, который создала фирма Щуке в Потсдаме. Кроме того, тогда же было отстроено помещение концертного зала. И до сих пор в древнем здании собора можно услышать произведения, который написал И. С. Бах и другие великие композиторы. Здесь проводятся концерты абхазских и российских артистов, которые собирают тех, кто любит академическую музыку. Церковная сцена и территория древней постройки каждый год приглашает на фестиваль «Хибла Герзмаву» членов Московского камерного оркестра Мьюзика Вива, которым управляет Александр Рудин, а также Камерного оркестра при московской консерватории под управлением дирижера Феликса Коробова. Здесь звучат произведения в исполнении Елены Образцовой, знаменитого пианиста Дениса Мацуева, оркестра «Виртуозы Москвы» с во главе и других известных артистов, исполняющих классическую музыку. Святослав Бэлз - несменный ведущий фестивальных выступлений вот уже который год. Кроме того, он является известным российский музыковедом.

Спорный вопрос

Шесть лет назад, в 2010 году, абхазское общество обсуждало спорные моменты насчет органа в Пицундском храме. Члены епархии заверяли властей, что собор является резиденцией старого епископата, а потому инструмент следует перенести. Однако из-за влияния мнения общества вопрос Пицундского храма отложили. В бюджете предусмотрели больше ста тысяч евро для капитального ремонта органа. Этот момент свидетельствовал о том, что вопрос переноса инструмента в какую-то другую будущую постройку откладывается. Собственно, как и возвращение епископату древнего Пицундского храма. Орган является уникальным на территории На его защиту встало большое количество известных музыкантов, включая всех лучших органистов, а также таких знаменитых представителей искусства, как Елена Образцова, В. Спиваков и Х. Герзмава.

В Государственный концертный зал в Пицундской церкви пришли специалисты, чтобы отремонтировать орган. Это происходило в 2011 году под руководством той самой фирмы из Потсдама. Инструмент создал один из наиболее известных мастеров в немецком классическом органостроении - Ганс Иохаим Щуке.

Знаменитые музыканты, дававшие концерты в органном зале

Концерты в Пицундском храме с тех пор, как был открыт зал, давали члены абхазской Государственной капеллы, которой руководила Народная артистка республики Адыгеи Нора Аджинджал, а также присутствовали ведущие солисты Государственной Филармонии Абхазии. Выступления проводились при участии следующих музыкантов: Г. Татевосяна, А. Отрбы, Г. Авидзбы; кроме того, представителей Государственного симфонического оркестра под управлением А. Хагбы и В. Айбы, и многих других. В зале Пицундского храма абхазские артисты могут продемонстрировать свой талант. Также это делают и российские музыканты. На концерты приходит большое количество отдыхающих, которые съезжаются сюда послушать произведения классических композиторов, а также местные жители.

Расписание концертов

На сегодняшний день в соборе играют как приглашенные артисты, дающие концерты, которые можно увидеть на афишах, так и постоянные музыканты. Одним из них является Лука Гаделия, который играет в церкви как один из участников камерного оркестра каждый четверг. Также музыку в его исполнении можно услышать сольно в воскресенье, если прийти в Пицундский храм (расписание воскресных концертов постоянное - начало выступления в 17 часов).

В самом центре городка возвышается знаменитый Пицундский кафедральный собор в честь апостола Андрея Первозванного – крупнейший раннесредневековый храм Абхазии. Построен он был предположительно в VI-X веках и сразу стал центром католикосов Абхазской церкви. В XVI веке вокруг храма возводится мощная оборонительная стена из фрагментов античных сооружений, но уже в XVII веке из-за угрозы нападения со стороны турок собор был заброшен. В 1830 году русский военный гарнизон, обосновавшись в Пицунде, укрепил древние стены, пристроив в углах обширные бастионы.


В 1840-х годах под руководством академика В. С. Норова началось восстановление Пицундского храма - к 1869 году реставрация была завершена, а через год здесь был учрежден Пицундский мужской монастырь. Во второй половине XIX века разрушенные сооружения реставрируются новоафонскими монахами, а собор освящается в честь Успения Богородицы. Внутри собора, в западной ее части, находится некогда богато украшенная мастерами из Старого Афона усыпальница XVI века с двумя гробницами, по преданиям предназначавшимися апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фрески. С 1991 года в соборной часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы.



В настоящее время храм Успения Богородицы входит в состав историко-архитектурного комплекса "Великий Питиунт", в который также включены остатки античной крепости и маленькая часовня предположительно VI- X веков.



В самом соборе размещается концертный зал на 350 мест с органом потсдамской фирмы "Александр Шуке" (1975 г.). Здесь ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии. В ближайшее время концертный зал будет перенесен в новое место, и храм вернут верующим.

Древний 3-нефный крестово-купольный храм, построенный в X в., выделяется своими мощными формами, грандиозными размерами (длина 39 м, ширина 25 м, высота с куполом 29 м, толщина стен 1,5 м) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась часть фресок византийской школы XV в. (изображение Христа-Пантократора и Двенадцати Апостолов в куполе относится к XIX в.).

Позднее храм превратился в руины, был восстановлен только в XIX в. Реставрации нарушили древний облик, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. С 1882 по 1917 гг. храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.

Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Из-за этой особенности в 1975 г. здесь был открыт органный концертный зал. Установленный в Успенской церкви орган изготовлен в Германии и является вторым по величине инструментом на территории бывшего СССР после Домского собора в Риге.



Пицундский храм возведён в XI веке и освящен во имя св. апостола Андрея Первозванного. До революции и какое-то время после неё на территории храма располагался Пицундский мужской монастырь. При советской власти монастырь упразднили. В Хрущевские времена храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок близлежащего византийского городища. А в соседнем 2-х этажном монастырском здании, на 1-м этаже, была 1-я русская восьмилетняя школа. После строительства десятилетки в освободившиеся помещения перенесли музей. В храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал.



Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов. В XI-XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра католикосов Абхазии переносится в Гелати (Грузия), собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был вновь отстроен и освящён в честь Успения Богородицы.

Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/396377



Патриарший собор Андрея Первозванного в Пицунде был основан в начале X века во времена правления Баграта III - великого грузинского царя из династии Багратионов. Его построили в честь святого Апостола Андрея Первозванного. В середине X века обитель стала кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь проводили рукоположение епископов и выборы Католикосов - Патриархов Абхазии. В XI-XV веках храм неоднократно перестраивали. В начале XVII века кафедру католикосов Абхазии перенесли в Гелати под угрозой нападения со стороны турок, и собор был заброшен. В конце XIX века обитель вновь была отстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Патриарший собор относится к типу трехнефных, трехапсидных и крестовокупольных храмов. Его возводили из кирпича и камня, в распределении этих материалов существует определенная закономерность. От цоколя стены собора сложены исключительно большими каменными блоками, а его кладка имеет смешанный характер - ряды камня чередуются с кирпичными прослойками.

Вопрос о переносе из здания собора органа, установленного в 1975 году немецкими мастерами, был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.

Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные в честь апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.



В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II-VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV-XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 м.

Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в. н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.

В IV в. н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 кв.м — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.

В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV-VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г. н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50-60-х годах ХХ века.

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в. н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии. К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.

В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.

В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача».

В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.

Во второй половине XIX века собор был обновлен и освящен в честь Успения Богородицы. С 1875 до 1917 года храм являлся подворьем Новоафонского монастыря. После революции в нем был устроен пороховой склад, затем — хозяйственный, во время Великой Отечественной войны, в 1943 и начале 1944 г. здесь располагался 248-й стрелковый полк.

В 1974 г. директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. С тех пор и по настоящее время Пицундский храм — концертный зал.

http://www.abkhazia.ru/excursions/pitsundatemple/; https://sergeytsvetkov.livejournal.com/465449.html

Не важно, в каком местечке Абхазии останавливаться. В любом курортном уголке можно услышать о «Великом Питиунте». Это историко-архитектурный комплекс, частью которого является , или, как его еще называют, Храм Пицундской Божьей Матери .

Исторически сложилось так, что Пицунда стала духовным центром Абхазии. Этот статус подтверждается огромным количеством свидетельств и артефактов.

Что касается самого храма, то он относится к Новоафонскому подворью, известному и за территорией Российской Федерации.

Что же представляет собой Пицундский храм?

Это не просто религиозная святыня, это место, пропитанное духом и культурой средневековья.

Как правило, храм не рассматривают отдельно от музейного комплекса, в который, помимо него, входят небольшое монастырское здание, в котором представлена музейная экспозиция, часовня, алтарные развалины, датированные примерно II — VI веком, дольмен и развалины колодца.

Здание пережило множество реконструкций, многие из которых не пошли на пользу, уничтожив бесценные фрески древних мастеров. Но никакие переделки не смогли отнять монументального величия одной из старинных построек города.

В первую очередь, Пицундский храм может привлечь непривычной для христианских церквей архитектурой. Часть сохраненных фресок также представляет историческую ценность.

Внутри купола сохранился удачно отреставрированный образ Спасителя. Многие изображения удалось сохранить только частично.

Пицундский храм заинтересует не только любителей истории, но и поклонников камерной классической музыки.

С 1975 года в стенах собора обустроен концертный зал. Великолепная акустика вдохновила немецких мастеров, установивших здесь великолепный орган.

Примечателен тот факт, что здешний инструмент второй по величине на территории бывшего СССР.

Еженедельно здесь можно услышать великие произведения Баха, Листа и других великих музыкальных классиков. В стенах комплекса часто проходят всевозможные музыкальные фестивали с участием мировых звезд классической музыки.

Нынешнее подворье Новоафонского монастыря — Пицундский храм, сооружение с богатой историей. Начать стоит с упоминания о древнем городе Пифиут или Питиус, основанном еще до рождества Христова греками.

Именно это селение можно смело считать прародителем современной Пицунды. Также связан город с именем такого великого святителя, как Иоанн Златоуст, известного не только православным, но и католическим христианам. Именно святой смог добиться расцвета обители в диких землях.

Известно, что к моменту набегов татаро-монгольской орды, храмовые земли были достаточно богаты, чтобы привлечь внимание кочевых народов. Не трудно догадаться, что итогом стало разграбление, ни первое и не последнее в череде исторических фактов.

Храм, как истинный мученик, долго держался множество столетий, оставаясь заброшенным в заросших, бывших некогда цветущими, краях.

Несколько русских императоров планировали возродить некогда великую обитель, но удалось это сделать только императору Александру приблизительно в 1869 году.

И только в 1870, по инициативе властей, был организован еще и мужской монастырь. Любопытно знать, что изначально весь монастырский штат составлял всего 5 человек.

Но злоключения обители на этом не закончились. В 1876 году из-за политических смут на Балканском полуострове монахи принимают решение оставить обитель, мощи и ценную утварь передают на хранение епархиальному начальству.

Но эта мера не спасает стены храма и монастыря от очередного разорения в период русско-турецкой войны. Еще 8 лет разграбленное, но сохранившееся здание стойко сражалось за право существования.

И лишь по окончании военного конфликта, в 1885 г. государь Император распорядился отдать земли Пицундского храма в качестве подворья Новоафонскому мужскому монастырю.

В годы революции и последовавший за ними отрезок времени коммунисты так и не решились использовать помещение собора для каких-либо нужд.

Только в 1975 году мастерами из ГДР в святых стенах был установлен уникальный орган. Великолепная акустика позволила устроить в некогда святых стенах концертный зал.

В годы грузино-абхазского конфликта многие ценности храма были вывезены на территорию Грузии. По настоящее время идут горячие споры о возвращении многих музейных экспонатов.

В 2010 году разгорелся спор по поводу Пицундского органа. Абхазская епархия утверждала, что инструменту не место в святой обители. Вопрос разрешило общественное мнение. Уже в 2011 году на реконструкцию органа в бюджете была заложена серьезная сумма.

Слышали ли Вы об историческом районе города Минск? еще именуется Троицкой горой. Ее можно заметить, если взглянуть на левый берег реки Свислочь. В прошлом она являлась местом торговых отношений.

Любопытство или интересные факты про Пицундский храм

  • Храм по праву считается крупнейшим средневековым крестово-купольным храмом, ставшим в древности религиозным центром Абхазии.
  • Самый ощутимый ущерб обители, как ни странно, нанесли не многочисленные набеги и разграбления, а руки неумелых реконструкторов, занимавшихся восстановлением фресок в стенах Пицундского храма.
  • Есть документальные подтверждения того факта, что еще в XIX веке храм был известен далеко за пределами Российской империи.
  • Даже в годы запустения местное население предпочитало давать клятвы и обещания у стен заброшенной обители.
  • Во время спора о переносе Пицундского органа в защиту уникального музыкального инструмента выступали многие деятели культуры.
  • Весь комплекс находится за массивной каменной стеной, высотой в 9 метров и толщиной в 1,5 метра, в некоторых местах она почти разрушена, но лицевая часть кладки восстановлена.

А вы знаете, где находится самая крупная сокровищница мира? хранит бесценные с исторической и художественной точки зрения артефакты. Только здесь вы увидите средневековые священные регалии, достояния австрийской империи, знаки Ордена Золотого Руна и многое другое.

Как добраться до Пицундского храма и условия его посещения

Собор расположится на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

У самых ворот расположены две кассы — концертная и музейная. В большинстве курортных зон обязательно предложат посетить Пицундский храм и прилегающие к нему территории.



Вверх