Пантелеев краткая биография для детей. Леонид пантелеев. Леонид Пантелеев: стихи, о которых почему-то забывают

Леонид Пантелеев был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом, чудом избежавшим сталинских репрессий, одним из авторов легендарной книги «Республика Шкид».
Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Так назвали мальчика, который родился 22 (9) августа в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.
В 1916 году Алешу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда он впоследствии поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял – литературному творчеству. Первые его «серьезные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту.
После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой. Все эти события легли в основу повести «Ленька Пантелеев».
Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором – Г. Г. Белых. (Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Респу-лика Шкид» о жизни в этой школе. А затем – еще ряд очерков, посвященных этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др.) В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактеров, но потом оставили и это занятие – ради романтики странствий. Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством.
Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург, и Л. Пантелеев поселяется у Г. Белых в пристройке к дому по Измайловскому проезду. Здесь они пишут «Республику Шкид», общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей. Ее заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, веселая, жуткая». Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.
Воодушевленные успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л. Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвященную гражданской войне. Главный ее герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Теркина.
Однако этот безоблачный период продолжался недолго. Г. Белых в 1938 году репрессировали. Л. Пантелееву повезло: он остался в живых. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель был вынужден голодать в осажденном Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. За годы забвения Леонидом написаны (и впоследствии все-таки опубликованны) рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осажденном городе», воспоминания о писателях – М. Горьком,

Прозаик, публицист, поэт, драматург, сценарист.

Дважды кавалер ордена Трудового Красного Знамени (за заслуги в развитиидетской литературы)

Алексей Еремеев родился 22 августа 1908 года в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

В детстве домашние звали Алексея «книжным шкафом»за его любовь к чтению. В 9 лет он начал сочинять стихи, пьесы и приключенческие рассказы. Вспо-ми-ная позже сво-их ро-ди-те-лей, пи-са-тель при-зна-вал-ся, что с от-цом у не-го душев-ной бли-зо-с-ти не бы-ло. «О ка-кой бли-зо-с-ти мож-но го-во-рить, - по-яс-нял Алексей, - ес-ли, об-ра-ща-ясь к от-цу, я на-зы-вал его на «вы». Но это не оз-на-ча-ло, что Ереме-ев сты-дил-ся от-ца. Он под-чёр-ки-вал:

«Но об-раз от-ца я с гор-до-с-тью и лю-бо-вью про-нёс в па-мя-ти сво-ей и в серд-це че-рез всю жизнь. Ска-зать свет-лый об-раз - бы-ло бы не-пра-виль-но. Ско-рее - тём-ный, как по-чер-нев-шее се-ре-б-ро. Ры-цар-ский - вот са-мое точ-ное сло-во».

Силь-ное вли-я-ние на Ереме-е-ва в дет-ст-ве ока-за-ла его мать. Она, как при-зна-вал-ся пи-са-тель, ста-ла пер-вым на-став-ни-ком сво-их де-тей в ве-ре.

В 1916 году Алексея отдали учиться во 2-е Петроградское реальное училище, которое он так и не окончил. В 1919-м году ЧК арестовала отца Еремеева. Он содержался в холмогорском изоляторе и там был расстрелян. Мать Алексея - Александра Васильевна, стараясь сохранить жизнь и здоровье троих детей, отправилась с ними из Петербурга в глубину России. Семья жила в Ярославле, позже - в Мензелинске.

В скитаниях Алексей в поисках быстрого заработка научился подворовывать. Такое времяпровождение часто заканчивалось встречей с работниками уголовного розыска и милиционерами. Именно тогда сверстники прозвали его за отчаянный нрав Ленькой Пантелеевым, сравнивая со знаменитым питерским налетчиком.

Но в 20-е годы носить фамилию бандита было безопаснее, чем указать, что отец у тебя - казачий офицер, а мать - дочь купца первой гильдии, пусть даже из архангельско-холмогорских крестьян. В конце 1921 года Алексей попал в петроградскую Комиссию по делам несовершеннолетних, а оттуда был отправлен в Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского, знаменитую Шкиду.

Это удивительное заведение впоследствии сравнивалось то с дореволюционной бурсой, то с пушкинским лицеем. Беспризорники занимались в школе писали стихи, учили иностранные языки, ставили пьесы, выпускали свои газеты и журналы. «Кто поверит теперь, — было написано позже в одной из глав «Республики Шкид», — что в годы войны, голодовки и бумажного кризиса в шкидской маленькой республике с населением в шестьдесят человек выходило шестьдесят периодических изданий — всех сортов, типов и направлений».

В Шкиде Еремеев провел не так много времени, всего два года, но впоследствии не раз говорил о том, что именно здесь он получил энергию на восстановление в жизни.

В Шки-де судь-ба впер-вые столк-ну-ла Ереме-е-ва с его бу-ду-щим со-ав-то-ром Гри-го-ри-ем Бе-лых. Он, как и Алексей, ра-но ос-тал-ся без от-ца. Мать на жизнь за-ра-ба-ты-ва-ла стир-кой бе-лья. Сын ока-зал-ся без при-смо-т-ра. Бро-сив шко-лу, маль-чиш-ка ус-т-ро-ил-ся на вок-зал но-силь-щи-ком. Но де-нег ка-та-ст-ро-фи-че-с-ки не хва-та-ло, и пар-ниш-ка стал под-во-ро-вы-вать.

В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие, и некоторое время занималисьбродяжничеством.

В 1925 году друзья вернулись в Ленинград, где Алексей жил у Белых в пристройке к дому на Измайловском проспекте. В 1926 году Белых предложил написать книгу о родной школе.

Будущие летописцы Шкиды купили махорки, пшена, сахара, чая и приступили к делу. Узкая комната с окном, выходящим на задний двор, две койки и небольшой стол — больше им ничего не было нужно.


Они задумали 32 сюжета и разделили их пополам. Каждому автору предстояло написать 16 глав. Поскольку Еремеев попал в школу позже Белых, первые десять глав пришлись на Григория. Впоследствии Алексей Иванович охотно приписывал успех книжки своему соавтору: именно первые главы сконцентрировали все самое яркое, неожиданное, конфликтное и взрывное, чем отличалась Шкида, и приковывали внимание читателя.


Юные соавторы не подозревали, что их ожидает успех. Написав книгу, они понятия не имели, куда ее нести. Единственным «литературным» деятелем, которого ребята знали лично, была товарищ Лилина — заведующая отделом народного образования. Она пару раз присутствовала на торжественных вечерах в Шкиде. Еремеев хорошо запомнил выражение ужаса на лице товарища Лилиной, когда она увидела пухлую рукопись, которую к ней приволокли два бывших детдомовца, и поняла, что ей придется это читать. «Конечно, только по доброте душевной, из жалости она согласилась оставить у себя эту махину».


Соавторам повезло дважды. Лилина не просто прочла повесть, как обещала. Но еще и оказалась заведующей ленинградским Госиздатом, где в то время работали Самуил Маршак, Евгений Шварц и Борис Житков. Она тут же передала рукопись профессионалам.


…Их искали по всему городу. Белых и Еремеев не удосужились оставить даже адреса, мало того, выйдя из кабинета Лилиной, они крепко поссорились. Белых заявил, что идея нести сюда рукопись была от начала до конца идиотской, и он даже не намерен позориться и узнавать о результатах. Еремеев однако же не выдержал и через месяц, тайком от Гриши, все-таки пришел в Наробраз. Секретарша, увидев его, завопила: «Он! Он! Пришел наконец-то! Куда же вы пропали! Где же ваш соавтор?» Целый час Лилина водила его по коридору туда-сюда, рассказывая, как хороша вышла книга. Ничего не соображающий от волнения Еремеев машинально засунул в коробок зажженную спичку, и коробок шумно взорвался, опалив ему руку, которую потом лечили всем Наробразом.


«Все сотрудники редакции читали и перечитывали эту объемистую рукопись и про себя, и вслух, — вспоминал Маршак. — Вслед за рукописью в редакцию явились и сами авторы, на первых порах неразговорчивые и хмурые. Они были, конечно, рады приветливому приему, но не слишком охотно соглашались вносить какие-либо изменения в свой текст».

Скоро из библиотек стали приходить сведения, что повесть читают запоем, берут нарасхват.

«Республику ШКиД» мы писали весело, не задумываясь, как бог на душу положит… — вспоминал Еремеев. — Мы с Гришей написали ее за два с половиной месяца. Нам ничего не надо было сочинять. Мы просто вспоминали и записывали то, что еще так живо хранила наша мальчишеская память. Ведь очень мало времени прошло с тех пор, как мы оставили стены Шкиды».

Когда книга вышла, ее прочитал Горький - и настолько увлекся, что стал рассказывать о ней своим коллегам. «Прочитайте обязательно!» Горький увидел и то, что дебютанты, возможно, изобразили волей-неволей - директора школы Виктора Николаевича Сороку-Росинского, Викниксора. Его он вскоре назовет «новым типом педагога», «монументальной и героической фигурой». А в письме к педагогу Макаренко Горький скажет, что Викниксор «такой же герой и страстотерпец», как и сам Макаренко.

Однако Антону Семеновичу Макаренко, выходившему тогда на лидирующее место в советской педагогике, «Республика Шкид» не понравилась. Он прочел ее не как художественное произведение, а как документальное, и увидел в нем лишь «добросовестно нарисованную картину педагогической неудачи», слабости в работе Сороки-Росинского.

Вместе с Белых Еремеев напишет ряд очерков под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и другие произведения.

Когда Алексей стал искать тему для второй книги, ему пришла идея написать рассказ «Пакет». В нем Алексей вспомнил историю, происшедшую с его отцом:

«Добровольцем, или, как тогда принято было говорить, вольноопределяющимся отправился он на фронт Русско-японской войны. И вот однажды молодого офицера с важным донесением послали с боевых позиций в штаб командования. По дороге ему пришлось уходить от преследования, он отбивался от японского кавалерийского разъезда, был ранен навылет в грудь. Истекал кровью, но донесение доставил… За этот подвиг он получил орден Святого Владимира с мечами и бантом и потомственное дворянство… Было это на Пасху 1904 года…

И вот я, зная эту кровно близкую мне историю с детства, словно забыл ее на долгие годы, пока ее незаметно не подсунула мне память. И тогда, в 1931 году, сам не понимая, откуда возник сюжет моего рассказа «Пакет», я с кавалерийской лихостью разрешил моему воображению вольно и бесцеремонно разделаться с фактами жизни.

Из 1904 года события перекинуты на пятнадцать лет вперед - из Русско-японской войны в Гражданскую. Хорунжий Сибирского казачьего полка превратился в рядового бойца буденновской Конной армии. Японцы - в белоказаков. Штаб генерала Куропаткина - в штаб Буденного. Владимирский крест с мечами и бантом - в орден Боевого Красного Знамени. Соответственно и все остальное, весь антураж, колорит, лексика, фразеология и - главное - идейная подоплека подвига стали иными…»

Но впоследствии, не только написав рассказ, но и сделав сценарий о похождениях бывшего буденновца в мирное время, увидев две экранизации «Пакета», Алексей Иванович Еремеев понял, что подвиг отца не очень-то совместился с новыми обстоятельствами, в которых действовал его персонаж.

«Весь этот маскарад потому только и мог состояться и увенчаться каким-то успехом, что автор не знал и не понимал, откуда что… Сознательно я просто не решился бы так поступить, это казалось бы мне кощунством - и по отношению к отцу, и по отношению к герою».

Неграмотный Петя Трофимов, в отличие от отца Алеши Еремеева, не особенно разбирался в происходящем. И приключения его, несмотря на военную обстановку, оказались трагикомичны. Коня он, крестьянский сын и сам крестьянин, ухитрился утопить. Попал в плен к неприятелю. Только по стечению обстоятельств пакет не оказался на столе у казаков-мамонтовцев. Но и до Буденного он его не довез. Съел. И голову свою тоже сложил бы, не помоги Трофимову сметливый Зыков, хозяйство которого разорила Гражданская война. Герой Первой мировой войны превратился в идиота, активизированного большевистской идеологией. «Где хлебом пахнет, туда и ползешь» - его чистосердечное признание.

Еремеев воевал за веру, царя и Отечество с иноземными солдатами. А Трофимов - со своими соотечественниками. «Пакет» удовлетворения Алексею Ивановичу не принес.

В 1936 году соавтор Еремеева Григорий Белых был безвинно арестован. В «органы» настучал муж сестры Григория. Белых по бедности не платил ему за квартиру, и родственник решил проучить «писаку», передав тетрадь со стихами куда следует. Тогда это было в порядке вещей: решать мелкие бытовые проблемы с помощью доносов в НКВД. Белых дали три года. Дома остались жена и двухгодовалая дочка.


Еремеев пытался хлопотать за него, писал телеграммы Сталину, посылал в тюрьму деньги и передачи. Они переписывались все три года. «Трудно мне будет сунуться в Ленинград. Таких, как я, и с намордником не велено подпускать к триумфальным аркам Питера… Ну что ж, лучше смеяться, чем вешаться», — писал Белых.

Жена Белых, добившаяся с ним свидания, написала Еремееву: «Боюсь, что он живым не выйдет. По-моему, ему просто жрать нечего, хотя он скрывает это от меня». Белых скрывал, что врачи обнаружили у него вторую стадию туберкулеза. Последнее его письмо Еремееву: «Сталину писать не надо, ничего не выйдет, время неподходящее… Надеялся я на свидание с тобой. Посидеть бы на табуреточке и поговорить с тобой о самых простых вещах... Разве нечего нам сказать о задуманном, об испорченном, о дурном и хорошем, чем несет в воздухе…»

Последняя фраза была написана корявыми прыгающими буквами: «Все кончено...» Григорий Белых умер в 1938 году в тюремной больнице, едва достигнув 30 лет. А «Республика ШКиД» была надолго изъята из употребления.

В последующие годы Алексею Ивановичу не раз предлагали переиздать «Республику Шкид» без имени соавтора, объявленного врагом народа, но он неизменно отказывался. Его имя в связи с этим отказом больше так же нигде не упоминалось. А в ОГПУ сам Еремеев был так же отмечен как сын врага народа.

После нескольких лет литературного молчания Алексей Иванович возвращается к впечатлениям детства: «Зимой 1941 года редактор журнала «Костер» попросил меня написать «на моральную тему»: о честности, о честном слове. Я, было, подумал, что ничего путного не придумается и не напишется. Но в тот же день или даже час, по пути домой, стало что-то мерещиться: широкий приземистый купол Покровской церкви в петербургской Коломне, садик за этой церковью… Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я - часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой».

Так был написан хрестоматийный рассказ «Честное слово». Рассказ настороженно был встречен коммунистическими хранителями классовой морали. Их обвинения сводились к тому, что герой из рассказа Пантелеева в своих представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо, опирается на собственное понимание о чести и честности, а не на то, как они истолкованы в коммунистической идеологии.

Сам писатель на эти обвинения не обращал внимания. Он нашел ключ к самовыражению.

Ког-да на-ча-лась вой-на, Ереме-ев по-пал в спи-сок не-бла-го-на-дёж-ных. В на-ча-ле сен-тя-б-ря 1941 го-да ми-ли-ция хо-те-ла его вы-слать из Ле-нин-гра-да. Пи-са-те-лю ис-пор-ти-ли па-с-порт, пере-черк-ну-в штамп о про-пи-с-ке, и да-ли пред-пи-са-ние сроч-но от-пра-вить-ся на Фин-лянд-ский вок-зал. Ереме-ев вы-нуж-ден был пе-рей-ти в род-ном го-ро-де на не-ле-галь-ное по-ло-же-ние. Но вско-ре ста-ло яс-но, что без про-дук-то-вых кар-то-чек ему не выжить. К мар-ту 1942 го-ду он сов-сем обес-си-лел. Врач «Ско-рой» по-ста-вил пи-са-те-лю ди-а-гноз - дис-тро-фия III сте-пе-ни и па-рез ко-неч-но-с-тей. От го-лод-ной смер-ти Алексея спас-ла глав-врач боль-ни-цы на ос-т-ро-ве Ка-мен-ный, чья се-мья ока-за-лась его чи-та-те-ля-ми.

Обо всех этих обстоятельствах уз-нал Са-му-ил Мар-шак. Он по-шёл к Алек-сан-д-ру Фа-де-е-ву и до-бил-ся, что-бы боль-но-го пи-са-те-ля вы-вез-ли из бло-кад-но-го го-ро-да в тыл. Поз-же на ос-но-ве сво-их днев-ни-ков Ереме-ев вы-пу-с-тил кни-ги «В осаж-дён-ном го-ро-де» и «Жи-вые па-мят-ни-ки» («Ян-варь 1944»).

Писатель рассказывал:

«Тогда там, на Каменном острове, неподалеку от госпиталя, был лодочный перевоз. На перевозе работал мальчик лет четырнадцати-пятнадцати. И вскоре я написал рассказ «На ялике» - о мальчике, который занял место перевозчика-отца, который погиб от осколка фашистской бомбы.

И не сразу я понял, что в рассказе очень сложно переплелись, сочетались впечатления 1942 года и впечатления года 1913-го, то есть даже до начала Первой мировой войны.

Мне не было и шести лет, мы жили на даче в двадцати верстах от Шлиссельбурга, на Неве. В конце августа утонул молодой перевозчик Капитон, оставив сиротами детей - мальчика и девочку.

Это была первая в моей жизни встреча со смертью, и вот эти ранние детские впечатления и переживания, горечь этих переживаний, перемешавшись с впечатлениями и переживаниями другими, блокадными, и подстрекли, взволновали мое воображение, когда я писал рассказ «На ялике». Память моя даже имя маленького перевозчика мне подсказала: я назвал его Матвеем Капитоновичем. И Неву, с ее запахами, с ее черной водой, я писал не ту, которую видел перед собой блокадным летом, а ту, что сохранила от детских лет моя память».

За годы забвения Леонидом написаны, и впоследствии опубликованы рассказы «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», «В осаждённом городе», воспоминания о Горьком, Чуковском, Маршаке, Шварце и Тырсе. Пантелеев решает переработать свою довоенную повесть «Ленька Пантелеев», за которую взялся, решив рассказать предысторию героя «Республики Шкид». Но переработка не получилось. Книга «Ленька Пантелеев» вышла в начале 50-х годов и была названа автором автобиографической повестью, в чем он впоследствии не раз публично раскаивался.

Первые десять лет жизни Алёши Еремеева были светлейшим временем. В сумрачно-сером Петрограде его детство было освещено и освящено тихими огоньками свечек и лампадок «у распятия, у Казанской, у Скорбящей, у Николы-Чудотворца, у Серафима Саровского» . Через много-много лет и много страданий старый писатель напишет, что мирные церковные радости «на всю жизнь оставили след в памяти и душе» .
Однако ни ханжой, ни святошей мальчик не стал. В зажиточной интеллигентной семье он рано полюбил и театр, и синематограф, и чтение - особенно чтение!
Всё кончилось - или прервалось? - в октябре семнадцатого. Революция расколола Россию надвое, революция заставила людей жить двойной жизнью. Спасаясь от голода, семья Еремеевых бежит на Волгу. Ченцово, Ярославль, Мензелинск… «Убогая, вшивая, угарная, голодная и холодная жизнь. Детский дом. Сельскохозяйственная школа. Профтехническая школа. И будто в чёрную яму провалился. Уже ничего святого» . Было воровство. Были лохмотья. Была тюрьма, из которой парень, слава Богу, попал в школу им. Ф.Достоевского - специальное заведение для беспризорных и бездомных детей революции. Судьба, словно устыдившись собственной свирепости, собрала здесь людей, способных выжить и спасти, - учителей «Шкиды». Им Алёша Еремеев был обязан своим новым рождением, или, лучше сказать, - воз-рождением.
Урок пошёл впрок: в 1927 году появилась книга под названием «Республика Шкид» - хроника нищей, весёлой, сумасшедшей и прекрасной жизни. На обложке стояли имена двух авторов: Г.Белых, Л.Пантелеев. С тех пор фамилию «Еремеев» никто не вспоминал - беспризорник из «Шкиды» превратился до конца жизни в писателя и публициста Л.Пантелеева.
Повесть имела бешеный успех. За десять последующих лет она издавалась десятки раз на десятке языков. Но в тридцать восьмом, когда Григорий Белых был арестован и убит вместе с другими «врагами народа», книгу запретили, и она опять появилась на свет только после смерти Сталина.
Л.Пантелеев уцелел. Во всяком случае - остался жив.
Его уже хорошо знали и любили как автора книжек о беспризорщине и гражданской войне. Это были не совсем обычные книги, не очень-то похожие на барабанную дробь тогдашней литературы. «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы», «Магнолии», знаменитая повесть «Пакет», наконец… Внутри каждой пантелеевской истории была беда, была правдивая правда прожитых лет. Но побеждённый и победитель видят прошлое по-разному. Пантелеев был победителем. Не потому, что «примкнул к большевикам», а потому что сохранил вкус к жизни, какой бы тяжкой она ни была. Самыми простыми словами он закручивал самые лихие приключения, смешил в каком-нибудь неожиданном месте, и удивлённый читатель вдруг понимал, что на самом-то деле в непредсказуемой реальной жизни от мозоли на левой ноге до ордена - один шаг.
Чем старше становился писатель, тем спокойнее и мудрее делались его книги.
В предвоенные годы чистые и светлые, как солнышко, рассказы для маленьких - «Белочка и Тамарочка», «Буква “Ты”», «Честное слово»… Вот уж где вроде бы ничего не происходит с точки зрения мирового прогресса - так, смешные детские мелочи. Но если каждый маленький мальчик, который дал честное слово, до конца его сдержит, весь мир станет лучше.
Однако история не читает детских книг: началась Великая Отечественная война.
Пантелеев едва не умер в блокадном Ленинграде, где чудом избежал ареста, а потом смерти от истощения. Свидетельством тому были дневниковые записи, рассказы «В осаждённом городе», «На ялике», «Новенькая». Спасённый вождём Союза советских писателей Александром Фадеевым и вывезенный в крайней стадии дистрофии Л.Пантелеев стал фронтовым журналистом.
После войны всё как будто успокоилось. Были удачные, интересные публикации - «Наша Маша», «Приоткрытая дверь», «Маленькие рассказы». Копились в рабочем столе дневники, записки, мемуары. Много времени уходило на переписку с читателями, детьми и взрослыми. Но радости не было. В последние годы он стал отшельником: умерла любимая жена Элико-Елена, дочь Маша часто лежала в больнице…
Никто не знал, что в тишине затворничества Алексей Иванович пишет свою последнюю книгу, которая называется «Верую!». Он завещал опубликовать её только через три года после смерти. Горькая исповедь, глубокое покаяние открыли миру совсем другого человека. Это было так не похоже на привычного и знакомого писателя Л.Пантелеева! Читатели думали, что знают его биографию, потому что познакомились когда-то, много лет назад, с повестью «Лёнька Пантелеев». И вот оказалось, что всё не так - ведь перед смертью люди не обманывают…
Сколько же их было в действительности, Пантелеевых? Может быть, это человек, болезненно, до мании преследования боявшийся ареста (страх за дворянское происхождение и за исповедание веры)? Или - сам когда-то беспризорный, вставший на защиту поднадзорного Солженицына? Признанный советский детский писатель-орденоносец? Православный христианин, десятилетиями не снимавший отцовского креста? Ответ может дать только Тот, о Ком он написал «Верую!».

Алексей Коновалов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.ПАНТЕЛЕЕВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 т. / Предисл. К.Чуковского. - Л.: Дет. лит., 1983-1985.

ВЕРУЮ…: Последние повести. - Л.: Сов. писатель, 1991. - 413 с.
ВЕРУЮ!: Автобиогр. повесть. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 382 с. - (Б-ка духовной прозы).
«…Язык, на котором я пишу свои книжки, - эзопов язык христианина» .

ИЗБРАННОЕ: Повести; Рассказы; Лит. портреты; Публицистика / Рис. А.Слепкова. - Л.: Дет. лит., 1978. - 607 с.: ил. - (Библ. сер.).

ЛЁНЬКА ПАНТЕЛЕЕВ: Повесть. - Ярославль: Верхне-Волжск. кн. изд-во, 1987. - 336 с. - (Шк. б-ка).
Повесть о том, как благодаря Советской власти Лёнька Пантелеев не пошёл по воровской дорожке своего знаменитого тёзки - грозы и гордости лиговских дворов.

НАША МАША: Книга для родителей / Рис. М.Беломлинского. - Л.: Дет. лит., 1976. - 382 с.: ил.
«Семьёй я обзавёлся уже в том возрасте, когда нормальные люди готовятся стать дедушками. Появление в моей жизни дочери было благодатью, чудом - тем чудом, которого не знают, вероятно, родители более молодые…»

ПАКЕТ: Повесть; Рассказы / Худож. Е.Лиманова. - Л.: Лениздат, 1989. - 382 с.: ил.
«…Слева Шкуро теснит, справа Мамонтов, а спереду Улагай напирает…» Посланный на верную смерть Петя Трофимов, боец«будёновской Красной Армии при особом отряде товарища Завирухина» , перехитрил и белых, и безносую.

ПРИОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ…: Рассказы; Очерки; Разговор с читателем; Из старых записных книжек. - Л.: Сов. писатель, 1980. - 542 с.
Сокровенная вещь - записные книжки писателя. Они приоткрывают дверь не только в творческую мастерскую, но и в душу.

БЕЛЫХ Г., ПАНТЕЛЕЕВ Л. РЕСПУБЛИКА ШКИД / Рис. Н.Тырсы. - Л.: Дет. лит., 1988. - 270 с.: ил. - (Библ. сер.).
БЕЛЫХ Г., ПАНТЕЛЕЕВ Л. РЕСПУБЛИКА ШКИД. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 416 с. - (Любимое чтение).
Среди вымышленных литературных стран эта вольная республика существовала на самом деле. Её координаты были просты - Ленинград, угол Старо-Петергофского проспекта и Курляндской улицы. Она имела и гимн, и герб. Население Шкиды состояло из двух враждующих лагерей - дефективных шкетов и последних халдеев.

ЧАСЫ: Повесть / Худож. А.Пахомов. - М.: Сов. Россия, 1977. - 47 с.: ил.
«С Петькой Валетом случай вышел.
Видит Петька часы. Золотые часы. Чистокровные. С цепкой. С разными штучками и подвесными брелоками. Схватил Петька часы - и в угол к окну. От радости дух захватило, кровь в головёшку ударила…»

- Для маленьких -

БУКВА «ТЫ»: Рассказы и сказки / Рис. М.Беломлинского. - Л.: Дет. лит., 1990. - 30 с.: ил. - (Читаем сами).
БУКВА «ТЫ»: Рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 77 с.: ил.
Содерж.: Рассказы о Белочке и Тамарочке; Фенька; Честное слово; Буква «Ты».

ВЕСЁЛЫЙ ТРАМВАЙ: Рассказы; Стихи; Сказки. - Л.: Дет. лит., 1974. - 160 с.: ил.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР / Рис. В.Маркина. - М.: Малыш, 1986. - 29 с.: ил.

ДВЕ ЛЯГУШКИ: Рассказы / Рис. О.Богаевской и Ю.Данилова. - Л.: Дет. лит., 1986. - 16 с.: ил. - (Читаем сами).
ДВЕ ЛЯГУШКИ. - М.: Эксмо, 2003. - 12 с.: ил.

ПРО БЕЛОЧКУ И ТАМАРОЧКУ. - М.: Махаон, 2007. - 94 с.: ил.

ФЕНЬКА / Рис. Е.Лысенко. - Одесса: Вариант; Два слона, Б.г. . - 14 с.: ил. - (Книжки-минутки).

ЧЕСТНОЕ СЛОВО / Рис. И.Харкевича. - Л.: Дет. лит., 1982. - 14 с.: ил. - (Мои первые книжки).
ЧЕСТНОЕ СЛОВО: Рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 63 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

Алексей Коновалов

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Л.ПАНТЕЛЕЕВА

Пантелеев Л. Разговор с читателем // Пантелеев Л. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 3. - С. 290-336.

Антонова Г., Путилова Е. Республика Шкид // Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. - М.: Правда, 1988. - С. 505-506.
Лурье С. Посмертная исповедь // Пантелеев Л. Верую… - Л.: Сов. писатель, 1991. - С. 3-11.
Маршак С. Об этой книге: [Предисл. к повести «Республика Шкид»] // Пантелеев Л. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 2. - С. 7-21.
Путилова Е. …Началось в Республике Шкид. - Л.: Дет. лит., 1986. - 125 с.
Сивоконь С. Честное слово // Сивоконь С. Весёлые наши друзья. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 45-70.
Чуковский К. Пантелеев // Пантелеев Л. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 1. - С. 5-18.

Ал.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.ПАНТЕЛЕЕВА

Пакет. Телефильм. Реж. В.Назаров. СССР, 1965. В гл. роли - В.Золотухин.
Республика Шкид. Сцен. Л.Пантелеева (А.Еремеева). Реж. Г.Полока. Комп. С.Слонимский. СССР, 1966. В ролях: С.Юрский, П.Луспекаев и др.

Л. Пантеле́ев (настоящее имя - Алексе́й Ива́нович Ереме́ев ) - русский советский писатель.

Леонид Пантелеев родился 22 (9) августа 1908 года. Он был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом, чудом избежавшим сталинских репрессий, одним из авторов легендарной книги «Республика Шкид», пережил падение и взлёт, и просто был человеком, прожившим долгую интересную жизнь.

Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился 22 (9) августа в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда он впоследствии поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял – литературному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту.

После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой. Все эти события легли в основу повести «Ленька Пантелеев».

Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором – Г. Г. Белых. (Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Республика Шкид» о жизни в этой школе. А затем – ещё ряд очерков, посвящённых этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др.) В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие – ради романтики странствий. Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством.

Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург, и Л.Пантелеев поселяется у Г.Белых в пристройке к дому по Измайловскому проезду. Здесь они пишут «Республику Шкид», общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей. Её заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая». Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.

Воодушевлённые успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л.Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвящённую гражданской войне. Главный её герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.

Однако этот безоблачный период продолжался недолго. Г. Белых в 1938 году репрессировали. Л.Пантелееву повезло: он остался в живых. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель был вынужден голодать в осаждённом Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. За годы забвения Леонидом написаны (и впоследствии все-таки опубликованны) рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях – М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе.

Алексей Пантелеев - один из героев легендарной «Республики ШКИД». Книгу о беспризорниках читал каждый советский школьник. Но немногие знают о судьбе одного из авторов. В ранние годы Л. Пантелеев был предоставлен самому себе. Но беспризорным детством не ограничились беды прозаика.

Родители

Сотни тысяч детей после революции остались без попечения родителей. Большинству из них были уготована криминальная судьба, а стало быть - нищета, болезни, ранняя смерть. Одним из осиротевших советских детей был Алексей Пантелеев. Настоящая фамилия - Еремеев. Героя этой статьи революция сначала сделала сиротой, затем вынудила скрывать неудобную биографию.

Еремеев Алексей Иванович родился в купеческой семье. Отец был казачьим офицером, но разочаровался в службе и по примеру родных занялся продажей древесины. Старшему сыну было всего восемь лет, когда Иван Еремеев ушел из семьи. Мать осталась с тремя малолетними детьми. Октябрьские события Алексей Пантелеев не помнил, так как осенью 1917 года заболел и пролежал в горячке несколько недель.

И мать, и отец будущего прозаика принадлежали к купеческому роду. Иван Андрианович Еремеев был офицером, образ его навсегда остался в памяти сына. Отец героя повести «Ленька Пантелеев» имеет немало общих черт с родителем писателя, но в отличие от художественного персонажа он не был запойным пьяницей. Семью Иван Андрианович оставил не по собственной воле. В 1918 году он встретился последний раз со своим старшим сыном, вскоре погиб. По некоторым данным, Иван Андрианович несколько месяцев провел в тюрьме.

Разруха

После государственного переворота в стране воцарился хаос. Продукты, которые до 1917 году присутствовали на столе в обилии, вдруг превратились в деликатес. Повсюду проводились обыски, аресты. Мать будущего писателя приняла решение покинуть Петроград: нужно было спасать детей от голода. Семья переехала в Ярославскую губернию.

Алексей Еремеев, впоследствии известный всей стране как прозаик Л. Пантелеев, с детства читал запоем. Кроме того, с ранних лет он начал сочинять рассказы и стихотворения. Автор повести «Ленька Пантелеев», подобно своему юному герою, полюбил литературу с ранних лет. Читал он даже тогда, когда страна погрязла в разрухе, голоде, нищете, а в семье будущего прозаика надолго воцарились бедность и болезни.

Два года семья прожила в деревне, затем вернулась в родной город. Денег не хватало. Те, что мать давала мальчику, он тратил на книги. И будущий автор знаменитой «Республики ШКИД» принялся выкручивать электрические лампочки с целью дальнейшей продажи. За что и был арестован и направлен в школу, которую изобразил в художественном произведении вместе в соавторстве с другом Григорием Белых.

Викниксор

Когда речь идет о такой фигуре в литературе, как Алексей Иванович Пантелеев, невозможно не упомянуть выдающегося педагога. Н. Сороки-Росинского. Его образ выведен в книге «Республика ШКИД». Г. Белых и Л. Пантелеев создали персонаж, прозванный воспитанниками школы им. Достоевского Викниксором.

Сорока-Росинский выступал против утверждения о том, что трудные дети являются морально и психически неполноценными. Педагог был уверен, что беспризорники — это обычные дети, попавшие в трудные жизненные обстоятельства. Если бы Алексей Еремеев не попал в легендарный детский дом, не была б создана одна из лучших книг отечественной литературы о детях и подростках. А в литературном мире никогда бы не стали известны такие имена, как Белых, Пантелеев.

Повесть «Республика ШКИД»

В двадцатые годы Алексей Еремеев познакомился с Григорием Белых. В те годы по Петрограду ходили слухи о налетчике Леньке Пантелееве. Герой этой статьи, хотя и отличался тягой к знаниям, был подростком сложным, выделялся даже на фоне беспризорников чрезвычайно крутым нравом. В честь бандита и получил Еремеев свое прозвище. Будущий писатель в школе был известен под именем Григорий Черных. Прозвище друга Пантелеева - Янкель.

Спустя три года после того, как воспитанники покинули школу, была написана автобиографическая повесть. Центральные герои книги - Григорий Черных и Алексей Пантелеев. Однако немалое внимание авторы уделили в повести и другим персонажам.

Школа находилась в старом трехэтажном здании на Петергофском проспекте. Педагогам было непросто обуздать дикий нрав подопечных. У каждого из них была богатая биография, до поступления в школу они вели вольную, кочевую и бесшабашную жизнь. Несмотря на трудности, позже Сорока-Росинский вспоминал, что никогда прежде ленинградские педагоги не работали с таким воодушевлением и самоотдачей. В начале повести «Республика ШКИД» преобладают портреты педагогов и воспитанников. Во второй - истории из жизни школы. Теме детства и впоследствии отдавал предпочтение Алексей Пантелеев.

Рассказы

Произведения, созданные в 1928 году, посвящены психологии подростков. К таким сочинениям относятся «Карлушкин фокус», «Часы». Портретные характеристики уже на раннем этапе творчестве Пантелеева созданы мастерски.

В тридцатые годы писатель уделял особое внимание воспитательной теме. Мотивы беспризорного детства уходят на второй план. Ведущей темой в рассказах Пантелеева становится детский героизм, примером чего служит произведение «Честное слово». Педагогические принципы Пантелеев применял и в воспитании собственной дочери. Своего рода отцовским дневником является произведение «Наша Маша», в котором позиция автора отличается спартанской требовательностью, нравственным максимализмом и при этом безграничной любовью к ребенку.

Григорий Белых

Жизнь друга писателя Л. Пантелеева оборвалась трагически. Григорий Белых, возможно, создал бы немало произведений, если б не смерть в возрасте тридцати двух лет. В 1935 году прозаик-журналист был репрессирован. Причиной обвинения в контрреволюционной деятельности стало стихотворение о Сталине. Донос на писателя был составлен его родственником. Муж сестры Г. Белых случайно обнаружил у того на столе стихотворения подозрительного содержания, о чем незамедлительно сообщил в надлежащие органы. Журналист был осужден по 58-й статье. Умер в 1938 году в пересыльной тюрьме.

Повесть о Леньке Пантелееве

Одним из редакторов произведения молодых авторов был Самуил Маршак. Детский поэт порекомендовал переписать одну из глав, дополнить, создать из нее полноценное литературное произведение. Так появилась повесть «Ленька Пантелеев».

Произведение начинается с описания ранних лет героя. Особое внимание автор уделяет портрету отца, который изображен человеком сложным, противоречивым, но необычайно честным. Затем изображены последствия октябрьских событий и начало воровской карьеры Леньки. Мальчику чудом удалось избежать заключения. В конце повести он оказался в школе им. Достоевского. С этого события и начинается новая жизнь Леньки, как и прочих героев книги Белых и Пантелеева.

«Наша Маша»

После войны прозаик много писал. Его охотно печатали. В 1956 году у писателя родилась дочь, которой он посвятил произведение «Наша Маша». Книга является сборником записей-наблюдений, которые ведут многие родители. Но как правило, в качестве авторов таких дневников выступают матери. В этом случае необыкновенную щепетильность и наблюдательность проявлял отец.

Маша была поздним ребенком. Отец ее был в свое время лишен внимания и заботы и, быть может, потому уделял чрезмерное внимание единственной дочери. Маша стала исключительно начитанной и развитой девочкой, но ей не хватало живого общения со сверстниками. В юности начали развиваться психические заболевания. Несколько лет Маша Пантелеева провела в лечебницах. Умерла спустя три года после смерти отца.

Критика

В тридцатые годы, когда был арестован Белых, Пантелееву чудом удалось избежать репрессии благодаря Чуковскому. Детский писатель и поэт высоко ценил талант этого автора. Чуковский отмечал выразительный язык Пантелеева, а также искренность и правдивость, присутствующие в его книгах. Человек, переживший столько невзгод, не может не вызывать доверия читателей. Но, стоит сказать, что иного мнения о книге Пантелеева и Белых придерживался Макаренко. Создатель «Педагогической поэмы» не принял «Республику ШКИД», точнее, метод, который применял в работе с воспитанниками главный герой повести - Виктор Николаевич Сорокин.

Особенности повести

В «Республике ШКИД» присутствуют мемуарные записи, очерки, рассказы и портреты героев. Книгу Пантелеева и Белых нередко сравнивают с трудом Макаренко. Главное же отличие заключается в том, что в первой повествование ведется не от лица педагога. События, описанные в книге о беспризорниках, попавших в школу им. Достоевского, рассказаны с позиции сложных подростков.

Авторов повести интересовали самые разные люди. Каждый из персонажей мог стать главным действующим лицом независимо от того, был он воспитанником или воспитателем. В структуре произведения присутствует некоторая сумбурность. Объясняется она обилием воспоминаний выпускников школы. В эпилоге, написанном в 1926 году, авторы рассказывают о встрече с героями повести. Один из шкидовцев стал другой трудился в типографии, третий стал агрономом.

«Верую…»

Л. Пантелеев был человеком глубоко верующим, о чем свидетельствует последняя книга. «Верю…» - произведение, изданное после смерти автора. Книга имеет исповедальный характер. В ней автор передал свои мысли, переживания. Последнее сочинение мало общего имеет с «Республикой ШКИД» и многочисленными рассказами, ориентированными на юных читателей.

Писатель умер в 1987 году в Ленинграде. Его перу принадлежит четыре повести и несколько десятков рассказов. По его произведениям создано три кинокартины и один мультипликационный фильм. Но имя его всегда будет ассоциироваться с книгой, которую он создал в соавторстве с Григорием Белых - «Республикой ШКИД».



Вверх