Открытых уроков приуроченных ко дню народного единства. Открытое занятие «День Единства. Классный час "День народного единства"

Методическая разработка сценария классного часа на тему «День народного единства 4 ноября» предлагается посетителям , и рекомендуется к проведению в и среднем звене школы. Кроме сценария в разработке имеется также увлекательная и наглядная презентация из 44-х слайдов.

Материал воспитательного часа позволяет организовать его в форме гражданско-патриотической направленности, приуроченного ко Дню народного единства 4 ноября. Основные цели классного часа следующие:

развитие чувств патриотизма и гражданственности, любви к Родине;
повышение интереса к историческим событиям, происходившим в Российском государстве;
воспитание чувств уважительного отношения и гордости за ;
формирование ответственности за будущее, за судьбу своей Родины.

День народного единства 4 ноября – краткое описание классного часа

С первых минут классного часа «День народного единства» учитель сообщает в сопровождении слайдов презентации о государственном празднике России, которому посвящено мероприятие и объявляет исполнение гимна страны (первого куплета и припева ).

А после прослушанного отрывка из гимна Российской Федерации, активизируется беседа с учащимися класса по вопросам:
Скажите, к чему этот праздник призывает всех граждан нашей страны?
Как вы предполагаете, в чём заключается смысл Дня народного единства?
Как вы думаете, зачем нашему народу необходимо единство?

Введя по указанным выше вопросам учащихся в тему, переходим на чтение тематических стихотворений: «Единство навсегда» , .

История празднования Дня народного единства

На следующем этапе классного часа знакомим ребят с историей происхождения данного праздника. А установлен праздник этот в память о происходивших в Российском государстве событиях 4 ноября 1612 года. Именно в этот день более четырёхсот лет назад под предводительством Дмитрия Пожарского, а также Кузьмы Минина, воины народного ополчения смогли взять штурмом Китай-город, что привело к освобождению Москвы от интервентов польских.

Но, самое важное то, что это событие продемонстрировало образец неподдельной сплочённости и героизма всего народа независимо от вероисповедания, положения в обществе, материального благосостояния или происхождения.

Если рассматривать данный праздник с исторического ракурса, то связать его можно с окончанием Смутного времени, имевшего место в России в период конца 16 — начале 17 веков. Когда московский трон зашатался после смерти Ивана Грозного, и ни один из трёх его сыновей не встал надолго во главе престола, к власти пришёл Борис Годунов. Тут и начался период истории, названный Смутой.

Вклад Минина и Пожарского и День народного единства

Несмотря на то, что Борис Годунов много собирался сделать хорошего для своей страны, не простил народ ему в разгар голода и неурожая смерть младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Здесь и восходит на престол Лжедмитрий I при поддержке польского короля. Однако и он не устроил бояр и поляков, так как не позволил свободно разорять Русь.

Тогда на престол восходит Лжедмитрий II, пожелавший на московский трон посадить сына польского короля Владислава. Однако король польский Сигизмунд задумал сам занять московский трон, сделав Русь частью королевства Польского. Здесь и лопнуло терпение у народа, который начал формировать ополчение одно за другим.

Минин и Пожарский

Возглавляли эти ополчения Прокопий Ляпунов, а затем и князь Дмитрий Пожарский, на чьё ополчение купец Козьма Минин одним из самых первых пожертвовал всё своё имущество, призывая последовать его примеру остальных. И вот уже ополчению Минина и Пожарского, удалось собрать многочисленное войско и осадить занятую поляками Москву. Спустя два месяца 4 ноября 1612 года был взят так называемый Китай-город, а вражеское войско сдалось победителям.

День народного единства 4 ноября и Иван Сусанин

Не забываем и про ещё один подвиг, совершённый в 1613 году Иваном Сусаниным. Ему удалось завести в глухой лес отряд польских интервентов, который собирался пленить только избранного царя русского, сына патриарха Филарета — Романова Михаила Фёдоровича. Ценой своей гибели Сусанин сумел погубить захватчиков, приведя их в болота дремучего леса.

В честь Ивана Сусанина сочинялись стихи и музыкальные произведения. В ходе , автор сценария предлагает организовать инсценировку «Иван Сусанин» по поэме Рылеева К.

Напоминаем учащимся и о том, что 4 ноября отмечается и День Казанской иконы Божией Матери. Эти два праздника с 2005 года стали тождественными, так как празднование в честь иконы, названной «Казанской» , было установлено именно в знак благодарности за освобождение Руси от поляков в 1612 году.

В заключение классного часа подводятся итоги, и проводится викторина по вопросам в сопровождении слайдов презентации. А подробную разработку сценария классного часа, который называется «День народного единства» можно вместе с презентацией скачать в начале статьи. В плеере ниже рекомендуем и просмотр слайдов указанной презентации ↓

В преддверии Дня народного единства в ряде российских городов прошли открытые уроки.

В школах Волгограда с учениками поговорили о единении населяющих страну народов. Участниками беседы "Славянское единство: история народов - история родного языка" стали школьники седьмых классов, представители "Славянского клуба" при музее истории русского языка имени Трубачева, казачьих коллективов фольклорной песни "Потешка" и "Златица".

В школах Амурской области проходят тематические открытые уроки по темам: "В единстве сила", "Листаем страницы истории нашего Отечества", "И встала Русь единая", "Заступники земли русской", "Мы - дети России".

В Санкт-Петербурге 2 ноября в рамках фестиваля "Академия талантов" прошли мастер-классы для детей и родителей. Участники вязали замысловатые китайские узлы, водили бурятский хоровод, попробовали сыграть на хакасских народных инструментах чатхане и хомусе и на шотландских маршевых барабанах, мастерили украшения для дома в русских народных традициях, складывали оригами в виде журавлика - "символа мира".

После мастер-классов состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие лучшие фольклорные танцевальные и вокальные ансамбли Санкт-Петербурга и творческие коллективы национально-культурных объединений города.

Открытый урок, посвященный Дню народного единства, в лицее №200 Новосибирска провел врио губернатора области Андрей Травников. Он напомнил ребятам об истории праздника, когда объединенное народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году смогло прогнать польско-литовских интервентов с территории нашего государства.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова приняла участие в открытом уроке, который прошел в соборе Рождества Христова в Южно-Сахалинске в преддверии Дня народного единства. Перед уроком для омбудсмена и ребят провели экскурсию по храму. Ключарь собора протоиерей Василий Иванов рассказал про особенности строения собора, его росписи и дальнейшее благоустройство. Он также показал, как колокола могут управляться компьютером.

"Я жду возвращения домой, чтобы выполнить намеченные задачи в отношении нескольких детишек на Сахалине - очень надеюсь, что в ближайшее время получится сделать так, чтобы они оказались в семьях, вернулись назад из разных учреждений", - призналась Кузнецова.

Еще одной проблемой детей на Сахалине омбудсмен назвала невозможность вовремя попасть на лечение из-за удаления региона. При этом отметила роль интернет-ресурсов, например, в оказании психологической помощи.

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник учрежден в память о событиях 1612 года, когда восстание во главе с Мининым и Пожарским освободило Кремль и Москву от поляков. В этом году россияне отмечают праздник уже в двенадцатый раз.

Подписывайтесь на нас в Instagram:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа №939 ЮАО

Традиционный урок (учащиеся основной школы)

Тема урока «День народного единства»

Преподаватель ИЗО: Артамонова Ксения Андреевна

Москва, 2017

Урок в школьном музее «День народного единства» (традиционный)

Пояснительная записка:

Образовательные:

    Дать первоначальные знания об истории праздника «День народного единства»;

    Формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой;

    Повышать уровень творческой и познавательной деятельности учащихся.

Развивающие:

    Развивать чувство толерантности, способность формировать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения;

    Развивать познавательную активность обучающихся путем анализа материала урока;

    Формировать навыки применения алгоритма построения эмблемы.

Воспитательные:

    Воспитывать чувства нравственности и гражданственности;

    Воспитывать чувства патриотизма, интереса к истории государства, уважительного отношения к историческим решениям и личностям;

    Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе;

Коррекционные:

    Развивать словарный запас.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: ставят и формируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над созданием эмблемы праздника Дня народного единства.

Метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке;

познавательные – научатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы, излагать свое мнение в диалоге;

коммуникативные – научатся рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск; фронтальная, групповая

Материально-техническое обеспечение

Технические: компьютер, мультимедиапроектор, экран (на штативе или навесной).

Оборудование: Бумага А3, краски акварельные, карандаши, ластики, циркуль, линейки, восковые мелки, фломастеры, баночки для воды, кисти.

Звуковые пособия: аудиозаписи.

Наглядно-демонстрационный материал

Экспозиции посвящённые «Дням Славы России»: «Бородино», «ВОВ 1941-1945г». Государственная символика, карта Российской Федерации.

В электронной презентации представлены картины:

    Васнецов В. «Иван Грозный».

    «Царевич Дмитрий». Икона 17 века.

    «Царь Фёдор Иванович». Парсуна.

    «Лжедмитрий I », «Лжедмитрий II ». Гравюры.

    Иванов А. «В смутное время».

    Кившенко А. «Воззвание Минина к нижегородцам». 1611 г.

    Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля».

    Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении. 17 в.

    Мартос И. Ё. «Памятник Минину и Пожарскому».

Музыкальный материал:

    Мусоргский М., монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Бори c Годунов”.

    Русская народная песня “Вспомним, братцы, Русь и славу!”

Основные понятия и термины

«Смутное время», народное ополчение, единство, барельеф, эмблема.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

I

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Четыре века пролетели

Над Русью нашей с той поры,

Когда в бою мечи звенели,

И поднимались топоры.

Пожарский с Мининым спаяли

И сберегли родную Русь.

Сошлись посадский и боярин

На свой великий ратный труд.

И этот день в веках не сгинул,

Он в памяти людской живёт.

России не иссякнет сила -

Ведь эта сила - наш народ!

Слайд 1 (Герб России)

Добрый день! Сегодня мы не случайно собрались в музее школы. Совсем скоро в России будет отмечаться государственный праздник, который отмечен красным днём в календаре. Знаете ли вы, о каком празднике сейчас идёт речь?

Ученики отвечают на вопрос.

Все верно! С 2005 года дата 4 ноября отмечается всеми российскими гражданами как «День народного единства».

Слайд 2 ( Салют на Красной площади (фото))

Закон о наречении даты 4 ноября днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004 года. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Ребята, а вам хотелось бы узнать больше о событиях, связанных с этим праздником? И как эти события отразились в произведениях искусства?

Ученики отвечают на вопрос.

Слушают учителя,

отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют познавательную активность.

Регулятивные:

Коммуникативные : отвечают на вопросы.

II

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Беседа в форме «вопрос – ответ»

Слайд 3 (Тема урока «День народного единства»)

Чтобы узнать историю праздника, мы отправимся в далёкое прошлое. Речь пойдёт о России XVI XVII веков. Это период конца царской династии Рюриковичей.

Слайд 4 (Васнецов В. «Иван Грозный»)

Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Эта картина – наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного в нашем наследии изобразительного искусства. На картине облик царя дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников - это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования.

И так, в 1584 году скончался царь и великий князь Иван IV Васильевич Грозный. Он не оставил после себя достойного наследника, который смог бы справиться с управлением. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Слайд 5 (Нестеров М. В. «Царевич Дмитрий»)

Младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах.

Слайд 6 (Персуна царя Фёдора)

Преемник престола, сын Ивана Грозного – Фёдор. Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом он мало принимал участия в управлении государством.

Слайд 7 (Соколов-Скаля П.П. «Борис Годунов»)

После смерти Фёдора царём был избран родственник жены Ивана Грозного, боярин Борис Годунов.

Муз. фрагмент: Мусоргский М. Монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Борис Годунов”

Ребята, вы сейчас услышали Монолог Бориса из оперы “Борис Годунов” Модеста Мусоргского. Скажите, какими чувствами проникнут этот музыкальный фрагмент?

Ученики отвечают на вопрос.

Правильно. А причиной таких настроений явилось то, что бояре не поддерживали Годунова, плели против него интриги. А главное, его не принимал народ, считая виновником смерти царевича Дмитрия и всех бед страны: голода, холода, разрухи. Поэтому правление Годунова было недолгим.

Слайд 8 ( Лжедмитрий I, портрет начала XVII в. )

Первый этап смуты начался с появлением Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит.

Вскоре появился Лжедмитрий II , которого прозвали “Тушинский вор”. Самозванец выдавал себя за никогда не существовавшего родственника царя Дмитрия.

Слайд 9 ( Иванов С. «В смутное время» )

В картине Сергея Иванова “Смутное время” отражён исторический момент. Казалось, Россия уже потеряла свою свободу, русскому народу грозил иноземный гнёт. Отряды поляков рыскали по городам и сёлам, грабили и убивали. На севере страны хозяйничали шведы.

Слайд 10 ( Кившенко А. «Воззвание Минина к нижегородцам»)

С таким положением не могли смириться русские люди и стали создавать партизанские отряды и народное ополчение. Нужны были люди, которые могли бы сплотить всех, кто ненавидел врага и хотел с ним бороться. И такие люди нашлись.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом постоять за Русскую землю и создать второе народное ополчение, всем объединиться и выгнать врагов из Москвы.

Слайд 11 ( портрет Пожарского)

Второе народное ополчение возглавил воевода, князь Дмитрий Пожарский. Нижегородцев поддержали и другие города. Со всех концов страны в ополчение устремились люди для борьбы с врагом.

Слайд 12 ( Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»)

Летом 1612 года ополчение очистило от врагов северные районы страны и подошло к Москве. В жестоком бою были разбиты польские войска. Москва была освобождена. Финал этого сражения изобразил художник XIX века Эрнест Лисснер. Он назвал свою картину “Изгнание польских интервентов из Московского Кремля”.

Муз. фрагмент: Праздничный колокольный звон.

Слайд 13 (Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении)

Князь Дмитрий Пожарский , который с ополчением вступил в столицу 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1613 года, освободил город от поляков. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633 году и в нем установили икону.

Слайд 14 (Мартос И. «Памятник Минину и Пожарскому»)

Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает её сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818 года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому. Памятник выполнен по проекту скульптора Ивана Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

На гранитном основании два барельефа: на одном – сцена сбора пожертвований жителями Нижнего Новгорода, на другом – бегство поляков из Москвы. Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает меч Пожарскому. На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 года».

Так благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

Закрепление пройденного материала:

1. Пополнились ли ваши представления о празднике народного единства сегодня?

Ученики отвечают на вопрос.

2. Замечательно! А можете ли вы ответить на вопрос что такое по-вашему «единство»?

Ученики отвечают на вопрос.

3. Для чего необходимо единение сил народа?

Ученики отвечают на вопрос.

4. Могла ли без единения выжить наша страна в «Смутное время»?

Ученики отвечают на вопрос.

5. А как вы считаете, нужно ли единение сегодняшней России?

Ученики отвечают на вопрос.

(См. приложение 1)

Слушают учителя, участвуют в беседе, анализируют информацию,

смотрят презентацию, анализируют картины, отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к предметно-познавательной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге, рассуждают, отвечают на вопросы

III

Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Сейчас вы должны разделиться на две команды, путём жеребьёвки. Каждая команда должна будет разработать эмблему праздника «День народного единства». Победителем станет та команда, у которой получится лучше всех презентовать свою эмблему.

Ученики вытягивают помеченные листочки бумаги, делятся на команды и приступают к выполнению задания. Обучающимся выдаются рабочие материалы и даётся 15 минут на выполнение коллективного задания.

(См. приложение 2)

Выполняют задание

Групповая работа

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации.

Коммуникативные: организуют работу в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

IV

Итоги урока. Рефлексия

Презентация работ учащихся. Выявление лучшей работы

Команды по очереди выходят в центр зала и презентуют разработанную на уроке эмблему.

Учителя оценивают работы и объявляют победителя.

Россия – родной дом для многонационального народа, живущего на ее территории. Во все века народы объединялись для борьбы против врагов нашей страны, потому что когда мы едины, мы непобедимы!

Мы желаем вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.

(См. приложение 3)

Презентуют выполненные творческие работы, рассматривают и оценивают их

Фронтальная работа

Познавательные: делают вывод.

Личностные: оценивают работы и ответы одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер.

Коммуникативные: аргументированно оценивают работы товарищей

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3




Вверх