Основные даты жизни и творчества гектора берлиоза. Биография гектора берлиоза Берлиоз биография

Французский композитор-романтик, дирижер и музыкальный критик Гектор Берлиоз (Hector Berlioz) родился 11 декабря 1803 года в местечке Ла-Кот-Сент-Андре в 56 километрах от Гренобля (Франция). Его отец, по профессии врач, был просвещенным человеком, любителем музыки, сам занимался с мальчиком музыкой, латынью, историей, географией и прочими школьными дисциплинами. Юный Берлиоз обучался музыке у разных учителей и овладел флейтой и гитарой. В 12 лет Гектор сочинял музыку для местного любительского ансамбля. Из юношеских сочинений впоследствии композитором были заимствованы вторая тема увертюры "Тайные судьи" (1826) и начало первой части Фантастической симфонии (1830).

В 1821 году по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 оставил учебу .

В 1826-1830 годах Берлиоз учился в Парижской консерватории у Жана Франсуа Лесюэра.

В 1830 году получил Римскую премию — почетную консерваторскую награду, дававшую право на двухлетнее пребывание в Италии (на соискание премии Берлиоз представил кантату "Смерть Сарданапала").

Еще до окончания консерватории Берлиоз создал одно из своих лучших и самых оригинальных произведений — "Фантастическую симфонию" (1830).

Из своего путешествия по Италии композитор привез увертюру "Король Лир" и симфоническое произведение Le retour a la vie, названное им "мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составило продолжение "Фантастической симфонии".

В 1834 году им была написана симфония "Гарольд в Италии", навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном.

В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы "Бенвенуто Челлини". Однако она не имела успеха у публики, и спектакль был исключен из репертуара после четвертого представления.

В 1839 году он завершил работу над третьей, самой обширной и наделенной яркими контрастами симфонией "Ромео и Джульетта" для оркестра, хора и солистов по трагедии Уильяма Шекспира.

В 1840 году была исполнена Четвертая симфония Берлиоза. Вместе с ранее написанным Реквиемом (1837) эти произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.

Берлиоз прославился и как выдающийся дирижер. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции — в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имел успех, особенно в Петербурге и Москве в 1847 году. Берлиоз — первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижер, исполнявший наряду со своими произведениями и произведения современных авторов. Концерты помогали Берлиозу проверить на практике свои художественные открытия. Он первым использовал многие необычные тембры и сочетания тембров, ввел новые штрихи у струнных. Его идеи были обобщены в "Трактате о современной инструментовке и оркестровке" (1844, 1855). Композитор также написал очерк об искусстве дирижирования "Дирижер оркестра".

© Фото: Bibliothèque nationale de France

© Фото: Bibliothèque nationale de France

В 1846 году в Париже состоялось исполнение драматизированной оратории "Осуждение Фауста" по Иоганну Гете, встреченной прохладно французской публикой. С этого времени композитор больше не писал симфоний.

Для концертного исполнения были написаны небольшая кантата "Детство Христа" (1854), опера в двух частях "Троянцы" (1856).

В 1856 году Берлиоз стал членом Института Франции.

Последним произведением композитора стала опера "Беатриче и Бенедикт" по комедии Шекспира "Много шума из ничего" (1862).

В промежутках между сочинением, дирижированием и организацией концертов Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь журналистикой. С 1834 года писал главным образом для Gazette musicale и Journal des debats, где он был музыкальным обозревателем. Собрание его литературных сочинений занимает десять томов. Один из них — сборник новелл Вечера с оркестром (Les soires de l"orchestre), стал бестселлером в 1853 году.

В 1867-1868 годах композитор вновь посетил Россию, где имел успех у публики и признание в среде композиторов.

Гектор Берлиоз скончался 8 марта 1869 года. Последнее письмо умирающего Берлиоза было адресовано его другу — известному русскому критику Владимиру Стасову.

Композитор был дважды женат. Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Симпсон, заключенный в 1833 году, закончился разводом в начале 1840-х годов (Симпсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью). После ее смерти Берлиоз женился на певице Марии Ресио, скоропостижно скончавшейся в 1854 году. Единственный сын композитора от первого брака умер в 1867 году.

Произведения композитора приобрели большую популярность среди его соотечественников после смерти Берлиоза во время Франко-прусской войны в 1870 году.

Велико значение Берлиоза в понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его трактат об инструментовке был переведен на многие языки. В России влияние творчества Берлиоза воплотилось в творческих принципах знаменитого объединения композиторов "Могучая кучка".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

1. Гектор Берлиоз. Фрагмент из симфонии "Гарольд в Италии"
2. Гектор Берлиоз. Фрагмент "Бал" из "Фантастической симфонии"
3. Гектор Берлиоз. Фрагмент "Шабаш ведьм" из "Фантастической симфонии"
4. Гектор Берлиоз. Увертюра "Римский карнавал" из "Фантастической симфонии"

Гектор Берлиоз выдающийся французский композитор, относится к наиболее видным и прогрессивным музыкантам XIX века.

Он заявил о себе талантливым дирижером, музыкальным писателем и критиком. Г. Берлиоз оказал огромное влияние на развитие романтического направления в музыкальном искусстве, национальной симфонической культуры.

Детство

Его юные годы прошли на юге страны недалеко от Гренобля в небольшом городке Ла-Кот-Сент-Андре, где он родился 11 декабря 1803 года в семье местного врача. Кроме него в семье было еще пятеро детей.

Воспитанием мальчика занимался преимущественно отец, который стремился всесторонне развивать сына. Детство во французской провинции познакомило мальчика с народными мелодиями, легендами и мифами родной земли.

С двенадцати лет Гектор увлекся музыкой, играл на нескольких музыкальных инструментах, самостоятельно по учебникам изучал гармонию. Писал небольшие музыкальные произведения, преимущественно романсы и камерные сочинения.

Выбор Гектора

Родители Берлиоза видели его медиком. Поэтому после окончания школы его отправили учиться в парижской медицинской школе. Однако к занятиям там он тяги не испытывал. Свое будущее связывал с музыкой. Он посещает оперные спектакли, знакомится с известными музыкантами, занимается музыкальным самообразованием, посещает библиотеку Парижской консерватории, берет частные уроки музыки.

В 1823 году публикует статью в музыкальном журнале. К этому периоду относятся его первые музыкальные произведения, и Гектор окончательно решил стать композитором. Узнав, об этом решении сына, родители оставляют его без денежной поддержки. Будущий композитор порой голодает, живет в мансардах, направляя все силы на освоение композиторского мастерства.

Студентом консерватории он написал «Торжественную мессу», которая успешно исполнялась. Во время учебы он выступает с критическими статьями о музыке, знакомится с видными деятелями литературы и искусства, пишет новые музыкальные произведения.

Творчество

Творческая деятельность Берлиоза разнообразна. Он сочинял симфонические произведения и оперы, увертюры, кантаты, сочинения для концертов. Однако не все его произведения оценивались публикой.

Композитор большое внимание уделял музыкознанию, работе с оркестром, его гармоническим и ритмическим особенностям. Он обогатил тембровую драматургию, используя оригинальные сочетания тембров, необычные музыкальные инструменты. В 1843 году Берлиоз издал фундаментальную работу об искусстве инструментовки.

Значительную долю в творчестве музыканта занимала дирижерская деятельность, в том числе с оркестром Парижской консерватории, на многочисленных концертах. Современники отмечали большое дирижерское мастерство. Его считают одним основоположников сегодняшней дирижерской школы.

Берлиоз является автором фундаментального теоретического труда, посвященного искусству дирижера. Несколько десятилетий в специализированных газетах и журналов он регулярно публиковал талантливые критические статьи и фельетоны. Его музыкально-критическая работа являлась основным источником дохода.

В литературном наследии Берлиоза особое место занимают его мемуары. Здесь в блестящем литературном стиле изложена его автобиография, показана широкая панорама жизни творческой элиты.

Знаменитые произведения

Самыми плодотворными для творчества Берлиоза были 30-40-е годы. В это время были созданы такие известные музыкальные творения:

  • Фантастическая симфония
  • Симфония «Гарольд в Италии»
  • Симфония «Ромео и Джульетта»
  • «Траурно-триумфальная симфония»
  • опера «Осуждение Фауста»
  • опера "Бенвенуто Челлини"
  • Троянцы

Всего Гербертом Берлиозом в различных жанрах были созданы около сорока музыкальных произведений.

Личная жизнь

Заявив о себе как о талантливом музыканте и критике, Г. Берлиоз познакомился в Париже с известными писателями и музыкальными деятелями. Он проводил много времени в дискуссиях с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Николо Паганини. У него были теплые отношения с О. Бальзаком. Его связывали дружеские отношения с Ференцем Листом, который активно пропагандировал музыку друга.

Берлиоз был дважды женат. В 1833 году он женился на ирландской певице Г. Смитсон. У них через год родился сын Луис. Через десять лет брак распался. Когда Г. Смитсон умерла, Берлиоз стал мужем певицы Марии Ресио, неожиданно умершей в 1953 г. В 33 летнем возрасте ушел из жизни его сын. Оставшись одиноким, Берлиоз больным умер в марте 1869 г.

  • Берлиоз был популярным журналистом, публикуя в прессе острые полемические материалы
  • Берлиоза считаю первым в истории дирижером, выступавшим на гастролях, где он исполнял собственные произведения. Великий Паганини после одного их концертов целовал руки Берлиоза, называя его преемником Бетховена
  • После разорения в 1846 году Берлиоз по совету О. Бальзака отправился в Россию на гастроли. Его выступление как дирижера прошли с триумфом, и финансовое положение музыканта поправилось
  • Ежегодно в августе в родном городе композитора проходит фестиваль классической музыки, где исполняются преимущественно произведения этого великого французского композитора.

Гектор Берлиоз (11 декабря 1803 - 8 марта 1869) - французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856).

Биография
Родился в городке Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции в семье врача. В 1821 Берлиоз - студент-медик, но в скором времени, не смотря на сопротивление родителей, он оставляет медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное выполнение его произведения «Торжественная месса» состоялось в Париже в 1825, не имея, однако, никакого успеха. В 1826-30 Берлиоз учится в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. В 1828-30 гг. вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза - увертюры «Ваверлей», «Francs-juges» и «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также не встретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодого композитора внимание публики. Начиная с 1828 г., Берлиоз стал не без успеха выступать на поприще музыкального критика.

Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил как стипендиат в Италии, из которой он, однако, вернулся через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки. Из своего путешествия Берлиоз привез с собой увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour à la vie», названное им «мелологом» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись в Париж в 1832 г., он занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью.

С 1834 г. положение Б. в Париже улучшилось, особенно после того, как он стал сотрудником во вновь основанной музыкальной газете «Gazette musicale de Paris», a вслед за тем и в «Journal des Débats». Работая в этих изданиях до 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьёзного критика. В 1839 г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. - членом Академии. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867-68), в частности, наполнив публикой Московский манеж.

Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах» (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Симпсон (1833), закончился разводом в 1843 (Симпсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступал в брак с певицей Марии Рэсио, которая внезапно умерла в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года.

Творчество
Берлиоз - яркий представитель романтизма в музыке, творец романтической программной симфонии. Его искусство во многом сродни творчеству В. Гюго в литературе и Делакруа в живописи. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.

Творчество композитора отобразило и присущие романтизму разногласия: стремление к общенародности, массовости музыки употреблялось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос - с интимными выявлениями одинокой души предрасположенного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата «Греческая революция» - отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданные грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написанна к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий).

Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок - «Эпизод из жизни художника»). Это известное произведение Берлиоза - первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типу для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.

Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона - симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира - увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульета» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте - драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-07). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троя» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троя в Карфагене», 1855-1859).

Из многочисленных его произведений особенного внимания заслуживают: симфония «Гарольд в Италии» (1834), «Реквием» (1837), опера «Бенвенуто Челлини» (1838), симфония-кантата «Ромео и Жюльетта» (1839), «Погребальная и торжественная симфония» (1840 г., при открытии Июльской колонны), драматическая легенда «Гибель Фауста» (1846 г.), оратория «Детство Христа» (1 854), «Те Deum» для двух хоров (1856), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862) и опера «Троянцы в Карфагене» (1864). Текст к последним двум операм, равно как и к «Фаусту», к «Детству Христа» и к др. произведениям, был сочинен самим Б. Из литературных произведений Б. наиболее выдаются: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirées de l’orchestre» (Париж, 1853; 2 изд. 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traité d’instrumentation» (Париж, 1844).

Берлиоз был выдающимся дирижёром. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли.

Берлиоз, Гектор

Дата рождения

Дата смерти

Профессия

композитор

Страна

Берлиоз вошёл в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки - этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.

Будущий композитор Гектор родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Его отец - врач Луи-Жозефа Берлиоз, был человеком свободомыслящим и независимым.

Он познакомил сына с теорией музыки, научил его играть на флейте и гитаре. Одним из первых сильных музыкальных впечатлений Берлиоза было пение женского хора в местном монастыре. Хотя интерес к музыке пробудился у Берлиоза сравнительно поздно - на двенадцатом году, он был необычайно сильным и вскоре перешёл во всепоглощающую страсть. Отныне для него существовала только музыка. География, классики литературы отошли на задний план.

Берлиоз оказался типичным самоучкой: музыкальными знаниями он был обязан себе и книгам, которые находил в библиотеке отца. Здесь он познакомился с такими сложными трудами, как "Трактат о гармонии" Рамо, с книгами, требовавшими глубокой специальной подготовки.

Мальчик показывал все большие музыкальные успехи. Он свободно играл на флажолете, флейте и гитаре. Отец не разрешал ему обучаться игре на фортепиано, опасаясь, что этот инструмент увлечёт его в область музыки далее, чем ему бы этого хотелось. Он считал, что профессия музыканта не подходит для его сына, и мечтал, что Гектор, подобно ему, будет медиком. На этой почве впоследствии между отцом и сыном возник конфликт. Молодой Берлиоз продолжал сочинять, а тем временем отец продолжал готовить сына к профессии медика. В 1821 году 18-летний Берлиоз успешно сдал экзамен на степень бакалавра в Гренобле. Оттуда он вместе с двоюродным братом уехал в Париж, чтобы поступить на медицинский факультет. Оба юноши поселились в Латинском квартале - центре студенческой жизни Парижа.

Свободное время Берлиоз проводил в библиотеке Парижской консерватории, изучая партитуры великих мастеров, прежде всего обожаемого им Глюка. Понимая, что без серьёзной подготовки нельзя стать композитором, он начал заниматься изучением теорий композиции сначала с Жероно, а затем с Лесюэром - профессором консерватории, автором нескольких опер и хоровых произведений.

По совету Лесюэра в 1826 году Берлиоз поступил в консерваторию. В течение следующих двух лет, по словам Берлиоза, его жизнь озаряли "три удара молнии": знакомство с творениями Шекспира, Гёте и Бетховена. Это дальнейшие ступени духовного созревания. Но была ещё одна молния, не имеющая отношения к музыке.

В 1827 году Париж посетила новая английская драматическая труппа во главе со знаменитым трагиком Кемблем и актрисой Смитсон. Берлиоза необыкновенно взволновал талант и весь артистический облик Смитсон, он полюбил её с первого взгляда. Молодой английской артистке, ирландке по происхождению, было в ту пору 27 лет. Современники отмечали искренность её лирического таланта, глубокую эмоциональную отзывчивость. Сохранившиеся портреты, в особенности литография Девериа, воссоздают облик талантливой артистки, одухотворенное лицо, задумчивый взгляд.

Любовь к знаменитой актрисе, избалованной триумфом в Лондоне и Париже, заставила Берлиоза во что бы то ни стало добиваться творческого успеха. Между тем Гарриет Смитсон не обращала на него внимания, а слава к нему не приходила.

Легко воспламеняющийся, непрерывно находящийся в состоянии творческого возбуждения, Берлиоз сочиняет, переходя от одного замысла к другому: кантаты, песни ("Ирландские мелодии"), оркестровые увертюры и многое другое. С 1823 года он выступает в печати с острополемическими статьями и на долгие годы не расстается с пером журналиста. Так незаметно, но интенсивно он втянулся в художественную жизнь Парижа, сблизившись с лучшими представителями передовой интеллигенции: Гюго, Бальзаком, Дюма, Гейне, Листом, Шопеном и другими.

По-прежнему жизнь его не обеспечена. Он дал авторский концерт, который прошел с успехом. Но ему пришлось на свои деньги переписывать партии, приглашать солистов, оркестр и потому влезть в долги. Так будет продолжаться и впредь: подобно Бальзаку, ему никак не удается расплатиться с кредиторами! Официальные власти ни в чём не идут навстречу. Более того, консервативные музыкальные круги на каждом шагу чинят помехи. Например, три раза по окончании консерватории ему было отказано в получении государственной стипендии, которая выдавалась для поездки на три года в Италию (так называемая Римская премия). Лишь в 1830 году его удостоили высокой чести...

Берлиоз пишет в этот период и чисто симфонические произведения, и сочинения, в которых свободно соединяются вокальные и оркестровые эпизоды. Замыслы их всегда необычны и несут в себе заряд энергии. Неожиданные литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты образных сопоставлений, внезапные смены состояний - всё это передаёт в ярком, красочном звучании конфликтность душевного мира художника, наделённого пылким воображением.

5 декабря 1830 года состоялась премьера "Фантастической симфонии" - самого знаменитого сочинения Берлиоза. Это своего рода музыкальный роман со сложным психологическим подтекстом. В его основу положен сюжет, который вкратце так изложен композитором: "Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы причинить ему смерть, погружает его в тяжелый сон, во время которого ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду".

В приведенной программе, разъясняющей замысел симфонии, легко усматриваются и автобиографические черты - отзвуки пылкого увлечения Берлиоза Гарриет Смитсон.

Задолго до окончания срока пребывания в Италии, в 1832 году, Берлиоз вернулся в Париж. На концерте, который он дал, исполнялись Фантастическая симфония в новой редакции и монодрама "Лелио". Произошла новая встреча с Гарриет Смитсон. Жизнь актрисы в эту пору была трудной. Зрители, пресыщенные новыми театральными впечатлениями, перестали интересоваться спектаклями англичан. В результате несчастного случая актриса сломала ногу. Её сценическая деятельность закончилась. Берлиоз проявил трогательную заботу о Смитсон. Год спустя она вышла замуж за Берлиоза. Молодому композитору приходилось работать по 12-15 часов, чтобы прокормить семью, урывая у ночи часы для творчества.

Забегая вперёд скажем, что семейная жизнь не сложилась. Из-за отказа от сцены характер Смитсон ухудшился. Берлиоз ищет утешения на стороне, увлекается посредственной певицей испанкой Марией Ресио, которая сошлась с ним не столько по любви, сколько из корыстных побуждений: имя композитора тогда уже было широко известно.

Новым крупным произведением Берлиоза стала симфония "Гарольд в Италии" (1834), навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном. Симфония программна, но характер музыки менее субъективен, чем в Фантастической. Здесь композитор стремился не только передать личную драму героя, но и обрисовать окружающий его мир. Италия в этом произведении не только фон, оттеняющий переживания человека. Она живёт своей жизнью, яркой и красочной.

Вообще, период между двумя революциями - 1830 и 1848 года - наиболее продуктивный в творческой деятельности Берлиоза. Постоянно находясь в гуще жизненных схваток, как журналист, дирижёр, композитор, он становится художественным деятелем нового типа, который всеми доступными ему средствами отстаивает свои убеждения, страстно обличает косность и пошлость в искусстве, борется за утверждение высоких романтических идеалов. Но, легко загораясь, Берлиоз столь же быстро остывает. Он очень неустойчив в душевных порывах. Это во многом омрачает его отношения с людьми.

В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы "Бенвенуто Челлини". Спектакль был исключён из репертуара после четвёртого представления. Берлиоз долго не мог оправиться от этого удара! Ведь музыка оперы брызжет энергией и весельем, а оркестр увлекает своей яркой характеристичностью.

В 1839 году завершается работа над Третьей, самой обширной и наделённой ярчайшими контрастами симфонией - "Ромео и Юлия" для оркестра, хора и солистов. Берлиоз и раньше привносил в свои инструментальные драмы элементы театрализации, но в этом произведении в богатой смене эпизодов, навеянных трагедией Шекспира, ещё отчетливей проявились черты оперной выразительности. Он раскрыл тему чистой молодой любви, выросшей вопреки ненависти и злу и побеждающей их. Симфония Берлиоза - произведение глубоко гуманистическое, исполненное пламенной веры в торжество справедливости. Музыка совершенно свободна от ложного пафоса и неистового романтизма; пожалуй, это наиболее объективное создание композитора. Здесь утверждается победа жизни над смертью.

1840 год ознаменован исполнением Четвёртой симфонии Берлиоза. Вместе с ранее написанным Реквиемом (1837) это непосредственные отголоски прогрессивных убеждений неистового романтика. Оба произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.

Берлиоз прославился и как выдающийся дирижёр. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции - в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имеет феноменальный успех, особенно в Петербурге и Москве (в 1847 году). Берлиоз - первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижёр, исполнявший наряду со своими произведениями и современных авторов. Как композитор, он вызывает разноречивые, часто полярные мнения.

Каждый концерт Берлиоза завоёвывал его музыке новых слушателей. Печальным контрастом в этом отношении оставался Париж. Здесь ничто не изменилось: небольшая группа друзей, равнодушие буржуазных слушателей, враждебное отношение большинства критиков, злорадные усмешки музыкантов, безысходная нужда, тяжёлый подневольный труд газетного поденщика. Большие надежды возлагал Берлиоз на первое исполнение только что законченной им в конце 1846 года драматической легенды "Осуждение Фауста". Единственным результатом концерта был новый долг в 10 000 франков, которые потребовалось уплатить исполнителям и за наём помещения. Между тем "Осуждение Фауста" - одно из самых зрелых произведений композитора. Равнодушие и непонимание, с которым оно было встречено, объясняется новизной музыки, разрывом с традицией. Жанровая природа "Осуждения Фауста" ставила в тупик не только рядовых слушателей, но и музыкантов.

Первоначальный замысел произведения восходит к 1828-29 годам, когда Берлиоз написал "Восемь сцен из "Фауста"". Однако с тех пор замысел претерпел значительные изменения и стал глубже. Эта драматизированная оратория, ещё в большей мере, чем драматическая симфония "Ромео и Юлия", сближается с театрально-сценическим жанром. И точно так же, как Байрон или Шекспир, в своём последнем произведении Берлиоз очень свободно трактует литературный источник - поэму Гёте, свободно добавляя ряд измышленных им сцен.

Закончился мятежный период в биографии Берлиоза. Остывает его буйный темперамент. Он не принял революцию 1848 года, но одновременно ему душно в тисках империи "жалкого племянника великого дяди" (так Гюго прозвал Наполеона III). Что-то надломилось в Берлиозе. Правда, он по-прежнему деятелен как дирижёр (в 1867-68 годы вновь посетил Россию), как писатель о музыке (издает сборники статей, трудится над мемуарами), сочиняет, хотя уже не столь интенсивно.

Берлиоз перестал писать симфонии. Для концертного исполнения предназначена лишь небольшая кантата "Детство Христа" (1854), отличающаяся музыкальной живописностью и оттенками настроений. В театре Берлиоз мечтает добиться решающего успеха. Увы, и на этот раз тщетно... Не имела успеха ни его опера в двух частях "Троянцы" (1856), в которой Берлиоз пытался возродить величавую патетику Глюка, ни изящная комедия "Беатриче и Бенедикт" (по пьесе Шекспира "Много шума из ничего", 1862). При всех своих достоинствах, этим произведениям всё же не хватало эмоциональной силы, которая так впечатляет в сочинениях предшествующего периода. Судьба жестока к нему: умерла Смитсон, разбитая параличом. Скончалась и вторая жена - Ресио, погибает во время кораблекрушения единственный сын-моряк. Ухудшаются отношения и с друзьями. Берлиоза сломили болезни. В одиночестве он умирает 8 марта 1869 года.

Конечно, в это двадцатилетие не всё окрашивалось столь безрадостным светом. Был и частичный успех, и формальное признание заслуг. Но величие Берлиоза не понято было современниками на его родине. Лишь позже, в 1870-х годах его провозгласили главой новой французской музыкальной школы.

Интересные факты

1. Ну и память!

Как ни странно, несмотря на то что Берлиоза стали приобщать к музыке с детства, маленький Гектор терпеть не мог фортепиано, зато с удовольствием играл на гитаре, флейте и флежолете.

Обладая исключительной музыкальной памятью, он в совершенстве овладел чтением с листа. Приехав в Париж, юный Гектор решил для начала поступить в хор. Когда он пришел на прослушивание, его с удивлением спросили:

А где ваши ноты, молодой человек? Зачем? - удивился в свою очередь и Берлиоз.

Но вы ведь пришли на прослушивание, не так ли? Как же вы собираетесь петь, если у вас нет нотной записи? Берлиоз ответил:

Очень просто.

А что вы будете петь?

Что пожелаете. Дайте мне какую-нибудь партитуру, сольфеджио или просто тетрадь вокализов.

Вы поете с листа? - был приятно удивлен руководитель хора. - А по памяти не сможете ничего спеть?

Запросто! На память я знаю оперы: "Весталка", "Кортес", "Стратоника", "Эдип", обе "Ифигении", "Орфей", "Армида"...

Хватит! Непостижимая память! Тогда спойте арию "Эдипа" Саккини "Она расточала мне..."

Берлиоз под аккомпанемент скрипки превосходно исполнил арию и был зачислен в хор.

2. Не обращайте внимания?

Некий начинающий композитор обратился к Берлиозу с просьбой дать оценку его сочинениям. Берлиоз, просмотрев их, сообщил юноше:

К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Я не хочу вводить вас в заблуждение, чтобы вы могли, пока не поздно, избрать другую профессию.

Когда огорченный молодой человек, покинув квартиру знаменитого композитора, уже вышел на улицу, Берлиоз вдруг выглянул из окна и закричал:

Молодой человек! Не обращайте внимания на то, что я сказал. Справедливости ради я должен вам сознаться, что когда я был в вашем возрасте, мой учитель сказал мне абсолютно то же самое!..

3. Проспал шедевр

Когда Гектора Берлиоза спрашивали, какую из своих симфоний он считает наилучшей, он обычно отвечал: - Увы, свою лучшую симфонию я... проспал...

Но как это могло случиться?!

Дело в том, что я ее от начала до конца сочинил... во сне. Проснувшись, хотел записать, но под рукой не оказалось ни бумаги, ни карандаша. И я тут же заснул. Но утром ничего не мог вспомнить, ни единой божественной мелодии.

4. На ваш выбор

Берлиоз не любил давать автографы. Знаменитая певица Аделаида Патти много раз упрашивала композитора написать ей хоть что-нибудь в альбом, но он был тверд...

Однажды она с улыбкой сказала Берлиозу:

Маэстро, если вы будете столь любезны, что напишете в мой альбом хоть несколько строк, в награду за это я сделаю вам подарок. На ваш выбор, маэстро: либо я спою для вас, либо подарю вам превосходнейший паштет из печени, который мне только сегодня прислали из Тулузы...

Подумав, Берлиоз взял в руки альбом и написал всего два латинских слова.

Что это означает? - спросила удивленная певица.

Это означает: "Приносите паштет", - улыбнулся Берлиоз.

5. Голова кругом!

Молодой Берлиоз был в восторге от Бетховена. Зато его уже довольно пожилой учитель Лесюер эту новую музыку терпеть не мог. Однако как-то раз Берлиозу удалось уговорить старика, и тот все-таки отправился послушать симфонию Бетховена.

На следующий день Берлиоз спросил учителя:

Ну, сударь, какое впечатление произвела на вас музыка великого Бетховена?

Куда ты меня послал! - загремел Лесюер. - А я, старый дурень, послушался... Знаешь ли ты, что эта дьявольская музыка довела меня до такого состояния, что когда я, вернувшись домой, укладывался спать и хотел надеть ночную рубашку, то не смог найти свою голову! Разве можно создавать музыку, от которой человек теряет голову!

Ах, маэстро, - засмеявшись, сказал Берлиоз, - может быть, разок-другой в жизни ее и стоит потерять... Но не чаще, - строго отозвался учитель.

Думаю, это нам не грозит, - отозвался Берлиоз, став серьезным. - Согласитесь, что такая музыка создается не часто...

6. 20 000 франков за восторг..

Впервые услышав исполнение симфонии Берлиоза "Гарольд в Италии", Паганини был настолько потрясен ее красотой, что в восторге бросился перед автором на колени... Однако этим дело не кончилось: на следующий день Берлиоз получил от Паганини чек на двадцать тысяч франков; к чеку прилагалось письмо от великого скрипача, в котором тот называл Берлиоза преемником Бетховена.

Благодаря этой неожиданной финансовой помощи Берлиоз смог целиком посвятить свое время созданию новой драматической симфонии "Ромео и Юлия".

7. Пусть это останется между нами...

На венской сцене музыка Берлиоза пользовалась оглушительным успехом. Однажды после очередной блистательной премьеры к композитору подбежал один из поклонников. Это был невысокий и очень экспансивный мужчина, который немедленно затараторил:

Дорогой маэстро Берлиоз, я страстный почитатель вашего грандиозного таланта и давно мечтал сказать вам об этом! - О, благодарю вас за столь лестный отзыв, - поклонился Берлиоз.

Нет-нет, маэстро! Это я благодарю вас и прошу у вас позволения прикоснуться к гениальной руке, написавшей такую прекрасную музыку!.. С этими словами поклонник Берлиоза просто-таки вцепился в рукав композитора и блаженно застыл.

Сударь, -весело сказал ему композитор, - вы держите меня за левую руку. Поскольку вы настоящий мой поклонник, я открою вам одну тайну: я имею обыкновение писать правой рукой...


| |

Берлиоз Г. Л.

(Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11 XII 1803, Ла-Кот-Сент-Андре, деп. Изер - 8 III 1869, Париж) - франц. композитор, муз. писатель и дирижёр. Чл. Института Франции (1856).
,

Портрет Берлиоза
Род в семье врача - свободомыслящего и просвещённого человека, атеиста по убеждениям; мать Б. была экзальтированной и фанатичной католичкой. С влиянием отца связаны первые попытки Б. преодолеть религ. воззрения, привитые ему в детстве матерью, формирование гражданского сознания. Жизнь провинц. города не способствовала муз. развитию мальчика. Мессы, к-рые Б. часто слушал в отроческие годы, были первыми произв., пробудившими влечение подростка к муз. иск-ву. Б. играл на флейте, флажолете, гитаре; пробовал писать простейшие ансамбли, попурри, романсы. Неизмеримо шире были его познания в области художеств. лит-ры. Он знал мн. образцы древнеклассич. лит-ры (в подлинниках). Любовь к творениям Вергилия переплеталась с увлечением юноши произв. Ф. Р. Шатобриана, романтически-меланхоличный лиризм к-рого воспринимался Б. как выражение присущего ему чувства томительного одиночества, непонятости окружающими. В 1821, сдав в Гренобле экзамены на звание бакалавра, переехал в Париж, где поступил по настоянию родителей в Медицинскую школу. Пребывание Б. в Париже совпало с периодом первых смелых проявлений социальной и художеств. оппозиции режиму Реставрации Бурбонов. Под влиянием вольнолюбивых идей, захвативших студенчество, Б. освободился от религ. верований, последовательный атеизм стал одной из основ его мировоззрения. Вскоре он оставляет занятия медициной ради музыки. В 1823 Б. дебютировал в парижской прессе (журн. "Le Corsaire") острополемич. статьей, в к-рой защищал принципы классич. драматургии К. В. Глюка и его школы от нападок светских снобов-меломанов, пренебрегавших нац. традициями во имя культа модной итал. музыки. Демократич. устремления Б. проявились в его интересе к традициям муз. иск-ва эпохи Великой франц. революции. По совету Ж. Ф. Лесюэра Б. написал большую мессу (исп. 1825, Париж). Нек-рые страницы этого в целом несовершенного произв. подготовили гигантские орк.-хоровые полотна зрелого мастера. Следующее сочинение "Героическая сцена. Греческая революция" (1826) - смелая заявка на воплощение совр. революц. темы. Это произв., возникшее как отклик на героич. борьбу греч. народа, подтверждало влечение Б. к выражению в музыке обществ. идей. Формирование художеств. идеалов и творч. стиля Б. проходило в накалённой атмосфере последних предреволюц. лет, когда борьба идейно-творч. течений достигла кульминации. В кон. 20-х гг. Б. увлёкся творчеством Л. Бетховена, а также У. Шекспира и И. В. Гёте, творения к-рых, особенно Шекспира, становятся основой мн. его произв. В 1826-30 Б. учился в Парижской консерватории (у Лесюэра и А. Рейхи). Несмотря на острую нужду (родители отказали ему в помощи, он жил за счёт эпизодич. уроков, служил во второразрядном хоре), Б. настойчиво занимался музыкой. Его попытки организовать авторские концерты встречали сопротивление бюрократич. муз. кругов. В консерватории все профессора (кроме Лесюэра и Рейхи) во главе с директором Л. Керубини относились к Б. неприязненно: его новаторские опыты (особенно в области оркестровки) расценивались как преднамеренные выпады против академич. правил и общепринятых художеств. вкусов. Трижды (1827, 1828, 1829) члены жюри отвергали конкурсные кантаты, представлявшиеся Б. на соискание Рим. пр. Чувство несправедливости обострило свойственные Б. экзальтированность и неуравновешенность. В эти годы возник замысел "Фантастической симфонии" (исп. 1830), в к-рой личная драма композитора (его пылкая, романтич. любовь к англ. драматич. актрисе X. Смитсон долго оставалась безответной) сплетается с характерной для той эпохи темой "утраченных иллюзий". В 1830 Б., наконец, была присуждена Рим. пр. (за кантату "Сарданапал"), обусловившая его пребывание в Италии (1831-32). По возвращении в Париж (1832) Б. занимался композиторской, дирижёрской и критич. деятельностью. После премьеры "Фантастической симфонии" его творчество находилось в центре внимания передовых обществ. кругов. Б. горячо поддерживали Р. Шуман (посвятил "Фантастической симфонии" спец. статью), Н. Паганини, Ф. Лист. Но для общества времён Июльской монархии - банкиров, рантье, бурж. обывателей - иск-во Б. было неприемлемым. Чиновничьи академич. муз. круги по-прежнему враждебно относились к композитору. В муз. т-ре Б. не достиг признания: он не считался с модой, не прибегал к помощи клаки. Потрясённый провалом премьеры "Бенвенуто Челлини" (1838), Б. надолго отошёл от оперного жанра. Выступления Б.-дирижёра не обеспечивали средств к существованию (мн. авторские концерты были убыточными). С 1842 Б. гастролировал за границей. С триумфом выступал (как дирижёр и композитор) в Петербурге и Москве (1847, 1867-68). В России он нашёл понимание, в к-ром ему отказывала французская буржуазно-аристократич. аудитория. Горячо поддержали Б. рус. муз. деятели - М. И. Глинка, В. Ф. Одоевский, В. В. Стасов, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. Г. Рубинштейн.
С кон. 40-х гг. в творчестве Б. произошли изменения, связанные в большой мере с непониманием Революции 1848. В произв. 50-60-х гг. отсутствуют острые проблемы современности (хотя Б.-критик оставался на прежних позициях, отстаивая в своих статьях передовые, демократич. идеи). При возвышенном и благородном строе муз. образов проступают отвлечённость, рассудочность. Композитор обращается к античности, к библейским легендам. Наиболее монумент. сочинение этих лет - оперная дилогия "Троянцы" (1855-59), созданная в духе франц. классич. т-ра и муз. трагедий Глюка (текст дилогии составлен Б. по мотивам Вергилия). Последнее произв. Б. - опера "Беатриче и Бенедикт" (по комедии "Много шума из ничего" Шекспира, 1862). Б. - крупнейший композитор Франции 1-й пол. 19 в., один из передовых художников-романтиков. Подобно произв. В. Гюго, полотнам Э. Делакруа, новаторское творчество Б. является вершиной франц. романтизма. Б. были свойственны и характерные для романтизма противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживается у него с индивидуализмом, героика и революц. пафос - с интимными излияниями склонного к экзальтации художника.
Художник-новатор, Б. смело вводил новшества в области муз. формы, гармонии, инструментовки, стремился к театрализации симф. музыки, грандиозным масштабам сочинений, необычным образам. Гротескное заострение образов - характерная особенность романтич. стиля Б.
Б. - создатель программного симфонизма нового типа. Повествовательность, характерная для его сочинений, близка жанру романа. Вместе с тем сюжетная конкретность и картинность сближали берлиозовский симфонизм с т-ром. Проблему театрализации симфонии Б. разрешал каждый раз по-разному. Первые две симфонии ("Фантастическая симфония" и "Гарольд в Италии") - чисто инструментальные. В "Ромео и Джульетте" введение солистов и хора сблизило симфонию с ораторией. Нек-рые сцены-картины этой симфонии, являющейся ярким образцом театрализации симф. музыки (Б. дал ей определение "драматическая" как синоним понятия "театральная"), содержат элементы оперного действия. Но наиболее важные сцены (в т.ч. Сцена любви) решены чисто симф. средствами. "Осуждение Фауста" представляет собой сложный (оперный, ораториальный, симф.) жанр, к-рому автор не дал точного определения, ограничившись обозначением "драматическая легенда". Здесь доминируют оперные и ораториальные принципы.
Важнейшие черты стиля Б. определились уже в "Фантастической симфонии" - первой романтич. программной симфонии, во многом оставшейся непревзойдённой. "Фантастическая симфония" - своего рода манифест франц. романтизма, так же как роман "Исповедь сына века" А. Мюссе или драма "Эрнани" В. Гюго. Впервые в истории музыки Б. создал симф. средствами портрет

Г. Берлиоз. Отрывок из драматической симфонии "Ромео и Джульетта". Автограф
молодого человека своего времени. Психологическую заострённость этого портрета определил выбор героя симфонии - Артиста (Артист, Художник - типичный для романтич. иск-ва образ). Этот герой появился у Б. ещё раз под именем Лелио ("Лелио, или Возвращение к жизни", 1831; продолжение "Фантастической симфонии"). Чувствами глубокой меланхолии, одиночества наделён герой симфонии "Гарольд в Италии". Ему близок Фауст ("Осуждение Фауста"), образ которого трактован Б. по-иному, чем у Гёте; Фауст Б. это - "лишний человек", не нашедший своего места в жизни "романтический герой".
Б., по собственному признанию, тяготел к созданию больших художеств. концепций и "грандиозных композиций". Даже в области вок. лирики он стремился к преодолению камерности. Композитор выносит "исповеди сердца" за пределы камерного жанра, делает их достоянием симф. музыки. Наиболее ярко проявляется берлиозовская лирика в драматической симфонии "Ромео и Джульетта".
Б. совершает переворот в сфере оркестровки; темброво-красочной выразительности подчинены закономерности голосоведения, ритма, гармонии, фактуры и формы. Б. развивает принципы тембровой драматургии (напр., роль тембра кларнета-пикколо в 5-й ч. "Фантастической симфонии" или солирующего альта в характеристике образа Гарольда и т.п.). Закрепляется понятие "лейттембр". Для дифференциации оттенков он ввёл новые штрихи у струнных; нашёл особую характеристичность в звучании деревянных дух. инструментов; открыл новые возможности медной группы; создал яркие эффекты, сочетая разл. пласты орк. полифонии; наряду с могучими tutti широко использовал экспрессивность орк. соло.
Своеобразное, истинно новаторское мастерство Б. шлифовалось и оттачивалось в его исполнит. дирижёрской практике. Наряду с Р. Вагнером Б. создал новую школу дирижирования. Одна из характерных особенностей облика Б.-дирижёра - гармоничное сочетание высокого, вдохновенного артистизма с детально продуманным планом, логикой исполнения. Огромное внимание уделял он репетиц. работе. Вопросам дирижёрского искусства посвящены статьи, фельетоны, а также многие страницы "Мемуаров" Б. Своим исполнит. опытом он делится в трактате "Дирижёр оркестра" (1856).
Обширна деятельность Б. как муз. критика и писателя. Своё кредо - вера в воспитат. силу музыки и единство в ней эстетич. и этич. начал - он отстаивал и пропагандировал уже с кон. 20-х гг. (в т.ч. в статьях "О музыке классической и о музыке романтической" и др.). Муз.-эстетич. вопросам посвящён ряд зрелых литературных работ, в т.ч. статья "О подражании в музыке" и очерк "Музыка". Лейтмотивом многих статей является критика правящих кругов, санкционирующих превращение искусства в предмет купли и продажи. Порой Б. использует как оружие критики занимат. новеллу, полуанекдотич. фельетон. Б. смело ставит вопрос о необходимости открыть доступ к музыке, к муз. образованию парижским рабочим. В статье "Ежегодный конкурс в Институте по музыкальной композиции" он выступает против рутинных правил этих конкурсов, требуя изменений в системе воспитания молодых композиторов и помощи им со стороны правительства. В ряде блестящих новелл из кн. "Вечера в оркестре" Б. разоблачает театр. нравы (обрушивается на клаку). Он выдвигает план некоего идеального города ("Эвфония или город музыки"), где голос народа будет решающим в вопросах муз. жизни. Наиболее значительные музыкально-критические работы Б. посвящены Л. Бетховену, К. В. Глюку, В. А. Моцарту, Г. Спонтини. Среди совр. композиторов он высоко ценил K. M. Вебера, Ф. Листа, Н. Паганини. В последние годы жизни завязались дружеские отношения Б. с К. Сен-Сансом; он поддерживал дебюты Ш. Гуно, Ж. Бизе. Б. впервые в зарубежной критике оценил значение М. И. Глинки. Рус. музыканты рассматривали деятельность Б. (композитора, дирижёра, критика) как выдающееся явление современности. В. В. Стасов называл Б. "отцом и создателем новейшей программной музыки целого мира".
Основные даты жизни и деятельности
1803. - 11 XII. В городке Ла-Кот-Сент-Андре, деп. Изер, в семье врача Луи Жозефа Б. родился сын Гектор Луи.
1810-11. - Пребывание в семинарии.
1815. - Игра на флейте и флажолете. - Первые сведения о гармонии. - Первые композиторские опыты.
1817. - Уроки игры на флейте у Эмбера.
1819. - Уроки игры на гитаре у Дорана.
1821.- 22. III. Сдача экзамена на звание бакалавра. - X. Отъезд в Париж и поступление в Медицинскую школу.
1823. - Занятия с Ж. Ф. Лесюэром (частным образом). - 12 VIII. Первая статья Б. в журн. "Le Corsaire".
1824. - Прекращение занятий в Медицинской школе. - VI. Поездка домой с целью добиться согласия родителей на перемену профессии.
1826. - Поступление в Парижскую консерваторию (занятия у Лесюэра и А. Рейхи). - Не допущен к участию в конкурсе на Рим. пр.
1827. - III-V. Работа хористом в т-ре "Новости". - Вторичное участие в конкурсе на Рим. пр. (кантата "Смерть Орфея"; вновь неудача).
1828.-26 V. Первый концерт в Парижской консерватории из произв. Б. (увертюры "Уэйверли" и "Тайные судьи") - VII. Участие в конкурсе на Рим. пр. (2-я пр.).
1829. - Участие в конкурсе на Рим. пр (кантата "Клеопатра"; вновь неудача).
1830. - I-IV. Работа над "Фантастической симфонией". - VII. Рим. пр. (за кантату "Сарданапал"). - 5 XII. Первое исп. "Фантастической симфонии". - Знакомство и начало дружбы с Ф. Листом. - 29 XII. Отъезд в Италию.
1832. - V. Возвращение во Францию.
1833. - 3 X. Женитьба на X. Смитсон. - 24 XI. Первое выступление Б. как дирижёра.
1834. - Работа над симфонией "Гарольд в Италии".
1835. - Начало постоянной работы в качестве муз. критика в газ. "Journal des dйbats politiques et littйraires" (до 1864). - Пишет кантату "Пятое мая" (на смерть Наполеона Бонапарта).
1836. - Работа над оперой "Бенвенуто Челлини".
1837. - Сочинение "Реквиема".
1838. - III. Б. безуспешно добивается места профессора гармонии в Парижской консерватории.
1839. - I. Б. получает место помощника хранителя б-ки Парижской консерватории. - Работа над драм. симфонией "Ромео и Джульетта".
1840. - Работа над "Траурно-триумфальной симфонией".
1841. - 25 IV. Концерт Б. и Листа в пользу фонда сооружения памятника Бетховену в Бонне. - Работа над оперой К. М. Вебера "Фрейшюц" для постановки в Париже (муз. редакция, написание речитативов, оркестровка фп. пьесы "Приглашение к танцу" для вставного балета).
1842. - XII. Начало конц. заграничной поездки (с участием певицы М. Ресио).
1843. - Концерты в городах Германии. - Встречи с Ф. Хиллером во Франкфурте-на-Майне, Ф. Мендельсоном, Р. Шуманом и К. Шуман в Лейпциге, Дж. Мейербером в Берлине, Р. Вагнером в Дрездене. - V (конец). Возвращение в Париж.
1844. - 1 VIII. Б. дирижирует первым концертом на Всемирной выставке в Париже (исп. "Гимна Франции", написанного специально для фестиваля по случаю открытия выставки). - Поездка в Ниццу. - Зима 1844-45. Встречи с М. И. Глинкой в Париже.
1845. - VIII. Как представитель "Journal des dйbats" присутствует на бетховенских торжествах в Бонне. - XI. Поездка в в Австрию. - Концерты в Вене. - Встречи с Листом.
1846. - I. Концерты в Праге; II-IV - в Пеште (6 III - первое исп. "Венгерского марша"), Бреславле, Брауншвейге. - V. Возвращение в Париж - 6 XII. Исп. драм. легенды "Осуждение Фауста".
1847. - 14 II Отъезд в Россию.- III-V. Концерты в Петербурге, Москве, Риге. - XI. Поездка в Лондон в качестве оперного дирижера т-ра "Друри-Лейн".
1848. - VII Возвращение в Париж - Начало работы над "Мемуарами".
1850 II - 1851 II Б. - худ. рук. и дирижер концертов Большого парижского филармонического общества, созданного по его инициативе.
1852. - 20 III. Постановка Листом в Веймаре "Бенвенуто Челлини". - 24 III. - 6 VI. Б. дирижирует концертами Нового филармонич. об-ва в Лондоне. - 12-22XI. "Берлиозовская неделя" в Веймаре с участием Б. - V-VII. Поездка в Лондон для пост. "Бенвенуто Челлини" в т-ре "Ковент-Гарден". - VIII. Поездка в Баден. - X. Вторая поездка в Германию (дирижирует Оркестром Гевандхауза в Лейпциге). - XII. Возвращение в Париж.
1854. - 3 III. Смерть жены X. Смитсон - III. Концерты в Дрездене. - 19 X. Женитьба на M. Ресио.
1855. - I. Поездка в Веймар для участия в "Берлиозовском фестивале".
1856. - II. Концертная поездка в Баден-Баден и Веймар. - Охлаждение отношений с Листом, увлеченным музыкой P. Вагнера - 21 VI Избрание Б. в чл. Института Франции.
1856-59. - Работа над оперой "Троянцы".
1860-62. - Работа над комич. оперой "Беатриче и Бенедикт".
1864. - III. Уход из "Journal des dйbats"
1865. - Болезнь.
1866. - I. Участие в пост. "Армиды" Глюка.
1867. - II. Дирижирует концертом в Кёльне. - V. Работа в комиссиях Всемирной выставки. - 12 XII. Отъезд в Россию - Встречи с M. A. Балакиревым, В. В. Стасовым, Ц. А. Кюи, P. И. Чайковским и В. P. Одоевским. - Дирижирует с большим успехом концертами в Петербурге.
1868. - I-II. Концерты в Москве и Петербурге - 20 II. Возвращение в Париж.
1869 - 8 III. Смерть композитора в Париже.
Сочинения : оперы - Эстелла и Неморен (по пасторали Флориана, 1823, не сохранилась), Тайные судьи (Les Franc-Juges, 1826, не оконч.; марш использован в "Фантастической симфонии"), Бенвенуто Челлини (ор. 23, 1834-37, пост 1838 т-р "Королевская академия музыки и танца", Париж), Троянцы (лирич. трагедия в 2 ч. - Взятие Трои, Троянцы в Карфагене, 1855-59, пост 2-й ч 1863, "Театр лирик", Париж, целиком - 1890 Карлсруэ), Беатриче и Бенедикт (комич. опера, по пьесе Шекспира "Много шума из ничего", 1860-62, пост. 1862, Новый т-р, Баден-Баден), кантаты - Греческая революция (Героическая сцена для солистов, хора и орк, 1826), Смерть Орфея (для солиста, женского хора и орк., 1827), Герминия (для 2 голосов с орк., текст P. А. Вьейара по пьесе "Освобождённый Иерусалим" Торквато Тассо, 1828), Клеопатра (1828-29) Сарданапал (по Байрону, 1830), Пятое мая (для баса, хора и орк., сл. П. Ж. Беранже, ор. 6, 1832-35), Императорская кантата (текст Б., ор. 26 1856), оратории - Переход через Красное море (1823, не сохранилась), Осуждение Фауста (La Damnation de Faust, драм. легенда, в 4 ч. для солистов, хора и орк., текст А. Гандоньера и Б. по "Фаусту" Гёте в пер. Ж. де Нерваля, ор. 25, 1845-46, исп. 1846, Париж), Детство Христа (L"Enfance du Christ, ораториальная трилогия - Сон Ирода Бегство в Египет, Прибытие в Санс; для солистов, хора и орк., ор. 25, 1854), для солистов хора и орк. (также органа) - Араб и лошадь (Le Cheval arabe, лирич. сцена для баса с орк., 1822-23), Месса (Messe solonelle, 1825, 2-я ред. 1827), 8 сцен из "Фауста" (ор. 2, 1828-29), Буря (драм. фантазия на тему "Буря" Шекспира, для хора, орк., гармониума и 2 фп. в 4 руки, 1830), Сара-купалыцица (Sara la baigneuse, баллада, для 3 хоров с орк., сл. В. Гюго, ор. 11, 1834), Реквием (Grand Messe des Morts - Requiem, для смешанного хора, орк. и дополнительно 4 орк. медных духовых и ударных инструментов, ор. 5 1837), Гимн Франции (текст А. О. Барбье, 1841, позже включен в "Vox populi", op. 20, No 2, 1852), Песнь железных дорог (для тенора соло и смешанного хора с орк., ор. 19, No 3, 1846), Смерть Офелии (баллада для женского хора и орк., первонач. для сопрано или тенора и фп., сл. Э. Легуве, по Шекспиру, ор. 18 "Tristia", No 2, 1847), Похоронный марш (из последней сцены "Гамлета", для хора и орк., ор. 18 "Tristia", No 3, 1847-48), Те Deum (для солистов, 3 хоров, орк. и органа ор. 22, 1849-50), Угроза франков (La Mйnace des Francs, для солистов и двойного хора с орк., сл. Б., "Vox populi", op. 20, No 1, 1851), симфонии - Фантастическая симфония, или Эпизод из жизни артиста (в 5 ч., ор. 14, 1830), Лелио, или Возвращение к жизни (монодрама для чтеца, хора, солистов-певцов и орк., текст Б. 1831, исп. вместе со 2-й ред. Фантастической симфонии, 1832, Париж), Гарольд в Италии (симфония для альта-соло и орк., в 4 ч., по Байрону, ор. 16, 1834), Ромео и Джульетта (драм. симфония для симф. орк., солистов-певцов и хора, сл. Э. Дешана по Шекспиру ор. 17, 1838-39), Траурно-триумфальная симфония (Simphonie Funиbre et Triomphale, для дух орк., с присоединением, по желанию, струнного орк., а также хора, в 3 ч., текст финала Дешана, ор. 15, 1840), увертюры - Уэйверли (Waverley, ор. 1 bis, 1827-28), Тайные судьи (Les Francs-Juges, к неоконч. опере того же назв., ор. 3, 1827-28), Король Лир (ор. 4, 1831), Роб-Рой (1832), Римский карнавал (2-я увертюра к опере "Бенвенуто Челлини", 1844), Корсар (ор. 21, 1855, перераб. увертюры "Ниццкая башня", 1844, эскизы - 1831), камерно-инстр. ансамбли - Попурри на итальянские темы (Potpourri Concertant, секстет, 1819), 2 квинтета (для флейты и струн квартета, 1819, не сохранились), для голоса (и хора) с фп. - романсы, в т.ч. Девять ирландских мелодий (для одного и двух голосов, ор. 2, 1829-30), Летние ночи (Les Nuits d"йtй, сл. T. Готье, op. 7, 1-я ред. 1834, 2-я - 1841, орк. перелож., за исключ. No 4, 1856), Цветы ландов (Fleurs des Landes, пять мелодий для одного, двух голосов и хора, ор. 13, 1848-49), музыка к драм. спектаклям, обработки - Марсельеза (обр. песни К. Ж. Руже де Лиля, для двойного хора и орк., 1830), Приглашение к танцу (перелож. фп. пьесы Вебера, для симф. орк., 1841), Венгерский марш, (обр. венг. песни о Ференце Ракоци, 1846), Лесной царь (оркестровка песни Шуберта, 1860) и др., Полн. собр. муз. соч. (кроме опер.) - Веrlioz H., Werke, hrsg. von. Ch. Malherbe und F. Weingartner, Bd 1-20, Lpz. - N. Y., 1900-07 Литература : соч. Grand traitй de l"instrumentation et orchestration modernes, P., 1844 (нем. пер. с доп. P. Штрауса - Instrumentationslehre, Tl 1-2, Lpz., 1905), Le chef d"orchestre et les nouveaux instruments, P., 1856 (рус. пер. - Дирижер оркестра, М., 1912), Voyages musicales en Allemagne et en Italie Йtudes sur Beethoven, Gluck et Weber, v. 1-2, P., 1844, Les soirйes de l"orchestre, P., 1853, 1861, Les grotesques de la musique, P., 1859, 1861; A travers chants. Etudes musicales, adorations, boutades et critiques, P., 1862, Mйmoires de Hector Berlioz comprenant ses voyages en Allemagne, en Russie et en Angleterre 1803-1865, v. 1-2, P., 1870 (рус. пер. - Мемуары, пер. А. В. Оссовского, ч. 1-2, СПБ, 1896, Мемуары, пер. О. К. Слезкиной, вступит. статья А. А. Хохловкиной, М., 1962), Les musiciens et la musique Recueil d"articles et d"йtudes d"Hector Berlioz. Publ. par A. Hallays, P., 1903, Literarische Werke, Bd 1-10, Lpz., 1903-12, Избранные статьи Вступит. статья, комментарии и пер. В. Александровой и Е. Бронфин, M., 1956, Oeuvres littйraires, v. 1-2, P., 1968-69 Письма : Correspondance inйdite d"Hector Berlioz 1819-1868, publiйe par Daniel Bernard avec une notice biographique, P., 1879, 1904 Lettres intimes avec une prйface par Charles Gounod, P., 1882 Lettres а M-me Estell F(ornier) Une page d"amour romantique 1864-1868, P., 1903, Lettres inйdites d"Hector Berlioz а Th. Gounet, publ. par L. Michaud et G. Alix, Grenoble, 1903, Briefe von H. Berlioz an die Fьrstin Caroline Sayn-Wittgenstein, hrsg. von La Mara, Lpz., 1903, Correspondance, йd par J. Tiersot. Les annйes romantiques (1819-1842), P., 1904, Le musicien errant (1842-1852), P., 1919, Au milieu du chemin (1852-1855), P., 1930 Les lettres de Berlioz а Auguste Morel, publ. par J. G. Prod - homme, P., 1912, Correspondance inйdite, P., 1917, Autobiographie inйdite, P., 1919 New-letters of Berlioz, 1830-1868, N. Y., 1954, Письма зарубежных музыкантов. Из русских архивов, Л., 1967, с. 44-51, 245-49 Литература : Любитель музыки (Одоевский В. P.), Реквием Берлиоза, "СПБ ведомости", 1841, 1 марта, No 48, его же (К. В. О.), Берлиоз в Петербурге, там же, 1847, 2 марта, No 49, его же, Концерт Берлиоза в Петербурге (Письмо к M. И. Глинке), там же, 1847, 5 марта, No 51, см. также Одоевский В. P. Музыкально-литературное наследие, М., 1956, Л. (Мельгунов H. A.), Берлиоз и его музыкальные произведения, "Моск. ведомости" 1847, No 40, Серов A. H., Концерты в Петербурге ("Ромео и Юлия" и "Осуждение Фауста" Берлиоза), "Современник", 1851, No 4, 6, Serow Alexandre, Hector Berlioz (Esquisse critique), "Journal de St.-Pйtersbourg", 1869, No 105, 109, 110, 113 (на рус. яз. - в кн. Серов A. H., Избр. статьи, т. 1, М., 1950, с. 469-96), его же, Второе симфоническое собрание Русского музыкального общества ("Король Лир" Берлиоза), "Голос", 1870, No 321 см. также: Серов A. H., Избр. статьи, М., т. 1, 1950, (Кюи Ц. А.), "Троянцы", новая опера Гектора Берлиоза, "СПБ ведомости", 1864, 4 авг., No 17, его же, Музыкальные новости "Взятие Трои", там же, 1865, 21 авг., No 216 его же, Музыкальные заметки. Вероятный приезд к нам Берлиоза Краткая его биография, там же, 1867, 21 сент., No 261, его же, Музыкальные заметки. Последний концерт Русского музыкального общества. Отрывки из "Ромео", "Фауста" и "Гарольда в Италии" Берлиоза, там же, 1868, 14 февр., No 43, см. также Кюи Ц. А., Избр. статьи, Л., 1952, Чайковский P. И., Начало концертного сезона (увертюра "Тайные судьи" Берлиоза), "Русские ведомости", 1873, 10 марта, No 52, его же, Шестой концерт Музыкального общества ("Гарольд в Италии"), там же, 1874, 31 янв., No 26, см. также: Чайковский P. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, переизд., в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953, Петухов М., Гектор Берлиоз в России, СПБ, 1881, Стасов В. В., Письма Берлиоза, "Новое время", 1879, 18 янв., то же, в кн. Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, М., 1952, с. 27-34, его же, Лист, Шуман и Берлиоз в России, "Северный вестник", 1889, VII-VIII, то же, в кн. Стасов В. В., Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 409-84, Луначарский А. В., "Гибель Фауста" Берлиоза, "Культура театра", 1921, No 5; то же, в его кн. В мире музыки, M., 1971, Соллертинский И., Гектор Берлиоз, М., 1932, в его кн. Исторические этюды, Л., 1963, с. 1934-96, Вагнер Р., О Берлиозе, в кн. Вагнер P., Избр. статьи Л., 1935, Хохловкина А., Берлиоз, М., 1938, М., 1966, Pротопопов В. В., Полифония Берлиоза, в его кн.: История полифонии Западноевропейская классика, М., 1965, с. 379-401, Schumann R., H. Berlioz Episode de la vie d"un Artiste. Grande symphonie fantastique op. 4, "NZfM", 1835 (рус. пер. в кн. Шуман P., Избр. статьи о музыке М., 1956), Liszt F., Berlioz und seine Haroldsymphonie, 1855, "NZfM", 13-27 Juli, 17, 24 August, то же, в кн.: Liszt F., Gesammelte, Schriften, Lpz., 1880-83, Bd IV (рус. пер. в кн.: Лист P., Избр. статьи, М., 1959, с. 279-341), Lassougnes G. de, Berlioz, son oeuvre, P., 1870, nouv йd., 1919, Kufferath M., Hector Berlioz et Robert Schumann, Brux., 1879, Julluen A., Hector Berlioz, sa vie et ses oeuvres, P., 1888, Hippeau Е., Berlioz, l"homme et l"artiste, v. 1-3, P., 1883-85, его же, Berlioz et son temps, P., 1890, Pohl R., Hector Berlioz. Studien und Erinnerungen, Lpz., 1884, Legouvй E., Hector Berlioz, в его кн.: Soixante ans de souvenirs, v. 2, P., 1886-87, на нем. яз. - Lpz., 1898, Schumann R., Gesammelte Schriften ьber Musik und Musiker, Lpz., 1888, Galibert P., Berlioz compositeur et йcrivain, sa vie et son oeuvre, Bordeaux, 1890, Prоd"hоmme J. G., Hector Berlioz, sa vie et ses oeuvres, P., 1904, 1913, на нем. яз. - Lpz., 1906, его же, Bibliographie Berliozienne, "RM" 1956, Numйro special, No 233, p. 97-147, Saint-Saens C., Portraits et sou venirs, P., 1900, Hahn A., Votz Lr. Pochhammer A., Grьters A., Vоlbaсh F., Hecto Berlioz, sein Leben und seine Werke, Lpz., 1901, Воult К. F., Berlioz"s life as written by himself in his letters and memoirs, L., 1903, Мorillоt P., Berlioz йcrivain, Grenoble, 1903; Louis R., Hector Berlioz, Lpz., 1903, P., 1904, Tiersot G., Hector Berlioz et la sociйtй de son temps, P., 1903, Boschot A., Hector Berlioz, v. 1-3, P., 1906-12, 1946-1950, Schrader В., Berlioz Biographie, Lpz., 1908, Rоlland R., Berlioz, в его кн. Musiciens d"aujourd"hui, P., 1908 (рус. пер. - Музыканты наших дней, Собр. муз.-историч. сочинений, т. 5, М., 1938), Bernouilli E., Hector Berlioz als Aesthetiker der Klangfarben, Z., 1909, Kapp J., Berlioz. Eine Biographie, В.-Lpz., 1917, 1922, его же, Das Dreigestirn: Berlioz-Liszt-Wagner, B., 1919, Masson P. M., Berlioz. La vie, l"oeuvre, l"homme et l"artiste, P., 1923, Wotton T. S., Hector Berlioz, Oxf., 1935, Elliot J. H., Berlioz, L.-N. Y., 1938, Pourtalйs G. de, Berlioz et l"Europe romantique, P., 1939, Lockspeiser E., Berlioz, L., 1939, Mouthier P. G., Hector Berlioz, Brux., 1944, Hertriсh Gh., La vie romantique et le gйnie cr"eateur de Berlioz, Saint-Etienne, 1945, Andreis J., Hector Berlioz, Zagreb, 1946, Вarzun J., Berlioz and the Romantic century, v. 1-2, N. Y., 1949, Berlioz and his century. An introduction to the age of romanticism, Cleveland - N. Y., 1964, 1969, Feschotte J., Hector Berlioz La vie - l"oeuvre, P., 1951, Hopkinson C., A bibliography of the musical and literary works of Hector Berlioz, Edinb., 1951, Tiйnot J., Hector Berlioz, P., 1951, Kьhner H., Hector Berlioz Charakter und Schцpfertum, Olten - Freiburg, 1952, Faire G., Berlioz, P., 1954, Roy J., La vie de Berlioz racontйe par Berlioz, P., 1954, Thкodore-Valensi, Le Chevalier "Quand-Mкme" Berlioz, P., 1955, его же, Fin et gloire de Berlioz, Nice, 1956 (обе кн. переведены на рус. яз., М., 1969), Barraud H., Hector Berlioz, P., 1955, Delaye-Didier-Delorme H., Hector Berlioz et le chant desespйrй, P., 1956, Guillemot-Magitot G., Un grand musicien romantique, P., 1958, Rousselot J., La vie passionnйe de Berlioz, P., 1962. B. H. Александрова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .



Вверх