Основные даты жизни и творчества а. с. грина. А. Грин — краткая биография

Несмотря на жанровое разнообразие творчества Грина, настоящую и заслуженную славу принесли ему романы. Первый роман "Человек внутри" вышел в 1929 году. Это книга молодого писателя. В ней нет той сдержанности и одновременно тонкости, прозрачности стиля, которые составляют одно из непреходящих достоинств любого зрелого произведения Грина. Но уже в самом первом романе он задаётся теми вопросами, которые предстанут перед нами гранями в его дальнейшем творчестве. Уже в самом первом историческом романе, действие которого происходит в начале XX века, звучат мотивы, остающиеся излюбленными и в зрелых, завоевавших славу книгах: мотив предательства, иногда невольного, и преступления и наказания, физического поражения и морального очищения и победы.

Для творчества Грина характерны следующие особенности:

Разнообразие географии в его произведениях: его герои по преимуществу англичане, реже всего жили на Родине. Судьба забрасывала их в Швецию, во Вьетнам, на Кубу. Литературоведами высказывалось мнение, что, в каком бы месте земного шара ни происходило действие книг, оно всё равно происходит в "Гринландии" - стране, рождённой воображением и талантом писателя. Однако "Гринлэнд" - отнюдь не вымышленная страна. Романы - "путеводители" по ней изобилуют точными приметами реального времени и места, что придаёт особый, не только этнографический, но главное социально - политический колорит конфликтам, которые исследуются писателем. Грин намеренно выбирает местом действия своих романов "горячие" точки планеты - борющийся с французскими колонизаторами Вьетнам ("Тихий американец"), Кубу, где правил жестокий режим Баллисты ("Наш человек в Тайване"). Выбор географической местности обусловлен особенностями организации писателем сюжета. Грин отличается тем, что во многих своих произведениях он создаёт критические ситуации, помогающие раскрыть всю сложность человеческих характеров. Персонажи романов Грина попадают в экстремальные условия, способствующие раскрытию их нравственной сущности, заставляющие делать выбор между порядочностью и предательством, за верность своим принципам им приходится расплачиваться свободой, а то и жизнью.

Грина всегда волновали моральные категории. Его занимала природа и сущность добра (для Грина это, прежде всего человечность, сострадание) и зла (догмы, чёрствости, лицемерия).

Говоря о проблеме следования догме, следует отметить, что Грин - католик охотно прощает своим героям и отсутствие веры, и сознательный атеизм. Пожалуй, единственное, что для него неприемлемо ни при каких условиях, - слепое следование абстрактной догме.

С начала своей литературной деятельности Грин выступал в двух разнородных жанрах - "развлекательного" романа с детективным уклоном и романа "серьёзного", исследующего глубины человеческой психологии и окрашенного философскими раздумьями о природе человека.

Однако истинная суть Грина, делающая его подлинным классиком английской литературы ХХ века, продолжателем традиций Ф.М. Форда, Г.К. Честертона и Дж. Конрада, которых он почитал своими учителями и которым посвятил лучшие из написанных им эссе, сказалась в иных его произведениях, лишенных суетности, “сиюминутности”, обращенных к внутреннему миру человека, к Вечности: романах “Сила и слава”, “Монсеньор Кихот” и особенно обостренно - в последнем романе “Капитан и враг”.

Классик английской литературы свои романы делил на «развлекательные истории», основанные на детективной интриге, и «серьезные романы» с мощным социальным подтекстом, хотя граница между ними зачастую условна, так как несерьезных произведений Грэм Грин писать не умел. Однако художественные решения, обычно предполагающие присутствие парадокса, который может приобретать и трагический характер, по существу, совпадают в книгах, относимых автором к разным категориям.

Идентична и основная проблематика прозы Грина, которая независимо от особенностей жанра (комический роман нравов, как «Путешествия с тетушкой», 1969, притча с элементами травести и классического сюжета, как «Монсеньор Кихот», 1982, и др.) остается повествованием с резко выделенной моральной проблематикой, определяющейся поисками смысла и оправдания жизни в век этической апатии и прогрессирующей дегуманизации.

Такое разделение на серьезные и развлекательные романы произошло после выхода "Экспресса в Стамбул" в 1932 году. В это время Грин работал обозревателем в "Зрителе" и в журнале "День и ночь". Одна из его статей повлекла судебное преследование со стороны кинокомпании "20-й Век. Фокс", и Грин был приговорен к крупному денежному штрафу (не забывший обиды, Грин нанесет позже удар по США романом "Тихий американец, но и те не остались в долгу, объявив его "самым антиамериканским писателем").

Действие романов Грэма Грина нередко происходит в краях, далеких от его родины. Это объясняется не просто тем, что писатель много путешествовал, или его любовью к экзотике. Грина притягивают те районы земли, где героев легче всего поставить в экстремальную ситуацию, где особенно бросаются в глаза язвы нашего столетия: произвол и цинизм политиков, бесправие, нищета, невежество. Когда же он обращается к Европе, то обычно выбирает напряженные, кризисные моменты ее истории ("Ведомство страха", "Десятый" и др.). При этом он далек от мысли, что драматизм жизни обусловлен исключительно внешними, политическими и общественными, факторами. С какой бы страной он ни связывал судьбу своих героев - с Англией или Францией, Мексикой или Вьетнамом, - на первом месте у него стоят вечные вопросы о добре и зле, долге и компромиссе, мужестве и избрании жизненного пути. Он всегда готов срывать маски с фальшивых авторитетов и умеет находить героизм там, где его меньше всего ожидаешь найти.

Писатель ставит своих персонажей в экстремальные обстоятельства, способствующие раскрытию их нравственной сущности, заставляющие делать выбор между верностью и предательством. Грина волновало, как те или иные моральные категории и принципы реально преломляются и воплощаются в конкретных взаимоотношениях между людьми. Его занимала сущность и природа добра (для Грина это прежде всего человечность, сострадание) и зла (догмы, черствости, лицемерия). Одним из ключевых для писателя был вопрос о праве личности активно вмешиваться в судьбу других людей даже из самых лучших и благородных побуждений.

Проблемы морали всегда были для Грина важнейшими, всегда стояли в центре его творчества. Они остаются определяющими и в его последних книгах. Однако здесь автор стал лицом к лицу с моралью социальной: что вправе и что не вправе делать отдельный человек, ответственный не только перед собой и своей совестью (или богом, который в романах Грина то же, что совесть), но перед людьми вообще, перед целым народом. Эти проблемы должны были толкнуть Грина, писателя, живущего в бурную эпоху исторических перемен, на решение проблем социальных и политических.

Сама фигура писателя далеко неоднозначна. При более углубленном знакомстве с предложенными биографами (Давид Лодж) материалами от привычного нам образа - респектабельного, бесстрастно-ироничного английского джентльмена, сосредоточенного на литературе и путешествиях, примерного католика, аристократа, для которого короткий эпизод сотрудничества с разведкой был чем-то вроде дани некой специфически английской (Моэм, Даррелл и др.) писательской традиции, и, разумеется, материалом для романов, - не осталось ничего.

Грин на удивление непоследователен, страстен, можно сказать, несдержан. Не в силах справиться с самим собой, Грин пытается удержать равновесие с помощью теологических парадоксов: "Никто так не понимает христианства, как грешник. Разве что святой" (это высказывание Шарля Пеги Грин поставил эпиграфом к роману "Суть дела").

Ну а работа в разведке отнюдь не была кратковременна, как принято считать (1941 - 1944), - деликатные поручения Грин, похоже, выполнял еще очень долго. И в работе этой не был он лоялен не только к странам, где представлял интересы английской разведки, но и к собственному ведомству - очень странной выглядит, например, ситуация его взаимоотношений с Филби, бывшим его другом. Вероятнее всего, Грин был осведомлен о работе Филби на СССР и, что называется, умыл руки, отойдя в сторону.

Кроме того, биографы обнаружили еще массу странных и двусмысленных эпизодов из биографии Грина что несколько пошатнуло уже канонизированный образ одного из патриархов европейской литературы ХХ века.

Пессимизм, характерный для большинства книг Грина, вытекал из убеждения автора, что зло, существующее в мире, неисправимо, а одиночество, на которое обречен человек, -- непреодолимое следствие установленного порядка. В то же время во всех книгах неизменно стоял мучительный вопрос об ответственности за судьбу человека. Именно этот вопрос отличает Грина от певцов отчаяния, которых так много в литературе буржуазного Запада. Этот вопрос приводит его к социальной проблематике, с одной стороны, и к противоречиям -- с другой.

Имеет ли право человек стоять в стороне от страданий других людей, не должен ли он активно вмешаться в их жизнь, бороться с их горем и болью? И может ли он, даже прийдя к убеждению о невозможности что-либо изменить и исправить, отстраниться и отойти в сторону и равнодушно взирать на окружающие его зло и страдания?

Эти вопросы назревали в книгах Грина постепенно. Особенно напряженно они прозвучали в романе «Суть дела». В «Тихом американце» и «Комедиантах» они потеряли свою абстрактность и поставлены в связи с изображением острого социально-политического конфликта. В своих последних книгах Грин опять отошел к абстрактному гуманизму.

Политическая позиция Грина была и осталась противоречивой. Неверие в возможность что-либо реально изменить и исправить в жизни людей мешало Грину найти путь к тем, кто боролся за осуществление своих идеалов на земле, за лучшую участь для человека, а когда он находил эти пути, то начинал сомневаться и пугаться «крайностей».

Одним из ключевых вопросов для писателя был вопрос о праве личности быть активной. Проблема выбора между активной и пассивной жизненной позицией - ключевая для большинства романов писателя, но её конкретное решение существенно менялось на протяжении долгого творческого пути. В ранних книгах он склоняется к осуждению активных действий, считая их бессмысленными, а иногда губительными. В более поздних произведениях его точка зрения радикально меняется.

Для его произведений бал характерен постоянный мотив одиночества и отчаяния, а также мотив преследования и предопределения. Его герои одержимы мыслью о преследующей их силе (которая никогда не бывает мистической), но перед нею человек всегда беззащитен. Герои, в конце концов, либо кончают жизнь самоубийством, либо, так или иначе, становятся жертвами преследующей силы.

Одним из излюбленных гриновских средств раскрытия жизненных явлений и людских судеб является парадокс. Уже в романах 30-х годов это средство органически связано, более того, прямо вытекает из парадоксальности жизневосприятия самого писателя: его огромной жалости к человеку, усиленной собственной философской концепцией («возлюби человека подобно богу, зная о нём худшее»), пониманием глубин падения человека, пониманием величайших противоречий, которые могут уживаться в его сознании. На этой основе возникают сначала образы Пинки и Феррешта, а потом Пайла, погубившего тысячи людей и побелевшего при виде крови на своём сапоге.

Грин - писатель большого мира, который чувствовал политическую ситуацию во многих случаях лучше, чем профессиональные политики. Его роман “Комедианты” предсказал крах диктатуры Дювалье, а роман “Тихий американец” - крах американской политики во Вьетнаме. Политический фон просматривается даже в книгах с откровенно детективным сюжетом (“Наемный убийца”).

И когда мы берем в руки сборник рассказов с эпатирующим названием “Можете вы одолжить нам своего мужа? (и другие комедии сексуальной жизни)”, первое ощущение - а не однофамилец ли это знаменитого писателя? Однако уже начальные строки текста убеждают: нет, это все тот же Грэм Грин, лишний раз подтвердивший простую истину - для настоящей литературы нет низких тем. Драматическая история молодой девушки, вышедшей замуж за юношу, как это принято теперь говорить, другой сексуальной ориентации, которого совращают во время их медового месяца два хищных субъекта, может быть написана с не меньшим мастерством и с не меньшей страстью (первый рассказ, давший название всему сборнику), чем история американской военной экспансии в Юго-Восточной Азии и вытеснения оттуда французских колонизаторов.

Конечно, ничего удивительного в этом нет. Симпатии Грэма Грина - писателя большого мира - всегда на стороне маленького человека с его “малыми” проблемами. Хороший тому пример - роман “Наш человек в Гаване”, герой которого - продавец пылесосов, а предметом насмешки является британская Интеллидженс Сервис, столь хорошо знакомая автору.

И все-таки эти двенадцать рассказов несколько выделяются из творчества Грэма Грина. Они представляют собою своего рода единый роман, в котором сконцентрированы наблюдения автора за самыми скрытыми сторонами человеческой жизни. Рассказы пронизаны юмором, иронией и грустью.

К сожалению, наш читатель до сих пор не знаком со всеми рассказами сборника, изданного в Лондоне издательской фирмой “Бодли Хед” в 1967 г.. За более чем тридцатилетний период жизни сборника на русский язык с большим разбросом во времени были переведены шесть рассказов: “Невидимые японцы” и “Корень зла” (1967 г.), “Мертвая хватка” (1963 и 1986 гг.), “Двое” и “Дешевый сезон” (1991 г.), “Доктор Кромби” (1998 г.). Остальные шесть рассказов (в том числе и первый, давший название сборнику) так и не увидели свет. Вероятно, тогдашним цензорам содержание их казалось шокирующим. Ханжеский взгляд на “моральные устои” вынуждал забыть о литературном мастерстве автора, который мог затронуть любую тему и сделать это с блеском. Надеемся, что времена изменились, и это подтверждается дважды прошедшим по Центральному телевидению показом английской экранизации первого рассказа сборника с Дирком Боггардом в главной роли (он знаком зрителям по картине “Ночной портье”).

Годы жизни: с 23.08.1880 по 08.07.1932

Настоящее имя Александр Степанович Гриневский. Русский и советский писатель, творивший в русле неоромантизма. Сам себя относил к течению символистов.

Александр Гриневский родился в семье ссыльного белоруса Степана Гриневского 11(23) августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии.

С ранних лет Грин увлекался книгами о путешествиях, сам мечтал стать матросом и даже пытался убежать из дома, чтобы поступить на корабль.

Стоит отметить, что отец Грина не пытался препятствовать таким увлечениям сына, даже поощрял длительные походы на природу, которые оказали значительное влияние как на характер молодого человека, так и общее направление и особенности его творчества.

В 1896 г. Грин окончил Вятское городское училище и уехал в Одессу, захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. Там он устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса - Батуми - Одесса, однако вскоре оставил карьеру моряка и перепробовал еще много профессий: был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, даже золотоискателем на Урале.

Службу Гриневский проходил солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, который располагался в Пензе.Здесь царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах "Заслуга рядового Пантелеева" и "История одного убийства", поэтому летом 1902 г. Грин совершил первое неудачное дезертирство и был пойман в Камышине. Зимой 1902 г. эсеры, с которыми будущий писатель познакомился после возвращения в батальон, устроили Грину повторный побег, после которого он перешёл на нелегальное положение и начал вести революционную деятельность. В 1903 г. был арестован за пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе. За попытку побега был переведён в тюрьму строгого режима, где провел около двух лет. В 1905 г. освобожден по амнистии.

В 1906 г. в Петербурге Грин снова был арестован и выслан на четыре года в Тобольскую губернию, г. Туринск.

Псевдоним А. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай» в 1907 году.

Сочиняя новые и новые рассказы, Грин постепенно находит свой стиль, сделавший его затем столь популярным и любимым. Первая романтическая новелла, по словам самого писателя, появилась в 1909 г. и называлась «Остров Рено».

Из-за конфликта с властями Грин с конца 1916 г. был вынужден скрываться в Финляндии и вернулся в Петроград, лишь узнав о Февральской революции. Грин возлагал большие надежды на революцию, на обновление России, но вскоре был разочарован.

В 1919 году Грин служил в Красной Армии связистом и заболел сыпным тифом. Тяжелобольного писателя привезли в 1920 г. в Петроград, где при содействии М. Горького ему удалось получить академический паёк и жильё - комнату в «Доме искусств».

Именно в революционные годы в Петрограде Грин начал писать свою самую знаменитую «повесть-феерию» «Алые паруса», которая была опубликована в 1923 году.

В 1924 году Грин переехал в Феодосию.

В 1929 году писатель всё лето провёл в Старом Крыму, работая над романом «Дорога никуда», а в 1930 г. полностью переехал в город Старый Крым. В конце апреля 1931 года, будучи уже серьёзно больным, Грин ходил в Коктебель в гости к Волошину. Этот маршрут до сих пор известен и популярен среди туристов как «тропа Грина».

8 июля 1932 года Грин умер в городе Старый Крым. Был похоронен там же на городском кладбище. На его могиле установлен памятник «Бегущая по волнам».

Однако, как часто случалось с не просоветсткими писателями в середине века, со смертью Грина его история не закончилась. С 1941 г. его книги не печатались, а в 1950 г. Грин посмертно обвинялся в «буржуазном космополитизме». Усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши и других он в 1956 г. был возвращен в литературу и его произведения издавались миллионными тиражами.

Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что "Грин!" - так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а "Грин-блин" - была одна из его детских кличек.

На груди у Грина была татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса.

Бывалым моряком Грин не стал: он так и не научился вязать узлы, свивать лини, сигналить флажками. Даже «отбивать склянки» не получалось - из-за отсутствия резкого двойного удара в обе стороны колокола-рынды.

В Туринске, куда Грин был сослан на 4 года, он пробыл всего 3 дня: в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания» приводится забавная история, как он, напоив исправника и полицейских, которые не устояли перед дармовой водкой, совершил побег. Бежал в Вятку, раздобыл чужой паспорт, по которому уехал в Москву.

Считается, что прообразом Ассоль, героини "Алых парусов", является жена Грина, Нина Николаевна.

В 2000 году к 120-летию со дня рождения А. С. Грина Союз писателей России, администрация г. Кирова и г. Слободского учредили ежегодную за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды.

Настоящая фамилия Александра Степановича Грина - русского советского прозаика польского происхождения, создававшего свои произведения в русле романтического реализма, - Гриневский. Его имя ассоциируется, в первую очередь, с повестью «Алые паруса».

Появился на свет в Вятской губернии, г. Слободской 23 августа (11 августа по ст. ст.) 1880 г. Склонность к перемене мест, мечтательность, подкрепляемые любовью к книгам о чужих краях и путешествиях, у него появились уже детские годы, он не раз предпринимал попытки убежать из дома. В 1896 г. закончилась его учеба в четырехклассном Вятском городском училище, и Александр уезжает в Одессу, с пребывания в которой начался шестилетний период его бродяжничества.

Устроившись на судно, он поначалу хотел реализовать давнюю мечту стать мореплавателем, однако скоро к ней охладел. Рыбак, грузчик, землекоп, лесоруб, золотоискатель и даже шпагоглотатель - все эти профессии примерил на себя Александр Гриневский, но так и не смог избавиться от жесточайшей нужды, которая в 1902 г. заставила его записаться в армию добровольцем.

Служба его длилась 9 месяцев, из которых треть он просидел в карцере, и закончилась дезертирством. В это время происходит его сближение с эсерами, которые вовлекают его в пропагандистскую работу. Агитация матросов в Севастополе закончилась для Грина в 1903 г. арестом, а неудачная попытка побега обернулась двумя годами в тюрьме строгого режима. Однако он продолжал заниматься пропагандистской работой, и в 1905 г. его должны были на 10 лет сослать в Сибирь, и только амнистия помогла избежать столь незавидной участи.

В 1906 г. был напечатан первый рассказ Александра Грина – «В Италию», а последовавшие за ним в том же году «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська» были подвергнуты конфискации прямо в типографии и сожжены. Их автора, находившегося в то время в Петербурге, арестовали и сослали в Тобольскую губернию, однако опальному начинающему писателю удалось с чужими документами быстро бежать с места ссылки. В 1907 г. вышел рассказ «Случай», примечательный тем, что впервые в творческой биографии автор подписался псевдонимом А.С. Грин. В следующем году публикуется первый сборник рассказов «Шапка-невидимка», который не остался незамеченным.

В 1910 г. Грина отправляют в ссылку во второй раз - на этот раз на два года в Архангельскую губернию. По возвращении домой Грин активно пишет и печатается, его рассказы, повести, сатирические миниатюры, поэмы, стихи публикуются в 60 изданиях. До октября 1917 г. Грин напечатал порядка 350 произведений. В этот период формируется романтическая направленность его сочинений, которая входит в противоречие с суровой действительностью.

Февральская революция породила надежды на перемены к лучшему, но они развеялись с приходом к власти большевиков. Их действия еще больше разочаровали Грина в окружающей действительности, он с новой силой стал создавать собственный мир. Сегодня сложно представить, что любимая всеми романтиками знаменитая повесть «Алые паруса» рождалась в охваченном революционными преобразованиями Петрограде (в печать вышла в 1923 г.). Герои произведений и вымышленные города Грина плохо вписывались в советскую литературу, наполненную пафосом построения социализма – вместе со своим автором. Его сочинения публиковали все реже и все чаще подвергали критике.

В 1924 г. вышел роман А.С. Грина «Блистающий мир», и в этом же году состоялся его переезд в Феодосию. Страдая от туберкулеза и бедности, он продолжает писать, и из-под его пера выходят новые рассказы, романы «Золотая цепь» (1925), «Бегущая по волнам» (1928), «Джесси и Моргиана» (1929), в 1930 г. увидел свет роман «Дорога в никуда», пронизанный трагическим мироощущением больного и никем не понятого художника. Последним в биографии Грина местом жительства стал город Старый Крым, куда он переехал в 1930 г. и умер 8 июля 1932 года.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. С. ГРИНА

1880, 11 (23) августа – В г. Слободском Вятской губернии у Степана Евсеевича Гриневского и Анны Степановны Гриневской (урожденной Лепковой) родился сын Александр.

13 (25) августа – Александр Гриневский крещен в Никольской церкви г. Слободского. 1881 – Семья Гриневских переезжает в Вятку.

1889, 16 августа – Александр Гриневский зачислен в приготовительный класс Вятского Александровского реального училища (ВАРУ). В октябре педагогический совет ВАРУ уведомляет С. Е. и А. С. Гриневских о плохом поведении их сына Александра. Александр Гриневский выбывает из 1-го класса ВАРУ «по прошению отца».

1892, 15 октября – Александра исключают из 2-го класса за сатирические стихи, высмеивающие учителей.

1894, осень – Ученик 3-го класса Александр Гриневский уволен из училища на две недели за плохое поведение.

Май – Отец Александра Степан Евсеевич женится на вдове Лидии Авенировне Борецкой. Александра отселяют из семьи из-за конфликтов с мачехой.

Август – Принят учеником матроса на пароход «Платон». В октябре за неуплату денег на содержание высажен в Одессе. Осень – Поступает на службу матросом на шхуну «Святой Николай», идущую в Херсон. Не получив расчета, возвращается в Одессу.

1897, весна – Нанят матросом на пароход «Цесаревич», идущий в Александрию. На обратном пути уволен за конфликт с капитаном.

Июль – Возвращается из Одессы в Вятку.

Осень и зима – Служит в канцелярии Вятской городской управы, зарабатывает перепиской документов и ролей для актеров городского театра, играет «третьестепенные» роли, около недели посещает железнодорожную школу.

1898, июль – Александр Гриневский уезжает из Вятки в Баку, где работает на рыбных промыслах, служит на пароходе «Атрек», бродяжничает.

1899, весна – Возвращается из Баку в Вятку, поступает банщиком на станцию Мураши Пермь-Котласской железной дороги.

Осень – Работает в железнодорожных мастерских Вятского депо. Сочиняет сатирические рассказы о Вятке.

1900, с 19 апреля по 19 июля – Служит матросом на барже № 8 пароходства Т. Ф. Булычева.

1901, 23 февраля – Пешком уходит на Урал, работает «на Пашийских приисках, на домнах, в железных рудниках села Кушва (г. Благодать), на торфяниках, на сплаве и скидке дров и дровосеком».

Август – Возвращается в Вятку, занимается перепиской ролей для актеров театра.

31 августа – Александр Гриневский по просьбе своего друга Михаила Назарьева продает золотую цепочку, украденную у врача В. А. Трейтера.

Сентябрь – Состоит под следствием по обвинению в сбыте краденого.

Ноябрь – Включен в списки лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности в 1901 году с 1-го призывного участка Вятского уезда. Получает отсрочку от службы в армии до окончания следствия и суда.

1902, 4 февраля – На заседании Вятского окружного суда А. Гриневский и М. Назарьев признаны невиновными в «совершении приписываемых им преступных деяний».

Март – Александр Гриневский призван в армию, служит в Пензе в 213-м Оровайском резервном батальоне.

27 ноября – Вновь совершает побег с помощью члена партии эсеров А. И. Студенцова и уезжает в Симбирск. Работает на Симбирском лесопильном заводе.

1903, начало весны – После временного «карантина» в Твери и отказа участвовать в теракте направлен в качестве агитатора в Саратов, где проводит около месяца, затем уезжает в Тамбов и знакомится с членом ЦК партии социалистов-революционеров Н. Я. Быховским, своим «крестным отцом» в литературе. Переезжает в Екатеринослав, затем в Киев под начало эсера С. Н. Слетова.

Сентябрь – Прибывает в Севастополь. Занимается пропагандой и агитацией среди матросов Черноморского флота и солдат крепостной артиллерии. Знакомится с эсеркой Е. А. Бибергаль («Киской»).

11 ноября – Александр Гриневский арестован за революционнопропагандистскую деятельность и заключен в Севастопольскую тюрьму.

1904, апрель – Александр Гриневский подает прошение на имя прокурора Одесской судебной палаты о переводе в тюрьму г. Вятки.

20 мая – Подает аналогичное прошение на имя министра внутренних дел. Оба прошения оставлены без удовлетворения.

1905, 22 февраля – Александр Гриневский осужден приговором военно-морского суда г. Севастополя к 10 годам ссылки в Сибирь.

23мая – Состоялся повторный суд в Феодосии. В дополнение к предыдущему приговору добавлен год тюремного заключения.

Декабрь – приезжает в Петербург.

Конец декабря 1905-го или начало января 1906 года – Драматическое объяснение с Е. А. Бибергаль.

1906, 7 января – Александр Гриневский арестован за проживание по чужому паспорту (мещанина Николая Мальцева) и заключен в Выборгскую тюрьму («Кресты»).

Весна – Знакомится в тюрьме с Верой Павловной Абрамовой (1882–1951), которая навещает политзаключенных в качестве «тюремной невесты».

Июль – На несколько дней приезжает в Вятку, где отец достает ему паспорт умершего в больнице Алексея Алексеевича Мальгинова.

Август – Приезжает в Москву, где находится около десяти дней и по заданию партии эсеров пишет свой первый агитационный рассказ «Заслуга рядового Пантелеева». Рассказ опубликован за подписью «А. С. Г.».

5 декабря – В газете «Биржевые ведомости» публикуется рассказ «В Италию» (в газете ошибочно назван «В Италии») под псевдонимом А. А. М-в.

Конец года – Александр Гриневский приезжает в Петербург. Начало совместной жизни с Верой Абрамовой.

1907, 25 марта – Рассказ «Случай», опубликованный в газете «Товарищ», впервые подписан псевдонимом А. С. Грин.

1908, январь – В Петербурге выходит первый сборник А. С. Грина «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах». В книгу входят рассказы «Марат», «Кирпич и музыка», «Подземное», «В Италию», «Случай», «Апельсины», «На досуге», «Гость», «Любимый», «Карантин». Письмо А. С. Грина Горькому с просьбой об издании книги в «Знании».

1910 – В издательстве «Земля» выходит вторая книга Грина «Рассказы».

Март – В журнале «Русское богатство» напечатана положительная рецензия на эту книгу А. Г. Горнфельда.

Апрель – Грин посещает авиационную неделю под Петербургом.

1 августа – На имя министра внутренних дел подает прошение об освобождении и разрешении жить в провинции.

Осень – А. С. Гриневский и Вера Павловна Абрамова венчаются в церкви градоначальства Петербурга.

31 октября – А. С. Грин с женой отправляется к месту ссылки – в г. Пинегу Архангельской губернии.

1911, 10 июля – А. С. Грин подает архангельскому губернатору прошение о переводе в г. Архангельск.

15 августа – А. С. Грин переведен из Пинеги на Кегостров. Публикация в Петербурге рассказов «Система мнемоники Атлея» и «Позорный столб». Знакомство с Р. Л. Самойловичем, будущим известным полярным исследователем.

16 мая – Возвращается из ссылки в Петербург. Публикация рассказов «Синий каскад Теллури», «Ксения Турпанова», «Приключения Гинча», «Трагедия на плоскогорье Суан», «Жизнь Гнора», «Лужа бородатой свиньи». Знакомство с А. И. Куприным, М. Арцыбашевым, М. Кузминым.

1913 – Выход Собрания сочинений А. С. Грина в трех томах в издательстве «Прометей». Публикация в периодической печати рассказов и повестей «История Таурена», «Таинственный лес», «Зурбаганский стрелок», «Дьявол оранжевых вод», «Остров Рено».

Сентябрь – Грин разводится с В. П. Абрамовой и ведет «богемскую» жизнь.

1914 – Становится сотрудником журнала «Новый сатирикон» (гл. редактор Аркадий Аверченко).

Февраль – Находится в психиатрической лечебнице доктора Трошина.

1 марта – Смерть отца писателя Степана Евсеевича Гриневского. Грин на похоронах не присутствует по болезни. Опубликованы рассказы «Мертвые за живых», «Загадка предвиденной смерти», «Происшествие в квартире г-жи Сериз», «Повесть, оконченная благодаря пуле». Знакомство А. С. Грина с И. С. Соколовым-Микитовым.

1915 – Опубликованы рассказы «Искатель приключений», «Убийство в рыбной лавке», «Капитан Дюк», «Возвращенный ад». Грин знакомится с Л. Рейснер. Выходят книги «Загадочные истории» и «Происшествие на улице Пса». В «Журнале журналов» публикуется статья М. Левидова «Иностранец русской литературы».

Осень – За непочтительный отзыв о царе А. С. Грин выслан из Петрограда.

1917, февраль – Пешком возвращается в Петроград. Опубликованы рассказы и очерки «Создание Аспера», «Узник „Крестов“», «Восстание», «Рене», «Возвращение» («Маятник души»), «Пешком на революцию». В «Русском богатстве» выходит рецензия А. Г. Горнфельда на книгу «Искатель приключений».

1918 – Знакомство А. С. Грина с Н. Н. Коротковой (урожденной Мироновой). Сотрудничество с газетами и журналами «Новый сатирикон», «Свободный журнал», «Петроградское эхо», «Чертова перечница» до их закрытия.

Лето – Грин живет в Барвихе с журналистом Н. Вержбицким, пишет для газеты «Честное слово». Приглашает участвовать в ней Блока.

Осень – Грин возвращается в Петроград, женится на М. В. Долидзе и разводится с ней в конце того же года.

1919, январь – Переезжает в Дом Гинцбурга на Васильевском острове и становится членом «Общества деятелей художественной литературы». Сотрудничает с журналом «Пламя». Летом призывается на военную службу под Псков.

1920, 20 марта – Самовольно оставляет воинскую часть, возвращается в Петроград и живет у знакомого по северной ссылке И. И. Кареля.

Апрель – Попадает с сыпным тифом в Смольнинский лазарет и пишет Горькому письмо с просьбой о помощи. Одновременно завещает все свои произведения своей жене В. П. Гриневской, с которой фактически не живет с 1913 года.

Лето – В. П. Гриневская выходит замуж за геолога К. П. Калицкого. После выздоровления и периода скитаний по знакомым Грин получает от Горького направление в Дом искусств, где работает над «Алыми (красными) парусами». Горький редактирует роман Грина «Таинственный круг» о Нансене. Роман завершен не был. Знакомство Грина с Н. С. Тихоновым, Вс. Рождественским, В. Кавериным. Укрепление дружеских связей с В. Шкловским и В. Пястом. Взаимная неприязнь Грина и «верхушки» Дома искусств (Ходасевич, Чуковский). Безответная влюбленность в М. С. Алонкину и письма к ней.

8 марта – Грин пишет письмо Горькому с просьбой заступиться за арестованного поэта Вс. Рождественского.

Май – А. С. Грин и Н. Н. Короткова регистрируют свой брак в загсе. Из-за конфликтов Грина с обслугой Дома искусств А. С. и Н. Н. Грины покидают Дом искусств и поселяются на Пантелеймоновской улице.

Лето – жизнь в Токсове. Грин сотрудничает с газетой «Красный милиционер», где печатает рассказ «Состязание в Лиссе».

1922 – Публикация первой после революции книги «Белый огонь», в которую входят рассказы «Корабли в Лиссе» и «Канат». Февраль – Грины переезжают на 2-ю Рождественскую улицу. Работа над романом «Блистающий мир».

1923, весна – Выход романа «Блистающий мир» в «Красной ниве».

Май – поездка Гринов в Крым. Выход фильма «Поединок», снятого по мотивам рассказа Грина «Жизнь Гнора». Публикация «Алых парусов» с посвящением Н. Н. Грин и сборника рассказов в Государственном издательстве. Публикация в периодической печати рассказов «Убийство в Кунст-Фише», «Пропавшее солнце», «Словоохотливый домовой», «Сердце пустыни», «Русалки воздуха», «Ива».

Лето – Переезд на новую квартиру и ремонт. Отмена «сухого закона» и возобновление запоев у Грина.

Весна – «Болезнь» Н. Н. Грин и решение Гринов переехать в Крым. Консультации с М. А. Волошиным о выборе места жительства.

10 мая – Приезжают в Феодосию и поселяются в гостинице «Астория», потом в доме на Севастопольском бульваре.

Лето – Приезд в Москву за авансами. Встреча с К. Паустовским и М. Пришвиным. Запись М. Пришвина в его дневнике о Грине. В журнале «Россия» выходит рассказ «Крысолов», в «Красной ниве» – «Возвращение». Публикация романа «Блистающий мир» в издательстве «Земля и фабрика» (без сцены в церкви). Осенью Грины переезжают на Галерейную улицу, где проживают до осени 1928 года. Грин работает над романом «Золотая цепь».

1925 – В течение года у Грина выходят в различных издательствах семь книг. В одной из них («На облачном берегу») напечатан рассказ «Серый автомобиль». Публикация романа «Золотая цепь» в журнале «Новый мир». Работа над рассказом «Фанданго» и романом «Бегущая по волнам». Горький высоко оценивает книгу «Гладиаторы». Закрытие журнала «Россия», где должен был быть напечатан «Фанданго».

1926 – Отказ «Нового мира» и «Красной нови» публиковать «Бегущую по волнам». Неудачная попытка публикации романа в издательствах «Прибой» и «Пролетарий». Публикация рассказа «Брак Августа Эсборна» в «Красной ниве». Выход пяти сборников прозы Грина. Знакомство с В. В. Вересаевым и М. А. Булгаковым.

1927 – Грин встречается в Феодосии с издателем Л. В. Вольфсоном и заключает договор об издании 15-томного Собрания сочинений. На полученный аванс Грины совершают путешествие в Ялту, Ленинград, Кисловодск. Грин дарит жене золотые часы. Попытка участия Грина в написании коллективного романа двадцати пяти советских писателей «Большие пожары». Выход рассказа «Фанданго» в книге «Война золотом: Альманах приключений». Всего выходит восемь книг рассказов А. С. Грина в разных издательствах.

1928 – Грин читает отрывки из «Бегущей по волнам» на Никитинских субботниках. Публикация романа в издательстве «Земля и фабрика». Выход первых разрозненных томов Собрания сочинений в «Мысли» и начало суда с Л. В. Вольфсоном. Возвращение острого алкогольного периода в жизни Грина.

Осень – Переезд из дома на Галерейной на Верхне-Лазаретную улицу. Ухудшение материального положения семьи Гринов. Публикация рассказа «Акварель» в «Красной ниве».

1929 – Продолжение суда с Вольфсоном. Судебные неудачи, периоды запоев у Грина. Крайне тяжелое материальное положение. Выход романа «Джесси и Моргиана» (первоначальное название «Обвеваемый холм») в издательстве «Земля и фабрика». Публикация рассказов «Измена», «Ветка омелы» и «Гнев отца» в журнале «Красная нива».

1930 – Выход романа «Дорога никуда» в издательстве «Федерация».

Лето – Благополучное завершение суда с Л. В. Вольфсоном и выигрыш семи тысяч рублей. Жена угрожает уйти от Грина из-за его пьянства.

Осень – Грины оставляют Феодосию и переезжают в Старый Крым на улицу Ленина. Работа над «Автобиографической повестью». Публикация рассказа «Зеленая лампа» в журнале «Красная новь».

1931 – Публикация «Автобиографической повести» в журнале «Звезда». Начало смертельной болезни Грина. Работа над романом «Недотрога».

Весна – Грин последний раз посещает М. Волошина в Коктебеле.

Май – Грины переезжают в квартиру на улице Октябрьской. В Крыму голод.

Лето – Грин совершает последнюю поездку в Москву для получения денег, сильно пьет и возвращается ни с чем. Отказ в публикации ряда рассказов Грина, в том числе рассказа «Комендант порта».

Осень – Продолжение болезни Грина. Письма в Союз писателей с ходатайством о пенсии и помощи для лечения.

Ноябрь – 25-летие литературной деятельности А. С. Грина. Поздравительная телеграмма от Н. С. Тихонова.

1932, весна – Резкое ухудшение здоровья Грина.

Май – Жена Грина получает телеграмму из Союза писателей с выражением соболезнований в связи с «кончиной» А. С. Грина.

Начало июня – Грины переезжают в собственный домик на улице Либкнехта, купленный на золотые часы Н. Н. Грин. Консилиум врачей ставит Грину диагноз: рак. Выходит последняя прижизненная книга Грина «Автобиографическая повесть».

Хроника жизни Н. Н. Грин и судьба литературного наследия и дома А. С. Грина после смерти писателя

1933 – В журнале «Красная новь» публикуются рассказы «Комендант порта», «Бархатная портьера» и «Пари» с предисловием М. Шагинян. Высокая оценка творчества Грина Э. Багрицким, Ю. Олешей, А. Фадеевым, Л. Сейфуллиной, Л. Леоновым, А. Малышкиным и их письмо в издательство «Советская литература» с предложением выпустить книгу рассказов А. С. Грина.

1934 – В издательстве «Советский писатель» выходит книга А. С. Грина «Фантастические новеллы» с предисловием К. Зелинского. Н. Н. Грин становится женой врача-фтизиатра П. И. Нании. Пишет первый вариант воспоминаний о Грине.

1935 – Выход отдельным изданием романа «Дорога никуда» и сборника рассказов Грина. В журнале «Художественная литература» публикуется критическая статья А. И. Роскина «Судьба художника-фабулиста» о творчестве Грина.

1936 – Публикация фрагментов незавершенного романа «Недотрога» в журнале «Огонек». К. Г. Паустовский публикует свой роман «Черное море», где в образе писателя Гарта выведен А. С. Грин. В газете «Литературный Ленинград» печатается статья Н. Комарского «Оправдание романтики» о творчестве А. С. Грина и К. Г. Паустовского.

1937 – Временное прекращение переписки между Н. Н. Грин и В. П. Калицкой в связи с написанием последней мемуаров о Грине. В издательстве «Советский писатель» выходят рассказы А. С. Грина.

1939 – В издательстве «Советский писатель» публикуется роман Грина «Золотая цепь». Положительной рецензией на него откликается в «Литературной газете» А. И. Роскин.

1940 – Выход рассказов А. С. Грина в «Детгизе». Критическая статья А. Платонова о творчестве Грина. Н. Н. Грин обращается в Наркомпрос с просьбой об открытии Дома-музея Грина и получает обещание, что музей будет открыт в 1942 году к 10-летию со дня кончины писателя.

1941, 23 февраля – В «Литературной газете» публикуется статья Веры Смирновой «Корабль без флага».

Лето – Н. Н. Грин разводится с П. И. Нанией. Мать Н. Н. Грин О. А. Миронова заболевает тяжелой психической болезнью.

1942 – оккупация Крыма немецкими войсками.

Январь – Н. Н. Грин начинает работать завтипографией в Старом Крыму по выпуску «Официального бюллетеня Старо-Крымского района».

1943, 1 марта-март 1943-го – Работает редактором «Официального бюллетеня Старо-Крымского района».

1944 – Выход отдельными изданиями феерии «Алые паруса» в «Военмориздате» с предисловием К. Г. Паустовского и романа «Бегущая по волнам» в «Детгизе» с предисловием Л. Борисова. Смерть матери Н. Н. Грин О. А. Мироновой. Н. Н. Грин уезжает в Одессу, откуда ее угоняют в Германию.

1945 – Н. Н. Грин добровольно возвращается на родину и заявляет о себе в МГБ.

Осень – Н. Н. Грин арестована, признана виновной в сотрудничестве с немецкими карательными органами и измене родине и осуждена на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества.

1946–1955 – Н. Н. Грин отбывает срок в лагере (в 1946–1953 годах – на Печоре; в 1953–1955 годах – под Астраханью), работает медсестрой. Ведет переписку с В. П. Калицкой, Б. С. Гриневским (родным братом А. С. Грина), В. В. Смиренским. Пишет воспоминания о Грине и отсылает их своему брату К. Н. Миронову, который уничтожает рукопись. Н. Н. Грин создает новый вариант.

1946 – Публикация повести Л. И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» об А. С. Грине. Повесть получает высокую оценку К. Г. Паустовского и Б. С. Гриневского и в дальнейшем гневную отповедь со стороны Н. Н. Грин.

1947 – Б. С. Гриневский посещает Старый Крым и могилу Грина. В доме, где умер Грин, находится сарай, принадлежащий первому секретарю Крымского райкома партии.

1950 – В январе в журнале «Новый мир» выходит статья В. М. Важдаева «Проповедник космополитизма: Нечистый смысл „чистого искусства“ Александра Грина». Книги А. С. Грина изымаются из библиотек.

1951 – Смерть В. П. Калицкой.

1952 – Выход статьи об А. С. Грине в Большой советской энциклопедии, где писатель назван буржуазным космополитом.

1955 – Н. Н. Грин приезжает в Москву и благодаря усилиям К. Г. Паустовского и И. А. Новикова получает пенсию от Союза писателей. Паустовский и Новиков обращаются в Гослитиздат с предложением выпустить «Избранное» А. С. Грина.

1956 – «Избранное» с предисловием Паустовского выходит в Гослитиздате. В журнале «Новый мир» публикуется статья М. Щеглова «Корабли Александра Грина». Благодаря вмешательству генерала МГБ, заместителя секретаря по административно-хозяйственным делам Союза писателей СССР В. Н. Ильина Н. Н. Грин получает гонорар в размере 100 тысяч рублей за «Избранное» А. С. Грина. Н. Н. Грин приезжает в Старый Крым и восстанавливает могилу Грина. Начинается борьба за домик, где умер писатель.

1958 – Н. Н. Грин обращается в прокуратуру с просьбой о реабилитации. Ходатайство отклонено. В Старом Крыму райкомом партии распускаются слухи о том, что Н. Н. Грин бросила мужа за два года до его смерти.

1959 – «Литературная газета» публикует фельетон Л. Ленча «Курица и бессмертие» о судьбе дома, где умер А. С. Грин, и в течение года дважды обращается к этой теме.

1960 – Дом Грина возвращен вдове писателя. Открытие неофициального мемориального музея А. С. Грина.

1965 – Выход в свет массовым тиражом Собрания сочинений А. С. Грина в шести томах в издательстве «Правда». Новое обращение Н. Н. Грин в Генеральную прокуратуру с ходатайством о реабилитации и новый отказ.

1969 – Публикация монографии В. Е. Ковского «Романтический мир Александра Грина».

1970 – Открытие Дома-музея А. С. Грина в Феодосии на Галерейной улице.

27 сентября – Н. Н. Грин скончалась в Киеве в возрасте 74 лет, завещав похоронить себя рядом с мужем и матерью. Местные власти отказываются исполнить волю покойной.

1971 – Открытие музея Грина в Старом Крыму.

23 октября – Н. Н. Грин по воле ее душеприказчицы Ю. А. Первовой тайно перезахоронена рядом с мужем.

1997 – Н. Н. Грин посмертно реабилитирована прокуратурой Автономной республики Крым.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Аксаков автора Лобанов Михаил Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА С. Т. АКСАКОВА Все даты приводятся по старому стилю.1791, 20 сентября - В Уфе у чиновника уфимского земского суда и помещика Тимофея Степановича Аксакова и его супруги Марии Николаевны, урожденной Зубовой, родился сын Сергей.1792–1799 - Детские

Из книги Блаватская автора Сенкевич Александр Николаевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Е. П. БЛАВАТСКОЙ 1831, в ночь на 12 августа (на 31 июля ст. ст.) - в городе Екатеринославе в семье Петра Алексеевича Гана, капитана конной артиллерийской батареи, и его жены Елены Андреевны (урожденной Фадеевой) родилась дочь Елена.1835, 29 апреля (17

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Чайковский автора Познанский Александр Николаевич

Основные даты жизни и творчества П. И. Чайковского 1840, 25 апреля - родился в поселке Воткинского завода (ныне город Воткинск в Удмуртии).1842 - рождение сестры Александры.1843 - рождение младшего брата Ипполита.1845 - начало занятий музыкой с М. М. Пальчиковой.1848 - отъезд семьи

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Стендаль автора Виноградов Анатолий

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕНДАЛЯ 1783, 23 января - у Шерубена и Аделаиды-Генриетты Бейль родился сын Анри-Мари.1788, 7 июня - «День черепиц» в Гренобле.1789, 14 июля - взятие Бастилии - начало Великой французской буржуазной революции.1790, 23 ноября - смерть матери

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Щепкин автора Ивашнев Виталий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. С. ЩЕПКИНА 1788, 6 ноября - в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, «что на речке Пенке», в семье крепостных Семена Григорьевича и Марии Тимофеевны Щепкиных родился сын Михаил.1794 - едва минуло Мише Щепкину семь лет, как он

Александр Степанович Грин родился 11 (23) августа 1880 г., в г. Слободской Вятской губернии. Его отец, С. Гриневский, польский шляхтич, был участником Январского восстания, за что его сослали в Томскую губернию.

Домашнее воспитание будущего литератора последовательным не было. Беспричинные ласки резко сменялись строгими наказаниями. Иногда ребенок оказывался предоставлен самому себе.

В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.

Учился Александр скверно, и, по воспоминаниям современников, был “отпетым хулиганом”.

Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его мать скончалась от туберкулеза. Женившись второй раз, отец отдалился от сына, и юный Грин был вынужден начать самостоятельную жизнь.

Начало творческого пути

В 1906-1908 гг. в жизни А. Грина наступил перелом. Летом 1906 г. из-под его пера вышли два рассказа, которые были опубликованы осенью этого же года. Жанр ранних рассказов был определен как “агитброшюра”.

Они были посвящены солдатам царской армии, которые после революции 1905 г. часто устраивали кровавые карательные рейды.

Гонорар начинающий писатель получил, но весь тираж был уничтожен.

В начале 1908 г. Грин выпустил свой первый сборник. Большая часть сборника была посвящена эсерам.

В 1910 г. писатель выпустил второй сборник. Большую часть его составляли рассказы, написанные в жанре реализма. Проявив себя, как подающий надежды писатель, он познакомился с М. Кузьминым, В. Брюсовым , Л. Андреевым , А.Толстым . Ближе всего он сошелся с А. И. Куприным .

Преимущественно писатель публиковался в “малой” прессе. Его рассказы издавались в “Биржевых ведомостях”, “Ниве”, “Родине”. Иногда он публиковался в “Современном мире” и “Русской мысли”.

В 1914 г. Александр Грин стал сотрудничать с журналом “Новый сатирикон”. Этот журнал опубликовал его сборник “Происшествие на улице Пса”.

После начала Первой мировой войны, в творчестве писателя наметился очередной перелом. Его рассказы стали носить антивоенный характер.

Знакомясь с содержанием краткой биографии Александра Грина, следует знать, что у него были достаточно сложные отношения с советской властью. Осуждая красный террор, он искренне недоумевал, не понимая, как апологеты новой власти смогут уничтожить насилие еще большим насилием. Эту мысль он не раз высказывал в “Новом сатириконе”.

В итоге журнал, как и прочие оппозиционные издания, был закрыт. Это произошло в 1918 г. Грин был арестован и едва избежал расстрела.

Продолжение литературной деятельности

В начале 1920 г. Грин приступил к своему первому роману, “Блистающий мир”. Спустя 1924 г. произведение было напечатано в Ленинграде. Наиболее ярко его литературный талант проявился в рассказах “Фанданго”, “Крысолов”, “Словоохотливый домовой”.

В 1926 г. писатель закончил работу над основным своим романом – “Бегущая по волнам”. Произведение увидело свет в 1928 г. С огромным трудом были изданы и “закатные” произведения выдающегося литератора, “Дорога никуда” и “Джесси и Моргиана”.

Смерть

Александр Грин ушел из жизни 8 июля 1932 г., в Старом Крыму. Причиной смерти был рак желудка. Похоронили писателя на городском кладбище. Его могила находится на участке, откуда видно столь любимое Грином море.

В 1934 г. был издан последний сборник рассказов Грина, “Фантастические новеллы”.

Другие варианты биографии

  • В юности Грин был отчаянным бунтарем. Отношения с царской властью у него были очень сложными. С конца 1916 г. он скрывался от преследования в Финляндии. В Россию он вернулся только после Февральской революции.
  • Став известным писателем, Грин избавился от нужды. Но деньги у него в руках не задерживались. Писатель был поклонником карточных игр и ночных кутежей.
  • В мае 1932 г. на имя супруги писателя, Н. Грин, поступил перевод от Союза писателей. Странность заключалась в том, что он был послан на имя “вдовы”, хотя Александр Степанович был еще жив. По некоторым данным, это произошло на фоне озорства писателя. За несколько дней до этого, он отправил телеграмму со словами “Грин умер вышлите двести похороны”.
  • Жена писателя, Нина, была его музой. Именно она стала прототипом Ассоль из “Алых парусов”.
  • В честь писателя была названа малая планета. В Риге есть улица Александра Грина. Но названа она была в честь полного тезки Александра Степановича, который тоже был писателем.


Вверх