Опыт и ошибки аргументы вишневый сад. Проблема раскаяния: аргументы из литературы. Проблема совести⁠аргументы к сочинению

Неудивительно, ведь мир образован так, что общество состоит из тех или иных ошибок, которые тесно связаны между собой. В этом хаосе сплетения мыслей сложно уже разобраться, кто прав, а кто виноват. Как следствие мы получаем тот результат, который имеем на сегодняшний день. Приведу простой пример. Все мы знаем такие поговорки: «На ошибках только учатся», «Все, что не делается, то к лучшему», «Не ошибается лишь тот, кто ничем не занимается», «Знать бы, где упасть, обязательно соломинки бы подложил» и другие. А есть и такие мысли: «Врачи, не имеют право на ошибку», «Здравые биологи, не могут иметь неточности». Что ж получается, одна категория людей имеют это право на ошибку, а вторая нет? Банально, не так ли? Попробуем разобраться на конкретных случаях. Одно из популярных мнений – на ошибках учатся. Никто не поспорит, что так оно и есть. Но давайте задумаемся немного глубже в этот процесс.

Итоговое сочинение 2016-2017 по теме опыт и ошибки

И всё это потому, что совесть, т.е., по мнению Достоевского, глас Божий в человеке, не дает ему спокойно принять бесчеловечность его идеи. Лишь полностью раскаявшись в содеянном, приняв каторгу как очищение, а не наказание за слабость (не выдержав душевных терзаний, герой во всём признается следователю), Раскольников смиряется и получает успокоение. Проблема неразрывности понятий «совесть» и «нравственность» — важнейшая в романе.

Инфо

Достоевский прямо заявляет: когда люди забудут о совести, общество деградирует. Её главный герой — Егор Прокудин. Бывший уголовник, он принес матери много горя и страданий. Это мучает героя, который не находит себе никаких оправданий.


При встрече с матерью после многолетней разлуки у Егора не получилось признаться, что он её сын. В конце повести именно совесть не даёт герою опуститься на самое дно безнравственности.

Готовимся к итоговому сочинению по литературе

Незадолго до преступления в газете была опубликована его статья «О преступлении», в которой он пытался доказать, что есть «сверхчеловеки», которые могут менять ход истории. Дальнейшие события и последствия доказывают ошибочность его теории. Автор сам провел некоторое время в каторге и точно знал, что большинство преступлений совершается из-за социально-бытовых мотивов.

В этом смысле, Достоевский, казалось, поддерживает и всячески пытается оправдать своего героя. Но есть и другая сторона истины. Он отрицает идею Раскольникова о том, что «цель оправдывает средства». Он показывает, что студент совершил преступление из-за отсутствия денег и глубокой бедности.

Со временем его начинают мучить муки совести и он хочет во всем сознаться властям.

В чем ошибка родиона раскольникова?

Внимание

Форум по русскому языку Начав общение на форуме, вы автоматически соглашаетесь с договором оферты и Правилами форума. Зачем нужен рейтинг На главную форума Поиск Пользователи Правила Войти Тема не найдена. Сейчас на форуме (гостей: 6) Мастерская педагога-словесникаОбсуждение курсов сайтаРаздел для родителейРаздел для учениковЭффективное обучение Вопросы специалистамПроверка работ пользователей Проверка сочиненийРусский язык Ашыпка на ашыпке Как правильно? Сплошная теорияРепетитор и клиент Разговоры репетиторов Разговоры учеников и родителейКонкурсы сайта Текущие конкурсы Завершённые Творческие заданияКружки по интересам Бумажные письма и скрапбукинг Развитие интеллектаОбщение с администраторами сайта Благодарности Вопросы Жалобы Предложения Работа сайта.

Егэ-2017. литература. сочинение. 10 аргументов по теме: «опыт и ошибки»

В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой – Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений.

Важно

Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.


Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям. В произведении И.С.

Итоговое сочинение — опыт и ошибки

Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров – прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь – это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания.
Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким.

Проблема совести⁠аргументы к сочинению

Причину его заблуждения писатель видит, прежде всего, в безверии, отрыве от культурных традиций, утрате любви к Человеку. Анализируя аргументы Раскольникова в защиту своей теории, можно сделать вывод о том, что ее настоящий смысл заключается не в обосновании человеческого права делать добро с помощью зла, а в признании существования «сверхчеловека», возвышающегося над «обыденной» моралью. Ведь герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов и обожествлении человеческой личности. Здесь таится второе, не мене ошибочное и трагичное, заблуждение Раскольникова: он не учитывает того, что «обычный», «заурядный», по его опять же меркам, человек не способен стать «сверхчеловеком», заменить собою Бога.

запомни!

Это значит, что не надо полагаться на опыт и знания других, не надо слушать, что тебе советуют другие, а лучше всего надо жить своим умом и проверять все на собственном опыте. Поэтому есть немало исторических и жизненных примеров. Интересный, например, тот факт, что еще Аристотель написал в одном из своих трудов, что у мухи восемь ног.

На это опиралось научную среду всего мира и это заявление не подвергалась сомнению вплоть до начала XIX века,. Хотя казалось бы, чего уж проще - поймать муху и посчитать количество ее ног, чтобы убедиться в верности утверждения Аристотеля. Но этого никому даже в голову не пришло, потому что все полагались на непревзойденный авторитет великого ученого.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились противоречия действительности и общественной мысли «сумеречной» эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России. «Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», – отмечал в своем романе Достоевский, имея в виду различные по своей сущности и направленности идеи, занимавшие умы молодого поколения, оторванного от норм общечеловеческой и христианской морали, отлученных от культурных традиций, бережно хранимых предшествующими поколениями.
Но и у него в конце жизни происходит прозрение. И даже он способен понять, какой ошибкой была его жизнь. (. Ему становилось страшно; ему нужно было заморить в себе чувство действительности до такой степени, чтоб даже пустоты этой не было») И идёт он к матери на могилу, чтобы попросить её прощения. Да уже поздно. По дороге герой умирает, тоже одинокий, всеми покинутый, несчастный. Тяжёлое произведение. Сложные судьбы людей показал автор. Но во всём описанном -правда. Именно так может закончиться жизнь человека, если он изберёт неверные нравственные ориентиры, если отдалится от любимых и близких людей, подчинив себя накопительству. Ради чего? Горький опыт разочарования обязательно буде т ждать каждого такого человека. Ведь главное в жизни- это люди, которые любят тебя, заботятся, которым ты нужен и дорог.

Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении. Пример сочинения На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой. Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

21 октября, 2017

Каково значение ошибок в жизни человека? Всегда ли они ведут только к негативным последствиям? Есть ли смысл бояться совершать их на своем пути? Над этими вопросами рассуждает в своем тексте В.Бим-Бад.

Задуматься о проблеме роли ошибок в жизни человека профессора заставляет тот факт, что, по результатам психологических исследований, "группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности". Причину этому явлению автор видит в страхе "ответственности за решение", что отождествляется с боязнью ошибиться (предл.24).

Позиция автора заключена в предложениях 25-27. Бим-Бад считает, что по-настоящему умный, рассудительный человек не будет сидеть сложа руки из-за страха сделать или сказать что-то не так. Наоборот, он будет действовать и выражать собственное мнение, а если в чем-то ошибется, то не опустит руки, а извлечет из сложившейся ситуации полезный жизненный урок. Поэтому профессор призывает нас "не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами". Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что нужно быть смелым и уверенным в себе, чтобы жить (а не существовать) достойно.

Допустить ошибку могут все, а потому боятся ее совершить не имеет смысла. Свои суждения попробую доказать на двух примерах.

В качестве первого аргумента может послужить роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Находившийся всю жизнь под строгим контролем родителей Петр Гринёв многое не знал о жизни и, получив свободу, попал в ловушку. Герой познакомился со взрослым мужчиной, выпил с ним и согласился играть в бильярд на деньги. Последствия были неприятными: юноша напился до потери равновесия, проиграл большую сумму и подвел своего воспитателя Савельича. Герой долго корил себя за содеянное, но этот случай стал для него уроком на всю жизнь и в дальнейшем Петр не попадал в подобные ситуации.

Вторым аргументом может послужить история великого изобретателя Томаса Эдисона. Потерпев свыше тысячи неудач, показавших ученому как изобретать лампочку не стоит, ему все же удалось создать то, что навсегда изменило жизнь всего человечества. Для воплощения своей идеи в жизнь Томас потратил огромное количество времени, сил, денег и, конечно, нервов, к тому же на протяжении нескольких лет до великого открытия ученому приходилось выслушивать насмешки со стороны окружающих, но, несмотря ни на что, Эдисон не опускал руки и не терял веры в себя, что и помогло ученому, в конце концов, добиться поставленной цели.

Как можно заметить, от ошибок не застрахован никто - ни люди, получившие хорошее воспитание и образование, ни гениальные ученые. Так что нет никакого смысла бояться совершить их. Как говорил Г.Лихтенберг: "Великие люди тоже ошибаются, и некоторые из них так часто, что почти впадаешь в искушение считать их людьми незначительными".

Итоговое сочинение на тему «Опыт и ошибки».

Произведения, использованные при аргументации: Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Вступление : Жизнь складывается так, что в ней все переплетается между собой: любовь и ненависть, взлеты и падения, опыт и ошибки… Одно невозможно без другого и, кажется, каждый человек когда-то оступался, понимал неправильность своих действий и извлекал важные для себя уроки.

Издревле известно выражение: умный человек учится на чужих ошибках, а дурак - на своих. Скорее всего, это действительно так, ведь не зря многие поколения предков стремились передать потомкам свои умозаключения, старались полезными советами научить детей правильно жить и записывали в книгах мудрость ушедших веков.

Огромное литературное наследие, оставленное великими писателями и поэтами - бесценный клад жизненного опыта, способный предостеречь нас от многих ошибок. Рассмотрим лишь несколько примеров того, как в художественных произведениях авторы через поступки своих героев предупреждают читателя об опасности совершения неправильных действий.

Аргументы : В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, уже будучи невестой князя Андрея Болконского, поддается искушению и увлекается Андреем Курагиным. Девушка еще юна, наивна и чиста в своих помыслах, ее сердце готово любить, поддаваться порывам, но отсутствие жизненного опыта склоняет ее к роковой ошибке - побегу с безнравственным человеком, для которого вся жизнь состоит из страстей. Опытный соблазнитель, который, к тому же, формально женат, не думал о браке, о том, что может просто опозорить девушку, ему были не важны чувства Наташи. А она была искренна в свей иллюзорной любви. Только чудом побег не состоялся: Марья Дмитриевна помешала девушке покинуть семью. Позже, осознав свою ошибку, Наташа раскаивается, плачет, но прошлого назад не вернуть. Князь Андрей не сможет простить бывшей невесте такую измену. Эта история учит нас очень многому: прежде всего, из нее следует, что нельзя быть наивными, необходимо внимательнее относится к людям, не строить иллюзий и стараться уметь отличать ложь от правды.

Другим примером того, что опыт других людей важен для недопущения собственных ошибок, может стать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание ». Уже само название намекает на мораль всего произведения: за проступки наступит расплата. Так и случается: Родион Романович Раскольников, бедный студент, придумывает теорию, согласно которой людей можно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Люди второй категории, по его мнению, для достижения великих дел не должны бояться перешагнуть через трупы. Ради проверки собственной теории и мгновенного обогащения, Раскольников совершает жестокое преступление - топором убивает старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Однако совершенное не приносит желаемого: в результате долгих размышлений, на которые его наталкивают обстоятельства, главный герой романа раскаивается и принимает заслуженное наказание, отбывая его на каторге. Изложенная история поучительна тем, что предостерегает читателей от роковых ошибок, которых можно было избежать.

Вывод : Таким образом, можно с уверенностью сказать, что опыт и ошибки в жизни людей неразрывно связаны между собой. А чтобы не допускать роковых ложных шагов, стоит опираться на мудрость прошлого, в том числе и на поучительные сюжеты литературных произведений.

Размышление на тему «Опыт и ошибки» всегда актуально – в любом возрасте, в любом государстве с любой ментальной ориентацией. Однако всякое подобное размышление непременно будет осуществляться на своем уровне.

К примеру, для маленького ребенка на его уровне происходит понимание правомерных или неправомерных вещей. Если рассмотреть типичную примерную ситуацию, то можно сделать определенные выводы. Например, мама посылает четырехлетнего сына в огород, чтобы тот сорвал морковь, сын возвращается, но приносит свеклу. Она начинает ему что-то укоризненно говорить, мальчик ощущает дискомфорт от того, что «принес не то, что просили», замыкается в себе и каким-то шестым чувством понимает, что допустил оплошность, но допустил он ее не по своей шалости или вредности.

Независимо от того, сколько человеку лет, он будет в равной степени относиться к своим промахам – будь то ему четыре года или сорок лет, то есть с одинаковой мерой ответственности. Он одинаково будет переживать из-за своих ошибок, и чем больше он будет ошибаться, тем быстрее придет к нему необходимый опыт в той или иной сфере его деятельности.

Вполне может случиться так, что человек в своей жизни неоднократно допускает одни и те же ошибки, как бы наступает на одни и те же грабли, которые, к слову, очень больно бьют по голове. Отсюда возникает чувство неудовлетворенности от того, что делаешь, а также сетование: «Ну почему это снова случилось со мной? Почему я не смог сделать иначе, ведь я это уже тысячу раз делал? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить и делает все быстро в силу каких-то обстоятельств. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Так примерно вел себя герой В. Шукшина Чудик («Почему ж я такой есть-то?»)

Опыт, каким бы горьким и печальным он не был, привносит в развитие личности новые витки. Да, остается в глубине души осадок от того, что сделал что-то неправильно или нерационально, однако в следующий раз, когда случится похожая ситуация, можно уже будет подстраховаться и предотвратить похожую ошибку.

Поэтому хочется посоветовать: не стоит бояться своих, ошибок, лучше улыбнуться и жить дальше…до нового промаха.

Кратое сочинение Опыт и ошибки

Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.

Бывает так, что люди неоднократно допускают одни и те же промахи, в народе это называется «наступать снова на грабли». Отсюда не просто осадок от неудовлетворенности своей деятельностью, но и бесконечное сетование: «Ну почему это снова происходит со мной? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Отсюда разочарования, обиды на судьбу.

Поэтому хочется посоветовать: не бойтесь своих ошибок, но и старайтесь думать, прежде, чем что-то совершить.

Итоговое сочинение №3 Опыт и ошибки для 11 класса

Ошибки – это часть нашей жизни. Человек учится на своих или на чужих ошибках. Говорить, что совершать ошибки – плохо, нельзя, ведь не ошибается лишь тот человек, который ничего не делает. Наш опыт складывается практически из множество ошибок в жизни. Но согласитесь, некоторые наши промахи приносили большое удовольствие, но, тем не менее, в уме мы понимаем, что что-то в этом мире делать нельзя, а что – то можно. Порой, самая большая ошибка в жизни приводит к необычным последствиям, человек вдруг может осознать, что этот промах ужасно мал, и он зря убивался из-за него.

С детства нас родители учат что можно делать и что нельзя и мы впитываем эти слова как губка не понимая, а почему именно нельзя заступить через черту запрета. Повзрослев, можно понять слова своих мама и пап, а возможно, даже и опровергнуть их опасения. Порой переступив через черту табу ты перестаешь бояться того, чего опасаются многие люди, возможно это был первый шаг на пути к счастью. Уже такой переход дает опыт человеку, для него открыты большие горизонты. Накапливание опыта совершенно не зависит от возраста, даже взрослый человек может быть глупым и неопытным, а ребенок во много раз младше его иметь богатый опыт. Опыт есть во всем, во всех человеческих сферах деятельности.

Каждую минуту человек набирается опыта или совершенствует его. Чем активней человек по жизни, тем больше опыта заложено в нем. Полезно быть любознательным, ведь ты открываешь для себя те источники, которые недоступны другим и понимаешь, почему определенное действие идет по одному пути развития. Опыт и ошибки тесно связаны друг с другом, без одного нет и второго.

Обжигаясь люди тоже набираются опыта. Так что не стоит бояться оступиться, лучше бояться, не понять, почему ты оступился, чтобы не наступить на одни и те же грабли снова.

Сочинени №4 Опыт и ошибки.

Я часто совершаю ошибки в своей жизни. Но это незначительные ошибки, так как от них никто не страдает. Но благодаря этим ошибкам я могу сделать правильные выводы для себя, набраться опыта. Я стала замечать, что мой опыт накапливается как раз из-за того, что я делаю ошибки. А сами ошибки возникают из-за того, что я не хочу слушать родителей. Я понимаю, что мама с папой правы, но любопытство порой берет вверх.

Я знаю, что ошибки совершают все люди на земле, и в этом нет ничего плохого. Опыт всегда нужен человеку, пусть даже если он и печальный. Но лучше, конечно же, набираться опыта учась, а не оступаясь.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Трагедия народа в романе Тихий Дон Шолохова

    Войны – это всегда страшное событие, издревле калечившее беззащитных и невиновных людей. Война входит в список четырёх всадников Апокалипсиса. Что может быть хуже убийств людей, живущих с тобой на одном шаре?

  • Иван Мухояров в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика) сочинение

    Одним из второстепенных отрицательных персонажей произведения является господин Мухояров, представленный писателем в образе родного брата Агафьи Пшеницыной, хозяйки дома, в которой снимает квартиру главный герой Обломов.

  • Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» - одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией. Череда событий произведения вобрала в себя темы

  • Анализ произведения Посторонний Камю

    Произведение относится к жанру философского размышления в духе экзистенциалистического направления, рассматривающего человеческое бытие в виде абсолютной уникальности.

  • Продолжите следующий рассказ: Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный. - Я вчера за полчаса все дрова переколол

*
Итоговое сочинение.
Тематическое направление
Опыт и ошибки.
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска

Список рекомендуемой литературы:
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
«Слово о полку Игореве.»
А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».
М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»
И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».
Ф.Достоевский «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».
А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».
И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».
А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».
М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Д.Киз «Цветы для Элджернона».
В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».
А.Алексин «Безумная Евдокия».
Б.Екимов «Говори, мама, говори».
Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

Официальный комментарий:
В рамках направления возможны рассуждения о ценности
духовного и практического опыта отдельной личности,
народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути
познания мира, обретения жизненного опыта. Литература
часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок:
об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без
которых невозможно движение по жизненному пути, и об
ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:
«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени
подразумевается четкое противопоставление двух полярных
понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта.
Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и
приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает
на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку
действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый
жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником
жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена
которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых
героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое
решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на
жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом
сказаться на судьбах других.
В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые
затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно
подойти к анализу данного тематического направления.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая
ошибка - это лишать себя опытности.
Люк де Клапье Вовенарг
Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним
путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко
промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель
Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и
ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд
Поппер
Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за
него будут думать другие. Аврелий Марков
Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам
одним.
Франсуа де Ларошфуко
Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн
Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле
признания своих ошибок.
Готхольд Эфраим Лессинг
Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться
к следующим произведениям.
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и
признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь
трагизм совершенного им преступления, не признает
ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог
преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу
избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не
просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в
убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния.
Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои
ошибки, способен измениться, он достоин прощения и
нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с
героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример
человека сострадательного).

М.А. Шолохов «Судьба человека»,
К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных
произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть
о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению,
ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт,
отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее
слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а
выходит все
наоборот: он возвращается, а
семья погибает. Эта потеря для
него – страшное горе, и сейчас
он винит себя за каждую мелочь
и с невыразимой болью говорит:
"До самой смерти, до последнего
моего часа, помирать буду, а не
прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой
старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина
пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть
на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя
успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива».
Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого
скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И
лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о
человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит
телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает
слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться?
Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не
будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы
она меня увидела, лишь бы простила».
Дочь приезжает, но прощение просить
уже не у кого. Горький опыт главных героев
учит читателя быть внимательным к близким
«пока не стало поздно».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок
в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова.
Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым
людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.
Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека:
один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и
судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный
человек, но он не может найти применения своему уму,
своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист,
потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и
его не волнует состояние других людей.
В.Г. Белинский называл его "страдающим
эгоистом", потому что Григорий
Александрович обвиняет себя за свои
поступки, он осознает свои действия,
переживает и ничего не приносит ему
удовлетворения.

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный
человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при
этом научить других сознаваться в своих, как, например, он
все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей
вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же
проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых
попыток разрядить обстановку на дуэли
и призвать Грушницкого к совести сам
же предлагает стреляться на опасном
месте, чтобы кто-то из них погиб.
При этом герой пытается обратить
все в шутку, несмотря на то, что
существует угроза как жизни молодого
Грушницкого, так и его собственной
жизни.

После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось
настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает,
насколько день прекрасный, то после трагического события
день он видит в черных цветах, на душе его – камень.
История разочарованной и гибнущей печоринской души
изложена в дневниковых записях героя со всей
беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и
автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит
и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей
души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои
ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить,
свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на
то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он
разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных
контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой
продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя
несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова,
осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и
нравственного совершенствования, то любимым героям
Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При
рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к
анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей
Болконский резко выделяется из великосветской среды
своей образованностью, широтой интересов, мечтает
совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир
– Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в
самых опасных местах сражения. Суровые военные события
способствовали тому, что князь разочаровывается в своих
мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело
раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский
переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним
открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи,
а есть только самое чистое, высокое, справедливое.

Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное,
чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему
мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события –
появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к
выводу, что ему остается жить для себя и своих близких.
Это лишь первый этап эволюции героя, не только
признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше.
Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет
разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но
понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу
правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них.
Он искренен, доверчив, слабоволен.

Эти черты характера ярко проявляются во
взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер
совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой
понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе
свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии
глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер
верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой
жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь
ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят
героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает,
что жить надо ради людей, надо стремиться приносить
пользу Родине.

М.А.
Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт
военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку
своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу
Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на
стороне красных, он понимает, какая чудовищная
несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки,
приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в
своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот
ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, –
ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек
понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у
порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что
был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные
метания от белых к красным.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте
как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления
экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в
определенных условиях с целью исследования», то
практический опыт профессора Преображенского для
«выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в
дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у
людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С
научной точки зрения он весьма успешен.
Профессор Преображенский проводит
уникальную операцию. Научный
результат получился неожиданным
и впечатляющим, но в бытовом,
житейском плане он привел к
самым плачевным последствиям.

Появившийся в доме профессора в результате операции тип,
“маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет
себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует
отметить, что появившееся человекоподобное существо
легко находит себя в изменившемся мире, но
человеческими качествами не отличается и вскоре
становится грозой не только для обитателей квартиры, но и
для жильцов всего дома.
Проанализировав свою ошибку,
профессор понимает, что
собака была гораздо
«человечнее», нежели
П.П. Шариков.

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный
гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа
профессора Преображенского. Он и сам понимает это:
“Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда
исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и
ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает
завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп
Филиппович приходит к выводу, что насильственное
вмешательство в природу человека и общества приводит к
катастрофическим результатам. В повести “Собачье
сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков
снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и
самим собой. Но в жизни подобные эксперименты
трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает
Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести
разрушительного начала. Главная мысль писателя в том,
что голый прогресс, лишенный нравственности, несет
людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

В.Г.
Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об
ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только
каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом,
можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века.
Это не просто произведение о потере родного дома, но и о
том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы,
которые обязательно скажутся на жизни общества в целом.
В основе сюжета повести лежит реальная история. В
процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены
окрестные деревни. Переселение стало болезненным
явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС
строят для большого количества людей.

Это важный хозяйственный проект, ради которого надо
перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли
назвать это решение однозначно верным? Жители
затопляемой Матеры переезжают в построенный не полюдски поселок. Бесхозяйственность, с которой
расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя.
Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на
северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего
не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно
повлечет за собой экологические проблемы. Но для
писателя важны не столько они,
сколько духовная жизнь людей.
Для Распутина совершенно ясно,
что крушение, распад нации,
народа, страны начинается с
распада семьи.

А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том,
что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со
своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.
Умудренное жизненным опытом старшее поколение не
желает покидать родной остров не потому, что не может
оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что
за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое
прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который
должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен
человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по
данной теме можно обратиться к истории и тем
катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная»
деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто
рассказ о великих стройках, это трагический опыт
предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI
века.

Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь)
По мере взросления человек учится, почерпывая знания из
книг, на школьных занятиях, в беседах и
взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того,
немаловажное влияние оказывают окружение, традиции
семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много
теоретических знаний, но умение применить их на
практике необходимо для того, чтобы приобрести навык,
набраться собственного опыта. Иными словами, можно
прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой
вопрос, однако в реальности научиться жить поможет
только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого
уникального опыта человек не сможет прожить яркую,
полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих
произведений художественной литературы изображают
героев в динамике, чтобы показать, каким образом
происходит у каждого человека становление личности и
прохождение собственного пути.

Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети
Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы»,
«Прах и пепел». Перед взором читателя проходит
нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В
начале повествования это отзывчивый парень, отличник,
выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в
свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих
друзьях, это открытый человек, готовый прийти на
помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства
справедливости он и страдает. Сашу отправляют в
ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа,
совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по
политической статье. На протяжении всей трилогии
читатель наблюдает за становлением личности Саши.
От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари,
которая самоотверженно ждет его, помогая его матери
преодолеть трагедию.

Известно, что Анатолий Рыбаков
задумал написать трилогию,
но после выхода третьего романа
ему приходило много писем с вопросом:
«Неужели Саша и Варя так и
не встретятся?».
Так и родился четвертый роман «Прах и пепел». Перед
нами – мрачный человек, не решающийся громко
высказывать свое мнение. Он осторожен и скрытен.
Именно так можно было выжить
в СССР 1930-1940-х годов.
Юношеская восторженность
героя оборачивается сдержанностью
и угрюмостью. Ссылка оказывается
учителем реальной, суровой жизни.

В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история
девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою
малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень
плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как
хозяева баловали и любили собственных дочерей,
которые были нарядно одеты, весь день играли и
озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела
играть, однако ее заставляли убираться в харчевне,
ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она
была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под
лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не
жаловаться, а молча выполнять приказы тетки
Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал
девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала,
чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться,
заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в
будущем именно этот горький опыт помог Козетте
стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.

Таким образом, наши рассуждения позволяют
сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт
учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт,
горьким либо благостным, он является собственным,
пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер
и воспитывая личность.

Вверх