Описание картины саврасова грачи прилетели. Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели. Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

На картине А.К. Саврасова изображена ранняя весна. Это подтверждает тот факт, что грачи уже вьют свои гнезда на березах. Снег еще не везде растаял, но, кажется, что уже совсем скоро природа оправится от долгой зимней спячки.

У подножия берез лежит снег, на который деревья отбрасывают тени, но он уже прогрелся под лучами солнца и скоро растает. Возле одной березы грач нашел материалы для строительства своего гнезда.

Для того, чтобы сделать снег более реалистичным, художник использует великое множество оттенков. Здесь и белый, и серый, и желтый, и коричневый, и даже сиреневый.

За деревянным забором стоит деревушка. Здесь всего несколько домов и церковь. Дома построены из дерева. А.К. Саврасов так детально изобразил на картине поверхности стен, они кажутся настоящими.

Вдали виднеется прекрасный пейзаж. Почти вся земля уже видна. Лишь на небольшом участке все еще лежит снег. На линии горизонта, как будто в тумане, расположен лес.

Темные силуэты берез и грачей, предвестников весны, так контрастно смотрятся на фоне неба. Оно такое светлое и красивое, кажется, будто что это именно оно делает эту картину такой живой, придает ей динамики, притягивает взгляды зрителей.

Для создания картины художник в основном использует темные, мрачные, сдержанные цвета, лишь еще не растаявший снег искрится в лучах слабого солнца. Но стоит взглянуть на это голубое, свежее, весеннее, бескрайнее небо, затянутое облаками. Здесь Саврасов использовал все оттенки голубого цвета: самые темные и невыразительные внизу, а самые насыщенные и яркие – сверху.

Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» очень красива и правдоподобна. Смотришь на нее и, кажется, будто ты стоишь посреди той самой деревушки, любуешься окрестными пейзажами и дышишь свежим воздухом ранней весны.

Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова 2 класс

На одном из наиболее известных полотен русского художника передвижника А. Саврасова – «Грачи прилетели» изображено начало весны. Пейзаж срисован был с окраины русской деревни в Костромской области в 1871 году. Здесь изображено самый обыкновенный хмурый день. Кажется, что весна наступила именно в этот момент, в эту секунду.

Еще совсем черные без листвы стоят старые кривые березы, неоднократно пережившие бурю, слегка намекают на окончание зимних холодов. Вокруг грязный подтаявший снег, который уже не дает тот отблеск, который был зимой, сырость и только грачи уныло сидят на ветвях. Они совсем недавно вернулись издали, отдохнув после долгого и опасного пути – вьют новые гнезда, реставрируют старые покинутые осенью и мило переговариваются между собой на непонятном для человека языке. Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек. Облепив почти все деревья, грачи суетятся и хлопочут, тем самым пробуждают природу после долгой зимы. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки.

На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать. Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю. Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом. Несмотря на то, что Саврасов изобразил лишь начало тепла и весенней красоты без цветов, зелени и палящего солнца, мы прекрасно понимаем, что все это уже не за горами. До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы.

Изображены старые потрепанные, пережившие десятки, а то и сот ни зим деревья, дома, часовня и уставшая земля. Эта печальная серая картина предоставляет полный контраст грядущей весне и веселым суетливым грачам. В природе начинаются яркие, теплые долгожданные дни с теплым ветерком и приятные перемены погоды.

Данный художник один из немногих кто мог так реалистично изобразить воздух, такое ощущение, что мы находимся там внутри картины в той русской деревне и смотрим на реальный, а не написанный пейзаж. Вдыхаем теплый весенний дух и слышим гул птиц.

Грачи – это один из самых выдающихся примет наступления весны. Это перелетный вид птиц и если уж они прилетели, то вместе с ними и пришла весна.

2 класс, 3, 4, 6, 8 класс

Несколько интересных сочинений

    Наверное, сейчас все знают о празднике всех влюблённых – 14 февраля, некоторые его отмечают, некоторые нет, а кто-то считает, что нужно отмечать только свои, российские, праздники.

  • Мой любимый герой Войны и мира (роман Толстого)

    оим любимым героем романа «Война и мир» является Пьер Безухов. Этот выбор обусловлен многими критериями. Несмотря на то, что юноша описан как человек несколько робкий, бесхарактерный, мягкотелый и наивный – его образ имеет множество плюсов.

  • Сочинение по картине Закат солнца зимой Клевера для 3 класса

    Картина Клевера «Закат солнца зимой» просто прекрасна, создана она с особой атмосферой и теплом. В этой картине художник выразил сказочную красоту природы зимой. Когда смотришь на картину

  • Характеристика и образ Художника в рассказе Портрет Гоголя сочинение

    Первый образ - молодой художник Чартаков. Знакомство с ним проходит ещё в самом начале рассказа, когда он находился рядом с картинной лавкой

  • Николенька Болконский в романе Война и мир образ и характеристика сочинение

    В начале весны 1806 года княгиня Лиза Болконская родила сына Николеньку, но после родов она скончалась. После того как похоронили княгиню, ребенка крестили.

На картине «Грачи прилетели» изображена ранняя весенняя пора. Природа пробуждается ото сна, все оживает, все наполняется жизнью, звуком и душой. Возвращаются птицы в родные края, распускаются деревья, оживает все вокруг. Снег еще не растаял, а солнце уже отдает свое тепло, чувствуется приход самого прекрасной поры года — весны. Воздух переполняет новые нотки. Он стал теплее, свежее, легче, роднее. Все благоухает вокруг. Голова кружится от ощущений и ожидания светлого и родного.

Недаром изобразил картину в таких тонах. Показано именно то время, когда зима еще господствует на всей земле, а весна уже подступает. Одновременно мы чувствуем, что грачи главные вестники весны. И предстаящей работы в весенний сезон. Они уже начали свою работу. И от этого чувствуешь, как они копошатся на ветках, перекрикиваются друг с другом, взмахивают крыльями…. И на душе становится как-то веселее и теплее.

Мы видим, что грачи уже успели свить себе гнезда, готовясь к весне, к потомству, к жизни. Именно птицы умеют слушать природу, являются неотъемлемой частью ее, символизируют легкость, полет и свободу.

Вторым главным мазком является — талая вода, именно она кричит нам о наступлении весны. Она изображена на картине в небольшой низине, что дает точное чувство – снег тает медленно, постепенно. Одновременно, самую большую часть картины занимает именно снег, нежели растаявшая весенняя вода. Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. Это можно определить по тени на картине под деревьями. Но и тут мы делаем вывод, что весна вот-вот постучится к нам в дверь, свет еще блеклый, солнце неяркое. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться.

На заднем плане данной картины старая часовенка небольших размеров, которая напоминает дает чувство спокойствия, одухотворенности.

Справа от часовни располагается небольшой сельский домик. Видна только верхняя часть - крыша белого, немного блеклого цвета и чердак. Недалеко от дома расположились еще голые кустарники. Между часовенкой и домом, стоит храм, трехкупольный. Он желтовато-белого цвет. А купола темного цвета, но точно распознать нет возможности.

Можно заметить, что художник наиболее точно и правдоподобно изобразил русский пейзаж, русскую душу, нашу природу. Одновременно он дал нам возможность подумать о высоком и духовном. С помощью красок мы чувствуем мороз, запахи наступающей весны, крик птиц…это невозможно передать словами. Невозможно точно сказать какая это местность – город это или деревня, настоящая это местность или придуманная. Но точно можно сказать, что это Россия. Природа просто завораживает.

Саврасов передал нам самое тонкое в своей душе художника, именно то, что сам видел и чувствовал, любил. Вот так, с помощью простых красок и куска холста, можно сотворить весенний приход, передать запах, весеннее настроение и простую, человеческую жизнь. Правда чудестно?!

Самая вдохновенная картина Алексея Кондратьевича Саврасова состоялась в Поволжье во время пребывания художника вместе с семьей в Ярославле. Перед этим Саврасов провёл лето на Волге. Вероятнее всего под впечатлением этой поездки, возможно с «заказом» от Третьякова, в котором упоминалась зимняя Волга, и окрестности в 1870 году Алексей Кондратьевич вывез семью в Поволжье. В 1871 году в феврале умерла, только что родившаяся, дочка и слегла жена. Саврасов тяжело переживал потерю.

Об этом можно судить по циклу рисунков и эскизов посвящённых памяти дочери и одновременно отражающих, так называемый, «исцеляющий простор».

Целый ряд натурных этюдов и зарисовок зимних пейзажей посвящен живописной местности вокруг старинного приволжского городка.

Под кистью Саврасова голые берёзы, сугробы и кустики, почерневшая под мокрым снегом крыша шатровой церквушки, начинающая просматриваться под тающим снегом земля на пашне и птицы — и на ветках берёз, на пашне, на сугробах. Всё свидетельствует о пробуждении природы. В суровом климате Поволжья зима с неистовством старообрядца сражается за свои права, но весна с её высоким светлой голубизны небом, с мокрым ветром, сдувающим снег, без солнечных лучей теплом — подрывает устои, призывает на помощь птиц и соки земли, стремящиеся вверх по стволам деревьев и предательски выглядывающих в едва наметившихся почках.
Воздух!

Вот что писал Саврасов в ту несчастливую весну, по утверждению критиков и биографов, в селе Молвитино Костромской губернии.

Было сделано много эскизов с натуры и карандашных зарисовок — мотив заворожил художника. Он работал в творческом экстазе, не замечая ни холода, ни непогоды.

Вернувшись в том же году в Москву, Алексей Кондратьевич продолжал работать над картиной, переосмысливая свои натурные впечатления.

В 1871 году работа была представлена суду публики на Первой выставке Товарищества художественных передвижных выставок. Абсолютно лишенная академического блеска, казалось бы обыденный мотив: серенький день перехода зимы в весну, работа предстала перед коллегами, коллекционерами и зрителями, как откровение!

И хотя уже к этому времени выставлялись такие художники- пейзажисты, как И. Шишкин, Ф. Васильев, М. Клодт и А. Куинджи, А.К. Саврасов отличался особенным видением природы, умением «писать воздух» и так компоновать части изображения, что критика сравнивала его работы с музыкой М. Глинки, П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова.

Отличительной чертой творчества Саврасова было самобытное понимание русского пейзажа, где он среди повседневного умел найти такое, что зрителям до него было не знакомо. Он смог заставить этой красотой восхищаться до сих пор.

Этюды для картины «Грачи прилетели»

Посмотреть еще картины с описаниями



Вверх