Оперная певица грузинского происхождения. Хибла Герзмава: личная жизнь. Чего вам не хватает в жизни

Российская и абхазская оперная певица (сопрано). Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженная артистка России (2006), народная артистка Республики Абхазия (2006).


В 1994 году окончила Московскую консерваторию (вокальный факультет, педагоги - профессор И. И. Масленникова, профессор Е. М. Арефьева), в 1996 году - аспирантуру при Московской консерватории по классу профессора Масленниковой. Занималась также в классе органа.

С 1995 года - солистка Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

За время своей карьеры Хибла Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Театра Комунале во Флоренции, Гранд Театро де Лисео в Барселоне, Софийской Национальной опере в Болгарии, Театр Елисейских полей в Париже, Королевского оперного театра Ковент Гарден в Лондоне, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии, и т. д.

В 2001 году организовала ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» в Абхазии. Последние несколько лет фестиваль проходит в 3-х частях: «Концерт молодых музыкантов», «Джазовые импровизации» и «Вечер классической музыки». В фестивале приминали участие Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы» и Даниил Крамер со своим Трио.

Звания и премии

1993 - Конкурс «Voci Verdiani» (Италия), 3-я премия

1994 - Международный конкурс вокалистов имени Франсиско Виньяса (Барселона), 2-я премия

1994 - Международный конкурс вокалистов имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург), 2-я премия

1994 - X Международный конкурс имени П. И. Чайковского (Москва), гран-при

2001 - Театральная премия «Золотой Орфей» в номинации «Лучшая певица»

2006 - Заслуженная артистка России

2006 - Народная артистка Республики Абхазия

2010 - Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль»

Возможно, что свою артистичность и энергетику Хибла унаследовала от благословенного края на черноморском побережье, в котором родилась и выросла. Она появилась на свет 6 января в залитой солнцем Пицунде. В субтропических Гаграх Хибла ходила в музыкальную школу и продолжала свое музыкальное образование в сухумском музыкальном училище. Но не как вокалистка, а как... пианистка. До 18 лет будущая звезда Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко даже и не задумывалась о карьере певицы. Она сочиняла песни и любила петь, но никто из её окружения не воспринимал этого всерьёз. А вот педагог по классу фортепиано смог разглядеть в своей ученице незаурядный певческий дар и отвёл Хиблу к Жозефине Бумбуриди в вокальный класс. Так всё и началось, и уже в 1989 году её замечательный голос звучал на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию, где её педагогами стали Ирина Ивановна Масленникова и Евгения Михайловна Арефьева. Возможно, именно профессиональный бэкграунд пианистки сейчас помогает певице основательнее прочувствовать партитуру и выразительнее исполнять каждую партию - как в сопровождении оркестра, так и в дуэте с роялем, чутко улавливая интонационные особенности инструментов и умело используя эти особенности для усиления эффекта, производимого на слушателя её красочным сопрано.

Хибла Герзмава - лауреат международных конкурсов вокалистов, среди которых первым был Voci Verdiani («Вердиевские голоса»), проходящий в итальянском Буссето, где в 1993 году она завоевала III премию. 1994 год выдался необычайно щедрым на призы за вокальное мастерство: две II премии достались певице на конкурсах им. Франсиско Виньяса в Барселоне и им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а участие в X Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве принесло Хибле Герзмава Гран При.

Поступив на службу в МАМТ в 1995 году, Хибла Герзмава стала ярчайшей звездой оперной труппы благодаря удивительному взаимопониманию и плодотворному творческому союзу с режиссёром-постановщиком театра Александром Тителем. Сильный и чистый голос и драматическое дарование певицы создали на сцене Музыкального театра неповторимые образы Адели в «Летучей мыши» Штрауса, Адины в «Любовном напитке» Доницетти, Мюзетты и Мими в «Богеме» Пуччини, Луизы в «Обручении в монастыре» Прокофьева, Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, Людмилы в «Руслане и Людмиле» Глинки, Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова и, конечно же, Виолетты в «Травиате» Верди.

В 2001 году Хибла Герзмава получила театральную премию «Золотой Орфей» в номинации «Лучшая певица». В 2002–2004 годах певица гастролировала вместе с труппой МАМТ в США и Южной Корее, а также принимала участие в немецком Людвигсбургском фестивале, исполнив партии Евы («Сотворение мира» Гайдна) и Ангела-Хранителя («Представление о душе и теле» Кавальери). В 2010 году за поразившее и критику, и публику, и коллег исполнение партии Лючии в опере «Лючия ди Ламмермур» Хибла Герзмава была удостоена Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» и премии Casta Diva в номинации «Лучшая певица», а также Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2011 году Хибла стала лауреатом первой независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф».

Сегодня Хибла Герзмава - одна из наиболее востребованных российских певиц в крупнейших оперных театрах мира. Она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии, в петербургском Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, а весной 2008 года состоялся её дебют на сцене Королевской оперного театра Ковент Гарден в Лондоне, где она исполняла партию Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». В октябре 2010 года Хибла дебютировала на сцене Метрополитен Опера, исполнив партию Антонии в постановке «Сказок Гофмана» Оффенбаха. В 2011 году Хибла впервые исполнила все три партии - Олимпии, Джульетты и Антонии - в «Сказках Гофмана» на сцене своего родного театра. В том же году она пела в постановках «Богемы» на сценах Метрополитен Опера, Баварского государственного и Римского оперных театров, а на сцене Пале Гарнье (Парижская государственная опера) была открыта новая страница в её творчестве в качестве «моцартовской» певицы - Хиблу назвали одной из лучших Вителлий («Милосердие Тита»), когда-либо исполнявших эту сложнейшую вокальную партию. В июле 2011 года Хибла выступила на открытии фестиваля Би-Би-Си Промс вместе с оркестром и хором Би-Би-Си под управлением Иржи Белоглавека, исполнив партию сопрано в «Глаголической мессе» Яначека.

В 2012 год певица вошла с ещё одной новой партией: Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта прозвучала на сцене Ковент Гардена. Осенью Хибла венулась в Метрополитен Опера, чтобы исполнить партию Лю в «Турандот» Пуччини, с которой она дебютировала на гастролях Мариинского театра в токийском Эн-Эйч-Кей Холле в 2011 году, и впервые вышла на сцену Венской Штатсопер в «Милосердии Тита» Моцарта.

Она выступает с такими выдающимися российскими и зарубежными музыкантами и дирижёрами, как Лорин Маазель, Антонио Паппано, Марко Армильято, Адам Фишер, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Рудин, Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Василий Синайский, Евгений Бражник, Вольф Горелик, Феликс Коробов, Александр Сладковский и др. Несмотря на плотный рабочий график и репертуарную занятость, ей удалось стать одной из организаторов фестиваля «Хибла Герзмава приглашает...» в своей родной Абхазии. В 2011 году фестиваль отметил своё десятилетие.

Хибла - разносторонний человек, не боящийся рисковать и обожающий эксперименты. Концертная программа с джазовым трио пианиста Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз» стала одним из ярчайших событий в культурной жизни Москвы. Влюбленная в джаз, Хибла продолжает творческий поиск в этом жанре на одной сцене с такими интересными музыкантами, как Денис Мацуев, Дебора Браун (США), «МосГорТрио» Якова Окуня, Андрей Иванов, Аркадий Шилклопер, Дмитрий Севастьянов. Выдающийся музыкант Георгий Гаранян, чья жизнь оборвалась так внезапно в январе 2010 года, был одним из любимейших партнеров Хиблы в мире джаза.

На абхазском языке Хибла означает «златоокая». Наверно, поэтому её глаза всегда горят. Но тот драгоценный дар, которым она пленяет миллионы слушателей, - это, безусловно, её золотой голос.

Несколько лет назал узнала эту потрясающую певицу. Её голос просто завораживает. Хочу познакомить вас с ней.

Биография

Хибла Герзмава родилась в рождественский сочельник, 6 января 1970 года, в абхазском курортном городе Пицунда в семье переводчика с немецкого языка-гида «Интуриста» и старшего администратора пансионата «Пицунда». По-абхазски имя Хибла означает «златоглазая» ,фамилия Герзмава означает «волк», «волчица». В трёхлетнем возрасте отец привёз Хибле из Германии пианино. С детства пела и играла на рояле. Девочка выросла возле Пицундского православного собора , где звучала органная музыка . Свою артистическую стихию впервые почувствовала в юности, когда в пицундском Курортном зале выступал абхазский ансамбль песни и танца «Шаратын », сильное впечатление на Хиблу произвели также выступления скрипачки Лианы Исакадзе .

Рано, в 17 и 19 лет, осталась без родителей что оказало влияние на мировоззрение и выбор певческой профессии. Училась в музыкальной школе в Гагре . Окончила сухумское музыкальное училище по классу фортепиано , мечтала стать органисткой. Её преподавателями в Сухуме были Карлен Яврян и Жозефина Бумбуриди.

В 2001 году организовала в Абхазии ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…». Ведущим фестиваля много лет являлся Святослав Бэлза . В 2014 году фестиваль переехал в Москву.

В 2008 году Герзмава получила приглашение в Большой театр , однако отказалась из-за частых гастролей по всему миру.

За время своей карьеры Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге , Театра Коммунале во Флоренции , Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне , Венской государственной оперы, Гранд Театро де Лисео вБарселоне , Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра Елисейских полей в Париже, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии и других площадках. Участвовала в гастролях Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Южной Корее и США . Выступала на Людвигсбургском фестивале в Германии . Гастролировала с концертными программами в Швеции, Франции, Голландии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Испании, Греции, США, Японии, Турции.

Хибла Герзмава в разводе, у неё есть сын Сандро (род. 1998), пел в детском хоре Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, иногда участвовал в спектаклях с мамой.

У Хиблы есть младший брат, от него двое племянников. Брат закончил

Хибла Герзмава – оперная артистка «нового типа», как о ней пишет пресса. Хибла поражает поклонников не только вокальными данными, но и тонкой актерской игрой, изяществом, продуманностью образа. Певица всем своим видом дарит ощущение сказки, что сделало артистку не только признанной оперной дивой, но и иконой стиля.

Хибла Леварсовна Герзмава родилась 6 января 1970 года в абхазском курортном городе Пицунде. Семья девочки была совсем не музыкальной. Мать будущей оперной певицы – переводчик с немецкого, отец – старший администратор пансионата «Пицунда». В переводе с абхазского Хибла означает «златоглазая», фамилия артистки переводится как «волчица».

Когда маленькой Хибле было три года, отец привез из Германии пианино, на котором с тех пор пыталась учиться играть будущая оперная певица. Эта внезапная покупка определила будущую биографию певицы, подтолкнув девочку к музыке. В скором времени Хибла стала петь и играть на рояле.

Детство Хиблы прошло около Пицундского православного собора, через стены которого постоянно звучала органная музыка. Впервые Герзмава почувствовала в себе артистическую тягу еще в юности, когда посетила выступление абхазского коллектива песни и танца «Шаратын». Также она была поражена выступлением скрипачки Лианы Исакадзе. С ростом девочки росло и ее увлечение музыкой.


Герзмава рано потеряла родителей. Когда ей было 17, а потом 19 лет, один за другим ушли ее родители. У девушки остался только младший брат. Этот факт повлиял на дальнейшую биографию Хиблы Герзмавы. Уже в этом возрасте девушка твердо решила, что ее выбор – это творческая профессия. В связи с этим решением она закончила музыкальную школу в Гагре, затем музыкальное училище по классу фортепиано.

С 1989 по 1994 годы училась в Московской консерватории на вокальном факультете. В 1996 году закончила ассистентуру при консерватории. Параллельно занималась три года музыкой по классу органа, освоив в итоге любимый инструмент.

Музыка

За рубежом Герзмава впервые «засветилась» в 1993 году. Тогда Хибла приняла участие в конкурсе «Вердиевские голоса», получив третью премию. Спустя год ее узнали по конкурсам имени в Санкт-Петербурге и Франциско Виньяса в Испании, где певица получила второе место. Триумфальный успех пришел в студенческие годы на 10-м Международном конкурсе имени . Это было в 1994 году, она исполнила финальную арию Розины, завоевав Гран-при.


Певицу часто сравнивают с оперной артисткой . Они в чем-то похожи: обе молодые и привлекательные женщины, обе южанки и в силу особенностей голоса и типажа исполняют одинаковые партии на сцене.

Нетребко стала известной на пять лет раньше Хиблы и, сложись обстоятельства по-другому, вполне могла бы вытеснить конкурентку со сцены. Вместо этого две оперные дивы поделили музыкальный мир пополам. Анна – певица петербургской школы, Хибла училась и чаще выступает в Москве. Даже играя одни и те же роли, они блистают на разных, но одинаково значимых сценах. Например, прославившую обеих Донну Анну Нетребко спела в «Ла Скала» в Милане, а Герзмава в «Ковент-Гардене» в Лондоне.


За время насыщенной карьеры оперная певица Хибла Герзмава выступала на великих сценах мира. Среди них Мариинский театр Санкт-Петербурга, Театр Коммунале во Флоренции, Метрополитен Опера в Нью-Йорке (дебют в 2010 году), Ковент-Гарден в Лондоне (уже упомянутая партия Донны Анны в 2012 году), Венская государственная опера, Гранд Театро де Лисео в Барселоне, Софийская Национальная опера в Болгарии, Театр Елисейских полей в Париже, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии.

Певица сотрудничала со многими легендами музыкальной сцены. Среди них пианист-виртуоз , дирижер и скрипач , пианист Николай Луганский, оркестр Music Viva, певец и саксофонист и другие.


Хибла Герзмава участвует и в современных спектаклях. Но, конечно же, не во всех, а только в постановках со вкусом, где не переходят грань театральных условностей. За границей певица исполняет на бис песни на родном абхазском. На ее спектаклях собирается многочисленная публика как в Москве, так и в Нью-Йорке.

Оставила свой след певица и в камерном жанре классической музыки, записав ряд пластинок под названием «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмавы», а также диски с циклами романсов Николая Мясковского, Михаила Ипполитова-Иванова. На счету Хиблы множество видеозаписей исполнения песен, романсов и арий, есть видеоверсии оперных постановок, где поет артистка. В 2016 году певица выпустила клип на вокальное произведение «Сероглазый король», созданное на стихи .

Однако главной музыкальной любовью Хиблы был и остается джаз. Она участвовала в концертах Даниила Крамера. Проект носил название «Опера. Джаз. Блюз». Певица и пианист гастролировали по России и Европе и не просто повторяли одни и те же композиции, а изменяли программу каждые полгода. В 2016 году музыканты выпустили альбом с одноименным названием, куда вошли лучшие произведения из их программы. Сотрудничала Хибла и с прославленным джазовым саксофонистом Георгием Гараняном.

В феврале 2014 года Хибла Герзмава исполнила «Олимпийский вальс» на закрытии сочинских Олимпийских игр. Певица поучаствовала в романтичном шоу во время Сочи-2014: артистка пела, пока корабль «Вестник весны» вез ее по воздушному морю.

22 февраля 2015 года Хибла появилась в шоу «Один в один» телеканала «Россия 1» в качестве члена жюри. Во время выступления в образе Хиблу попросили исполнить на бис любимый всеми хит «Вечная любовь», что певица сделала безупречно.

В декабре 2016 года певица спела партию в опере «Дон Карлос». Постановка отличалась звездным составом, но почти все участники были известны по сольной вокальной карьере, поэтому зрители с нетерпением ждали увидеть их вместе на одной сцене. Гвоздем программы должен был стать , но из-за серьезной болезни певец отказался от участия, и его заменил Ильдар Абдразаков, которого позже журналисты назвали «секс-символом оперного мира».


В конце этого же года разразился скандал. Перед матчем Кубка «Первого канала» по хоккею Хибла должна была исполнить гимн Российской Федерации, но, как многим показалось, забыла или перепутала слова. Артистка извинилась и попросила дать ей возможность исполнить эту композицию заново, но организаторы отказали в просьбе.

Эта ошибка певицы вызвала поток осуждения в прессе. На следующий день Федерация хоккея РФ высказала другую версию происходящего. По словам ее президента, произошли технические неполадки, поэтому музыка звучала медленнее, чем положено, что и запутало исполнительницу. Федерация принесла официальные извинения Хибле Герзмаве.

Этот инцидент не смог помешать карьере артистки. Герзмава и сейчас остается востребованной на оперной сцене. На официальном сайте певицы ее выступления расписаны на несколько месяцев вперед.

Личная жизнь

О личной жизни Хибла Герзмава говорит неохотно. Мало кто знает, почему муж Хиблы теперь живет отдельно. От совместного брака у них растет сын Сандро 1998 года рождения. Мальчик с детства пел в хоре Московского театра им. и Владимира Немировича-Данченко. Иногда Сандро участвовал в спектаклях вместе со знаменитой мамой. Фото сына часто появляются в персональном «Инстаграме » певицы.


Семейная жизнь артистки так и остается тайной, но, как считают журналисты, новых детей и мужа у оперной певицы нет. Хибла поддерживает тесные отношения с младшим братом Лорецом, который получал образование в МГИМО и Сорбонне. Теперь семья брата живет на две страны – Францию и Абхазию. Родовое гнездо Герзмавы находится в поселке Дурипш, где родные собираются в летние месяцы года. Там же остались могилы отца и матери.

Хибла Герзмава много сил и средств выделяет на благотворительность. Певица финансово поддерживает музыкальные коллективы и молодых артистов Абхазии. До 2014 года в летние месяцы на территории Пицундского музейного комплекса проходил музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает...», который после был перенесен в Москву. Неизменным ведущим мероприятия был Святослав Бэлза. В течение трех вечеров публика знакомилась с творчеством молодых музыкантов, исполнителей классической и джазовой музыки.

В России артистка поддерживает акцию #ЖИТЬ, в которой участвуют также

В марте 2018 года на сцене Большого театра состоялось вручение Первой международной музыкальной премии BraVo. Хибла Герзмава удостоилась чести стать лауреатом в номинации «Лучший классический женский вокал». Там же посмертно был награжден Дмитрий Хворостовский в категории «Лучший классический альбом года» за запись диска «Верди. Риголетто». Также наград удостоились солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков, пианист и другие.

Партии

  • Людмила, «Руслан и Людмила»
  • Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане» Н. Римский-Корсаков
  • Розина, «Севильский цирюльник»
  • Адина, «Любовный напиток» Г. Доницетти
  • Виолетта Валери, «Травиата»
  • Мими и Мюзетта, «Богема»
  • Нимфа, «Дафна» М. да Гальяно
  • Адель, «Летучая мышь»
  • Донна Анна, «Дон Жуан»,
  • Вителлия, «Милосердие Тита», В. А. Моцарт
  • Лю, «Турандот», Дж. Пуччини
  • Амелия Гримальди, «Симон Бокканегра», Дж. Верди

Хи́бла Лева́рсовна Герзма́ва (абх. Хьыбла Леуарса-иҧа Гьырзмаа ; род. 6 января , Пицунда) - российская оперная певица (сопрано) абхазского происхождения. Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года .

Мировую известность Герзмаве принесли выступления в Мариинском театре , Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден» , Метрополитен-опера , Венской государственной опере , Римской опере , парижской Гранд Опера и других крупнейших сценических площадках .

Биография [ | ]

Рано, в 16 и 18 лет, осталась без родителей , что оказало влияние на мировоззрение и выбор певческой профессии . Училась в музыкальной школе в Гагре . Окончила сухумское музыкальное училище по классу фортепиано , мечтала стать органисткой . Её преподавателями в Сухуме были Карлен Яврян и Жозефина Бумбуриди .

После рождения сына в 1999 году голос Герзмавы стал ещё мягче и лиричнее, звучание его - менее уплощённым, исчезла мельчайшая тремоляция , порой мешавшая певице. Голос Хиблы, которая в своём творчестве отдавала дань романтизму , окончательно сформировался как лирико-колоратурное сопрано, с возрастающим акцентом на «лирику» .

В 2001 году организовала в Абхазии ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…». Ведущим фестиваля много лет являлся музыковед Святослав Бэлза . В 2014 году фестиваль переехал в Москву .

В 2008 году Герзмава получила приглашение в Большой театр , однако отказалась из-за частых гастролей по всему миру .

Неоднократно выступала на концертах перед официальными делегациями и высокими гостями в Кремле по личному приглашению Владимира Путина .

В 2016 году дала серию благотворительных концертов в Германии , посвящённую жертвам террористических актов .

Творчество [ | ]

Исполняет ведущие партии в постановках Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . Среди них:

  • Людмила («Руслан и Людмила » Глинки)
  • Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане » Римского-Корсакова)
  • Шемаханская царица («Золотой петушок » Римского-Корсакова)
  • Луиза («Обручение в монастыре » Прокофьева)
  • Розина («Севильский цирюльник » Россини)
  • Адина («Любовный напиток » Доницетти)
  • Виолетта Валери («Травиата » Верди)
  • Мими и Мюзетта («Богема » Пуччини)
  • Нимфа («Дафна» М. да Гальяно)
  • Адель («Летучая мышь » И. Штрауса)
  • Лючия («Лючия ди Ламмермур » Доницетти)
  • Донна Анна (Дон Жуан , Моцарт)
  • Олимпия, Антония, Джульетта (Сказки Гофмана , Оффенбах)
  • Вителлия (Милосердие Тита , Моцарт)
  • Лю (Турандот , Пуччини)
  • Амелия Гримальди (Симон Бокканегра , Верди)
  • Медея (Медея , Керубини)

За время своей карьеры Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге , Театра Коммунале во Флоренции , Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне , Венской государственной оперы, Гранд Театро де Лисео в Барселоне , Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра Елисейских полей в Париже, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии и других площадках. Участвовала в гастролях Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Южной Корее и США . Выступала на Людвигсбургском фестивале в Германии . Гастролировала с концертными программами в Швеции, Франции, Голландии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Испании, Греции, США, Японии, Турции .

В 2012 году певица вышла на сцену Ковент Гардена с новой партией: Донна Анна в «Дон Жуане » Моцарта. Осенью Хибла вернулась в Метрополитен-опера , чтобы исполнить партию Лю в опере «Турандот» Пуччини, с которой она дебютировала на гастролях Мариинского театра в токийском NHK-холле в 2011 году, и впервые вышла на сцену Венской государственной оперы в «Милосердии Тита» Моцарта. Весьма сложную партию Вителии в этом произведении Моцарта с присущими ей речитативами, продолжительными ариями, большим вокальным диапазоном Хибла исполнила также в «Гранд-опера» во Франции .

В 2013 году репертуар Хиблы пополнился ещё одной партией. Герзмава вышла на сцену Королевского оперного театра Ковент Гарден в роли Амелии Гримальди из оперы Дж. Верди «Симон Бокканегра» . Партнёрами Хиблы были Томас Хэмпсон и Ферруччо Фурланетто , спектакль шёл под управлением главного дирижёра театра Антонио Паппано . В апреле 2013-го в Большом зале Московской консерватории в сольном концерте Герзмава исполнила романсы П. И. Чайковского в сопровождении оркестра под управлением дирижёра, народного артиста СССР Юрия Симонова .

Певица много лет плодотворно работала с режиссёром Александром Тителем . Сотрудничает с Владимиром Спиваковым , Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы», Денисом Мацуевым , Николаем Луганским , А.Рудиным и оркестром Musica Viva, В.Гергиевым, В.Федосеевым, А.Лазаревым, М.Плетнёвым, В.Синайским, Ю.Башметом, Л.Маазелем.

Записала ряд компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава». Для японской компании Герзмава записала несколько русских программ, циклы романсов Н.Мясковского, М.Ипполитова-Иванова. Все записи камерной музыки сделаны вместе с давним аккомпаниатором Хиблы, пианисткой Екатериной Ганелиной . 14 октября 2013 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки записала (при участии баритона Арсена Согомоняна) концерт из произведений Моцарта, Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Рихарда Штрауса совместно с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова .

Герзмава участвует не только в классических, но и в современных спектаклях, однако только в тех, «где есть вкус, и на сцене не переходят грань театральной условности» . Абхазские песни за рубежом исполняет в концертах на бис. Наиболее взыскательная, компетентная в опере публика, по оценкам Герзмавы, собирается на её спектаклях в Москве и Нью-Йорке .

Критика [ | ]

Сергей Коробков в Петербургском театральном журнале (№ 2 - 2013) отмечал, что колоратура Герзмавы - «своего рода театральное переживание, поэтическая рифма, эмоциональный „край“ драматургического развития образа», а её belcanto , завораживающее оттенками и штрихами, сегодня делает певицу востребованной во всём мире. Анастасия Архипова (OperaNews.Ru) обращает внимание на лиризм, молитвенную тональность и чарующую соловьиную трепетность колоратуры Герзмавы, стремящейся раздвинуть нижние пределы собственного голоса, насытить его драматической краской. Пётр Поспелов в Ведомостях отмечает подкупающую искренность, чувство и вокальный блеск Хиблы в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана ». Журнал «Vogue » называет Герзмаву оперной певицей нового типа, «когда важен не только голос, но и шоу, блеск бриллиантов, изящество движения по сцене, актёрская игра» . Директор музыкального департамента Метрополитен-опера Крэг Рутенберг отмечает ум и театральность Герзмавы и её необыкновенный голос, обволакивающий слушателя «как синий бархат » .

Певица стала участницей неприятного инцидента 16 декабря 2016 года, когда перед матчем второго тура Кубка Первого канала по хоккею между сборными России и Чехии забыла слова гимна России , совершила несколько ошибок и просила исполнить гимн сначала, однако организаторы не дали этой возможности артистке . На следующий день Федерация хоккея России и её президент Владислав Третьяк принесли Герзмаве извинения за технические неполадки, случившиеся во время исполнения гимна РФ и последующие «несправедливые оценки в прессе». По словам Третьяка, произошёл технический сбой: музыка гимна была запущена с опозданием, затем имели место проблемы с микрофоном .

Джаз [ | ]

Имидж [ | ]

Герзмава имеет репутацию одной из самых стильных и элегантных женщин на российской оперной сцене. Часто певица сама подбирает себе костюмы для выступлений, считая, что артистка должна появиться перед зрителями в самом дорогом, изысканном наряде . Концертные платья Хибла предпочитает с немного завышенной талией . В студенческие годы, готовясь к профессиональной карьере, по собственному признанию, похудела на 25 кг . Ныне с Хиблой постоянно работает команда стилистов , которые занимаются костюмом, причёской, макияжем .

Семья [ | ]

Хибла Герзмава в разводе, у неё есть сын Сандро (род. в марте 1999), пел в детском хоре Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко .

У Хиблы есть младший брат Лорец, от него двое племянников. Брат закончил МГИМО и Сорбоннский университет , женился на французской пианистке, играет на рояле джаз. Живёт в Париже и Абхазии.

Родовое имение Герзмавы находится в селе Дурипш Гудаутского района Абхазии, где похоронены её родители и где в большом доме летом собирается её многочисленная семья .

Друзья [ | ]

Много лет Герзмава дружила с писателем Фазилем Искандером , любимый её роман - «Сандро из Чегема » . Дружит с коллегами по сцене (например, с Владимиром Спиваковым), дружила с ушедшими из жизни Зурабом Соткилавой , Еленой Образцовой , Галиной Вишневской , Святославом Бэлзой . Техническим организатором и спонсором фестиваля в Пицунде был друг и земляк певицы, гендиректор управляющей компании «ФОНД ЮГ» Андрей Дудко; в организации концертной деятельности ей помогают меценаты, предприниматель Рашид Сардаров и винодел Николай Ачба . При участии друзей, меценатов и коллег Хибла устраивает благотворительные акции в Абхазии - материально поддерживает оркестр, музыкальное училище, детский дом, дом-интернат и музеи, помогает молодым одарённым исполнителям .

Общественная позиция [ | ]

Несмотря на то, что Хибла всегда сторонилась политики, о своей родине, обретшей независимость , она однажды сказала: «Абхазия устала бояться и мужественно скинула с себя оковы страха ». Тёплые дружеские отношения связывали Герзмаву с тремя абхазскими президентами - Владиславом Ардзинбой , Сергеем Багапшем , Александром Анквабом .

1 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры России в поддержку политики Президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму .

Звания и премии [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Хибла Леварсовна Герзмава (Hibla Gerzmava) | Belcanto.ru (неопр.) .
  2. Хибла Герзмава - десять лет спустя | OperaNews.ru (неопр.) (недоступная ссылка) . Архивировано 9 января 2014 года.
  3. Ходнев, Сергей. Поёт и гражданин // Vogue . - 2012. - № за 16 апреля . (Проверено 1 октября 2016)
  4. «Золотоглазая волчица» Хибла Герзмава - Казанские ведомости (неопр.) .


Вверх