Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах

Роман "Отцы и дети" - вершина художественного творчества Тургенева,одного из самых проницательных и прозорливых "художников слова." От начала и до конца своей творческой жизни он был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. В своём романе Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий, которые происходят в его стране. В самый канун реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года он показывает кризис жизненного уклада барина и мужика, необходимость уничтожения крепостного порядка. Давая общую оценку содержания "Отцов и детей", Тургенев писал: "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса..." И вот этому либеральному дворянству автор противопоставляет образ главного героя, образ "нового человека" :бунтаря, разночинца, нигилиста.

В Евгении Базарове воплотилось новое жизненное явление, сложное, противоречивое, но,безусловно, революционное по своей сути. Он представитель новой волны, нового времени, он- "ветер перемен". О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что этот человек прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, нелёгкую, тернистую жизнь. Сын лекаря, Базаров-человек из народа. "Мой дед землю пахал", -говорит он, не только не смущаясь, но даже гордясь своим происхождением. И именно это низкое социальное происхождение потребовало от него силы, упорства, целеустремлённости, чтобы "выйти в люди". Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Он окончил университет, ни "копейки лишней" не взяв у родителей. Знания его очень обширны, он был осведомлён в области медицины, химии, ботаники, зоологии.

Но Базаров не только напряжённо учился и постигал науки, он пытался ещё и воспитывать себя. Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, пришлось ему побороть. Ведь нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений в семье "отцов", с их религиозностью и весьма ограниченными интересами. В условиях общественного подъёма эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования. С полным правом Базаров говорит: "Всякий человек сам себя воспитать должен- ну, хоть как я, например..." Он "самоломанный". Он всего достигал сам активной физической и мыслительной работой. Пройдя тяжёлую школу нужды и труда, Евгений с честью выдержал все жизненные испытания. Труд дал ему независимость и самостоятельность. И как натура независимая, Евгений не склоняется ни перед какими авторитетами, всё подвергает суду мысли.

Базаров- материалист. Для него не существует то, что не несёт конкретного, материального начала. Он стремится ничего не брать на веру, всё проверять экспериментальным путём. Утверждая, что "природа -не храм, а мастерская», Базаров провозглашает необходимость её изучения и разумного вмешательства. Вся его философия состоит из одного главного положения -"человек- есть продукт природы!",. а следовательно он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека.

И в этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миропонимания, с развитием науки, в первую очередь естествознания. Добролюбов писал о людях базаровского склада, что они решаются "ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины." И проповедуя это всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает все вечные человеческие ценности: искусство, нравственность, любовь. Стоит лишь вспомнить его насмешливое отношение к творчеству Пушкина, к живописи, к поэзии. Дух отрицания и разрушений формирует в Базарове неудержимую, грубую, резкую натуру.

И всё-таки нельзя считать Базарова настоящим нигилистом. Для истинного нигилиста невозможна никакая деятельность. А Евгений занят расширением своего кругозора, научно-исследовательской работой. Он не отрицает того, что проверено опытом, практикой жизни. Его живой, ищущий ум пытается отыскать пути дающие возможность принести больше пользы человечеству, пути, ведущие к изменению и перестройке окружающего мира. Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные её исправления. Он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого отразились революционные устремления передовой демократической молодёжи. В нигилизме Базарова сам автор справедливо усматривал проявления революционности. "Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером", -писал Тургенев. Базаров, как выразитель этих революционных идей, как человек, обладающий целеустремлённостью и глубокой убеждённостью,готовит себя к тому, чтобы сделать "много дел". Но какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров, пока остаётся неясным. Да и он сам об этом ещё не думает, время не пришло. "В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем", -говорит Базаров. И смело отвергает все жизненные установки "отцов".

Но на одном отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет её, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Для Базарова же, человека-борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и к полной неудовлетворённости жизнью. Базаров порывает даже с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни силой его духа и воли,ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог оказаться только ненадёжным попутчиком, как Аркадий. "Плохой союзник-не союзник", -говорил Добролюбов. Так рассудил и Базаров, порывая с Аркадием, в котором он видел "либерального барича". А можно ли было их взаимоотношения назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подчинении одного другому? Базаров понимает это, он чувствует, что их пути должны разойтись. И замыкается в самом себе, потому что не может найти вокруг ни родственной души,ни человека, равного себе по силе.

А судьба продолжает испытывать героя. Ему предстоит пройти через самое трудное: он должен проверить свою идею любовью. В отношениях с Одинцовой Евгений впервые в жизни познаёт такие чувства, которые ставят его в тупик. И этот трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет его мыслить по-новому. Базаров понимает, что любовь обладает особой независимой силой, с которой он не способен справиться, а ведь Евгений привык быть хозяином своих переживаний. Человек твёрдых убеждений, он чувствует то, что сам всегда отвергал, он осознаёт в самом себе романтика. Но пожертвовать во имя любви своими убеждениями Базаров не может. Отношения с Одинцовой ставят Евгения перед выбором - мировоззрение, идеал или любовь. И впервые в жизни у героя нет ответа, впервые он не знает, что ему делать. Это приводит его к тяжёлому душевному кризису. Базаров борется с собственным сердцем. По его мнению, любовь – это слабость, а мужчина должен быть свиреп, силён духом. Поэтому он упорно сражается с любовью. Трудно сказать, чем бы всё это могло закончиться, не настигни его смерть от случайного заражения. Хотя заражение в этой ситуации не кажется таким уж случайным. Человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным. Но перед лицом смерти проявляется вся сила Базарова. Он не раскисает, стремится побороть в себе отчаяние. В нём чувствуется жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Можно только преклоняться перед его душевной стойкостью.

Почему же писатель завершил роман смертью героя? Писарев так объясняет это: «Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». Но его смерть изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг…» - справедливо заметил Писарев. А в последних словах романа мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора, пронизанный большим чувством к своему герою. Эти слова звучат как свидетельство нравственной силы и великого общественного значения этого образа. Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели».

Не одно поколение читателей размышляло над романом «Отцы и дети», пытаясь правильно оценить Базарова. Но как бы ни складывалась эта оценка, очевидно одно: образ мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт -

И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.

Образ Базарова — новый герой русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

В этом замечательном человеке (прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем, что его дед был крепостным

«Мой дед землю пахал»,

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром писал:

«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью (уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции

(«Прекрасно то, что полезно»).

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

/ / / Образ Базарова (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Роман Тургенева «Отцы и дети» соединил в себе наиболее актуальные проблемы, которые торжествовали в обществе того времени. Именно на момент создания романа, в России происходил переломный момент ее развития.

Конечно же, одной из наиболее актуальных проблем были отношения отцов и детей. В таких отношения ярко сталкивались два взгляда – аристократический и демократический.

Герой романа Базаров был выходцем из демократов, из разночинцев. Он не признавал корней матери, которые уходили в дворянство. Базаров собственными силами, своим трудом добивался поставленных целей в жизни. Он ценил людей за их трудоспособность, за их человечность.

О его жизненных убеждениях ярко говорит и наружная внешность героя. На нем одет простенький балахон, из-под которого видна красная рука. Это говорит о том, что данный герой труженик, его руки знакомы с работой, и он не скрывает этого. Именно труд является главным в его жизни. Он постоянно возил с собой микроскоп и проводил какие-то опыты.

Образ Базарова является полной противоположностью тем аристократам, которые привыкли проводить свое время в ничего неделанье.

Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.

При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.

Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.

Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.

Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

Двадцать седьмое декабря.

Сочинение.

Базаров – «новый человек».

(по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. Как раз в это время – время политических реформ и общественных потрясений, в России зарождается новый буржуазно-капиталистический слой, а среди студенческой молодежи распространяется идеология нигилизма.Роман отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека” - деятеля в период революционной ситуации 60-х годов.

Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров- герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям.

Тургенев писал: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно». И вот в новом тургеневском романе главным героем выступил представитель тех «новых людей». Отношение Тургенева к «новому человеку» было, по его же словам, не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Разъясняя своё произведение, Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Это - торжество демократизма над аристократией».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». Базаров отрицает всё - и в первую очередь самодержавие, крепостное право и религию. Всё то, что порождено безобразным состоянием общества. Тургенев говорил о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»

Как же нарисован Базаров - «новый человек». Человек из народа, внук дьячка, пахавшего землю, сын бедного уездного лекаря, студент, Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».

Демократизм Базарова наглядно отражён в его речи, занятиях, чертах характера и мировоззрении. Тургенев нарисовал запоминающийся портрет разночинца Базарова: его лицо, «длинное и худое, с широким лбом,… большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится к своей «одежонке». В деревню к Кирсановым он приезжает «в длинном балахоне с кистями»; здороваясь с отцом Аркадия, протягивает ему «обнажённую красную руку», по-видимому, никогда не знавшую перчаток.

Говорит Базаров ясно и просто: «Евгений Васильев», - здоровается он с отцом Аркадия; свои мысли выражает с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он даёт людям враждебного лагеря, «феодалам»: Павел Петрович - франт, «архаическое явление», «идиот»; Николай Петрович - «добряк», но «его песенка спета»; Аркадию он говорит: «Ты нежная душа, размазня…»; «…да ты и не дорос до нас…»

Его интересы в целом похожи на интересы просвещенной молодежи того времени: он увлекается естественными науками, читает сочинения немецких «вульгарных материалистов» - идет в ногу со временем. Базаров нигилист, то есть человек ничего не принимающий на веру и отвергающий авторитеты и принципы. Он отрицает Пушкина, причем необоснованно. В особенности достается от него романтическому мироощущению: «чепуха, гниль, художество», «ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться этому … загадочному взгляду». По мнению Базарова, все человеческие беды происходят из-за несправедливого устройства общества, а роль личности, индивидуальной психологии он отрицал вовсе, полагая, что достаточно одного человеческая экземпляра, что бы судить обо всех.

Базаров прошёл суровую, тяжёлую жизненную школу, которая закалила его. Базаров окончил университет, но на свое образование он «копейки лишней» не взял у родителей. Своими знаниями, а они у него очень обширны, Базаров обязан себе. Вот почему он с гордостью заявляет: «Всякий человек сам себя воспитать должен,- ну, хоть как я, например…»

Базаров не гонится за комфортом, материальными благами: «Ты с ним … не церемонься. Он чудесный малый, такой простой…», - говорит о нем Аркадий.

Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Труд, непрестанная деятельность - его «стихия». Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, он сейчас же принимается за работу: собирает гербарии, занимается физическими и химическими опытами. К тем, кто живёт, ничего не делая, Базаров относится с нескрываемым презрением.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он чужд аристократическому этикету и условностям. Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Тургенев испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Он со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма (а ведь он называл любовь “белибердой”, презрительно относился к романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую, но, влюбившись, вдруг с испугом почувствовал романтика в себе). В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза - он пришел, чтобы лишь «расчистить место для других».

Смерть Базарова по-своему оправдана. Как в любви нельзя было доводить Базарова до “тишины блаженства”, так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего героя-предтечи. Смерть Базарова - конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода. Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка - муж с женою”.

Трагический смысл образа создает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову. В романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров - одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Как-то Базаров заявил Аркадию: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". И такой человек нашелся - это Одинцова.

Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции. С помощью искусно подобранных деталей Тургенев создаёт внешний облик одного из «новых людей». Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Переворот в душе Базарова происходит под влиянием трагической любви к Одинцовой – он начинает осознавать присутствие в своей душе романтика, что раньше было для него немыслимым. Базаров способен к духовной эволюции, что демонстрирует его чувство к Одинцовой, а так же сцена смерти. У Базарова в сценах объяснения в любви преобладают эмоции над разумом.



Вверх