Нравственные уроки солженицына. Сочинение на тему Нравственные проблемы в рассказе Солженицына «Матренин двор. VII. Рефлексия методом синквейна

ФИО: Игнатьева Елена Константиновна

Место работы: МОУ «Зональная СОШ»

Должность: учитель

русского языка и литературы

Образование: высшее; БГПУ, 1990г.

по специальности: учитель русского языка

и литературы

Стаж работы: 21 год

Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»)

Обоснование выбора темы.

Русская литература всегда являла собой сплав языкового и духовного богатства. Настала пора более глубоких оценок творчества Солженицына, пересмотра многих явно устаревших штампов. Пора признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика социализма и коммунизма, не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом — вечная тема мирового искусства.

Цели урока :

    продолжить знакомство с фактами биографии писателя;

    учить анализу прочитанного рассказа;

    развивать навыки целостного анализа;

    воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;

    обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина;

    побуждение задуматься, так ли мы живём;

    подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рецензии по данному произведению;

Задачи :

    доказать, что рассказы Солженицына – размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;

    воспитывать честность.

Оборудование:

    портрет А.И. Солженицына, выставка его произведений; фотография Матрены Васильевны Захаровой;

    словарь литературоведческих терминов (А.Б. Есина),

    толковые словари С.И Ожегова, В.И. Даля.

    Интернет — ресурсы

Тип урока : комбинированный.

Форма урока : классно-урочная, урок- размышление.

Место проведения урока : компьютерный класс.

Предварительная подготовка учащихся:

2. Темы для индивидуальных сообщений:

а) “Жизнь и творчество писателя”

в) “История написания рассказа “Матренин двор” (1959г.)

Оформление доски: портрет А.И.Солженицына,запись темы, эпиграфов.

Эпиграфы к уроку

1.Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)

2.У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)

3.Солженицын больше, чем какой – либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит. (С.Залыгин)

4.Солженицын — трудно достигаемый пример того, что писатель в ответе перед сегодняшним днем, как перед вечностью. (Владимир Соколов)

5.Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу. (А.И.Солженицын)

Ход урока

1. Оргмомент. Цель урока: раскрыть основную идею и философский смысл рассказа.

Прочитайте эпиграфы к уроку и запишите в тетрадь, который вам больше всего понравился.

2. Вступительное слово учителя

Произведения многих писателей и поэтов ХХ века проникнуты болью о России, пережившей множество “исторических переломных моментов”. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем, а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А.Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Ф.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина.

Правда о жизни России и ее народа, правда о жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам и в произведениях А.И. Солженицына. Судьба самого автора является “книгой жизни” его страны, соотечественников.

Исследователи считают, что современная “деревенская проза” начинается именно с рассказа А.И.Солженицына “Матренин двор”.

Долгие годы наша страна жила при тоталитарном режиме. Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Сталинский и гитлеровский режим — прототипы этого строя. (Политология. Энциклопедический словарь. Изд. “Биг-Н”)

И люди воспринимали это как обычное явление, так как существовать в условиях командно-административной системы их приучали с раннего детства. И только в последние десятилетия стало ясно, что нельзя скрывать темные пятна в истории нашего народа. Возвращенное в недавнем прошлом из литературного небытия имя Александра Исаевича Солженицына, писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии в области литературы, на устах у всех россиян, его произведения читаются и перечитываются, экранизируются, обсуждаются на уроках. Историю переписать нельзя. А знать ее надо. И поможет нам в этом писатель А.И. Солженицын.

— Сегодня на нашем уроке, уроке-размышлении, мы будем говорить не только о произведении Александра Солженицына, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни человеческой, о смысле нашей с вами жизни.

Вопрос: “Как жить на земле?” рано или поздно встает перед каждым человеком. А нужно ли думать над тем, “ как жить на земле?” Разве это не все равно – кто как живет?

Один из ответов на вопрос, “как жить на земле?”, мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

3. Краткое сообщение о писателе и его творчестве, подготовленное учеником (презентация)

Жизнь и творчество писателя

Будущий писатель родился в Кисловодске 11декабря 1918 года. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Там он окончил школу, в 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Параллельно с учебой в университете Солженицын поступает на заочное отделение Московского института истории, философии и литературы, успешно заканчивает его в 1941.

8 октября 1941 года был мобилизован и за годы войны прошел от Орла до Восточной Пруссии, получив звание капитана. В 1945 году за три месяца до победы арестован военной контрразведкой за вольные высказывания в частной переписке в адрес В.И. Ленина и И.В. Сталина. Приговорен по 58-й статье к восьми годам лагерей. Освобождение писателя из лагеря и начало жизни на “вечном ссыльнопоселении” совпадают со смертью Сталина в 1953 году. В 1956 Солженицын реабилитирован. С 1957 -го по 1964 г. живет в Рязани и работает учителем в школе.

В 1962 г. в журнале “Новый мир” печатается рассказ “Один день Ивана Денисовича”.

В 1963 публикуются рассказы “Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка” и “Для пользы дела”. В 1968 г. напечатаны “Раковый корпус” и “В круге первом”, принесшие писателю мировую славу (в 1968 — 1988 годах его произведения публиковались только на Западе). В 1970 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе за “этическую силу, с которой он следует традициям русской литературы. Одновременно с этим в СССР развернулась пропагандистская кампания против Солженицына. В 1974 г. в связи с выходом в Париже первого тома “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицын арестован, заключен в Лефортовскую тюрьму, лишен советского гражданства и насильственно изгнан на Запад.

В эмиграции писатель жил во Франкфурте-на-Майне, Цюрихе, затем США. В 1970- 1990 -е годы опубликованы произведения, не увидевшие света на родине (“Письмо вождям Советского Союза”, “Прусские ночи”, “Бодался теленок с дубом”), эпопея “Красное колесо”, “Архипелаг ГУЛАГ”, сборники прозы и публицистики.

Изменения в общественно — политической ситуации в СССР в эпоху перестройки привели к отмене в 1989г. решения об исключении Солженицына из Союза писателей. В1994 году он возвращается на родину, где продолжается его активная творческая и общественная деятельность.

Слово учителя:

Звучит песня А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”. Вступительное слово учителя на фоне музыки

Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в “Новом мире” была напечатана повесть “Один день Ивана Денисовича” (1962, №11), рассказы “Случай на станции Кречетовка”, “Матрёнин двор” (1963, №1). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. “Ничего подобного не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…” Это самое первое впечатление А.Т.Твардовского.

Вхождение Солженицына в литературу было воспринято как “литературное чудо”, вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик.

О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным” произведением. “Рассказ талантлив”, “ рассказ правдив”, – отмечалось в критике. Его рассказ о судьбе простой крестьянки исполнен глубокого сочувствия, сострадания, человечности. Каждый эпизод “по-своему щемит душу, по-своему ранит, по-своему восхищает”

4.История написания рассказа

Автобиографическая основа. (Индивидуальное задание)

Рассказ “Матренин двор” написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.

Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название- мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.

Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена “простого человека”, носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.

Слово учителя.

Рассказ “Матренин двор” – один из интереснейших произведений Солженицына. Как трактовать образ главной героини, простой сельской труженицы Матрёны? С одной стороны, её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей, с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она, Матрёна, – жертва или святая? На это вопрос мы с вами и попытаемся ответить. Через трагическое событие – гибель героини – автор приходит к глубокому пониманию её личности. Трагической судьбе Матрёны и будет посвящена основная часть нашей работы.

— Путь писателя, озабоченного правдой, который избрал Солженицын, требовал не только бесстрашия — это был и самый трудный творческий путь.

Большая судьба оказалась у рассказа “ Матренин двор”, который как бы продолжает лесковские повествования о русских праведниках.

После сообщения в тетрадях учащихся появляется такая запись:

1. С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)

2. Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.

3. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.

4. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.

5. Неравнодушного к чужой беде и страданиям.

6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на “больные” вопросы.

— Найдем в словарях лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни.

Совесть -понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.

Учитель : Совпадает ли определение совести с высказыванием Ф.Искандера, данного в эпиграфе к уроку?

Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды.

Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. (Словарь русского языка” С.И.Ожегова 1987г.)

Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями

Учитель

— Обрести душевное равновесие, доверие к себе и ближнему помогает зоркий, внимательный взгляд Солженицына, умеющий в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить драгоценные проблески доброты, бескорыстия, самопожертвования в душе русского человека. Такова героиня рассказа Матрена Васильевна Григорьева.

6. Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главы)

1 часть – знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой.

2 часть – рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви.

3 часть – смерть, после смерти.

О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя — повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему.

— Что узнаем мы о нем из пролога?

— Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?

(Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем… Только у нее не так уборно, в запущи она живет…” Не такой, как у всех, и дом Матрены — весь быт ее тоже как бы помечен печатью “странности”.)

— Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца?

Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

Да, для жителей села она — никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему — и остается жить у Матрены.

— Как проходит обычный день у Матрены?

— Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?

(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)

— Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Подтвердите свой ответ примерами из текста.

(Но — удивительное дело! — не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. )

— Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?

Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа”.

— Как относится Матрена к работе?

Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов.

— Как используют ее труд окружающие люди?

Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.

Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того — по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу.

Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”.

Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

— А что такое бескорыстие?

Бескорыстный — чуждый корыстных интересов. Корысть — выгода, материальная польза.

— Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это.

— Были ли в жизни Матрены минуты радости?

Что же изображает Солженицын в 1 части рассказа?

Здесь звучит не только осуждающий власть, а и горестный, сострадательный голос писателя. (Обращение к эпиграфу) Слышу боль.

Если в 1 части рассказа всё повествование о Матрёне дано через восприятие рассказчика, то во второй – героиня сама рассказывает о себе, о своём прошлом, вспоминает молодость, любовь. Эта часть очень тесно связана с заключительной, третьей.

Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

7. Анализ 2 главы

— Прочитайте начало 2 главы и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?

(Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)

Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?

Почему же они такие разные – Фаддей и Матрёна?

В рассказе нет явной антитезы, но мы замечаем, как в испытаниях жизни по-разному проявляется истинная человеческая сущность каждого из героев.

— Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?

— На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?

(Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” — употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый изысканный эпитет.)

Вывод: Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе.

Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: “Я откинулся — и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену…” Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.

8. Инсценирование эпизода “Рассказ о прошлом”

Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события.

Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, — в тех же днях пришли и в движение”.

— Что изменило обычный образ жизни Матрены?

— Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?

— Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите цитатой из текста.

Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни.

— Почему читатель верит ей?

— Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?

(Вспомните загадочное начало рассказа — о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов; страх Матрены перед поездом; пропажу святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)

— Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?

— Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?

Учитель

— Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, — не скрывает своего горя герой-рассказчик.

— Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

— Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

Вывод: Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало — близкая подруга, “вторая” Матрена и воспитанница Кира.

Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны — он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

Учитель

— Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

9. Выразительное чтение финала рассказа

— Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

— В чем смысл слова “праведник”?

Праведник — это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)

Праведник — праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.)

Праведник

    У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

    Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.

Учитель

Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

— Попробуйте, ребята, нарисовать словесный портрет Матрены?

Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини.

Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”.

Фотография эта сохранилась. Глядя на нее, испытываешь какое-то тревожное чувство узнавания. Это простое, доброе, русское лицо, знакомое, кажется, до последней черточки. Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительно естественностью, подлинностью, что озаряется на лице — или лике? — светом, идущим откуда-то из глубины, из души.

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”.

Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица — в нем Совесть .

Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”.

— В чем по-вашему, ребята, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?

Вывод: Матренин двор — это есть Матренин мир — особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

— С гибелью Матрены рушится ли этот мир?

— Кто сможет защитить “Матренин двор”?

(Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению нашего разговора о смысле жизни.)

— Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

— Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками?

Слово учителя

— Ныне, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной.

Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность.

Не соглашусь, прежде всего, потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий исторический срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить — да, но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией?

Вывод: Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни — уроками добра, совести и человечности.

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица.)

В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.

Учитель

— Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.

Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра.

Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе.

И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро — это особый, не изученный пока вид энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается…

Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны…

Прожить жизнь праведно — как просто и как невозможно трудно.

Звучит песня “Живем мы не долго” в исполнении А. Кальянова.

10. Подведение итогов размышлений учащихся

— Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(“Не стоит село без праведника”- здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

Село- символ нравственной жизни.

Матрёна – (лат.) – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6, 19-21).

Гибнет Матрёна – рушится мир духовности, добра, милосердия. И некому защитить двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

Вывод : Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой. Именно стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

11. Рефлексия методом синквейна

Ребята, вспомните, чем мы занимались на уроке и запишите в последовательности

12. Итог урока

Давайте вернёмся к высказыванию С.Залыгина и ответим на вопрос: “Кто же мы, и что с нами происходит?”

(Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда и нелепо-трагический конец рассказа. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. На таких, как Матрёна, держится ещё вся деревня и вся русская земля.)

13. Домашнее задание:

1.Письменно ответить на вопрос:

О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”?

2.Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):

1. Образ праведника в рассказе А.И.Солженицына “Матренин двор”.
2. Нравственные уроки Солженицына.
3. В чем трагизм жизни русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?

Литература:

1.Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

2.Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе “Матрёнин двор” // Литература. 2003. № 23.

3.Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

4.Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына “Матрёнин двор” // Русская словесность. 1997. № 3.

5.Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература ХVII 55-ХХ веков. М., 2002. С. 916-917.

6.Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

7.Ланин Б.А. Проза русской эмиграции (третья волна). — М.: Новая школа, 1997.

8. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. СПБ.: “Паритет”, 2004. Мальцев Ю.И. А.Бунин. — Франкфурт-на-Майне – Москва: Посев.- 1994.

9.Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия. М. 1990.

10.Солженицын А.И. Малое собр. соч. В 7 т. М. 1991.

11.Нива Жорж. Солженицын. М.,1992.

12.Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество.М.,1994.

13.Журнал “Литература в школе” №11, 2004, стр. 26 “Праведник …”

14.Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361-383.

МОУ «Зональная средняя общеобразовательная школа» Игнатьева Е.К. Страница 15


Как остаться человеком в трудных жизненных условиях? Отвечая на этот вопрос, А. И. Солженицын в своих произведениях раскрывает проблемы нравственности и морального выбора человека. У героев его произведений далеко не лёгкая судьба, но они показывают, что даже при самых тяжёлых обстоятельствах не стоит падать духом и позволять себя сломить.

Например, главный герой одноимённого рассказа «Один день Ивана Денисовича» был несправедливо заключён в один из сталинских лагерей.

Автор повествует всего об одном дне заключённого, но этого хватает, чтобы представить себе суровую лагерную жизнь. Каждый из зэков выбирает свой путь выживания. Кто-то, забыв честь и достоинство, становится «шакалом», как Пантелеев, стучащий на других заключённых, или Фетюков, выпрашивающий окурки. Кто-то приспосабливается к такой жизни, ища лазейки. Так Цезарь, став помощником нормировщика, получает посылки два раза в месяц. А есть те, кого лагерная жизнь не сумела сломить, кто сохранил свои моральные принципы. Это бригадир Тюрин, баптист Алёшка и сам Иван Денисович. Они стойко выдерживают все тяготы: «…но он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался…». Именно такие люди пользуются уважением. Если всегда держаться нравственных ценностей, то ничто и никто не сможет сломить этот стержень.

Другим примером по этой проблеме служит рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня, Матрёна Васильевна, - одинокая старушка, у которой из живности только коза и хромая кошка. Её муж пропал на войне, все шестеро детей умерли в младенчестве. Хоть у неё и была приёмная дочь Кира, но та быстро вышла замуж и уехала. Матрёна была вынуждена вести хозяйство одна. Она рано вставала и поздно ложилась. Кроме того, Матрёна Васильевна никогда не отказывала в помощи, хоть у неё и было множество собственных забот. Несмотря на все трудности, она придерживалась праведного пути.

Таким образом, высоконравственные люди всегда играли важную роль в жизни общества. И А. И. Солженицын показывает на героях своих произведений, что нужно уметь сохранить в себе моральную опору, как бы ни было тяжело.

Обновлено: 2018-05-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Разделы: Литература

Цели урока:

    обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина;

    побуждение задуматься, так ли мы живём.

    доказать, что рассказы Солженицына – размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;

    расширить у учащихся знания произведений современной литературы;

    обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;

    воспитывать честность.

Оборудование:

Портрет писателя, выставка его книг, магнитофон, аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”, компьютер.

Тип урока : комбинированный.

Форма урока: классно-урочная, урок- размышление.

Место проведения урока : компьютерный класс.

Предварительная подготовка учащихся:

  • Всем прочитать рассказ А.Солженицына “Матрёнин двор”,
  • 1 учащийся готовит сообщение на тему “Кого можно считать нравственным человеком?”,
  • 2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни,
  • 3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску.
  • 4 учащийся читает статью Солженицына “Жить не по лжи!”

Оформление доски: запись темы, эпиграфов.

Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)

Солженицын больше, чем какой – либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит. (С.Залыгин)

Ход урока

I. Оргмомент

II. Звучит песня А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”. Вступительное слово учителя на фоне музыки

Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в “Новом мире” была напечатана повесть “Один день Ивана Денисовича” (1962, №11), рассказы “Случай на станции Кречетовка”, “Матрёнин двор” (1963, №1). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. “Ничего подобного не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…” Это самое первое впечатление А.Т.Твардовского.

Вхождение Солженицына в литературу было воспринято как “литературное чудо”, вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик.

О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным” произведением. “Рассказ талантлив”, “ рассказ правдив”, – отмечалось в критике. Его рассказ о судьбе простой крестьянки исполнен глубокого сочувствия, сострадания, человечности. Каждый эпизод “по-своему щемит душу, по-своему ранит, по-своему восхищает”

III. Формулирование темы урока с учащимися

Слово учителя.

Рассказ “Матренин двор” – один из интереснейших произведений Солженицына. Как замечал сам автор, этот рассказ “полностью автобиографичен и достоверен”. Прототип главной героини – знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование ведётся от первого лица – Игнатича. Как трактовать образ главной героини, простой сельской труженицы Матрёны? С одной стороны, её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей, с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она, Матрёна, – жертва или святая? На это вопрос мы с вами и попытаемся ответить. Через трагическое событие – гибель героини – автор приходит к глубокому пониманию её личности. Трагической судьбе Матрёны и будет посвящена основная часть нашей работы.

IV. Проверка индивидуальной работы учащихся

1.Сообщение 1-го учащегося на тему “Кого можно считать нравственным человеком?”

После сообщения в тетрадях учащихся появляется такая запись:

1. С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)

2. Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.

3. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.

4. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.

5. Неравнодушного к чужой беде и страданиям.

6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на “больные” вопросы.

2. Сообщение 2-го ученика: лексическое значение слов совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни.

Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.

Учитель: Совпадает ли определение совести с высказыванием Ф.Искандера, данного в эпиграфе к уроку?

Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды.

Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. (Словарь русского языка” С.И.Ожегова 1987г.)

Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями

V. Анализ рассказа по вопросам, помогающим выяснить нравственные законы, по которым жила главная героиня рассказа

Нарисовать словесный портрет Матрёны. Обратить внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?

– Найти художественные детали, важные для понимания главной героини -

Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

(“Но её лоб недолго оставался омрачённым…” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

Какой предстаёт Матрёна в системе других образов рассказа?

(Мир тальновцев – это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал – ото лжи.)

Каковы причины гибели Матрёны?

Прав ли Александр Исаевич, назвав свою героиню праведником?

Давайте обратимся к определению этого слова в словаре.

Но Матрёна ворует торф. Согласуется ли это с понятиями нравственности?

(Солженицын даёт понять: народ вынужден поступать так. Безнравственна та социальная атмосфера, в которой оказывается Матрёна. Она вынуждена была приносить торф, чтобы выжить. Религиозный философ Розанов писал: “ Праведники наибольшие суть те, которые согрешили и оплакали свои грехи…”)

Какова позиция автора в этом рассказе? (Сообщение учащегося по статье “Жить не по лжи!” (Автор по-разному выражает своё отношение к Матрёне и происходящим событиям: здесь и скрытая авторская характеристика, и система образов и “краски” повествования. И рассказ –это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

VI. Подведение итогов размышлений учащихся

Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(“Не стоит село без праведника”- здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

Село- символ нравственной жизни.

Матрёна – (лат.) – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6, 19-21).

Гибнет Матрёна – рушится мир духовности, добра, милосердия. И некому защитить двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

Вывод: Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой. Именно стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

VII. Рефлексия методом синквейна

Ребята, вспомните, чем мы занимались на уроке и запишите в последовательности

VIII. Итог урока

Давайте вернёмся к высказыванию С.Залыгина и ответим на вопрос: “Кто же мы, и что с нами происходит?”

(Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда и нелепо-трагический конец рассказа. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. На таких, как Матрёна, держится ещё вся деревня и вся русская земля.)

IX. Задание на дом

Вспомнить образ некрасовской Матрёны Тимофеевны и сопоставить его с героиней Солженицына.

Литература

Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе “Матрёнин двор” // Литература. 2003. № 23.

Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына “Матрёнин двор” // Русская словесность. 1997. № 3.

Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература ХVII 55-ХХ веков. М., 2002. С. 916-917.

Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361-383.

Локтионова Н. Не стоит село без праведника // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33-37.

Максидонова Л.Г. Русская литература XX века. Вторая половина. 11-й класс // Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2002.

Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развёрнутое планирование.

Нива Ж. Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.

Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003. № 7. С. 22.

Потолков Ю. Прощание с Матрёной // Литература. 1998. № 28.

Семенюк А. Г. Судьба, принесённая в жертву... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 37-39.

Симакова Л. А. Душа неподвластна... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 35-37.

Чалмаев В. А. А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84-87.

КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»
Диалоговые технологии обучения литературе

Подготовила учитель русского языка

и литературы Луценко Е.В.

Борисоглебск, 2013

1. Введение

2.Элементы диалоговой технологии, функции, принципы

3.Структура урока-диалога

4. Урок литературы по теме «Нравственные уроки произведения А.И.Солженицына «Матренин двор»

Заключение

Список литературы

Введение

Цель: выявить особенности организации и использования учебного диалога на уроках литературы с целью активизации учебно-познавательной деятельности школьников.

Задачи: 1) рассмотреть функции диалоговой технологии, элементы, принципы;

2) рассмотреть приемы педагогической деятельности при организации диалога.

Наше современное общество и изменения, происходящие в нем, обуславливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего потенциала, формирования активной жизненной позиции.

Важнейшей педагогической задачей является обращение учителя к ученику как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Эта задача определяет приоритет, стратегию и основные направления разработки методов обучения, помогающих учащимся не только ориентироваться в сложном мире, но и владеть методами самостоятельного извлечения новых знаний.

Вследствие этого в школах разворачиваются различные эксперименты, апробирующие инновационные модели обучения. Важным результатом этих изменений в понимании учебного процесса является использование диалога в педагогической деятельности.

Диалог пронизывает весь процесс обучения, с ним неразрывно связаны количественные и качественные изменения творческой составляющей ученической деятельности. Появляется личностная направленность ученика в учебном диалоге, а это, в свою очередь, требует изменения методов диалогического взаимодействия, дидактической разработки ситуации «ученик-учитель», в которой учебный диалог превращается из метода передачи учебной информации в метод ее самостоятельного добывания, с помощью которого ученик усиливал бы свои познавательные возможности и творческие способности. В связи с этим возникает проблема: как организовать и использовать учебный диалог на уроках литературы, чтобы он активизировал учебно-познавательную деятельность школьников.

Диалог в обучении, или учебный диалог, - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Психолог и философ М.М. Бахтин утверждал: «Жизнь по природе своей диалогична…жить – значит…вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…». По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.

Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения указанных обучающих и воспитательных целей. Она реализуется в ряде реплик, содержанием которых в зависимости от конкретной цели данного фрагмента обучения может быть сообщение информации, постановка задач, выдвижение требований, диагностика понимания учащимися задачи, контроль за ходом ее решения, выявление пробелов в знаниях и их восполнение, коррекция деятельности учащихся, оказание им помощи, оценка достигнутых результатов и пр. При этом при необходимости каждая реплика может содержать воспитательный импульс и оказывать своего рода психотерапевтическое воздействие на личность учащегося: поддерживать его веру в свои силы, помогать удерживать в некотором привычном пределе уровень самооценки, ликвидировать, в случае необходимости, отрицательные тенденции в организации межличностных отношений в коллективе и нежелательные проявления в поведении отдельных учащихся и т.п.
Элементы диалоговой технологии

Постановка целей и их максимальное уточнение;

Строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;

Ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;

Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

Заключительная оценка результатов.
Педагогическая диалоговая технология в формировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции :

Когнитивную,

Креативную,

Рефлексивную.

Принципы педагогической диалоговой технологии

Проблемности и оптимальности,

Поэтапного циркулирования информации,

Разомкнутости и незавершенности диалога,

Децентрации и децентрализации,

Параллельного взаимодействия.

Структура урока-диалога

1. Вхождение в диалог. Этап самопрезентации учителя и предъявления им своего понимания данного урока, учебной темы, образовательной задачи в форме собственного «текста», запрашиваемого ответную позицию учеников.

2. Предоставление возможности учащимся для создания «ответного текста».

3.Предъявление учащимися собственной позиции на уроке, своего отношения к предстоящему уроку, теме и своему участию в решении задачи урока.

4. Согласование позиций учителя и ученика в отношении к данному уроку, в выборе его содержания и формы.

5. Знакомство с учебным материалом и «перевод» его участниками образовательного процесса на свой субъективный язык. Предъявление разных восприятий и интерпретаций учебного материала

6.Процесс согласования мнений, суждений и оценок, поиск способов адекватного понимания учебного материала как «культуры текста».

7.Предъявление учителем задачи нового, более сложного, уровня решения образовательной задачи, связанной с пониманием изучаемого на уроке материала.

8. Рефлексия учителя и учащихся своего отношения к собственной деятельности на уроке, анализ характера соавторства на уроке.
Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников. Во-первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Педагог должен объяснить специфику такой формы работы, снять поведенческие барьеры и др. Во-вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.). В-третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии.

При проведении подобного урока могут встретиться определенные затруднения. Наибольшие затруднения обычно связаны с вхождением в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, предварительное обсуждение вопроса в малых группах. Иногда целесообразнее инициировать выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. Учитель может прибегнуть к краткому предварительному опросу.

Основная часть учебного диалога является ключевой в решении поставленных задач (обсуждении проблем, вопросов, ситуаций). Учителю необходимо знать о том, что обмен идеями, мнениями требует постоянного напряжения и внимания. Диалог редко протекает ровно, без эмоциональных всплесков или спадов. Наивысшего напряжения он достигает в критических (кульминационных) моментах, мгновениях прозрения, откровения. Их важно суметь распознать по блеску в глазах детей. И надо постараться не дать ему погаснуть в «промежутке» разных логик и способов понимания.

Организатору стоит иметь в виду как продуктивные, так и непродуктивные приемы руководства ходом дискуссии. Генерация идей возрастает, когда учитель избегает психолого-педагогических ошибок:

Дает достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы;

Уходит от некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность;

Не обходит вниманием ни одного ученика и не игнорирует ошибочные ответы;

Оперативно помогает в формулировании высказывания (обобщает факты, расширяет контекст, меняет направление размышлений, задает наводящие вопросы, проясняет реплики и т. д.);

Разрешает возникающие межличностные разногласия, снимает трения, побуждает к углублению мысли, соотнося создаваемый диалог с виртуальным эталоном.

Основное средство удержания внимания и развития диалога - это вопросы, их вправе задавать не только организатор, но и другие участники обсуждения. Однако именно ведущий способен создать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию. Также учитель может использовать такие приемы активизации мыслительной деятельности школьников, как: а) резюме сказанного по основной теме дискуссии; б) панорамный обзор представленных данных, фактических сведений; в) суммирование того, что уже обсудили, и определение вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению; г) повторение, переложение сложных высказываний; д) анализ хода обсуждения материала. Значительно помогают краткая фиксация опорных моментов на доске для детей с развитой визуальной памятью и запись опорных схем в тетрадях для учащихся с ведущей моторной памятью.

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений. Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.

Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?

В чем мы не достигли успеха и почему?

Отклонялись ли мы от темы?

Все ли принимали участие в обсуждении?

Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

В системе уроков-дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

Урок литературы по теме «Нравственные уроки произведения А.И.Солженицына «Матренин двор»

Цель: Обучение детей комплексному анализу художественного произведения на примере рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

Вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, обращенность к читателю с помощью проектирования учебного диалога на уроке.

Открыть в рассказе вечные ценности русской духовной культуры: праведность, человечность, смирение.

Словарная работа : кондовая, дом, праведник, помощь.
Материалы к уроку: рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»,толковый словарь С.Ожегова.
Эпиграф:

У тех людей лица хороши,

кто в ладах с совестью живет.

А.И. Солженицын
Ход урока

Вступительное слово учителя

«Солженицын был критерием нашей жизни, он был нашим Гомером. Вся биография Александра Исаевича говорит о его необыкновенном мужестве. Пройдя через лагеря и страшные испытания, он не утратил надежды и веры в лучшую долю России. До конца он сохранял ясность ума и, несмотря на тяжелую болезнь, до последней минуты продолжал думать, сочинять и писать о том, «как лучше обустроить Россию»,- так сказал о Солженицыне известный режиссер Юрий Любимов.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией Александра Исаевича Солженицына, с теми трудностями и испытаниями, которые выпали на его долю. Почти все его произведения - это отражение собственной жизни. Не исключением стал и рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний. В нем автор затрагивает серьезные нравственные проблемы. Какие же уроки мы можем вынести из этого произведения, сегодня нам предстоит разобраться (запись темы урока; все обсуждаемое на уроке фиксируется на доске в виде схемы)

Вводная беседа

Какова тема рассказа? (жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны)

Давайте проанализируем ее образ. На прошлом уроке вам было задание рассмотреть в деталях этот персонаж. Посмотрим, что у вас получилось.

Работа с текстом (диалог)

Чтобы лучше узнать человека, нужно обратиться к предметам, которые его окружают. Поэтому для начала рассмотрим дом и двор Матрены.

Опишите жилище героини

Раздражали ли рассказчика мыши, тараканы, плохая стряпня Матрены? Почему? (нет, потому что в них жизнь, нет лжи)

Какие чувства возникают у вас при чтении этого фрагмента? (все живое - фикусы (заменили людей) - испуганные, стоят толпой…)

Какое средство выразительности использует автор при описании избы Матрены? (олицетворение - о фикусах)

Почему именно здесь остановился рассказчик? (искал кондовую Россию)

Что такое «кондовая»? (по Ожегову - кондовая -исконная, сохранившая старые обычаи, устои)

Почему именно такой показалась рассказчику изба Матрены? Что он здесь нашел? (тишину, покой, тепло)

Именно то, чего не хватало рассказчику долгие годы. А что такое «дом»? С чем, прежде всего, связывают понятие дома? (жилье, семья, близкие люди)

Чем был дом для Матрены? (ее жизнью)

Что выносят в первую очередь из избы после смерти Матрены? (фикусы- нежилая стала изба)

- Сделаем вывод : каким представляется нам дом Матрены? (живым, теплым, греющим душу)

А какой была сама Матрена? Поговорим о ее жизни.

Опишите лицо Матрены. Какими были ее глаза? (бледно-голубые, смотрят простодушно, лучезарная улыбка)

На какое изображение оно похоже? (лики святых на иконе)

Чем для нее была работа? (смыслом жизни, в ней она видела успокоение, это средство вернуть доброе расположение духа)

Вера? (язычница - суеверия, рассказчик не видел, чтоб она молилась или крестилась, но в избе был святой угол: Николай Угодник - значит, вера- подлинная, потом подлинная, потому что не напоказ, все делала с Богом)

Соблюдала ли она христианские заповеди? (они, прежде всего, в ее поступках, мыслях)

-Сделаем вывод : какие слова при описании Матрены будут ключевыми? (внешность святой, работа - смысл жизни, истинная вера)

Что мы знаем о прошлом нашей героини? Ее личная жизнь?

Воспитание Киры?

Что значила для нее первая любовь (при воспоминании розовели щеки, как будто молодела)

Матрене пришлось многое испытать в жизни. Озлобилась ли она? Почему? (всех прощала)

- Сделаем вывод: Изменило ли прошлое Матрену? Винила ли она кого-нибудь в своих несчастьях? (прошлое не смогло изменить Матрену, озлобить ее, в своих несчастьях она никого не винила)

Рассказ заканчивается трагически. Рассмотрим события, связанные с ее смертью.

О каких предзнаменованиях этой трагедии идет речь в произведении? (боязнь поездов, осталась в этом году без святой воды, кошка пропала)

На что походила горница, когда ее разбирали? (на живое существо - глаголы: разбирал по ребрышкам, завизжали, затрещали)

Как природа реагирует на смерть Матрены? (метель, вдруг оттепель, ручьи, а мыши обезумели)

Расскажите о похоронах Матрены. Все ли были искренны при этом? (сразу после смерти Матрены ее подруга Маша просит ее вещи, плач как по заказу, не искренен; плач похож на диалог между родственниками - оправдываются; Матрена не нужна; Фаддей думал только о себе - горница)

Как проходили поминки? Походили ли они на поминание души Матрены? (нет, все по плану - соблюдение обряда: после киселя - «Вечная память», нет искренних чувств)

Как поступили сестры? (забрали все, обвинили Матрену в собственной смерти)

Вспомните об угрозе Фаддея, когда он вернулся из венгерского плена. Можно ли сказать, что угроза его сбылась?

Как можно назвать смерть Матрены? (проверкой людей)

- Сделайте вывод : изменила ли смерть Матрены отношение к ней других людей? Почему?

Итак, Матрена умирает. Но рассказчик говорит, что после своей смерти она еще больше раскрылась ему, благодаря соседям и родственникам. Почему? (Ефим ее не любил, изменял ей; она нечистоплотная, глупая (бесплатно работала), доверчивая; не хотела наживать хозяйство)

Почему они так говорили о ней, ведь она всю жизнь помогала им? (это обида за то, что некому вспахать теперь огород)

А какой вывод сделал для себя рассказчик? (Матрене не нужно было ни хозяйства, ни нарядов, потому что приукрашают себя только уроды и злодеи)

Чем же обладала Матрена, чего не было у всех остальных? (внутренней красотой)

Обратимся к словам эпиграфа: У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью живет. Что имел в виду автор, называя лицо Матрены хорошим? (в нем внутренний свет, от него тепло)

Зачитаем последние слова рассказа. Как называет автор Матрену? («Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»)

Кого называют праведником? (1.У верующих: человека, который живет праведной жизнью, не имеет грехов (о Матрене - грехов меньше, чем у кошки- она мышей душила); 2.Человека, ни в чем не погрешающего против нравственности, морали)

Была ли такой Матрена?

Почему она осталась не понятой людьми? (все думали только о себе, а забота о ближнем их не интересовала)

Что стало бы с землей, если бы не было таких людей, как Матрена? (погибла бы земля)

Подведение итогов

Какие же нравственные уроки мы можем вынести из рассказа о Матрене? (1.Человек должен пройти путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе все высшее, что заложено в нем природой. 2.Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом. 3.Не нужно думать только о собственном счастье, нужно помогать и другим людям.)

Тут у меня возникает вопрос, который мы с вами уже обсуждали, но к единому мнению так и не пришли: должен ли человек, помогающий другому человеку, ждать от него помощи в ответ? (нет)

Почему? (помощь должна быть бескорыстной, не требующей ничего взамен, тогда она будет настоящей)

Ожегов дает такое объяснение слова «помощь»- содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение. А только ли облегчение получит тот, кому помогли? А какое облегчение получит тот, кто помог?

А всегда ли получает облегчение тот человек, кому помогли? (Нет. Если он будет чувствовать, что должен отплатить вам, облегчения он не получит)

Насколько актуальными являются проблемы, поднятые в этом рассказе?

Злоба людей, вызванная неустроенностью их жизни, порой, не имеет границ. Люди обвиняют в своих несчастьях всех, кроме себя. Правы ли они? Почему?

Христианские заповеди гласят: нужно помогать ближнему. Ближний- это тот, кто в данную минуту нуждается в нашей помощи. Помогая всем, Матрена думала о соблюдении этих заповедей? (нет, это был образ ее жизни)

Итак, мы сегодня на уроке, проанализировав рассказ Солженицына, получили для себя советы на будущее. Я думаю, они помогут вам в вашей жизни.
Д/з: написать мини-сочинение «Существуют ли праведники в наше время?»

Заключение

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить: главная дидактическая ценность диалоговой технологии общения состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью учеников в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них новых понятий, а также будущих специалистов с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.

Список литературы


  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. –190 с.
2. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. – М.: Знание, 1992. – 60 с.

  1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии – Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995. – 176с.

  2. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика, 1996, №2. – С.8.

  3. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. – 2007. – № 9. – С.18-25.

  4. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. – С. 157.

  5. Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Учебная деятельность.Среда.Развитие: Учебное пособие. – Киров: ВГПУ, 1998. – С.78.

  6. Мурашов А.А. Профессиональное обучение: воздействие, взаимодействие, успех. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 93с.

  7. Перенелицина Л .В. Литература: 5-9 классы: диалоговые формы обучения. - Волгоград, 2008.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Политиздат, 1968. – 837с.
Интернет-ресурсы:

  1. http://lit.1september.ru/urok/. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

  2. http :// www . kpmo . ru . Конференция «Информационные технологии в образовании».

  3. http :// www . ito . su . Международная конференция «Применение новых технологий в образовании».

Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.

11 декабря 1918 года в Кисловодске родился Солженицын Александр Исаевич. Мальчик еще в школе увлекался литературой, писал статьи, занимался в драмкружке. Но то, что он хочет быть писателем, достаточно четко понял лишь к окончанию университета. Почти сразу же возникла и идея написания серии романов о революции. Солженицын принялся за работу, но в октябре 1941 его призвали в армию, а к концу войны (в феврале 1945) писателя, уже ставшего капитаном и награжденного двумя орденами, арестовали за переписку со старым товарищем, в которой он нелестно отзывался о вожде. Александр Исаевич прекрасно знал о цензуре, но внутреннее противостояние тоталитаризму не позволяло ему молчать, и он решается критиковать «самого Сталина». Нравственные уроки Солженицына Учитывая жесткую политику вождя, ожидаемым итогом стал суровый приговор суда – 8 лет лагерей за пропаганду и агитацию.

Но именно во время заключения у Солженицына возникает мысль о необходимости рассказать миру обо всех ужасах сталинских лагерей. В марте 1953, в день смерти вождя, писатель освобождается из лагерного ада.

Важным этапом в последующих событиях в жизни писателя стал доклад Генсека СССР Хрущева о "культе личности", разоблачающий преступления умершего Сталина. К тому времени Александр Исаевич заканчивает работу над своим произведением "Один день Ивана Денисовича", а вскоре последовало произведение «Матренин двор». Но время не стояло на месте, события стремительно развивались, и хрущевская оттепель подошла к концу. Страну ожидал новый виток репрессий и гонений на представителей интеллигенции и культуры. В этих условиях опять был неизбежен конфликт Александра Исаевича с правительством. В 1969 году его исключили из « Союза писателей» всего лишь за стремление говорить правду. Всю жизнь Солженицын , как он сам выражался, «вскрывал все нарывы на лице советской власти».

В 1973 году КГБ конфисковало рукопись произведения "Архипелаг ГУЛАГ ", в основу которого легли собственные воспоминания автора, а также свидетельства более 200 заключенных. Нравственные уроки Солженицына 12 февраля 1974 года писателя вновь арестовали, обвинили в государственной измене и, лишив гражданства СССР, депортировали в ФРГ.

В 90-х годах Александр Солженицын возвратился на Родину, но уже в 2008 на 90-м году жизни писатель умер от сердечной недостаточности. Солженицын до последнего дня своей жизни оставался обличителем тяжелой эпохи, ставшей одной из самых драматичных страниц ру сской истории. Нравственные уроки Солженицына

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.



Вверх