Не ведитесь на глупые заголовки, или Про потомков Николая II от Матильды. «Праправнучка» Матильды Кшесинской произвела фурор на сцене Письма из Парижа

Праправнучка Матильды Кшесинской, балерина Элеонора Севенард поступила в труппу Большого театра, сообщило РИА «Новости». За свою недолгую карьеру девушка завоевала престижные награды, например, стала лауреатом конкурса Минкультуры «Молодые дарования России». Свою знаменитую прапрабабушку девушка считает примером упорства и трудолюбия. Что известно об Элеоноре Севенард - в материале «360».

Фото: ВКонтакте / Элеонора Севенард

Элеонора Севенард родилась 22 сентября 1997 года в Санкт-Петербурге. Еще в детстве девушка решила пойти по стопам своей прапрабабушки - балерины Матильды Кшесинской. В доме семьи Севенард хранились костюмы знаменитой родственницы. Сама Элеонора заявляла, что родство Кшесинской не стало решающим в выборе ее профессии - стать балериной она захотела сама. При этом свою знаменитую прапрабабушку девушка считает примером упорства и трудолюбия.

Образование Элеонора получила в Академии русского балета имени Вагановой. Еще в студенческие годы она участвовала в спектаклях Мариинского театра. Девушка завоевала любовь и зарубежных зрителей, гастролируя в Литве и Японии.

С 2015 года Севенард исполняла партии Маши в балете «Щелкунчик». На сцену Мариинского театра в этой роли она выходила десять раз. В этом году она приняла участие в лондонском гала-концерте «Иконы русского балета» и слетала в Париж на «Гала балетных школ XXI века».

За свою недолгую балетную карьеру Элеонора удостоилась множества наград. В ее арсенале II премия конкурса «Vaganova - PRIX», первая премия III всероссийского конкурса «Русский балет» и премия Фонда Натальи Дудинской и Константина Сергеева. Кроме того, девушка стала лауреатом конкурса Минкультуры «Молодые дарования России».

В 2017 году Элеонора закончила Академию русского балета и поступила в труппу Большого театра. Ее руководителем стала народная артистка СССР Светлана Адырхаева. В ноябре этого года балерина примет участие в бале дебютанток Tatler. Севенард называют фавориткой народного артиста России Николая Цицкарзде. «Она лучшая выпускница школы этого года», - заявил он «Ридусу».

«Танцует крепко»

«Я рад, что балетная династия в нашей семье продолжается молодым поколением», - рассказал «360» отец Элеоноры, депутат Госдумы третьего созыва Константин Севенард. Семья поддерживает девушку в выборе профессии и оказывает ей всяческую поддержку. Для балерины большая честь попасть в труппу Большого театра, подчеркнул Севенард.

Элеонора Севенард - очень хорошо выучена, сообщила «360» заведующая балетной труппы Мариинского театра Татьяна Бессарабова. «Танцует крепко. Работоспособная и целеустремленная, что немаловажно для нашей профессии», - сказала она. Элеонора четко знает чего хочет, поэтому профессиональная судьба у нее может сложиться очень благоприятно.

При этом нашлись и критики таланта восходящей звезды Большого. «Отсутствуют у нее и такие востребованные сегодня в балете удлиненные линии (что, видимо, было передано по наследству, поскольку их не было и у прапрабабушки», - пишет культурный обозреватель «Московского комсомольца» Павел Ященков, оценивая победу девушки в конкурсе «Русский балет». По его словам, Элеонора хоть и хорошо вращается, но имеет проблемы с «природной мягкостью».

Имя начинающей балерины Элеоноры Севенард за последние два дня облетело практически все российские СМИ. Поводов познакомиться с ней поближе выдалось сразу несколько. Во-первых, Элеонора является внучатой племянницей знаменитой балерины Матильды Кшесинской, о жизни которой скоро выйдет фильм Алексея Учителя "Матильда". Во-вторых, на днях в Большом театре состоялось ее дебютное выступление в спектакле "Дон-Кихот". Ну и в-третьих, сегодня Элеонора празднует день рождения - ей исполняется 19 лет. Мы поздравляем Элеонору - и с днем рождения, и с дебютом, желаем ей больших творческих успехов, а вам предлагаем узнать несколько интересных фактов о ней.

Матильде Кшесинской Элеонора, как уже отмечено, приходится внучатой племянницей. Ее отец Константин Севенард - сын Юрия Севенарда, который, в свою очередь, приходится сыном Целины Кшесинской, а она - дочь брата Матильды Кшесинской.

В семье часто говорили о Матильде Феликсовне, у нас хранились костюмы Кшесинских. Сейчас мы передали их в музей Академии. Думаю, это тоже сыграло роль в моем решении выбрать путь танцовщицы, - рассказывала в прошлом году Элеонора в интервью Voci dell"Opera.

Элеонора Севенард

Матильда Кшесинская

Родители Элеоноры к балету отношения не имеют. Отец Константин Севенард занимается строительным бизнесом; избирался в Законодательное собрание Санкт-Петербурга и в Государственную думу 3-го созыва. Мама Элеоноры - историк.


Мама Элеоноры Севенард

Бабушка Элеоноры Севенард

Элеонора начала заниматься балетом с 4-х лет. Но в Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой, которую Элеонора окончила в этом году, ее привела мама. На тот момент Элеоноре было 10.

Элеонора на выпускном Академии в Екатерининском дворце Диана Вишнева и Элеонора Севенард

Еще будучи ученицей Академии, она начала участвовать в спектаклях Мариинского театра (например, исполнила роли Маши в балете "Щелкунчик") и ездить на гастроли, в частности, в Литву и Японию.

Любимые артисты Элеоноры - Майя Плисецкая, Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

В Академии Элеонора проходила обучение под руководством Татьяны Удаленковой. Также ее преподавателем был ректор Академии Николай Цискаридзе.

Он очень требовательный преподаватель, иначе никак нельзя. Я рада, что у меня есть такая возможность, ведь после репетиций с ним ты выходишь с полученными знаниями, целями и задачами, которые ты должен исправить на следующей репетиции. И, самое главное, на репетициях с Николаем Максимовичем у тебя появляются силы, желание работать и совершенствоваться, - рассказывала в интервью Элеонора.

Татьяна Удаленкова и Николай Цискаридзе

На счету Элеоноры - несколько почетных наград. В прошлом году она завоевала вторую премию 7-го Международного балетного конкурса Vaganova-PRIX (старшая группа), премию Фонда Наталии Дудинской и Константина Сергеева и стала одним из лауреатов Общероссийского конкурса министерства культуры РФ "Молодые дарования России". А в 2017-м Элеонора была удостоена первой премии 3-го Всероссийского конкурса молодых исполнителей "Русский балет".

После окончания Академии Элеоноре предлагали войти в труппу Мариинского театра, где ей было многое знакомо, или в труппу Большого. Но наследница Кшесинской выбрала все же московский театр - теперь она тренируется под руководством Светланы Адырхаевой. Об этом стало известно на прошлой неделе.

Элеонора Севенард после дебютного выступления на сцене Большого театра, 20 сентября

Матильда Феликсовна Кшесинская – российская балерина с польскими корнями, выступавшая на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы, любовница последнего русского императора – Николая II . История их любви легла в основу художественного фильма Алексея Учителя «Матильда».

Ранние годы. Семья

Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге. Изначально фамилия рода звучала как «Кржезинские». Позже она трансформировалась в «Кшесинские» для благозвучности.


Её родители – артисты балета Мариинского театра: отец Феликс Кшесинский был балеруном, которого в 1851 году из Польши в Российскую империю пригласил сам Николай I, а мать Юлия Деминская, на момент их знакомства воспитывавшая пятерых детей от погибшего первого мужа, танцора Леде, являлась солисткой кордебалета. Дедушка Матильды Ян был знаменитым скрипачом и оперным певцом, певшим со сцены Варшавской оперы.


В 8 лет Матильда стала ученицей Императорского театрального училища в Петербурге, где уже занимались ее брат Иосиф и сестра Юлия. День выпускного экзамена – 23 марта 1890 года – талантливая девушка, закончившая учебу экстерном, запомнила на всю жизнь.


В экзаменационной комиссии по традиции сидел император Александр III, которого в тот день сопровождал сын и наследник престола – Николай II. 17-летняя балерина прекрасно проявила себя, и на прощание император дал ей напутствие: «Будь украшением и славой нашего балета!». Позже в своих мемуарах Матильда писала: «Тогда я сказала себе, что обязана оправдать возложенные на меня надежды».

Карьера балерины

Сразу же после окончания училища Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Уже в первом сезоне ей поручили небольшие роли в 22- балетах и 21-й опере.


Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль.

В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти – выдающегося итальянского танцора. С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы.


После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы. Среди ее репертуара были Фея Драже («Щелкунчик»), Одетта («Лебединое озеро»), Пахита, Эсмеральда, Аврора («Спящая красавица») и принцесса Аспиччия («Дочь фараона»). Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета.

Матильда Кшесинская и Николай II

Отношения Матильды Кшесинской и Николая II начались на званом ужине после выпускного экзамена. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери.


Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын (до встречи с Кшесинской) не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову.


Долгое время они довольствовались случайными встречами. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки (Николай ездил в Японию), наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде.

Трейлер фильма «Матильда»

Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой.


Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины.

Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1886 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой.

Документальный фильм о Матильде Кшесинской с видеохроникой

После того самого бенефиса Матильду представили другому кузену Николая II – Великому князю Андрею Владимировичу. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак. Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой.


В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света.

Жизнь в начале XX века

В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление.


В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год. У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос.


После революции 1917 года придворная балерина была вынуждена эмигрировать сначала в Константинополь, затем во Францию, где провела всю оставшуюся жизнь на вилле в городке Кап-д’Ай вместе с мужем и сыном. Почти все имущество осталось в России, семья была вынуждена продать все драгоценности, но этого оказалось недостаточно, и Матильда открыла балетную школу, пользовавшуюся успехом благодаря ее громкому имени.


Во время войны Кшесинская заболела артритом – с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода.

Смерть

Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. 6 декабря 1971 года она умерла и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.


В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».


Внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард, которую называют праправнучкой знаменитой балерины, стремительно покоряет сердца поклонников театра. Накануне вечером девушка дебютировала на сцене Большого в постановке «Дон Кихот». В микроблоге Элеоноры появились фотографии, сделанные в памятный день.

Подписчики Севенард поздравляют ее с премьерой и желают не останавливаться на достигнутом. По мнению многих, Элеонора очень талантливая и способная артистка. «С первой ролью в Большом!», «Очень хороший дебют», «Красота», «Пусть все сложится прекрасно», «Рады за тебя», «Молодец», «Замечательная постановка, мне все понравилось. Продолжай в том же духе», – комментировали фолловеры балерины.

О том, что выпускница Академии имени Вагановой вошла в труппу Большого театра, стало известно на прошлой неделе, когда одно из главных культурных учреждений страны открыло 242-й сезон. В этом году его балетная труппа пополнилась на 22 человека – именно столько недавних студентов профильных учебных заведений получили заветные приглашение. В их числе оказались не только Элеонора Севенард, но и Егор Геращенко, выпускник класса Николая Цискаридзе, а также Арсентий Лазарев из Новосибирка и лауреат множества конкурсов Марк Чино.

«Вот они, красавцы и красавицы. Желаем, чтобы ваша жизнь была интересной и созидательной. Надеемся, что вы будете нас радовать. Если нет – поговорим отдельно», – обратился руководитель балетной труппы Махар Вазиев к юным артистам.

Элеонора Севенард, дочь предпринимателя и историка, начала заниматься балетом с четырех лет. Благодаря ежедневным тренировкам и упорству ей удалось поступить в Академию имени Вагановой. После окончания учебного заведения девушку пригласили в два театра – Мариинский и Большой. Элеонора решила не оставаться в культурной столице и отправилась в Москву. Севенард признавалась, что с нетерпением ждет начала работы.

По словам Элеоноры, она восхищается Матильдой Кшесинской. Девушка верит, что переняла от нее трудолюбие и упорство. В одном из интервью артистка прокомментировала еще не вышедший новый фильм Алексея Учителя «Матильда», посвященный отношениям знаменитой балерины и Николая II.

«Она была великой артисткой, великой балериной, и такая юношеская любовь – это у всех могло быть в жизни. Просто так получилось у нее. Я надеюсь, что все будет показано не с плохой стороны», – отмечала Севенард в беседе с телеканалом «Санкт-Петербург».

В ближайших планах девушки – участие в Балу дебютанток журнала Tatler, который состоится 23 октября в столичном Колонном зале Дома союзов. Двенадцать представительниц известных семей выйдут на паркет вместе с артистами Большого театра. Кроме Элеоноры Севенард, главными героинями светской хроники станут Александра Жулина, Софья Евстигнеева, Соня Тарханова, Иветта Невинная, Устинья Малинина, а также внучка Иосифа Бродского Пелагея Басманова, дочь Андрея Макаревича Анна Рождественская и многие другие.

У Матильды Кшесинской и Николая II, как известно, был роман. А, возможно, и общие дети… В 1959 году 90-летняя Кшесинская написала из Франции письмо родственнику – молодому инженеру Юрию Севенарду, в котором умоляла о встрече – чтобы сообщить ему нечто очень важное. Но встреча не состоялась.

Об истории любви наследника российского престола Николая Александровича Романова и молодой талантливой балерины Матильды Феликсовны Кшесинской в последнее десятилетие написано немало. Принято считать, что роман завершился незадолго до официального бракосочетания Цесаревича. «Жениться по любви не может ни один, ни один король», в конце XIX века строгие правила династических браков в Российской Империи соблюдались неукоснительно.

Однако есть немало свидетельств того, что уже после женитьбы и коронации Николай II неоднократно встречался с балериной. Кшесинская пользовалась несомненной и энергичной поддержкой самодержца. Николай явно принял ее сторону в конфликте с директором императорских театров князем С. М. Волконским, в результате чего тот был вынужден уволиться с государственной службы.

«Примабалеринаассолюта» пользовалась глубоким уважением и почтением со стороны многих великих князей, близких родственников царя. А после брака старшей сестры Юлии Кшесинской, вышедшей замуж за адъютанта Николая II барона А. Л.Зедделера, Матильда получила беспрепятственную возможность напрямую обращаться к императору в любое время, и он к ней.

Тайна Константиновского дворца

Дача Матильды Кшесинской и императорский Константиновский дворец в Стрельне соседствовали и были разделены лишь небольшим каналом. В настоящее время территория дачи балерины и дворцовый парк вместе с дворцом составляют государственный комплекс Константиновский дворец, в котором размещались главы государств, приглашенные на празднование 300-летия нашего города.

Известно, что император бывал в Константиновском дворце одновременно с пребыванием Матильды Кшесинской на своей даче. Могли ли не встречаться люди, некогда так горячо любившие друг друга? Вот как описывает один из эпизодов балерина в своих мемуарах: «Ники через великого князя Сергея Михайловича дал мне знать, что в такой-то день, в таком-то часу будет проезжать верхом вместе с императрицей мимо моей дачи. Он просил, чтобы в это время я была в саду. Я выбрала скамейку, которую нельзя было не заметить со стороны дороги. В назначенный день и час Ники проследовал с императрицей мимо моей дачи и, разумеется, прекрасно меня видел. Они двигались не спеша, и я отвесила им низкий поклон, который был любезно принят. Этот случай свидетельствует о том, что Ники отнюдь не скрывал своего отношения ко мне, если открыто выразил свою симпатию, да еще в такой утонченной форме. Я продолжала его любить».

В сентябре 1910 года император проживал в Константиновском дворце без семьи. Матильда Кшесинская всю осень 1910 года и зиму 1911 года в основном провела на даче в Стрельне, редко появляясь в столице.

А весной и летом (до июля 1911 года) Матильда Кшесинская вообще исчезает из поля зрения светского общества Санкт-Петербурга. В это время она жила в имении род-ственников своей подруги Симы Астафьевой в Старицком уезде Тверской губернии. Имение принадлежало дворянам Севенардам, именно тогда в первый раз пересеклись пути двух фамилий: Кшесинских и Севенардов.

Здесь же жил ее брат И.Ф. Кшесинский, незадолго до того покинувший должность преподавателя театрального училища, со своей мо-лодой женой. Они провели в имении Севенардов все лето и осень 1911 года и возвратились в Санкт-Петербург лишь в ноябре с девочкой Целиной, которая в метриках значится, как родившаяся в октябре, хотя молодоженов наблюдали с маленьким ребенком почти все лето.

«Я продолжала его любить»

А Матильда Кшесинская уже в июле 1911 года возвращается в столицу, где появляется практически на всех публичных мероприятиях. Апогеем ее бурной деятельности является триумфальное выступление в «Русских сезонах» в Лондоне в октябре ноябре 1911 года, когда сам Вацлав Нижинский партнер Матильды Кшесинской, устроил сцену ревности С. П. Дягилеву и рвал от злости на себе костюм, поскольку лондонцы партнершу принимали восторженней, чем его.

А вот как вспоминала эта незаурядная женщина один из красносельских спектаклей в июле 1912 года: «Когда я выходила на сцену, мое сердце прыгало, и я знала, что буду иметь успех, и была бесконечно счастлива танцевать перед Государем. Когда после окончания «Русской» меня стали вызывать, моему счастью и радости не было пределов.

После спектакля, когда Ники отъезжал от театра, он смотрел в окно моей уборной, где я стояла, как стояла двадцать лет тому назад молоденькой девочкой, а он царевичем теперь император самой могущественной страны мира...».

Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской. В особняке на Кронверкском проспекте и на даче в Стрельне девочка чувствует себя как дома, поскольку Матильда Феликсовна не делает различия между ней и сыном Володей. Все праздники и торжества отмечаются только вместе, а брат балерины с женой и маленькой Целиной почти непрерывно живут на даче в Стрельне. На случайно найденных уникаль-ных пленках 1914 года сохранились кадры, где маленькой трехлетней девочке Целине адъютантом Николая II оказываются в соответствии со строгим этикетом того времени царские почести.

Письма из Парижа

В 1920 году М.Ф. Кшесинская покинула Россию, и с тех пор она постоянно жила во Франции, однако вплоть до 1937 года не теряла связь со своим братом. И каждое ее письмо содержало глубокую боль и огромную любовь, в первую очередь, к молодой Целине Кшесинской. В ответных письмах И.Ф. Кшесинский рассказывает не столько о себе, своей жене и сыне Роме, сколько о Целине. О ее балетных успехах, о том, что все говорят в один голос: «Как она похожа на сцене на великую Матильду... Да она еще более талантливая...», о том, что она полюбила и вышла замуж за молодого инженера Константина Севенарда, о том, что у них родился сын Юра, о том, что Целина навсегда покинула сцену.

В своих последних письмах к брату М. Ф. Кшесинская уговаривала его приехать к ней в Париж или каким-то образом переправить к ней Целину... Но обстановка в стране становилась все более сложной. В письме, датированным 1937 годом, И.Ф. Кшесинский попросил сестру больше ему не писать, так как это уже становилось опасным и для него, и для членов его семьи.

Уже в эпоху «оттепели», в 1959 году, М.Ф. Кшесинская в письме директору Дома-музея Чайковского в Клину В. К. Журавлеву писала о том, что хотела бы узнать о судьбе своего брата и о его семье. И только в начале 1960х годов она каким-то чудом получила адрес молодого инженера Юрия Константиновича Севенарда и написала ему письмо, в котором умоляла встретиться с ней. Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу.

Встреча не состоялась

В письме Кшесинская писала о том, что должна сообщить Ю.К. Севенарду нечто очень важное и просила сохранить это письмо в тайне. Молодой инженер, руководивший тогда перекрытием Енисея, весьма туманно представлял себе, кто такая Матильда Кшесинская, и какое она имеет к нему отношение. Он показал письмо своему отцу Константину Владимировичу Севенарду, который в то время руководил строительством Красноярской ГЭС. Отец сжег письмо и попросил сына никак не реагировать на письмо М. Ф. Кшесинской.

Но если бы Ю.К. Севенард и согласился встретиться с родственницей, то советские компетентные органы не допустил и бы этой встречи. Мало того, что сама М.Ф. Кшесинская считалась «опасной эмигранткой»; ее сын, светлейший князь Владимир Андреевич Романов, был очень популярным человеком среди молодежи русской эмиграции в Париже. Он возглавлял движение младороссов, и одним из пунктов программы этой организации было построение в России конституционной монархии. Когда светлейшему князю задавали вопрос, не себя ли он имеет в виду под человеком, который мог бы стать новым российским царем, тот отвечал, что в России есть люди, в чьих жилах течет кровь последнего императора.

Светлейший князь В. А. Романов был найден убитым в 1974 году, через три года после смерти своей великой матери М.Ф. Кшесинской, светлейшей княгини Романовской-Красинской. Архивы матери и сына бесследно исчезли. Однако копии некоторых документов из этих архивов, в том числе письма И.Ф. Кшесинского сестре, странным образом появились в библиотеке Центра Авраама Линкольна в Нью-Йорке.

Итак, встреча М. Ф. Кшесинской и Ю. К. Севенарда не состоялась, и многие вопросы осталась открытыми.

Кем же вы были, Целина Кшесинская, так похожая на сцене и в жизни на свою «тетю»? Возможно, вы были последней дочерью последнего императора России.

Валентин БОБРОВ,

член Санкт-Петербургского общества творческих музейных работников, заслуженный работник культуры РФ



Вверх