Найти краткое содержание рассказа гуттаперчевый мальчик. Гуттаперчевый мальчик, григорович дмитрий васильевич

Среди вечно весёлых цирковых артистов, толпящихся за кулисами, видим сильно разукрашенного лысого клоуна Эдвардса. Хоть он и является лицом цирка, но его частые запои не внушают надёжности.

Режиссёр изъявляет просьбу Эдвардсу не сорваться по меньшей мере ещё пару дней, пока не закончится масленица, а затем уже они прекратят выступления, когда начнётся пост. Клоун не отвечает однозначно и посещает Беккера, массивного акробата, у которого в подручных «гуттаперчевый мальчик», робкий и тихий артист. Эдвардс спрашивает позволения у всегда недовольного Беккера погулять с его питомцем, обосновывая, что у отдохнувшего и развлекшегося мальчика работа получится лучше. Но великан Беккер злится в ответ на эту просьбу, и угрожает ребёнку хлыстом.

На своём пятом году жизни гуттаперчевый мальчик осиротел. При матери, легкомысленной кухарке, хоть и довелось быть порою голодным и терпеть холод, но хоть он не страдал от одиночества. Прачка Варвара, которая была землячкой покойной матери мальчика, отдала его в ученики к Беккеру. Первоначальная их встреча принесла боль и ужасное смятение от того, как Карл Богданович резко ощупывал нагого Петю. Ни плачь ребёнка, ни жалость к нему не заставили Варвару передумать отдать Петю грубому акробату в полнейшее властвование. Впервые увиденная шумная и пёстрая атмосфера цирка так сильно повлияла на мальчика, что он вскрикивал во сне и не единожды пробуждался.

Наблюдая за тем, как Пете тяжело учиться акробатике, как он падает и расшибается, Беккер никогда не ободрял ребёнка. Мальчик в свои малые годы не видел ласки и поощрения, в которых так нуждался. Один Эдвардс участливо относился к Пете, показывая правильное выполнение некоторых упражнений. Мальчик искренне и душевно проникся к клоуну. Когда Эдвардс вручил в подарок ребёнку щенка, мальчику пришлось не долго радоваться, ведь Беккер жестоко расшиб собачку насмерть о стену, при этом ударив и Петю.

Совсем по-другому относятся к детям у графа Листомирова, гувернантка упорно глядит за их здоровьем, эмоциональным состоянием, у них есть все условия для удобства и веселия. Тётя Соня, сестра матери графских детей, дала обещание отвести их в цирк. Верочка восьми лет, Зина - шести, и пятилетний малыш Паф ведут себя примерно, дабы оказаться на столь желанном цирковом представлении. На афише, прочитанной Верочкой братику и сестричке, детей сильно заинтересовывает гуттаперчевый мальчик. Они с нетерпением ждут пятницы, но время для них тянется медленнее, чем обычно. Но вот наступил этот день и они уже сидят на своих местах, с упоением наблюдая за первыми номерами артистов и жаждут появления гуттаперчевого мальчика.

И вот наконец Беккер прикрепляет тяжеленный шест с маленькой перекладиной в самом верху. Ему невероятно трудно удерживать колеблющуюся конструкцию. Публика наблюдает за тем, как Петя скрывается почти под куполом и намеревается повиснуть, уцепившись за перекладину. Аплодисменты и крики, что нужно остановить опаснейший номер, не прекращают дальнейший трюк, который вдруг сопровождается сверканием, верчением и глухим звуком. Артисты молниеносно уносят упавшее тщедушное тельце и представление продолжает выход кувыркающихся клоунов под бодрую музыку.

Встревоженная публика торопится разойтись. Верочку постигают истерика и рыдания. Дети никак не могут успокоиться и улечься спать. Тётя Соня, зайдя в детскую комнату ночью, наблюдает засохший след от слезы на всё ещё встревоженном лице спящей Верочки. Обмотанный тряпками изувеченный маленький акробат безмолвно лежит. Эдвардс склоняется над Петей время от времени. Опорожнённый графин свидетельствует о том, что клоун поддался запою.

Кругом мрачная тишина. На утренней афише отсутствовало упоминание о номере «гуттаперчевого мальчика», он покинул свет.

Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нём рассказывается о тяжёлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. "Гуттаперчевый мальчик" - наиболее известная повесть Григоровича. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Немного о творческой жизни автора

(1822-1900) родился в семье русского офицера и француженки. Первые свои рассказы писатель публиковал в литературных альманахах. Настоящая слава к нему пришла после написания в 1846-1847 годах больших повестей "Деревня" и "Антон Горемыка".

С 60-х годов XIX столетия в писательской биографии Григоровича наблюдалось долгое затишье. На протяжении 20 последующих лет он служил деятельным секретарём в "Обществе поощрения художеств". Только в 1883 году смог вернуться к своей литературной деятельности Григорович. "Гуттаперчевый мальчик" и ещё несколько произведений выходят в этот период из-под его пера. Повесть о несчастном маленьком акробате Пете особенно пришлась по душе общественности. Во многих семьях в дореволюционной России книга "Гуттаперчевый мальчик" считалась обязательной для прочтения подрастающим поколением.

Смысл книги

Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным.

Знакомство с Эдвардсом, Петей и Беккером

Из 7 небольших глав состоит повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание знакомит читателей с главными героями и событиями. Сперва действие повести происходит в цирке. Начать пересказ сюжета следует с описания Эдвардса - немолодого клоуна с раскрашенным лицом, являющегося главным украшением представлений. Он выделяется на фоне остальных цирковых артистов своим грустным видом. Эдвардс периодически уходит в запой. Режиссёр цирка сильно обеспокоен тягой клоуна к алкоголю и просит его не запить хотя бы до окончания Масленицы, ведь потом наступит пост и цирк перестанет давать представления. Эдвардс не отвечает ему ничего вразумительного и уходит переодеваться.

По пути в гримёрку Эдвардс заглядывает в комнатку акробата Беккера - грубого и жестокого великана, от которого никто не слышал Клоуна интересует воспитанник циркача - худенький мальчик Петя. Он с жалостью относится к маленькому артисту, с трудом справляющемуся с тяжёлыми физическими нагрузками, которые даёт ему наставник. Эдвардс просит Беккера отпустить с ним мальчика прогуляться, пытаясь объяснить ему, что после небольшого отдыха Петя наберётся сил и ему будет проще работать, однако акробат даже и слышать об этом не желает. Наставник замахивается на испуганного и едва не хлыстом и уводит его на тренировку.

Грустная история о мальчике-сироте

Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Отпрыски графов Листомировых

В повести «Гуттаперчевый мальчик» главные герои - это не только Петя и другие циркачи, но и дети графа Листомирова. Восьмилетняя Верочка, её младшая сестра Зина и брат Павел (Паф) росли в роскоши, и со всех сторон были окружены лаской. В последние дни Масленицы в награду за хорошее послушание детей повезли на цирковое представление. Верочка узнала из афиши, что в одном из номеров будет выступать гуттаперчевый мальчик и ей не терпелось увидеть его.

Последнее выступление Пети

И вот, на арене появились Беккер и гуттаперчевый мальчик. Краткое содержание того, что произошло дальше, заставляет плакать даже взрослых. Взобравшись по шесту высоко вверх, Петя делает несколько опасных акробатических трюков, от которых публика цирка приходит в восторг. Мальчику остаётся выполнить в воздухе последний сложный манёвр, и тут он неожиданно для всех падает на землю.

Циркачи быстро забирают невесомое тельце Пети и уносят его за кулисы. Чтобы отвлечь внимание зрителей от случившегося, на арену выбежали клоуны. Они стараются развеселить публику, но расстроенные зрители покидают цирк. Сквозь шум, издаваемый толпой, слышится плач и отчаянный крик Верочки: «Ай, мальчик! Мальчик!» Девочка долго не может успокоиться даже после того, как её вместе с братом и сестрой привезли домой.

А что же Петя? Его переломанные рёбра и разбитую грудь обмотали тряпками и после этого оставили на тюфяке в безлюдном цирке. И только Эдвардсу небезразличен бедный ребёнок. Он единственный, кто остался возле умирающего мальчика. У потрясённого клоуна снова начался запой: недалеко от него стоит пустой графин от спиртного.

На следующий день в афише уже не значился номер с маленьким акробатом. И это не удивительно, ведь Пети к тому времени не стало в живых. На этом заканчивается повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание её не столь красочно, как полная версия произведения Григоровича. Всем, кого заинтересовала эта печальная история, рекомендуется прочесть её полностью.

«Гуттаперчевый мальчик»: отзывы читателей

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.

Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу. Эмоциональная составляющая произведения очень сильная, и никого не оставляет равнодушным.

Главные герои

Петя – восьмилетний мальчик, сирота, воспитанник циркового акробата.

Беккер – самовлюбленный силач, акробат, жестокий и бесчувственный человек.

Эдвардс – талантливый клоун, добрый, сострадательный мужчина, сильно привязанный к Пете.

Верочка – старшая дочь графа Листомирова, восьмилетняя девочка, добрая, чуткая, очень ранимая.

Другие персонажи

Анна – мать Пети, кухарка, непутевая женщина.

Варвара – прачка, соотечественница Анны, добрая, отзывчивая женщина.

Зина и Павел – младшие дети графа Листомирова.

Тетя Соня – сестра графини Листомировой, любящая тетя.

Глава I

Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления, и готовы покинуть помещение цирка.

Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.

Не внушает доверия режиссеру и клоун Эдвардс, который является « душою цирка, главным его украшением, главной приманкой ». Но в период тоски он мог в любой момент сорваться и уйти в тяжкий запой. Режиссер просит его продержаться хотя бы пару дней, до конца масленицы, когда цирк закроется на время поста.

Глава II

Настоящее имя «гуттаперчевого мальчика» – Петя. История его жизни коротка, ведь ему « минул всего восьмой год ». Мать его была « взбалмошная, хотя и добрая чухонка » по имени Анна, служившая кухаркой.

Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной коморке, и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.

Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь – никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.

Положение еще больше ухудшилась, когда Анна вышла замуж за сильно пьющего мужичонку. Он сразу люто возненавидел Петю, и « грозил утопить его в проруби ». Отчим пропивал все деньги, и зачастую в доме не было даже хлеба. Изможденная постоянным голодом, Анна умерла, оставив Петю на попечение своей соотечественницы, прачки Варвары.

Глава III

Варвара жила по соседству с цирковым артистами. Иногда она брала к себе Петю, и вскоре все узнали печальную историю его жизни. В разговорах Варвара частенько упоминала о том, как было бы неплохо, если бы « кто-нибудь из господ сжалился и взял сироту в обученье ». Никто не изъявлял такого желания, и лишь акробат Беккер о чем-то задумался.

Однажды Варвара привела испуганного Петю к Беккеру на осмотр – « акробат обещал взять его на воспитанье в случае, когда он окажется пригодным ». Заметив природную гибкость мальчика, тот согласился взять его себе в качестве ученика.

Петя никак не мог привыкнуть к своему хозяину, которого очень боялся, но « особенно тяжело стало ему, когда началось ученье ». Главная трудность для Пети заключалась в том, что в процессе выполнения сложных акробатических трюков его « лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение ».

Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.

Глава IV

В детских комнатах графа Листомирова все создано для веселых забав, учебы и общего комфорта его отпрысков. За прилежное поведение тетя Соня, родная сестра матери, пообещала отвести их в цирк. Дети находятся в радостном возбуждении, поскольку давно мечтают об этом. « Старшей девочке, Верочке, было уже восемь лет; за нею шла шестилетняя Зина », а после – пятилетний бутуз Павел, которого родные называли не иначе как Паф.

С тех пор, « как обещано было представленье в цирке », Верочка зорко следила за поведением сестры и брата, чтобы ненароком не разгневать взрослых и не остаться без цирка. Благодаря миловидной внешности и кроткому нраву она была любимицей всей семьи.

Глава V

Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери, и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.

Разыгравшаяся метель ставит под угрозу поход в цирк, и Верочка нервничает целый день. Ее лицо проясняется лишь при известии о том, « что граф и графиня велели одевать детей и везти их в цирк ».

Глава VI

Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю вечерние представление начинает клоун Эдвардс, « на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь » с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.

Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.

Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.

Глава VII

Во внутреннем коридоре цирка лежит « ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью ». Лишь изредка из темноты появляется сгорбленная фигура пожилого клоуна, который приходит проведать умирающего мальчика. Не сдержав данного режиссеру обещания, он уходит в запой.

На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось – его « уже не было на свете »…

Заключение

Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.

После прочтения краткого пересказа «Гуттаперчевого мальчика» рекомендуем прочесть повесть Григоровича в полном варианте.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 69.

Дело происходило на пятый день масленицы. Народ толпился около здания цирка. Только что закончилось утреннее представление. И вдруг разыгралась метель, да нешуточная. Всё смешалось: люди, кони, сани. Шум, гам.

В цирке артисты отдыхали после представления. Кто-то полностью снял костюм и смыл грим, а другие как выступали, так в этом обличье и сидели в креслах. Среди них клоун Эдвардс. Режиссёр делал замечания по выступлениям артистов утром. Особенно досталось наезднице Браун за неудачные прыжки через обруч её дочери.

Клоун Эдвардс тоскливо слушал это. У него начинался приступ меланхолии. Эти приступы случались у этого замечательного артиста, любимца публики часто. И режиссёр знал, что это настроение клоуна скоро закончится запоем. Но надеялся, что произойдёт это после закрытия сезона. А Эдвардс переживал за гуттаперчевого мальчика, воспитанника гимнаста Беккера, грубого и жестокого человека.

Эдвардс зашёл в комнату акробата и увидел Голиафа – Беккера и худого, бледного мальчика, которого в афишах называли гуттаперчевым. Клоуну было жалко мальчонку, он упрашивал гимнаста дать тому отдохнуть. Но Беккер был неумолим: надо готовиться к вечернему отделению, отдыхать будет в пост.

Гуттаперчевый мальчик, которого звали Петя, боялся своего хозяина. Тот часто бил его, плохо кормил. Петя ходил в рванье.

Мальчик попал к Беккеру следующим образом. Петя родился в бедной семье. Мать пробивалась случайными заработками, а отец был швейцаром. Как только Петя чуть подрос, отец их оставил, а потом пришло известие о его смерти. Мать ещё раз выходила замуж, но неудачно. Муж бил и её, и мальчика. Жили впроголодь. После того как отчим их бросил, мать вскоре умирает.

Петя остался один на белом свете. Его приютила знакомая старушка. А иногда забирала к себе тётя Варя, подруга матери. Но они жили бедно, им трудно было прокормить мальчика. И Варвара решила его пристроить. В доме, где она жила, несколько комнат снимали работники цирка. Вот тётка и привела Петю к гимнасту. Тот грубо схватил мальчика, зажал между коленями и стал проверять силу мышц и гибкость мальчика. Пете стало больно и страшно. Он плакал. Но Беккер уже всё решил.

Так Петя попал в цирк. Он привык к новой необычной жизни. Многие циркачи хорошо к нему относились, подкармливали его. Особенно клоун Эдвардс. И мальчик мечтал работать с ним. Но это были только мечты.

Беккер каждый день заставлял мальчика репетировать, выполнять различные упражнения, от которых болело всё тело. Если что-то не получалось, то гимнаст хватал своими огромными ручищами Петю, насильно сгибал ему туловище, руки, ноги. Мальчонка кричал от боли. Даже если он хорошо исполнял трюк, акробат Беккер никогда его не хвалил.

Однажды клоун подарил Пете щенка. Мальчик ухаживал за ним. Но однажды собачка попала под ноги Беккеру. Тот пнул щенка, и собачонка осталась лежать неподвижно в углу комнаты. Петя безутешно рыдал. В общем, это был несчастный ребёнок.

Дети графа Листомирова готовились пойти вечером в цирк. Жили они богато.

В комнате у маленького Павла было полно игрушек. А недавно ему подарили красивую собачку, которую он очень просил, без блох. Сестёр Павлика звали Вера и Зиночка. Особенно хороша была Вера: большие голубые глаза, пушистые пепельные волосы. Зина по сравнению с ней выглядела дурнушкой. Младших детей называли разными ласкательными именами. Павлик был Пуфом, Булкой. Зину чаще звали Зизи. Только старшую сестру называли Верочкой и никак больше. Она любила читать и даже сочинила басню.

С нетерпением ждали дети поездки в цирк. Вместе с тетей Соней они рассматривали афишу, где их внимание привлекали слова: Гуттаперчевый мальчик. Им так хотелось его увидеть.

Наконец, сели в возок и поехали на представление. Цирк был переполнен.

Началось действие. Вот вышли клоуны, потом наездница с девочкой-акробаткой. А вот на арене появился мускулистый Беккер, а с ним белокурый худенький мальчик. Все смотрели на их выступление, затаив дыхание. И вот главный трюк. Длинный шест на животе атлета.

Мальчик взбирается по шесту вверх. Выполняет несколько упражнений. И вот он изгибается, руки соскальзывают, мальчик падает вниз. Зал замер. Вера громко заплакала, она звала мальчика. Беккер прячется за кулисы, распластанного на арене Петю уносят.

Вернувшись домой, дети долго не могли успокоиться. Особенно плохо себя чувствовала Верочка: она была впечатлительным ребёнком. Ночь прошла беспокойно. Она вздрагивала, всхлипывала во сне.

Эдвардс глядел на лежащего с перебинтованной головой гуттаперчевого мальчика. Тот бредил. Клоун плакал, не сдерживая слёз. А придя в свой номер, запил горькую, не дожидаясь окончания циркового сезона.

На другой день представления в цирке продолжались, но гуттаперчевый мальчик не выступал. Он покинул эту землю.

Название произведения: Гуттаперчевый мальчик
Дмитрий Васильевич Григорович
Год написания: 1883
Жанр: рассказ
Главные герои: Петя - семилетний артист цирка, Карл Богданович - старый акробат, воспитатель мальчика.

Сюжет

Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте. Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.

И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.

Вывод (мое мнение)

Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.

Вверх