Музыкальный склад и фактура. Какой бывает музыкальная фактура. Выразительные средства музыки

1. ФИО Алексашкина Оксана Викторовна

2. Место работы МБОУ СОШ 47

3. Должность Учитель

4. Предмет музыка

5. Класс

6. Тема урока : МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ (23)

7. Базовый учебник Т. И Науменко, В. В. Алеев

8. Цель урока : знакомство с понятием «музыкальная фактура» и ее видами.

9. Задачи:

9.1.Дать представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности.

9.3. Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения.

9.4. Проверить знания учащихся по теме «полифония».

9.5. Развивать у учащихся музыкальные способности.

9.6. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

10. Тип урока : ОЗН.

11. Формы работы Индивидуальная, групповая, коллективная.

12. ТО: Музыкальный и демонстрационный материал: портреты Н. Паганини и Ф. Шуберта, образцы различной текстильной ткани, музыкальные примеры, раздаточный материал, музыкальный центр.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, который сказал:

"Основной целью моего творчества всегда были поиски оригинального музыкального языка. Я ненавижу подражание и избитые приемы."

А как вы считаете, что такое музыкальный язык?

Дети: Это средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад, динамика, гармония).

Учитель. Молодцы. Хотели бы вы расширить знания в этой области?

Учитель: Я продолжу урок стихами:

Начинаем новый день с утра,

Просыпаться нам пора.

Мы на музыки урок

Поспеваем точно в срок,

Ведь волшебный мир искусства

Пробуждает наши чувства!

С песней жить нам веселей,

С добрым утром, новый день!

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи,

Улыбнулись гостям.

Я вам тоже желаю удачи!

Начнем мы урок с проверки знаний по теме «Полифония».

2. Тестирование.(Приложение 1) Работа в парах.

1. В дословном переводе «полифония» обозначает:

2. Свои истоки полифония взяла:

а) из народной музыки

б) церковной музыки

в) светской музыки

3. Сколько веков господствует полифония?

а) 5 веков

в) 10 веков

Сверить ответы с доской, проверка в парах.

Каким словом можно объединить приемы, использованные в тесте?

Дети: Полифония.

Назовите полифонические жанры. Выбрать правильные ответы на доске (Приложение 2).

концерт, канон, токката, этюд, инвенция, вальс, месса.

А высшая форма полифонической музыки – это…

Дети: фуга.

А кто из вас перечислит способы изменения темы в фуге?

Дети перечисляют.

А как вы думаете, пригодятся эти знания нам сегодня на уроке?

Работа в группах по 4 человека. На столе образцы ткани (Приложение 3)

Вопросы. А что это такое?

Из чего соткана ткань?

Дети. Из нитей.

Учитель. А почему ткань разная?

Дети. Потому что в ее создании задействованы нити различной толщины, качества, происхождения. При создании ткани использованы различные способы прядения и плетения.

Учитель (обращает внимание на образцы фактур, разложенные на партах учащихся) (Приложение 5)

А теперь посмотрите на способы изложения музыки, что это вам напоминает?

Дети. «Музыкальная ткань», «узоры», «орнамент».

Учитель. Из чего это все создано?

Дети. Все это создано с помощью линий, нотной грамоты, ритмического и мелодического рисунка.

Учитель. А по сути, что представлено, изложено перед вами?

Дети. Перед нами представлены музыкальные произведения, изложенные разными способами (перед детьми представлены 3 вида музыкальной фактуры: одноголосная, мелодия с сопровождением и многоголосие).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем три музыкальных фрагмента, а потом вы скажете какой вид фактуры звучал в каждом из них?

Ответы зафиксировать на доске.

вы видите, что у нас получились разные ответы. Давайте остановимся и подумаем

1) какое задание мы выполняли?

2)где возникло затруднение?

3)почему мы не смогли ответить на эти вопросы?

Дети. Мы не знаем, в чем отличие этих трех музыкальных фактур.

Учитель: Какова цель нашего урока?

4. Цель: (должны назвать дети) научиться находить различия в разных видах музыкальных фактур, получить представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности. Учитель обобщает цель. Как будет звучать тема нашего урока?
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Дети выбирают способ выхода из затруднения – уточнение. Строят план

достижения цели. Для этого учитель задает вопросы:

Что сделаем сначала?

1. Послушаем 3 музыкальных произведения

2. Проанализируем каждый музыкальный фрагмент

3. Выясним, в чем состоят основные отличия фактур каждого фрагмента.

4. Какой материал на уроке нам потребуется, чтобы ответить на возникшие вопросы?

Дети. Образцы музыкальных произведений (ноты, раздаточный материал, музыка для слушания), образцы текстильной ткани.

5. Фактура – это способ изложения музыкального материала. Она может быть разной. Посмотрите на образцы. И сегодня мы познакомимся с некоторыми ее видами.

1.Звучит Каприс № 24 Н. Паганини.

Учитель: Что вы услышали? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети. Произведение поражает своей красотой звучания, полетностью звука, отличается своеобразием тембра.

Учитель: Какой инструмент был задействован в исполнении?

Дети. Прозвучало соло скрипки.

Учитель. Она используется для передачи личных чувств, а также для выражения красоты и своеобразия тембра инструмента. Однако исключительно одноголосное произведение – явление достаточно редкое. Обычно в музыкальных произведениях присутствует сопоставление и взаимодействие различных образных начал.

Звучит произведение Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»

Учитель. Что нового вы услышали в этом произведении?

Дети. Здесь слышна трепетная мелодия Маргариты, которая раскрывает нам свои сокровенные мысли.

Учитель. К какому жанру музыки принадлежит данное произведение?

Дети. Вокально – инструментальный жанр.

Учитель. Каково значение аккомпанемента?

Дети. Аккомпанемент передает мерное жужжание веретена. Это создает одновременное яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Учитель. Сделайте вывод, к какому виду принадлежит этот вид фактуры? Дети: Этот вид фактуры называется мелодией с сопровождением.

Запись на доске и в тетрадях: мелодия с сопровождением в произведении Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой».

3. Дети слушают фрагмент органной прелюдии до минор И. Баха

и определяют полифонические особенности произведения(многоголосие, самостоятельность каждого голоса)

А сможете ли вы теперь назвать основные признаки разных фактур?

6… Дети организуют усвоение нового способа действий путем проговаривания во внешней речи.

Учитель: В чем же состоят особенности музыкальной фактуры в каждом из прослушанных произведений?


  • В одноголосном произведении роль мелодии – определяющая. Она является основным источником информации.

  • В двухголосном произведении ясно прослушиваются мелодия и аккомпанемент несет изобразительную функцию.

  • Многоголосная фактура предполагает самостоятельность каждого голоса и взаимосвязь всех голосов.
7.Учитель предлагает ребятам выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону:

Определите вид фактуры в романсе С. Рахманинова « Сирень».

Дети. Дети определяют фактуру музыкального произведения с помощью трех карточек, на которых графически изображены три вида фактуры (Приложение 5). Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном.

Ребята, посмотрите внимательно на аккомпанемент. Что он вам напоминает? (Подсказка. На доске, рядом с партитурой иллюстрация веточки сирени).

Дети. Аккомпанемент похож на веточки сирени.

Учитель. Совершенно верно. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока, удалось ли С. Рахманинову найти оригинальный способ изложения музыкального языка в этом произведении?

Дети. Да, безусловно, удалось найти оригинальный аккомпанемент.

8. Учитель. В каких типах заданий может быть использованы новые знания, полученные на уроке?

Дети: Во всех типах заданий, в которых используется анализ музыкального произведения.

Учитель: Сумели ли мы сегодня достичь цели нашего урока?

Дети: Да, сумели.

9. Учитель: С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились?

Дети. Сегодня мы познакомились с таким средством музыкальной выразительности, как фактура.

Учитель. Что такое фактура?

Фактура – это способ изложения музыкального материала.

Учитель.

Какие виды фактуры вы знаете?

Учитель.

А какие музыкальные произведения нам помогли в этом разобраться??

Произведение Н. Паганини Каприс №24; Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой»; И. Бах Фуга до минор, С. Рахманинов «Сирень»

Ребята, а сейчас попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных ноток. Желтые – не понял, оранжевые – все понятно, красные – было трудно, но я справился.(Размещают свои ноты на нотном стане на доске). Смотрите, какая интересная, оригинальная фактура получилась у нас с вами на уроке из ваших знаний.

Домашнее задание.

1. Нарисуйте те персонажи или иллюстрации, которые вам запомнились на уроке.

Музыкальная фактура (лат. factura – устройство , строение ) – способ изложения, строение музыкальной ткани, музыкальный склад.

Исторически в музыке сложились три основные типа фактуры :

Полифония (лат. polyphonia от греч. πολυφωνία – многозвучие) – мелодическое многоголосие, складывающееся из одновременного звучания относительно самостоятельных мелодических линий. Полифоническая фактура сложилась в эпоху средневековья. Существует три основные типа полифонии: контрастная, имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга), подголосочная (или вариантная гетерофония, характерная для народного многоголосия).

Гомофония или гомофонно-гармоническая фактур а берет начало в полифонии. Отечественный музыковед Асафьев назвал ее «остывшей лавой готической полифонии». В рамках гомофонии различают аккордовую (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую фактуру, которая состоит из нескольких пластов (например, из мелодии и аккомпанемента).

Одним из способов динамизации, расцвечивания гомофонно-гармонической фактуры является гармоническая фигурация – последовательное, а не одновременное изложение звуков аккорда. Разновидностей гармонической фигурации довольно много. Вот некоторые из них:

1) арпеджированное изложение аккордов (И. С. Бах. Прелюдия C-dur, ХТК, том I)

2) вальсообразный аккомпанемент (Ф. Шуберт. Вальс op.77,№2)

3) альбертиевы басы, названные так в честь итальянского композитора Доменико Альберти (1710-1740) в Сонате C-dur, K.545 В. Моцарта

Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание
Фактура в музыке (от лат. factura - устройство, строение, обработка, склад)– способ изложения, музыкальный склад, строение музыкальной ткани.

Исторически сложились три типа фактуры :

Существует три основных типа полифонии : контрастная, имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга), гетерофония (характерна для народного многоголосия).

3. Гомофонно-гармоническая фактура берет начало в полифонии. Отечественный музыковед Асафьев назвал ее «остывшей лавой готической полифонии». Различают собственно аккордовую фактуру (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую, которая разделяется на несколько пластов (например, мелодию и сопровождение).

May · 15

(словарь)

Фактура – характер изложения музыкального материала произведения (его музыкальная ткань).

регистром, диапазоном, принадлежностью к муз.складу и др.

Музыкальный склад – наиболее типичный способ изложения материала.

(монодия, от греч . (греч. poly –много, phon ё- (греч. homos –равный) -

monos –один и ode -пение) звук) – сочетание доста- ведущий голос с гармо-

точно самостоятельных ническим сопровожде-

усложненное одного– крылатому образному опре- Главенство вертикали

лосие - изложение мело-.- делению – разговор уважаю- над горизонталью.

дии парал. интервалами, щих себя и не перебивающих-

аккордами (утолщенная ме- друг друга собеседников). Разновидность -

лодия, мелодический пласт) (Условно) главенство гори- аккордово-гармони-

зонтали над вертикалью. ческий склад – это ак-

кордовая фактура при

Два типа полифонии: отсутствии выразитель-

контрастная (интонационно ного ведущего голоса. индивидуальные голоса), .

имитационная (подражание),

общие мелодические обороты.

гетерофония (промежуточный склад между полифонией и усложненным одноголосием. См ниже с 50-51).

В произведениях инструментальной музыки (ф-но, в частности) гомофонного склада различают 4 типа фактурного преобразования гармонии (можно сказать, 4 типа гармонических фактур), (Ю.Тюлин. Краткий теор. курс гармонии. М.,1960):

- гармоническая фигурация , - всевозможное арпеджирование. (Это фактура большинства лирических пьес, романсов).

- ритмическая фигурация, - повторения аккордов в определенном ритме, обусловленным жанром (Шопен. Прелюдия e moll).

- колористическое наслоение, - дублировка звуков аккорда (от 5-6 ти голосов в гармонической ткани до 16 ти (-cis moll прелюдия Рахманинова, реприза) и более),.

- мелодическая фигурация - мелодизация гармонической ткани введением тематически значимых подголосков. (Шуман. Фантастические пьесы. Отчего?.)

В одной теме может быть смешение типов гарм. фактур (типов фактурного преобразования гармонии).

Средством мелодической фигурации являются неаккордовые звуки.

(Мелодии, построенные только по звукам аккордов, немногочисленны).

4типа неак. звуков.

На сильном времени (такта или метрической

доли) – задержание ,- неак. звук, задерживающий

появление аккордового тона:

Н
а слабом времени –вспомогательный ,


опевающий:

- проходящий , – неак. звук в поступенном

(
гаммообразном) движении:

- предъем , – неак. звук, появляющийся

ранее своего аккорда:

Все неаккордовые звуки - прилегающие (т.е. в секундовом отношении) к аккордовому.

Типы многоголосия русской народной песни

Лит.: Л.С.Мухаринская. В поисках современного образа. Сов.муз..1969.с.93-96.

В.М.Щуров. Основные типы русского народного песенного многоголосия. Тбилиси, 1985.

Н.Вашкевич. Гетерофония. Рукопись. Метод. кабинет.Тверь.1997

Бурдонное (волыночное) пение, пение на выдержанном (педальном) звуке. Ранняя форма многоголосия.

Гетерофония (от греч. heteros-другой; другой звук, разноголосие ), - многоголосие, образуемое подголосками вариантно-орнаментального или мелизматического типа к основному напеву. Гетерофония – древнейший и наиболее устойчивый тип русского крестьянского народно-песенного многоголосия, сохраняющий свое ведущее значение до наших дней.

Гетерофонны практически все многоголосные песни DV диска ИВАН КУПАЛА (1999г). Это народные песни, записанные от фольклорных сельских ансамблей разных регионов России (от Архангельского края до Астраханского), и представленные с музыкальным сопровождением синтезатора (Достойный внимания пример использования народной песни в поп.музыке, пример популяризации фольклора).

Расслоение мелодической линии, «размывание» мелодического контура, «вибрирующее» звучание секундовых «наплывов» – неповторимое красочно-колористическое явление гетерофонного многоголосия русской крестьянской песни. Но колорит - это внешняя сторона. Семантика гетерофонии в ином. Часто гетерофонные «пучки» акцентируют метро-ритм напева. В лирических песнях их диссонантность концентрирует напряженность хореических интонаций. В песнях с драматическим содержанием гетерофонное расслоение «воспринимается как подчеркивание, - отмечает И.И. Земцовский, - как своего рода устный «курсив»» наиболее значимых фрагментов текста.

Свадебная песня «По сеням» (Нелидовский район, запись И.Н.Некрасовой) - пример так называемой «точечной» гетерофонии:

В «Систематизированном сборнике песен» (http://intoclassics.net/news/2010-10-16-19094 ) это песни: «Среди долины ровныя», «Вниз по Волге-реке», «Ивушка».

В учебниках теории подголосочность – это разновидность полифонии, - полифония народнопесенного многоголосия. В противоположность ей, гетерофонию относят к одноголосному складу, вернее, усложненному одноголосию (образующему как бы утолщенную мелодию, мелодический комплекс, мелодический пласт).

Пение с «подводкой» - хоровое двух-трехголоие с верхним контрастно противопоставленным основному напеву солирующим голосом-подводкой, контрапунктирующим основной мелодии (нередко оспаривающим с ней роль ведущего голоса).

Пример подводки – «Вот мчится тройка удалая», сл.Ф.Глинки; «Гулял по Уралу Чапаев-герой».

Пение «второй» (вторить в терцию) – простейшее ленточное терцовое (реже, в сексту) двухголосие.

Примеры вторы – «Тонкая рябина», «Зорка-Венера», «У зари-то, у зореньки», «То не ветер ветку клонит».

Предположительно, последние три типа многоголосия (подголосочность, подводка, втора) появились в нар.песне сравнительно недавно (3 – 4 века назад) и утверждались под влиянием городской песни и практики храмового партесного пения.

Кантовый склад пения, гомофонный, с аккордово-гармоническим резонированием на каждый тон мелодии. Кант – жанр городского фольклора. Кантовое пение развивалось под влиянием западно-европейской музыкальной (изначально, польской) культуры. Для канта типично 3-голосие с парал. в терцию движением верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору. Для канта характерна квадратность структур. Примеры мелодий близких к канту: «Солдатушки, браво ребятушки»,

«Донцы-молодцы», «Взвейтесь, соколы, орлами»,

В конце XIX и в XX веке появились новые формы многоголосия. Стилистически они неоднородны:

Фольклористы отмечают, что в наше время можно услышать исполнение народными певцами старинной песни в двух вариантах: в присущей ей одноголосном звучании и в многоголосном «современном».

Какой бывает музыкальная фактура

  1. Фактура как способ изложения музыки.
  2. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи)
  3. Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова).
  4. Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»).
  5. «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);
  2. С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. «Сирень» (слушание);
  3. Г. Струве, стихи С. Маршака. «Пожелание друзьям» (пение);
  4. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошёл прогресс!» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях.
  2. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения.
  3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них.

Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

Прежде чем понять, что означает выражение «музыкальная фактура», давайте рассмотрим нотные примеры.

Мы видим, что все примеры отличаются своим графическим изложением.

Первый пример представляет собой вертикальные «аккордовые столбы», второй – волнообразную линию, третий – своеобразное трёхэтажное построение, четвёртый – похожий на кардиограмму (кардиограмма – графическое изображение работы сердца) музыкальный рисунок.

Именно способ изложения музыки называется фактурой.

Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества - линии, рисунки, нотную графику, - она получила множество различных определений.

«Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» - эти образные определения указывают на зрительность, живописность, пространственность фактуры.

Выбор определённой фактуры зависит от многих причин – от музыкального содержания, от того, где исполняется данная музыка, от тембрового состава. Например, полифоническая музыка, предназначенная для звучания в храме, требует значительного фактурного пространства. Лирическая музыка, связанная с передачей чувств человека, как правило, одноголосна. Её звучание представляет сжатие фактуры до одного-единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.

Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты того или иного тембра. Так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки.

Юный пастушок Лель является олицетворением искусства музыки и солнечной, неотразимо влекущей любовной силы. Любовь и искусство - дары Ярилы и одновременно выражение неиссякаемых творческих сил человека.
В том, что Лель - простой пастух, в том, что его песни народны, заключён глубокий смысл. В образе Леля Островский и Римский-Корсаков прославили народное искусство и подчеркнули его жизнеутверждающую сущность. Не случайно Лель, единственный из ведущих действующих лиц оперы, охарактеризован почти исключительно песнями - сольными и хоровыми, где он выступает запевалой. Инструментальная сторона в музыкальной характеристике Леля представлена многочисленными пастушескими наигрышами. Иные из них - подлинно народные.
Звучание деревянных духовых инструментов и чаще всего солирующего кларнета (подражание пастушескому рожку) придаёт музыке Леля яркую народную окраску.
Первая песня Леля «Земляничка-ягодка» - протяжная заунывная. В ней Римский-Корсаков с замечательным искусством передал характер и музыкальные особенности лирических народных песен: плавную распевность, часто встречающуюся вокализацию, неполные (без терции) созвучия и унисоны в концах фраз. Большую прелесть и своеобразие придают песне многочисленные «разводы» - наигрыши флейты и английского рожка с их народным тембровым колоритом.

Однако исключительно одноголосная фактура – явление достаточно редкое. Гораздо чаще мы видим другой тип фактуры – мелодию с сопровождением, которые, как правило, дополняют друг друга. Вспомните песню Ф. Шуберта «В путь». В ней звучит не только бодрая мелодия, но и вращение мельничного жёрнова в партии фортепиано, создающего яркое зрительное впечатление.

Песня Ф. Шуберта «В путь» открывает цикл «Прекрасная мельничиха». В нём рассказывается о том, как мельник отправился в путь, о любви молодого простодушного героя - это очередная романтическая история одинокой души. Счастье человека так близко, его надежды так светлы, но им не суждено сбыться, и лишь ручей, ставший с первых минут другом мельника, утешает его, печалясь вместе с ним. Он как бы влечёт юношу за собой в путь. На фоне этого журчания звучит простая, народная по характеру мелодия.

Богатство музыкальных образов позволяет использовать разные приёмы фактуры. Так, в романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. Музыка романса светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада:

Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать...
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

Что же ещё, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка?

Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живом обаянии образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное - в том переживании образа, которое вносит в свою музыку сам композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие композиторы признавались, что никогда не писали о том, чего не пережили, не прочувствовали сами.

Поэтому, когда зацветает сирень или земля покрывается снегом, когда восходит солнце или струи быстрой воды начинают играть разноцветными бликами, художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена.

Он так же радуется, грустит, любуется и восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои чувства он воплощает в звуках, красках и рисунках музыки, наполняя её дыханием жизни.

И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой.

Поэтому, наверное, не будет преувеличением сказать, что каждое такое произведение, как бы ни были сокровенны чувства, вдохновившие автора, - памятник всем цветам мира, всем его рекам и восходам солнца, всему безмерному человеческому восхищению и любви.

Вопросы и задания:

  1. Что обозначает слово «фактура» в музыке?
  2. Какие образные определения применимы к различным видам фактуры?
  3. Почему в Первой песне Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова используется одноголосная фактура?
  4. Как содержание музыкального произведения влияет на его фактурную запись? Расскажите на примере романса «Сирень» С. Рахманинова.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Паспье (из цикла Бергамасская сюита), mp3;
Денисов. Плач-оповещание (из цикла Плачи), mp3;
Мессиан. Этюд № 2 (из цикла 4 ритмических этюда), mp3;
Рахманинов. Сирень. (в исп. Т. Синявской), mp3;
Римский-Корсаков. Первая песня Леля (из оперы Снегурочка), mp3;
Шостакович. Прелюдия C-dur (из цикла 24 прелюдии и фуги), mp3;
Шуберт. В путь (из цикла Прекрасная мельничиха), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

5. Музыкальная фактура

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них.

Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

В черновых рукописях Иоганна Себастьяна Баха есть такой набросок:

Эта последовательность аккордов, гармоническая цепочка не что иное, как заготовка для Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира». Что это за сборник и почему он так длинно и странно называется, мы будем говорить в 5-м классе, изучая творчество Баха. А начало прелюдии звучит так:

От начала до конца музыка этой прелюдии построена на переборах разложенных аккордов заготовленной гармонической схемы (заготовка Баха — это схема прелюдии. Он не раз пользовался подобными схемами).

Так как же Бах превратил схему в красивую, нежную, будто «журчащую» музыку? Он изменил в своей схеме только фактуру. Фактура стала основным средством выразительности в этой пьесе. (Только не путайте основные средства в музыкальном произведении с главными в системе всех средств музыкальной выразительности. В этой системе фактура остаётся дополнительным средством.)

А есть ли мелодия в прелюдии Баха? Это как раз тот редкий случай, когда музыка смогла обойтись без мелодии. Французский композитор Шарль Гуно , живший полтора столетия спустя после Баха, решил «исправить ошибку» и сочинил «поверх» этой прелюдии красивую мелодию. Но при этом прелюдия превратилась в фон , и её собственная красота стала меньше слышна. А ведь помните, как Шопен специально «останавливает» гармонию, чтобы послушать мелодию, и наоборот?

Вспомним ещё раз уже знакомое вам начало Пятой сонаты Моцарта (а если забыли, см. пример 5 ). Вот что играет в первых тактах левая рука:

Пример 41а

Соберём в аккорды звуки каждого такта, как в схеме Баха:

Пример 41б

Здесь Моцарт использует тот же фактурный приём — разложенные аккорды. Это «журчание» аккомпанемента выразительно оттеняет лёгкость и беззаботность начальных фраз, которые как бы насвистываются. Но затем фразы в мелодии становятся всё более энергичными, «настырными». И Моцарт подчёркивает это сменой фактуры: разложенные аккорды собираются в гармонические интервалы, звучащие несколько жёстко, даже слегка «ударно».

С помощью одной только фактуры можно очень изменить характер звучания. Вот как начинается маленькая пьеса Арама Ильича Хачатуряна «Андантино»:

Мерная, спокойная ритмическая пульсация аккомпанемента придаёт музыке задумчивый характер и помогает расслышать переливающуюся краску хроматически (то есть по полутонам) «сползающих» терций.

А вот начало второго раздела пьесы:

Мелодия и гармония почти не изменились. В мелодии изменилась только октава и направление первой интонации. В гармонии те же самые интервалы взяты в виде обращений (терции «перевернулись» в сексты). Но как неузнаваемо изменилась фактура! Теперь пульсируют не ровные четверти, а острые ритмические фигурки, затейливо разложенные на два голоса. И характер музыки из-за этого совсем другой — изящный, танцевальный, более оживлённый (хотя темп остался тот же).

Мы убедились, что фактура влияет на характер музыки не менее сильно, чем мелодия, ритм или гармония. Но как бы ни изменять фактуру, лицо музыки будет только изменять выражения, но само не изменится. На этом свойстве музыки основана форма вариаций , которая состоит из темы («лица») и ряда её изменений («выражений»). Огромную роль в варьировании (изменении) темы играют её фактурные преобразования . Второй раздел «Андантино» Хачатуряна — это тоже маленькая вариация на тему первого раздела.



Вверх