Мораль и ее роль в жизни современного общества. Мораль и ее роль в жизни общества

Что управляет миром? Чем руководствуются Высшие в своем поведении?

Миром управляют законы. И все Высшие сообщества разумных существ в своём поведении руководствуются ими.

Существует ли в Высших мирах мораль? Благодаря чему в Высших мирах поддерживается порядок?

В Высших иерархических мирах отсутствует мораль как принцип регулирования поведения отдельных индивидов и их взаимоотношений. Высшие руководствуются не моралью, а Законами Мироздания, т.е. теми высшими нормами, которые обеспечивают порядок и нормальное функционирование всему общему объёму Абсолюта и каждой частной единице, его составляющей.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Кому присуща мораль?

Мораль присуща только человечеству как низшей форме развития.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что такое мораль на земном плане?

На земном плане мораль есть внутреннее выражение законов поведения, а законы есть внешняя форма выражения морали.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Почему мораль есть внутреннее выражение законов?

Потому что, какова мораль общества в его высшем проявлении, таковы и законы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем являются законы?

Законы всегда являются отображением моральной и нравственной стороны поведения человека.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Какова зависимость законов от морали?

Мораль низкая – и законы низкие и жестокие. А раз они являются следствием морали и зависимы от неё, то это свидетельствует о том, что именно мораль и нравственность управляют обществом на низших стадиях его развития.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Через что проходят формы управления обществом?

Формы управления проходят через законы, нормы, искусство, религию.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что имеет значение в управлении обществом?

Во влиянии на общество, в управлении им большое значение играет искусство.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

В чем заключается управление обществом через искусство?

Его руководство заключается в том, что оно навязывает различным слоям идеалы и правила поведения через театры, кино, средства массовой информации, через произведения искусства, навязывает через те идеалы, которые в них вкладываются.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Меняются ли законы со временем, если меняется мораль?

Так как мораль общества и правила поведения меняются с течением времени, то меняются и законы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что влияет на изменения в поведении человека?

Поведение человека меняется в связи с тем, что изменяется уровень его развития; степень сознательности, время, в котором он живёт; задачи, которые ставят перед человечеством Высшие Учителя; меняется энергетика, с которой работает человек.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Есть ли у морали какие - то свойства, о которых человеку еще не известно?

Есть у морали ещё одна сторона, о которой до настоящего времени не знал человек – это энергетическая.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем является мораль с энергетической точки зрения?

Мораль есть внутренний механизм регулирования производимой человеком энергии. Это качество тоже говорит о первостепенной её роли, а всё прочее, включая и законы, которые действуют в пределах человеческого общества, являются производными от неё.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Зависят ли космические законы от морали?

Что касается космических законов, то они не зависят от морали, а зависят от тех главных целей, которые они должны обеспечивать для нормального функционирования общего объёма Абсолюта. Здесь жизнь сообществ строится несколько по - другому.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Почему мораль есть механизм регулирования производства энергий* человеком?

В зависимости от того, какова мораль человека, находится характер его поступков. Если мораль низка, он будет в ситуациях поступать низко, подло, будет много грешить, поддаваться искушениям, принимая их за форму жизни, и в соответствии с этим станет производить через низкие эмоции и низкие, грязные энергии. Любое действие человека и его чувства способствуют производству энергий физического плана и тонкого. Поэтому, каковы действия человека, каковы его эмоции и чувства, таковы и производимые энергии.
Если же мораль индивида высока, то в тех же самых ситуациях, в которых участвовал низкий индивид, он будет поступать противоположно ему и станет производить энергии высокого типа.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Для чего Высшие разработали мораль для человека?

Нарабатывая новые основы морали, человек изменяет своё поведение и изменяет диапазон производимых им энергий или в высокую сторону, или в низкую. Поэтому мораль и нравственность разработаны Высшими Учителями для человечества, чтобы регулировать производство энергий человеком, т.е. это есть механизм регулирования производимой людьми энергии и способ совершенствования души.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что меняется в обществе при изменении морали?

Меняя мораль, внося какие - то новые понятия в неё, вносится, прежде всего, новое отношение человека к чему - либо, точнее, к формам его поведения. Например, когда мораль усиливается, человек строже относится к посягательству на общественную собственность и не ворует. Если же общество деградирует и мораль падает, то нечестной становится третья часть общества. Это относится к низкому и среднему уровню развития. Высокий по уровню развития индивид, в какую бы сторону ни менялась мораль, чужое присваивать себе не станет.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Какой вывод можно сделать из понятия морали в человеческом обществе?

Для земного плана существования прослеживается цепочка зависимостей: мораль – законы – производство энергий.
Поэтому относительно человеческого общества можно сказать, что мораль дана человеку для того, чтобы регулировать качества энергий, производимых человеком для иерархических Систем и для себя. А на основе морали создаются уже законы, управляющие человеческим обществом, потому что то или иное новое поведение индивидов требует или подтверждения в законодательной форме законности их действий, или его запрета.

Так, например, после перестройки в нашем обществе сначала появились предприниматели, фермеры, менеджеры и т.д., и между ними стали складываться, можно сказать, стихийно какие - то отношения, связи, обязанности друг перед другом, а потом Государственная Дума, опираясь на эти новые нормы поведения, стала создавать законы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Существуют ли законы помимо человеческих законов? Чем руководствуются Высшие Личности?

Помимо законов, предназначенных только для человечества, существуют ещё и законы более высокого порядка – законы космического развития. В Космосе нет морали, потому что Высшие Личности руководствуются в своём поведении не моралью, а высокой сознательностью, высокой ответственностью и Законами Мироздания.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Как поступают Высшие Личности в ситуациях? В соответствии с чем?

В любых ситуациях Они будут поступать не сообразно личным интересам, а в соответствии с чувством долга и пониманием того, что им требуется сделать в ситуации, чтобы получить результат, удовлетворяющий их сообщество.
В морали основываются обычно на личных интересах и желаниях, а в законах опираются на тот результат, который необходимо получить при прохождении конкретной ситуации. И в этом – различие между устойчивой формой закона, опирающегося на результат, и морали, опирающейся на идеал.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что такое нравственность? Есть ли отличие от морали?

Хотя мораль и нравственность объединяют в нечто одно, но у них имеются и различия.

Нравственность – это есть духовное состояние общества, которого оно должно достигнуть через принятие норм и правил поведения, даваемых Свыше Учителями человечества или Высшими Иерархами.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем является нравственность с бытовой точки зрения?

С бытовой, социальной точки зрения, нравственность – это нормы и правила поведения людей, различных социальных групп. Но ввиду того, что любое поведение, внутренняя духовная борьба ведут к производству энергии, т.е. к выработке продукции определённого качества, то все эти правила и нормы имеют цель – заставить человеческое общество и каждого его члена производить то, что необходимо иерархическим Системам, а точнее, Богу.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Каким качеством является нравственность?

Нравственность всегда даётся Свыше. По - иному можно сказать, что нравственность – это то качество, состояние, которого должно добиться общество в своём духовном развитии, к которому обязано стремиться. Поэтому нравственные нормы стоят всегда выше тех, что существуют в обществе.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Способно ли общество достичь нравственности, требуемой Свыше?

Здесь важно уловить разницу. Общество, стремясь к данной Свыше нравственности, живёт по - своему, более низко, так как не способно сразу выполнять то, что требуют Сверху. И поэтому навстречу предлагаемым Свыше нормам и правилам оно выдвигает свои нормы и правила поведения, идущие Снизу. И эти нормы и правила, идущие Снизу, есть мораль данного общества на данном этапе развития.
Мораль имеет обычно подвижное течение, т.е. меняется с течением времени. Поэтому мораль общества 20-х годов ХХ века, 50-х, 80-х годов – разная. Общество то поднимается вверх до 70-х годов, то начинает резко деградировать с 80-х годов. И вслед за ним мораль то поднимается, то опускается.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Меняется ли нравственность со временем?

Нравственность остаётся у общества, как путеводная звезда, постоянна, ибо она несёт в себе высший идеал и сохраняет его. Это то, к чему оно обязано стремиться. Это те идеалы человечества, которые не меркнут и на которые обязаны в своём поведении ровняться все социальные слои.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Кто служил идеалом нравственности для человечества?

Таким идеалом стал Христос и многие святые, которые несли Веру и умирали за неё. Через них давались нравственные нормы поведения. (Христос дал десять заповедей и Евангелие, святые учили стойкости Духа, смирению и умению видеть и принимать новое; учили преданности, самоотдаче и прочим высшим качествам.)
Это примеры, как вводились нравственные нормы первоначально. Позднее они вводились через основоположников моральных устоев общества, через телепатические контакты. Они писались и давались Свыше, а внедрялись уже через людей. И то, что получилось у общества при стремлении выполнить их, это уже мораль, т.е. искажения, которые претерпевали данные нормы и правила в ходе их выполнения.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Можно сказать, что мораль и нравственность – одно и то же, только одно идёт снизу, а другое – сверху. Поэтому обычно мораль общества оказывается ниже нравственности, предначертанной ему Свыше. Качество морали, постигнутой обществом, всегда ниже качества нравственности, к которой оно должно прийти в ходе своего развития за счёт искажений и извращений, существующих в любой социальной среде.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Но хотя в целом всё общество может и не достигать тех нравственных высот, которых требуют Высшие, но отдельные единицы способны приходить к желаемому совершенству. Некоторые считают, что раз всё развитие сводится к набору энергетики, то достаточно накачиваться энергией механическими способами без соблюдения морально - нравственных норм, чтобы перейти в Высшие миры. Подобные взгляды на развитие являют искажённое понимание принципа совершенствования души. Через механические способы можно попасть только в низкие миры, потому что эти способы производят энергии низкого диапазона.

Что является главным в развитии души? Что должен запомнить человек?

Главным в развитии души является приобретение высоких духовных качеств, которые приобретаются только при прохождении ею через освоение моральных правил в обществе. Человек должен запомнить: пороки не переходят в Высшие миры Божественной Иерархии. Они перерабатываются внизу, изживаются приобретаемыми положительными качествами.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Может ли человек набирать энергетику через механические способы?

Человек до тех пор остаётся внизу, пока не проработает свои пороки и дурные наклонности. Любой же набор энергетики через механические действия, в которых не принимает участия душа, относится к низкому физическому спектру энергий. Поэтому данными способами индивид накачивает свою эфирную оболочку и лишь незначительное количество энергии за счёт упорства и силы воли попадает в астральную оболочку. Но механический спектр энергий не позволяет душе подняться выше даже 50 - го земного Уровня. Поэтому в духовном плане человеку предстоит ещё много поработать над собой, чтобы достичь границы перехода в Высшие миры.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Каков самый короткий путь к Богу?

Самый короткий путь в Иерархию Бога – это следование Высшим законам развития. Без следования правилам морали и нравственности душа может попасть тоже в Высшие миры, только это миры, принадлежащие Иерарху отрицательной Системы, т.е. Дьяволу, которые имеют другую качественную основу, чем миры Бога. Бог пропускает в свою Иерархию души только через морально - нравственные основы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Какую роль играет дисциплина в человеческом обществе?

В человеческом обществе она всегда играла первостепенную роль в производственных, учебных, армейских и прочих отношениях. Она заменяла мораль установлением жёстких границ поведения и являлась вынужденной мерой организации поведения индивидов.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

На чем основана дисциплина?

Дисциплина тоже основывается на морали, существующей в обществе на данный период времени, и может быть более жёсткой или менее. С её помощью происходит регулирование поведения определённой части населения.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Может ли человеческое общество существовать без дисциплины?

Человеческое общество без неё не способно существовать на данном этапе развития.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Существует ли дисциплина в космосе?

Когда мы обратились к Высшим Иерархам с вопросом: «Имеется ли дисциплина в Космосе?», то получили следующий ответ: «Понятия дисциплины в Космосе не существует по причине преобладания в нём Законов Иерархии. Всё зависит от Уровня Системы*, к которому она принадлежит. То есть чем выше Уровень Системы, тем она исполнительней, тем чётче каждый индивид в ней исполняет то, что ему положено.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем регулируется дисциплина в Космосе?

Один из основных законов Космоса – это Закон подчинения. Он заключается в том, Что Системы низкого Уровня безоговорочно подчиняются Системам Высшего Уровня.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Обязательна ли дисциплина в низких мирах?

В низких мирах дисциплина обязательна, и она существует в определённых законах морали общества в вашем мире. У каждого общества она – своя.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

"И как бы ни была цивилизация далека от Нас или близка к Нам, подчинение её происходит на основе дисциплины, данной Нами. Любому нижестоящему обществу дисциплину, выраженную в тех или иных законах, даём Мы. Высшие цивилизации подчиняются Нам автоматически. У них уже дисциплины, как норм поведения, нет. Они настолько поднялись в своём развитии, а следовательно, сознании, что все моральные качества уважения к Высшему и любовь к низшему, сформировали в их душах свою стратегию поведения, благодаря которой они сами, по доброй воле, подчиняются Нам и Вышестоящим Системам."

Для Высших нет такого понятия, как дисциплина, потому что Разум их и моральные качества уже настолько высоки, что ничего плохого совершить они не способны.

Все глупости и безобразия – от низости сознания и разума.

Чем выше по лестнице Уровней поднимается душа, тем сознательней и многоплановей становится разум в моральном отношении. Высшая сознательность заменяет дисциплинированность, так как она (дисциплина) уже входит в его сознание как закономерность».

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать.

Мораль ставит оценки . Все наши поступки, а также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет - хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость - несправедливость; честь - бесчестие; благородство, порядочность - низость, непорядочность, подлость и т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т. д.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем в качестве добра, то это означает, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла - этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, мировоззрение.

Мораль регулирует деятельность людей . Вторая задача морали - регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от государственного регулирования. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламентов, министерств, судов и т. д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, служащих, милиции, полиции и т. д.).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Но не должно складываться убеждение, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем мнение отдельных личностей. Это не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов показал, что мнение всех этих скалозубов, фамусовых, молчалиных, княгини Марьи Алексеевны может быть силой темной, мрачной, направленной против всего живого и умного, что один человек может быть прав, в то время как все окружающие находятся во власти предрассудков, невежества, тупости, корысти. “Злые языки страшнее пистолета” - в этих словах великого писателя выражено его ощущение беспощадной мощи такого общественного мнения и вместе с тем его убийственной тупости, ограниченности.

Человек - не раб обстоятельств . Общественное мнение, конечно, - большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может ошибаться и большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек - существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, но и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто бы перестало развиваться, загнило бы и погибло.

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно - протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, гуманизм.

Внутренние духовные убеждения личности . Где же берет силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, против реакции, предрассудков?

Он берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т. е. на свое понимание морального долга, моральных идеалов. Духовные убеждения морального человека ориентируются на общечеловеческие моральные ценности и идеалы. Моральный человек подчиняет им свою деятельность, свои поступки, всю свою жизнь.

Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, но и под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести - никогда.

И человек постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему совесть. Человек находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения - так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.

Воспитательная роль морали . Воспитание всегда идет двумя путями: с одной стороны через влияние на человека других людей (родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), через целенаправленное изменение внешних обстоятельств, в которые ставится воспитуемый, а с другой стороны - через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни - экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни. В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей.

Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге . Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания. Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности . Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива - прямого и безусловного повеления.

Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности .

Регулятивная функция Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным.

Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе.

Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления. Оценочная функция Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала - того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло.

Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней.

Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию. Воспитательная функция В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция.

Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Роль морали в жизни общества

Введение

мораль нравственный поведение

Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

Какова природа нравственности и в чем сущность нравственных исканий человека? В чем суть истинного человеколюбия? Эти вопросы особенно остро встали в XX веке, но стремление дать на них ответы известно человечеству с очень давних времен.

Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с проблемой исторического будущего человечества.

Таким образом, в своей работе я поставила перед собой цели выяснить, что такое мораль с разных точек зрения, а также определить роль морали в жизни человека и общества.

1.Для чего нужна мораль

Слово «мораль» (от латинского mos, mores - нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами.

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Если право, например, опирается, прежде всего, на принуждение, на силу государственной власти, то мораль - на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».

Во-первых, это - традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Таким образом, я могу сделать вывод, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого «ни стыда, ни совести», не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной человек, даже не всегда то сознавая, принимает другие, ориентируется на них. Ведь «нередок феномен «неосознанного сознания» - сознания, которое человек имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем сознании». Во-вторых, нарушения кем-либо нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках «терпимого» для окружающих. Выход за пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной средой связей с данным лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность, человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее необходимость.

2.Религиозная мораль

Понятие религиозная мораль встречается в нашей жизни довольно часто. К этому понятию давно привыкли, его широко используют ученые, публицисты, писатели и пропагандисты.

Чаще всего под «религиозной моралью» понимают систему нравственных понятий, норм, ценностей, которые обоснованы религиозными идеями и представлениями.

Мораль и религия - это социальные явления, каждое из которых имеет качественное своеобразие. Говоря о «религиозной морали», необходимо соотнести это понятие и с религией и с нравственностью как формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим способом регуляции социального поведения человека.

Наиболее расширительное толкование «религиозной морали» сводится к тому, что под ней понимают вообще нравственное сознание верующего. Так, В.Н. Шердаков, например, замечает: «Религия в полном смысле слова органически включает в себя учение о том, как следует жить, что считать добром и что злом; мораль составляет существенную сторону любой религии». Но ведь за поступками, намерениями, мыслями верующего далеко не всегда стоят именно религиозные мотивы. Поэтому я согласна с мнением многих ученых, что близость морали и религии по ряду внешних признаков не дает еще полного основания говорить о целесообразности использования в научной и пропагандистской литературе понятия «религиозная мораль» как внутренне логичного и теоретически адекватно отражающего в себе известное явление.

Для того чтобы лучше понять смысл толкования «религиозной морали» попытаемся выяснить значение «религиозной заповеди» и «нравственности».

Религиозные заповеди предполагают у верующего соображения только внешней целесообразности, которые выступают как мотивы религиозного поведения. Понятно, что такого рода мотивация противоречит самому духу нравственности. Так, отношение к добру в религии представляется весьма противоречивым. С одной стороны, добро объявляется высшей ценностью, и добро совершается ради него самого. И в этом невольный шаг навстречу морали, невольное ее полупризнание, которое, однако, не может быть признано религией целиком, так как тогда самой религии не осталось бы места.

В морали же в специфическом характере мотивации следования нравственной норме и заключается своеобразие собственно морального момента.

Таким образом, обусловленность так называемой «религиозно-нравственной» нормы идеей бога, сверхъестественная санкция «религиозной морали» лишает ее собственно нравственного содержания. «Поэтому следует согласиться с мнением В.В. Клочкова, что «нормы, которые обычно рассматриваются в нашей атеистической литературе как «религиозно-нравственные», на самом деле являются нормами специфически религиозными». Другими словами, речь идет о том, что одни и те же общественные отношения могут регулироваться различными видами социальных норм, каждая из которых воздействует на них своими, только ей присущими способами».

Санкции и критерии религиозной и нравственной норм отличаются, равно как и побуждения к их осуществлению. Обоснование правомерности употребления понятия «религиозная мораль» не может строиться лишь на констатации ряда черт внешнего сходства между моралью и религией. «Понятие «религиозная мораль» нельзя признать удачным, ибо в нем смешивается то, что как раз должно различаться. Не случайно Г.В.Плеханов брал понятие «религиозная мораль» в кавычки, а А.Бебель утверждал, что «мораль не имеет ровно никакого отношения ни к христианству, ни к религии вообще».

3.Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности

На основе сочетания ряда признаков есть смысл различать общественное и индивидуальное поведение, с одной стороны, общественное и антиобщественное - с другой. В первом случае внешним признаком общественного поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это только внешний признак. Главным же является то, что термин «общественное» указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям, системе ценностей. Во втором случае термин «общественное», как и «антиобщественное», указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим системам норм, ценностям, т.е. берется в положительном или отрицательном смысле слова. Таким образом, под общественным поведением понимаются такие типичные массовидные человеческие действия, которые характеризуются социальной значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, нравственным ценностям и в то же время обусловлены определенными экономическими, политическими и другими социальными мотивами.

Если сосредоточить внимание на зависимости общего от единичного, то здесь, прежде всего, бросается в глаза непременная зависимость между практическими действиями индивидов и их сознанием или его подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами, привычками. Поведение складывается из поступков, хотя это верно лишь в самом общем теоретическом смысле. Что касается массовидного поведения, то оно может рассматриваться как одна из существенных черт конкретно-исторического образа жизни.

Довольно часто разделяют и противопоставляют средства социального контроля и механизмы внутреннего самосознания индивидов на том основании, что первые оказываются внешними по отношению к самоопределению человека, сковывают его свободу и обеспечивают только адаптивно-приспособительное поведение. Такое положение имеет место, но оно не является всеобщим, особенно в социалистическом обществе.

Что касается социальной активности личности, то она является специфическим свойством формы движения материи; с одной стороны, она есть родовое понятие по отношению к деятельности, с другой - означает меру интенсивности социальной деятельности, меру ее реального осуществления.

Чрезвычайно важным условием качественной оценки социальной деятельности является ее направленность. С этической точки зрения это может быть коллективистская или индивидуалистическая направленность, что выступает одновременно наиболее общей характеристикой общественного поведения и его субъектов.

В целом, нравственными побудителями общественно-политической активности масс, конечно же, являются: сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

Заключение

«…Мораль, - писал немецкий мыслитель, - собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».

Я согласна с этим изречением и понимаю, что для достижения счастья необходимы не только знания, но и воля, твердый характер, высокие идеалы и благородные чувства. Нужно не только понимать, не только знать правила поведения, но и уметь, хотеть, сметь им следовать, то есть иметь то, что дает практическая жизнь, а не только «практическая философия». Мораль - лишь часть жизни, а не вся жизнь, но каждая часть важна, особенно если это часть необходимая, без которой невозможна гармоничная деятельность целого. А мораль как раз такая часть.

Становление морали и ее развитие - процесс длительный и еще весьма далекий от своей кульминации. Можно сказать, что мораль в собственном смысле этого понятия еще находится в процессе становления. Ее торжество как общественного явления, когда ее исторические связи с религией будут забыты, когда она станет повсеместным и определяющим законом межчеловеческих отношений, - еще впереди. И в этом нет ничего обескураживающего. Более того, это говорит о необычайной сложности и длительности становления в человеке собственно человеческого, о грандиозности и неизмеримой глубине исторического процесса.

Список использованной литературы

1. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. - М.: Политиздат, 1987. - 111с.

2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 414с.

3. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 1986. - 208с.

4. Кучинский С.А. Человек моральный. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 303с.

5. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - 615с.

1 Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.1987.с.17.

1 Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.1987.с.19.

2 Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. М.1986.с.156.

1 Кучинский С.А. Человек моральный. М.1989.с.83

2 Кучинский С.А. Человек моральный. М.1989.с.87

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Мораль как правила поведения человека. История понятия и примеры. Различие морали на словах и на деле. Ее роль в жизни человека и общества. Задачи, которые перед ней стоят: оценивать, регулировать и воспитывать. Прогресс морали и понятие приличия.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Индивидуальное и общественное моральное сознание, их взаимосвязь и взаимодействие. Общение как основная форма нравственных отношений. Роль моральной оценки в нравственной регуляции поведения. Сущность морали и нравственности. Функции и структура морали.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    История морали и этимология понятия. Основные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали. Понятие совести как осознания своего долга и ответственности, понятие самооценки человека.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2009

    Выявление и анализ содержания особенностей и парадоксов морали как основного способа нормативной регуляции действий человека в обществе. Оценка категорий общественного сознания и общественных отношений в контексте соотношения морали и нравственности.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2011

    Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Мораль как совокупность правил поведения, выработанных обществом. Содержательная изменчивость, многоаспектность феномена морали, методологические установки различных направлений этической рефлексии. Виды морали: профессиональная, бытовая и семейная.

    доклад , добавлен 13.05.2009

    Характеристика этического конвенционализма (теория общественного договора). Биогенетические теории (эволюционизм Дарвина, Спенсера). Социологическая трактовка происхождения морали. З. Фрейд как основатель психоаналитической теории происхождения морали.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2012

    Добро и свобода как нравственные ценности. Исследование особенностей нравственного конфликта и моральной оценки. Характеристика элементов и норм морали. Взаимоотношения свободы и необходимости в сфере морали. Специфика реализации нравственной свободы.



Вверх