Мои путешествия. Утес Кафедра проповедника Прекестулен (Preikestolen) в Норвегии

Прекестулен (или Кафедра Проповедника) - это замечательное место, одна из визитных карточек Норвегии. Представляет собой квадратную скалу со сторонами 25 на 25 метров, нависающую на высоте 600 метров над Лисефьордом. Про Прекестулен часто пренебрежительно говорят, что это самый легкий и попсовый трек, чуть ли не отговаривают на него идти. Не верьте.

Легкость весьма относительна, так как ни крути, но это более чем полуторачасовой (в один конец) поход по горам, где приходится лезть вверх, прыгать по огромным камням. Да, народу идет много, но красота, которую ты видишь в конце пути искупает все.

1. Накануне вечером мы заночевали в одноименном кемпинге в нескольких километрах от горы. Кемпинг неплохой, но очень перенаселенный, с трудом нашли место для парковки.

2. На подходе к цели, можно выбрать дорогу - через холм или по обрыву.

3. Мы уже близко, последний привал:

6. По этому фьорду мы проплывали днем раньше и видели Кафедру снизу:

8. По сравнению с Горошиной, я отчаянно расхрабрился и даже свесил ножки с края обрыва. А потом, также как эти товарищи...

9. ...подполз и заглянул за край. Фотографировать меня было некому - жена на всякий случай держала меня за ноги. :) Одни взгляд вниз:

11. Широченная трещина, по которой Кафедра обязательно когда-нибудь обвалится во фьорд.

12. Фотографироваться нормально не дают, никакой организованной очереди, лезут в кадр. Ну, да Фотошоп нам в помощь! Протокольное фото:

14. Народу - как в Сочи на пляже:

16. Все, насиделись, запасы еды съели, идем обратно. Норвежская хайкинговая ассоциация аккуратно маркирует все самые популярные маршруты такими буквами "Т" - заблудиться практически невозможно (хотя по дороге на Язык мы один раз потеряли тропу). Вспоминается наш на Гавайях - там в качестве указателей тропы выступали кучки из камней, которые временами было тяжело отыскать.

19. Народ идет самый разный - подготовленные хайкеры, семьи с детьми, видели даже слепого (!) чувака с палочкой. Русские автобусные туристы визуально выглядят менее всего подготовленными к таким походам - идут в кедах, в джинсах, с полиэтиленовыми пакетами в руках.

21. Маршрут действительно популярный, практически единственный, которой попадает в бумажные путеводители, а я их посмотрел несколько штук. Хорошо же, что есть форум Винского, что бы мы без него делали!

22. Выходить надо пораньше, иначе на тропе будет не протолкнуться.

23. Проверяю, как с помощью полярика фотографировать камни в речке:

26. Успешно спустились. Уезжаем в сторону города Одда. По дороге наблюдали современную церковь с колокольней:

В этот день по плану было также посещение двух водопадов.

27. Водопад Langfoss, высота 612 метров. Для того, что бы попасть к нему, нам нужно было сделать небольшой крюк километров в двадцать. Я ехал и думал, как бы не пропустить водопад. Ха-ха, такое не пропустишь!

32. Следующий водопад - Låtefossen, удивительный по красоте:

35. В Норвегии у меня изменилось понимание, что такое хорошая дорога. Так вот, хорошая дорога - это две полосы с обозначенной разделительной разметкой! :) А не очень хорошая дорога представляет собой полторы полосы, так что для разъезда со встречными на ней приходится практически выезжать на обочину. И таких дорог на маршруте много, средняя скорость километров 60, даже там, где формально разрешено 80.

36. В моей изначальной программе все посещение Языка Тролля (или Trolltunga) ограничивалось осмотром фуникулера снизу, куда мы и отправились под вечер это длинного дня.

Вот, он красавец, деревянный, один из старейших фуникулеров в стране, с кабинкой, которой чужды все современные нормы безопасности.

36. Фуникулер частный, туристов не возит, а обслуживает нужды жителей плато. Фуникулер - первое испытание по пути на Язык. Подробнее о все-таки состоявшемся незапланированном походе я расскажу в следующий раз, а пока просто оцените масштаб проблемы (набор высоты - 400 метров):

37. Взгляд назад на озеро и возвращаемся в Одду по одной из самых узких горных дорог в Норвегии.

Поход на Язык в следующем выпуске, не пропустите! :)

Продолжение следует...

Я ничего не понимаю, горы,
Ваш гимн поет кощунство иль псалом,
И вы, смотрясь в холодные озера,
Молитвой заняты иль колдовством?

Здесь с криками чудовищных глумлений,
Как сатана на огненном коне,
Пер Гюнт летал на бешеном олене
По самой неприступной крутизне.

И царств земных непризнанный наследник,
Единый побежденный до конца,
Не здесь ли Бранд, суровый проповедник,
Сдвигал лавины именем Творца?..
Н. Гумилев.

Долго я не могла писать об этом. Ждала, когда улягутся страсти. Суть в том, что всю свою жизнь я жила под девизом: «Умный в гору не пойдет». Я, конечно же, преклоняюсь перед покорителями вершин, но сама не могу подняться даже по лестнице, начинает стучать сердце и буквально вырываться из груди. Я не поднялась ни на одну пирамиду и даже не пыталась. Хотя мне хотелось в тот момент иметь крылья, чтобы посмотреть с их высоты.
Почему я зациклилась на Кафедре проповедника? Объяснить не могу. Наметив поездку в Норвегию почти за год, я начала готовиться к подъему: в фитнес ходила чаще, чем обычно, плавала дольше, купила трекинговые ботинки и замучила вопросами блогеров, уже покоривших Прекестулен. Все в один голос говорили, что я дойду без проблем.
И вот 13 число наступило. Надо сказать, что я люблю эту цифру, и это еще больше подбодрило меня. На Кафедру подниматься во время дождя опасно, а в Норвегии все время дождь, и день 13 числа начался так.

Но погода менялась мгновенно. Сначала мы подплыли к подножию Кафедры. Как же я завидовала этой красной точке, которая дошла до верха и ходила по самому краю.

Первой ошибкой было выпить кофе за обедом. Но это я говорю для самоуспокоения, поскольку до конца я, конечно, не дошла. Самые разумные остались внизу и не пытались двигаться вверх. Все знали, что, как таковой дороги, нет. В любой момент пойдет дождь, и сорваться в пропасть, как нечего делать. ТАМ тебе не поможет ни полис, ни сам Господь Бог. И, самое интересное, я это понимала тоже. Нам дали 4 часа. У каждого разная скорость, но меня даже на улице обгоняют все. И я решила поступить по совету нашего обалденного гида Володи так: идти 2 часа в одну сторону, а потом повернуть назад, где бы в это время я ни находилась. Забегая вперед, скажу, что Володя успел за 2 часа подняться на Кафедру, насладиться видами сверху, разочароваться в том, что природу на подъеме испортили тем, что наложили дощатые настилы над пропастью, снабдив поручнями, так как по мокрым камням легко соскользнуть в пропасть.

Так выглядит дорога, когда прошел дождь.

Итак, вперед. Володя ознакомил нас с планом.

Задыхаться я начала сразу, когда еще дорога была до смешного легкая.

Останавливаясь то и дело, я поднималась. Естественно, я сразу поняла, что мне не подняться, так как от нашей группы уже не было и следа. Говорят, что на дороге здорово поработали, подтачивая камни в виде ступеней, что, кстати, тоже не понравилось Володе.

Когда дорога была ровной - это было счастье.

Задыхаясь, я шла и не могла наслаждаться видами, которые меня окружали. Мой взгляд был направлен на камень, куда я должна была наступить, а его еще надо было выбрать. При соприкосновении с моей ногой он резко покачивался, раздражаясь от того, что его потревожили. Камни, будто живые, откликались на мои контакты с ними. Я благодарила Бога, за то, что нет дождя. Благодарила себя за то, что взяла воду, ругала себя за то, что взяла кофту, так как разделась почти догола, а надо было балансировать на камнях, чему она очень мешала. А еще я завидовала белой завистью беременным женщинам, которых я встречала на тропе.

Молодым людям, которые не просто шли.

Словом, мне было чем заняться, кроме созерцания красоты вокруг. При этом я еще фотографировала каждый свой шаг, чтобы дома насладиться тем, чего тогда я не видела. Не видела потому, что мне было некомфортно, да нет, просто плохо. Я вспоминала все свои подъемы. Достаточно было вспомнить, как я после подъема на Триумфальную Арку в Париже, чуть не упала в обморок. А это тебе не Кафедра проповедника! Я вспомнила слова из книги «Семь лет в Тибете»: Ты расскажи, что тебе в этом нравится? - Абсолютная простота. Вот что мне нравится. Когда лезешь в гору, в голове полная ясность, нет никакой путаницы, у тебя есть только одна цель. И вдруг свет становится резче, звуки отчетливее, и тебя наполняет глубокое, мощное ощущение жизни!
У меня все было с точностью до наоборот: невыносимая сложность! В голове полный туман и никаких мыслей, кроме камня, на который я должна наступить. И это было единственной целью на тот момент. Свет становился тусклее, звуки приглушенными, а меня наполняло мощное глубокое ощущение страха - даже, если я доползу до конца этой нескончаемой тропы, как я вернусь по этим высоким скользким камням, на которые я забиралась порой, чуть ли не лежа? Кстати, одна дама из нашей группы в такую передрягу и попала. Не могла спуститься. Иностранцы спрашивали ее: «Вам плохо?». Она на последнем издыхании говорила: «Да», а они бежали дальше легким бегом спортсменов, тяжело бухая по камням своими ботинками. Спасибо нашей группе. Они буквально вынесли ее на своих плечах. Теперь я благодарю судьбу за то, что я вернулась оттуда невредимой. Дошла я до этой отметки и очень честно попыталась забраться на самый крутой подъем, но камни были уже навалены грудой, дорогой не пахло, да и высота их сильно увеличилась.

С легким сердцем я возвращалась. На дорогу до точки возврата у меня ушло около 1 часа. Поэтому я шла, уже наслаждаясь видами, вдыхая густой горный воздух.

Оглянувшись назад, я с досадой подумала, как мало мне оставалось пройти...

Вдали наша стоянка.

Остановилась и понаблюдала за норвежскими детьми, которые на тарзанке прыгали в пропасть и долго летели над ней.

Снизу я сфотографировала и, присмотревшись, можно увидеть часть веревки, по которой они со скоростью света, летят над бездной.

А наверху норвежские дети плавали в ледяном озере и прекрасно себя чувствовали.

Две потрясающие личности из нашей группы, Саша и Рома поднялись выше Кафедры еще на 104 метра. Вот что они там увидели.

Особенности географического положения

Утес Прекестулен находится над Люсе-фьордом – заливом c берегами в виде скал. Подобные водоемы образовались десятки тысяч лет назад из-за прохождения ледников. Находящиеся рядом скалы иногда могут достигать километровой высоты. Местность рядом с Люсе-фьордом из-за характерной почвы почти не заселена, что дает возможность увидеть живописность природы. Тропа на Прекестулен располагается на неодинаковых высотах, тут есть многочисленные участки растительности – от лесов до мхов и лишайников.

Длина залива составляет 42 км, рядом с ним стоят два городка – Люсеботн и Форсанн – они хорошо видны с края утеса. Путешественники восхищаются великолепием скалистых берегов во время поездки на экскурсионном судне по фьорду.

Непростой путь наверх

Первые восхождения на Прекестулен совершались в XIX веке. Тогда тропы здесь не было – её проложили через скалы несколько позже, прорубив проходы и сделав для удобства поручни. До этого экскурсия начиналась с пароходной пристани Рефсю на северном берегу фьорда. Сейчас от неё остались лишь бетонные развалины.

Покорить утес могут не все – и дело не в ограничениях или дороговизне билета. Основная проблема состоит в трудности восхождения на скалу. Здесь нет фуникулеров и другой техники, которая упрощает дорогу к вершине. Воспользоваться предлагается только автомобильной парковкой у подножия горы. Путь от неё до смотровой площадки сложен и для физически сильных людей, поэтому прежде чем взойти наверх, стоит объективно подумать о своих возможностях.

Восхождение на Прекестулен характеризуется наличием большого количества препятствий – дорога бывает достаточно опасной. Тропинка берет начало на высоте 270 м над уровнем моря и поднимается до 604 м. Для того чтобы достичь вершины скалы, требуется преодолеть всего 4 км. На первый взгляд это расстояние является ничтожно малым, однако стоит быть готовым к тому, что путь отнимет несколько часов. Идти приходится по камням, соблюдая при этом максимальную осторожность – здесь вполне вероятно поскользнуться и получить травму. Экскурсоводы рекомендуют надевать комфортные кроссовки и спортивный костюм, который не будет стеснять движений.

Перепады высоты и крутизна подъема представляют собой серьезное испытание. У многих скалолазов отмечаются скачки давления и другие проблемы с самочувствием. Если вы полностью не уверены в идеальном состоянии вашего организма, лучше оставить рискованную затею. Подъем на вершину – это лишь часть дороги, так как со скалы нужно спускаться, что отнимает еще больше времени. У вас уйдет примерно один день на осмотр данной достопримечательности, следовательно, нужно позаботиться не только об удобной одежде, но и о запасах провизии. Берите с собой высококалорийные продукты, которые помогут восполнить утраченную энергию, а также достаточное количество воды.

Если вы отличаетесь отменным здоровьем и хорошей физической выносливостью, стоит побывать здесь. Необходимо поспешить, поскольку между горой и смотровой площадкой образовалась щель. Геологи уверены, что скоро утес обрушится в воды фьорда. Торопитесь оценить безграничную красоту нетронутой человеком природы – в мире осталось довольно мало подобных мест.

Вид на утес Прекестулен

Сведения для туристов

Скала Прекестулен идеально подходит для любителей прыжков с парашютом. Согласно имеющимся сведениям, десятки тысяч ценителей экстремального вида спорта уже попробовали свои силы, прыгнув в воды залива, расположенного внизу скалы. Совершать прыжки можно как с утеса, так и с плато Кьераг, которое находится напротив. Последнее место является более подходящим для парашютистов ввиду обилия туристов на Прекестулене. Спортсмены должны соблюдать определенные правила во избежание смертельных исходов. Чтобы сделать прыжок, следует зарегистрироваться на сайте Stavanger B.A.S.E. Klubb, а также оплатить регистрационный сбор. Парашютисты обязаны письменно подтвердить собственную квалификацию и опыт. Требуется совершить более 250 прыжков ранее, минимум 20 за последние полгода. Если вы имеете недостаточно опыта, нужно будет пройти обучающий курс.

Приехать сюда можно на автобусе, который совершает регулярные рейсы в обе стороны. Владельцам личных транспортных средств необходимо найти на карте коммуну Форсанн и двигаться в её направлении. Далее вы легко сориентируетесь при помощи многочисленных указателей.

Скальное плато на Люси-фьордом Прекестулен (Preikestolen) — самая известная и самая фотографируемая достопримечательность .

К кафедре мы ехали долго. Предварительно мы забронировали домик с самом близком к Прекестулену кемпинге, пока разбирались с хозяевами уже наступил вечер. Но мы все-таки решили дойти. Два часа наверх и столько же вниз к десяти вечера спустимся, темнеет в Норвегии как раз в это время.

Готовясь к поездке, я обнаружила, что туристические сайты и путеводители путаются в показаниях, говоря о расстоянии, которое нужно пройти пешком. Расстояние от автомобильной стоянки до Прекестулена составляет 3,8 километра.

Однако, информация о том, что подъем на плато занимает в среднем около двух часов, соответствует действительности. Два часа — это именно подъем.

Перед подъемом я думала, перебьет ли Прекестулен по сложности , до сих пор ни одно здание или сооружение для меня не могло сравниться с этим памятником. Preikestolen оправдал мои ожидания, подъем оказался сложнее.

Тропинка на фото обозначена знаком «Т».

Большую часть пути на Прекестулен занимает подъем в гору, причем под углом чуть ли не в 70 градусов.

Есть правда относительно ровные участки и места отдыха.

В некоторых местах устроены столы со скамеечками, так что при желании можно устроить пикник. Хотя, честно говоря, не до пикников и идти лучше налегке, хотя воду нужно взять обязательно.

К подъему на Прекестулен нужно обязательно подготовиться. Это касается прежде всего обуви. Мне было жалко смотреть на немецких пенсионерок в тапочках.

Некоторые поднимаются с маленькими детьми — этого я совсем понять не могу. По пути на Прекестулен есть реально опасные места.

Подниматься нужно по камням, отполированными многочисленными туристами, при этом местами они омываются ручьями, так что нужны специальные трекинговые кроссовки. Все остальное просто опасно. Наверное, я бы не рискнула подниматься в плохую погоду (дождь, снег), но нам повезло — светило солнце.

Кафедра Проповедника — сильно посещаемая достопримечательность Норвегии. Количество туристов, спускающихся нам навстречу, меня пугало. Мы поднимались вечером (около шести) и поднимались мы одни, если не считать обогнавших нас японцев.

Японцы, по моим наблюдениям, всегда самые подготовленные туристы, на них были даже специальные перчатки, чтобы было удобно за камни цепляться.

Когда мы подошли к собственно кафедре, весь турист уже ушел (включая японцев) и мы имели возможность полюбоваться открывшимися видами и закатом в одиночестве.

Открывшийся вид на Люси-фьорд стоит всех усилий, потраченных на подъем.

сентябрь 2011

Однажды несколько лет назад, когда я только начал задумываться о поездке в Норвегию, попалась мне на глаза одна фотография. На ней были горы, обрывистая скала, зелёный фьорд где-то далеко внизу...

А ещё на этом снимке были люди, сидящие краю обрыва, свесив ноги в головокружительную пропасть. Под фото была подпись, что сделано оно на скале Кафедра Проповедника или Прекестулен, если не переводить с норвежского. Тогда я понял, что если и доберусь до Норвегии, заберусь на эту скалу непременно, точно также как на фотографии сяду на краю и свешу над обрывом ноги.

Путь от Хардангерфьорда до Кафедры Проповедника занял целый день. Узкие извилистые дороги регулируют скорость гораздо лучше установленных правил. Скорость ограничена восмьюдесятью километрами в час, а порой уже и шестьдесят ехать страшно.

Небольшая остановка у водопада Латефоссен, что двумя бурными потоками низвергается с горы прямо у дороги. Подойти к водопаду поближе и вернуться сухим решительно невозможно. Водяная пыль вымочит до нитки за несколько мгновений.

Уже под вечер мы добрались до устья Люсефьорда. На ночь нас приютила деревушка Оанес. Поворот в сторону Кафедры Проповедника остался позади, но отсюда до него рукой подать.

сяду на краю

водопад Латефоссен

деревушка Оанес

Подъём к Кафедре Проповедника занимает полтора-два часа и столько-же назад. Сущий пустяк по сравнению с имевшей место пару дней назад вылазкой к Языку Тролля . Тем более, что по дороге можно передохнуть у живописного озера.

Тропа после первого крутого подъёма почти постоянно идёт по плато. Но для тех, кто любит преодолеть побольше препятствий, предусмотрен маршрут по скалам. Можно прогуляться и к началу Люсефьорда, в деревеньку Люсеботн. Интересно, за сколько можно пройти этот маршрут?

Прекестулен зависла над Люлефьордом на высоте шестьсот четыре метра. Сам древний бог-кузнец Вёлунд, наверное, обтесал её, придав огромному камню столь правильные формы. Поверхность скалы получилась почти идеально квадратной и ровной.

у живописного озера

над Люлефьордом

Кафедра Проповедника относительно лекгодоступна, сюда поднимаются даже на костылях. От того здесь практически всегда и многолюдно.

Неудивительно, что сюда залезает так много народу. Идти легко и есть зачем - виды вокруг потрясающие.

многолюдно

виды вокруг

потрясающие

Сидишь на краю, наслаждаешься пейзажами, а в голову червяком лезет мысль, не подтолкнул бы тебя случайно кто-нибудь. Спина становиться мокрой, стоит кому-нибудь подойти сзади чересчур близко. Всё-таки шесть с лишним сотен метров от подошвы ботинка до фьорда, за почти двадцать секунд пребывания в свободном падении можно много раз подумать о жизни. Хотя нет, до фьорда не долетишь, со скалами на берегу встретишься несколькими секундами раньше.

Но людно только на самой Кафедре. Стоит забраться буквально на несколько метров вверх, и вокруг никого.