Мемория. Михаил Бахтин

17 ноября 1895 года родился Михаил Бахтин, философ, создатель теории «смеховой культуры».

Личное дело

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) родился в Орле в семье банковского служащего. В семье было шестеро детей. Когда ему было 10 лет, семья переехала сначала в Вильно (ныне Вильнюс), а потом в Одессу, где он закончил гимназию. Поступил на историко-филологический ф-т Новороссийского университета, затем перешел в Петроградский университет. По окончании университета преподавал в Невеле в единой трудовой школе. Там сложился тесный круг единомышленников-интеллектуалов: оригинальный мыслитель и литературовед М.И.Коган, философ, поэт и музыковед В.Н.Волошинов, философ и филолог Л.В.Пумпянский. В 1919 году Бахтин опубликовал первую статью - «Искусство и ответственность».

В 1920 переехал в Витебск, где на протяжении четырех лет преподавал в пединституте всеобщую литературу и в консерватории - философию музыки. Выступал с публичными лекциями о философии, эстетике и литературе и попутно работал над незаконченными философскими трактатами и ранней редакции книги о Достоевском.

В 1921 году Бахтин женился на Елене Александровне Околович. В 1924 переехал в Ленинград, где не смог найти постоянную работу и жил на мизерную пенсию по инвалидности (у него был множественный остеомиелит) и случайные заработки.

Эти годы были важнейшим периодом творческой деятельности Бахтина. Его круг вместе с перебравшимися из Витебска и Невеля М. В. Юдиной, П. Н. Медведевым, В. Н. Волошиновым, Л. В. Пумпянским и И. И. Соллертинским, включает И. И. Канаева, поэта К. К. Вагинова и востоковеда М. И. Тубянского. Продолжаются домашние диспуты и семинары, посвященные философии религии, этике, литературе. Обсуждаются также Фрейд и вопросы психоанализа. 28 июня Бахтин представил в Институте истории искусств доклад «Проблема героя и автора в художественном творчестве».

В ночь на 24 декабря 1929 Михаил Бахтин вместе с рядом других ленинградских интеллигентов был арестован по обвинению в причастности к деятельности "нелегальной организации правой интеллигенции" - группы А. А. Мейера «Воскресение» - и приговорен к 5 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).

По личному ходатайству в связи с тяжелой болезнью — множественным остеомиелитом, а также благодаря хлопотам жены и друзей и изданию в ГИЗе в июне 1929 г. первой книги Бахтина «Проблемы творчества Достоевского», приговор был изменен на 5 лет ссылки в Кустанай.

После окончания ссылки в 1936 из-за запрета проживать в крупных городах Бахтин устроился на работу в Мордовский государственный педагогический институт в Саранске, однако в 1937 году был вынужден уехать оттуда и до 1945 жил в Савёлово Калининской области, где работал учителем в школе № 14. В 1938 году ему из-за болезни ампутировали ногу.

В «савеловский период» Михаил Бахтин вел активную переписку, периодически сам бывал в Москве. Известны его выступления в 1940 и 1941 годах в ИМЛИ с двумя докладами по теории романа, участие в конференции по творчеству Шекспира, проходившей в ЦДЛ. Однако основную часть времени он посвящал своему исследованию творчества Франсуа Рабле.

Знаменитый труд «Франсуа Рабле в истории реализма» Михаил Бахтин закончил осенью 1940 года. Работа над ним продолжалась более десяти лет. С начала 1941 года Бахтин предпринимает безрезультатные попытки опубликовать «Рабле», машинопись которого составляла 667 страниц. В результате было принято решение о защите рукописи в качестве диссертации. В 1946 году Бахтин представил её в ВАК, и после защиты получил степень кандидата наук.

В 1945 он вернулся в Саранск, где до 1961 года работал на кафедре всеобщей литературы Мордовского государственного педагогического института.

Практически забытый современниками Бахтин был возвращён в научное пространство СССР в 1960-е годы группой единомышленников, признавшей его своим учителем: в 1960 году получил коллективное письмо от литературоведов В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, В. Н. Турбина.

В 1969 году Бахтин переехал из Саранска в Москву и с женой поселился в одном из подмосковных домов для престарелых. После смерти жены в 1971 переехал в Москву, где преодолеть болезнь и одиночество ему помогают друзья и ученики, студенты филологического факультета МГУ.

Умер Михаил Бахтин 7 марта 1975 года, не дожив около полугода до своего 80-летия.

Чем знаменит

Михаил Бахтин

Михаил Бахтин - крупнейший российский культуролог, историк и теоретик европейской культуры и искусства, исследователь языка и эпических форм повествования. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении.

Особое место в философии Бахтина занимает исследование «смеховой культуры» на примере карнавала, в котором отсутствует серьезность («официальность») и догматизм и «сама жизнь играет». Сущностью смеха и карнавала он называет демонстрацию самого события, то есть обновления, изменения, перелома, возрождения и кризиса одновременно. Бахтин настаивает на их первичности и критикует попытки редукции этих феноменов к потребностям. Смех, карнавал и праздник, по мнению ученого, представляют собой бытие без отчуждения.

Бахтину принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея, телесный верх и телесный низ. Он — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Немалое место в творчестве Бахтина также занимают проблемы театра и драматургии, философия сценического искусства в целом.

В последний период творчества Бахтин разрабатывал теорию речевых жанров, концепцию «металингвистики», проблему чужого слова как «первофеномена гуманитарного мышления», идею «далеких» и «близких» контекстов, «большого времени» культуры и др.

Основные работы Бахтина переведены и получили очень широкую известность на Западе. Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Также большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений, было издано большое число монографий и работ о нём. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр, ведущий научную и учебную работу.

О чем надо знать

На протяжении более 30 лет Михаил Бахтин был практически выключен из научной жизни своего времени, вынужден был писать «в стол» - с 1930 по 1963 годы он не опубликовал ни одной из своих крупных работ.

В октябре 1940 года Бахтину заказали написать энциклопедическую статью «Сатира» для десятого тома «Литературной энциклопедии». Рад и этого ему даже выдали пропуск в в Ленинскую библиотеку. Статья была готова в срок и даже доработана по требованию редактора, но так и не вошла в книгу. На сегодняшний день готовый текст «Сатиры» считается утерянным, доступна лишь черновая версия статьи, опубликованная в пятом томе собрания сочинений М. М. Бахтина (1997 г.).

Даже ходатайство о присвоении Бахтину докторской степени за труд «Франсуа Рабле в истории реализма» на долгие годы «зависло в верхах». Его заставили серьезно переработать текст (часть доработок попала и в состоявшееся позднее издание книги). Но даже выполнение этих условий не позволило Бахтину получить степень доктора наук. Лишь в 1952 году он наконец-то получил диплом о присвоении кандидатской степени.

Имя Бахтина было возвращено в науку только после 1963 года, когда вышли существенно переработанное и дополненное издание книги «Проблемы поэтики Достоевского» (1963) и монография «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965). В 1975 и 1979 годах (посмертно) вышли его сборники работ по эстетике.

Прямая речь

«Он голодал и мерз в холодной школе так же, как и мы все. Но как только начинался урок, он забывал обо всем. Рассказывал нам взахлеб, размахивая руками, и неустанно ругал школьные учебники: «Какого черта вы их читаете, — говорил он нам. — Надо читать произведение, само произведение, целиком и полностью. И мы все сидели с раскрытыми ртами, забыв, что уже давно прозвенел звонок», - Валентина Рак, ученица Михаила Бахтина.

«Необходимо новое философское удивление перед всем. Все могло быть другим», - Михаил Бахтин, 12.10.1943.

«Сейчас определенно можно сказать, что ни один отечественный мыслитель Серебряного века не привлекал к себе столь масштабного внимания мировой гуманитарной общественности. Бахтин не просто «популярен» и «известен», как известны классики — писатели и философы XIX—XX вв. Бахтин — всепланетное явление, герой-«трикстер» современной ноосферы. Его научная проза, переведенная на основные языки мира, стоит у истоков фундаментальных стратегий мысли XX века и существенным образом определяет контуры диалогической философии, нужду в которой заявило третье тысячелетие», - К. Г. Исупов «Уроки М. М. Бахтина».

5 фактов о Михаиле Бахтине

  • Михаил Бахтин владел пятью языками - греческим, латынью, немецким, английским и французским.
  • Братья Бахтины в детстве под руководством гувернантки разыгрывали сцены из «Илиады» и продолжали устраивать театральные представления даже после её ухода.
  • В 1973 году филолог Виктор Дувакин в рамках работы над созданием фонда звуковых мемуаров по истории русской культуры первой трети XX века взял у Михаила Бахтина знаменитое 18‑часовое интервью, которое само в свою очередь стало впоследствии предметом научных исследований.
  • С 1992 года в Витебске издается «Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина» (изначально - «Ежеквартальный журнал исследователей, последователей и оппонентов М. М. Бахтина») — «Диалог. Карнавал. Хронотоп». После перерыва в 2004—2008 годах журнал с 2009 года выходит два раза в год.
  • В 2003 году в Орле открылся музей им. М. М. Бахтина.

Материалы о Михаиле Бахтине

Михаил Михайлович Бахтин родился 17 (5) ноября 1895 года в городе Орле, в семье банковского служащего. Ранние годы прошли, помимо Орла, в Вильно (ныне - Вильнюс) и Одессе, где он посещал гимназии и Новороссийский (Одесский) университет. Уже в эти юношеские годы Михаил Михайлович глубоко изучал наследие всемирной мысли и культуры. Он очень рано, с двенадцати-тринадцати лет, погружался в философские трактаты Канта.

В 1914-1918 годах Бахтин жил в Петербурге - Петрограде и учился в столичном университете, в качестве вольнослушателя. Здесь Михаил Михайлович так или иначе лично соприкасался с виднейшими русскими мыслителями той поры - В.В.Розановым, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, А.В.Карташевым и другими, с сочинениями которых он был знаком и ранее.

В 1918-1923 годах он находился в Невеле и затем, с 1920-го, в Витебске и преподавал в местных учебных заведениях. К этому времени двадцатитрехлетний мыслитель достиг в своем развитии очень высокого уровня, и около него сложился философско-религиозный кружок, включавший в себя ряд замечательных людей. В 1919 году в невельском альманахе "День искусства" появилась первая публикация Бахтина - предельно краткая, но исполненная глубокого смысла статья "Искусство и ответственность". В 1923 году Михаил Михайлович возвратился в Петроград. Здесь он продолжал работу над начатым в Витебске сочинением - трактатом "Философия поступка", который, правда, увидит свет лишь через шесть десятилетий, в 1980-х годах. Первые труды Михаила Михайловича были изданы по ряду причин под именами близких ему людей: В.Н.Волошинов и П.Н.Медведев. В наше время они переизданы в серии "Бахтин под маской".

В начале 1929 года выходит в свет первое издание (уже под настоящим именем) всемирно знаменитой ныне книги Михаила Михайловича "Проблемы творчества Достоевского". Но незадолго до появления книги, 24 декабря 1928 года, Бахтин был арестован вместе с большой группой так или иначе связанных с ним людей и 22 июля 1929 года приговорен к "заключению в концлагерь сроком на пять лет". Он обвинялся в принадлежности к "подпольной контрреволюционной организации", пропагандировавшей "религиозные и националистические настроения".

Поскольку осужденный был тяжело болен, и пребывание в концлагере грозило ему быстрым смертельным исходом, мера наказания благодаря ходатайствам А.М.Горького и А.Н.Толстого была заменена ссылкой в город Кустанай, в Северном Казахстане, где Михаил Михайлович и прожил около семи лет, работая экономистом-бухгалтером в местном "Райпотребсоюзе".

Окончание срока ссылки не отменяло запрет на проживание в крупнейших городах СССР, тем более в столицах, и в 1936 году Бахтин стал преподавать в Мордовском педагогическом институте в городе Саранске. В следующем году он покинул Саранск и до 1945 года жил в городке Кимры и его окрестностях, работая школьным учителем. Здесь, из-за обострения болезни, ему ампутировали ногу (в 1938 году).

В 1945 году Михаил Михайлович возвратился в Саранск, где продолжил преподавательскую работу в институте. В 1967 году Бахтин был реабилитирован и в 1969 году переехал в Москву, где он и скончался 7 марта 1975 года, прожив чуть меньше восьмидесяти лет.

Для осознания всего драматизма судьбы Бахтина следует задуматься о том, что в расцвете сил (к моменту ареста ему исполнилось тридцать три года) он был, в сущности, лишен возможности публиковать свои труды. Правда, в силу инерции вскоре после ареста вышли в свет его книга о Достоевском и затем две небольшие статьи о Толстом. Но затем все попытки выступить в печати не имели успеха в течение тридцати с лишним лет - до 1963 года, когда появилось новое, значительно дополненное издание книги о Достоевском.

Но, как это ни удивительно, Михаил Михайлович, не имея сколько-нибудь основательных надежд на опубликование своих трудов, продолжал интенсивную творческую деятельность все это долгое время и в Кустанае, и в Кимрах, и в Саранске. В 1946 году удалось защитить диссертацию, посвященную величайшему Французскому художнику слова Франсуа Рабле, и стать кандидатом филологических наук, каковым он и сошел в могилу, ибо позднее отказался от настойчиво предлагаемого ему звания профессора. В разговоре с В.В. Кожиновым, он объяснил свой отказ так: "Я - философ, а философ должен быть никем, ибо иначе он может начать приспособлять философию к своему социальному положению". 4

Тот факт, что два главных труда Бахтина посвящены исследованию художественных миров Достоевского и Рабле, не помешал, воплощению в них собственно философского содержания. В книге о Достоевском перед нами предстает глубочайшая философия личности, и нет сомнения, что мир Достоевского открывает для осуществления этой цели идеальные возможности. А книга о Рабле есть своего рода открытие философии народа, и опять-таки трудно назвать другой столь же превосходный "материал" для реализации этого замысла.

Здесь слово "материал", употребляется в том смысле, что для Михаила Михайловича творчество Достоевского и Рабле не выступало только как средство решения философских задач. Его книги представляют собой одновременно и наиболее глубокое исследование этих художественных миров, и философия здесь ни в коей мере не противоречит филологии; они как раз обогащают друг друга.

Это всецело относится и к остальным основным работам Бахтина, вошедшим в его сборники "Вопросы литературы и эстетики" (1975) и "Эстетика словесного творчества" (1979, 2-е изд. - 1986). И философский труд, написанный еще в 1920-х годах, - "Философия поступка" постоянно обращается к художественной литературе, органически соединяя философию с филологией.

БАХТИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1895–1975), русский философ, филолог, историк культуры. Родился 4 (16) ноября 1895 в Орле. Учился на историко-филолологическом (классическое отделение) и философском факультетах в Новороссийском (Одесса), затем – в Петербургском университете.

После революции 1917 до 1924 жил в Невеле и Витебске. К этому времени относятся опубликованные посмертно философские работы и К философии поступка (оба текста сохранились в архиве не полностью, названия даны публикаторами). Свою философскую позицию Бахтин соотносил с немецкой школой марбургского неокантианства Г.Когена, австрийской феноменологической традицией Э.Гуссерля и, наконец, с русским символизмом.

С 1924 по 1929 Бахтин жил в Ленинграде. В этот период были созданы книги, вышедшие под чужими фамилиями, но очевидно содержащие существенный вклад Бахтина или (как полагают) написанные под его диктовку: Волошинов В.Н. Фрейдизм: Критический очерк (1927); Он же. Марксизм и философия языка (1929); Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении (1928) и др. Под своим именем Бахтин издал литературоведческое исследование Проблемы творчества Достоевского (1929). Книга вышла в момент, когда автор находился под следствием по делу организации «Воскресение» – кружка петербургских интеллигентов, регулярно обсуждавших на своих собраниях вопросы религии, философии, культуры, политики и навлекших этим на себя подозрения властей в заговорщической деятельности. В июле 1929 Бахтину был вынесен приговор – пять лет строго режима, но по состоянию здоровья (он страдал хроническим остеомиелитом, который привел в 1938 к ампутации ноги) и благодаря ходатайствам друзей концлагерь был заменен ссылкой в Казахстан (г.Кустанай). В 1936 Бахтин устроился на работу в Мордовский педагогический институт (г.Саранск), с 1937 до окончания войны работал школьным учителем в г.Кимры. В 1945 Бахтин был приглашен в Мордовский пединститут, и работал там до выхода на пенсию в 1961 в должности заведующего литературоведческими кафедрами.

В 1930–1940-е годы Бахтин написал цикл статей о своеобразии жанра романа и два связанных с этим циклом исследования: о Гёте и о Рабле . Работу о Рабле в переработанном виде защитил в качестве кандидатской диссертации в 1946 в ИМЛИ. В конце 1960-х годов Бахтин переехал сначала в Подмосковье, а затем в Москву. Благодаря ряду публикаций имя Бахтина возвращается из забвения. В 1960–1970-е годы вышли второе переработанное и дополненное издание книги (1963); первое издание книги . Сборник Вопросы литературы и эстетики , посвященный в основном теории романа, вышел в 1975 уже посмертно, в 1979 усилиями наследников архива вышел сборник , содержащий статьи и заметки 1950–1970-х годов, а также первую публикацию ранней философской работы Автор и герой в эстетической деятельности . Другая ранняя философская работа Бахтина К философии поступка впервые была опубликована в ежегоднике «Философия и социология науки и техники» за 1984–1985 (1986). В 1996 вышел 5-й том 7-томного собрания сочинений, а в 2000 – 2-й том. Интерес к наследию Бахтина, пробудившийся в России и за рубежом в 1960-е годы, возобновился в 1990-е годы, и сейчас Бахтин остается одним из самых влиятельных и читаемых русских мыслителей.

Две ранние философские работы Бахтина посвящены проблеме отношений искусства и действительности как нравственной реальности, т.е. области человеческого поступка. Бахтин предложил рассматривать категории «автора» и «героя» не только как литературные, но как укорененные в жизни понятия. Всякий человек, с точки зрения Бахтина, является «автором» по отношению к другим людям, а те, в свою очередь, являются по отношению к нему «героями». Подобная постановка проблемы не только открывала подлинно-жизненные, «невыдуманные» основания литературы, но и обнаруживала эстетические основания межчеловеческих отношений. Исходным пунктом бахтинской философской рефлексии является восприятие другого человека как говорящего (как слово) и как выглядящего, имеющего наружность (как тело) или, иначе говоря, граница внешнего и внутреннего в человеке. Особый интерес в этом отношении для Бахтина представлял Ф.М.Достоевский . Но исследование о Достоевском было написано уже совсем в другую эпоху. Бахтин вынужден был существенно философски «облегчить» свою книгу 1929 и писал в ней только о поэтике. Но даже в этих условиях ему удалось сказать новое слово о творчестве Достоевского. Бахтин определяет тип романа Достоевского как роман идей, но не в традиционном смысле столкновения различных идеологий, закрепленных за тем или иным героем, а в смысле взаимопроникновения «голосов» разных героев. Идея понимается им как авторитетный голос другого, который может овладевать сознанием героя. Бахтин называет роман Достоевского «полифоническим», многоголосым, потому что автор предоставляет героям в пределах своего замысла предельную свободу высказывания и обмена высказываниями, почти не вмешиваясь и не отвечая за них. Голос героя в любой момент проницаем для чужих голосов. Герой Достоевского оказывается все время не равен себе, его речь отражает речь других и отражается речью других. Сложные пересечения голосов героев, «речевая интерференция», с точки зрения Бахтина, не могут быть описаны в пределах лингвистики, и исследователь выступает с проектом новой гуманитарной дисциплины – металингвистики. Книга о Достоевском, по существу, является работой по философской антропологии. «Двуголосое слово», «слово с лазейкой» – эти понятия из книги о Достоевском описывают духовную реальность бессмертия: изнутри себя человек незавершен и незавершим, т.е. не может пережить свою смерть, представить ее себе – оттого и речь его «нескончаема».

Работы 1930-х годов о романе развивают идеи ранних собственно философских работ Бахтина и исследования о Достоевском. Но интересы его существенно меняются: если в работах 1920-х годов преобладал интерес к философско-эстетическим аспектам речи, то теперь в центре внимания исследователя оказывается вопрос о соотношении времени и пространства и о теле человека. Как и в работе о Достоевском, Бахтина интересует незавершенное и незавершимое бытие, но теперь уже не отдельного человека, а человечества, т.е. речь идет об особого рода рефлексии на литературном материале от античности до современности. Ключевой книгой оказывается Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса (1965). Именно здесь находит свое наиболее полное воплощение концепция «гротескного коллективного тела», которое мыслится то как пространственная незавершенность (различные формы праздника, которые дают личности ощущение совместности, причастности всемирной жизни), то как временная незавершенность (продолжение человеческого рода). С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе – жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos «время» и topos «место») оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях.

Основные сочинения Бахтина в наиболее поздних изданиях: К философии поступка . – В кн.: Философия и социология науки и техники. М., 1986; Проблемы поэтики Достоевского . М., 1979; Собрание сочинений , т. 1–7. Т. 5: Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М., 1996; т. 2, М., 2001; Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса . М., 1965; Тетралогия . М., 1998; Эстетика словесного творчества . М., 1986.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Филологический факультет

Кафедра русской зарубежной литературы

«Михаил Михайлович Бахтин и его литературоведческая деятельность»

Выполнил: студент 103 группы Борисов Евгений

Проверил: доцент кафедры русской

и зарубежной литературы Тростина М.А.

Саранск 2014

Введение

Из биографии М.М. Бахтина

Творческая деятельность

Основные труды

Введение

Михаил Михайлович Бахтин - гордость отечественной науки, один из самых ярких и самобытных ученых и мыслителей ХХ века. Быть «в уровень с веком» - это значит идти впереди него. В этом смысл и предназначение подлинной науки не секрет, что иные «труды» устаревают еще до их написания. Настоящая же наука не устаревает никогда. «В реальной жизни культуры, которая идет своим путем независимо от того, как о ей судят и рядят и что о ней решают, Бахтин давно приобрел сообразный ему статус, так сказать, «обыкновенного классика», - равноправного собрата классиков русской мысли... Без таких мыслителей, как Бахтин, наука измельчала бы... его не раз будут «преодолевать», к нему не раз будут «возвращаться» - это и есть нормальный способ отношения к классику», - пишет С. Аверинцев.

Если попытаться буквально в двух словах выделить основные особенности творчества Бахтина, то, пожалуй, это будут универсализм и свобода (именно то, что он сам считал главными признаками народной культуры). Бахтин создал новый, синтетический тип гуманитарного знания, органически сочетающего в себе лингвистический, литературоведческий, психологический и семиотический подходы. Именно поэтому многие справедливо считают его прежде всего философом, новатором в исследовании философских основ и методологии гуманитарного мышления, проблем философии культуры. Становящееся современное человековедение стремится понять человека как целостность. Блестящая разработка такого подхода к проблеме человека содержится в трудах Бахтина. И в этом, на наш взгляд, заключается главный секрет огромного воздействия ученного на мировую науку и культуру. Современное гуманитарное знание может быть только синтетическим - таков, на наш взгляд, первый из уроков Бахтина.

В его трудах поражают удивительная внутренняя свобода, раскованность, раскрепощенность мысли - то, что принято называть интеллектуальной честностью. Бахтин не был скован какими-либо догмами и стереотипами. Он писал как бы для самого себя. Мы знаем, что именно таким путем появились, например, знаменитые «Опыты» Монтеня и «Исповедь» Л. Толстого. В самое неподходящее, казалось бы, время основными темами размышлений ученого были: «веселое» обновление, полифония мнений, диалогизм мышления. Все это органически входит в содержание нового мышления. Или же взять потрясающе смелые страницы о «дряхлой», «упорствующей» старости, не принимающей смены и обновления, претендующей на временную значимость своих порядков и идей, объявляющей своих противников не менее чем врагами вечной истины. В этой верности себе, истине, обновляющейся правде заключается наш взгляд, второй урок Бахтина для современного гуманитарного знания. Его творчество показывает, что подлинная наука, которая имеет дело с вечными общечеловеческими ценностями, всегда актуальна.

Из биографии М.М. Бахтина

Михаил Михайлович Бахтин родился 17 (5) ноября 1895 года в городе Орле, в семье банковского служащего. Ранние годы прошли, помимо Орла, в Вильно (ныне -- Вильнюс) и Одессе, где он посещал гимназии и Новороссийский (Одесский) университет. Уже в эти юношеские годы Михаил Михайлович глубоко изучал наследие всемирной мысли и культуры. Он очень рано, с двенадцати-тринадцати лет, погружался в философские трактаты Канта.

В 1914--1918 годах Бахтин жил в Петербурге -- Петрограде и учился в столичном университете, в качестве вольнослушателя. Здесь Михаил Михайлович так или иначе лично соприкасался с виднейшими русскими мыслителями той поры -- В.В.Розановым, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, А.В.Карташевым и другими, с сочинениями которых он был знаком и ранее.

В 1918--1923 годах он находился в Невеле и затем, с 1920-го, в Витебске и преподавал в местных учебных заведениях. К этому времени двадцатитрехлетний мыслитель достиг в своем развитии очень высокого уровня, и около него сложился философско-религиозный кружок, включавший в себя ряд замечательных людей. В 1919 году в невельском альманахе "День искусства" появилась первая публикация Бахтина -- предельно краткая, но исполненная глубокого смысла статья "Искусство и ответственность". В 1923 году Михаил Михайлович возвратился в Петроград. Здесь он продолжал работу над начатым в Витебске сочинением -- трактатом "Философия поступка", который, правда, увидит свет лишь через шесть десятилетий, в 1980-х годах. Первые труды Михаила Михайловича были изданы по ряду причин под именами близких ему людей: В.Н.Волошинов и П.Н.Медведев. В наше время они переизданы в серии "Бахтин под маской".

В начале 1929 года выходит в свет первое издание (уже под настоящим именем) всемирно знаменитой ныне книги Михаила Михайловича "Проблемы творчества Достоевского". Но незадолго до появления книги, 24 декабря 1928 года, Бахтин был арестован вместе с большой группой так или иначе связанных с ним людей и 22 июля 1929 года приговорен к "заключению в концлагерь сроком на пять лет". Он обвинялся в принадлежности к "подпольной контрреволюционной организации", пропагандировавшей "религиозные и националистические настроения".

Поскольку осужденный был тяжело болен, и пребывание в концлагере грозило ему быстрым смертельным исходом, мера наказания благодаря ходатайствам А.М.Горького и А.Н.Толстого была заменена ссылкой в город Кустанай, в Северном Казахстане, где Михаил Михайлович и прожил около семи лет, работая экономистом-бухгалтером в местном "Райпотребсоюзе".

Окончание срока ссылки не отменяло запрет на проживание в крупнейших городах СССР, тем более в столицах, и в 1936 году Бахтин стал преподавать в Мордовском педагогическом институте в городе Саранске. В следующем году он покинул Саранск и до 1945 года жил в городке Кимры и его окрестностях, работая школьным учителем. Здесь, из-за обострения болезни, ему ампутировали ногу (в 1938 году).

В 1945 году Михаил Михайлович возвратился в Саранск, где продолжил преподавательскую работу в институте. В 1967 году Бахтин был реабилитирован и в 1969 году переехал в Москву, где он и скончался 7 марта 1975 года, прожив чуть меньше восьмидесяти лет.

Для осознания всего драматизма судьбы Бахтина следует задуматься о том, что в расцвете сил (к моменту ареста ему исполнилось тридцать три года) он был, в сущности, лишен возможности публиковать свои труды. Правда, в силу инерции вскоре после ареста вышли в свет его книга о Достоевском и затем две небольшие статьи о Толстом. Но затем все попытки выступить в печати не имели успеха в течение тридцати с лишним лет -- до 1963 года, когда появилось новое, значительно дополненное издание книги о Достоевском.

Достоевского открывает для осуществления этой цели идеальные возможности. А книга о Рабле есть своего рода открытие философии народа, и опять-таки трудно назвать другой столь же превосходный "материал" для реализации этого замысла.

Здесь слово "материал", употребляется в том смысле, что для Михаила Михайловича творчество Достоевского и Рабле не выступало только как средство решения философских задач. Его книги представляют собой одновременно и наиболее глубокое исследование этих художественных миров, и философия здесь ни в коей мере не противоречит филологии; они как раз обогащают друг друга.

Это всецело относится и к остальным основным работам Бахтина, вошедшим в его сборники "Вопросы литературы и эстетики" (1975) и "Эстетика словесного творчества" (1979, 2-е изд. -- 1986). И философский труд, написанный еще в 1920-х годах, -- "Философия поступка" постоянно обращается к художественной литературе, органически соединяя философию с филологией.

биография бахтин литературовед

Творческая деятельность

Творческий путь Бахтина может быть расценен, по его словам, как становление и развитие единой философской идеи. На рубеже 1910-1920-х гг. Бахтиным овладел замысел создания «первой философии», беспредпосылочного учения о бытии. На основании нового бытийственного созерцания это учение в проекте должно было вывести из кризиса европейскую мысль - преодолеть роковой разрыв между «миром культуры» и «миром жизни», в чем, по Бахтину, состоял основной порок современного «теоретизма». Свое учение Бахтин представлял в качестве системы, имеющей, однако, характер не отвлеченной метафизики, но нравственной философии; вольно или невольно он следовал установке Канта на приоритетность «практического разума» в деле построения самообоснованного мировоззрения. Главной категорией нравственной онтологии Бахтина стало понятие «бытия-события», к которому был приравнен «ответственный поступок» человека; гносеологическая проблема при этом решалась на основе интуиции «участного», т.е. приобщенного к бытию мышления («К философии поступка»). Свое учение Бахтин изначально мыслил синкретическим; включая в себя этику и эстетику, оно определялось в качестве философской антропологии. Хотя «первая философия» Бахтина не осуществилась в качестве задуманной системы, ее ключевые представления выразились в конкретных разработках. Культурология, «металингвистика», теория литературы, «историческая поэтика» и т.д. суть модусы единой гуманитарной дисциплины Бахтина, различные развороты фундаментальной проблемы человеческого бытия.

С 1918 по 1924 Бахтин разрабатывал в своих сочинениях проблемы этики и эстетики. Это было время расцвета русского формализма, адепты которого доказывали, что литературный текст есть прежде всего сумма технических приемов. Бахтин же выдвигал на первый план семантические аспекты произведения - не то, как оно "сделано", а то, что оно "значит". "Ничто не замкнуто в себе" - ключевое положение и его ранних трактатов, и позднейших трудов.

В 1924 Бахтин переехал в Ленинград, где продолжал писать на самые разные темы. В книге «Фрейдизм: критический очерк» (1927) он критикует Фрейда за примитивизацию сложных проблем сведением их к сверхупрощенным формулам; Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социологическую поэтику (1928) продолжает полемику Бахтина с формалистским безразличием к истории.

Книга «Проблемы творчества Достоевского» (1929) содержит анализ романов классика русской литературы как «полифонических», представляющих собой сочетание нескольких равноправных голосов, в отличие от единой точки зрения, навязываемой «всезнающим» автором. Книга о Достоевском, по существу, является работой по философской антропологии. «Двуголосое слово», «слово с лазейкой» - эти понятия из книги о Достоевском описывают духовную реальность бессмертия: изнутри себя человек незавершен и незавершим, т.е. не может пережить свою смерть, представить ее себе - оттого и речь его «нескончаема».

Бахтин написал несколько работ по теории и истории романа, которые были опубликованы лишь вслед за вторым, существенно переработанным изданием книги о Достоевском, принесшей ему всемирную известность. Две основополагающие монографии - «Слово в романе» (1934-1935) и «Формы времени и хронотопа в романе» (1937-1938) демонстрируют принципиальную установку Бахтина: роман не «просто жанр среди прочих», а основная литературная форма, отражающая и определяющая уровень самосознания культуры.

Работы 1930-х годов о романе развивают идеи ранних собственно философских работ Бахтина и исследования о Достоевском. Но интересы его существенно меняются: если в работах 1920-х годов преобладал интерес к философско-эстетическим аспектам речи, то теперь в центре внимания исследователя оказывается вопрос о соотношении времени и пространства и о теле человека. Как и в работе о Достоевском, Бахтина интересует незавершенное и незавершимое бытие, но теперь уже не отдельного человека, а человечества, т.е. речь идет об особого рода рефлексии на литературном материале от античности до современности. Ключевой книгой становится монография «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса» (1965). Именно здесь находит свое наиболее полное воплощение концепция «гротескного коллективного тела», которое мыслится то как пространственная незавершенность (различные формы праздника, которые дают личности ощущение совместности, причастности всемирной жизни), то как временная незавершенность (продолжение человеческого рода). С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе - жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos «время» и topos «место») оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях.

В последние годы жизни Бахтин вернулся к философским увлечениям своей молодости.

Идеи Бахтина повлияли на мировое и отечественное человекознание, на культурологию, литературоведение, искусствознание особенно в части концептуализации смеховой культуры, развитие идей диалога культур.

Основные труды

· К философии поступка.(1919-1921), Опубл. 1986.

· Проблемы творчества Достоевского 1929; Киев, 1994.

· Проблемы поэтики Достоевского. - М.,1963; 1974; 1979 (4-е изд.).

· Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965; 1990.

· Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

· Литературно-критические статьи. - М., 1986.

· Тетралогия. - М., 1998.

· Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. - М., 1996-:

· Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2003. - 957 с.

· Т. 2. «Проблемы творчества Достоевского». Статьи о Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2000. - 799 с.

· Т. 4 (1). «Франсуа Рабле в истории реализма» (1940). Материалы к книге о Рабле (1930-1950-е гг.). Комментарии и приложения. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2008. - 1120 с. - ISBN 978-5-9551-0266-5.

· Т. 4 (2). «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2010. - 752 с.

· Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1997. - 732 с. ISBN 5-89216-011-4

· Т. 6. «Проблемы поэтики Достоевского». Работы 1960-1970 гг. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2002. - 800 с.

· Беседы с В. Д. Дувакиным. М., Согласие, 2002. - 398 с. - ISBN 5-86884-099-2

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи /Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М.:Худож. Лит., 1986.-543с.

3. Бахтин М. М. Лекции по истории зарубежной литературы: Античность. Средние века: (В записи В. А. Мирской) / Публ., подгот. текста, предисл. и комент. И. В. Клюевой, Л. М. Лисуновой. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. - 212с.

4. Конкин С.С., Конкина Л. С. Михаил Бахтин: (Страницы жизни и творчества). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 400с.

5. Карпунов Г.В. и др. Михаил Михайлович Бахтин в Саранске: Очерк жизни и деятельности. - Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран. фил., 1989. -28с.

6. М.М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования.

Выпуск I /МГУ им. Н.П. Огарева; Редкол.: Н. Л. Васиольев, К. Г. Исупов, В. П. Киржаева и др.; Под ред. О. Е. Осовского. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. - 240с.

7. М.М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. Вып. II-III /МГУ им. Н.П. Огарева, Филол. фак.; Бахтин. Центр Независимого ин-та америк. и европ. Исслед.; (Редкол.: О. Е. Осовский). - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 252с

8. М.М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания: Тез. докл. участников Вторых саранских Бахтинских чтений / Редкол.: А. И. Сухарев (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991 - 120с.

9. Аверинцев С.С. Михаил Бахтин: ретроспектива и перспектива // Дружба народов. 1988 №3. С.256

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография и творческое наследие Карена Ашотовича Степаняна - литературоведа, критика, редактора; доктора филологических наук, вице-президента Российского общества Достоевского. Статьи по проблемам современной русской и зарубежной литературы.

    реферат , добавлен 21.01.2014

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Биография Льва Николаевича Толстого - просветителя, публициста, одного из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Создание произведений "Рубка леса", "Война и мир", "Анна Каренина", "Казаки". Педагогическая деятельность писателя.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    Ознакомление с детскими и юношескими годами жизни, образованием и литературной деятельностью Пришвина Михаила Михайловича. Написание автором первого рассказа "Сашок" и дальнейший выпуск повести "Жень-шень", а также книг "Башмаки" и "Родники Берендея".

    презентация , добавлен 20.02.2012

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Слово о полку Игореве. Горе от ума. Образ автора в романе "Евгений Онегин". Любовная лирика Пушкина. Ольга и Ленский. "Парус" Лермонтова. Мертвые души. Отцы и дети. Поэзия Фета. Сергей Есенин - один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. Сказки Салты

    шпаргалка , добавлен 14.06.2005

    Биография, жизнь и творчество детского писателя Льва Кассиля. Книги Кассиля для детей, принесшие ему читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века - повести "Кондуит", "Швамбрания", "Вратарь Республики".

    презентация , добавлен 14.10.2014

    История жизни Михаила Александровича Шолохова - русского советского писателя, его детские и юношеские годы, трудовая деятельность, начало творческого пути. Перечень основных произведений. Вручение Шолохову Нобелевской премии. Почтение его памяти.

    презентация , добавлен 22.04.2011

    Биография Ремизова Алексея Михайловича. Основные произведения прозаика и драматурга: "Лимонарь, сиречь: Луг духовный", "Московские любимые легенды", "Страница", "Посолонь", драмы "О Иуде, принце Искариотском", "Бесовское действо" и "Царь Максимилиан".

    презентация , добавлен 11.02.2013

    Биография Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969), его деятельность в области детской литературы. "Дневники" Чуковского как новое отражение русской мемуарной прозы. Описание театрализованного литературно-художественного быта Петербурга начала ХХ века.

Биография

Родился в Орле в семье банковского служащего. В семье было шестеро детей. Затем вместе с семьей жил в Вильно (ныне Вильнюс; 1905-1911) и Одессе (1911-?); по его словам, учился в Петроградском и Новороссийском университетах (документальных подтверждений нет); университет не окончил.

С 1918 года живёт в городе Невеле, преподаёт в единой трудовой школе. Там складывается тесный круг единомышленников-интеллектуалов: М. И. Каган, Л. В. Пумпянский, В. Н. Волошинов, М. В. Юдина, Б. М. Зубакин. В 1919 году - первая опубликованная статья «Искусство и ответственность».

С 1920 года живёт в Витебске, преподает в пединституте и консерватории, выступает с публичными лекциями о философии, эстетике, литературе. В круг его знакомых входят П. Н. Медведев, В. Н. Волошинов, и И. И. Соллертинский. В 1920-1924 годах работа над незаконченными философскими трактатами и ранней редакции книги о Достоевском.

В 1921 году женится на Елене Александровне Околович.

В 1924 году по приглашению ранее вернувшегося туда Медведева возвращается в Ленинград. В Круге Бахтина (который теперь, вместе с перебравшимися из Витебска и Невеля М. В. Юдиной, П. Н. Медведевым, В. Н. Волошиновым, Л. В. Пумпянскиим и И. И. Соллертинскиим, включает Канаева, поэта Константина Константиновича Вагинова, и востоковеда Михаила Израилевича Тубянского) продолжаются домашние диспуты и семинары, посвященные философии религии, этике, литературе. Обсуждаются также Фрейд и психоанализ. 28 июня в Институте истории искусств доклад «Проблема героя и автора в художественном творчестве».

В декабре 1928 года Бахтин вместе с рядом других ленинградских интеллигентов арестован в связи с деятельностью группы А. А. Мейера «Воскресение». 5 января 1929 г., Бахтин по болезни (множественный остеомиелит) освобожден из заключения под домашний арест. 22 июля, в то время, когда он находился в больнице, был заочно приговорен к пяти годам Соловецкого лагеря. Издание в июне 1929 г. первой книги Бахтина «Проблемы творчества Достоевского», изданной в ГИЗе, помогает хлопотам жены и друзей - приговор заменен на 5 лет ссылки в Кустанай.

После окончания ссылки в 1936 из-за запрета проживать в крупных городах устроился на работу в Мордовском государственном педагогическом институте в Саранске, однако был вынужден уехать оттуда в 1937 г. и до 1945 жил на станции Савёлово на границе между Московской и Калининской областями и в г. Кимры, где работал учителем в школе. В 1938 г. ему ампутировали ногу.

В 1945 году Бахтин, живший тогда в Саранске, приезжал в Москву и предоставил в ВАК свою диссертацию о Франсуа Рабле на соискание степени доктора наук; диссертация вызвала идеологическую критику, её вернули автору на доработку, а затем присвоили лишь кандидатскую степень. В том же году он вернулся в Саранск, где снова работал на кафедре всеобщей литературы Мордовского государственного педагогического института (с 1957 - Мордовского государственного университета) по 1961 г.

Практически забытый современниками (между 1930 и 1963, кроме трёх незначительных газетных заметок, не печатался), Бахтин был возвращён в научное пространство СССР в 1960-е годы группой единомышленников, признавшей его своим учителем: в 1960 году получил коллективное письмо от литературоведов В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, В. Н. Турбина.

В 1969 году переехал из Саранска в Москву. Ему удалось издать свою книгу о Рабле, переиздать книгу о Достоевском (фактически новую редакцию), подготовить сборник статей о литературе (вышедший вскоре после смерти автора).

Основные работы Бахтина вскоре были переведены и получили очень широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр, ведущий научную и учебную работу.Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нём.

С 1992 года в Витебске (с 2000 года фактически в Москве) издается «журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина» («ежеквартальный журнал исследователей, последователей и оппонентов М. М. Бахтина», затем - «Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина») - «Диалог. Карнавал. Хронотоп». После перерыва в 2004-2008 с 2009 года журнал издаётся два раза в год. В творчестве М. Бахтина большое место занимают проблемы театра и драматургии, философия сценического искусства в целом. Братья Бахтины в детстве под руководством своей гувернантки разыгрывали сцены из «Илиады» и после её ухода продолжали устраивать театральные представления. В проблеме «М. Бахтин и театр» выделены следующие аспекты: роль театра в жизни и творчестве Бахтина, в формировании его личности и творчестве интересов; «театральные» факты биографии учёного в контексте культуры; проблемы драматургии, театральной эстетики и философии театра в работах учёного, их связи с общекультурными процессами эпохи, бахтинская интерпретация идей «театральности», общекультурной универсалии - метафоры «мир - театр», отчётливо актуализировавшейся в ХХ веке.

В 2003 году в Орле открылся музей им. М. М. Бахтина.

Труды

  • К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. - М., 1986. (Бахтин начинает писать эту работу в 24 года (1919-1921 гг.). Многие страницы рукописи были утеряны или написаны неразборчиво. В работе автор создает собственную философскую концепцию, основываясь на философии Канта. В первой части исследования он рассматривает принципы архитектоники действительного мира, «не мыслимого, а переживаемого».)
  • Проблемы поэтики Достоевского. - М.,1963; 1974; 1979 (4-е изд.); Киев, 1994 (5-е изд.).
  • Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965; 1990.
  • Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
  • Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
  • Литературно-критические статьи. - М., 1986.
  • Тетралогия. - М., 1998.
  • Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. - М., 1996-:
  • Беседы с В. Д. Дувакиным. М., Согласие, 2002. - 398 с. - ISBN 5-86884-099-2.


Вверх