Матрешка какая она. История происхождения русской матреши. Почему куколку называют матрешкой

Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Матрёшка - один из известных и любимых всеми российских сувениров.
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века и снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mateг», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и сейчас матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.
Как правило, матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках токаря заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.
До конца 90-х годов прошлого века матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря, основанного в 1340 году, Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.
В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца 18 - начала 19 века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрёшки своими формами и росписью тоже фиксируют пеструю разнообразную жизнь: девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла собой целую семью.
Матрёшка - это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.

Любите ли вы играть в игрушки? Или раньше любили? Какие игрушки ваши любимые?

— Игрушки, которые вы любите, самые различные. Играя в них, мы не задумываемся о том, что игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни.

Известен такой факт: русский царь Николай II имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая являлась точной копией настоящей. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.

Известный русский художник Александр Бенуа посвятил двенадцать акварельных картин любимым игрушкам своего детства.

В русских крестьянских семьях на игрушки никогда не смотрели, как на простую забаву. Люди верили, что если ребенок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополучие. А если с куклами плохо обращаться, ломать, портить игрушки, то у человека будут серьезные неприятности.

А как вы думаете, если ребенку все время покупать игрушки, представляющие собой злобных монстров, военную технику, оружие, то вырастет из него добрый, отзывчивый человек? (Наверное, нет. Он будет таким же злым, как и его игрушки.)

— Мы с вами на уроке будем говорить об игрушке. О какой, попробуйте догадаться, разгадав загадку (слайд1)

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрёшка).(слайд2)
— Наша задача сегодня - научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. А предметом описания будет одна из матрёшек, которую вы выберете для описания. (Этюд- жанр изобразительного искусства- рисунок, выполненный с натуры.)
— Игрушка эта непростая. А знаете, почему? Скажите, пожалуйста, у кого дома она в коробке с игрушками лежит? Да, сейчас в такие игрушки не играют. Сейчас матрёшка - предмет искусства. Знаете ли вы, сколько лет матрёшке? Появилась эта игрушка в 1899 году. Известны некоторые ее "родственники": дед этой игрушки - японец, а отец - русский художник. Родилась она в мастерской под названием "Детское воспитание". Игрушка эта не простая, а с сюрпризом...Имела особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие. Эта игрушка, так же как и сказки, песни передавали ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло по изготовлению матрёшек.

Что такое ремесло?

Ремесло - это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла?

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

А как вы понимаете словосочетание «рукотворное ремесло»? Слово «рукотворный»? (сделанный своими руками)

Но корень взят не от слова «сделать», а от слова «творить». Запишите в тетрадь слово «творить», выделите в нём корень, подберите однокоренные слова.
творить, творчество, творец, олицетворение
- Посмотрите на последнее слово и на матрёшку. Не кажется ли вам, что она похожа на живую девочку? Она и одета как девочка. Мастер вложил в неё свою душу, любовь, и она ожила.
-В слове «олицетворение» есть ещё один корень, подберите однокоренные слова.
олицетворение, лицо, личность
- Сотворённая старинным мастером игрушка матрёшка прекрасна. Её сделал талантливый мастер.

Сегодня матрёшку мы относим к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Запишем слово «прикладной», разберём его по составу. Давайте послушаем, как толкует слово «клад» словарь Ожегова С.И.

КЛАД, -а, м.- Зарытые, спрятанные где-н. ценности. Найти к.
Можно ли назвать матрёшку кладом, сокровище? (да, достояние России)

Повнимательней рассмотрим матрёшку. Раскроем одну,а там другая и так до самой маленькой. Первая матрёшка состояла из 8 кукол. В прошлом веке возникла идея помочь развитию народных промыслов. Известный художник Сергей Васильевич Малютин(слайд3) увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта была японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком. Изображала она Фукуруму - божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри - несколько божеств рангом пониже. Очень она понравилась художнику. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел ее в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам.(Слайд4)Токарь по дереву, Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую,а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.

На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. (Слайд)

Сейчас каких только матрешек не встретишь! Идея игрушки-сюрприза так понравилась художникам, что они зачастую изготавливают матрешки-шутки. Есть матрешка, которая изображает художника В. А. Серова и его друзей, одетых в турецкие костюмы. Есть матрешка, на которой изображены герои произведений Н. В. Гоголя. Есть матрешки - Кутузов и Наполеон с их генералами.(слайд5) Есть и матрешки, изображающие российских политических деятелей, есть - герои народных сказок. Но это матрешки-шутки. Настоящие матрешки - мама- красавица, доченьки-помощницы: кто с серпом, кто с лукошком, кто с ведром, а также девчушки поменьше: малышка в слюнявчике и младенец в пеленках. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка - ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

На слайде разные матрёшки. Чем отличаются матрёшки на слайде? (росписью)

— В Сергиевом-Посаде, на родине матрёшки, игрушку расписывают более строго. На ней чётко выражены детали одежды: сарафан, вышитая рубашка под сарафаном, передник, платочек.
В Семёнове Нижегородской области - другая манера росписи. Там оставляют больше естественного фона дерева, а перёд матрёшки украшен яркими букетами цветов.
В селе Полховский Майдан Нижегородской области матрёшки по-другому называют «тарарушки». Они похожи на букеты пышных цветов. Их расписывают крупными, яркими декоративными цветами.
(слайд)
— А теперь определите по росписи место происхождения матрёшки. Определяют.(слайд7)
— Знаете ли вы, как изготавливали матрёшек?

Чтобы изготовить матрёшку требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали. К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо́льшую куклу, в которую войдут две предыдущие. Количество кукол колеблется от 2 до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краску.

(Слайд9)Сегодня, когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: "Перестань бить баклуши!« Что за странное обвинение? Что такое баклуши и кто и когда их бьет?

— Это сейчас матрёшку изготавливают из липы, а раньше поделочным материалом служила осина. Брали осиновое поленце, распиливали его вдоль и выдалбливали сердцевину. Получались заготовки - баклуши. Эти баклуши и использовались для приготовления деревянной игрушки. Отсюда пошло выражение «бить баклуши».
С давних пор кустари(производители промышленных изделий, работающие на рынок. С нем кюнстлер-бездельничать, лясы точить) делали ложки, чашки и игрушки из дерева. Чтобы вырезать, например, ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклушу поручалось подмастьерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками" -и возникло выражение "баклуши бить", то есть заниматься немудрящим, пустяковым, несерьезным делом.

(Слайд10)Знаете ли вы ещё такие выражения, которые также имеют значение «бездельничать»?

Есть еще выражение с похожим происхождением - "лясы точить",которое означает "болтать пустяки, заниматься несерьезным,беспредметным разговором". Выражение идет от несложной старинной работы- изготовления балясин: точеных столбиков для перил. Лясы - предположительно то же, что и балясины, балясы. Балясником назывался токарь, изготовляющий балясины (в переносном смысле - шутник, забавник, балагур). Балясное ремесло считалось веселым и легким, не требующим особой сосредоточенности и дающим мастеру возможность петь, шутить, болтать с окружающими.

— Ребята, а как вы думаете, почему эту куклу так назвали?
(она - изображение русской женщины, а одно из распространённых на Руси имён - Матрёна)
(Учитель вместе с детьми рассматривают большую матрёшку, а в ней - 5 маленьких)
— Давайте дадим им имена. (Большая - Матрёна, а все маленькие - Матрёшечки)
— Почему, обращаясь к женщине, мы пишем её имя с большой буквы - Матрёна, а название игрушки - с маленькой - матрёшка? Послушайте историю про возникновение имени этой деревянной куколки.

Матрёна, Мотря, Матрёшечка - распространённое русское имя.
Матрёшка - наш национальный сувенир, символ добра и благополучия - создаётся талантливыми народными мастерами в разных городах и сёлах России.
Образ женщины издавна почитаем в русском изобразительном народном искусстве и фольклоре. Лаконичный облик точёной деревянной игрушки матрёшки воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: головной платок, сарафан, фартук. Когда Звёздочкин выточил,а Малютин расписал, то по преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство - одна другой меньше. Стали делать матрёшек и в других местах России.
Есть матрёшки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами.
А порой матрёшку Матрёной и не назовёшь! Это былинные богатыри, весёлые музыканты, известные политические деятели, артисты (слайд11).
Прошло много лет, а Матрёшка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка детей и взрослых. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на память.
— Не случайно первый художник Малютин изобразил игрушку в русском национальном костюме. А у нашей национальной одежды - многовековая история. Одежда различалась по назначению, возрасту и семейному положению. Но самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Как вы думаете, почему?
(в древности слово «красный» имело значение «красивый») Верно. Слово "красный" раньше означало "красивый, хороший". Говорили: "красная девица" - красивая девица, "красный угол" - самый нарядный и красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках.
- Сейчас основное значение слова «красный» - цвет. Однако первоначальное значение слова осталось. Приведите примеры.
(красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить, красавица, красота) Правильно,молодцы. - А какие пословицы со словом «красный» вы знаете?
Красную речь красно слушать.
Красному гостю - красное место.

Какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение.)
Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Не только потому, что матрешка такая яркая и нарядная. Почему еще? (У матрешек улыбающиеся, приветливые лица, и мы, глядя на них, тоже в ответ улыбаемся.)

А что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки.) Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу. Матрешка - не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи.
— Рассмотрите повнимательнее Сергиево-Посадскую матрёшку. На ней - рубаха, сарафан, передник. Всё это элементы русского национального костюма. (12слайд)
Попробуйте описать лицо игрушки. (Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые.)

Такая внешность не случайна. Вспомните: как описываются русские красавицы в народных сказках? (О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые.)

А что еще всегда ценилось во внешности девушки, считалось ее особой красотой? (Коса.) Существует и по сей день такая поговорка: "Коса - девичья краса".

У некоторых куколок одна коса, а у некоторых две. Как вы думаете, почему? (По обычаю, существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней женщины - две.)

Какой наряд характерен для матрешки? (Просторный сарафан, передничек, платочек.) (слайд13,14,15)Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны. Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной.

Почему голова матрешки всегда в платочке? (Раньше женщине неприлично было показываться на людях без головного убора.) (слайд12)

Это тоже особенность древнерусской культуры. Считалось позором "опростоволоситься", т.е. показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово опростоволоситься! (Это означает - "опозориться")

Обычай остался в прошлом, но нашел отражение в изменившемся значении слова "опростоволоситься".

Какие украшения мы видим на матрешках? (Одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой.)

Какими словами вы бы охарактеризовали фигурку матрешки? (Фигурка куколки толстенькая, округлая.) Это опять-таки не случайно. На Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, если женщина худенькая, бледная, то она не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу.

Можем ли мы по внешности определить, какой характер у матрешки? ("Русская матрешка добрая, сердечная, веселая, открытая, нежная, ласковая". "Характер ровный, спокойный". "Она очень приветливая, улыбчивая".) В характере игрушки тоже нашли отражение особенности русского национального характера - доброта, доброжелательность, открытость, приветливость.

Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою "изюминку", ее отличие от других в семейке. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки разные!

Описывая матрешку, мы использовали слова куколка, фигурка, глазки, платочек... В чем особенность этих слов? (Все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Что помогают передать эти суффиксы? ("С их помощью мы показываем наше отношение к описываемой игрушке, показываем, что она нам нравится". "Мы также показываем, что все, о чем мы говорим, маленькое, игрушечное".)

У школьников в тетрадях после беседы остаются следующие рабочие материалы:(слайд16)
Матрешка - своеобразная, уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие, самобытная.
Конструкция: состоит из не скольких куколок, которые вкладываются одна в другую.
Материал: изготовлена из дерева, сохраняет, его живое тепло.
Цвета: яркие, теплые краски; создают ощущение праздника.
Лицо: круглое; глаза большие, выразительные; ресницы черные, длинные, изогнутые; брови дугой, щеки румяные, губки алые.
Фигура: округлая, женственная.
Одежда: косынка или платочек, фартук (передник), русская рубашка, сарафан; украшена гирляндами с цветами, бутонами, нарядной вышивкой.
Характер: спокойный, радостный; излучает покой, домашнее тепло; добрый, ласковый, нежный.

— Мы не только собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей древней национальной культуре. Что нам помогла узнать матрешка? ("Мы узнали о том, как возникла в России эта игрушка". "Мы узнали о том, что конструкция игрушек не случайна. Несколько игрушек - это символ дружной, крепкой семьи". "Еще мы узнали, что игрушки изготавливались из дерева не просто так, а потому, что это была одна из народных традиций: использовать для игрушек природные материалы". "Мы теперь знаем, что в лице, одежде и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины".)

Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку. А теперь давайте подумаем над очень серьезным вопросом. Мы давно уже не покрываем головы платочками - ходим простоволосыми, не носим просторные русские сарафаны и рубахи, а передник сохранился разве что в виде кухонного фартука. Коса - девичья краса - теперь редкость. Редкостью стала и многодетная семья. Да и фигуры у нас уже не такие, как раньше: сейчас все стремятся быть стройными и худенькими. Зачем нам с вами знать все то, о чем мы говорили в ходе урока? ("Мы должны знать не только то, что есть сейчас, но и то, что было раньше, так как это наша история и культура". "Мне кажется, что каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи своих предков".)

— Достаточно ли нам собранных рабочих материалов для того, чтобы работать над сочинением? (Нет, необходим план сочинения.)
Составление плана сочинения.
Учитель записывает на доске неполный вариант плана:

Матрешка - русский сувенир. А что такое сувенир? (Сувенир-Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-н. места)

1. Народно-прикладное искусство. Первая русская матрёшка.

2. Описание матрёшки:

3. Общее впечатление от матрёшки.

* Любое сочинение включает в себя три части. Какие? (Вступление, основная часть и заключение.)

* В какой из них мы напишем о своих впечатлениях от матрешки в целом? (Во вступлении.)

* В какой опишем частные признаки игрушки? (В основной части.)

* Посмотрите на наш план, частные признаки игрушки пропущены. Давайте все вместе их восстановим.

После проделанной работы план основной части приобретает следующий вид:

А) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;

Б) внешность куклы и особенности ее одежды;

В) черты характера, которыми наделил игрушку художник;

Устное сочинение-описание матрешки.

— Теперь, когда у нас есть собранные рабочие материалы, план и необходимые знания о матрешке, попробуем устно проговорить текст сочинения. (Возможно, что рассказывает сочинение не один ученик, а несколько, по различным пунктам плана.)

"Взрослые придумали множество самых разнообразных игрушек для детей и каждый год создают все новые и новые игрушки. Но среди них выделяется необычная игрушка, которая радует многие поколения детей. Это красавица- матрешка.

Особенность матрешки в том, что она состоит из нескольких игрушек, которые вкладываются одна в другую. Сложишь вместе - одна игрушка, расставишь по порядку - целых восемь! Сделаны игрушки русскими мастерами-умельцами из дерева. Держать такую игрушку в руках приятно - она теплая, живая, так как сохраняет тепло древесины, из которой была изготовлена.

Матрешки обычно раскрашивают яркими красками, используя насыщенные тона: красные, желтые, ярко-синие. Многообразие и яркость красок создают ощущение праздника и радостное настроение.

Игрушка эта показывает нам, как выглядела древнерусская красавица, потому что в матрешке отражены русские представления о женской красоте. Матрешки, как правило, круглолицые, с румяными щечками и алыми губками. Глаза большие, выразительные, ресницы черные, длинные, брови дугой.

Фигурка матрешки округлая, женственная. В этом тоже отразилось представление народа о женской красоте. В народе ценились женщины дородные, то есть полные, статные, величественные. Именно такая матрешка.

Традиционно матрешку "одевали" в просторную русскую рубашку с яркой национальной вышивкой по воротнику и рукавам. Сверху - сарафан и передничек. На голове обычно косынка или платочек. Мастера никогда не рисовали матрешку простоволосую, ведь по народным представлениям женщина не могла показаться перед чужими людьми без головного убора. И сарафан, и платочек мастера расписывали по-своему. Кто нарисует яркие горошины, кто украсит одежду букетами или гирляндами цветов.

Рисуя матрешкам лица, художники старались передать характеры матрешек. Все куколки добрые, спокойные, улыбающиеся. Смотришь на них - и хочется улыбнуться в ответ.

Матрешки в семейке только на первый взгляд одинаковые. А присмотришься и видишь, что они отличаются друг от друга и взглядом, и чертами лица, и возрастом. Вот одна из семеек матрешек. В этой семейке несколько поколений. Матрешка-бабушка держит в руках спицы. Она вяжет носки и смотрит весело на остальных матрешек. Матрешка-мама вышивает. Художник нарисовал ее с пяльцами в руках. На материале видна вышивка: яркая веточка рябины. Три сестрички постарше поют и танцуют. Личики у них разрумянились, в руках - кружевные платочки. У самой маленькой в руках игрушка - крошечная матрешка.

Матрешка - не простая игрушка. Это национальная русская куколка, которая символизирует материнскую заботу, покровительство, защиту всем маленьким и слабым. Это своеобразный игрушечный символ России, который нам напоминает о том, какими были наши далекие предки, что они ценили, чем восхищались. И мы, хотя и очень изменились, должны сохранять то лучшее, что было в русской культуре, и передавать по наследству своим детям".

Дошкольникам о русской матрёшке

Русская матрёшка для детей

История матрёшки
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
В другом варианте игрушка представляла собой: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.
После появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город
Семенов – древние центры народных промыслов, которым
матрешка помогла стать знаменитыми, и от сюда
названия видов матрешек- сергиев-посадская
(загорская), семеновская (хохломская) и полхов-майданская.

Почему куклу назвали «матрешкой»?
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна». Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Из чего делают матрешек. Техника изготовления
За долгие годы существования матрешки принципы ее изготовления не поменялись. Делают матрешек из лиственницы, березы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно - этот секрет знают народные умельцы. Надо как говорят они, чтобы дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты - нож и стамески, Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы - не открывающаяся фигурка. Затем - нижняя часть следующей - донышко. Донышек для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню, первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и поэтому плотно держится. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи, а после росписи – лакируют. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются
контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Для росписи раньше использовали гуашь. В наше время их уникальные образы создаются при помощи акварели, темперы, анилиновых красок. Однако гуашь все равно остается самой любимой краской художников, которые расписывают матрешек. Как правило, сначала расписывается лицо и передник, а потом – косынка и сарафан.
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п.
Сергиев-посадская (загорская)матрешка
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
Семеновская матрешка
Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие - бельё - по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски.
Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.
Полхов-майданская матрешка
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.
Вятская (Кировская) матрешка
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Вятскую матрёшку легко узнать по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам, традиционному наряду, написанному яркими анилиновыми красками. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. Матрёшки часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку.
Золотистый цвет, в зависимости от изменения угла зрения может становиться перламутровым, они научились красить её в различные цвета, напоминающие под лаковым покрытием драгоценные камушки. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают
масляным лаком.
Тверская матрешка
В тверской матрешке часто угадываются исторические и сказочные персонажи: Снегурочка, царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная. Наряды и головные убор могут быть совершенно разными, что делает куклу очень интересной для детей.

Физкультминутки
Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
(имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
***

(притопы на месте)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас чистые ладошки –
(хлопки в ладоши)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас новые сапожки –
(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(повороты с притопами вокруг себя)
***
Хлопают в ладошки.
Дружные матрешки.
(хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую)
Топают матрешки.
(топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
(хлопают в ладоши)
***

Загадки про матрешку

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
Матрешка
***
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -... Матрешка
***
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир.. Матрешка
***
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Матрешка
***
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... Матрешка.
***
Детки тихо в ней сидят,
Показаться не хотят.
Вдруг их мама потеряет,
Вдруг их кто-то разбросает?!
Матрешка
***
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Матрешка
***
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская … Матрешка

Стихи про матрешку

Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки -
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
***
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрёшки.
А. Гришин
***
В одной кукле – кукол много,
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.
Е.Крысин
***
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней - еще немножко,
Ну а в ней - матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
Р. Карапетьян
***
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Л. Громова

***
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё... И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Н. Радченко
***
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Джулия Рум
***
-Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
С. Иванов
***
Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
А. Кулешова
***
Полхов-майданская матрешка
Из Полхов-Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой!
Ольга Киселева
***
Полхов – Майданская матрешка
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
***
Матрёшки из Сергиева Пасада
Я из Сергиева Пасада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

***
Семеновская матрешка
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
Ольга Киселева
***
Семеновская матрешка
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
***
Вятская матрешка
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
***
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
***
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.

Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок.

«Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.

Русская матрёшка. Архитектурная роспись

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.


Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.



Вверх