Мариинский театр оперы и балета: репертуар. Балетная труппа мариинского театра Балетная труппа мариинки

Закончились гастроли балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке. Главное впечатление от этих гастролей: в лучшем случае – Валерий Гергиев не понимает искусство балета, в худшем – он это искусство не любит.

Обратимся к фактам.

БАМ – Бруклинская академия музыки – это один из театральных центров Нью-Йорка. На сцене БАМа постоянно выступают танцовщики театра-модерн, драматические театры, но не большие труппы, танцующие классические балеты.

Сцена в БАМ – длинная и узкая. Уместить на этой «беговой дорожке» кордебалет лебедей было невозможно, и количество танцовщиц кордебалета сократили. Остальные все равно были стиснуты на этом пространстве так, что почти задевали друг друга пачками, иногда в тесноте образуя какую-то «кашу». В такие условия был поставлен лучший в мире кордебалет! Какое там «дыхание», какое волшебство, когда танцевать негде?! И вообще, все сцены спектакля выглядели зажатыми между задником и рампой.

Когда Ульяна Лопаткина в роли Одиллии блистательно крутила 32 фуэте в глубине сцены буквально на одном пятачке, не только я, как мне стало известно, волновалась: не ударит ли она носком по лицу сидящую за ее спиной Владетельную принцессу?

Театр не привез свой линолеум, а пол на сцене БАМ – скользкий. Танцовщики падали (одна из солисток получила серьезную травму). Я уж не говорю о таких «мелочах», как неглубокие кулисы. Или отсутствие пространства за задником, отчего артистам приходилось бежать под сценой, чтобы выйти на сцену с другой стороны, если это было необходимо в спектакле. Как можно было привозить труппу в театр, не проверив заранее, годится ли сцена для балетного спектакля?!

В театре нет балетного дирижера, и это трагично сказывается на исполнении балета артистами. Ни Гергиев, ни другие дирижеры не сообразовали свои темпы с хореографией.

Балетный дирижер – это отдельная профессия, и такие дирижеры всегда были в Мариинском (Кировском) театре. Самый гениальный дирижер оркестра в мире не обязательно владеет этой профессией. Как не обязательно самая гениальная балерина может стать хорошим репетитором.

Когда танцовщик не успевает зафиксировать позу и дать нам насладиться ее красотой, или когда исполнитель не может чисто закончить пируэты, потому что дирижер «загнал» темп, зрителю безразлично, как в этот момент играют скрипки. Свое искусство в полную силу дирижер может проявить, выступая с оркестром в филармонии или Карнеги Холл. Да, Баланчин придерживался другого принципа, но он был и музыкантом, и хореографом одновременно, и понимал, что артисты могут танцевать в таком темпе, а что – нет, и он создавал совершенно другой балетный спектакль.

И, во всяком случае, балет Мариинского театра и не должен танцевать так, как танцуют другие, самые лучшие балетные труппы в мире. Балет Мариинского театра имеет свои исторически сложившиеся особенности, и не надо ими пренебрегать. В Мариинском театре в стиль исполнения классического балета входит обязательное понятие красоты как неотъемлемой части спектакля. Это отличительная черта русского балета вообще. И балетный дирижер должен это понимать и дать танцовщикам возможность воплотить эту красоту на сцене.

Возможно, 100 лет назад темпы были другими, но за это время стиль исполнения и техника настолько поменялись, что эти обстоятельства нельзя не учитывать.

Более того, каждый балетный артист имеет свои индивидуальные особенности. Некоторым для успешного исполнения фуэте надо ускоренный темп, некоторым – замедленный, и балетный дирижер раньше всегда проверял с солистами темпы.

Все это не каприз артиста, это условие, при котором он может танцевать наилучшим образом. Несомненно, музыка является основой балета, но в балетном спектакле танец – доминирует. Поэтому главная цель театра – показать спектакль в его наилучшем качестве. А это качество зависит не только от мастерства артистов, но и от того, понимает ли дирижер искусство балета.

Гергиев о спектакле не думал, что временами и сказывалось на качестве исполнения.

Программка к спектаклю. Интересно было бы узнать, кто ее составлял. В программке указан Валерий Гергиев, директор Мариинского театра. Но не указан Юрий Фадеев… Да, у него должность и в России указана невнятно: и.о. Но фактически Фадеев является руководителем балетной труппы. Имени Фадеева нет и в разделе «кто есть кто», где дана информация – также далеко не обо всех солистах театра. Но в программку вложен листок с перечислением всех солирующих музыкантов оркестра… Кто же поставил эту информацию для программки с таким пренебрежением к балету?

И – завершающий аккорд. Последняя программа составлена из балетов на музыку Шопена. Начинался вечер с «Шопенианы». Балет был поставлен Михаилом Фокиным под оркестрованную А. Глазуновым фортепианную музыку Шопена. Но на гастролях в Америке балет танцевали под фортепиано (как мне объяснили, Гергиев с оркестром уехали в Эн Арбор на двухдневные гастроли).

К танцовщикам в таких условиях нет никаких претензий, но мы присутствовали на… шефском концерте театра на заводе. Надо сказать, что и американские критики отмечали те же недостатки, которые отметила я. В таких условиях, в которые был поставлен балет на гастролях, я не имею права судить о состоянии и качестве труппы на данный момент. Хотя некоторые премьеры успешно справлялись с трудностями.

Конечно, Ульяна Лопаткина танцевала Одетту-Одиллию с ожидаемым от нее талантом и мастерством. Но я хотела бы выделить еще две актерские удачи.

Диана Вишнева в балете Алексея Ратманского «Золушка». Зачем выбрали этот не лучший балет Ратманского для гастролей – не знаю (думаю, хореограф тоже не в восторге от этого выбора). Но Вишнева подняла этот балет на другой уровень. Она появилась в этом спектакле, как существо с другой планеты, иного мировоззрения и мироощущения.

И еще надо отметить Екатерину Кондаурову во втором дуэте в балете Джерома Роббинса «В ночи». Это было яркое, талантливое выступление, своего рода шедевр. И Евгений Иванченко не был только партнером – в их дуете “читалась” история отношений.

Но возвращусь к общему впечатлению от гастролей. Почему открытием гастролей балетной труппы было исполнение… оперы?… Замечание маленькое, но укладывается в общую картину…

За последние несколько месяцев три русских балетных труппы приезжали в Нью-Йорк. Балет Большого и Михайловского театра танцевали в Линкольн центре и показались с самых лучших сторон. Один балет Мариинского театра был поставлен в невыгодные условия. И если Гергиев назван единственным руководителем гастролей, он и должен отвечать за них.

Но вот какой вопрос меня волнует. Я – не единственная, которая видит недостатки. Почему все молчат? Неужели я одна так продолжаю любить эту труппу, что меня одну оскорбляет неуважительное к ней отношение?

Планируя материал о балеринах на майские праздники, мы не знали, что придут такие печальные новости из Германии… Сегодня, когда весь мир скорбит по легенде русского балета Майе Плисецкой, мы чтим ее память и вспоминаем современных солисток, которые никогда не заменят приму Большого театра, но достойно продолжат историю русского балета.

Большой театр одарил вниманием балерину Марию Александрову с первой встречи. Завоеванная в 1997 году первая премия в Международном конкурсе артистов балета в Москве стала билетом для тогда еще студентки МГАХ в главную труппу страны. В первом же сезоне работы в Большом, без долгого томления, балерина еще в ранге артистки кордебалета получила первую сольную партию. И репертуар рос и расширялся. Интересный факт: в 2010 году балерина стала первой женщиной в истории балета, исполнившей заглавную партию в «Петрушке» И. Стравинского. Сегодня Мария Александрова – прима-балерина Большого.

Поворотным моментом в судьбе начинающей балерины Светланы Захаровой стало получение второго приза в конкурсе молодых танцовщиков Vaganova-Prix и последовавшее предложение стать студенткой выпускного курса Академии русского балета им. Вагановой. И Мариинский театр стал реальностью в судьбе балерины. Окончив академию, балерина поступила в труппу Мариинского театра, отработав сезон, получила предложение стать солисткой. История взаимоотношений с Большим для Захаровой началась в 2003-м с сольной партии в «Жизели» (редакция В. Васильева). В 2009 году Захарова удивила зрителей премьерой необычного балета Э. Пальмьери «Захарова. Суперигра». Большой не планировал, но Захарова организовала, а театр поддержал эксперимент. К слову, подобный опыт постановки в Большом балета для единственной балерины уже был, но лишь однажды: в 1967 году Майя Плисецкая блистала в «Кармен-сюите».

Что сказать, кружится голова и точно появляется зависть у делающих первые шаги в балете от репертуара Захаровой. На сегодняшний день в ее послужном списке все сольные партии главных балетов – «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита», «Бриллианты»…

Началом балетной карьеры Ульяны Лопаткиной стала партия Одетты в «Лебедином озере», конечно, в Мариинском театре. Исполнение было настолько искусным, что вскоре балерина получила премию «Золотой софит» за лучший дебют на петербуржской сцене. С 1995 года Лопаткина – прима-балерина Мариинки. В репертуаре снова знакомые названия – «Жизель», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Бриллианты» и т. д. Но география не ограничивается работой на одной сцене. Лопаткиной покорились главные сцены мира: от Большого театра до NHK в Токио. В конце мая на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лопаткина выступит в сотрудничестве со «Звездами русского балета» в честь юбилея Чайковского.

В конце марта имя Дианы Вишневой, с 1996 года примы-балерины Мариинки, было на устах у каждого. В Большом состоялась премьера спектакля «Грани», номинанта премии «Золотая маска». Событие яркое, обсуждаемое. Балерина давала интервью, отшучивалась в ответ на вопросы о близком знакомстве с Абрамовичем и указывала на сопровождающего ее повсюду мужа. Но спектакль завершился, и был взят курс на Лондон, где 10 апреля Вишнева и Водянова провели благотворительный вечер фонда «Обнаженные сердца». Вишнева активно выступает на лучших сценах Европы, не отказывается от экспериментальных, неожиданных предложений.

Упоминали выше о «Бриллиантах» Баланчина. Екатерина Шипулина же, выпускница МГАХ, блистает в «Изумрудах» и «Рубинах». И не только, конечно. В репертуаре балерины ведущие партии в таких балетах, как «Лебединое озеро», «Собор Парижской Богоматери», «Утраченные иллюзии», «Золушка», «Жизель», и сотрудничество с лучшими хореографами – Григоровичем, Эйфманом, Ратманским, Ноймайером, Роланом Пети…

Евгения Образцова, выпускница Академии русского балета им. Вагановой, стала примой-балериной сначала Мариинки, где исполняла Сильфиду, Жизель, Баядерку, принцессу Аврору, Флору, Золушку, Ундину… В 2005 году балерина получила кинематографический опыт, сыграв в фильме Седрика Клапиша «Красотки». В 2012-м перешла в труппу Большого, где в статусе примы-балерины исполнила сольные партии в спектаклях «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Сильфида», «Жизель», «Евгений Онегин», «Изумруды».

Публикации раздела Театры

Современные российские балерины. Топ-5

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны - Мариинском и Большом - в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка - Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие - лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она - идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь - это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского , «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»

Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый - урбанистический - образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри - главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра . А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова , «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа , реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов - с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии - балет Ла Скала - предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым - она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени» .

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова - яркая, темпераментная, даже экзотичная - была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете - «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье - «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»

Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога - Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»

Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение оперной (певцы П.В.Злов, А.М.Крутицкий, Е.С.Сандунова и др.) и балетной (танцовщики Е.И.Андреянова, И.И.Вальберх (Лесогоров), А.П.Глушковский, А.И.Истомина, Е.И.Колосова и др.) трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся русские певцы О.А.Петров, А.Я.Петрова, а также М.М.Степанова, Е.А.Семёнова, С.С.Гулак-Артемовский. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен (архитектор А.К.Кавос) и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр (в 1883-1896 здание реконструировано под руководством архитектора В.А.Шрётера). Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер (а также балетов) А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов. На сцене Мариинского театра выступали певцы Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова, И.А.Мельников, Е.К.Мравина, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнеры, Ф.И.Шаляпин, танцовщики Т.П.Карсавина, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, А.П.Павлова, М.М.Фокин и др. Спектакли оформляли крупнейшие художники, в том числе А.Я.Головин, К.А.Коровин.

После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. Большой вклад в развитие музыкально-театрального искусства внесли певцы И.В.Ершов, С.И.Мигай, С.П.Преображенская, Н.К.Печковский, артисты балета Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, А.В.Лопухов, К.М.Сергеев, Г.С.Уланова, В.М.Чабукиани, А.Я.Шелест, дирижёры В.А.Дранишников, А.М.Пазовский, Б.Э.Хайкин, режиссёры В.А.Лосский, С.Э.Радлов, Н.В.Смолич, И.Ю.Шлепянов, балетмейстеры А.Я.Ваганова, Л.М.Лавровский, Ф.В.Лопухов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке. Художественные достижения театра связаны с деятельностью главных дирижёров С.В.Ельцина, Э.П.Грикурова, А.И.Климова, К.А.Симеонова, Ю.X.Темирканова, режиссёров Е.Н.Соковнина, Р.И.Тихомирова, балетмейстеров И.А.Бельского, К.М.Сергеева, Б.А.Фенстера, Л.В.Якобсона, художников В.В.Дмитриева, И.В.Севастьянова, С.Б.Вирсаладзе и др. В труппе (1990): главный дирижёр В.А.Гергиев, главный балетмейстер О.И.Виноградов, певцы И.П.Богачёва, Е.Е.Гороховская, Г.А.Ковалёва, С.П.Лейферкус, Ю.М.Марусин, В.М.Морозов, Н.П.Охотников, К.И.Плужников, Л.П.Филатова, Б.Г.Штоколов, артисты балета С.В.Викулов, В.Н.Гуляев, И.А.Колпакова, Г.Т.Комлева, Н.А.Кургапкина, А.И.Сизова и др. Награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983). Многотиражная газета «За советское искусство» (с 1933).



Вверх