Майя плисецкая интересные факты. Она не завела ребенка. Победил балет
Интересные факты из жизни известной балерины Вы узнаете в этой статье.
Майя Плисецкая интересные факты
В детстве Майя мечтала быть, как мама, актрисой . При Сталине ее родители были репрессированы (отец расстрелян), поэтому ее на воспитание взяла тетка.
Плисецкие были семьей театралов, артистов и танцоров.
Тётя и дядя Майи по материнской линии, Асаф и Суламифь Мессерер, были великими танцовщиками. В 30-е – 40-е годы они значились ведущими солистами в Большом театре, а потом замечательно преподавали искусство танца.
Балет «Умирающий лебедь» поставила ее приемная мать – солистка Большого театра и балетный педагог Суламифь Мессерер. В постановке она сделала акцент на пластичность и красоту рук племянницы.
Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха.
Майя танцевала «лебедя» более 30 лет, практически 800 раз.
Майя Михайловна не любила курильщиков и сама никогда не курила. К алкоголю относилась с осторожностью.
Майя Михайловна всегда превосходно одевалась. А после знакомства с Карденом она одевалась только у него.
Плисецкая редко снималась для журналов , но в 2006 сделала исключение для издания «Эль».
Майя любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.
Самым любимым продуктом балерины была селедка
Майя Михайловна дружила с Робертом Кеннеди . Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день.
Майя Михайловна любила футбол и была ярой болельщицей ЦСКА.
Перед каждым классом и выступлением Майя заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.
Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. У пары не было детей. Когда нужно было сделать выбор, Майя отдала предпочтение балету. Родион не был в восторге от такого решения, но он понимал, что значит балет для его любимой женщины, и уступил.
После распада Советского Союза Майя и Родион в основном проживали в немецком городе Мюнхене. Также у них была квартира в Москве, где они останавливались, приезжая на Родину с концертами и гастролями. А отдыхать пара любила на даче в литовском городе Тракай.
2 мая скончалась великая русская балерина Майя Плисецкая. Восхитительная и непостижимая, она была вне времени. В посте памяти «золотые» правила самой гламурной балериной страны и интересные факты из её жизни.
Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она собиралась пойти по стопам матери, актрисы немого кино Рахиль Мессерер, и стать актрисой.
Но после того, как её отца расстреляли, а мать отправили в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила Суламифь Мессерер – тетя по материнской линии, солистка балетной труппы Большого театра. От неё-то Майя Михайловна и унаследовала профессию.
«Умирающего лебедя», который стал визитной карточкой балерины, в первый раз Плисецкая станцевала в 14 лет.
Суламифь Мессерер сама занималась постановкой номера для племянницы и изменила первоначальный вариант Михаила Фокина, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры Майи. Она выходила спиной к залу, чтобы зрители могли оценить красоту её рук.
Плисецкая рассказывала, что подсмотрела своего «Умирающего лебедя» в Московском зоопарке, куда ездила специально, чтобы понаблюдать за лебединой пластикой.
Плисецкую называли самой гламурной балериной, а её наряды обсуждали не меньше, чем роли. Наряды для неё создавали Ив Сен-Лоран и Пьер Карден, а последний называл её своей музой.
«Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – рассказала балерина.
В 1962 году Плисецкая познакомилась с Робертом Кеннеди, братом американского президента.
Он очень красиво за ней ухаживал, дарил бриллианты и цветы. Они много лет оставались друзьями.
Родион Щедрин создал для своей супруги много балетов, среди которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой».
Плисецкая, ушедшая со сцены в 65 (!) лет говорила, что благодаря мужу её сценическая карьера была продлена на полвека.
Майя Плисецкая всю жизнь обожала футбол. В Мюнхене, Плисецкую и Щедрина часто встречали на футбольных матчах. Болела Майя Михайловна за ЦСКА.
Родион Щедрин всегда был рядом с Майей Плисецкой во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака мужа.
- Майя Плисецкая в детстве хотела стать актрисой, как мать - актриса немого кино Рахиль Мессерер. А балет вовсе «не был страстью ее жизни». После того, как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию.
-
Публика с большим интересом обсуждали ее наряды. С Пьером Карденом у Майи Михайловны сложились особые отношения - она была музой дизайнера, а он на протяжении 30 лет создавал для нее костюмы и наряды. «Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом. Это эталон вкуса, фантазии, красоты… Он никогда не устаревает», - рассказывала балерина.
- Майя Михайловна никогда не любила тренироваться и репетировать: «Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги».
Майя Плисецкая (2005). Фото: Global Look Press
- В еде артистка была неприхотлива: «Я больше люблю пиво с сосисками, чем сладкое… А вообще, люди не придумали ничего вкуснее, чем обычный хлеб с маслом».
-
Майя Плисецкая рассказывала, что «своего «Умирающего лебедя» (ставшего впоследствии ее визитной карточкой) подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась — вот это устойчивость…».
Майя Плисецкая. Фото: Global Look Press
- Плисецкая сводила с ума многих мужчин. В 1962 году она познакомилась с братом президента США, Робертом Кеннеди. Он дарил ей цветы и бриллианты, ухаживал, однако они так и остались друзьями.
-
С мужем — композитором Родионом Щедриным — Майя Плисецкая прожила более полувека. Как вспоминала сама прима, познакомила их муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского Лилия Брик, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» - а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…». Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Майи Михайловны и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая, 1965 год. Фото – РИА Новости
Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями.
Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.
1.
Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии.
Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию.
Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.
![](https://i2.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/plis-2.jpg)
2.
Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными.
На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине:
«Вы слишком красиво одеты. Богато живете?».
Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.
![](https://i0.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/plis-3.jpg)
3.
Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.
4.
Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой.
Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день.
Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.
![](https://i2.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/plis-7.jpg)
5.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила.
Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцеване раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.
![](https://i2.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/plisetskaya-1.jpg)
6.
Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.
7.
Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.
![](https://i0.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/plis-4.jpg)
8.
«По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом»,
― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже.
Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.
9.
Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.
![](https://i2.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/plis-1.jpg)
10.
«Диет не надо, надо меньше жрать»,
― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».
11.
Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Последний бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».
Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца.
Плисецкая очень сильно переживала ― ей в который раз было неловко за свою страну.
![](https://i0.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/plis-6.jpg)
12.
Майя Михайловна не жаловала курильщиков и сама никогда в жизни не брала в рот сигарету. К алкоголю относилась с осторожностью, от бокала вина у нее начинала болеть голова.
![](https://i1.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/plis-5.jpg)
13.
Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались.
Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру.
Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.
![](https://i1.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/schedrin_plisetskaya.jpeg)
![](https://i0.wp.com/classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/11/schedrin_plisetskaya.jpg)
Что общего у селедки, спорта, «Бандита» и Майи Плисецкой – интересные факты из жизни легенды русского балета. Бесподобная танцовщица навсегда запомнилась поклонникам высокого искусства великолепным исполнением партий Одетта-Одиллия. После себя балерина оставила светлую память, массу ярких цитат и мемуары.
- В детстве Плисецкая мечтала быть, как мама, актрисой, но судьба распорядилась иначе . При Сталине ее родители были репрессированы (отец расстрелян), поэтому девочку на воспитание взяла тетка по материнской линии, благодаря которой Майя попала в балетную школу. Детскую мечту – сняться в кино – Плисецкая осуществила лишь в 1967 году, сыграв княгиню Тверскую в драме «Анна Каренина».
- Номер «Умирающий лебедь», ставший впоследствии фирменным знаком Майи Михайловны, поставила приемная мать
– солистка Большого театра и балетный педагог Суламифь Мессерер. В постановке она сделала акцент на пластичность и красоту рук племянницы.
- Майя танцевала «лебедя» более полувека
: впервые она вышла на сцену с этим номером в 42-м году в Свердловске в эвакуации, в последний раз – в 96-м в Москве на Красной площади. До Плисецкой лучшим «умирающим лебедем» считалась Анна Павлова. Теперь же современные балерины редко исполняют номер, опасаясь сравнения с великой Майей.
- В жизни балерина отличалась завидным постоянством
. Яркое тому подтверждение – 50-летний брак, полный любви и гармонии, с композитором Родионом Щедриным. В знак верности супруги завещали после смерти соединить их прах и развеять над Россией.
- Плисецкая придерживалась идей «чайлдфри»
, то есть добровольно отказалась от материнства в пользу карьеры.
- Среди поклонников Майи было много известных мужчин
. Один из них – политик Роберт Кеннеди. С братом президента балерина познакомилась во время гастролей по Америке. Новый знакомый был очень галантен, дарил драгоценности и цветы. Когда же Роберт погиб в результате покушения, Плисецкая посвятила нью-йоркский концерт в Metropolitan Opera его памяти.
- Король фламенко и выдающийся хореограф Хоакин Кортес, пораженный тем, как Майя исполняет испанский танец, подарил ей свой талисман – туфли, в которых сам покорил весь мир
.
- Известную балерину всю жизнь тянуло к молодым
. В отличие от большинства танцовщиц она не боялась выступать в дуэте с партнерами намного моложе себя. В разные годы она танцевала с такими восходящими звездами балета, как Годунов, Богатырев, Ратманский.
- Подтянутая, грациозная, гибкая – Плисецкая всегда была в отличной физической форме
. Когда ее спрашивали, в чем секрет стройности, она советовала: «Меньше жрать». Из рациона балерина исключала пасленовые, жирную и жареную пищу, соусы, шоколад, какао, молочные продукты, яйца, мясо. Любимое блюдо Майи Плисецкой – селедка.
- Слывшая модницей балерина, гастролируя за рубежом, покупала там ткани, аксессуары, обувь, одежду
. В свое время наряды для Плисецкой шили Готье и Сен-Лоран, но после знакомства с Карденом она одевалась только у него.
- Еще одним значимым кутюрье в жизни балетной примы была Коко Шанель
. Со знаменитой француженкой Майю познакомил Серж Лифарь. Коко тогда было 80, но ее энергичность впечатлила Плисецкую, впрочем, как и произнесенная Шанель фраза: «Характер – это и есть судьба».
- Балерина отличалась постоянством и в отношении ароматов
. Десятилетиями она хранила верность духам «Бандит», созданным в 44-м парфюмером Робертом Пиге. Казалось, что дерзкий, провокационный аромат с мужскими нотками перекликается с сущностью самой Майи.
- Плисецкая редко снималась для модных журналов
, но в 2006 сделала исключение для издания «Эль» и фотографа Беттины Реймс.
- Настоящей страстью и балерины и ее супруга был футбол
. В советское время Плисецкая болела за ЦСКА, а после переезда в Мюнхен встретить ее на стадионе можно было чаще, чем в опере.
- В честь балерины бразильский художник Эдуардо Кобра создал гигантский мурал «Майя» на одном из московских домов
. Красивое и радужное граффити с точными геометрическими формами и сочными цветами имеет 15 м в ширину и 12 м в высоту. Оно было посвящено 88-му дню рождению Плисецкой.