Маэстро казачьего войска. Виктор Захарченко: биография, достижения и интересные факты Прослушивание гимна в исполнении Кубанского казачьего хора

Слайд 2

Виктор Гаврилович Захарченко

  • Слайд 3

    Знакомство с творчеством В.Г.Захарченко.

    Виктор Гаврилович Захарченко (1938) (слайд12). Родился будущий композитор в станице Дядьковской, Кореновского района в казачьей семье. Отец погиб в первый же год войны. Мать хорошо пела. Из четырех детей музыкальный дар достался одному Виктору. В 17 лет, не зная музыкальной грамоты, он сочинил музыку. В.Г. Захарченко яркий самобытный композитор, автор целого ряда полюбившихся народу песен. Он удостоен многочисленных государственных и международных наград. По его инициативе в г. Краснодаре открылся Центр народной культуры Кубани. Им собрано свыше 30 тыс. народных песен. Государственный академический Кубанский казачий хор знают и любят в России и за её пределами, но, конечно, особенно у нас на Кубани. Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награжден многими орденами и медалями. Виктор Гаврилович Захарченко – народный артист России и Украины, лауреат государственной премии России, почетный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.

    Слайд 4

    В.Захарченко с семьей, сестрой Верой.

  • Слайд 5

    «Я – казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции. Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду». В.Г. Захарченко

    Слайд 6

    Виктор Захарченко – студент Краснодарского музыкально-педагогического училища

    Слайд 7

    Кубанский казачий хор

    Профессиональная музыкальная деятельность на Кубани была заложена 14 октября 1811 года. В те далёкие годы этот коллектив назывался Черноморским Войсковым певческим хором.

    Слайд 8

    Слайд 9

    « Я большой почитатель таланта Виктора Гавриловича Захарченко, он блистательный мастер своего дела и замечательный гражданин своей Родины. Благодаря ему народное творчество Кубани знают далеко за пределами нашего края. Более того, Кубань олицетворяют с Чёрным морем, хлебным полем и с именем Захарченко. Это наше достояние, и мы должны ценить и всячески беречь это творение, данное нам Богом, Потомки будут нам безмерно благодарны, если мы сбережём Кубанский казачий хор – символ нашей истории и высоко патриотического славянского искусства. Мы обязаны это сделать во славу Кубани и на благо России». А.Ткачёв губернатор Кубани

    Слайд 10

    «Я был на концерте Кубанского казачьего хора и чуть было не разрыдался. Я понял: пока есть такие таланты, такие мужественные люди, Россия жива…» В. Белов писатель «Искусство Кубанского казачьего хора – это половодье песен и танцев, музыки и пластики, Это духовное здоровье нации… За это нравственное омовение души талантливому руководителю хора Виктору Гавриловичу Захарченко и его артистам низкий поклон». В. Минин народный артист СССР

    Посмотреть все слайды

    В канун своего 80-летнего юбилея художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Кубанского казачьего хора, народный артист России и Украины, Республик Адыгея, Абхазия и Карачаево-Черкесия, лауреат Государственной премии Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного, Герой труда Кубани, профессор, композитор Виктор Гаврилович Захарченко размышляет о пройденном пути, о содержании концептуальных понятий веры, культуры и патриотизма, ярко и самобытно переплетающихся в искусстве народных песни и танца.

    Как закалялся стальной характер потомственного черноморского казака

    Наш герой, вдохновенно сочетающий в себе как минимум три основополагающие ипостаси - композитора, хормейстера и ученого, родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Краснодарского края в казачьей семье.

    В трехлетнем возрасте лишился ушедшего на фронт отца. Мать, несмотря на полученную похоронку, не смирилась с потерей и ждала его на протяжении всего военного лихолетья, - вспоминает Захарченко. - Не сломиться под грузом тягот и забот о семерых детях (троих из них она похоронила) помог сильный характер, невероятная любовь к жизни. Спасали и песни - могучие, протяжные, лирические или шуточные, которые пели буквально везде: на полевом стане, дома или в гостях... А потому с малых лет уже знал, кем стану, когда вырасту.

    В пятом классе написал письмо Сталину: «Хочу быть артистом и заниматься музыкой, а у нас в школе нет баяна…» Но тогда детской мечте не суждено было осуществиться: приехавшая с проверкой московская комиссия сняла директора и возвратилась обратно в столицу, так и не забрав с собой учиться. А меня начали дразнить, злорадствуя и дав прозвище, сверстники и учителя: «Смотрите, Артист идет!» Под таким психологическим прессингом забросил учебу. Спустя несколько месяцев практически полного затворничества снова вернул меня в школу ее новый руководитель: он поговорил с мамой, пообещал прекратить нападки и приобрести баян. Так, я освоил не только данный инструмент, но и балалайку, гармошку. Кстати, завершив обучение, последнюю из этого списка взял с собой, чтобы попытать счастье на пробах в музыкальное училище им. Римского-Корсакова, проходивших в Краснодаре. Однако столкнулся с непроходимым консерватизмом членов приемной комиссии: для них было принципиальным знание сольфеджио, а для меня как станичного жителя в ту пору слово было не знакомым… От переполнявшего разочарования хотел спрыгнуть с моста. Но Божественное провидение остановило: окрикнувший в роковую секунду мужчина по стечению обстоятельств оказался преподавателем музыкально-педагогического училища. С его легкой подачи меня приняли, открыли все сложности нотной грамоты.

    Затем десять лет я был главным хормейстером Государственного академического Сибирский русский народный хор. Продолжил свое образование в аспирантуре института им. Гнесиных, где моим наставником оказался интеллигент в нескольких поколениях Евгений Гиппиус, родственник писательницы Зинаиды Гиппиус.

    Сложно представить, но в далеком 1974 г., когда на Покрова Пресвятой Богородицы руководство над Кубанским казачьим хором принял Виктор Гаврилович, достояние России, особо ценный объект культуры Краснодарского края находился на грани закрытия: ему на смену должно было прийти модное низкосортное варьете. Но трагического исхода удалось избежать благодаря титаническим усилиям, непобедимой силе духа ярчайшего гения страны.

    Чтобы передать накопленный опыт и знания, которые собирал буквально по крупицам, в том числе и в Сибири, маэстро сформировал мощную кузницу кадров - систему образования, охватывающую школьное и академическое обучение народной культуре. Десятки выпускников его учреждений - певцы и танцоры - уже стали звездами на эстрадном небосводе и пополнили стройные ряды хора.

    Захарченко инициировал проведение массовых краевых и всероссийских фольклорных фестивалей, дав великолепный шанс как молодым людям, только начинающим карьеру, так и состоявшимся профессионалам показать все, на что способны. Записи и фонограммы, сделанные во время их проведения, а также в период регулярных поездок по населенным пунктам Краснодарского края, хранятся в центре традиционной народной культуры, созданном при хоре почти 30 лет назад. Старинные песни и обряды ждут своего часа, чтобы предстать во всей красе, не преданные вечному забвению, а запечатленные на бумажных или аудионосителях: сквозь время и пространство, артефакты со скрупулезной точностью воссоздадут в воображении потомков образ родной земли с душой родниковой...

    В честь 70-летия Виктора Гавриловича дому его семьи, сменившему не одного хозяина, после выкупа, передачи в муниципальную собственность и реставрации, присвоен статус музея, а улице, на которой он стоит, - имя земляка, прославившего свою малую Родину. К знаменательной дате был торжественного открыт и обновленный Дом культуры, а также с широким размахом организован фестиваль народного творчества. А значит, связь поколений в родной Дятьковской уже не прервется, а будет только укрепляться через развитие традиционной кубанской культуры - декоративно-прикладного искусства, хорового пения, танца, виртуозной игры на духовых и народных инструментах.

    Нестор, повествующий о загадочной душе русского фольклора

    Исследователи и почитатели уникального наследия маэстро единодушно отмечают поразительную полифоничность народных образов, чутко и бережно сотканных в живописное панно из песни, слов и движений. Композиционная напряженность туго сбитых планов и объемов неумолимо втягивает зрителя в манящую многомерность творческой интерпретации. С одной стороны, в каждом произведении Захарченко слышится торжественность симфонической музыки таких мэтров, как Прокофьев, Чайковский, Бетховен, Шуберт... С другой, завораживает глубина драгоценных жемчужин русской классической литературы - бессмертных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Полонского, Некрасова, Дельвига, Блока, Тютчева, Есенина, Цветаевой, Северянина, Алексея Толстого… Красной нитью пролегает фольклорный способ освоения, искусно используемый Виктором Гавриловичем: в результате получается самостоятельное авторское толкование, но в то же время, уходящее своими корнями в универсум сознания русской нации.

    Захарченко принадлежит к тем мастерам, которые находятся в самой гуще актуальных проблем искусства. От его проницательного взора не укроется ни щемящая боль, ни глухая надломленность и тоска современника по живительному источнику народного духа. Ему чужды кривые зеркала, в которых уродливыми гримасами отражаются образцы массовой поп-культуры. По сути, он светом своего творчества противостоит разрушительной тенденции «на поток». Деликатно, но уверенно, берется за переложение на музыку остросоциальных стихов Николая Зиновьева, Николая Рубцова, Юрия Кузнецова. Затрагивая наиболее злободневные явления в жизни общества, Виктор Гаврилович обжигает сердца аудитории не всегда удобной правдой.

    Не могу молчать о политическом горе двух кровных «братьев» - России и Украины, жители которых до сих не оправились от страшной исторической несправедливости, - подчеркивает Захарченко. - В репертуаре Кубанского казачьего хора особое место отведено песням на стихи Леси Украинки и Тараса Шевченко о трагически фатальном надломе, об увеличивающейся пропасти между нами.

    Творец, создающий незабываемые музыкальные, поэтические и исторические образы казачества России

    Великий российский ученый Михаил Ломоносов в научном трактате об истории славян с пророческой мудростью подчеркивал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Слова, сказанные почти три столетия назад, не теряют своей актуальности и сегодня. Виктор Гаврилович Захарченко своим подвижническим и созидательным трудом открывает все величие тайны и глубину нравственной силы казачьей культуры.

    Идейным вдохновителем и основателем ансамбля по праву считается духовный наставник, воспитатель черноморцев протоиерей Кирилл Россинский. Под его началом были объединены несколько десятков хористов, - рассказывает о зарождении легендарного певческого коллектива Захарченко. - Их быт и образ жизни отличался скромностью: не в зарабатывании денег видели они цель, а в служении высоким идеалам и истине. И с достоинством пронесли свой крест и миссию, несмотря на суровые обстоятельства.

    Началом тягостного изгнания стал 1920 г.: 27 из них, словно повторяя судьбу учеников Христа, разошедшихся по всему свету после Его распятия и чудесного воскрешения, в кровавых событиях раскулачивания и разрушения привычного уклада, храмов и монастырей, иммигрировали в Сербию, как и большинство наших земляков. Лишенные дома кубанские казаки учредили свой штаб, оберегая самое ценное - православие и символы войсковой чести - регалии и знамена.

    Виктор Гаврилович не только подвергает анализу ход истории страны как строгую хронологическую последовательность событий, режимов и правителей, но и на собственном примере показывает важность продолжения и активного преобразования традиций, начатых до него выдающимися деятелями искусства. Наш герой с нескрываемым восхищением и гордостью говорит о жизни первого художественного руководителя Кубанского войскового певческого хора - музыканта, композитора и хорового дирижера Григория Митрофановича Концевича, считая себя лишь скромным преемником его богатейшего поэтического и песенного наследия. Уникальны совпадения в ключевых моментах многогранного творческого пути каждого из них.

    Григорий Митрофанович родом из станицы Старонижестеблиевской. Свои музыкальные дарования, проявленные еще в детстве, он развивал в Кубанской учительской семинарии, а затем на регентских курсах при Петербургской капелле, где и приобрел неповторимую вокальную технику, - продолжает Захарченко. - Удивительно умело сочетал педагогическую работу, регентство в войсковом хоре и невероятную страсть в поисках талантливых людей в селах и станицах. Большинство были не только не грамотны, но и далеки от профессиональной техники исполнения песен. Концевич подолгу занимался с ними, раскрывал секреты мастерства. Лучшие из них впоследствии становились членами певческого коллектива. Но главная его заслуга перед Отечеством заключается в бережном коллекционировании шедевров фольклора, которые дошли в своем неизменном виде до наших дней, заняв почетное место и в репертуаре хора. На нотный стан впервые легли традиционные казачьи и адыгейские песни и наигрыши. Однако Григорий Митрофанович не обошел вниманием и классические произведения Римского-Корсакова, Бортнянского, Чайковского (в частности, неподражаема обработка увертюры «1812 год»).

    Жизнь Концевича трагически оборвалась во время массовых и беспощадных сталинских репрессий. Невосполнимая утрата до сих пор отдает горечью… В 70-летнюю годовщину со дня его мученической кончины в знак уважения к блестящему таланту, который не замыкался в рамках какого-то одного направления, а охватывал все ипостаси народного песенного искусства, был посвящен большой концерт.

    Стараниями Захарченко официально закреплена связь старейшего профессионального казачьего ансамбля, основанного еще в 1811 г. в Екатеринодаре, с Кубанским казачьим хором.

    «Восприятие подлинного искусства, как и всего прекрасного и чистого, происходит на уровне сердца»

    Московская консерватория, Санкт-Петербургская хоровая капелла, Храм Христа Спасителя, Государственный Кремлевский дворец, саммит Большой восьмерки, встречи и мероприятия на высшем государственном уровне, - вот далеко не полный список знаменитых сцен, религиозных, правительственных и деловых площадок, где прозвучали исконно русские мотивы, порой раскрашенные в философски спокойные или, напротив, неожиданно дерзкие цвета музыкальной палитры и авторского прочтения. Энергетике и харизме свободолюбивой казачьей удали, отчаянной смелости и заразительному веселью покорились члены жюри престижных международных фольклорных фестивалей и восторженная публика на пяти континентах.

    Восприятие подлинного искусства, как и всего прекрасного и чистого, происходит на уровне сердца, а значит, для него не существует культурных и языковых барьеров, - рассуждает Виктор Гаврилович. - Эмоционально насыщенное общение между артистами и зрителями будоражит и пробирает до дрожи, ведь каждое выступление - на пределе чувств, моральных и физических возможностей.

    Отсюда искренняя преданность аудитории, неизменные аншлаги с многотысячными залами, где со слезами на глазах, слушают стоя, и часами не отпускают со сцены с просьбами сыграть на бис пронзительную «Ой, шо ж воно тай за ворон», «Распрягайтэ, хлопци, конэй», «Когда мы были на войне», «Любо, братцы, любо», «Калинку», молитву «Вечная память», игривую и заводную колядку «Щедрык-вэдрык»...

    Свой 207-й концертный сезон старейший национальный хор России, пережив суровые падения и триумфальные взлеты и отвоевав без единого выстрела право быть духовным стержнем и святыней всего российского казачества, встречает с гордой атаманской статью на вороном коне вдохновения и со звонкой песней на устах.

    Светлана Тельнова.

    Свой день рождения Виктор Захарченко вот уже несколько десятков лет подряд отмечает на сцене. Ну не привык Виктор Гаврилович задувать свечи в тесном семейном кругу. Вот и сегодня, в свой юбилей - Виктору Захарченко 22 марта исполнилось 80, легенда Кубанского казачьего хора выйдет к публике. В Краснодаре начинаются концерты знаменитого хора.

    В юбилей Виктора Захарченко "Комсомолка" собрала пять малоизвестных фактов из биографии худрука Кубанского казачьего хора.

    Захарченко отстоял свой коллектив

    История легендарного хора начинается с 1811 года. Это старейший и единственный в нашей стране народный коллектив, история которого не прерывалась с начала XIX века. Виктор Захарченко руководит Кубанским казачьим хором уже 44 года. Когда встал у руля, ему было 36 лет.

    Чтобы попасть на первый Всероссийский смотр-конкурс русских народных хоров, который проходил в Москве в 1975 году, Виктор Гаврилович обманул партийное руководство. Неслыханная дерзость по тем временам! Перед самим концертом в Москве, все коллективы в то время показывали специальной комиссии свои выступления. А так как в то время выступать без пропаганды советской идеологии нельзя было, худрук хора и включил в программу произведения про Ленина . Партийные чины репертуар одобрили. А уже в Москве на сцене Захарченко показал совершенно другие песни - казачьи. И хотя жюри было в шоке, первое место кубанским артистам все-таки дали. А то выступление прозвали «революционным».

    На базе Кубанского казачьего хора хотели открыть мюзик-холл

    В то время, когда Виктор Захарченко пришел в Кубанский казачий хор, судьба народного коллектива висела на волоске. Краснодарская филармония собиралась реформировать коллектив. Каждый концерт хора обходился бюджету в круглую сумму, вот и решили сократить штат и переименовать хор - сделать из него ансамбль. Но Виктор Гаврилович не дал. Он поехал по станицам и хуторам Кубани , записал больше тысячи народных песен, которые и начали исполнять артисты под руководством нового худрука. Захарченко, который сам родился и прожил в кубанской станице, с детства слышал казачьи песни, он знал, чем живет село, какая музыка нужна станичникам.

    Артисты наши превратились в манекены: женщины все в одинаковых платьях, с одинаковыми розовыми личиками, деланными улыбками. Плывут по сцене этакие степенные павушки - лебедушки в блестках, плывет по сцене этакое сусальное целомудрие. Да разве такая она в жизни, русская женщина! Не узнать ее - до того засахарили! А мужчины… безликие, невыразительные, все как один в атласных рубахах, подпоясанных кушаками, - говорил тогда Виктор Захарченко и «ломал», переделывал хор. Сегодня кубанский коллектив - жемчужина народного искусства России .

    Каждую репетицию начинает с молитвы

    Своих артистов художественный руководитель называет детками, а здание, в котором находится народный коллектив - «домом казачьего хора». И вот уже 44 года подряд каждую репетицию артисты начинают с молитвы.


    Да, а с чего еще начинать? - улыбается Виктор Захарченко, добавляя, - мы все - одна большая семья, верующие люби. И как исполнять духовные песни без веры?

    Артисты читают «Отче наш» и просят Бога уберечь от бед и помочь в их свершениях.

    Ходить с тростью стал после аварии

    Виктор Захарченко уже 22 года ходит с тростью. Проблемы с коленом случились после аварии, в которую попал худрук Кубанского казачьего хора.

    Пока не потерял сознание, просил всевышнего о милости, - рассказывал «Комсомолке» Виктор Гаврилович. - А уже в больнице, когда начал приходить в себя, услышал песнопение. Подумал, что в церкви и мутным взглядом начал искать на стенах иконы. Встретил только заплаканный взгляд дочери и поинтересовался где же святые образа и что случилось? Она не смогла объяснить, в чем дело. Потом я понял, что вместе с батюшкой они читали молитву о здравии. Уже позже я обнаружил, что не чувствую одну ногу и она сложена и вплотную прижата к другой. Потом мне пришлось перенести неприятнейшую процедуру впускания кислорода в колено. Все молил Бога о помощи. Теперь я точно знаю, что такие испытания мне послали неспроста. Как видите, сейчас я на ногах и даже занимаюсь спортом. У меня есть силы руководить хором.


    Несмотря на тяжелую травму, Виктор Захарченко занимается с тренером и может пробежать 4 километра. И даже бежал с факелом во время эстафеты Олимпийского огня в Краснодаре в 2014 году.

    «Хор будет жить и со мной, и без меня, ведь с нами Бог»

    Пять лет назад, в свой 75 юбилей, в интервью «Комсомольской правде» Виктор Захарченко признался:

    Я читал, что человеку отведено в среднем восемьдесят лет на жизнь. И я понимаю, что времени осталось мало, но я с уверенностью могу сказать, что хор будет жить и со мной, и без меня, ведь с нами Бог!

    Виктор Гаврилович, пусть хор живет долго и с вами!

    Виктор Гаврилович ЗАХАРЧЕНКО родился 22 марта 1938 года в ст. Дядьковской Кореновского района.

    Образование и ученые звания. Краснодарское музыкально-педагогическое училище, Новосибирская государственная консерватория им. Глинки, аспирантура в ГМПИ им. Гнесиных. Доктор искусствоведения, профессор.

    Карьера. "Я - казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции…Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду". Уже во время учебы в консерватории работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора (1964-1974). С 1974 года - художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора. Композитор, фольклорист, общественный деятель, ученый, исследователь народной песни.

    Виктор Гаврилович ЗАХАРЧЕНКО: интервью

    Виктор Гаврилович ЗАХАРЧЕНКО (род. 1938) - художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, генеральный директор ГНТУ "Кубанский казачий хор", профессор, композитор. Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ: | | .

    Виктор ЗАХАРЧЕНКО: «НЕ НАДО МОЛИТЬСЯ ЧУЖИМ БОГАМ…»

    «Мы отказались от мирового турне. Для этого нужно было предать себя. Нам предлагали сделать шоу, лубок такой, на тему казачьей истории, с их сценарием, костюмами, а главное - их видением наших традиций. У нашего хора другая миссия.» (Виктор Захарченко)

    Государственный академический Кубанский казачий хор - единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века и единственный светский хор, получивший благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II петь и в храме. Вот уже более 30 лет художественный руководитель и главный дирижер Кубанского казачьего хора - народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, доктор искусствоведения, профессор, обладатель множества наград, в том числе международных, композитор Виктор Захарченко.

    Для читателей "Живой Кубани" руководитель Кубанского хора выкроил время в свой выходной день. В тишине пустых коридоров негромко звучало фортепиано. Приоткрыв дверь кабинета, я замерла у входа, и вся моя "телевизионная" душа сжалась от сожаления, что со мной нет видеооператора. Впервые в жизни мне довелось увидеть, как сочиняется песня. "Представляете, разбирал бумаги и нашел вот эти рукописные стихи, какая-то женщина передала мне их на концерте в Киеве. А я только нашел… И сразу песня получилась - образ в стихах яркий".

    "Может, включить диктофон, чтобы не забылась мелодия?"- предлагаю я с чувством вины за то, что прервала вдохновение. "Что вы! - улыбается Виктор Гаврилович. - Эта мелодия теперь все время будет во мне звучать, пока я ее на ноты не переложу. Как это получается, я и сам не знаю".

    Некоторые композиторы сначала пишут мелодию, а потом просят поэта написать на нее стихи. А как у вас рождается песня? (Виктор Захарченко автор более 200 музыкальных произведений и более 1000 обработок народных песен)
    -При всем моем преклонении перед музыкой я считаю, что первично слово. "В Начале было слово" - не зря в Евангелии сказано. Я ищу хорошие стихи, если они меня трогают, я их не читаю, а пою, так и рождается песня...

    Музыка - это язык души, она с сердцем говорит. Порой даже глупые слова благодаря красивой музыке надолго западают в душу. Поэтому то, о чем будет петь певец, а тем более хор, очень важно. Песня - самый демократичный жанр культуры, ее понимают все. Говорят, детей надо растить на детском репертуаре. Детские песни, конечно, нужны. Но, по большому счету, дети, их нравственность, духовность, идеалы, традиции, наконец, формируются на песнях, которые поют взрослые. Песни-то ведь звучат с утра до вечера.

    Многие песни нынешнего репертуара хора я слышал в детстве. Высокие чувства к любимой, к матери, к родному дому, к Родине - все в этих песнях.

    А что слушают сегодня? "Я тебя хочу"… Надо давать людям музыку, которая бы оставляла в душе светлое, доброе, возвышала человека. В этом, мне кажется, и есть миссия Кубанского казачьего хора. И моя - как его руководителя.

    - Как вы думаете, что такого есть в казачьей песне и в хоре, что он так популярен во всех уголках мира?
    - Могу только предположить - искренность, предельная искренность есть в этих песнях. И к этому стремимся и мы, исполнители. Чем больше искренности и подлинности на сцене, тем больше отклик у зрителей. Подлинности не этнографической (копирование еще не есть искусство). Слушатели должны верить тому, что происходит на сцене. Мне надо помочь певцу сделать песню своей, как будто он ее написал, прожил, выстрадал. Вы видели, как поют в народе? Страстно, истово. Я много записывал народных песен в фольклорных экспедициях и на Кубани, и в Сибири. Бабушки, которые нам пели свои песни, могли часами о них рассказывать, словно это их собственная судьба. О переселенцах - словно сами переселялись, о туретчине - словно на чужбине воевали, о разлуке - так истово, словно это их любимый ушел к другой. Вот так и надо петь - истово, чтобы тебе поверили, что это твоя история. Главное, что надо взять от аутентичности певцов из народа, - это убежденность. А для этого я на репетиции каждое слово разбираю, и говорим мы не только об истории создания конкретной песни, но об истории казачества, истории России.

    Однажды в 70-х годах на концерте в Пятигорске подошла ко мне бабушка, попросила послушать и записать песни ее станицы. Горюет: "Умру, и песни нашей станицы со мной уйдут, петь их уже некому. Запишите, Христа ради!" Вот как относились в народе к песне - как к собственным детям. Песни ее я тогда записал, а вот издать их смог только лет через десять, "Песни станицы Кавказской", напетые Анастасией Сидоровой. Приехал в Пятигорск, чтобы найти бабушку, да она уже умерла. А песни остались.

    Прежде в ваших концертах было много народных шлягеров, но с каждым годом вы включаете в свои программы все больше патриотических песен и серьезной, в том числе авторской и духовной музыки. Вы хорошо чувствуете зал и меняете программу, если он не откликается. Но во всех городах, в том числе в зале Кремлевского Дворца съездов, где 6 тысяч зрителей, "Прощание славянки", например, весь зал подпевает стоя. Что изменилось в нашем обществе?
    - Да, сегодня зал откликается на более глубокие произведения. С одной стороны, в эфире радио и телевидения много попсы, пустого, глупого. Развлекательных программ - тьма-тьмущая. Устали люди только развлекаться. Человек ведь от природы тянется к глубокому. Но, мне кажется, есть и другая причина. В мире набирает обороты глобализация, в том числе, и благодаря Интернету. Стираются национальные различия, а они выражены, прежде всего, в культуре. Где международные фольклорные фестивали? Еще лет 20 назад они проходили по всему миру, а сегодня одно Евровидение. Сейчас все дети мира в Интернете играют в одинаковые игры. А ведь у каждого народа были свои игры, сказки, свои традиции в одежде, в еде и даже в медицине. Господь создал на Земле разные расы, дал нам разные языки, разные традиции и культуру. И в одночасье нас нельзя смешать, искусственное перемалывание всего национального - это, если хотите, вызов Богу. Межнациональные конфликты по всему миру - это тоже результат глобализации. Существует историческая память народа, генетическая память. Глобализация вмешивается в память народа.

    Люди это чувствуют интуитивно. Ответный процесс - самобытное сжимается. Сегодня, чтобы не затеряться в огромном потоке одинаковости, у людей есть желание вернуться к своим истокам, к своему родному, к чему-то вечному и настоящему. А что это? Культура своего народа. Вот почему люди начинают сплачиваться по национальным квартирам и через национальные традиции, культуру ощущают, что они не в одиночестве. И оказывается, что песни наших дедов о Родине, о смысле жизни близки многим в зале. Как и идейные позиции казачества, на которых стоит Кубанский казачий хор: "За веру и Отечество!".

    У вас было много предложений от иностранных продюсеров, в том числе от французского, американского, австралийского, создать специальную программу для мирового турне. Вы работаете над ней?
    - Нет. Мы отказались от этих предложений. Для этого нужно было предать себя. Деньги, может быть, и заработали бы, но нельзя нам продаваться. Нам предлагали сделать шоу, лубок такой, на тему казачьей истории, с их сценарием, костюмами, а главное - их видением наших традиций. Не надо молиться чужим богам. Так развлекать зрителя - не наша задача, у хора другая миссия, и, прежде всего, для своего народа. Хотят в других странах послушать Кубанский казачий хор? Пожалуйста, приедем в любую страну мира. Только покажем мы свою настоящую казачью культуру, а не чье-то представление о нас.

    - Но вы все же, говорят, записали песню вместе с американской рок-группой?
    - Записали, но это совсем другая история. После концерта в Кремле к нам подошли молодые американцы, попросили подписать диски, говорили много добрых слов о нашем выступлении. Ребята оказались музыкантами рок-группы Ring-Side. Через пару месяцев раздался звонок из Нью-Йорка, руководитель группы Скотт написал композицию под впечатлением от нашего концерта и умолял, чтобы в ней хотя бы несколько тактов пропел Кубанский казачий хор. Я подумал: рок - это не попса, в нем всегда есть тема, есть боль, есть жизнь. Почему бы и не послушать? К нашему удивлению, в Краснодар они прилетели всей группой. Композиция и вправду оказалась интересной, мы им тоже показали свои произведения, в результате мы записали вместе две песни - "Тучки небесные" (автор музыки - В. Захарченко) и "Реве та стогне Днипр широкий". Но это - в копилку будущих программ.

    В юбилейный год важно, прежде всего, показать историю коллектива, а в ней несть числа страницам и именам. Музей хочется создать, материалов накоплено очень много. Недавно меня пригласили на 75-летний юбилей Северного русского хора. Вот у них прекрасный музей. А Кубанскому казачьему хору исполняется 200 лет! Это старейший певческий коллектив в России. Следующий по хронологии - Академический русский народный хор имени Пятницкого - был основан в год 100-летия Кубанского войскового казачьего хора. А музея у нас до сих пор нет…

    Некоторые скептики подвергают сомнению дату: какое 200-летие, если хор не раз расформировывали, какая уж тут преемственность?
    - Расформировывали дважды, коллектив был распущен в 1921-м и вновь создан в 1936-м, и возглавили его бывшие регенты Кубанского войскового певческого хора Григорий Концевич и Яков Тараненко. В 1961-м по указу Хрущева хор был вновь распущен, но по просьбам жителей края воссоздан в 1968 году. Что значат эти 20 лет в масштабе 200-летней истории? Да и можно ли уничтожить хор или народную песню? Хор - это явление не материальное, а духовное, закрывали его, открывали, он все едино существовал в народе. Запрети его сейчас - умрет? Конечно, нет. И не потому, что так хочется правителю какому-то, а потому что надоба в народе есть.

    Прежде мне не доводилось видеть вас в казачьей форме, а вот в последнее время вы ее надеваете. Что-то изменилось в вашем отношении к казачеству или в самом казачестве? Или в обществе?

    Казачью форму пошили мне давно, да надеть не успел - попал в аварию. А после аварии решил ее не позорить - что ж за казак - немощный, да еще и на костылях. Вот и не носил. Но считаю, это неправильно. Какие бы мнения в обществе не существовали, я казак - и по рождению, и по убеждениям, и звание у меня есть - казачий полковник, мне это дорого. Форма есть, и теперь, когда силы восстановил, я ее надеваю. Это особенно приятно, когда идем вместе с внуком, у него тоже есть казачья форма.

    А отношение государства к казачеству действительно меняется. Коренного казачества все меньше, процесс размывания традиций идет очень быстро. Кстати, именно на Кубани и на Дону самые сплоченные войска (в стране их 11). Казак - прежде всего человек служивый, он - защитник и пахарь. А какой теперь пахарь, если земли своей нет? Один путь у государства - дать казакам возможность стоять на страже Отечества, это ведь в генах - верность Родине, преданность, бесстрашие, дух особый. В народе говорят: "Колы казаки спивають, ворогы - плачуть". Послушайте строевые песни, с которыми уходили казаки на войну:

    Настав тяжелый час разлуки,
    Я йду за Родину служить.
    Змоглы диды, зумиють внукы
    Живот за веру положить.

    Слова трагические, а музыка мажорная… Не сломить! Государство сейчас ближе к решению вопроса - создан Совет по делам казачества при Президенте РФ, есть надежда на то, что казачьи войска войдут в государственную систему защитников страны.

    В вашей жизни немало удивительных историй: в детстве вы писали письмо самому Сталину с просьбой приобрести для школы в родной станице Дядьковской хотя бы один баян, в музыкальное училище пытались поступить, не зная даже нот, и, несмотря на отказ, все-таки не только поступили в Краснодарское музыкально-педагогическое училище, но всего через несколько лет стали студентом Новосибирской консерватории и главным хормейстером Сибирского народного хора. Как Вам это удалось?

    Я очень хотел стать музыкантом. А в послевоенное время в станице жили очень бедно, музыкальный инструмент был большой ценностью. Кто мог помочь, с точки зрения ребенка? - Самый главный. Вот и написал Сталину. Неприятности, конечно, были в школе, но баян все-таки купили, на нем и учился играть - сам, как мог. А в училище занимался сутками - я был счастлив, что меня приняли.

    Работая в Новосибирске, вы объездили десятки деревень и записали тысячи песен, поступили в аспирантуру в ГМПИ им. Гнесиных, вас ценили как хормейстера, приглашали в самый известный хор страны им. Пятницкого - вы отказались. Но едва услышав предложение возглавить Кубанский хор, в то время совсем еще молодой коллектив, вы бросили все: хор, в котором проработали 13 лет, квартиру, научную работу, и, не дожидаясь утверждения вашей кандидатуры, прилетели в Краснодар. А вдруг бы не утвердили?

    Это была моя мечта. Еще в юности я записал в дневнике - "возродить Кубанский казачий хор". Мне предложили мечту, разве можно было раздумывать?

    Вы не раз говорили, что вы - счастливый человек. Вам удалось претворить в жизнь самые свои большие мечты. А о чем мечтаете сегодня?
    - Хороший вопрос. Открываю утром Евангелие, читаю письма апостола Павла, он о нищих говорит. Глянем на положение сегодняшней России - сколько у нас нищих! Сколько миллиардеров - посчитали, а нищих сколько? Душа болит, что народ становится нищим в прямом смысле слова. А сколько духовно нищих? Народ обидели. Потому патриотические песни петь хочется. И о хоре душа болит. Тенденции стереть национальное достанут и русскую культуру, и Кубань в том числе. А что я могу сделать? Я счастлив, что по промыслу Божьему причастен к народной культуре, моя скромная лепта - делиться с людьми той духовной культурой, что досталась нам от отцов и дедов, и воссоздать Кубанский войсковой певческий хор во всей его полноте.

    На этот год планы огромные. Мечтаем, кроме юбилейного концерта в Кремлевском Дворце съездов, собрать друзей - большой круг Кубанского казачьего хора. Пригласить хоры им. Пятницкого, им. Веревки (Украина), им. Цитовича (Белоруссия), ансамбль "Коло" (Сербия), ансамбль песни и пляски им. Александрова... А вы знаете, что Александров, основатель коллектива, служил регентом в храме Христа Спасителя? Юрий Башмет уже дал согласие со своим симфоническим оркестром принять участие в концерте. Кубанский хор стал первым исполнителем казачьих песен Свиридова, очень хочется пригласить Хворостовского, чтобы он спел с хором еще никем не исполненное произведение Свиридова "Привет, Россия". Эх… Только где на все это денег взять? Будем думать…

    Вы постоянно в разъездах, мало спите, репетируете, выступаете, пишете песни, научные труды о народной музыке. Как вы все успеваете и как вам сил хватает?
    - С Божьей помощью (улыбается ). Зарядка, простая еда, пост по православному календарю. Близкие рядом, коллеги, на которых можно положиться. Но главное - Бог помогает.

    - А хотелось бы вам стать снова молодым, полным сил и что-то переиначить в своей жизни?
    - Назад, в 20 лет? Нет, что вы! Там я уже все знаю. Интересно быть тем, кем еще не был, вперед идти. Мне дорог мой жизненный опыт. С этим опытом и знаниями, которые мне дала жизнь, я могу сделать то, чего не дано юности.

    Государственный академический Кубанский казачий хор - старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллектив - Академический русский народный хор имени Пятницкого - показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора.

    Уровень мастерства ККХ признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы.

    Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России.

    Разделы: Начальная школа

    ПРЕДМЕТ: Кубановедение.

    КЛАСС: 3.

    РАЗДЕЛ: Композиторы Кубани.

    Цели:

    1. Обучающая : познакомить детей с деятельностью В.Г. Захарченко, с творчеством современного состава Кубанского казачьего хора.
    2. Развивающая : развивать интерес и уважение к истории и культуре родного края, его традициям.
    3. Воспитывающая : прививать любовь к малой Родине через творчество Кубанского казачьего хора.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с историей возникновения Кубанского казачьего хора.
    2. Познакомить с деятельностью художественного руководителя В.Г. Захарченко, рассказать о его творческом пути.
    3. Систематизировать знания учащихся о родном крае, его прошлом и настоящем.
    4. Развивать интерес к этнографии родного края через загадки и поговорки.
    5. Расширять знания учащихся о народных инструментах. Развивать навыки игры на народных музыкальных инструментах.
    6. Развивать артистические способности учащихся через творческую деятельность в детском фольклорном ансамбле «Весёлые казачата»

    ТИП УРОКА : комбинированный.

    ОБОРУДОВАНИЕ : мультимедийный проектор, мультимедийная доска, проектор; народные музыкальные инструменты: бубен, ложки, маракасы, трещётки; флаг, герб Краснодарского края, магнитофон, CD диск с записью песни «Любо, братцы, любо», гимна Кубани.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Мальчик и девочка в костюмах казачат проводят блиц опрос учащихся.

    – Здравствуйте ребята, мы – веселые казачата, ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.

    – Что вы знаете о Кубанском казачьем хоре?

    – Ребята, знаете ли вы, кто такой В.Захарченко?

    – А кто из вас видел выступление Кубанского казачьего хора?

    – А какое событие отмечает вся наша Кубань в этом году?

    Художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

    Исполняется фрагмент песни «Любо, братцы, любо».

    2.Рассказ учителя о жизни и творчестве В. Г. Захарченко.

    Перед вами художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

    «Богата кубанская земля прекрасными народными песнями, танцами, обрядами. Щедро рассыпаны эти сокровища по кубанским казачьим станицам и хуторам. И нужен был человек с горячим сердцем и истинной любовью к народу, чтобы собрать и вернуть эти сокровища народного творчества людям в первозданном виде. Таким человеком стал Виктор Захарченко…» - так пишут русские газеты.

    Казачата:

    – Интересно, а как все начиналось?

    – Каким было детство Виктора Григорьевича?

    – Кем он хотел стать, когда был ребенком?

    Учитель: И так, все по порядку.

    2.1. Детство Виктора Гавриловича

    Слайды 3-5.


    Витя с семьёй

    Витя Захарченко с сестрой Верой

    Учитель: Виктор Гаврилович родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковской Краснодарского края. Сам он о себе говорит так: «Я – казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции. Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду».


    Слайды 6-7. В.Захарченко – студент музыкально-педагогического училища.

    Учитель: После школы Виктор Захарченко поступает и заканчивает Краснодарское музыкально-педагогическое училище, дальше учится в Новосибирской государственной консерватории им.Глинки, заканчивает аспирантуру в ГМПИ им. Гнесиных. В настоящее время Виктор Гаврилович является доктором искусствоведения, профессором.

    Казачата:

    – Интересно, а как Виктор Гаврилович познакомился с Кубанским казачьим хором?

    – Ведь мы знаем, что Кубанский казачий хор был образован очень давно.

    – А ну-ка, дорогие казачата, расскажите, что вы знаете о Кубанском казачьем хоре?

    2.2. История возникновения Кубанского казачьего хора.

    Слайды 8-10.

    Казачата:

    – Мы знаем, что профессиональная музыкальная деятельность на Кубани была заложена 14 октября 1811 года. В те далекие годы этот коллектив назывался Черноморским Войсковым певческим хором.

    – У его истоков стояли духовный просветитель Кубани протеирей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский.


    Кирилл Россинский

    – В 1939 году в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков.

    2.3. Заслуги коллектива .

    Учитель: Молодцы, ребята! Интересно рассказываете. Я продолжу ваш рассказ. В 1974 году художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор В.Г. Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления.

    В 1975 году хор стал лауреатом 1 Всероссийского смотра – конкурса государственных народных хоров в Москве.

    В 1988 году Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов.

    В 1990 году хор становиться лауреатом государственной премии Украины им.Т. Шевченко, а в 1993 году коллективу присвоено звание «академический».

    2.4. Захарченко-фольклорист.

    Слайды 11-20.

    В настоящее время кроме активной гасторльно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. Захарченко-фольклорист бывает в самых отдаленных уголках нашего края и записывает песни, которые пели наши предки, выведывая их у сторожилов станиц и хуторов.

    Казачата:

    – Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни.

    – Проверим, знакомы ли вы с ним. Эти слова встречаются в песнях Кубанского казачьего хора:

    • Люлька (трубка для курения)
    • Дывиться (смотреть)
    • Цыбуля (лук)
    • Торба (мешок)
    • Кочет (петух)
    • Тын (сплошной забор)
    • Вечерять (ужинать)
    • Черкеска (длинный кафтан)
    • Баркас (большая лодка)
    • Рушник (полотенце)

    Учитель: Репертуар Кубанского казачьего хора довольно разнообразен. Одна из главных тем – боевые подвиги казаков. Кубанский казачий хор поет о казачьей славе, о военных походах: «Иихалы казакы из Дону до дому», «Распрягайтэ, хлопцы, конэй!», «Казачья походная» и другие. Давайте исполним все вместе песню, которую вы хорошо знаете.

    3. Физкультурная минутка.

    Исполнение песни «Казачья походная».

    4. Казачьи поговорки, загадки.

    Казачата:

    – Ребята, а знаете ли вы казачьи поговорки?

    • Казака в степи только пуля догонит.
    • Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.
    • Всяк свистнет, да не по-казачьи.
    • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
    • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
    • Казак без коня – сирота.
    • Кровь казачья – не водица.

    Учитель: А теперь отгадайте бойцовские загадки:

    1. Крепка, звонка да отточена, кто поцелует, тот и с ног долой (сабля).
    2. Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьет (стрела).
    3. Мал мужичок – костяная ручка (нож).
    4. На чужой спине едет, свой груз везет (седло).
    5. Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на коне).
    6. Какая обувь в огне изготавливается? И с ног не снимается (подкова).
    7. Погоны желтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы (казаки).

    5. Инструменты народного творчества

    Учитель: Молодцы, ребята, хорошо знаете родной фольклор. А теперь вернемся к творчеству Виктора Захарченко.


    Слайд 21. В. Г. Захарченко с солисткой хора Татьяной Бочтарёвой.

    Учитель: В состав Кубанского казачьего хора входят не только певцы, но и танцоры, музыканты. Музыкальный коллектив хора играет на разных народных музыкальных инструментах.


    Слайды 22-23.

    Учитель: Какие музыкальные инструменты узнали?

    Но это лишь малая часть инструментов, на которых играют в Кубанском казачьем хоре. Я предлагаю вам расшифровать кроссворд «Инструменты народного творчества». (Класс делится на три команды. От каждой команды выходит по одному представителю.)

    Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный».

    Кроссворд «Инструменты народного творчества».

    1. _ _ _ н
    2. _ _ _ а
    3. _ _ _ _ _ р _
    4. _ о _ _ _
    5. д _ _ _ _
    6. _ _ _ _ н
    7. _ _ _ _ _ _ ы
    8. _ _ _ _ й _ _
    1. Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя (Баян).
    2. Древнейший струнно-щипковый инструмент (Лира).
    3. Украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент (Бандура).
    4. На этом инструменте часто играли пастухи, это пастуший... (рожок).
    5. Струнный инструмент, напоминающий балалайку (Домра).
    6. Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием (Бубен).
    7. Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками (Цимбалы)
    8. Дудочка с голосом жалобного высокого звучания (Жалейка)

    6. Физкультурная минутка.

    Исполнение песни «Земляничка-ягода»

    Учитель: Молодцы, ребята. А теперь давайте представим, что вы – участники Кубанского казачьего хора. Наш фольклорный ансамбль «Весёлые казачата» исполнит весёлую песню «Земляничка-ягода».Разделимся на три группы: танцоров, певцов и музыкантов. Музыканты получают народные музыкальные инструменты: маракасы, бубны, трещотки, ложки.

    Дети исполняют песню.

    7. Заключительные слова учителя.

    Учитель: Молодцы, ребята! Я уверена, что Виктору Гавриловичу ваше выступление пришлось бы по душе.

    История жизни народного артиста России и Украины Виктора Гавриловича Захарченко так же необычна, как и судьба Кубанского казачьего хора. Все в мире закономерно, поэтому и должен был родиться на богатой прекрасными народными песнями, танцами, обрядами кубанской земле человек с горячим сердцем и чистой душой, который бы собрал эти сокровища по казачьим станицам и хуторам. Им и оказался Виктор Гаврилович. Он записал несколько тысяч кубанских песен, возвратил их зрителям в первозданном виде на концертах Кубанского казачьего хора. Захарченко возвысил казачью песню до российского, нет – мирового звучания. Все свои победы он воспринимает не как личные, а как достижения всего хора.

    «Песни Кубанского казачьего хора – это глоток прохладной родниковой воды в жару. Слушаешь их – и обо всем забываешь. В них, как правило, глубочайший смысл. Льется музыка, чудная песня. Сидишь, как загипнотизированный, впитываешь в себя чарующие звуки. Вот за это, за глубину народного творчества и ценят люди Виктора Гавриловича и в России, и на Украине, и во многих других странах, где побывал Кубанский казачий хор на гастролях», – пишут кубанские газеты. Завершим наш урок прослушиванием гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина». Обработал и записал его художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, народный артист России, профессор В.Г. Захарченко.

    8. Прослушивание гимна в исполнении Кубанского казачьего хора.

    Учитель: Какое музыкальное произведение вы сейчас прослушали? В чьём исполнении?

    9. Итог урока.

    Учитель: В итоге нашего урока проведём викторину.

    Викторина.

    1. Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью? (По названию реки).
    2. Какое из морей России самое мелководное, самое маленькое, омывает наш край? (Азовское море).
    3. Что означают цвета Кубанского флага? (Синий – честность, преданность, красный – храбрость, зеленый – надежда).
    4. Что означают полосы кубанского флага? (Синий – иногороднее население, красный – казаки, зеленый – адыгейцы).
    5. Как прежде назывался Краснодар? (Екатеринодар).
    6. Кто главный исполнитель Кубанских песен? (Кубанский казачий хор).
    7. Кто главный руководитель Кубанского казачьего хора? (В. Захарченко).

    Учитель: Вы правильно ответили на все вопросы викторины. Наш урок окончен.

    Адреса сайтов:

    1. www.krd.uu
    2. www.it-n/ru/region
    3. folkinst.narod.ru
    4. festival.1september.ru
    5. www.kkx.ru/about


  • Вверх