Львов николай александрович. Архитектор Н.А.Львов

Никола́й Алекса́ндрович Львов (4 мая 1753, имение Никольское-Черенчицы близ Торжка, ныне Тверской области - 22 декабря 1803 , Москва) - один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, поэт, переводчик, музыкант.

Семья

Принадлежал к старинному тверскому роду. Сын небогатого тверского помещика Александра Петровича Львова и Прасковьи Фёдоровны, урождённой Хрипуновой.

В 1779 г. тайно обвенчался с Марией Алексеевной Дьяковой , чьи родные сёстры были замужем за поэтами Державиным и Капнистом. У Львовых было два сына и три дочери:

  • Леонид (1784-1847)
  • Елизавета (1788-1864), в 1810 году вышла замуж за двоюродного брата отца Федора Петровича Львова (1766-1836), музыканта и поэта, вдовца с 10 детьми, родила ему ещё 6 детей.
  • Александр (1786-1849), тайный советник, дед Николая и Владимира Львовых.
  • Вера (1792-1873), с 1813 года замужем за Алексеем Васильевичем Воейковым (1778-1825), их внук художник В. Д. Поленов. Оставила воспоминания, которые были напечатаны в журнале «Старина и новизна» (1903 и 1904 года).
  • Прасковья (1793-1839), с 1819 года замужем за историком К. М. Бороздиным (1781-1848).

После смерти родителей юные Львовы жили в доме своего дяди Г. Р. Державина.

Биография

В 1769 Львов поступил в Преображенский полк. Много занимался самообразованием. В школе Бибикова (Измайловский полк) создал кружок «Четырех разумных общников», куда вошли Н. Осипов, Н. и П. Ермолаевы. С конца 1770 вокруг Львова сложился круг людей, объединённых общностью взглядов, творческих поисков, жизненных позиций. Помимо свояков Державина и Капниста, к нему принадлежали И. И. Хемницер, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и Е. И. Фомин.

Львов, один из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравёром и рисовальщиком. В 1783 Львов был избран в Российскую Академию, с 1785 был почётным членом Академии художеств.

Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге и окрестностях; как автор соборов - Борисоглебского в Торжке (1785-96) и святого Иосифа в Могилёве (сооруженного в память встречи Екатерины II с императором Иосифом II), усадебных комплексов в Тверской, Новгородской и Московской губерниях.

В архитектурном творчестве был приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI в. А. Палладио (перевёл и издал трактат «Четыре книги Палладиевой архитектуры»). Талант Львова-конструктора проявился в поисках новых строительных материалов, разработке способов землебитного строения, отопления и вентиляции зданий. Разнообразие интересов Львова нашло отражение и в тематике его книг: от трудов о печах и каминах и об употреблении земляного угля до «Летописца великого русского» и известного сборника «Собрание русских народных песен с их голосами» (1790), которому автор предпослал свой трактат «О русском народном пении». Большой интерес он проявлял к проблеме народности, что нашло отражение в его либретто к комической опере Е. И. Фомина «Ямщики на подставе» («Игрище невзначай») (1787). Львов являлся одним из основоположников пейзажного стиля в русском садоводстве.

Великолепный рисовальщик, он создал проект звезды и знаков ордена Владимира, новых знаков ордена Анны. Предполагал выпустить «Словарь художников и художеств», но этот труд не был издан, а рукопись - утрачена.

В 1795 г. Львов опубликовал свою работу по отоплению и вентиляции «Русская пиростатика, или употребление испытанных каминов и печей», где описываются испытанные и некоторые изобретённые им усовершенствования отопительных приборов. В 1799 была опубликована вторая часть, где была предложена конструкция калориферной печи. Изданию третьей помешала смерть Львова.

Сочинения

  • Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии: В 4 частях / Под ред. И. Н. Болтина и Н. А. Львова. - 1-е изд. - СПб.: Печатано у И. К. Шнора.
    • Часть первая. - 1798. - XXVI, 233 с.
    • Часть вторая. - 1798. - XI, 243 с.
    • Часть третья. - 1799. - VII, 327 с.
    • Часть четвёртая. - 1799. - VI, 200 с.
  • Львов Н. А. Избранные сочинения / Предисл. Д. С. Лихачева. Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. К. Ю. Лаппо-Данилевского. Перечень архитектурных работ Н. А. Львова подготовлен А. В. Татариновым. - Кёльн; Веймар; Вена: Бёлау; СПб.: Пушкинский Дом, РХГИ, Акрополь, 1994. - 422 с.
  • L’vov N. A. Italienisches Tagebuch: Ital’janskij dnevnik / Hrsg. und kommentiert von K. Yu. Lappo-Danilevskij. Übers. aus dem Russischen von Hans Rothe und Angelika Lauhus. Köln, Weimar; Wien: Böhlau, 1998. - (Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte, Reihe B, Neue Folge, Band 13.)
  • Львов Н. А. Опыт о русских древностях в Москве; Драматургия; Поэзия; Искусствоведческие труды и переводы / Подгот. текстов и комментарии К. Ю. Лаппо-Данилевского, Т. А. Китаниной, Е. Г. Милюгиной, А. Ю. Сорочана и др. // Милюгина Елена. Обгоняющий время: Николай Александрович Львов - поэт, архитектор, искусствовед, историк Москвы. - М.: Русский импульс, 2009. - 360 с., 200 ил., портр. - ISBN 978-5-902525-36-3
  • Львов Н. А. Пиростатика / Вступ. ст. и подгот. текста С. А. Астаховской; Комментарии С. А. Астаховской, М. В. Строганова // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Вып. 3 / Сост. В. В. Кузнецов, М. В. Строганов; Ред. М. В. Строганов. - Торжок: ВИЭМ; Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2010. - С. 146-172.
  • Львов Н. А. Путевые заметки Н. А. Львова по Италии в 1781 году / В отрывках и излож. В.Верещагина // Старые годы, 1909. - № 5. - С. 276-282.

Примечания

Точная дата рождения Львова была установлена в 2001 году в ходе анализа документов, содержащихся в ГАТО: «Специальные справочники и прошение Львова епископу Тверскому и Кашинскому от августа 1789 г. помогли установить, что Черенчицы входили в приход церкви Николая Чудотворца с. Арпачево. В метрических книгах этой церкви за 1751-1752 гг. нет интересующих нас записей. Но в „Книге Новгородской епархии Новоторжского уезда села Арпачево церкви Николая Чудотворца попа Якова Карпова, пономаря Петра Михайлова записная о приходских тоя церкви людех на три части: кто имяны когда родились, браками венчались и померли. 1753 года, генваря 1 числа“ в первой части о родившихся под № 2 значится: „4 маия. Санкт-Петербургского гарнизона прапорщика Александра Петрова сына Львова сын Николай“.

Этот факт подтверждается и сведениями, содержащимися в исповедной ведомости вышеназванной церкви. В „Росписи Новгородской епархии Новоторжского уезда села Арпачево церкви Николая Чудотворца попа Якова Карпова, пономаря Петра Михайлова, обретающихся при оной церкви, в приходе нижеявленных чинов людем, со изявлением против коегождо имене о бытии их в святую сего 1753 года четыредесятницу у исповеди и святые тайн причастия и кто ж исповедался токмо, а не причастился и кто ж не исповедался“ имеется запись о том, что в 1753 г. „у исповеди были: сельца Черенчицы Санкт-Петербургского гарнизона прапорщик Александр Петров сын Львов 30 лет, его жена Параскева Федоровна 28 лет, дети: Николай полугода, Надежда 5 лет, Мария 3 лет, Евдокия 2 лет“».

Дмитриева Г. М. «Документы Государственного архива Тверской области о Н. А. Львове» // «Гений вкуса: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной творчеству Н. А. Львова» / Ред. М. В. Строганов. - Тверь: ТвГУ, 2001. - С.9

материал взят с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Львов,_Николай_Александрович

Точная дата рождения Львова была установлена в 2001 году в ходе анализа документов, содержащихся в ГАТО:

«Специальные справочники и прошение Львова епископу Тверскому и Кашинскому от августа 1789 г. помогли установить, что Черенчицы входили в приход церкви Николая Чудотворца с. Арпачево. В метрических книгах этой церкви за 1751-1752 гг. нет интересующих нас записей. Но в „Книге Новгородской епархии Новоторжского уезда села Арпачево церкви Николая Чудотворца попа Якова Карпова, пономаря Петра Михайлова записная о приходских тоя церкви людех на три части: кто имяны когда родились, браками венчались и померли. 1753 года, генваря 1 числа“ в первой части о родившихся под № 2 значится: „4 маия. Санкт-Петербургского гарнизона прапорщика Александра Петрова сына Львова сын Николай“.

Этот факт подтверждается и сведениями, содержащимися в исповедной ведомости вышеназванной церкви. В „Росписи Новгородской епархии Новоторжского уезда села Арпачево церкви Николая Чудотворца попа Якова Карпова, пономаря Петра Михайлова, обретающихся при оной церкви, в приходе нижеявленных чинов людем, со изявлением против коегождо имене о бытии их в святую сего 1753 года четыредесятницу у исповеди и святые тайн причастия и кто ж исповедался токмо, а не причастился и кто ж не исповедался“ имеется запись о том, что в 1753 г. „у исповеди были: сельца Черенчицы Санкт-Петербургского гарнизона прапорщик Александр Петров сын Львов 30 лет, его жена Параскева Федоровна 28 лет, дети: Николай полугода, Надежда 5 лет, Мария 3 лет, Евдокия 2 лет“».

- Дмитриева Г. М. Документы Государственного архива Тверской области о Н. А. Львове // Гений вкуса: Матер. междунар. науч.-практ. конф., посвященной творчеству Н. А. Львова / Ред. М. В. Строганов. - Тверь: ТвГУ, 2001. - С. 9.

  • Львов, Николай Александрович // Русский биографический словарь : Лабзина - Лященко. - Изд. Императорским Русским Историческим Обществом . - СПб. : тип. Гл. упр. уделов, 1914. - Т. 10. - С. 778-784. - 846 с.
  • Усадьба «Василёво » на реке Тверце в трех километрах севернее Торжка.
  • Андреевский А. К. Отопление. - Минск: Выш. школа, 1982. - С. 5.
  • В низовьях Дона
  • Доступны в часы работы музея Петропавловской крепости.
  • Церковь действующая, открыта для доступа практически постоянно.
  • Сайт музея-заповедника «Гатчина»
  • Церковь действующая.
  • Монастырь частично действующий, частично музеифицирован. Собор находится в достаточном хорошем состоянии, в интерьере (на 2010 год) установлены леса и доступ закрыт. Надвратная церковь-колокольня находится в удовлетворительном состоянии, доступ внутрь здания закрыт.
  • Усадьба была передана в аренду частной фирме, в 2007-2015 годах здесь функционировала гостиница, были доступны экскурсии по парку и по дому; в 2016 году арендатор заявил о невозможности продолжать реставрационные работы.
  • На 2010 год часовня закрыта, ключ в соседней усадьбе Знаменское-Раёк, посещение только по особой договоренности.
  • Церковь действующая, службы проводятся нерегулярно; для доступа следует обращаться к священнику церкви села Заовражье (контакты Осташковского благочиния Тверской епархии РПЦ). Усадебный дом и постройки в парке утрачены, сам парк в запущенном состоянии.
  • Все постройки расположены в большом запущенном парке. На 2010 год погреб-пирамида отреставрирован и постоянно открыт, усадебный дом полностью заброшен и разрушается, церковь в хорошем состоянии, закрыта и доступа внутрь нет, захоронения Львовых в крипте церкви большей частью уничтожены.
  • На 2010 год церковь медленно реставрируется по инициативе местного жителя Г. Шапошникова; реставрация снаружи почти закончена, интерьер в лесах; колокольня заброшена и быстро разрушается; церковные службы не проводятся.
  • На 2010 год церковь заброшена и быстро разрушается. Деревня Горницы прекратила существование, дорога от соседней деревни Бор в крайне плохом состоянии.
  • На 2010 год церковь заброшена и быстро разрушается.
  • Усадьба принадлежит частной фирме и для осмотра недоступна.
  • "Как нежна ее улыбка, как прекрасны уста ее,

    Ничто не сравнимо с обаянием ее грациозного облика.

    Так скажут? Но есть ли в ней то, что в ней любят больше всего,-

    Сердце стократ прекраснее, чем небесная лазурь ее глаз.

    Ей дано больше очарования,

    Чем это смогла передать кисть.

    И в сердце ее больше добродетели,

    Чем красоты в ее лице."

    Граф Л.Ф.Сегюр "К портрету М.Дьяковой кисти Д.Г.Левицкого"

    Левицкий Д.Г. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778

    В петербургских домах XVIII века обожали ставить домашние спектакли. В декабре 1777 года в доме П.В.Бакунина ставили оперу, привезенную молодым обаятельным человеком Николаем Львовым из Парижа. Главные оперные партии пели сестры Дьяковы, а сам молодой человек был занят во второстепенной партии. Все приглашенные на спектакль были очарованы игрой и пением Машеньки Дьяковой. Вероятно, участие в этих спектаклях оказало большое влияние на М.А. Дьякову. Особенно она запомнила спектакль "Дидона", где исполняла роль самой Дидоны, отвергшей ради любимого союз с нелюбимым человеком, который давал ей престол и свободу. В своей жизни М.А. Дьякова поступила также.


    Все пятеро дочерей семейства Дьяковых были хороши собой и блистали в петербургских домах на приемах и балах. В Машеньку влюбились сразу два приятеля, два поэта - Николай Львов и Иван Хменицер... Произошло это примерно в 1774 году... А спустя несколько лет старшую сестру Машеньки, Александрин, без памяти полюбил третий приятель и поэт Василий Капнист...

    Свое первое издание басен Хемницер посвятил Машеньке. Но ее сердце принадлежало другому, тому кто неоднократно посвящал ей стихи и воспевал ее в идиллически сентиментальном духе. Она влюбилась в Николая Александровича Львова...

    Левицкий Д.Г. Портрет Николая Александровича Львова. 1789

    Хотел бы я, чтоб ты мне образ свой оставил,
    Он точно так умно, как ты глядишь, гляди
    И мне о дружестве твоем ко мне твердит.
    Но нет, он каждый раз мне только досадит:
    Я б говорить его заставил,
    Чтоб чувствовать со мной и чувства разделять,
    А он молчанием мне будет отвечать.

    И.Хемницер "На портрет Н.Львова"

    Он был совершенный человек эпохи Возрождения: писал стихи, переводил на русский архитектурные труды Палладио, собирал фольклор и писал либретто для комических опер, занимался геологической разведкой и совершенствовал отопительную технику того времени. И, конечно, строил, строил много - собор в Могилеве, который Екатерина II пожелала воздвигнуть в честь ее встречи с австрийским императором Иосифом II, Невские ворота в Петропавловской крепости и, по особому заказу Павла I, удивительного вида дворец в Гатчине, предназначавшиеся для великого приора Мальтийского ордена, изящную церковь в Мурино - имении графа Воронцова; кроме того, Львов проектировал жилые дома и типовые почтовые станции, переделывал Кремлевский дворец в Москве. Но все это будет потом, а пока... пока он был не богат и на взгляд родителей Машеньки... бесперспективен. "Ведь у него - всего лишь маленькое имение около Торжка, рассуждал отец, обер-прокурор. - Ну разве допустимо выдавать за него Марию Алексеевну, самую красивую из дочерей производящую сенсацию в пиесах с музыкой и пением? Нет, богатые женихи и для нее найдутся..."

    Подозревая об истинности отношений Львова и Марии Дьяковой и еще один друг Николая Александровича - художник Дмитрий Левицкий, преподававший в Академии художеств класс портретной живописи. В 1778 году он получил заказ от обер-прокурора - написать портрет Машеньки. Левицкий выразил свою любовь в этом портрете Маши и еще в олдном, написанном спустя несколько лет… незадолго до того дня, когда сердце обер-прокурора и бригадира Алексея Афанасьевичаа Дьякова, дало-таки трещину!

    Левицкий Д.Г. Портрет Марии Алексеевны Львовой. 1781

    Больше всего повезло Василию Капнисту. Он официально стал женихом Александрин и не мог смотреть спокойно на страдания влюбленной пары. Накануне собственной свадьбы он решил помочь другу, рискуя навлечь на себя гнев будущего тестя: отправившись вместе со своей невестой и ее сестрой Машенькой на бал, свернул с дороги и подъехал к маленькой церкви на Васильевском острове, где их ждали взволнованный Львов и священник. Здесь Машенька и Николай Александрович были обвенчаны, после чего новобрачный отправился домой, а Капнист повез сестер на бал...

    "Тайна свято соблюдалась всеми участниками этой необычной женитьбы:три года муж и жена прожили друг с другом врозь в разных домах, и даже близкие друзья не знали ничего о браке " - пишет А.Глумов в биографии Н.Львова.

    Боровиковский В.Л. Портрет Капниста

    Ты, Капнист, меня просил,
    Чтоб в бессмертие стихом тебя вместил,
    Но всех на то не станет сил,
    Ты был
    И будешь мил.
    Н.А.Львов

    Даже соперник Львова - влюбленный Иван Хемницер - не знал о женитьбе. Он сделал Марии Алексеевне предложение и, разумеется, получил отказ. Будучи однолюбом, он не решился связывать судьбу с другой женщиной, и так и умер в одиночестве спустя несколько лет...

    Но... обожаемый Машенькой человек, так и оставался непризнанным ее семейством. Даже несмотря на бриллиантовый перстень, подаренный ему государыней, и золотую с алмазами табакерку от Иосифа II - царственный знаки уважения его заслуг!

    "Четвертый год как я женат...легко вообразить извольте, сколько положение сие, соединенное с цыганскою почти жизнию, влекло мне заботы, сколько труда... не достало бы конечно, ни терпения моего, есть ли бы не был я подкрепляем такою женщиной, которая верует в Резон, как во единого Бога " - писал Н.А.Львов в письме к одному из приятелей.

    М.А.Львова Гравюра с портрета Боровиковского

    Уж любовью оживился,
    Обновлен весною, мир,
    И ко Флоре возвратился
    Ветреный ее Зефир.

    Он не любит и не в скуке...
    Справедлив ли жребий сей:
    Я влюблен и я в разлуке
    С милою женой моей?

    Красотою привлекают
    Ветреность одну цветы,
    И они ж изображают
    Страстной связи красоты.

    Их любовь живет весною,
    С ветром улетит она,
    А для нас, мой друг, с тобою
    Будет целый век весна.
    Н.А.Львов

    Лишь в 1783 году, после того как Львов был избран членом Российской академии, получил чин коллежского советника, после того как начались его успехи на архитектурном поприще и он получил учаток земли в Петербурге, родители Маши дали согласие на брак... Обряд венчания должен был состояться в Ревеле, но вторичное венчание недопустимо и тогда Львов заранее нашел среди крепостных желающих соединить свои судьбы. Пару обвенчали, а после торжественные поздравления принимали две четы. Рассказ этот в высшей степени поэтичен, но именно его некоторая литературность (недаром он чем-то напоминает пушкинскую «Метель») свидетельствует о его позднейшем происхождении. Как все произошло в действительности, нам остается только догадываться; несомненно только то, что молодые люди смогли преодолеть все преграды, вставшие на их пути.

    Счастливая судьба Марии Алексеевны помогла и ее младшей сестре - в 1795 году Дарья Дьякова вышла замуж за Гавриила Романовича Державина, друга Николая Львова.

    "Другая часть меня " - однажды написал Львов о Маше... Он боготворил жену и она платила ему бесконечной любовью и преданностью. Ей, только ей одной, он посвящал свои стихи...

    Дух мой томный ободрился,
    Сладка мне надежда льстит,
    Та краса, кем я пленился,
    Нежный жар со мной делит.
    Уж я больше не желаю,
    На брегу здесь обретаю
    Я любви моей предмет,
    И, любя, любим сердечно,
    Вот что счастие конечно,
    Счастья в свете больше нет.

    Н.А.Львов

    О том, что родители Машеньки не прогадали и все же хорошо выдали замуж свою дочь свидетельствуют вот такие вот факты... Н.А. Львов стал одним из самых крупных отечественных зодчих. При всех, данных Н.А. Львову Богом, Природой, Судьбой талантах ярко выделяется именно его архитектурное творчество. Он выполнил более 90 архитектурных проектов и 87 из них были реализованы на практике во многих частях Петербурга, Москвы и их пригородов, на тверской земле в Новоторжском уезде (в окрестностях г. Торжка), на Украине, В Прибалтике и в ряде других мест России. Он выполнял значимые архитектурно-градостроительные государственные заказы, личные заказы самодержцев, частные заказы обычно очень богатых и влиятельных лиц (граф, потом князь А.А. Безбородко, князь П.В. Лопухин, княгиня Е.Р. Дашкова, графы Воронцовы и Строгановы, граф А.К. Разумовский, сенатор Ф.И. Глебов-Стрешнев и им подобные люди), а также других, менее состоятельных заказчиков, часто соседей и родственников по Новоторжской земле (Львовы, Бакунины, Полторацкие и др.). Н.А. Львов внес выдающийся вклад в архитектуру и градостроительство России, явился одним из основоположником пейзажного стиля в садово-парковом искусстве, стал по сути первым ландшафтным архитектором в стране (сохраняется понятие "львовский сад").

    Дом и бывшие конюшни в усадьбе Безбородько под Петербургом. Архитектор Н.А.Львов

    Троицкая церковь ("кулич и пасха") г.Санкт-Петербург. Архитектор Н.А.Львов

    Пирамида-погреб в усадьбе Митино под Торжком. Архитектор Н.А.Львов

    Глинобитный Приоратский дворец г.Гатчина. Архитектор Н.А.Львов

    «Сей человек принадлежал к отличным и немногим людям, потому что одарен был решительною чувствительностью к той изящности, которая с быстротою молнии наполняя сладостно сердце, объясняется часто слезою, похищая слово. С сим редким и для многих непонятным чувством он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным чувством, по которому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться от него не могло. Люди, словесностью, разными художествами и даже мастерствами занимавшиеся, часто прибегали к нему на совещание и часто приговор его превращали себе в закон »

    Г.Р. Державин

    Первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом, впервые в России сконструировал отечественную бумагоделательную машину. Одним из первых в России стал переводить и пропагандировать сонеты Петрарки.
    Нашел 2 старинные летописи и добился их издания, одна из них в его честь названа "Львовская летопись".

    Написал и перевел несколько обстоятельных научных трудов - книг. Велик вклад Н.А. Львова в песенную и музыкальную культуру. Н.А. Львов внес исключительный вклад в развитие русской музыкальной фольклористики. Он первым в России собрал 200 народных песен и составил первое в стране нотное собрание русских песен, написал первый русский трактат о народной песне. Первым или одним из первых в России выдвинул проблему народности в русском искусстве и русской культуре, связал ее с проблемой национальности.

    Стал автором первой в России тематической литературной программы для симфонической музыки. Написал несколько комических опер, поставил их или участвовал в их постановке. Одним из первых в России создал художественную зарисовку жизни русских крестьян, в частности крестьян - ямщиков в комической опере. Стал одним из 2-х инициаторов создания первой в России хоровой оперы. Н.А. Львов первым в музыкальной науке, первым в русской музыкальной литературе указал на многоголосие русского народного хорового пения...

    Когда Николай Александрович заболел, его Машенька взяла на себя все заботы по управлению имением, баловала своих комнатных девушек - красавиц-цыганочек, с детских лет воспитанных Львовым, Лизыньку и Дашеньку. (Наряженные хозяйкой в светские платья, они были запечатлены Боровиковским на портрете). Обе девушки были безгранично преданы Львовым. На руках Лизыньки и скончался Николай Александрович, после тяжелой болезни. Умер он в декабре 1803 года.

    Боровиковский В.Л. "Лизынька и Дашинька". 1794

    Машенька пережила мужа всего на 4 года. На ее смерть Г.Р.Державин написал своего рода эпитафию, стихотворение "Поминки". Он также преютил трех осиротевших детей Львовых в своем доме. Двое из дочерей Львова вышли замуж и покинули дом Державина, а младшая, Параша, оставалась с ним до конца его жизни, ухаживала за ним, играла на фортепиано...

    Победительница смертных,
    Не имея сил терпеть
    Красоты побед несметных,
    Поразила Майну - смерть.
    Возрыдали вкруг эроты,
    Всплакал, возрыдал и я;
    Музы, зря на мрачны ноты,
    Пели гимн ей, - и моя
    Горесть повторяла лира.
    Убежала радость прочь,
    Прелести сокрылись мира,
    Тишина и черна ночь
    Скутали мой дом в запоны.
    От земли и от небес
    Слышны эха только стоны;
    Плачем мы - и плачет лес;
    Воем мы - и воют горы.
    Плач сей был бы без конца,
    Если б алый луч Авроры,
    Бог, что светит муз в сердца,
    Не предстал и мне сияньем
    Не влиял утехи в грудь.
    "Помяни, - рек, - возлияньем
    Доблесть - и покоен будь".
    Взял я урну и росами
    Чистыми, будто кристалл,
    Полну наточил слезами,
    Гроб облив, поцеловал.
    И из праха возникают
    Се три розы, сплетшись в куст,
    Веселят, благоухают,
    Разгоняют мрачну грусть.

    Памятник Н.А.Львову на Родине архитектора в г.Торжок

    Прожил Львов всего 52 года. Кажется, немного, но зато как полно и красиво прожиты эти годы. Счастливая судьба провинциала, успех, достигнутый талантом и счастливым случаем, романтическая вечная любовь, расположение властей, достаток, творчество, прекрасные, верные друзья, построенные им дворцы и церкви, которые будут стоять века, - это так много для любого обитателя земли!


    Он родился в Тверской губернии, под Торжком. Мальчик рос на приволье, веселый, неугомонный и на редкость изобретательный... В 18 лет он оказался в Петербурге, в Измайловском полку. Тут ему повезло - он попал не просто в солдаты, а в полковую школу, где многому научился.

    Сам по себе юный Львов казался таким, как все дворянские недоросли: "Лепетал несколько слов по-французски, по-русски писать почти не умел... к счастью, не был богат и, следовательно, разными прихотями избалован не был".

    Так писал биограф Львова М.Н. Муравьев. Но, кажется, не только бедность, невозможность швыряться деньгами сберегла для нас Львова.

    Легкость гения

    Природа столько вложила в него! Это был оригинальный, легкий, веселый человек, в нем было что-то от Моцарта. А еще его называли "русский Леонардо" - так широк был круг его увлечений, так открыта была его душа для творчества. "Не было искусства, к которому бы он был равнодушен, не было таланта, к которому бы он не проложил тропинки, все его занимало, все возбуждало его ум и разгорячало сердце... Музыка, стихотворство, живопись, лепное художество, но предпочтительно архитектура стала любимым предметом его учения" (М.Н. Муравьев).

    Львов недолго прослужил в армии, ушел в отставку капитаном и отправился за границу. Долгая поездка по Франции, Германии, Испании и Италии стала для Львова настоящим университетом, когда, по словам биографа, "везде все видел, замечал, записывал, рисовал и где только мог и имел время, везде собирал изящность, рассыпанную в наружных предметах". Словом, он вернулся в Россию иным человеком - сформировавшимся художником, творцом.

    И тут же его настигла любовь, романтическая и прекрасная, как и положено у творца. Он жил в доме своих родственников Бакуниных, где устраивались домашние спектакли. Тут Львов и обратил внимание на Машеньку Дьякову, дочь обер-прокурора Сената. "Как нежна ее улыбка, - писал французский дипломат Сегюр, - как прелестны ее уста, ничто не сравнится с изяществом ее вида, в ней больше очарования, чем смогла передать кисть, и в сердце больше добродетели, чем красоты в лице".

    Маша тоже увлеклась Львовым - да как можно иначе? Но родители девицы восстали против жениха - да кто такой этот Львов, без места, без положения, без денег! Львову отказали не только от руки Машеньки, но и от дому.

    Это было ужасно! Влюбленный Львов бродил вокруг дома обер-прокурора, посылал через горничных записки и отчаянно страдал... И вот тут, не в силах видеть страдания друга, поэт Василий Капнист , помолвленный на сестре Маши - Александре, придумал нечто оригинальное. На правах будущего родственника обер-прокурора он возил на балы как свою невесту, так и Машеньку. И вот однажды Капнист завез девушек на Васильевский остров, в Гавань, к маленькой деревянной церкви. А в ней уже их ждали Львов и священник. Машеньку и Николая быстро обвенчали, и сестры, как ни в чем не бывало, поехали на бал. Участники авантюры молчали... четыре года.

    Постепенно романтика тайных свиданий стала надоедать. "Четвертый год, - писал с отчаянием Львов, - как я женат.., легко вообразить.., сколько положение сие, соединенное с цыганскою почти жизнию, влекло мне заботы... Не достало бы, конечно, ни средств, ни терпения моего, если бы не был я подкрепляем такою женщиною (как Мария - Е.А.)".

    И только через четыре года удалось получить согласие родителей, сломленных упорством молодых. В самый последний момент перед свадьбой они покаялись, объяснили родителям, что давно уже муж и жена. Делать было нечего, и, чтобы припасы не пропали, обвенчали лакея с горничной.

    Добрый толстый покровитель

    Снисхождение родителей Машеньки понять можно - Львов был уже не тот, что раньше. Начало 1780-х гг. оказалось счастливым. У него появился не только добрый гений - Маша, но и могущественный покровитель - статс-секретарь Екатерины II Александр Безбородко .

    Толстый, неуклюжий, Безбородко был умен и прозорлив. Он оценил выдающийся талант и замечательные человеческие свойства Львова, сделал его одним из своих доверенных людей, а потом познакомил с Екатериной II, которой очень понравились архитектурные проекты Львова, несмотря на то, что Львов нигде не учился. Он стал получать заказы, спроектировал знаменитые Невские ворота Петропавловской крепости, а затем начал проектировать и строить Петербургский почтамт. Здесь же на казенной квартире Львов и поселился.

    Салон в казенной квартире

    В 1780-90-е гг. квартира Львова была литературным салоном. Сюда приходили люди замечательные - литераторы и художники: Боровиковский, Капнист, Хемницер, Левицкий, Оленин. Львов был хорошим хозяином, он не надоедал гостям, но определял тон и уровень их общения. Все признавали его безусловный вкус, называли "гением вкуса".

    Особое место в кружке и в жизни Львова занял "мой друг, радость" Гавриил Державин , ставший его близким приятелем на всю оставшуюся жизнь. Львов был для Державина высшим судией, при этом Львов, человек легкий, независтливый и умный, никогда не пытался встать выше Державина.

    Впрочем, и сам Львов был наделен литературным дарованием. В век высокопарности и манерности литературы он был за простоту и естественность, непривычную тогда в литературе, знал цену русскому языку, собирал русские народные песни.

    В 1787 г. он написал комическую оперу "Ямщики на подставе". В ней нет любовной интриги, нет идеализированных пастушков и пастушек, зато есть грубоватый народ, ямщики, крестьяне, пьяницы.

    Вот ремарка Львова для дирижера: "Начни-ка помаленьку как ямщик, будто издали едет, не поет, а тананычет, а после, чтобы дремота не взяла, пошибче, да по-молодецки, так.., ребята подхватят". Такой народности до времен Глинки и "Могучей кучки" русская музыка не знала...

    Отец русской усадьбы

    Но все-таки Россия благодарна Львову не за оперы и стихи, а за русскую усадьбу, отцом которой он, в сущности, стал. Львов сумел приспособить итальянскую ротонду - круглый купольный зал - к условиям России.

    Церковь-ротонда, созданная Львовым в его имении в Никольском, стоит на горке и имеет свой прелестный секрет: издали видно, что вначале вечернее солнце золотит лучами купол, а потом как бы "заходит" на ночь в свое "жилище" - храм Солнца.

    Благодаря Львову, на смену большому неудобному дому, похожему на жилища крестьян, пришли дворянские особняки классицизма с изящными портиками, пилястрами, колоннами. Расположенные на возвышенности, они были искусно обрамлены садами и парками, разбитыми с учетом природы и общего пейзажа вокруг. Отражаясь в неподвижной глади прудов или тихих рек, дворянские особняки приветливо смотрели на мир, несли окрестностям гармонию, покой, демонстрируя, как человеческие сооружения могут быть продолжением природы.

    Неудивительно, что такие усадьбы становились любимыми гнездами тысяч дворян, которые спешили в своих экипажах по дороге, с нетерпением ожидая, когда вдали, на холме, сверкнут белизной колонны родного дома, появится ажурная изящная беседка в парке над прудом и всплывет из-за крон деревьев купол церкви. Это и есть образ Родины.

    Но особняки Львова были удобны для жизни. Гостей в Никольском поражали необыкновенные изобретения вроде воздушного отопления. Камин у Львова работал кондиционером: воздух, нагреваемый в нем, попадал в трубы, шел в особые вазы с розовой водой и распространялся по комнатам ароматным и теплым. И все это (и многое другое) в доме Львова было сделано ради главного - наслаждения жизнью:

    Сберемся отдохнуть мы в летний вечерок

    Под липу на лужок,

    Домашним бытом окруженны,

    Здоровой кучкою детей,

    Веселой шайкою нас любящих людей,

    Он (Бог - Е.А.) скажет: как они блаженны...

    "Дай мне пожить немного"

    Львов фонтанировал идеями. Он делал технические изобретения вроде землебития (так, из земли он построил Приоратский замок в Гатчине), задумал переустройство бань, увлекался коммерческими проектами, чтобы разбогатеть. Но, увы!

    Коммерция русской интеллигенции обычно состоит в том, что покупает она дорого, а продает дешево. Когда Львов выступил инициатором отопления Петербурга отечественным каменным углем и завез в город тысячи его пудов, то уголь, который никто не покупал, случайно загорелся и, несмотря на все усилия пожарных, горел два года, досаждая дымом всему Петербургу.

    К началу XIX века Львов стал много болеть. Умер и вечный покровитель Львова - Безбородко. Мысли о заработке отравляли жизнь. Но все же Львов любил жить и творить. Дома, церкви и почтовые станции, мосты, всем нам известные верстовые столбы на дороге из Петербурга в Москву - все это Львов. А прелестная церковь в Мурино, а архитектурная шутка - церковь "Кулич и Пасха"?

    Ему казалось, что так еще мало сделал, и поэтому просил у Бога: "Дай мне пожить немного". Но нет! Не дал! В 1803 г. Львов умер, а следом за ним ушла и Маша.

    Державин взял трех сирот - девочек Львовых - в свой дом и воспитал их как своих детей, глядя как с годами в них все явственней и четче проступает то озорство и изящество Львова, то мягкое очарование Маши...

    Имя Николая Александровича Львова (1751-1803) много значит для истории русской культуры XVIII века. Архитектор и инженер, поэт и переводчик, гравер и рисовальщик, изобретатель и исследователь, музыкант и фольклорист, общественный и государственный деятель - вот далеко не полный перечень занятий Львова. Почетный член Академии художеств, член Российской Академии, он был довольно близко связан с выдающимися людьми своего времени: Г.Р.Державиным, В.В.Капнистом, Г.Л.Боровиковским, гр. С.Р.Воронцовым и др. Довольно точную характеристику дал своему близкому другу Г.Р.Державин: "Он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества, отличался тонким и возвышенным вкусом, по которому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться от него не могло. Люди, словестностью, разными художествами и даже мастерствами занимающиеся, часто прибегали к нему на совещания и часто приговор его превращали себе в закон". Н.А.Львов родился в небогатой дворянской семье. Детство и юность провел в родовом поместье Черенчицы в Тверской губернии. В 1868 году, приехав в Санкт-Петербург, он поступил в лейб-гвардейский Измаиловский полк, где окончил офицерскую школу. Затем перешел на службу в Коллегию иностранных дел, стал часто бывать за границей. Будучи дипломатом и писателем (входил в "кружок Державина"), архитектурой Н.А.Львов занимался нерегулярно. Несмотря на это, сохранилось довольно много его построек: Никитские ворота Петропавловской крепости, здание Почтового двора (Почтамт) в Санкт-Петербурге, Приоратский дворец в Гатчине, Борисоглебский собор в Торжке, церковь святой Екатерины в Валдае и другие. Но, на наш взгляд, наиболее выразительны его усадебные постройки и садово-парковые ансамбли, где перед архитектором появлялась возможность на практике воплотить свои представления о разумном и прекрасном, реализовать идеи и увлечения, применить изобретения по отоплению и землебитному строительству. Кроме Торжокских усадеб (Знаменское-Раек, Никольское-Черенчицы, Митино, Василево), построил Н.А.Львов еще и Званку для Г.Р.Державина, Кирианово для княгини Дашковой, Очкино для Судиенко в Черниговской губернии, Вороново для Ростопчина. . . К сожалению, многое не сохранилось. Но и то, что мы видим сегодня, полно удивительной гармонии и целостности.

    Библиография:
    История русской архитектуры. Спб., 1994
    Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. Спб., 1997
    Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., 1988
    Греч А.Н. Венок усадьбам // Памятники Отечества № 32. М., 1994-1995
    Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М., 1993
    Балдина О.Д. От Валдая до Старицы. М., 1968



    Вверх