Лучшие картины русского художника бориса кустодиева. Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927) Описание картины кустодиева купчиха за чаем

«Купчиха за чаем» — картина русского художника Бориса Кустодиева, написанная им в 1918 году. На картине изображена купчиха, сидящая за чаем на террасе своего особняка на фоне провинциального городского пейзажа. В этой работе Кустодиев воплотил свой давний замысел о создании картины на тему купеческого чаепития, но с женщиной в качестве главной героини полотна. Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но была она вовсе даже не купчихой,


Женщина, пьющая чай (Набросок Кустодиева с Адеркас для картины "Купчиха за чаем")

А баронессой — Галиной Адеркас, наследницей дворянского рода из Астрахани, с родины Кустодиева. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Итак, баронесса Адеркас Галина Владимировна, студентка-первокурсница медицинского факультета в г. Астрахани позировала Б. М. Кустодиеву для картины «Купчиха за чаем» в 1918 г.
Вероятнее всего она была дочерью Адеркаса Владимира Викторовича (1845—1898), генерал-майора, участника Среднеазиатских походов. К сожалению, дальнейшая судьба Галины Владимировны неизвестна. Учитывая сколь родовита она была, возможно ей не удалось избежать "чисток" 1937 года...
Остзейский дворянский род - Адеркас - прослеживается с 13 века. Первым представителем рода в 1277 году упоминается рыцарь Иоганнес де Адрикас, вассал Архиепископа Рижского в Ливонии. Предполагается, что родовое имя происходит от названия феода Адрикас, который находился в окрестностях замка Лемзаль. Здесь же в 1357 году Иоганн фон Адеркас был пожалован леном Кадфер. В 1491 году Арнт фон Адеркас приобрёл имение Бистервольде, земли которого находились во владении рода до конфискации 1920 года. Представители рода служили Датской, Шведской, Польской, Прусской и Российской коронам.
Вот такая купчиха рыцарских кровей...

Интересные подробности от shakko_kitsune :
"В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. В этот период Адеркас была совсем молода, студентка-первокурсница медицинского факультета. И честно говоря, на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше и не такой внушительной. Изучала она, как говорят, хирургию, но увлечения музыкой увели ее в другую сферу. Обладательница интересного меццо-сопрано, в советские годы Адеркас пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов, но большого успеха не добилась. Вышла замуж она, судя по всему, за некоего Богуславского и, возможно, стала выступать в цирке. В Рукописном отделе Пушкинского Дома даже хранятся рукописные воспоминания за авторством Г.В. Адеркас, озаглавленные «Цирк - это мой мир...». Как сложилась ее судьба в 30-е и 40-е годы - неизвестно. "

Кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными - отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери - все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства - семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе




Б. Кустодиев. В старом Суздале, 1914


Б. Кустодиев. Яблоневый сад, 1918


Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В. Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».


Б. Кустодиев. Провинция, 1919

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем - еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», - говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.


Б. Кустодиев. Троицын день, 1920

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас - баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства - это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.


Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918. Эскиз

О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. - предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.

Одна из самых знаменитых картин Бориса Кустодиева (1878 – 1927) «Купчиха за чаем» была написана 101 год назад – в 1918 году. Сейчас произведение хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В картине Борис Кустодиев воплотил свой давний замысел – создать картину на тему купеческого чаепития, в центре которой – образ русской пышнотелой красавицы. Это жизнерадостное полотно, пронизанное светом, художник написал в один из самых драматичных периодов своей жизни, когда потерял возможность ходить.

8 интересных фактов о картине «Купчиха за чаем»

1. В качестве модели для картины «Купчиха за чаем» (120 × 120 см, холст, масло) Кустодиев выбрал баронессу Галину Адеркас из Астрахани, где родился и сам художник. Галина была наследницей дворянского рода, пела в хоре. Оказалось, что в Петербурге она жила в том же подъезде, что и Кустодиевы, училась на медицинском факультете. Она охотно согласилась позировать художнику. Картину «Купчиха за чаем» Кустодиев написал за несколько дней и поспешил приступить к следующей работе.

«Купчиха за чаем», 1918

Баронесса являлась обладательницей пышных форм, именно такие типажи особенно были интересны живописцу. В творчестве Кустодиева купчихи были олицетворением мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Художник одновременно сочетал в этих образах русских красавиц и монументальность, и восхищение, и иронию, и реальность, и фантазию. «Купчиху за чаем» сложно назвать портретом Галины, Кустодиев несколько увеличил её формы и сделал чуть старше, но и многие черты оставил из первоначального эскиза модели.

Зарисовка с Галины Адеркас

2. Картина Борисом Кустодиев была создана после революции в 1918 году. «Купчиха за чаем» будто олицетворяет весь старый купеческий мир России с его укладом. Работа Кустодиева была хорошо встречена критиками и художественным сообществом.

3. Глядя на яркие, светлые краски полотна, сложно поверить, что Борис Кустодиев на момент создания «Купчихи за чаем» тяжело болел. У художника обнаружили опухоль спинного мозга, в 38 лет после операции в 1916 году он оказался прикован к инвалидному креслу. Чтобы спасти жизнь Кустодиева и добраться до опухоли, врачи могли сохранить что-то одно – или подвижность рук, или ног. Это тяжёлое решение легло на плечи жены живописца Юлии, сам художник находился без сознания. Она решила, что художник без рук жить не сможет.

Борис Кустодиев с женой Юлией, фото 1903 года

И хотя Борис Кустодиев потерял возможность ходить, он удивительным образом продолжал создавать душевные и богатые по колориту картины, в своей памяти он оживлял образы дореволюционной России, страны, которой больше не было. Реальность была совсем не похожа на светлые картины художника. Из-за нужды Кустодиеву приходилось продавать личные вещи. В письме режиссёру Василию Лужскому художник писал: «Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».


Семья Кустодиевых: слева сын Кирилл, в центре — художник с женой Юлией, справа — дочь Ирина (фото сделано в начале 1920-х)

4. Интересно, что в начале своего становления как художника Кустодиев часто писал свою супругу Юлию, которая обладала хрупким телосложением. Но для создания типа русской женщины живописцу нужны были иные модели. Художник шутил, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».


На картине «Утро» художник изобразил свою первую жену и первенца

Для многих работ в дальнейшем Кустодиеву позировала его дочь Ирина, которая в его понимании отражала тип русской женщины, например, для полотна «Русалка. Русская Венера». Кустодиев писал Ирине: «Я решил писать большую картину - Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру - ты знаешь куда? - в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна».


«Русская Венера», 1926

5. «Купчиха за чаем» - невероятно «вкусная» картина. В ней хочется рассматривать не только главную героиню, но и каждую деталь. В центре – белотелая купчиха, вальяжно восседающая за столом на балконе деревянного особняка, пьёт чай из блюдца. Она – воплощение народного идеала: губки бантиком, чёрные брови, голубые глаза, румяные щёчки. К купчихе ластится её кот, которому Кустодиев иронично придал черты его хозяйки.


«Купчиха за чаем», фрагмент

На столе у купчихи богатый натюрморт, впечатляющий своим разнообразием цвета. Здесь самовар, варенье, булочки, печенье, кекс с изюмом, фрукты и даже арбуз. А на втором плане художник изображает пейзаж провинциального города, где возвышаются церкви. Картина выглядит очень богатой по колориту, но при этом художник использовал всего несколько основных цветов, которые собраны на броши, украшающей платье купчихи: фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный.

6. Ещё при жизни художника «Купчиха за чаем» побывала на нескольких выставках. Впервые картину Кустодиев представил в 1919 году в Зимнем дворце на Первой Государственной выставке, в которой участвовали более 300 художников. Кустодиев показал 11 картин, в том числе и «Купчиху за чаем». Через год в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 своих произведений, выполненных в основном в 1915-1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».

«Купчиха за чаем» в 1924 году побывала на XIV Международной выставке в Венеции. А на следующий год картина была передана в Русский музей.

7. Тема чаепития встречается и в других картинах Кустодиева. Например, в работе «Чаепитие» 1913 года и «Купчиха, пьющая чай» 1923 года.


«Купчиха, пьющая чай», 1923

8. Героиня картины «Купчиха за чаем» вдохновил Нону Мордюкову на создание образа купчихи Белотеловой во время съёмок в фильме «Женитьба Бальзаминова». За эту роль актриса получила в 1973 году Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Сестра Мордюковой, Наталья, рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной «Мосфильма» - Ты знаешь Наташка, сделали такой грим… У меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло… Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха?».


Мордюкова в фильме «Женитьба Бальзаминова»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными - отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери - все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства - семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.



«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В. Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».


К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем - еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», - говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.


На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас - баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства - это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.


О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. - предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.


Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром. А пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева - воплощенным идеалом народной женской красоты.

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем» . С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?


Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными - отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери - все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства - семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.


«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В. Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».


К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем - еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», - говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.


На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас - баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства - это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.


О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. - предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.


Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром.


Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев . Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту - наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы. Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.


Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом. Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи. Такие тенденции во многом шли вразрез с авангардными течениями модернистского искусства начала ХХ в. Эстетика модерна ориентировалась на другие стандарты красоты: изысканная чувственность, рафинированный излом, декаданс и усталость. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.


Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности - тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. заставляли бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Благодаря работам Кустодиева мы можем сложить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.


Кустодиев - автор целой галереи женских образов. Его часто обвиняли в том, что он изображает не народный, а простонародный идеал красоты, хотя его работы далеки от идеализации - многие видят в них иронию и гротеск. Некоторые критики утверждают, что его творческая манера - это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.


Б. Кустодиев. Слева - *Купец с купчихой*, 1914. Справа - *Купчиха*, 1919


Часто моделями для купчих Кустодиева становились представительницы интеллигентной среды - для «Купчихи за чаем» ему позировала Г. Адеркас - студентка медицинского факультета, жившая по соседству. Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».



Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Критики же видели в этой картине «и любование, и эротику, и иронию».


Б. Кустодиев. Слева - *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа - *Купчиха*, 1923


Б. Кустодиев. Слева - *Купальщица*, 1922. Справа - *Русская Венера*, 1925-1926

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.


Б. Кустодиев. Слева - *Купчиха на балконе*, 1920. Справа - *Купчиха с зеркалом*, 1920


Несмотря на современные стандарты красоты, идеализирующие модельную внешность, и сегодня находятся приверженцы других взглядов -



Вверх