Литература конца xix – начала xx века общая характеристика.
Русская литература XX века ("Серебряный век". Проза. Поэзия).
Русская литература XX века - наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уровень вполне сопоставим с нашей классикой.
На протяжении всего столетия возникает в обществе и в литературе острый интерес к художественному наследию и духовному потенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традицией носит сложный характер: это не только развитие, но и отталкивание, преодоление, переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы - модернизм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понимание задач искусства, свое отношение к традиции, языку художественной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание личности, ее места и роли в истории и национальной жизни.
Литературный процесс в России XX века во многом определялся воздействием на художника, культуру в целом различных философских систем и политики. С одной стороны, несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX начала XX века (труды Н. Федорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.), с другой - марксистской философии и большевистской практики. Марксистская идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат, изгоняя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго регламентированными идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом съезде советских писателей в 1934 году.
Начиная с 1920-х годов, наша литература перестает существовать как единая национальная литература. Она вынужденно разделяется на три потока: советская; литература русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображениям. Эти потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не имел возможности представить целостную картину развития национальной литературы. Это трагическое обстоятельство составляет одну из особенностей литературного процесса. Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие творчества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др. В настоящее время активная публикация произведений писателей-эмигрантов всех трех волн, произведений, долгие годы пролежавших в писательских архивах, позволяет увидеть богатство и многообразие национальной литературы. Появилась возможность подлинно научного ее изучения во всем объеме, постигая внутренние закономерности ее развития как особой, собственно художественной области общеисторического процесса.
В изучении русской литературы и ее периодизации преодолеваются принципы исключительной и прямой обусловленности литературного развития социально-политическими причинами. Конечно, литература реагировала на важнейшие политические события времени, но в основном в плане тематики и проблематики. По своим художественным принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духовной жизни общества. Традиционно выделяются следующие периоды :
1) конец XIX века - первые десятилетия XX века;
2) 1920-1930-е годы;
3) 1940-е - середина 1950-х годов;
4) середина 1950-х-1990-е годы.
Конец XIX века были переломным историческим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, политизацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Человеческая личность осознается как единство многих начал - социального и природного, нравственного и биологического. И в литературе персонажи не определяются исключительно и по преимуществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.
Впоследствии поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным веком» русской литературы. Современный исследователь М. Пьяных так определяет этот этап отечественной культуры: «Серебрянный век» - в сравнении с «золотым», пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX - начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.) и эпилог (годы Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны), то началом его можно считать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом - речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии» - Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского связаны две основные, активно взаимодействующие между собой тенденции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная».
Тема судьбы России, ее духовно-нравственной сущности и исторических перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме национального характера, специфике национальной жизни, природы человека. В творчестве писателей разных художественных методов они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критического реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А. Серафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И. Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов условности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия - писателями-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым, экспрессионистом Л. Андреевым и др. Рождается и новый герой, «непрерывно растущий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой М. Горького, герой социалистического реализма.
Литература начала XX века - литература философской проблематики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни приобретают в ней глобальный духовный и философский смысл.
Определяющие черты литературы этого периода:
интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа;
интенсивный поиск новых художественных средств выразительности;
появление нереалистических методов - модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);
тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием.
Борьба двух основных художественных систем - реализма и модернизма - определила развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые возможности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.
Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руководимом М.Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демократической литературы 60-70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям. Продолжалась чеховская традиция.
Проблемы исторического развития общества, активной созидательной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творчестве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).
Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др.
Особое место занимает в литературном процессе проза символистов. Философское осмысление истории характерно для трилогии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю и стилизацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф. Сологуба формируется поэтика модернистского романа, с его новым осмыслением классических традиций. А. Белый в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические возможности языка, литературные и исторические реминисценции для создания романа нового типа.
Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.
В середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова теоретически обосновывался русский символизм. Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рембо. Символисты провозгласили как основу своего творчества мистическое содержание и символ - основное средство его воплощения. Красота - единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.
В начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из символизма выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком, С. Соловьевым, Ю. Балтрушайтисом. На младосимволистов огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была характерна трактовка событий современности и истории России как столкновения метафизических сил. В то же время для творчества младосимволистов характерно обращение к социальным вопросам.
Кризис символизма обусловил появление нового течения, противостоящего ему, - акмеизма. Акмеизм сформировался в кружке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др. Они пытались реформировать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» восприятие мира, «вещную» ясность образа. Для поэзии акмеистов характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.
В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии - футуризм. Футуризм неоднороден: внутри него выделяются несколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так называемому общественному вкусу и здравому смыслу». Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.
Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профессиональными художниками.
Свое особое место в литературном процессе начала века занимала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культуру (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)
Литература XX века ярко отражает противоречивую действительность этого столетия. XX век - эпоха роста самосознания народов, мощных национально-освободительных движений. В этот период создаются произведения прозы, драматургии, поэзии, литературно-критические статьи, литературные манифесты. Наблюдается не только разнообразие жанров, но и появление различных течений, направлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века. В литературе дальнейшее воплощение получил реализм. Картина его развития, однако, неоднородна. Развитие реализма в ряде литератур начала XX века отмечено рядом кризисных явлений: сказывалось влияние общекультурных факторов, которые определили существенные изменения в реализме и вызвали к жизни новые направления. Возникают такие авангардистские течения, как экспрессионизм, футуризм, кубизм, дадаизм и др. Реализм также не отмежевывается от эстетических исканий. Он становится значительно богаче в жанрово-стилевом отношении. Появляются новые формы изображения действительности, расширяется круг тем. Социально-бытовое начало произведений XIX века постепенно сменяется философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой. «Поэтика жизнеподобия», служившая воспроизведению «жизни в формах самой жизни» и определявшая облик реалистической литературы XIX века, уступает место иным структурообразующим тенденциям; существенную роль начинает играть условность (А. Франс, Б. Шоу, Г. Уэллс и др.). конкретно-эмпирическое изображение действительности в творчестве этих и других авторов органически соединяется с обобщенно-символическим. В психологизации искусства слова, наблюдаемой в ранней прозе К. Гамсуна, новеллах Т. Манна, драмах Г. Ибсена и А. Стриндберга, отчетливо просматривается перспектива литературы новейшего времени. Большое место в реалистической прозе XX века занимают масштабные, монументальные полотна («Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Будденброки» Т. Манна и др.). Поражает многообразие романных форм: социально-психологический роман (Т. Манн, Р. Роллан), социально-политический (Дж. Лондон, Т. Драйзер), исторический (М. Твен, А. Франс), сатирический (Г. Манн) и др. Однако определить форму того или иного произведения без возможных оговорок и уточнений почти немыслимо: каждому из них присущи качества различных жанровых модификаций. Среди новаторских течений начала XX века достаточно широкое распространение получил экспрессионизм (Германия, Австрия). Экспрессионизм возник как оппозиция искусству XIX века, и прежде всего - импрессионизму, натурализму, романтизму, хотя можно найти линии, связующие его с романтиками, с поэзией А. Рембо, М. Метерлинка. Экспрессионизм провозглашал целью искусства спонтанное, взрывоподобное выражение «я» художника, высвобождение энергии творца, по возможности не связанного с материальным миром, ибо тот олицетворяет хаос, зло. Происходит сознательное искажение форм действительности. Для стиля экспрессионизма характерны: тяготение к абстракциям, замена конкретных персонажей символами (Женщина, Неистовый Воин, Отчаяние и т. д.). Элементы поэтики экспрессионизма есть в произведениях немецких писателей, драмах Б. Брехта. Все громче заявляют о себе художники других модернистских направлений. Среди наиболее последовательных модернистов первой половины XX века самыми признанными стали Дж. Джойс (литература «потока сознания»), Ф. Кафка. Кафка - модернист прежде всего по мироощущению: замкнутость на себе, изолированность от людей, неверие в возможности человека что-либо изменить к лучшему, вырваться из круга унизительной рабской зависимости от сил зла. Человек обречен на одиночество, он слаб и уязвим, он незащищен перед бедой, перед всемогущим и непостижимым роком. В 40-50-е годы имя Ф. Кафки получает международную известность, которой немало способствовала высокая оценка его произведений Ж. Сартром и А. Камю - общепризнанными мэтрами набиравшего силу и входившего в моду экзистенциализма. Экзистенциализм пользовался необыкновенной популярностью в послевоенные годы, особенно популярен был его французский вариант, который попытался идею абсолютной свободы человека связать с идеей «ангажированности», вовлеченности в исторический процесс - идеей, которая была прямым порождением антифашистского Сопротивления. В буржуазных странах экзистенциализм возник в результате кризиса общественной системы. Он оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада, на умонастроения буржуазной интеллигенции. Характерные черты экзистенциализма - пессимизм, субъективистское толкование свободы, отрицание рационального познания и утверждение интуитивного (непосредственного) постижения реальности. Человеческое существование (экзистенция) проявляется через заботу, страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть; человек постигает экзистенцию в пограничных ситуациях (борьба, страдания, смерть). Постигая свое существование, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя. Большой интерес представляют смелые эксперименты в области драматургии. В ряде пьес и постановок 50-60-х годов доминирует экзистенциалистская идея абсурдного бытия, изображение одинокого человека во враждебном мире. Возникает «театр абсурда» (француз А. Адамов, румын Э. Ионеско, ирландец С. Беккет). Бытие в пьесах предстает лишенным смысла и цели, разум - бессильным и порабощенным ложными идеями, над всем возвышается абсурд как альтернатива непреодолимой смерти. Еще одним направлением, противопоставившим себя реализму, стал сюрреализм. Это был своеобразный бунт против буржуазного общества, который нередко граничил с лингвистической «алхимией» и чистым экспериментом. Целью искусства провозглашались абсолютно свободное творчество, высвобождение психической энергии, достижение сверх реальности. Разрушение логики, загадочные сновидения, случайные ассоциации - таково проявление индивидуалистической «сюрреалистической революции» (ранние творческие опыты Л. Арагона, П. Элюара; Ф. Г. Лорка и др.). Возникает плеяда неороманистов. «Новый роман», или «антироман», принципиально осудил всякую политическую, социальную, философскую и нравственную тематику, всякую злободневную тематику вообще. Разрушается структура реалистического романа: в неоромане отсутствует типизация, хронологически последовательное повествование, сюжет, системы характеров. Все внимание сосредоточено на подсознании, на глубинном психологическом анализе. Неороманисты (Н. Саррот, К. Мориак) воссоздают душевные состояния, жизненный хаос, как можно менее упорядоченный. Фантазия и воображение писателей ставит порой «неороманы» на грань между реальным и воображаемым. Среди своих «учителей» неороманисты называли М. Пруста и Дж. Джойса. Англичанин Дж. Джойс стал выдающимся представителем литературы «потока сознания». Писатель воссоздает хаотичный внутренний монолог, «фиксирует» мельчайшие движения сознания в том порядке, в каком они возникали, передает душевные состояния в свободных ассоциативных потоках с ослабленными или предельно завуалированными логическими связями. Элементы «потока сознания» встречаются у Л. Толстого, М. Горького, У. Фолкнера, М. Слуцкиса. «Поток сознания» использовала как своего рода формальный эксперимент английская писательница Вирджиния Вулф. В своем творчестве она отдавала предпочтение воспроизведению микропроцессов психики. В. Вулф стала теоретиком «психологической школы», которая рассматривала воображение художника как основу творчества, утверждала приоритет субъективного над объективным. Писательница решительно выступала против реалистов (Голсуорси, Уэллса) и фактически отрицала социальную и нравственную проблематику искусства. Реализм, как литературное направление, не только не отступил под натиском бесконечно богатых исканий в сфере средств художественной выразительности, но и упрочил свои позиции, взаимодействуя с различными модернистскими течениями, заимствуя некоторые элементы их эстетики. Утверждением реализма характеризовалось в начале XX века литературное развитие США, Бельгии, скандинавских стран. Укрепились позиции реализма в Италии и Испании, усилились его тенденции в литературах Востока и Латинской Америки.В общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы - о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.
Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.
Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!
В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых , которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.
Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики , К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.
Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946—1953 гг.); "оттепель" (1953—1965 гг.); застой(1965—1985 гг.), перестройка (1985—1991 гг.); современные реформы (1991—1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.
Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.
В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.
Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.
Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.
В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.
Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.
Судьбы русских писателей XX века драматичны, поскольку именно тогда литература в нашей стране впервые стала по-настоящему влиятельной силой, которую можно было так или иначе направить — в зависимости от политической конъюнктуры. И это обстоятельство в той или иной степени сказалось на жизненном и творческом пути каждого из русских литераторов, включая самых маститых и, казалось бы, обласканных властью, — таких, например, как Максим Горький, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов. Перед русскими писателями XX века неизбежно вставала проблема нравственного выбора в ситуации, когда приходилось либо жертвовать честью, либо оставаться «за бортом».
Эпоха, в которую они творили, была отмечена сложнейшими и противоречивыми событиями. Страна пережила три революции, одну гражданскую и две мировых войны, национальные трагедии невиданного доселе масштаба — коллективизацию и «красный террор». Одни из писателей оказались вольно или невольно втянутыми в водоворот этих событий. Иные же отстранялись, уклонялись от участия в социальной борьбе. Но и те, и другие — дети своего времени, испытавшие вместе с родиной мучительную духовную драму. В этих немыслимых условиях писатели были призваны выполнять свою главную миссию — ставить перед читателем «вечные» вопросы о жизни и смерти, о человеческом предназначении, о том, что есть истина и справедливость, память и долг.
Таким образом, творчество лучших русских писателей XX века — это выстраданная боль за судьбы Отечества и родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, искажено.
Культура, которой в неистовстве нового нигилизма, в бесовстве берлиозов, швондеров и шариковых, прорвавшихся к власти, грозила смертельная опасность, была великой ценностью дна Михаила Булгакова. Он остро ощущал трагедию духовного беспамятства, самодовольного стремления усовершенствовать человеческую природу по своему разумению и прихоти.
Духовность, озадаченность смыслом жизни, «проклятыми вопросами» бытия — вот характерные черты созданных им положительных персонажей, в числе которых первым, разумеется, следует назвать мастера, героя бессмертного булгаковского романа. В его судьбе отражена горькая и достойная самого высокого уважения судьба самого Булгакова.
Бездомные, бесприютные герои романа «Мастер и Маргарита» становятся объектами травли, доносов, арестов, предательства. Судьба их типична и, к несчастью, закономерна в описываемом обществе. Они живут не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренней логике. Мастер и Булгаков знают своё дело, видят смысл и назначение своего творчества, сознают себя исполнителями особой общественной миссии. И потому им нет места в стране «победившего социализма» — ни как писателям, ни как мыслителям, ни как личностям.
Михаил Булгаков разделил судьбу многих русских писателей, которые умерли безвестными, но к концу столетия стали знаменитыми и читаемыми, с опубликованием произведений получили второе рождение. Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам... Они интересны прежде всего не своей принадлежностью к цеху литераторов — это в первую очередь духовно свободные, внутренне независимые личности. Творить им помогала вера в то, что «рукописи не горят». Эти писатели создавали свои произведения, сообразуясь только с собственной совестью и общечеловеческими представлениями о нравственности.
Они творили, не «наступая на горло собственной песне», и потому их судьбы вызывают в нас бесконечное уважение.